Ибо типику Великия церкве последовавше известно, и синаксарий видевше честныя обители Студийския и прочих, не точию же, но и иерусалимския типики прошедше, сия вчинихом. И никтоже убо дивится пременению бываему, стихирам же и канонам, и чтениям, прокименом же и Апостолом, аллилуиям, и Евангелиям, и причастнам, еже тако пременити повелено есть; но день да сматряет, егда навечерие Благовещения бывает, такожде, и день праздника есть, и обрящеши, яко егда в постен день навечерие случится, чести ради святыя 40-цы, поем стихиры дне, и потом Благовещения, и Литургия преждесвященных. Оттудуже приимет начало праздника, вся предваряют Благовещения. Подобает ведати, яко аще случится праздник сей в кийлибо день великия недели, или в субботу Лазареву, или в неделю Цветоносную. Прежде вчинихом Благовещения службу, понеже прежде страсти Христовы быти сему празднику, за еже не быти посту в нем. Паки же в великия дни седмицы разсудихом, аще случится в них Благовещение. На вечерни предваряют стихиры дне, и потом Благовещения поста ради, якоже прежде рехом, и за преславное дне. Быти же в Великий Пяток и проскомидии вчинихом, аще случится Благовещение; аще бо и правила инако повелевают, но обретохом в соборней Велицей церкви, в молебных храмех Богородицы бывати с просфорами службе совершенней. Темже сия сице, и в Великий Пяток Литургию Златоустову вчинихом. Указ о отдании Благовещения Пресвятыя Богородицы. Подобает ведати, аще случится Благовещение в Пяток 3-я или 4-я недели постов. Поем всю службу праздника с Триодию по уставу, якоже прежде указася в ряду. На утрени в субботу 3-ю отдание поем праздника. На Бог Господь: тропарь праздника, дважды. Слава, Архангела. И ныне, праздника. По кафизмах седальны праздника и чтение праздника. Канон праздника, со ирмосом на 8 и Архангела на 6. Катавасия праздника. Четверопеснца же зде не поем, но поем напреди на повечерии. По 3-й песни кондак Архангела и седален, дважды. Слава, и ныне, праздника, и чтения. По 6-й песни кондак праздника, и икос. На 9-й песни, Честнейшую: не поем, но поем припев праздника, таже ирмос, и на кийждо тропарь праздника, поем припев тойже и последи ирмос. Светилен праздника. Слава, Архангела. И ныне, праздника. На хвалитех стихиры на 6: праздника 3, и Архангела 3. Слава, и ныне, праздника. Славословие великое. По трисвятом тропарь Архангела. Слава, и ныне, праздника. Ектении, и отпуст, и час 1-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

225 правило Номоканона читается так: «Ядущии же рыбу в день праведнаго Лазаря, или в неделю Креста, или святаго Федора, якоже видим многия сие творящыя, суд себе восприимут, наипаче же и в Пасху не причащаются Божественнаго Причащения, в прещение их сластолюбия: како бо дерзают в сицевыя дни, идеже ниже Цветоносную неделю повелевает правило мipckuм разрешати на рыбу, аще и нецыи уставы сие глаголют, по 24 правилу святаго Никифора Константинопольскаго». Но 225 правило Номоканона может считаться источником лишь для заключения 32 главы нашего Церковнаго Устава. Что же касается остальных предписаний названной главы и всех тех, которые мы привели выше, то для них источником послужило первое слово из Тактикона Никона Черногорца, надписанное так: «Типик от божественных писаний избран о устроении преданного нам образа от святых отец во спасение душам и писанием вдан иже под нами братиям». Извлечения отсюда составителями нашей Постной Триоди и Церковного Устава сделаны почти дословно, с соблюдением всех текстуальных особенностей этого уважаемого нашими старинными книжниками произведения аскетической письменности. Вот относящееся сюда место из Тактикона Никона Черногорца: «В велику же Четверодесятницу, в первый убо день отнюдь не подобает ясти, по Уставу Святыя Горы. Во вторник и среду и четверток ясти подобает по единому укруху (в нашей Триоди: литре) хлеба и воду: ино же ничто же, разве соль требуяй с хлебом... В пяток же вечер святого Феодора ясти подобает варение едино без масла и ино некое сухоядение и воду пити: ино же ничтоже. В субботу же и в неделю подобает ясти масло, аще же прилучится нам и вино пити, должни есмы в неделю уставленное во славу Божию. От понедельника же вторыя недели и прочее всю Четверодесятницу сухо ясти подобает, кроме субботы и недели, по божественных правил завещанию (!!!). В средопостную же среду не достоит разрешати, яко паче день плача есть, а не праздника. Такожде и на Великий канон, зане обретеся повеление в Студитове Типице, сухо ясти всю ту неделю, паче инех, в сих убо пети должно есть Аллилуиа».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2639...

Непосредственно после 50-го псалма (если храм не в честь св. Лазаря, в каковом случае бывает полиелей, чтение Евангелия «и прочая по обычаю») следуют каноны с песнями (свящ. Писания: «Поем Господеви». «На 9-й песни Честнейшая не стихословятся, от сего дня и в прочие дни и до новой недели (см. понедел. Антипасхи), но ирмос и последи катавасия: Воистинну Богородицу». После этой катавасии, малой ектеньи и возгласа следуют: «Свят Господь Бог наш», на 1-й гл., 3-жды, и пение двух светильнов Триоди (1-го – 2-ды, а 2-го на «Слава, и ныне»); в стихирах «на хвалитех», на «И ныне», поется богородичен воскресный: «Преблагословенна еси Богородице Дево…», как в день воскресный; после этого поется великое славословие. – Литургия св. Иоанна Златоустог о. Вместо «Трисвятого» поется: «Елицы во Христа», потому что в этот день в древности крестились оглашенные. Ап. ( Евр.12:28; 13:1–8; 333 зач.; Ев. Ин.11:1–45; 39 зач.). 288 – На трапезе, кроме елея и вина, разрешается вкушение икры. О прилучившихся святых от этой субботы до недели Фомины см. 569 стр. Вход Господень в Иерусалим, или неделя Ваий. В этот день св. Церковь особенно воспоминает царское прославление Иисуса Христа пред Его крестной смертью для показания, что страдания Спасителя были вольные. Самое событие праздника описано у Евангелистов (Мф.21:1–11; Мк.11:1–11 ; Лк.19:29–41 ; Ин.12:12–19 ). Начало этого праздника восходить к глубокой древности. Древнейшее указание на него встречаем в поучении на этот день Мефодия Патарского (III в.). Начиная с VII века, многие песнописцы ( Андрей Критский , Косма Маиумский , Иоанн Дамаскин , Феодор и Иосиф Студиты, император Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул) прославили праздник песнопениями, который поются и ныне. От обычая употреблять в этот праздник ваий (ветви финиковой пальмы) он и называется Неделей «Ваий», «Цветоносия», «Цветоносной» или «Цветной», а в просторечии – «Вербным воскресеньем». Ваии у нас заменяются вербами, так как верба ранее других древесных ветвей дает почку. Обычай употреблять ваии в этот праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим (сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

65. Краткая черновая записка, составленная для собора, о причинах, побудивших патриарха Никона оставить престол 109 1 . За что Церковь Божию и патриаршеский престол оставил и, не совершив божественную литургию, из церкви пошёл? 2 . В грамоте к константинопольскому вселенскому патриарху писал: гнев имея на митрополита Газского Паисия, и благочестивого царя, и священный собор, и бояр, и весь синклит, и всех православных христиан Росийского царствия написал еретиками, будто отлучились от восточной Церкви и соединились с западным костёлом, а Церковь Соборную Православную и в ней опочивающих святителей великих бесчестил! 3 . Перед великими судьями, святейшими вселенскими патриархами, и по вопросу великого государя и всего освященного собора, как был, говорил 110 : гнева ради царёва оставил Церковь Божью и престол патриаршеский, а того в Святой Божьей Церкви, как пошёл от неё, не говаривал с клятвой, и кроме клятвы, что оставляю Церковь Божью и престол патриаршеский волею, грехов своих ради, и к тому не буду патриарх. 4 . Он же Никон патриарх говорил: что он по поставлении своём на патриаршеский престол и по шести летах будет мучим от царя, почему то разумел, и совет имел шесть лет неправдой? 5 . Как оставил церковь Божию и патриаршеский престол, и после того времени писал к великому государю, в прошлом 166-м году, в трёх грамотах, именуя себя прежде бывшим патриархом, а в 4-й грамоте о действе цветоносной недели на митрополита о священном седалище великого архиерея всея Росии олюбодействовати незаконно без совета священного собора, и непреподобно, и святой недели Ваий деяние действовать, а о возвращении написал, ниже к возвращению зря, яко пёс к своей блевотине, к любоначалию и власти. 6 . В письме же написано об избрании патриарха, аще хочет благозаконно и праведно и божественно избрание патриаршеское, да призовётся его смирение со благоволением честно, и яко божественное дело начав соборно и благочестиво да сотворится избрание, и его же божественная благодать изберёт на великое архиерейство и благословив благословится от него. А те все грамоты письмо его Никона, бывшего патриарха, рука, и письмо об избрании и о благословении на патриаршество, и у того письма припись его же, Никонова, рука. 110 Некоторые из слов 3-й статьи в подлиннике вычеркнуты, очерчены чертой и надписаны над зачёркнутыми строками. Для доказательства, что начало 3 пункта прочитано верно, текст его помещён здесь: 3. Перед великими судьями святейшими, как был перед великим государем (очерчено) перед святейшими вселенскими патриархами и перед освященном собором и перед всеми боярами (зачёркнуто) и по вопросу великого государя и всего освященного собора говорили: гнева ради и т. д. Читать далее Источник: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева». СПб. 1897 г. 510 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

процессии; потом хоругвеносцы несли 12-ть хоругвей, и пред каждою шел мальчик в облачении, имея в руках подсвечник с горящею свечою, а иподиаконы несли большой запрестольный крест, рипиды и патриарший жезл; за ними следовали: хор арабских певцов, потом диаконы с пальмами и свечами; за ними шли священники, за священниками игумены и архимандриты и несли ковчеги со св. мощами; позади их хор греческих певцов; за ними 12 диаконов с трикириями и дикириями, потом шествовали епископы и митрополиты, имея в руках Евангелие, и пред каждым из них шел мальчик в стихаре с подсвечником; в конце процессии патриарх, за ним несли большую хоругвь с изображением Воскресения Христова и громадную масличную ветвь, с большим вкусом убранную живыми цветами. По бокам храма и на галереях его стояли массы разноплеменного народа и разных исповеданий. Христиане – с красивыми пальмами 67 , листья которых арабы, несмотря на свою дикость и невежество, умеют великолепно переплетать разными фасонами, с добавлением роскошных живых цветов. Во время свящ. хода пели канон, стихири и великое славословие и, обошедши вокруг кувуклии два раза, в третий пошли по галерее вокруг храма Воскресения и, обогнув опять кувуклию, пришли к дверям Гроба и остановились; здесь, после троекратного пения трисвятого, патриарх читал Евангелие, потом, по окончании великой ектеньи и возглашения отпуска, возвратившись в Воскресенский храм, с высоты своей кафедры раздавал народу антидор. Так закончилась торжественная служба Цветоносной недели. После этого кто хотел шел домой, я же остался посмотреть на процессии других христиан, не православных. По выходе нашего православного патриарха из святогробского храма, первыми начали крестный ход армяне, имея во главе своего патриарха, который имел на голове митру, похожую на митру католических бискупов, усыпанную бриллиантами, а ризу, – с длинными и широкими воскрилиями, схожую с нашею священническою, только с широким, стоячим, красным воротником, как у русских старинных генералов, на котором изображены живописные лики 12 Апостолов, с золотым шитьем вокруг них.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Накануне Цветоносной недели над Евфимием снова совершено было св елеосвящение, и опять оба они приобщились Пречистых Таин. В неделю же Ваий в храме св. Предтечи за Божественной литургией еще сподобились пренебесного сего дара, и после Литургии отправились прямо на один кефалонийский корабль, капитан которого принял их с радостью и любовью. Здесь Евфимий снял с себя монашеское одеяние и оделся в заранее приготовленные турецкие одежды. Тогда, поклонившись спутнику своему Григорию, Евфимий сказал: «Благослови, отче, твоего слугу и брата! Бог заплатит вам за все благодеяния, какие оказали вы мне недостойному, и наградит тебя небесными дарами за труды твои». Сокрушился сердцем Григорий и начал проливать слезы о разлуке с Евфимием. «Не возбуждай, отче, своими слезами скорби в моем сердце, а лучше проси Бога, чтоб Он помог мне победить врага-диавола и мужественно окончить великий подвиг». Потом, дав последнее о Христе целование Григорию и всем находившимся там христианам, стоявшим с непокровенными главами и удивляющимся его мужеству, приснопамятный взял в руки свои крест и ваии, взятые им в церкви св. Предтечи и, вооружившись сими оружиями, переходит с корабля на сушу и мужественно идет, как песненная невеста, обрести сладкого и таинственного Жениха. Казалось, сего сладчайшего Обручника, Пастыря и Посетителя душ наших нигде нельзя было обрести ему так скоро, как во дворце тиранов и игемонов; посему, имея намерение проникнуть к ним, он на пути взывал к Нему: «Владыко Иисусе Христе! Ты, пребывая Своей плотью на грешной нашей земле, не отверг того мира, которое кающаяся грешница излияла на Пречистую главу Твою: не возгнушайся же и мной грешным, приими и от меня не миро, а самую мою кровь, которую спешу излить ради Твоей любви; и как той грешнице не возбранил входа в дом Симона прокаженного, так, Владыко, сотвори и для меня свободным вход во дворцы безбожных мучителей, да проповедую там имя Твое святое и постыжу прельстившего меня диавола и посрамлю их мусульманскую веру». Так молился он со многими слезами и болезнью сердца, и о том же умолял Пресвятую Богородицу, как споручницу и непостыдную нашу помощницу. После этой молитвы произвольный страдалец, сотворив на себе крестное знамение, вошел в высокую Порту и, никем не остановленный, предстал пред самим турецким визирем Рушут-пашой и без всякого смущения и страха сказал ему:

http://isihazm.ru/1/?id=1824

Воскресенья (недели) периода Великого поста имеют особые названия. Первое великопостное воскресенье — Неделя Торжества Православия — посвящено воспоминанию об окончательной победе Церкви над ересью иконоборчества в IX В кафедральных соборах совершается особый Чин Православия с торжественным поминовением всех, кто на протяжении столетий защищал православную веру. Во второе воскресенье Великого поста совершается память святителя Григория Паламы , архиепископа Фессалоникийского (XIV век), который в богослужебных текстах именуется «столпом «поборником «сыном Божественного и невечернего Третья Неделя Великого поста — Крестопоклонная — посвящена Кресту Христову как орудию нашего спасения; христиане призываются подражать крестоношению Спасителя. В конце утрени в центр храма выносится Крест, перед которым совершаются поклоны. В четвертую Неделю Великого поста празднуется память преподобного Иоанна Лествичника , автора книги о законах духовной жизни и ступенях восхождения к Богу чтение которой особенно уместно в дни Великого поста. Пятое воскресенье — память преподобной Марии Египетской, раскаявшейся блудницы, явившей после своего обращения высочайший образец святости. На утрене четверга пятой седмицы читается ее житие, а также целиком прочитывается Великий канон Андрея Критского (эта служба получила название «Мариино стояние»). Великий пост (святая Четыредесятница) завершается в канун Лазаревой субботы, за которой следует праздник Входа Господня в Иерусалим. В субботу по окончании Великого поста вспоминается воскрешение Лазаря ( Ин 11:1–44 ), ставшее видимым предвозвещением Воскресения Христа и всеобщего воскресения умерших после Второго Пришествия Спасителя. На следующий день, в последнее воскресенье перед Пасхой, празднуется Вход Господень в Иерусалим. Этот день именуется также Неделей цветоносной, Неделей ваий (пальмовых ветвей), а в русской традиции — Вербным воскресеньем (пальмовые ветви на Руси были заменены вербой). Праздник посвящен торжественному вхождению Господа Иисуса Христа в Иерусалим, во время которого жители приветствовали Его радостными возгласами, держа в руках пальмовые ветви ( Мф 21:8–9 ; Мк 1:8–9 ; Лк 19:36–38 ; Ин 12:12–13 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Снегирева Памятники Моск. Древности, т. I. Софийский временник, II. Географич. словарь Росс. Госуд. и Древняя Росс. Вивлиофика, ч. XI: Известие о всех монастырях и церквах города Москвы. Село Измайлово Приходно-расходныя книги седа Измайлова, принадлежавшия сперва деду моему, Придворному Коммисару П. В Кондратьеву, подарены в библиотеку И. М. О. Сельскаго Хозяйства Колл. Асс. И. С. Брыкиным и там доныне хранятся. Земледельческий Журнал, 11. М. 1821, в 8. Статистические очерки России, соч. К. Арсеньева. Спб. 1848, в 8. История Медицины в России, Г. Рихтера М. 3 ч. 1814 г. в 8. Г. Успенскаго Опыт о древностях Русских, 2 т. изд. 2. Отечественные записки, 1851 г. 3, ст. 11. Voyages de Cornelius le Brun par la Moscovie, en Perse et aux Indes orientales etc. à Amsterdam. 2 t. 1718, in f. F. W. Bergholz Tagebucb, 344, в Büsching’s Magazin. XX Th. Halle. 1716, in 4. Записки о бытности в селе Измайлове Царей, Цариц и Царевен, с 1690 по 1697, рукоп. скорой. XVII века, в 4. Корниловича Русская старина Спб. 1825 г. в 16. Ф. Туманскаго Собрание разных записок и сочинений о жизни и деяниях Петра Великаго, 6 ч. Спб. 1787, в 8. См. Предисловие в Морскому Уставу, 1720. См. статью Ботик в Енциклоп. Лексиконе, т. III. Земледельческий Журнал, 11, М. 1821, в 8. Записки Графа Миниха. Спб. 1817, в 8. К. Рулье речь о Животных Московской Губернии. М. 1845, в 4, стр. 84. Описание Москвы второкласным землемером поручиком Фаддеем Охтенским. 1775 г., в рукописи. Приходно-расходные книги Государева села Измайлова, рукоп. XVII в. в 4. См. в Енциклоп. Лексиконе статью Брыкин. Этот Измайловский старожил погребен на погосте на северной стороне церкви Рождества Христова в селе Измайлове. На каменном надгробии его прочтете след. надпись: «Здесь лежит бездетный, более ста лет старец Коллежский Ассессор Иван Саввич Брыкин, урожденец родовой вотчины Романовых, дворцоваго села Измайлова, преставившийся 1821 года, Марта 30, в среду цветоносной недели, в день ангела своего Св. Иоанна списателя лествицы, при внуках, праввуках, праправнуках и друзьях, погребен в субботу Лазареву».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

( < < back) Арсений скончался в конце VIII века. ( < < back) и подвизался в XII веке. Мощи его почивают в Антониевой пещере. ( < < back) Житие преподобного отца нашего Евфимия Великого горная страна, к югу от Кавказа и к востоку от Малой Азии; она делилась на две части: большую или восточную Армению, и малую или западную. Город Мелитина, ныне Малатия, находился в южной части Малой Армении, на одном из притоков Евфрата. ( < < back) Полиевкт был замучен в царствование Валериана в 259-м году. Память его совершается 9-го января. ( < < back) от греческого глагола радуюсь, утешаюсь — в переводе значит: благодушный, веселый. ( < < back) царствовал с 364–378 г, Грациан — с 375–383 г. ( < < back) область Византийской империи, в северо-восточной части Балканского полуострова. Адрианополь — город на р. Гебре (Марице); ныне значительный и многолюдный, главный город турецкого вилайета (области) того же имени. ( < < back) Феодосий Великий царствовал с 379–395 г. ( < < back) епископ Мелитинский, просиял на 2-м Вселенском Константинопольском соборе 381 г.; впоследствии он был причтен к лику святых. Память его совершается на востоке 17-го апреля. ( < < back) Акакий впоследствии за богоугодную жизнь был избран епископом Мелитинским; он присутствовал на 3-м Вселенском Эфесском соборе 431 года; скончался около 435 года. Память его совершается Церковью 17-го апреля. Синодий — преемник Акакия по кафедре. ( < < back) Евфимию было тогда около 29 лет. Это было в 406 г. ( < < back) Фаранская, или Фаре, основана преподобным Харитоном (память его 28 сентября) в 1-й половине IV века, в шести миллиариях (с небольшим 8 верст) от Иерусалима к востоку, по пути в Иерихон. ( < < back) Кутиллийская лежала к северо-востоку от Иерусалима, в недалеком расстоянии от Иерихона, ниже лавры святого Саввы Освященного к Мертвому морю, отстоящей к востоку от Иерусалима на 12 верст. ( < < back) преподобные Евфимий и Феоктист удалялись в пустыню после отдания праздника Богоявления Господня и пребывали там до праздника Входа Господня в Иерусалим, или Вербного воскресенья (недели Цветоносной, иначе — Ваий).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

    Во святую и великую неделю пасхи, и во всю светлую неделю разрешаем: монаси на сыр и яица и рыбы, мирстии же на вся.    от новыя же недели понедельника, по еже пети 3— й час, и 6-й, в чину их с междочасии, к сим же и обедницу: дается благословение братии, в понедельник, среду и пяток, во всю пятьдесятницу. благословение же мерити подобает, две онгии чисты паксимады (сухари), и то снедати точию подобает, и по отпетии 9-го часа совершенне ясти. Подобне и в навечерии рождества и богоявления господня, аще случится в субботу, и неделю. В неделю же сошествия святаго духа, бывает коленопреклонение на вечерни, и неделя тая разрешена ясти рыбы, сыр, и яица, и млеко: а миряном мясо, до недели всех святых. Глава 33. О разрешении всего лета    Подобает ведати: яко аще случится Христова рождества праздник, и святых богоявлений, в среду, или пяток, разрешаем на сыр и яица: миряне же на мясо. Аще ли случится рождество Богородицы, или сретение, или успение, в среду, и пяток, разрешаем на рыбу и вино. Праздник же преображения и введения, в кой день ни случится, разрешаем на рыбу и вино, и ядим дважды днем. благовещение же, в кой убо день будет святаго поста до недели цветоносныя, разрешаем на рыбу и вино, ядим же единою днем, кроме субботы, и недели. В великую же неделю, аще случится до великаго четвертка, разрешаем на елей и вино. В великий же пяток, на вино точию. Праздник же предтечев, рождество и святых апостол петра и павла, и возлюбленнаго Иоанна богослова, аще случится в среду и пяток, ядим рыбу, и пием вино, дващи днем. На воздвижение честнаго креста, и на усекновение предтечи не ядим рыбы, но елей и вино пием, и в вечер ядим без рыбы же, овощие от гроздия, или что Бог дарует от таковых. В дванадесятих же днех по рождестве христове, и в седмице пред мясопустом, и седмицу светлую и седмицу 8-ю, разрешают монаси на сыр и яица, мирстии же на мясо. В седмицу же сырную, разрешают монаси и мирстии на сыр и яица. В среду же и пяток, в девятый час, единою днем. В средах же и пятцех, всея пятьдесятницы, елей и вино, кроме среды преполовения, и среды отдания пасхи: В та бо два дни разрешаем на рыбу и вино.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010