При пении Постной Триоди Минея не используется во все недели (воскресенья), в среду и пятницу 4 седмицы, в четверг 5 седмицы, в субботы: мясопустную, сырную, 1 и 5 седмиц, Лазареву, а также в дни Страстной седмицы. Обозначение молитвословий Постной Триоди в Типиконе. Авторы книги Молитвословия Триоди в Типиконе обозначаются словом «дне». Поэтому под словами «самогласен дне» следует понимать 1ю стиховную стихиру вечерни и утрени из Триоди, а не Октоиха. Молитвословия Октоиха для этих дней в Типиконе обозначаются или именем Октоиха или словом «глас». Авторами песнопений Постной Триоди являются преимущественно писатели VIII-IX века: Косьма Маюмский, Андрей Критский , Иоанн Дамаскин , Феодор и Иосиф Студиты. Согласно первому синаксарию Триоди, братья Студиты собрали постовые песнопения в одну книгу. Позднее эта книга дополнялась. В XIV веке Никифор Каллист составил молитвословия для недели Православия, 2 и 4 недель Великого поста. Цветная Триодь. Наименование и общее содержание Цветная Триодь в Греческой Церкви называется Пентикостарион (πεντηκοσταριον). Название это происходит от греческого слова, обозначающего Пятидесятницу. Название Цветной Триоди происходит от того, что в древности в состав этой книги входили последования Недели Ваий (т.е. Цветоносной недели) и Страстной седмицы. Такими были Львовское издание Триоди 1642 г. (по благословению Петра Могилы) , львовское издание 1730 г., почаевское издание 1746 г., которые начинались с Лазаревой субботы. Цветная Триодь используется обычно в середине весны, во время цветения, в то время года, которое является символом духовной красоты и духовной радости. Современная Цветная Триодь содержит последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения подвижных дней годичного круга от Пасхи до Недели всех святых. Эта книга включает в себя богослужения Пасхи и двух двунадесятых праздников, зависящих от Пасхи – Вознесение (совершается на 40 день по Пасхе, в четверг) и Пятидесятницу (совершается на 50 день по Пасхе, в воскресенье).

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

39 Употребительнейшая из песнопений церковных встретятся нам сами, во второй части нашего «изложения» где и будут объяснены кратко. 40 Читаются при Богослужении и «молитвы с стихирами»; но, или не всегда (потому что могут быть и пгъты), или более простым образом; тогда как священнае и церковнае поучения непременно всегда читаются, и при том, для большей вразумительности, с особенным произношешем; ог чего собственно им и усвояется название: чтения. 41 He читаются, по зачалам, лишь самые небольшие отделы «н. Завета»; «апокалипсис» же, разумеется, читается своим особенным порядком. 42 Чтение евангелия Иоаннова, в продолжение пятдесятницы (т. е. от Пасхи до Духова дня), совершается лишь с тем небольшим ограничением, что три утренния евангелия: одно в неделю Фомы, другое в неделю мироносиц, третье в неделю о разслабленном, – берутся: первые два из евангелия Матфея, последнее из евангелия Луки; да одно обеденное евангелие, именно в неделю мироносиц, заимствуется из евангелия от Марка. 43 С недели всех святых, на утренях по Воскресеньям, начинается свой особенный порядок чтения Евангелий собственно воскресных, которых 11-ть: одно из евангелия Матфея, два из Марка, три – Луки, пять из Иоанна, и κоторая в этом порядке Евангелистов и читаются; а по прочтении одного раза, читаются, в таком же порядке, в другой раз, и т. д., до недели цветоносной (вербного Воскрссенья – тожь). 44 Между неделею «о мытаре и Фарисее» и неделею «до просвещении», по большой части, бывают прибавочные, или «вставные» недели с седмицами, от одной до четырех и почти до 5-ти, смотря по большей, или меньшей продолжительности церковного года. 45 На утренях, на обеднях страстной седмицы, так же на вечерни великого пятка, читаются различные евангелия, и, по большой части, болшими отделами. 47 Предпразднество есть предварительное празднование известного праздника, за день до самого праздника, за неделю, даже за несколько недель. Этим «предпразднеством» начинаются немногие – лишь самые важные праздники. 48 На часах «паремии» читаются лишь постом великим, на страстной седмице и в навечериях Р. Христова и Богоявления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кроме этого, в своих правилах митрополит Фотий показывает праздники, в которые должно совершать литургию св. Златоуста или св. Василия Великого , а также службы и чтения, положенные в великие пяток и субботу. В сретение Господне и обретение главы Иоанна Предтечи, пишет он, если праздники эти случатся в среду или пяток сырной недели, равно как и в Благовещение, если оно случится в понедельник, вторник, среду и воскресенье недели цветной и в великий пяток, нужно совершать литургию Златоуста. Если же Благовещение случится в Великий четверток или субботу, то совершается литургия Василия Великого . В Великие четверток, пяток и субботу архипастырь повелевал вечерни читать по кельям и говорил, что мефимоны в это время в церкви не полагаются. В ночь с великой субботы на воскресенье он предлагает читать «Деяния св. апостолов» и другие приличные писания 121 . К богослужению же надобно отнести ещё два правила, из которых в первом митрополит запрещает отпевать и хоронить около церкви поединщиков и самоубийц всякого рода, а в другом определяет образ воздвижения креста. Воздвигать крест, пишет он, надобно сначала на восток, а потом и на прочие стороны по порядку и при каждом поднятии креста нужно произносить «Господи помилуй» сто раз 122 . Обличая нарушение установленных Церковью постов, митрополит Фотий, на основании примеров Иисуса Христа, Моисея, Илии и апостолов, заповедует христианам соблюдать все посты: великий, петровский, успенский и рождественский. Затем он прибавляет, что мясоястие воспрещается и соблюдается пост и в следующие дни: в день преполовения, воздвижение креста, усекновения главы Иоанна Предтечи, введения во храм пресвятой богородицы, накануне Богоявления, а так же во все среды и пятки, кроме недели по Рождестве и Воскресении Христовом и сошествия Святого Духа. В заключение Фотий говорит. Что употребление рыбы разрешается во все субботы и воскресные дни великого поста, так же в цветоносную неделю и в праздник Благовещения, а употребление мяса дозволяется от рождества Христова до навечерия Богоявления 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

Пентикостарион (от πντε пять и ικοσι десять), или цветная Триодь содержит в себе службы от светлого дня Воскресения Христова до недели всех Святых. В сих службах прославляется светлое Воскресение Христово и воспевается торжество Победителя ада и смерти, преславное вознесение Господа на Небеса и чудодейственное ниспослание Святого Духа на апостолов. В службах воскресных дней, между сими праздниками содержащихся, есть, кроме того, применение к содержанию Евангелия, в известный, воскресный день читаемого. После светлой седмицы, которая, как и праздник Пятидесятницы, имеет свои особенности (о которых будет говорено в службах сих праздников): в простые, непраздничные дни во все седмицы – от недели Антипасхи до недели всех Святых, в Триоди цветной содержатся службы неполные, сравнительно со службами Минеи и Октоиха. В службах вечерних и утренних есть несколько стихир на Господи воззвах, на хвалитех и на стиховнех; но канонов утренних наряду не положено, впрочем в каждый день седмицы читается канон праздничный, то есть в неделю Антипасхи канон Антипасхи, в неделю Мироносиц канон Мироносиц и так далее. Нет также тропарей особых на блаженны, а читаются известные тропари из канона праздничного. В конце книги приложен трипеснец на дни простые, или не праздничные, который читается на повечерии. Трипеснец цветной Триоди, как и постной, составлен из трех песней с известным числом тропарей, восьмая и девятая песни, как и в трипеснеце постовой Триоди, остаются неизменными в каждом каноне, а прочие песни по дням изменяются таким же образом, как и в трипеснеце Триоди постной, а на повечерии в пяток всегда поется четырепеснец, как и в Триоди постной в субботу, на утрене по той же причине. Примеч . Пентикостарион, или службы Пятидесятницы получили название Триоди цветной от того, что в древних изданиях сия книга начиналась с того дня, по который оканчивались службы св. Четыредесятницы, т. е. с восследований, или служб в Лазарево воскресение и в неделю Ваий, которая называется цветоносной, или цветной по случаю раздаяния ваий. § 61. История состава постной и цветной Триоди

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Воскресная Утреня, присоединяемая к Великой вечерни или к полунощнице, не содержит молитвенных чинов с 1-го по 7-й и с 34-го по 38-й, позтому симметричность ее нарушена на первых ступенях; но с 8-го чина и по 32-й чин симметричность сохраняется с центром, которым является Евангелие. В конструкции воскресной Утрени насчитывается девять симметричных ступеней структуры молитвенного последования. Такую сложную, сложившуюся за четыре тысячелетия конструкцию богослужения со всевозможными сакраментальными числовыми соотношениями – семь типов молитвословий, сорок молитвенных чинов, 15, 12 и 9 ступеней симметричного восхождения к Евангелию или 50-му псалму, устойчивая симметричность ступеней восхождения и прочее – такую конструкцию Утрени нельзя ни специально придумать, ни заимствовать, ни синтезировать из разнородных злементов. Зтот боговдохновенный строй христианского богослужения мог быть внушен творцам молитвословий только силою и наитием Духа Святого. В богослужебных чинах всегда имеется некое возвращение к исходному началу моления. При пении стихир на «Господи воззвах» или на “ Хвалите” завершающая стихира (на “И ныне”) всегда относится к главному празднуемому событию; все воспеваемые стихиры берутся как бы в рамки стихир основного праздника (например, – двунадесятого). Всем известны подготовительные недели Великого Поста, но мало кто обращает внимание на то, что в течение самого Великого Поста Церковь снова предлагает образы подготовительных недель, но уже в обратном порядке. Фото 1. Тематика текстов Священного Писания, стихир и канонов на протяжении шестнадцати недель весеннего времени года определена следующим образом. Таблица 14 Периоды Именование недель Подготовительные недели О Закхее 1. О мытаре и фарисее 2. Блудного сына 3. В страшном суде 2. Торжество Православия 4. Крестопоклонная (стихиры о мытаре и фарисее) 6. Преп. Марии Египетской (канон о Богатом и Лазаре) Страстная седмица 1. Ваий – Цветоносная Пятидесятница 1. Пасха 2. Антипасха (о Фоме) 3. Жен Мироносиц (канон о Кресте Господнем)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Контраст, противоположность двух входов, в Иерусалим и на Голгофу, – двух настроений, двух кликов, любви и злобы, торжества и кровавой смерти, – должны были глубоко врезаться в души участников. Вот какие были мои мысли… Но самого главного-то я не усмотрел. И только богослужение открыло мне все. Тогда озарились более глубоко мои мысли и вошли в связь с основный смыслом… Но не вполне ясно: зачем же нужно было устраивать столь торжественный вход? Или лучше: КАКОЕ ТОРЖЕСТВО здесь было? II. Богослужебное раскрытие Предпразднство Входа в Иерусалим, или праздника Ваий, или, кратко, «Ваий» (веток) начинается за неделю, с понедельника шестой недели, или даже с воскресения вечера пятой недели (Марии Египетской). Это необычно, так как большей частью предпразднство начинается за день, и в самых великих праздниках – ранее. Значит, Церковь придает великое значение Входу в Иерусалим. Есть и другая причина: нет времени для попразднства, так как с понедельника Страстной седмицы начинается воспоминание и «празднование» спасительных страданий и потому невозможно уже «торжествовать». Оттого праздник Входа обрывается сразу же в самый день торжества. А в возмещение этого Церковь отводит ему целую неделю предпразднства. Но можно сказать и то, что последующие дни страстей являются по существу попразднством Входа, так как они (как увидим) представляют прямое продолжение и раскрытие смысла Входа. Но уже о самом событии совсем не говорится. Появилось торжественное знамение на короткое время… И скрылось… Занавес точно опустился… Потому подобает обратиться и к дням предпразднства, ибо в одну службу самого праздника не всегда удается вместить в песнопения многообразный смысл события или приходится лишь отрывочно кратко намечать его. А в попразднства или предпразднства – больше времени. Начиная канон предпразднству, Церковь в первых же словах определяет светло торжественный характер его: – Цветоносный праздник срящим, вернии, предпразднующе его днесь светло (1-й тропарь 1-й песни 2-го канона утрени в понед. Ваий).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

2. Суббота и неделя 6-й седмицы – Лазарева суббота и Неделя ваий – составляют как бы промежуточный двухдневный период между Четыредесятницей и Страстной седмицей. Основанием для выделения этого небольшого отрезка времени является как то, что он не может быть отнесен ни к Четыредесятнице, ни к Страстной седмице, так и особый характер этих двух дней. Действительно, в Лазареву субботу и Неделю ваий само богослужение приобретает особую торжественность и праздничный колорит 154 , да и в отношении пищи Устав предполагает некоторые послабления (в Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры, а в Неделю ваий – рыбы). 3. Страстная седмица, охватывающая 6 дней, каждый из которых называется великим и посвящается воспоминанию событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. В большинство седмичных дней Великого поста в Постной Триоди помещены следующие песнопения: Вечерня: 3 стихиры на «Господи, воззвах…», 2 прокимена и 2 паремии, стихиры на стиховне 155 . Утреня: седальны по 2-й и 3-й кафисме, 2 трипеснца (зачастую разных гласов), стихиры на стиховне. 6-й час: тропарь пророчества, 2 прокимена и паремия. В заключение следует заметить, что молитвословия Триоди Постной нередко обозначаются в Типиконе и самой Триоди словом «дне». В частности, начальные стихиры на стиховне в седмичные дни (на вечерне и утрене) обозначаются «самогласен дне». §10.2. Триодь Цветная Цветная Триодь содержит богослужения периода Пятидесятницы, начиная от Пасхи и заканчивая Неделей Всех святых. Название «Триодь» объясняется тем, что в конце книги в приложении содержатся трипеснцы, используемые на малых повечериях. А наименование «Цветная» связано с историческим обстоятельством: некоторое время данная книга начиналась с Недели ваий, которая также называется Неделей цветной или цветоносной. Песнопения Цветной Триоди также, как и Постной Триоди, составлены в V–XIV веках. Период пения Цветной Триоди охватывает 9 недель (воскресных дней) и 8 седмиц, то есть всего 57 дней. Укажем все недели и важнейшие седмичные дни периода Цветной Триоди:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к числу дванадесятых праздников. Вся служба в этот день отправляется лишь празднику, кроме недели (воскресения) ваий. Но праздник Входа Господня в Иерусалим не имеет ни предпразднства, ни попразднства. Особенность праздника Входа Господня в Иерусалим составляет освящение на утрени ваий (финиковых, пальмовых ветвей) или, у нас, верб. От сего и праздник Входа Господня в Иерусалим называется неделей (воскресением) ваий, цветоносной неделей и вербным воскресением. Освящение верб бывает на утрени после чтения Евангелия праздника. Торжественный вход Господа в Иерусалим до того озлобил иудейских архиереев и книжников, что они решились предать смерти Божественного Учителя, и святая Церковь в неделю ваий, на вечерне, приглашает верных от божественного праздника ваий и ветвей стекаться на божественный праздник честному, спасительному таинству страстей Христовых и видеть Господа, приемлющего за нас вольные страдания. Начиная с вечерни недели ваий все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть. В понедельник, вторник, среду и четверток песни возвещают, что «Жених грядет в полунощи», побуждают нас бодрствовать и не предаваться сну греховному, ибо страшно впасть в руки «Бога живаго, Который есть Судия мыслей сердечных». В понедельник страдания, смерть и прославление Господа представляются в прообразованиях жизни Иосифа, который по зависти братьев был ими брошен в ров, потом продан в Египет, но после властвовал над Египтом. А сонмище иудейское, предавшее Господа на смерть, изображается в образе смоковницы, которую Господь проклял, не найдя на ней плода, и которая иссохла, и через это поучаются верные, что душу человеческую, не приносящую никакого духовного плода, «Господь иссушает клятвою». Во вторник песни Триоди Постной напоминают притчу о десяти девах, побуждают душу уготовить себя к встрече небесного Жениха, Который вводит в чертог Свой только тех людей, которые имеют брачную одежду, сотканную из добродетелей, вводит тех, кто встретили Его со светильниками веры и добрых дел, кто не скрыли талантов, данных им Господом, а умножили их.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

е. неполные каноны, состоящие не из 9 или 8 песней, а из трех (трипеснцы), четырех (четырепеснцы) и из двух (двупеснцы). От канонов-трипеснцев книги Триодь (Τριδιον) получили свое название. Трипеснцы, четырепеснцы, двупеснцы назначено петь только в дни седмичные, но не воскресные. В продолжение шести седмичных дней поются все 9 песен канона. Двупеснец состоит из 8 и 9 песни. он положен в Триоди только в Великий Вторник на утрени. И во всяком трипеснце и четырепеснце находятся 8 и 9 песни. Пред этими песнями в понедельник находится 1-я песнь, во вторник 2-я, в среду 3-я, в четверг 4-я, в пятницу 5-я, а в субботу 6 и 7-я песни. Итак, в седмичные дни, кроме субботы, поются трипеснцы, а в субботу – четырепеснцы. Обе Триоди воспоминают разные события, поются в разное время и имеют особые названия: одна именуется Постною, а другая Цветною Триодью. Триодь Постная содержит последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые составляют приготовление к Великому посту и самый Великий пост. Под приготовительными днями к Великому посту разумеются: Неделя мытаря и фарисея, Неделя блудного сына, суббота и неделя Мясопустные, вся седмица Сырной недели. Под Великим постом разумеется Святая Четыредесятница и Страстная седмица” 585 . Таков состав Постной Триоди в настоящее время, но в старину во всех рукописных и старопечатных памятниках Триодь Постная оканчивается, как и должно собственно, службою в субботу праведного Лазаря, а дальнейшие службы содержались в Цветной Триоди, которая получила и самое название от того, что начинается службою в Неделю ваий или Цветоносную, в просторечии Цветную. “Триодь Постная в некоторые дни заменяет известными своими песнопениями подобные песнопения Октоиха, и в те дни Октоих не поется, иногда же песнопения Октоиха соединяются с песнопениями Триоди. Немного таких дней, в которые при пении Постной Триоди не поются вовсе песни Октоиха, эти дни суть: суббота 5 недели Великого поста – Суббота акафиста, Неделя ваий – праздник дванадесятый и дни Страстной седмицы, начиная с понедельника до Великой Субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Триоди. «Триодь» переводится как «трипеснец». Название этих книг напоминает о входящих в их состав характерных текстах – неполных канонах, состоящих из 3х песен (1я, 8я и 9я) 6 . Мы уже упоминали два вида триодей: Триодь Постную и Триодь Цветную. Составителями Триодей считаются преподобные Иосиф и Федор Студиты (IX век). Но и в последующие века в эти книги вносились дополнения. Триодь Постная содержит службы трех приготовительных седмиц к Великому посту, самого Великого поста и Страстной Седмицы. Начало Триоди Постной – Неделя мытаря и фарисея, конец – Великая Суббота. Цветная Триодь получила свое название от Недели Цветоносной (Вербного воскресенья), которая до реформы 17 в. была в числе первых ее праздников 7 . Цветная Триодь начинается службой первого дня Пасхи и заканчивается службой Недели всех святых. Почему Триодь заканчивается именно этим днем? Чтобы показать, что все, сделанное Господом для спасения человечества (Его учение, Страдания и Смерть, Воскресение и Вознесение, дарование Святого Духа в день Пятидесятницы), не осталось бесплодным, но принесло свои плоды – сонм святых. (3, с. 55). Ирмологий – это книга для хора. Название происходит от слова «ирмос». Так называется один из текстов канона 8 . В Ирмологии содержатся ирмосы канонов из разных богослужебных книг. Они собраны по гласам: сначала все ирмосы 1ro гласа, затем 2ro и т.д. (3, с. 55). Кроме ирмосов, которые составляют около половины Ирмология, в этой книге находятся некоторые неизменяемые песнопения, необходимые для певцов на клиросе: все то, что поется на литургиях Иоанна Златоуста , Василия Великого , Преждеосвященных Даров 9 , до и после чтения Евангелия на утрене, «Великое славословие» и др. Типикон или Устав показывает, в какие дни церковного года, на каких службах и в каком порядке должны возноситься молитвословия из Служебника, Часослова, Октоиха, Миней и Триодей. (2, с. 47). Название «Типикон» происходит от греческого слова «образец». Эта книга действительно является «книгой образцов», представляет нам образец, тип богослужения, является его регулятором. Без указаний Типикона невозможно составить службу, даже имея все остальные богослужебные книги (3, с. 56).

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010