в. Тексты, целиком взятые из Св(ященного) Писания, как-то псалмы, паремии, прокимны. Дело в том, что текст Св(ященного) Писания, употребляемый в наших богослужебных книгах, значительно разнится от текста обычной нашей славянской Библии[, приближаясь более к Лукиановской редакции 540 ]. В некоторых местах богослужебный текст распространеннее, в других сокращеннее издаваемого Святейшим Синодом. Ввиду этого, прежде чем приступить к какому-либо исправлению библейского текста в богослужебных книгах, необходимо решить принципиальный вопрос, которая из двух редакций: синодальная или богослужебная заслуживает наибольшего уважения и должна быть положена в основу всяких исправлений. Притом, исправления эти должны уже тогда простираться не одни богослужебные книги, но и на славянскую Библию , так как существование на практике двух славянских текстов, несомненно, очень неудобно во многих отношениях. Конечно, решение этого принципиального вопроса требует многолетней и весьма сложной работы, но нового издания богослужебных книг задерживать оно не должно. Все библейские тексты могут быть вынесены в особые книги (паримийники, псалтири и пр(очие)); богослужебные же тексты в собственном смысле могут издаваться независимо от них. Наконец, Комиссия [по инициативе] ввиду частного мнения профессора А.А. Дмитриевского представляет на благоусмотрение Высшей церковной власти вопрос, не благовременно ли, вместе с изданием нового перевода Постной Триоди, восстановить и древнее деление двух Триодей. Постная Триодь прежде кончалась пятком шестой седмицы, когда, действительно, и поется: «Душеполезную совершивше четыредесятницу», Цветная же начиналась с субботы Лазаревой и недели Цветоносной.] г) Приложение в конце Триоди (песни Троичны, седальны из Октоиха, повесть о неседальном, главы Марковы и пр(очее)) как не принадлежащее к составу Триоди. Исправить эти части необходимо одновременно с Октоихом и Типиконом. Представляя при сем правленый экземпляр Триоди Постной, Комиссия покорнейше просит Святейший Синод указать ей, признаются ли правильными начала, на которых Комиссия вела свой труд, и должна ли она продолжать свои работы в том же духе, приступив теперь же к исправлению Пентикостариона? 541

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Люди В этом году они вышли первыми: простая женщина средних лет и такой же мужчина, очевидно, её муж с двумя корзинами расположились с двух сторон от входа в  метро. Несмываемый деревенский загар, взгляд то ли суровый, то ли решительный. И вдруг она…улыбнулась. — Откуда? Республика Мари-Эл. Тебе вербочку? Смотри, какая. Да, каждый год режем — я да муж. А что? Внуков трое – старший уж поступает, средняя в шестом, нет, в седьмом, спортсменка. Ей форму надо. Вот сейчас наторгую корзину – будет ей форма. Нет, внуков резать не приучаю. Со скотиной помогают и у нас там за пять километров торговать кое-что поднести. А в Москву – нет, незачем. Им учиться надо. Вот это красного дерева верба. А бывает ещё зелёная – та – ивушка. Нет, её не солят. Это, бывает, если дождь прошёл, на ней потом белый налёт, а тут нету. Да, багульник у нас тоже режут зимой, я не режу.  Багульник в болотах растёт, там тяжело резать, а у меня дыхание слабое. А наши режут, возят в Москву. Это в Москве, когда работаешь, за работу деньги платят. А мы с мужем – только вербу, остальное время – со скотиной… Выбрала вербочку? Ну, с праздником тебя!» Конечно, «Неделя Цветоносная» из церковного календаря не запрещает принести в храм хоть букет роз. Но вы обязательно купите вербочку. И будет вам праздник. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 апреля, 2017 27 апреля, 2013 28 апреля, 2013 4 апреля, 2024 28 июня, 2023 14 июня, 2023 13 июня, 2023 19 мая, 2023 18 мая, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/moskovskaya-verba/

В это время архидиакон читал в Евангелии «И абие послет е семо» три раза или больше, смотря по действу, а затем читал: «идоста же и обретоста жребя, привязано при дверех вне на распутии и отрешисти е», после этого: «и неции от стоящих ту, глаголаху има: что деета, отрешающее жребя? Они же реста им, якоже заповеда им Иисус, и оставиша я». В это время протопоп с ключарём приходили на место, отвязывали осла. Далее диалог: Патриарший боярин: «Что деяте, отрешающее осля»? Ключарь и протопоп: «Господь его требует». Затем они ведут животное на Лобное место. В это время читалось «И приведоста жребя к Иисусови» до тех пор, пока не привели, а потом, многажды, архидиакон читал: «Возложиша на не ризы своя». В это время ключарь клал на седло красные сукна и большой золотой ковер на всё седло. Сторожа ставили к осляти ступени. Архидиакон далее читает «и вседе на не», пока Патриарх не сядет на осла. Святитель садился на животное боком, свесив ноги в одну сторону, ему подносили крест и Евангелие, и начиналось шествие. Сначала шли золотчики, дворяне, стольники и стряпчие по три человека в ряд. Далее везли сани, в которых была установлена верба, а также находился хор из патриарших подьяков, которые пели стихиры Цветоносной недели. За санями шли дети и Патриарх на осле. Животное вёл сам государь, а дети перед ними расстилали одежду. Это зрелище производило огромное впечатление на иностранцев. Например, Павел Алеппский вспоминает: «В это время все колокола неумолчно гудели, так что казалось, как будто дрожала земля. Патриарх осенял крестом народ направо и налево, а наш владыка шел позади Никона, а за ним архиереи; высшие же сановники и патриаршие бояре, вместе со стрелецкими начальниками, замыкали шествие, а также и окружали его с обеих сторон и шли впереди. Что наиболее привело нас в восторг, так это многочисленные отроки с разноцветными кафтанами и поспешность, с которою они расстилали их» 677 . Царь вёл осла в сопровождении разных лиц. Например, в 1668 году его вели: царь Алексей Михайлович, его сын и наследник Алексей Алексеевич, боярин Никифор Михайлов и патриарший казначей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Κα σται, ν τρπον τε ν κατρ ν τος θνεσιν οκος οδα, κα οκος σραλ, οτω διασσω μς, κα σεσθε ν ελογ, θαρσετε, κα κατισχετε ν τας χερσν μν, διτι τδε λγει Κριος Παντοκρτωρ. ν τρπον διενοθην το κακσαι μς, ν τ παροργσαι με τος πατρας μν, λγει Κριος Παντοκρτωρ, κα ο μετενησα, οτω παρατταγμαι κα διανενημαι, ν τας μραις ταταις, το καλς ποισαι τ ερουσαλμ, κα τ οκ οδα, θαρσετε. Οτοι ο λγοι, ος ποισετε, λαλετε λθειαν καστος πρς τν πλησον ατο, λθειαν κα κρμα ερηνικν κρνετε ν τας πλαις μν, κα καστος τν κακαν το πλησον ατο μ λογζεσθε ν τας καρδαις μν, κα ρκον ψευδ μ γαπτε· διτι τατα πντα μσησα, λγει Κριος Παντοκρτωρ. Прокимен, глас 3: Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте. Стих: Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Прокимен (псалом 46), глас 3: Воспойте Бога нашего, прославьте песнями; воспойте нашего Царя, прославьте песнями! Стих: Все племена, рукоплескать начните и воззовите к Богу гласом радости! Προκεμενον χος γ Ψλατε τ Θε μν, ψλατε, (ψλατε τ βασιλε μν ψλατε). Στχ. Πντα τ θνη κροτσατε χερας (λαλξατε τ θε ν φων γαλλισεως). Паремии Великого поста Чтение паремий (или паримий) — отрывков из книг Ветхого Завета — в период Великого поста происходит чаще, чем когда-либо ещё в течение богослужебного года. Их полагается совершать в каждый будний день поста, при этом в первые шесть недель (седмиц) читаются фрагменты только трёх книг: на 6м часе — одна паремия из пророка Исайи, а на вечерне — две: из книги Бытия и книги Притч. Паремии предваряются исполнением прокимнов (из стихов Псалтири) а паремия на 6м часе ещё и особым «тропарём пророчества».  Начиная с Цветоносного воскресенья (недели Ваий) количество ветхозаветных книг для паремий значительно расширяется. Апогея чтение паремий достигает в Великую субботу, на вечерне которой перед литургией исполняются 15 паремий (две из которых содержат библейские песни: песнь Исхода и песнь вавилонсих отроков).  Руский текст большинства паремий приводится в переводе П. Юнгерова , но после определённой редактуры, целью которой было приблизить язык перевода к современному. Перевод паремий из книг Бытия (начиная с 27 главы), Исхода и Царств принадлежит А. Мельникову. Оба перевода делались с греческого текста Септуагинты, который лёг в основу славянской Библии, в отличие от Синодального, делавшегося с еврейского масоретского текста, который имеет разночтения с Септуагинтой.  Церковнославянский текст тропарей пророчества и прокимнов приводится по т. н. «сергиевской» редакции Постной Триоди (1915). Первая седмица Великого поста Понедельник первой седмицы На 6 часе Тропарь пророчества, глас 5: Господи, Господи, Егоже вся ужасаются и трепещут от лица силы Твоея, Тебе припадаем, Безсмертне, Тебе молимся, Святый: спаси души наша молитвами святых Твоих. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

Аще случится святый во вторник, или в четверток имеяй славословие, ядим рыбу. Аще в понедельник, подобие. Аще среда и пяток, разрешаем на елей и вино точию: ядим же единою днем. Аще ли святый имеяй бдение, в среду, или пяток, разрешаем на елей и вино и рыбу. Аще ли случится память святого, его же есть храм, в среду, или пяток, творим подобие (л. 37 и об.). О посте Пресвятыя Богородицы подобает ведати: в пост святой Владычицы нашей Богородицы Успения, 15 дней, кроме Преображения Христова, постимся до 9-го часа дне: понедельник, среду и пяток, сухоясти: и творим коленопреклонение, даже до причащения. Во вторник и четверток, варение без елеа. В субботу же и неделю, варение со елеем, и вино пием: рыбы же не ядим, до Успения Пресвятой Богородицы, но токмо на Преображение Христово, ядим рыбу, дважды днем (л. 37 об., 38). Глава 32. От правил святых Апостол, и святых Отец, о святей велицей Четыредесятнице, яже должен всякий христианин опасно хранити. Во святую и великую Четыредесятницу, первые недели первый день, сиесть в понедельник, отнюдь ясти не подобает такожде и во вторый. В среду же по совершении преждесвященных, трапеза поставляется, и ядим хлеб тепл, и от снедей овощных теплых, дается же и укроп с медом. Не могущий же сохранити дву дней первых, ядят хлеб и квас по вечерни, во вторник: подобие же и старин творят. В субботы же и недели разрешаем на елей точию, и вино. В прочих же седмицах постимся до вечера 5-ти дней, и ядим сухоядение, кроме суббот и недель: рыбы же во всю святую Четыредесятницу никакоже дерзнем ясти, кроме праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, и недели Цветоносные. В пяток первой недели, и в среду великого канона, и в великий четверток, аще неции уставы и повелевают на елей разрешати, но не творится за честность дней. В навечерие же праздника Благовещения, прежде субботы святого праведного Лазаря, разрешаем на елей и вино. И аще монах святую Четыредесятницу своим лакомством разорит, еже ясти рыбу, кроме праздника Благовещения, и недели Цветоносные, то не причастится Святых Тайн и на святую Пасху: но друзии две недели покается, а поклонов на день, и на нощь 300 (л. 36). Последование святыя Четыредесятницы (Великий Пост)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Тойже будильник и во все лето возбуждает братию по келлиам в церковь. Глава 32. О велицей четыредесятнице, яже должен всякий христ...    Во святую и великую четыредесятницу, 1-я недели первый день, сиесть в понедельник, отнюд ясти не подобает, такожде и во вторый. В среду же по совершении преждесвященных, трапеза поставляется, и ядим хлеб тепл, и от снедей овощных теплых, дается же и укроп с медом. Не могущии же сохранити дву дней первых, ядят хлеб, и квас по вечерни, во вторник: Подобне же и старии творят. В субботы же и недели разрешаем на елей точию, и вино. В прочих же седмицах постимся, до вечера 5 дней, и ядим сухоядение, кроме суббот и недель: рыбы же во всю святую четыредесятницу никакоже дерзнем ясти, кроме праздника благовещения пресвятыя Богородицы, и недели цветоносныя. В пяток 1-я недели, и в среду великаго канона, и в великий четверток, аще нецыи уставы и повелевают на елей разрешати, но не творится за честность дней. В навечерие же праздника благовещения, прежде субботы святаго праведнаго лазаря, разрешаем на елей и вино. И аще монах святую четыредесятницу своим лакомством разорит, еже ясти рыбу, кроме праздника благовещения, и недели цветоносныя, то не причастится святых таин и на святую пасху: по друзии две недели покается, а поклонов на день, и на нощь 300.     о причащении христовых таин.    егда хощет кто причаститися святых христовых таин, подобает ему сохранити всю седмицу, от понедельника пребыти в посте, и молитве, и трезвости совершенной всеконечно, и тогда со страхом, и велиим благоговеинством приимет пречистыя тайны.     о помывании уст братий, причащающихся пречистых христовых таин.    Потребно есть и сие ведати, о помывании в храме причащающихся братий, якоже речеся: Достоит помывати уста в служебном: сице бо божественный златоуст повеле, вины ради плюновения. Бывает же сице: По приятии святых таин емлет брат антидор, и потребив и, и приемлет теплоты [оставльшия вливаемыя в божественную чашу] во уста мало, и пласкав поглотает, и уста помывает мало, и отирает платом чистым на сие устроенным над сосудом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Тойже будильник и во все лето возбуждает братию по келлиам в церковь. 32. О велицей четыредесятнице, яже должен всякий христианин хранити Во святую и великую четыредесятницу, 1-я недели первый день, сиесть в понедельник, отнюд ясти не подобает, такожде и во вторый. В среду же по совершении преждесвященных, трапеза поставляется, и ядим хлеб тепл, и от снедей овощных теплых, дается же и укроп с медом. Не могущии же сохранити дву дней первых, ядят хлеб, и квас по вечерни, во вторник: Подобне же и старии творят. В субботы же и недели разрешаем на елей точию, и вино. В прочих же седмицах постимся, до вечера 5 дней, и ядим сухоядение, кроме суббот и недель: рыбы же во всю святую четыредесятницу никакоже дерзнем ясти, кроме праздника благовещения пресвятыя Богородицы, и недели цветоносныя. В пяток 1-я недели, и в среду великаго канона, и в великий четверток, аще нецыи уставы и повелевают на елей разрешати, но не творится за честность дней. В навечерие же праздника благовещения, прежде субботы святаго праведнаго лазаря, разрешаем на елей и вино. И аще монах святую четыредесятницу своим лакомством разорит, еже ясти рыбу, кроме праздника благовещения, и недели цветоносныя, то не причастится святых таин и на святую пасху: по друзии две недели покается, а поклонов на день, и на нощь 300. О причащении христовых таин Егда хощет кто причаститися святых христовых таин, подобает ему сохранити всю седмицу, от понедельника пребыти в посте, и молитве, и трезвости совершенной всеконечно, и тогда со страхом, и велиим благоговеинством приимет пречистыя тайны. О помывании уст братий, причащающихся пречистых христовых таин Потребно есть и сие ведати, о помывании в храме причащающихся братий, якоже речеся: Достоит помывати уста в служебном: сице бо божественный златоуст повеле, вины ради плюновения. Бывает же сице: По приятии святых таин емлет брат антидор, и потребив и, и приемлет теплоты [оставльшия вливаемыя в божественную чашу] во уста мало, и пласкав поглотает, и уста помывает мало, и отирает платом чистым на сие устроенным над сосудом.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=101...

II. Праздники переходящие Праздник входа Господня в Иерусалим, иначе Ваий или Вербного Воскресения Когда бывает праздник входа Господня в Иерусалим, недели Ваий или Вербного Воскресения? За неделю до Пасхи. К какому разряду праздников относится этот праздник? К разряду дванадесятых. Расскажите об этом празднике. Во время Преображения, которое было прежде входа (праздн. 6 августа), Иисус Христос показал лучшим ученикам своим Божеств. славу Свою, а во время входа в Иерусалим показал себя и народу, как Царя Спасителя. Как преображение, так и вход в Иерусалим Иисуса Христа были для того, чтобы тем помочь в уверовании в него, как Бога и Спасителя, ученикам Его и народу. На другой день по воскрешении Лазаря, из Вифании, где жил Лазарь, пошел Иисус Христос в Иерусалим. Это шествие Его было шествием на страдания и смерть. На половине дороги в стороне находилось небольшое селение – Виффагия. Сюда послал Он учеников за ослом. Приведена была ослица с осленком. Одни из учеников покрыли животных своими одеждами, и поверх их сел Господь; другие начали постилать свои одежды перед ним по пути, срывать с дерев ветви и бросать оные по дороге, громко восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» («Осанна» значит «спасение дай»). Когда Иисус Христос приблизился к Иерусалиму, то множество народа вышло к нему на встречу с древесными (пальмовыми) вгетвями, восклицая: «Осанна! Благословен грядый во имя Господне Царь Израилев!» Много восклицали Ему дети еврейские, так что завистники Его, книжники и фарисеи, побуждали было Его остановить детей, на что Иисус Христос отвечал: «если они замолчат, то камни возопиют». Праздник этот называется иначе неделею Ваий, цветоносною неделею и Вербным Воскресением. Неделей ваий называется от обряда стоять в церкви за утренней службою с ваиями: ваия с славянского на русский значит: ветви дерев. От сего же называется и цветоносною неделей. Вербным воскресеньем называется от обряда у нас, в России, стоять с ветвями вербы, которая из дерев первая по весне у нас дает цветы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Тогда преподобный, показывая вид, что он только что проснулся, отвечал: — Бог да благословит вас! И, дав благословение, прежде всех приходил в церковь. Рассказывали, что он поступал так каждую ночь. Кроме этих подвигов преподобный во время своего игуменства подвизался и во многих других трудах. Его никогда не видели отдыхавшим на постели, а когда по немощи телесной ему необходимо было отдохнуть после дневных молитв, то он засыпал лишь на короткое время и то сидя; затем он вскоре же просыпался и шел ко всенощной, где молился, часто преклоняя колена. Также никогда не видели его моющим свое тело для удовольствия; он омывал водой только руки и лицо. А когда иноческий устав предписывал братии сухоядение, то он сам тоже вкушал сухой хлеб и похлебку, сваренную на масле, и пил лишь одну воду. Тем более никогда не видели его печально сидящим за трапезой: он всегда имел веселое лицо, потому что его сердце укреплялось не пищей, а благодатью Божией. Каждый год преподобный переселялся на время Великого поста в пещеру (где впоследствии было положено честное тело его) и там затворялся до наступления недели ваий (цветоносной); в пятницу перед цветоносной неделей во время вечерни он возвращался к братии. Братия думали, что он безвыходно живет в известной им пещере, а на самом деле ночью, тайно ото всех, он уходил в одно монастырское село и там в другой пещере, находящейся в скрытом месте, пребывал один, так что никто кроме Бога не знал о его действительном местопребывании. Оттуда перед пятницею на шестой неделе Великого поста он опять ночью уходил в первую пещеру, из которой в пятницу и выходил к братии, так что все думали, что он весь пост пребывал в известной им пещере. Много скорбей и суетных мыслей внушали тогда преподобному в пещере злые духи, которые иногда наносили ему даже раны. Но Бог подавал ему невидимую силу для победы над ними, и духи никак не могли заставить блаженного уйти из пещеры. Преподобный пребывал один в темной пещере и не страшился множества полков князя тьмы. Но сам, как добрый воин Христов, молитвой и постом отгонял демонов от себя так, что они не смели потом к нему приблизиться и только издали показывались ему в призрачных видах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Относительно употребления в пищу рыбы Постная Триодь и Типикон едины в определении двух дней: Благовещения и недели Цветоносной, т. е. Входа Господня в Иерусалим. Типикон даже запрещает нарушителям этого правила причащаться на Святую Пасху, требуя две недели покаяния и по 300 поклонов и днем, и ночью. Известно и более суровое правило Кормчей (Пидалион) Никодима Святогорца, которая разрешает рыбу только единожды в пост – на Благовещение, если придется до недели Ваий, или на Вербное воскресенье, если Благовещение падает на Страстную седмицу. Следовательно, и данное категорическое предписание Постной Триоди и Устава о двукратном вкушении рыбы в течение поста не имеет силы. Возникает сам собой вопрос: чем и как объяснить неопределенность и иногда противоречивость указаний Постной Триоди и Типикона относительно жизни верующих в течение всего Великого Поста? Ответ следует искать в древних литургических памятниках. Для большей ясности и наглядности, сводя все разнообразные замечания древних ктиторских Типиконов церквей византийской, южно-славянской и нашей славяно-русской относительно режима в пище в течение всего Великого поста, мы представим здесь на основании этих данных, так сказать, постное меню на всю Четыредесятницу до Страстной седмицы включительно. В понедельник первой недели поста вкушали сухоядение однажды в день после вечерни (завещания прп. Феодора Студита, IX в., и прп. Афанасия Афонского). Памятники студийской практики иногда предписывали полное неядение в первый и второй дни этой недели (Орбельская Триодь, XII–XII вв.), а Святогорский Устав указывает на эти дни даже не пить и воды. Со вторника и в течение всей недели до пятницы ели хлеб, горох вареный или бобы, соленую капусту без масла, груши, по пяти смокв, сливы и каштаны. Иногда (Орбельская Триодь) хлеб заменялся просфорой. Питьем служили или чистая вода, или, чаще всего, теплая вода, смешанная с перцем, тмином и медом. Иногда (Устав Патриарха Алексия, 1025–1043 гг.) употребляли в качестве питья гороховый настой и сливовый сок. Вино на этой недели полагалось только для «немощных» и «замытаревших во днех». Из общего правила находим исключение лишь в Типиках Пантократорскаго монастыря (дан императором Иоанном Комненом в 1136 г.), обителей св. Маманта (1146 г.) и Илии Вомон (1162 г.), в которых предписано и в эти дни давать здоровым инокам вино, но лишь по половине красовули.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2639...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010