Вся нравоучительная система о. Солярского распадается на две части. Первой предшествует довольно обширное «введение», где, помимо обычных, так называемых, предварительных вопросов, излагается, напр., «краткий очерк истории нравственного учения»... Часть первая предлагает выяснение общих основ, принципов нравственности вообще и христианской в особенности, трактуя «о нравственном закона Божием и нравственных действиях человека вообще». В частности, здесь речь автора идет «о нравственной природе человека и его высоком достоинстве и назначении (глава 1), о настоящем нравственном нашем состоянии и о высших силах и средствах, дарованных нам для достижения нашего назначения (гл. 2), о нравственном законе вообще и в особенности о законе христианском (гл. 3), о главном начале христианской нравственности (гл. 4), о побуждениях к исполнению нравственного закона (гл. 5), о нравственном вменении (гл. 6), о добродетели (гл. 7), грехе (гл. 8)» и «о средствах для сохранения, укрепления и возвышения в себе нравственной христианской жизни (гл. 9)». Часть вторая, содержащая в себе, так сказать, специальное христианское нравоучение или, по словам самого автора, «частное изложение обязанностей христианина», выясняет и раскрывает 1) «обязанности к Богу (отделен. I): обязанность Богопознания и Богопочитания вообще», сущность «Богопочтения внутреннего» (о трех богословских добродетелях), «внешнего (о молитве, – о Богопочтении домашнем и Богослужении общественном: о свящ. местах, временах и действиях Богослужения», – об «особенных действиях внешнего Богопочтения: о исповедании веры, клятвы, обетах») и, наконец, смысл, значение... «почитания и молитвенного призывания святых», – 2) «обязанности христианина к самому себе (отдел. II): общие или основные (самопознание, – истинное уважение к себе и христианское смирение, христианскую любовь к себе и самоотвержение) и относительные к душе своей, – к своему телу и временной жизни вообще» и в виду «внешнего благополучия»), – и 3) «обязанности христианина к ближним (отделен. III): общие – как к членам одного рода человеческого (обязанность познания, уважения и любви к ближним; обязанности в отношении к душе, телу и внешним благам ближних) и частные (в церковном отношении, в состоянии гражданском» и «в обществе домашнем или семейственном»). Затем после «заключения» к своей нравоучительной системе о. П. Ф. Солярский предлагает особое к ней «прибавление», трактующее а) «о христианском благоразумии» и б) по вопросу об «обязанностях к животным», чем весь курс данной науки и заканчивается.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Так как потребность ежедневного приобщения продолжала существовать и по духовному пониманию четвертого прошения молитвы Господней оно считалось необходимым; так как с другой стороны совершение евхаристии трактовалось как акт общества, и потому не допускалось частное приобщение не зависимо от общественного богослужения, – то возник обычай брать на дом часть благословенного хлеба и ежедневно вкушать его в кругу семейства. Совершались ещё и в Ш веке агапы; но они составляли уже совершенно отдельный от евхаристии и самостоятельный акт, да и совершались едва ли повсеместно. В следствие изданного Плинием эдикта, воспрещавшего тайные сходки, христиане, как говорит Плиний, перестали собираться для вкушения пищи т. е. перестали устраивать вечери и агапы. И мы видели, что Иустин уже ничего не говорит о совершении агап; равно как и у Иринея не находим никакого намёка на них. Но само собою разумеется, что их перестали совершать в связи с евхаристией и притом в центральных областях: в местах же, отдалённых от центра империи они продолжали совершаться тайно и обратились в простые обеды, на которых достаточные люди кормили бедных собратьев. В таком виде представляет агапы Тертуллиан . «Одно их имя, говорит он, показывает, какое к тому побуждение. Их называют agapes – слово греческое, означающее любовь. Чего бы ни стоили наши вечери, мы считаем себя довольно вознаграждёнными темь, что делаем добро. Мы облегчаем темь состояние бедных людей, которые не похожи на ваших обжор, продающих свою свободу, вменяя себе за честь постыдное рабство, так как вы среди поруганий и насмешек дозволяете им наполнить чрево. Мы обращаемся с бедными, как с такими людьми, на которых Божество обращает взоры свои с наибольшим благоволением. Наши вечери благочестивы: все, что на них происходит, благопристойно и сообразно с религией. Во время вечера не терпится никакой низости, никакой нескромности; за стол садятся не иначе, как после молитвы, едят столько, сколько нужно для утоления голода; пьют как прилично людям, строго соблюдающим воздержание и трезвость; насыщаются так, что тою же ночью могут возносить молитвы Богу; беседуют, зная, что Бог все слышит. По окончании обеда умывают руки; потом приносятся светильники и все приглашаются пропеть священную песнь или от себя составленную или извлечённую из св. Писания. Не оказывается ни одного упившегося. Вечеря оканчивается молитвою. Выходят не для того, чтобы производить бесчинства, буйства и смертоубийства, но идут домой тихо, скромно, целомудренно, как будто возвращаются не с пиршества, а из школы добродетели и честности 446 .  

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

историк обращает внимание на те же факты, что и в книгах Паралипоменон, т.е. на благочестие еврейского народа, проявлявшееся в построении храма, учреждении богослужения, исполнении обрядового закона и т.п. Так, в первой части он говорит о сосудах храмовых, возвращенных Киром, о построении в Палестине жертвенника, праздновании праздника кущей и начале построения храма (1–3 гл.). Затем повествует о препятствиях построению храма, устранении их, об окончании и освящении храма (4–6 гл.). Во второй части повествуется о такого же рода событиях: возвращении Ездры, принесенных им жертвенных дарах храму, о жертвоприношениях Евреев в храме и расторжении браков с иноплеменницами во исполнение Моисеева закона (7–10гл.). О всех других событиях за обозреваемую эпоху он умалчивает, хотя сведения о них у него и были. В этом нельзя не видеть идейности и систематичности писания и умелого обращения свящ. писателя с обширным историческим материалом. При этом у него заметны и некоторые особенные намеренные «пропуски» необычные для обыкновенных историков, но встречающиеся у священных ветхозаветных историков. Так, свящ. историк, излагая во второй части повествование от собственного лица – священника Ездры (7:27–9:15) и давая законное основание признавать этого священника Ездру писателем всей книги, ничего почти не говорит о себе и своей частной и общественной жизни. Касается его повествование свящ. Ездры лишь как участвовавшего в возвращении из плена и расторжении браков (7–10 гл.). Так, ветхозаветные историки забывают себя и свою личную жизнь и знают лишь жизнь народа и историю его спасения… Тоже мы видели в книге Иисуса Навина, не упоминающей о частной жизни Иисуса Навина, и в 3 и 4 Царстве, совершенно умалчивающих о пророке Иеремии. Понятно также из представленных указаний, что свящ. историк сообщает не все известное ему за описываемое время и относительно других лиц и событий: о Зоровавеле и Иисусе, возвращении из плена, расселении Евреев по Иерусалиму и Палестине; внутренней жизни их, самоуправлении, отношении к персидским сатрацам и разным начальникам, и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Басурман (басурманин, бусурман) — иноверец, иноземец, человек другой веры (чаще всего мусульманин). Батюшков Константин Николаевич (1787–1855) — русский поэт и прозаик. Автор многочисленных стихотворных посланий, военной лирики, исторических поэтических произведений, переводов из греческой поэзии. Бахмутская провинция — часть Екатеринославской губернии на юге России с центром в городе Бахмут, основанном в 1783 году. В настоящее время это Донецкая область в составе Украины. Белая Россия — это название впервые появилось при Иоанне III. Слово «белая» значит «великая». Белопашцы — в Московском государстве жители так называемых «белых» земель, принадлежавших крупнейшим монастырям, боярам или несущим военную службу помещикам, «пашня» которых освобождалась от уплаты государственных податей (налогов). Берг-коллегия — центральное государственное учреждение в Российской империи XVIII века. Берг-коллегия была создана Петром I в 1719 году для руководства горнорудной промышленностью России. Берендеи — кочевой народ, в XI–XII веках населявший южнорусские степи. В войнах того времени берендеи выступали на стороне киевских князей. Беррийцы — жители исторической провинции Берри во Франции в бассейне реки Луары. «Беседа любителей русского слова» — литературное общество, созданное в Петербурге в 1811 году. Его членами были Г.Р. Державин, А.С. Шишков, Н.И. Гнедич, И.А. Крылов. Общество существовало до 1816 года. Бивуак (бивак) — стоянка войск для ночлега или отдыха, устраиваемая вне населенного пункта. Благовест — удары в колокол, оповещающие прихожан о начале богослужения. Благовестить — оповещать ударами в колокол о начале церковной службы. Бобылев хвост — разновидность хлыста-нагайки у казаков. Богадельня — частное или общественное благотворительное учреждение в Российской империи для ухода за престарелыми людьми или инвалидами. Болверк — бастион, разновидность оборонительного укрепления. Бомбардир — звание, установленное в России Петром I для артиллеристов его «потешных» войск, одним из подразделений которых была знаменитая Бомбардирская рота, вошедшая затем в состав Преображенского полка. В дальнейшем бомбардир в русской армии — звание артиллериста, соответствующее чину ефрейтора.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Но чувство богопочитания есть чувство неотъемлемое от сердца человеческого как врожденное и естественное ему: оно не уничтожено падением — лишено правильности. Водимые этим бессознательным чувством, человеки воздали божеское поклонение изобретателю и родителю греха — падшему ангелу и сонмищу его демонов. Человек обоготворил убивший его грех во всех его видах, обоготворил представителей греха — демонов. Он признал божественными наслаждениями удовлетворение всем страстям. И блудодеянию, и пьянству, и воровству, и убийству воздана почесть. Каждая страсть изображалась своим истуканом или идолом. Идол был символом демона, вполне чуждого жизни, вполне мертвого для ощущений духовных. Пред такими идолами совершалось и общественное, и частное или домашнее поклонение; пред идолами закалались и приносились жертвы из животных, а нередко и из людей. Но наружное служение идолам было, в сущности, служением бесам, как научает нас Божественный апостол Павел (1 Кор. 10:20). Идольские храмы и самые идолы были любимым жилищем демонов. Из этих жилищ своих они издавали гласы и прорицания для обольщения злосчастного человечества. И сам человек, престав быть храмом Бога Живаго, соделался храмом и обиталищем сатаны (Лк. 11:24—26).    Идолопоклонство объяло всех человеков и всю землю. Немногие избранные человеки сохранили истинное Богопознание и Богослужение. Впоследствии Бог избрал и отделил в служение Себе народ Израильский, даровав ему письменный закон. Но недуг идолопоклонства так сильно действовал в падшем человечестве, что и избранный народ, часто оставляя поклонение единому истинному Богу, стремился к поклонению кумирам.    Человек, лишившись падением своим Божественного Света — Святаго Духа, должен был довольствоваться своим собственным, скудным светом — разумом. Но этот естественный свет привел весьма немногих человеков к познанию истинного Бога: он устремился наиболее к доставлению всевозможных удобств для земной жизни, изобрел различные науки и искусства, которые точно способствовали и способствуют к умножению и развитию этих вещественных удобств, но вместе способствуют и к сильнейшему развитию греховной жизни, к запечатлению и утверждению падения украшением падения многоразличными призраками благосостояния и торжества.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Представитель Ватикана на этой конференции монсеньор Януш Урбанчик сказал следующее: «Вызывает особую обеспокоенность тот факт, что по всему региону ОБСЕ (а это не только страны Европы, но и Центральная Азия, и Соединенные Штаты, и Канада) имеет место четкая разделительная линия между религиозной верой и религиозной практикой, и христианам часто напоминают в публичных дискуссиях и даже в судах, что они могут верить в то, во что они хотят, частным образом или совершать богослужения и поклонение так, как они желают, в своих собственных церквях, но они попросту не могут действовать на основе своих убеждений в публичном пространстве и в обществе». Вот такой подход действительно часто выражается в политике и в судах, выражается в тех публичных окликах, которые раздаются в адрес христиан. Этому подходу нужно положить конец, чего бы это ни стоило — даже если мы поссоримся с самыми влиятельными лицами на уровне того или иного государства или на уровне международных структур. Нам нужно ясно дать понять окружающему миру: христианство — это не только частное дело того или иного человека. В большинстве современных правовых и политических систем мировоззрения объявляются равными. Нет общеобязательного или государственно признанного мировоззрения. И это значит, что христиане имеют точно такое же право влиять на общество, на законы, на власть, на общественные порядки и правила, как и носители любых других мировоззрений, будь то консерваторы или либералы, сторонники капитализма или сторонники социализма, приверженцы рыночной экономики или приверженцы демократии и так далее. Христианское мировоззрение ничуть не менее имеет основания для совершенствования общественных порядков, чем любое другое мировоззренческое или политическое учение, в том числе, кстати, позитивизм и материализм. Христиан пытаются унижать, на их святыни пытаются нападать, с ними пытаются спорить через суды и политические решения именно потому, что определенные силы очень не желают возвращения христианства как общественно значимой силы и как одного из учений, которые призваны определять жизнь общества. Как только христиане предлагают законопроекты, направленные на укрепление традиционной нравственности, как только они заявляют о своем участии в общественных процессах, тут же обрушиваются атаки — и на них самих, и на их взгляды, и на их святыни. И об этом тоже нужно сегодня прямо говорить.

http://patriarchia.ru/db/text/4092385.ht...

Новый для присоединенная края порядок уездного управления имел также в этом деле свою долю участия. Становые пристава, сосредоточивая в своих руках всякое общее и частное судоразбирательство, начали преследовать все старинные общинные учреждения и обычаи поселян, одним словом все, что носило еще на себе какую-нибудь тень общины, собрания, самоуправления и общественного суда. Братский суд тогда казался самоуправством, своеволием, братские сходки – опасными собраниями, братские обеды и сычение меду – бражничеством, корчемством, наносившими ущерб помещичьему скарбу, самое наблюдение братства за чистотой нравов – угнетением слабой невинности. При этом новом порядке, при таких новых отношениях, что оставалось на долю уцелевших братьев? Им почти нечего было делать, да и не на что. Возможно было одно: присутствовать при богослужении с собственными свечами, да устраивать братские обеды в храмовые и поминальные дни. До такого обнищалого вида дошло наконец знаменитое некогда учреждение братств! В заключение почтенный автор указывает, что восстановление братств не должно, да и не может быть, делом официального распоряжения. Братства – это дело доброй воли и благочестивой решимости и они могут быть вызваны к прежней жизни единственно советом, разъяснением, моральною и материальною поддержкою со стороны пастырей церкви». 208 Этим единственно правильным путем и должно пойти дело восстановления наших церковно-православных братств, призванных к новому бытию законом 1864 года, который допустил при учреждении братств, сохранение, употреблявшихся в древних церковных братствах наименований, правил и местных обычаев. А. Папков. С.-Петербург, 12-го августа 1898 г. 4 Филарет, История русской церкви, т. IV, стр. 106–117. Памят. Киев. Ком. т. I, от. II, стр. 67 и след., 83 и след., 96 и след. 5 Овручский архимандрит Макарий, в эпоху войн Юрия Хмельницкого, был замучен в г. Каневе в числе многих христиан в храме татарами и турками в 1678 году. Иов «Железо» удостоился видения Богоматери и скончался в 1651 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Отв. 13. Этот ответ собственно частное дополнение к предыдущему ответу. Вообще относясь отрицательно к совершению общественного богослужения соборне и без диакона, митр. Иоасаф, однако, считает здесь возможным, на случай особенной потребности, сделать и исключение из этого правила. Именно, согласно настоящему ответу, в конечном выводе, по представлению греческого иерарха, допущение соборного служения одних священников мыслимо во всех тех (маловажных) случаях, когда оно не будет иметь своим результатом неравномерное участие всех священнодействующих иереев при известном богослужении, или, говоря обратно – трактуемое соборное служение непозволительно, когда в нем, при совершении данного важного акта, на долю одного священника выпадает большая роль, а на долю другого меньшая, – когда не все священнодействующие имеют возможность совершить все акты, которые они в особенности должны совершить, отправляя богослужение каждый в отдельности. Отв. 14. По-видимому, настоящим вопросо-ответом предусматривается какой-то местный благочестивый обычай, – по какой именно, за отсутствием для того каких-бы то ни было данных, мы не имеем возможности разъяснить. Нет возможности даже с уверенностью сказать, действительно-ли здесь разумеется преждеосвященная литургия, так как про Четыредесятницу, когда положено ее совершение, – здесь нет никакого упоминания. Отв. 15. Вопрос, предложенный Георгием Дразином, несомненно, имеет смысл, В силу обычая принимать елеосвящение только в крайне опасной болезни, предполагаемые им факты, не составляют редкости. Что касается до решения его митр. Иоасафом, то против него едва ли что можно возразить, хотя при нем невольно в свою очередь возникает вопрос – для чего же здесь предполагается добавление другого неосвященного елея и каким образом этот добавочный елей понимается достаточным для помазания больного при одном простом благословении? – В старинных русских литургических памятниках, – добавим, – тот же вопрос решался иначе, когда в них мы читаем: «Аще ли случится болящего ради святити масло, то святити новое масло не освященное, и освятив, аще умрет боляй, то оставшим маслом полити умершего. Аще ли оздравиет боляй, то священное масло сжещи в паникадиле или в кадиле. Буди же ведомо, яко и всякого усопшего, иноки же и миряны, в погребении поливати крестообразно святым сим маслом по писанью св. Дионисия Ареопагита » (Потребн. 1625 г. л. 394 и др. См. Никольский, К. Т. Пособие к изучению устава, изд. 5, Спб., 1894, стр. 723).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Смирнова: Мессианские ожидания и верования Иудеев около времен Иисуса Христа. Каз. 1899. По изданию текста книги цнны: Bensly. The missing fragment of the latin translation of the foorth book of Ezra. Cambridge. 1875. Сирский перевод книги издан у Ceriani: Monumenta sacra et prophana. 1 (1866 г.) и V vol. (1868 г.). 382 Третьею книгою Ездры заканчивается ряд неканонических ветхозаветных книг. Общий наш вывод из библиологического обозрения их, надеемся, совпадает с положением, высказанным во вступлении к ним: они не имеют канонически-богодухновенного, во всем до малейших частностей, непоколебимого авторитета, содержат разные догматические и исторические в частностях «недоумения», но в общем своем духе, характере, направлении и во многих частных раскрываемых положениях заключают возвышенные, глубоко поучительные, преимущественно моральные, истины, и, за эти свои достоинства, справедливо Православною Церковию включены в разряд библейских писаний, читаемых за общественным богослужением христианской Церкви и в домашнем употреблении. Б) неканонические дополнения в канонических ветхозаветных книгах При сравнении библейского ветхозаветного текста в переводе LXX и в наших славянском и русском переводах с еврейской Библией , заметны (отмечаемые иногда в слав. и рус. переводах отсутствием счета стихов или оскоблением) значительные дополнения в некоторых ветхозаветных книгах против современного еврейского их текста. Такие дополнения находятся в книгах: Есфирь, Паралипоменон, Иова, Псалтири и Даниила. Изложим о них библиологические сведения, пользуясь существующими в литературе данными. а) Дополнения в книге Есфирь В книге Есфирь существуют дополнения в след. местах: 1:1 сон Мардохея; 3:13 указ Амана; 4:17 молитва Мардохея и Есфири; 5:1–2 речи Есфири и Артаксеркса; 8:12 указ Мардохея от имени Артаксеркса; 10:3 изъяснение сна Мардохея и перевод сказания о событиях книги Есфирь на греческий язык. Были ли эти добавления в древнем еврейском тексте книги и составляют лишь перевод с него или самостоятельно составлены по-гречески, решить это довольно трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Как в этих сектах и в их учениях мы встречаем много сходного с мусульманскими, то считаем нужным сделать краткое обозрение их в целом составе еврейского народа. Сущность иудейской религии, на каких началах истины она укреплена, и на каком основании она построена боговдохновенными пророками, – можно видеть из Ветхого Завета. Но до какой степени иудеи отстали от направления этой истины, как они исказили выражения своих надежд, смысл обетований, – тоже можно видеть из синагогического их учения, из их жизни и истории их быта. Как общественное, так и частное, домашнее богослужение иудеев всегда отправлялось в иерусалимском храме и в синагогах, со строгим соблюдением Моисеева закона и предписаний, и их праздники никогда не пропускались без торжественного отправления и усердия со стороны каждого прихожанина. В этом Иудеи всегда отличались между язычниками, возбуждали к своим богослужебным обрядам сочувствие окружающих и, как мы заметили выше, римляне не препятствовали им во всем этом и оставляли за ними права их. Но, как можно видеть из исследований ученых наших богословов и историков, не говоря о местных синагогических обрядах иудейских во время их богослужения, даже в храме иерусалимском в первых веках еще христианства, даже во время Спасителя найдены некоторые обычаи языческие, вошедшие туда по вековому влиянию сношений евреев с иноплеменными народами. Прибавим к этому еще много предрассудков, появлявшихся в народе вследствие обыкновенных законов суеверной жизни; еще более ложные принципы, выведенные после плена из Вавилона и Халдеи старыми евреями, или сообщенные им греками, египтянами и сирийцами. Все это не могло остаться без дурных последствий для учения Ветхого Завета. Явились предания, явились и толкования на священное писание, – и то и другое отвлекло евреев от истины и даже заслонило собою закон, которому были преданы так сильно, так примерно. Они стали «всуе чтить Бога, учаще учением заповедям человеческим», как сказал о них один из их первостатейных пророков ( Ис.29:13 ), а также и Спаситель, указывая на это, порицал их и сделал им вопрос: «Почто вы преступаете заповедь Божию за предание ваше» ( Мф.15:3–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010