Во святую и великую неделю пасхи, и во всю светлую неделю разрешаем: монаси на сыр и яица и рыбы, мирстии же на вся От новыя же недели понедельника, по еже пети 3- й час, и 6-й, в чину их с междочасии, к сим же и обедницу: дается благословение братии, в понедельник, среду и пяток, во всю пятьдесятницу. благословение же мерити подобает, две онгии чисты паксимады (сухари), и то снедати точию подобает, и по отпетии 9-го часа совершенне ясти. Подобне и в навечерии рождества и богоявления господня, аще случится в субботу, и неделю. В неделю же сошествия святаго духа, бывает коленопреклонение на вечерни, и неделя тая разрешена ясти рыбы, сыр, и яица, и млеко: а миряном мясо, до недели всех святых. 33. О разрешении всего лета Подобает ведати: яко аще случится Христова рождества праздник, и святых богоявлений, в среду, или пяток, разрешаем на сыр и яица: миряне же на мясо. Аще ли случится рождество Богородицы, или сретение, или успение, в среду, и пяток, разрешаем на рыбу и вино. Праздник же преображения и введения, в кой день ни случится, разрешаем на рыбу и вино, и ядим дважды днем. благовещение же, в кой убо день будет святаго поста до недели цветоносныя, разрешаем на рыбу и вино, ядим же единою днем, кроме субботы, и недели. В великую же неделю, аще случится до великаго четвертка, разрешаем на елей и вино. В великий же пяток, на вино точию. Праздник же предтечев, рождество и святых апостол петра и павла, и возлюбленнаго Иоанна богослова, аще случится в среду и пяток, ядим рыбу, и пием вино, дващи днем. На воздвижение честнаго креста, и на усекновение предтечи не ядим рыбы, но елей и вино пием, и в вечер ядим без рыбы же, овощие от гроздия, или что Бог дарует от таковых. В дванадесятих же днех по рождестве христове, и в седмице пред мясопустом, и седмицу светлую и седмицу 8-ю, разрешают монаси на сыр и яица, мирстии же на мясо. В седмицу же сырную, разрешают монаси и мирстии на сыр и яица. В среду же и пяток, в девятый час, единою днем. В средах же и пятцех, всея пятьдесятницы, елей и вино, кроме среды преполовения, и среды отдания пасхи: В та бо два дни разрешаем на рыбу и вино.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=101...

Благовещение же, в кой убо день будет святого поста до недели Цветоносный, разрешаем на рыбу и вино, ядим же единою днем, кроме субботы, и недели. В великую же неделю, аще случится до великого четвертка, разрешаем на елей и вино. В великий же пяток, на вино точию. Праздник же Предтечев, Рождество и святых апостол Петра и Павла, и возлюбленного Иоанна Богослова, аще случится в среду и пяток, ядим рыбу, и пием вино, дважды днем. На воздвижение Честного Креста, и на усекновение Предтечи не ядим рыбы, но елей, и вино пием, и в вечер ядим без рыбы же, овощие от гроздия, или что Бог дарует от таковых. В дванадесятих же днех по Рождестве Христове, и в седмице пред мясопустом, и седмицу светлую и седмицу 50-ю, разрешают монаси на сыр и яйца, мирстии же на мясо. В седмицу же сырную, разрешают монаси и мирстии на сыр и яйца. В среду же и пяток, в девятый час, единою днем. В средах же и пятцех, всея пятьдесятницы, елей и вино, кроме среды преполовения, и среды отдания Пасхи: в та бо два дни разрешаем на рыбу и вино. 134 Неции же разрешают и в прочие. Подобает ведати, яко в пост святых апостол, и Рождества Христова во вторник, и четверток, рыбы не ядим, но елей и вино точию. В понедельник, в среду и пяток ни елеа вкушаем, ни вина, но постимся до 9-го часа, и ядим в тыя дни сухоядение. В субботы же и недели, ядим рыбы (л. 37 и об.). Подобает ведати, пост к Рождеству Христову, святую Четыредесятницу. Должны есмы в сей 40-це сохраняти в коейждо седмице три дни, постящеся от елеа и вина, понедельник, среду и пяток. Точию аще случится великий святый, в того бо память разрешаем, и творим за любовь святого праздника Его ради, еже есть сего месяца 16-го (ап. и ев. Матфея), 25-го (свщмч. Климента), 30-го (ап. Андрея Первозванного). Декемвриа 4-го (вмц. Варвары), 5-го (прп. Саввы освящ.), 6-го (свт. Николая), 9-го (Зачатие прав. Анны), 17-го (прор. Даниила и трех отроков), (вщмч. Игнатия Богоносца ). В те бо дни, аще во вторник и в четверток, ядим рыбу. В понедельник же, в среду и в пяток, разрешаем точию на елей и вино, рыбы же не ядим, кроме храма. Аще ли единому от сих во обители храм, разрешаем на рыбу и вино. Введение же Богородицы в кий либо день случится аще в среду или пяток, разрешаем и на рыбы. Неции же уставы от 9-го числа декемврия повелевают поститися, и на рыбы не разрешати, кроме суббот и недель, и храма святого. От 20-го же числа, даже до 25-го, аще и суббота и неделя случится, не разрешаем на рыбы (л. 109).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

С 69 по 142-й лист: Чин церковных служб, какъ-то: утрени, вечерни, Литургии до Великия Субботы. С обор. 142 листа по 156-й чин Великия Субботы. Лист. 156 – 164 чин в неделю св. Пасхи. – 164 – В пост стыхъ аплъ Петра и Павла. – 164 об. 169). О хождении с литию вне мнтр в день Благовещения Пресвятые Бцы, в неделю цветоносную, светлые недели в понедельник, в среду, в пяток, в праздник Сретения Гдн. – 169 об. 171. О хождении на воду в днь стыхъ Богоявлений и Августа в 1-й день, в день Вознесения Гдн. – 171 об. 174. об. Моление о государевом многолетном здравии, о дожде, ведре. – 174 об. 175 об. О пострижении в монашеский чин. – 175 об. 179 об. О пришествии въ мнтрь великих государей. – 179 об.–182 об. Чин Утрени Сентября в 14 день в 3-ю неделю поста и 1-го Августа. – 182 об. 186. Чин, егда бывает заздравная чаша, в день ангелов великих Гдрей. Выписываю из сего устава, нигде несовершаемого, кроме здешняго Новоиерусалимского мнтр чин Великия субботы, 3-й недели поста, св. жен Мироносиц, на Воздвижение креста, и о пришествии в мнтрь великих Гдреи. Л. 142–156. Во стю и великю сббот до трени устроитъ дръ. рчь гробъ гднь, и на немъ, положивъ, плащаниц, и поставитъ противъ амвона сред храма. ко утрени блговстъ часъ нощи, или какъ настотель изволитъ и пришедъ во храмъ, настотель. и начинаетъ чредный сщенникъ: блгословенъ бгъ нашъ, чтецъ, слава теб бже нашъ, слава теб. црю нбный, и прочее, бычные а лмы. сщен никъ возгласъ. ко тво есть црьство. лики поютъ, бычны тропари. спс гди люди сво. посемъ и проча. глетъ архимандритъ и посемъ входитъ во стый лтарь и блачитс со всмъ сщеннымъ соборомъ. клирицы поють и бгъ гдь. и тропари. вышедъ архимандритъ, со всми став предъ гробомъ гднимъ раздаваетъ свщ всмъ. по семъ начинаетъ архимандритъ пти каисм, , первю статью Величаемъ т живодавче хрте насъ ради вчера погребенъ еси. и проч. по нотам, ныне употребляемым в церкви. Ликъ, блжени поютъ, канонархъ же, канонархаетъ, и пвцы поютъ на ба лика. таже. два вземъ рипиды и ставъ у одра единъ у главы, а у ног, и снютъ рипидами надъ плащаницею даже. и до пст утрени. пропвъ же Архимандритъ кадитъ гробъ гднь, и стыи лтарь, и всю цковь и почин. на второ кадтъ два щенника, плащаниц, и проча почин. таже слава, и нн. и мала, и возъгласъ. посемъ начинаетъ, архимандритъ вторю

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

15. Ин именем Климент бе одержим трясовицею годищное время и помолися призывая на помощь святого Артемия начнете и молением здравие получи от св. Артемия. 16. Некто Евдоким, ему же трясовицею страждущу 1½ лета поведаша о чудесех св. Артемия, нача на помощь призывати, и здрав бысть от болезни. 17. Жена именем Ирина больна ногою два лета и моляшеся много Богу, призывая св. Артемия на исцеление тем же молением исцеление получи. 20. Всегда же бываше обычным человеколюбием Божиим молитв ради праведного Артемия различная исцеления бывают недужным, овогда от гроба святого, иногда же от образа его, овогда же стружок святого гробницы емлюще, иногда тайно, овогда яве. иногда же покрова еже речется береста загробницы святого взимающе исцеление получаху. в лето зр месяца апреля к день бысть чюдо святого Артемия бе некий человек живя во граде великого Устюга, сын боярской именем Иван Захарин сын, бе одержим трясавицею, и вземши у некоего человека береста гробницы святого и ношаше у себе на гойтяне, и оттое болезни здрав бысть молитвами святого Артемия, и воздав хвалу Богу и святомуАртемию. 21. В лето 7113 декабря в 6 день прииди в верколу Ларион Артемиев сын, вологжанин, житие имея на колмогорах рекомое глинки. поведа священником и всем христианом. бывшу убо ми в недузе очима болен, и бе не видя ничто же, от покрова святей Богородицы до недели цветоносные, не винде брашно во уста моя дней 9 и оттое великие болезни хотех удавитися и смерти себе предати, но не дата мне людие. И явися ми святый и праведный Артемии в видении, аз же в той час прозрех очима, и видех святого Артемия ризы его белы, в левой руце имея посошек не велик, а в правой держа крест, и огради мя крестом и рече мне, человече что стражиши, но восташи исцеляет тя Христос много рабом своим Артемием, и пойдя в верколу приложиса ко гробу моему, и исповеждь священнику и христианом. и взем руку мою и крещаше мя рукою моею и невидим бысть. Аз же воспрянув и здрав быв. 22. В то же время Иов Иванов пинежанин извоси Летопалы поведа бывшу мне в недузе расслаблен месяц пять пача молитися святому Артемию и явися ми святый в видении рече ми, иди ко гробу моему помолися и исцелеши. аз же возбнув в той час здрав бысть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

На том же месте, на левой стороне в надолобах, поставлено было осля, на котором следовало ехать в город патриарху, а у осляти стоял думный дворянин и патриарш боярин, да с ним его патриарших дьяков 5 человек, в золотах. А по близку осляти, в надолобах же, поставлена была верба, устроена в санях; а те сани обиты были сукном червчатым. А тое вербу наряжали из Дворца да из Оружейного Приказу (Дворц. разр. Т. IV, стр. 145 и друг.). По входе государя (как было в 1678, 1683, 1684, 1692, 1693 годах) и патриарха со властями на Лобное место, государь становился на этом месте к церкви Покрова Пресвятые Богородицы, а бояре и околничие и думные и ближние люди стояли по близости к государю на Лобном же месте, и патриарх стал на Лобном месте у Красной площади, а власти по обе стороны и начали действо Цветоносныя недели (Дворц. разр. Т. IV, стр. 29, 30 и др.). Патриарх, войдя на Лобное место, осенял руками на народ, на все четыре страны. Архиереи и все власти поклонялись государю по два, а св. патриарху по однажды (Патр. вых. стр. 26). Потом ключари подносили патриарху ваий и вербу, у коей черенки были обшиты бархатом (Вивл. Ч. XI стр. 61). В 1669 году обшито три ветви вербы бархатом кизилбашским и на обшивку пошло вершок бархату кизилбашского червчатого, на тачку четверть золотника шолку красного, по 3 денги золотник (Домаш. быт русск. царей Забелина, изд. 2 М. 1872 г. Материалы стр. 237). И св. патриарх подносил государям ваия и вербу, и раздавал вербу архиереям и боярам и всему царьскому синклиту, а по сторонам властем раздавали вербу архиереи (Патр. вых. стр. 26). Раздача верб и ваий производилась в таком порядке (1678, 1683, 1684, 1692,1693 гг.): патриарх поднося ваия и вербу, раздавал их митрополитам и архиепископам и боярам, и околнычим и думным и ближним людем; а стольником и стряпчим и дворяном и полковником и головам и дьяком и гостем вербу подавал или архиепископ (Двор. разр. Т. IV стр. 29, 30), или, как в 1680 году митрополиты (там же стр. 146). На вербу приносился стол и ставился на левой стороне за властями и кадушки писаны того ради, что властем указывают раздавать (Вивл.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Разделы портала «Азбука веры» Тест: Великий Пост Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем. Правильный ответ: null Верно! Комментарий: Недели Великого Поста: • Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. • Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы , архиеп. Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.). • Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная ( Мк.8:34 –9:1). • Неделя 4-я Великого поста. Преп. Иоанна Лествичника (VI в.). • Неделя 5-я Великого поста. Преп. Марии Египетской (VI в.). • Неделя 6я, Неделя ваий («пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цветоносная», Вербное воскресенье ( Ин.12:1 –18), Вход Господень в Иерусалим. Ответить Правильных ответов: Ошибочных ответов: Вы неправильно ответили на следующие вопросы: Похожие тесты 5 комментариев Популярное Сейчас в разделе 48  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 344 Подписка на рассылку ©2024 Богословие в тестах к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/test/velikij-post

Рожением вологжанин, житие имея на Колмогорах, рекомое Глинки. Поведа священником и всем християном: «Бывшу убо ми в недузе, очима болен, и бе не видя ничтоже от Покрова Святей Богородицы до недели Цветоносныя, еже речется Вербная. 4392 Бе же убо не вниде брашно во уста моя дней девять. И от тое великие болезни хотех удавитися и смерти себе предати, но не даша мне людие, вожаше мя, за руку держа. И явися ми святый праведный Артемий в видении, аз же в той час прозрех очима и видех святаго Артемия: ризы на нем белы, в левой руце имея посошек невелик, а в правой держа крест. 4393 И огради мя крестом и рече ми: „Человече, что стражеши, но востани, исцеляет тя Христос мною, рабомь своим Артемием. И поиди в Верколу, приложися ко гробу моему и исповеждь священнику и християном”. И взем руку мою, и крещаше мя рукою моею, и невидим бысть. Аз же воспрянув и здрав бысть, яко николиже боле. И от многия радости слезы испущая и благодарение воздая Богу и святому Артемию, дивному в чюдесех, и приидох дозде». Людие же слышавше и прославиша Бога и святаго Артемия о бывшей чюдеси. Чюдо 22 . В то же время, на память святаго Николы, человек некто именем Иев Иванов сын, пинеженин из веси, рекомыя Летопалы, поведа нам: «Бывшу мне в недузе разслаблен месяц пять, не могий двигнутися. И нача молитися святому Артемию. И явися ми святый в видении, рече ми: „Иди ко гробу моему, помолися, и исцелееши” Аз же возбнув 4394 , в той час здрав бысть и, хвалу воздав Богу и святому Артемию, прииде дозде днесь». Чюдо 23 . Месяца декабря в 16 день поведа нам человек некто именем Иван Яковлев, рекомый Дежнев, тоя же веси Верколские. Бе дщи его именем Анна, бысть не виде очима ничтоже два лета, белмо бе на очесех ея. И помолися святому Артемию, и приложися ко гробу его, и бысть здрава очима. И отъиде в дом свой, радуяся и хваля Бога и святаго Артемия. Чюдо 24 . В то же лето месяца генваря в 23 день некий человек именем Харитон Семенов, кевролец, исповеда. Бысть на мори на Новой земли, рекомое на Вайгаче. 4395 И одержим бысть болезнию, завратися рука его ко плечю и бысть так все лето, не могий двигнути.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часто преподобный от пещеры этой, в которой, с ведома братии, затворялся, вставал ночью тайно и уходил один на монастырский хутор, и так пребывал один в пещере, в сокровенном месте, о чем знал один Бог . И оттуда, опять ночью перед пятницей, раньше цветоносной недели, приходил в первую пещеру и потом выходил из нее к братии, так что они думали, что он провел в ней все дни поста. Великие скорби и искушения творили тогда в пещере злые духи преподобному – наносили ему раны, как рассказывают о святом Великом Антонии Египетском. Но Тот, Кто явился тому подвижнику, повелевая дерзать, Тот и преп. Феодосию невидимо с неба подал силу на победу над ними. И, как ни гнали его враги, он пребывал один в такой темной пещере и не убоялся множества волков князя тьмы, но стоял крепко, как добрый воин Христов, молитвою и постом отогнал их от себя, так что потом они не смели приступить к нему, но только издали искушали его помыслами. Однажды, когда по повечерии, он хотел немного уснуть и сел (потому что никогда он не лежал) – раздался в пещере громкий вопль множества бесов, как будто одни ездили на колеснице, другие били в тимпаны, иные сопели в сопелки и производили вместе такой шум, что и пещера тряслась. Слыша все это, преподобный не убоялся, не ужаснулся, но, оградив себя оружием креста и вставши, начал петь Псалтирь, и тогда тот шум и голоса притихли. Когда же после молитвы он садился, опять слышался, как и прежде, голос бесчисленных бесов. А преподобный вставал опять и начинал пение псалмов. Так много дней и много ночей досаждали ему злые духи, не давая ему нисколько уснуть, пока он не победил их совершенно благодатью Божией и получил над ними такую власть, что они и издали не смели приступить к тому месту, где преподобный творил молитву, но бегали от него. Это подтвердилось многими чудесами, из которых скажем следующее. В кельи, где пеклись хлебы для братии, бесы причиняли немалый вред: то рассыпали муку, то разливали дрожжи, приготовленные для хлебного теста, то делали другие неприятности. Старший из пекарей пришел к преп. Феодосию и рассказал ему все. Он же, в тот же вечер, пошел в ту келью и, затворив за собою двери, пробыл в ней, молясь до утрени, и с тех пор бесы не являлись на том месте и не причиняли больше вреда.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но пустыня Иорданова процветет! Обширные пространства её займут цветоносные луга, кедровые леса, плодоносные сады. Тогда должны будут укрепиться руки и ноги её обитателей, должна укрепиться мысль чувством жизнерадости. Так совершится это по суду Божию; а Бог правосуден, – совершая воздаяние людям за их деяния, Он не карает их без милости, напротив, наказанием приготовляет к принятию даров своей благости. Поэтому Он Сам придет в пустыню Иорданову и спасет обитателей её, как бы воскресит их из мертвых. И спасенные Богом уже решительно не будут бояться никакой опасности, ни даже самой смерти (ст.10). 5–6. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки. (Тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат. Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых, яко проторжеся вода в пустыни, и дебрь в земле жаждущей). Обитатели пустыни, потерявшие зрение и слух от палящего зноя и безтенного света, от удушливых ветров и разъедающей пыли, от мертвой тишины и однообразной дали, снова увидят и услышат, когда возродится пустыня и в ней водворится и разовьется жизнь. И кто в пустыне не мог ходить иначе как только опираясь на палку, тогда тот будет чувствовать крепость и бодрость и пойдет без поддержки легко и быстро, подобно лани, имеющей тонкие, но крепкие, легкие и подвижные ноги (ср. 2Цар.2:18 ). И у кого в пустыне от голода и жажды прилип к гортани пересохший язык, тот будет говорить ясно и чисто, – когда здесь появится вода и не мутная, как дождевая, но живая и чистая, свежая и ключевая, которая с силой пробьет из-под треснувшей почвы; тогда на месте раскаленных песчаных степей, появятся обильно орошенные и цветоносные долины. Образ возрожденной природы в пустыне есть образ спасения народа Божия в благодатном царстве Мессии-Искупителя (ст.4). Здесь людям верующим даны будут все средства просвещения и учения для укрепления духовных сил, потому что только здесь откроется источник благодати Божией (ср.гл.55).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Скачать epub pdf 10. Неделя ваий или Цветоносная Вербное воскресенье Флn. IV, 4–9 4. Братия! Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. 5. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. 6. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, 7. и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. 8. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. 9. Чему вы научились, что приняли и слышали, видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами. Ныне предложены слова св. апостола Павла из его Послания к Филиппийцам. Кто такие были филиппийцы? Где они жили? Чем они были известны при жизни св. апостола? Филиппийцы были жители города Филипп. Этот город находился в Европе, в области Македонии. Филиппы славны были при жизни апостола по торговле и по находившимся вблизи их золотым рудникам, а также и по чеканившейся здесь монете, называвшейся филиппиками. В этом-то городе и устроилась первая в Европе Церковь христианская под личным руководством самого апостола. Здесь-то молитвами и трудами св. апостола положено начало всех добрых плодов истинного христианского просвещения, распространяемого из Европы во все части и страны света. В Македонию пришел апостол по особенному, чудесному приглашению явившегося к нему ночью македонянина, с просьбою придти и помочь им, македонянам, а вместе с ними и всем европейцам ( Дeяh. XVI, 9 ). Св. апостол вступил в Европу и остановился в Филиппах. По своему правилу он в субботу отправился с проповедью к евреям в еврейскую молельню на реку Стримон за город. Здесь апостол и его спутники вступили в разговор о вере с набожными женщинами. И одна из них, Лидия, крестилась со всем своим семейством ( Дeяh. XVI, 13 ). Здесь же, в Филиппах, одна служанка, одержимая злонамеренным духом прорицательным, доставлявшая чрез свое прорицание большой доход своим господам, не раз вслух всех делала добрые и справедливые отзывы о деятельности апостола и его спутников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010