На западе августин составил краткие замечания неисправные в изданиях (Migne 34t.). Иероним составил краткий и обширный комментарий (М.23 и 26tt.), Григорий Великий составил 37 книг «Moralia» (т.е., нравственное объяснение. М.75 и 76tt.). В новой западной литературе много экзотических трудов. Наиболее ценны: Zschocke. Das B. Hiob ubersetzt u. erklart. 1875. Delitzsch. 1876. Knabenbauer. 1885. Lesetre. L. D. iob. Par. 1886. Volk. B. Hiob. 1889. Здесь и новая литература указана. Dillmann. 1891. Новейшие труды отрицательного направления: Budde. 1896. Duhm. 1897. Baethgen. 1898. Delitzsch. Frid. 1902. Ley. 1903. Hantheim. 1904. В русской литературе есть две экзегетических монографии: Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением (Вятка. 1860) и: Троцкий. Книга Иова. Последовательное изъяснение славянского текста (Тула. 1880), и библиографическая монография архим. (впоследствии епископа) Филарета: Происхождение книги Иова. Киев. 1872. 2.Псалтирь После книги Иова в славянском и русском переводах помещается Псалтирь, занимающая в разных изданиях Библии разные места 183 . Псалтирь у Евреев называется sefer tehillim или сокращенно tillim, tillin, tilli – книга славословий, вследствие употребления ее при богослужении «во славу Божью». Реже она называется sefer tefillot – книга молитв (ср. пс. 16:1; 72:20). У 70 она названа ψαλμο – песни, сопровождаемые игрою на музыкальном инструменте. В Новом Завете соответственно этому употреблен термин: ββλος ψαλμν ( Лук.20:42 ; Деян.1:20 ). В Александрийском кодексе: Ψαλτριον, в славянском (Елизаветинского издания, а в Острожском надписывается: «Царя Давида Песнь») и русском переводах: Псалтирь, по названию греческого музыкального струнного инструмента. Псалтирь содержит в себе 150 отдельных священных песней, преимущественно имевших богослужебное употребление, и может быть названа книгою священных песнопений еврейского народа. По прекращении храмового культа, она сделалась преимущественно молитвенною книгою для общественных собраний и домашней молитвы ( Пс.101:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Вследствие сего начальник Пермской губернии просит его, г. Министра, исходатайствовать, чтобы дозволено было небольшие статьи духовного содержания помещать в Пермских ведомостях, с одобрения местного епархиального Преосвященного, собственно в уважение отдаленности Пермской губернии от мест, где учреждены духовно-цензурные комитеты. Принимая в соображение, что проповеди духовенства могут оказать благотворное влияние на мирный и правильный ход крестьянского дела, и что просмотре сих проповедей местным Епископом составляет вполне достаточное за них ручательство, г. Тайный Советник Валуев полагал бы, что, как настоящее представление начальника Пермской губернии, так и другие, подобным сему, ходатайства могут быть удовлетворяемы. Признавая предположение начальника Пермской губернии о помещении в губернских ведомостях произносимых духовными лицами замечательных проповедей весьма полезным, – Свят. Синод определяет: предписать циркулярными указами Преосвященным епархиальным Архиереям, чтобы они по усмотрению своему разрешали печатание проповедей в губернских ведомостях, по ходатайствам о том местных гражданских начальств 57 . 303. 25 января 1821 г. О правилах преподавания в церквах учения. По указу Его Императорского Величества, Св. Правительствующий Синод имели рассуждение, что общественное и частное наставление православного народа в вере и благонравии христианском, при возрастающем впрочем попечении духовных и содействии светских начальств, еще подвержено немаловажным недостаткам, как-то: великое число народа, в низших его классах, по безграмотности остается и детей своих оставляет без правильного домашнего наставления в истинах христианских; поучения, читаемые при Богослужении из печатных книг, не всегда бывают вразумительны по языку, и не всегда могут быть сообразны с потребностями слушателей по содержанию; собственные проповеди духовенством произносятся не довольно часто, большею частью без постоянного расположения времени и предметов и без достаточного применения к разумению и состоянию большей части слушателей; а посему многие, особенно не имевшие случая наследовать расположение к благочестию чрез пример и предание от добрых родителей, имеют весьма недостаточные, а иногда и неправильные, понятия о существенных обязанностях христианских, многие равнодушные к вере не возбуждаются, впавшие во грехи не чувствуют гибельности своего состояния и не ищут исправления, слабые не предохраняются от совращения лжеучителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Память их в род и род». «Души их во благих водворятся». Между тем этим псаломским стихам ( Пс.65:5, 101:13 ; Ср. Пс.134:13, 24:13 ) должно быть уделяемо особое внимание. По существу эти стихи являются основными, а аллилуиа припевается к ним. Воспоминая о наших дорогих усопших, мы хвалим Господа, поем Ему аллилуиа за то, что они, как чада Церкви Православной, избраны и приняты Господом и потому блаженны: что хотя они умерли телесно, но память о них сохраняется в род и род, так как они наследуют жизнь вечную 597 и что души их во благах водворятся, т. е. наследуют именно блаженную вечность. Поэтому означенные стихи предназначаются для торжественного, насколько возможно, выразительного и отчетливого исполнения, чтобы их библейское содержание не ускользало от внимания молящихся. Стоящее в последовании панихиды выражение и глаголем стихи сия по обычному употреблению его в богослужебных книгах соответствует выражению «поем» 598 . Поэтому аллилуиа со стихами должно выполнять таким образом: сначала канонарх 599 поет на 8-й глас аллилуиа трижды. По окончании пения его то же самое повторяет правый лик. Когда окончится пение на клиросе, канонарх поет тем же напевом 8-го гласа первый стих: Блажени яже избрал... По окончании стиха левый лик поет аллилуиа трижды. Таким же образом поют канонарх дальнейшие стихи, а певцы новые аллилуиа чередуясь, а не одновременно, как бы перебивая друг друга. ТРОПАРЬ НА ПАНИХИДЕ За аллилуйей следует тропарь Глубиною мудрости с его богородичном. Этот тропарь употребляется в качестве дневного только в две вселенские субботы, – во все другие поминальные субботы употребляются другие тропари 2-го гласа. Употребление на панихиде, службе более частного характера, предназначаемой по преимуществу для поминовения отдельных усопших, того тропаря, который на общественном богослужении, является отличием лишь вселенских суббот, сближает частное поминовение с поминовением общим, вселенским, каковым по существу и является всякое вообще поминовение, совершаемое в Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Греческие памятники оправдывают практику старопечатных требников, так как среди одежд великосхимника указывают и паллион, хотя помещают его не в самом конце, а перед сандалиями 552 , или же прямо после хитона 553 . Обряд торжественного шествия нового великосхимника после литургии в трапезу, дословно взят нашими старыми требниками из греческих 554 . Великосхимник в течении 7 дней неотлучно пребывал в церкви, и на восьмой день священник читал ему те же две молитвы на снятие кукуля, что и ныне. Такое же количество временя пребывал великосхимник в церкви и такими же молитвами сопровождалось снятие с него на восьмой день кукуля и в церкви греческой 555 , где этот обряд иногда выделялся в особое последование 556 . В ΧVII веке к этому окончанию чина в 8-й день, у нас на Руси присоединился еще обряд вручения великосхимника старцу. Но требник 1639 года, в данном месте счел этот обряд неуместным и перенес его в чин малой схимы. Самый обряд подробно изложен нами выше. Откуда он позаимствован, сказать, за неимением данных, не можем. В греческой церкви, по снятии кукуля в 8-й день, собравшаяся, во главе с игуменом, братия давала великосхимнику приветственное лобзание 557 – то же, как видели, было и перед нашим обрядом вручения новопостриженного старцу. Вместо этого вручения, в церкви греческой новый великосхимник оглашался особым поучением 558 . В отношении к чину великой схимы, XVII век может быть еще отмечен двумя характерными явлениями: в это время появляются в русской богослужебной практике, во 1-х, особый вид чина великосхимнического пострижения, приспособленный к совершению его помимо литургии, и, во 2-х, сокращенные Уставы великой схимы. Когда чин великосхимнического пострижения не соединялся с общественным (суточным) богослужением, то он получал такой вид: Положив «семипоклонный начал» 559 , священник делал возглас, после коего и, по обычных предначинательных молитвах, читался пятидесятый псалом, после которого исполнялся великосхимнический канон и три стихиры «образу». (Когда чин пострижения соединялся с общественным богослужением, то канон исполнялся на утрени, а стихиры – на вечерне).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Михаил Андреевич Рейснер (1868–1928 гг.), после Октябрьской революции 1917 г. заведовал отделом законодательных предположений Наркомюста РСФСР. Автор/соавтор текста декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Принимал участие в составлении первой советской конституции (1918 г.), работал в Наркомпросе при проведении первой реформы высшей школы и совместно с M. H. Покровским основал Социалистическую (впоследствии Коммунистическую) академию. Был одним из пионеров марксистской разработки вопросов социальной идеологии и психологии. Публикацию сопровождало короткое пояснение, в котором говорилось, что данный проект в настоящее время рассматривается Совнаркомом и вскоре будет внесен на утверждение во ВЦИК Советов. В тексте проекта было 13 пунктов: «1. Религия есть частное дело каждого гражданина Российской республики; 2. Запрещается издавать местные законы или постановления, которые могут ограничивать свободу совести; 3. Каждый гражданин может исповедовать какую угодно религию или не исповедовать никакой; 4. Отменяются официальные обряды во всех государственных учреждениях; 5. Отменяются религиозные клятвы и присяги, вместо них вводится торжественное обещание; 6. Запись рождений, смертей и браков ведется без участия духовных лиц; 7. Церковные и религиозные общества приравниваются к частным обществам; 8. Отменяется всякое преподавание религиозных предметов в учебных заведениях; 9. Не допускается принудительное взыскание церковных сборов; 10. Церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью и не имеют юридического лица; 11. Все имущество церковных и религиозных обществ с момента издания декрета поступает в собственность государства; 12. Имуществом приходов будут ведать волостные, земские и городские самоуправления; 13. Церковные здания для общественных богослужений предоставляются лишь с разрешения представителей по заведыванию религиозным имуществом». Некоторые из положений, в свое время предлагавшиеся М. Галкиным, были отброшены. Например, в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ), в фонде Наркомфина РСФСР, хранится рукописный текст М. Галкина, датированный 17 января 1918 г. и озаглавленный «О закрытии кредитов для церкви» (РГАЭ, ф. 7733, оп. 1, д. 37, л. 1–1 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

Когда петиция была только опубликована, под ней стояла подпись еще одного высокопоставленного иерарха – префекта Конгрегации богослужения и дисциплины таинств кардинала Робера Сара. Однако уже через несколько часов после публикации кардинал Сара отозвал свою подпись. Кардинал и префект дикастерии Римской курии «обязан проявлять определенную сдержанность в политических вопросах, – заявил африканский прелат в своём Твиттере. – Поэтому я напрямую попросил авторов петиции не упоминать меня». «Как частное лицо, я разделяю обеспокоенность по поводу ограничения фундаментальных свобод, однако я не подписывал эту петицию», – подчеркнул кардинал Сара в другой записи. В ответном заявлении архиепископ Вигано подчеркнул, что ранее Сара дал согласие на размещение своей подписи под документом, что может быть подтверждено записью телефонного разговора двух прелатов. Тем не менее, подпись кардинала Сара была удалена с официального сайта воззвания. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/politnews/2020/05/13/...

Если бы свобода творчества и была совместима так или иначе с господством византийско-русской иконографической традиции, то и в таком случае Стоглав не мог рекомендовать ее иконописцам: ни подготовка этих иконописцев, ни наличный опыт не могли предвещать ничего хорошего от произвольных самоизмышлений. Даже люди таланта, усвоившие все плоды тогдашней русской образованности, должны были встречать непреодолимые препятствия на пути к художественному прогрессу в отсутствии правильно организованных школ и в недостатке развития других отраслей искусства и знания, с которыми тесно связаны успехи живописи, а заурядная толпа иконописцев, стоя вдали от центров просвещения, не могла и думать о каком либо художественном прогрессе. Но и независимо от этих условий, Стоглав решительно не мог отнестись к делу иначе: он имел возможность допустить перемены в технике, но не в содержании икон, которое должно было оставаться неизменным. К такому именно воззрению на икону, как предмет не подлежащий произвольному изменению, приводила вся история русского иконописания; но даже и не в России установилось оно, а восходит к отдаленнейшим временам христианской древности. Еще в эпоху древне-христианской скульптуры, когда только что началось уложение типов христианской иконографии, уже заметно некоторое склонение этих типов и сюжетов к однообразию; без сомнения, одна из важнейших причин такого направления искусства заключалась в том, что древне-христианское искусство созидало свой базис на развалинах искусства греко-римского, уже истощившего к тому времени все свои жизненные силы и следовательно утратившего необычайную дотоле способность к бесконечному разнообразию художественных форм, но нет ничего невероятного в том, что и высшие теоретические соображения, основанные на высоком понятии о назначении христианских изображений, не мало содействовали установлению этого однообразия. Эпоха византийской мозаики и миниатюры весьма заметно уже усиливает эту наклонность, причем последняя естественно быстрее и яснее обнаруживается в мозаике, предназначавшейся для храмов, – мест общественного богослужения, нежели в миниатюре, имевшей по преимуществу частное назначение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Во всяком же случае всеми приведенными узаконениями утверждается то положение, что место общественного богослужения должно быть указано Самим Богом и освящено пребыванием Его и Его имени. Так, говорим, представляется смысл этих законов читателю, непредзанятому критическими теориями. Но не так их понимают критики. Закон книги Исход и древними и современными критиками понимается одинаково и считается «древнейшим остатком Моисеева узаконения»; он, по их мнению, допускает полный произвол людей в избрании места богослужений: где захочет человек, там пусть делает жертвенник и приносит жертвы. О законе кн. Левит нет у критиков такого согласия. Древнейшие из них, руководствуясь тем соображением, что этот закон прямо предполагает странствование Евреев в пустыне, считали его древнейшею и подлинною частью Пятокнижия и относили его требование только к периоду странствования Евреев (Гартман, Болен). Новейшие критики, напротив, считают его позднейшею частью Пятокнижия, появившеюся не ранее Ездры и только по намеренной фальсификации подделанною к строю жизни Евреев в пустыне (Вельгаузен, Штейернагель и др.). Они отвергают существование и скинии и описание ее приурочивают собственному измышлению послепленного еврейского священника, по образцу Соломонова и Зоровавелева храма (Кьюнен, Кауч, Граф, Вельгаузен и др.). Также разнообразны мнения критиков о времени происхождения закона Второзакония. Древние критики относили его происхождение ко времени построения Соломонова храма, видели сходство его текста с повествованием библейских писателей о Соломоновом храме, на котором наречено имя Иеговы ( 3Цар.8:13;9:3;11:36 ). Писатель Второзакония, говорили, этим законом осуждал своеволие Израильтян, не хотевших ходить в Соломонов храм (Де-Ветте, Болен). Новые критики находят, что и при Соломоне этот закон был неизвестен, а лишь при Иосии, когда всюду истреблялись высоты, был сочинен в оправдание деятельности этого благочестивого царя (Смит, Штейернагель), а более резкие ученые еще к более поздней эпохе, послепленной относят его происхождение (Вельгаузен, Рейс и др.) 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Точно также Ψαλτηριον в означении всей книги и Ψαλμοσ в наименовании частных песней книги суть названия условные, основывающиеся лишь на предположении, что все песни, содержащиеся в книге, петы были с аккомпаниментом струнных музыкальных инструментов, и потому также – происшедшие из отношения части к целому. Общий характер псалмов тот, что они суть лирические произведения священных Еврейских поэтов. Что мы находимся здесь в области исключительно чувства и сердечных стремлений и порывов, это ясно, – впрочем, по общности, это понятие о псалмах требует некоторых ограничений. Самый беглый взгляд на все собрание псалмов в Псалтири показывает, что это суть выражения не всякого рода лирики Еврейской, а, собственно, лирики религиозной; вот почему, можно догадываться, многие лирические произведения, например, Соломона, не вошли в собрание песней в псалтири и не сохранились для последующих родов, хотя он написал в свое время много песней. Итак, это собрание произведений чисто религиозной лирики. Далее, эта лирика не есть лирика частная, личная или индивидуальная; это песни всего Израиля, как раз Давид назвал псалмы свои ( 2Цар.23:1 ). Существенный характер их – выражение общего миросозерцания, общих стремлений, общих интересов, вообще, всего общего в религиозно-нравственной жизни Израиля в частном; все общество Израильское могло назвать их своим собственным выражением, представлением своей собственной внутренней жизни. Оттого они имеют не только вообще религиозный, но и богослужебный характер, – они были назначаемы для употребления при общественном богослужении; а для того, чтобы песни частного лица имели богослужебное употребление, нужно, чтобы это лицо было органом всего общества, которому для богослужения он предлагает песни, – чтобы это лицо было носителем и выразителем не личных, индивидуальных своих ощущений, воззрений и пр., а целого общества, чтобы все общество сознавало своими эти песни. Частное, индивидуальное потому должно входить сюда лишь настолько, насколько оно выражает общее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/u...

Содержание    Совершив торжественное Богослужение о благополучно совершившемся Священном Короновании и миропомазании обожаемых нами — Царя и Царицы — в Соборном храме, и помолившись всенародно о Их счастливом и благотворном Царствовании — здесь, среди вашего светло-праздничнаго собрания, — обращаюсь ко всем вам, верным сынам Церкви и Отечества, усердным слугам Царевым, радостно торжествующим сей день, с простым и кратким словомъ — на память сего Священнаго торжества.    Мы искренно благодарили Бога и усердно молились о мирном, благополучном и благотворном Царствовании Их Императорских Величеств, да тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте; — и верим, что оно, Божиею милостию, таково именно и будет, под Их высоким скипетром и крепкою Державою. Но, любезные сограждане и соотечественники, тихое, благополучное и благотворное Царствование Государей не мало зависит и от Их верноподданных.    Никто не будет сомневаться в том, что если вы, Представители Власти предержащей, благородныя и высокопоставленныя Чиноначалия, которым вверено ближайшее — областное и частное — управление народом, если вы будете зорко следить за всеми проявлениями жизни вверенных вам, везде устанавливать и поддерживать законные порядки, строго охранять мир, тишину и спокойствие во всех частях вашего управления и служения, — то все, находящиеся под вашим управлением и защитою, будут, более или менее, благоденствовать; а это составит не только наше личное счастие, но и в высшей степени будет благотворно для всего Государственнаго строя — Царственнаго управления Отечеством.    Никто также не усумнится и в том, что если вы, Представители градов и весей, которым поручено управление городскими и сельскими обществами, будете тщательно наблюдать, помимо своих личных выгод, общественные интересы, — изыскивать средства к удовлетворению всех потребностей и нужд вами управляемых, — водворять между ними должные порядки, мир и миролюбие, — то все общества, находящияся под вашим ведением и добросовестно-благоразумным управлением и попечением, также будут пользоваться благобытием, что составляет счастие и спокойствие обитателей городов и весей, и благотворно действует не только на жителей отдельных стран и областей, но и на все государство вообще.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3457...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010