Куропалат. О вел. церкви и двора, 6, 12—13. См. Рождество Христово.    Третий псалом этого часа произносится обычный (50).    Синаксарь в Великий Пяток.    Иннокентий. Церковная история, 2, с. 92—94.    Прав. св. Дионисия Александрийского.    Церковный Устав в Великий Пяток.    Златоуст. В 85 беседе на Евангелие от Иоанна.    Исследование Православн. веры, кн. 111, гл. 28.    Сокращенно.    Никоновская летопись, т. 1, под 876 годом.    Здесь представляются извлечения из канона в русском переводе. Христианское чтение, 1836 г., часть 1.    Церковный Устав в Великую Субботу.    Constit. Apostol. lib. 5, cap. 18. Тертулий. К жене, кн. 2, 4.    Тертулий. О крещении, 19. Златоуст. В беседе 30 на кн. Бытия.    Евсевий. О жизни Константина Великого, кн. 4, гл. 22.    В 45 слове на св. Пасху.    Commentar. in Matth. 25, 6.    См. выше об этом каноне. Часть V. Недели и другие дни Цветной триоди, или Пятидесятни... 50 дней Пятидесятницы.     Цветной триодью называется последование богослужения православной Церкви в продолжение 50 дней, или 8 недель, Пятидесятницы, — от Пасхи до праздника Св. Троицы и сошествия Св. Духа. По имени Пятидесятницы это последование называется также греческим словом пентикостариа.    Как триодь великопостная преимущественно представляет состояние уничижения Иисуса Христа, и сообразно с этим состоянием — побуждения для нас к сокрушению о грехах и раскаянию, так Цветная изображает преимущественно состояние божественного прославления Иисуса Христа и духовное веселье Церкви, и потому называется Цветною, т. е. праздничной.    Первоначальное название триоди Цветною объясняют из древнего обычая — праздновать весною праздник цветов. У древних народов был обычай: по окончании зимы, когда весна покрывала землю цветами, люди выходили в зеленые поля и там, составивши лики, пели весенние песни, и называли то праздником цветов. О этом обычае воспоминает отчасти Соломон, когда говорит: восстани и прииди, ближняя моя, яко се зима прииде, цвети явишася на земли (Песн. 2:10—11). Здесь призывает Соломон ближнюю свою, да грядет ликовать в злачное поле, которое по прошествии зимнего времени красными процвело цветами. Преподобные же и богоносные отцы Феодор Студит, Иосиф Фессалоникийский, Косьма маиумский, Феофан Исповедник и прочие, — этот древний обычай мирской претворяя в духовный, составили богодухновенные песни, которые во время цветоносной весны поются в Церкви Божией, как в злачном поле, и, собрав те песни в одну книгу, назвали ее триодью Цветною. Но люди не в поля, а в храмы Божий грядут ликовать духовно, принося цветы добродетели и поя триодные песни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

Страстная Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 4 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 Пасха только потому и была и только потому и есть, что перед ней всегда Страстная неделя. А к тому же я не знаю, что нам дороже, сама ли Пасха или эти дни перед ней, — всё бесконечно дорого, рассказать нельзя как дорого… О самом главном, о самом святом и драгоценном для человека Господь говорит с человеком Сам, без посредников, прямо к сердцу… Человек ужасно любит, невероятно любит самого себя. И вот в эти страстные дни сердце в трепете и смущении предощущает, что оно может полюбить одного Человека больше, чем оно любит себя, что оно уже так любит и что нету счастья большего, чем эта любовь. С. И. Фудель. Письмо сыну из сибирской ссылки. 1950 г. Введение Целью настоящей статьи не может быть, конечно, сколько-нибудь полное исследование богослужений Страстной седмицы. Во-первых, подобная работа достойна объёма солидной монографии, а главное: предмет исследования — “глубина неудобозримая”, при том что возможности автора весьма и весьма ограничены. Поэтому хотелось бы лишь поделиться тем, что когда-то коснулось души, отозвалось и запомнилось. Однако мы постараемся в более или менее строгом порядке проследить развитие богослужений Страстной с акцентом на восприятие их умом, Бог даст — и сердцем. Интересующимся вероучительной стороной этих замечательных служб предлагаем прочесть очень глубокую книгу В. Н. Ильина “Запечатанный гроб. Пасха нетления”, на которую не раз будем ссылаться (хотя, конечно, не со всеми чересчур дерзновенными мыслями автора можно согласиться безусловно: например, об участии Божией Матери в Искупительной Жертве Христа). Великий Понедельник Богослужебное начало Страстной — вечерня Недели цветоносной, Входа Господня в Иерусалим. Праздник ещё не отошёл, и на Господи воззвах поются радостные стихиры, воспевающие кроткого Христа Царя, пришедшего в правде, имеющего множество щедрот, Единого Милостивого и Человеколюбца. Но уже на прокимне вечерни слышим не великопостные покаянно-утешительные темы (Не отврати лица Твоего, Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи), а звучащее необычно обычное: Се ныне благословите Господа, вси раби Господни. Отходит время покаяния, наступает время стояния “во дворе Господнем” — там, где центр человеческой истории. Се время славословия Царя славы. И двором Господним в особой мере становится храм, где мы таинственно участвуем в священных событиях Страстной. Вскоре, в стихирах на стиховне, слышим, как Церковь уводит нас от ветвий и ваий, яко от Божественна праздника — в Божественный… праздник, к честному Христовых Страстей… Таинству.

http://pravmir.ru/strastnaya/

Там написано: «Пентикостарион обдержай все подобающие ему восследования». «Пентикостарион» в переводе с греческого означает «Пятидесятница», т. е. буквально название книги можно перевести как «Книга для Пятидесятницы» – именно потому, что y греков никаких трипеснцев нет, а потому и нет оснований называть ее Триодью. Почему Триодь Постная называется Постной, вполне ясно. А вот почему «Пентикостарий» в русской традиции называется Триодью Цветной? Название эта книга получила от праздника Недели Ваий, или Вербного Воскресения. Одно из названий этого праздника – Неделя Цветоносная, или Неделя Цветоносия. Достаточно вспомнить евангельскую историю о Входе Господа в Иерусалим, чтобы понять, откуда идет такое название. А Лазарева суббота, день накануне Вербного Воскресения, называется Субботой Цветоносной, или Субботой Цветоносия. Эти-то дни и дали названия Триоди Цветной. Но ведь службы этим дням, скажете вы, находятся не в Триоди Цветной, а в Триоди Постной. Верно. Но от начала не бысть тако. Вплоть до реформы 17 века Триодь Постная заканчивалась пятницей 6-й седмицы Великого Поста – там, где в современных изданиях заканчивается первый, более объемный том Постной Триоди. А начиная от Лазаревой субботы, начиналась Цветная Триодь – отсюда и название по первой службе. То есть службы Страстной Седмицы причислялись ранее не к Постной Триоди, а к Цветной. На мой взгляд, это было оправдано. Ведь Страстная Седмица – это в некотором смысле предпразднство Пасхи. Во всяком случае она имеет куда больше соотнесения со Светлым Христовым Воскресением, нежели с периодом Четыредесятницы. С другой стороны, всякое разграничение в богослужебных книгах условно. Вот основные богослужебные книги. Однако за богослужением обязательно читается Св. Писание. Прежде всего – Псалтирь. Нет ни одного православного богослужения, за которым бы не читались Псалмы. Они читаются многоразличными способами. Иногда, как говорится, в живом виде – в виде кафизм, т.е. больших отрывков из Богодухновенной Псалтири. Иногда – в виде избранных Псалмов (Шестопсалмие или предначинательный Псалом вечерни, Псалмы часов). Иногда – в виде отдельных стихов (вспомним запевы к стихирам на «Господи, воззвах», на стиховне, на хвалитех или прокимны, которые тоже, как известно, заимствованы из Псалмов). Поэтому, естественно, к числу богослужебных книг причисляется Псалтирь, причем так называемая Следованная Псалтирь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   В субботу на 6-й неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Эта суббота называется Лазаревой субботой. На утрени в этот день поются воскресные «тропари по Непорочных»: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», а на Литургии вместо «Святый Боже» поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа».    Шестое воскресенье Великого Поста есть великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделею Ваий и Цветоносною. На Всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово»..., а читается непосредственно 50-й псалом и освящаются, молитвой и окроплением св. воды, распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при возженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).    С вечерни в Вербное воскресение отпуст начинается словами: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш»... и т. д. Страстная седмица    Страстною Седмицею называется последняя неделя перед Пасхою. Такое название эта неделя имеет потому, что она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения.    Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками.    Особенности Богослужения первых трех дней Страстной Седмицы состоят в следующем: на утрени, после шестопсалмия и «Аллилуия» поется тропарь: «Се Жених грядет в полуноши» ..., а после канона поется песнь: «Чертог Твой вижду. Спасе мой»... Все эти три дня совершается Литургия Преждеосвященных Даров, с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях.    По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

В неделю Антипасхи совершалась праздничная служба, на утрене не было кафизм и Евангелия. Воскресная служба переносилась на понедельник Антипасхи. Недели Пятидесятни-цы имели те же названия, что и ныне. В среду Преполовения Пятидесятницы разрешался пост, с чем, впрочем, были согласны далеко не все церковные деятели того времени. В Апостольский пост часто пели службу «с аллилуиа», что в отличие от указаний послениконовских Типиконов не отменяло литургии. Древнейшие славянские Триоди являются полными, т. е. заключающими в себе песно-пения всего периода пения Триоди (РГАДА. Тип. 137). Впоследствии (ок. XII в.) введено деление Триоди на Постную, начинавшуюся в неделю мытаря и фарисея и заканчивавшуюся в 6-ю пятницу поста, и Цветную, начинавшуюся в субботу Лазареву, перед цветоносной неделей, и заканчивавшуюся в неделю Всех святых. Студийский месяцеслов, определяющий круг неподвижных (минейных) праздников,– к-польский по происхождению – основан на синаксаре Типикона Великой церкви. Студийско-Алексиевский устав указывает одну-две памяти в день, среди которых есть несколько местных студийских памятей (напр., 26 янв.– перенесение мощей прп. Феодора Студита и его брата свт. Иосифа Солунского). Многие дни (от 1/3 до 2/3 месяца) не имели тропаря, в эти дни совершалась служба с пением «аллилуиа», имевшая в Студийском уставе роль будничной службы. В такие дни память святого отмечалась лишь чтением его жития, совершались все часы, не отменялись монастыр-ские работы (послушания); когда такие дни приходились на среду и пятницу, то полагались пост до 9-го часа (ок. 15 часов) и поклоны. С умножением числа праздников служба «с аллилуиа» стала совершаться все реже, в наши дни она воспринимается как постовая. Несколько более праздничными были дни памяти святых, когда отменялись часы и поклоны, но не отменялись послушания, трапеза полагалась в шесть часов (ок. полудня). Такие дни обычно имели тропарь, но иногда в эти дни также совершалась служба «с аллилуиа». Еще более крупные праздники отмечались освобождением от часов, поклонов и работ до обеда.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

24 апреля в 2016 году — Вербное воскресенье (оно же неделя Ваий или Цветоносная — праздник Вход Господень в Иерусалим) . На всенощном бдении накануне по традиции освящаются вербы (или пальмы). Так завершается Великий пост и начинается Страстная седмица. Исповедь Великим постом в 2016 году Православные стараются чаще исповедоваться Великим постом, и принести покаяние можно практически на любой вечерней службе. Есть и дни, когда исповедаться стараются почти все. В пятницу первой седмицы Великого поста, 18 марта в 2016 году, вечером совершается большая исповедь – после строгой и покаянной первой недели многие готовятся к причастию. Но тем, кто исповедуется впервые или достаточно редко, лучше для исповеди выбрать другой, менее многолюдный день: утро любой среды или пятницы (перед или во время литургии Преждеосвященных Даров), утро или вечер субботы или утро воскресенья. В первую субботу вечером, как правило, также бывает много исповедников. Еще одна большая исповедь совершается в среду, 28 апреля в 2016 году, в канун Великого Четверга. Также обращаем внимание: на ней бывает очень много людей, советуем выбрать для подробной исповеди другой день. Как правило, если человек исповедовался на Страстной седмице (в некоторых храмах — накануне Вербного воскресенья), благословляется причащаться на Пасху без дополнительной исповеди. Страстная седмица В понедельник, 25 апреля , начинается Страстная седмица — особенно строгий период Великого поста. В эти дни вспоминаются последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа. 25 и 29 апреля совершаются последние Преждеосвященные литургии. Начиная с воскресенья и до вторника на вечернем богослужении (утреня) поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи» . 26 апреля в 2016 году, в Великий Вторник, совершается литургия свт. Иоанна Златоуста. Вечером в среду 27  апреля, на утрене Великого Четверга , читается канон «Сеченое сечется море Чермное» и поется «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». Великий Четверг, 28 апреля, — воспоминание Тайной Вечери. Совершается главная литургия года в память установления Таинства Евхаристии.

http://pravmir.ru/kalendar-velikogo-post...

6-я седмица Великого поста.    Суббота («Лазарева»). Так как основание праздника составляет чудо воскреш[с]ения праведного Лазаря, уверившее людей в Воскресении Христовом и общем еще прежде Его смерти, то в утреню привносятся особенности воскресной службы. Именно: поются тропари «Ангельский собор...», «Воскресение Христово видевше...», после канона: «Свят Господь Бог наш...», на хвалитных: «Преблагословенна еси...». Но «Честнейшую...» не поем до новой, то есть Фоминой, недели. На литургии вместо Трисвятого «Елицы...». Задостойник: «Чистую славно почтим...» 351 . «На трапезе учреждаемся варением с елеем. Аще же икру имамы, да дается» 352 . Но рыба воспрещается. Шестая неделя Великого поста (Неделя ваий, Цветоносная, Вербное воскресение). Праздник двунадесятый. «Воскресение...» не поется. Не поем и «Воскресение Христово...», но после Евангелия непосредственно псалом 50-й и благословение ваий (у нас  –  верб). Вместо «Молитвами...»  –  «Слава, и ныне», «Днесь Христос...». Канон св. Космы Майюмского, одно из превосходнейших его творений. Торжество исторического входа Господня в Иерусалим отразилось вполне на песнописце: он весь проникнут духовным восторгом и чувством высокой радости. За приближающимися страданиями Спасителя он видит торжество славы Его Воскресения и победы над смертью и адом. Поэтому умеренно ликующий 4-й глас, напевом которого поется канон, выражает все это как нельзя превосходнее. Евангелие хотя читается праздничное, но оставляется посреди церкви 353 . Прикладываясь к нему, молящиеся получают из рук настоятеля вайи со свечами. В рукописном Уставе Троицкой лавры (1645 г.) говорится: «После славословия свещи гасят, а с вербами и до конца стоят без свеч» 354 . В Иерусалиме стоят с ваиями и за литургией 355 . Литургия св. Иоанна Златоуста . Задостойник: «Бог Господь и явися нам...» 356 . На трапезе разрешение рыбы. На вечерне по «Сподоби, Господи...» уже пурпурные облачения 357 . 7-я седмица Великого поста (страстная).    Великий понедельник. На утрене «аллилуиа» (глас 8-й), «Се, жених...». После кафизм Евангелие ( Мф.21:18–43 ), псалом 50-й, «Спаси, Боже, люди Твоя...» и трипеснец 358 . По 9-й песни  –  ексапостиларий «Чертог Твой...». На часах (3-м, 6-м и 9-м) положено читать четвероевангелие 359 . Вечерня в соединении с литургией преждеосвященных Даров. На трапезе сухоядение.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Шестая седмица Великого поста     Шестая и последняя неделя св. Четыредесятницы называется неделей Ваий, Цветоносной и Цветною от ветвей, с которыми Церковь воспоминает царский вход Иисуса Христа в Иерусалим, встреченного народом еврейским с вайями и ветвями. Начиная эту седмицу, Церковь приносит Господу предпразднственное пение праздника Ваий, молясь о постящихся, чтобы и они вкупе с Лазарем четыредневным после сорокадневного поста воскресли от смерти греха; приготовляет и призывает всех нас к духовному сретению царского входа Господа в Иерусалим. К этому времени и преподобные отшельники возвращались в обители свои из пустынь, куда они по древнему обыкновению, подражая Господу, бывшему в пустыне в посте и молитве 40 дней, удалялись на время св. Четыредесятницы.     Суббота Ваий. Воскресение Лазаря.    С субботы шестой недели Великого поста до Пасхи Православная Церковь посвящает богослужение свое и воспоминание событий, предварявших и приближавших спасительные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа, и наконец, воспоминанию самих страданий и смерти Его.    Исполняя закон ветхозаветного общественного богослужения (Исх. 23:17) и творя волю пославшего Его Отца, Иисус Христос во дни своей земной жизни ходил на праздник ветхозаветной Пасхи в Иерусалим. Четыре Пасхи объемлют время евангельской спасительной проповеди, которую начал он после крещения своего и продолжал до своего вознесения. Так Иисус Христос шел в Иерусалим и на праздник последней своей Пасхи, несмотря на то, что Божественная слава учения и чудес Его, распространившаяся уже повсюду в земле обетованной, сильно вооружила против Него завистливых старейшин иудейских, которые давно замышляли и старались предать Его смерти. Последнее путешествие Иисуса Христа на Пасху еще более явило и увеличило Его Божественную славу, а равно усилило зависть и ненависть к Нему книжников. Первое событие при этом путешествии, особенно прославившее Господа и умножившее против Него злобу Синедриона иудейского, было воскрешение Лазаря четверодневного, совершенное Господом при стечении многочисленного народа и обратившее многих к вере в Иисуса Христа (Ин. 11:45).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

В ексапостиларии этого дня, читаемом на Славу, и ныне звучат слова ап. Павла ( 1Кор. 15:55 ), которые мы скоро услышим в ликующем Пасхальном слове Иоанна Златоуста : «Лазарем тя Христос уже разрушает, смерте, и где твоя, аде, победа? Вифании плач ныне на тебе проставляется; вси ветви победы Тому принесем». Этот текст являет нам единство Лазаревой субботы и Пасхи, Лазаревой субботы и Недели ваий. Напоминая нам внешнюю канву событий, богослужебные тексты вскрывают их глубинный богословский смысл. Некоторые останавливаются на свидетельстве о двух природах Христа – человеческой и Божественной. Так, синаксарь предваряется такими стихами: «Рыдаеши, Иисусе, сие смертнаго существа; оживляеши друга Твоего, сие божественныя крепости». То, что Ты, Господи, оплакиваешь Лазаря, проявление «смертного существа», воскрешение друга – свидетельство Божественной силы. В день Лазаревой субботы совершается литургия Иоанна Златоуста своим обычным порядком, но поется не Трисвятое, а Елицы во Христа крестистеся.По возгласе Изрядно о Пресвятей... поется задостойник, хотя Типикон о нем умалчивает. Неделя Ваий, неделя цветоносная, праздник Входа Господня в Иерусалим, а на Руси еще и Вербное воскресенье – так называется следующий день. В этот день не поем воскресных песнопений, не празднуем Воскресение Христово, и надо сказать, что такое построение богослужения подчиняется общим правилам: если двунадесятый Господский праздник попадает на воскресенье, «воскресено ничтоже поем», т.е. воскресенье не празднуется, а только Господский праздник. В каком-то смысле можно сказать, что воскресенье перенесено на субботу Лазареву. Тропарь праздника общий с Лазаревой субботой, однако, есть и второй тропарь Входа Господня в Иерусалим; это единственный Господский праздник, имеющий два тропаря. Этот второй тропарь показывает нам особенную черту этого события, звучит он так: «Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен грядый во Имя Господне». Здесь говорится от лица всех, кто собрался в храме: «Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш», – вот мы крестились и крещением своим мы Тебе спогреблись, мы умерли вместе с Тобой, Господи, и бессмертной жизни «сподобихомся Воскресением Твоим». Очень интересно, что здесь говорится не о празднуемом событии, а о таинственном смысле христианской жизни. С этой же темой в Неделю ваий связана одна стихира; она повторяется за службу 7 раз, с удивительным постоянством:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Триодь Постная и Триодь Цветная представляют собой крепкое и неразрывное единство, они подчинены одному принципу, и очень долго, до X-XI вв., они существовали вместе, как одна книга – «Триодион». Вопрос о делении ее на две части не может быть решен однозначно. Раньше на Руси Постная Триодь заканчивалась вместе со св. Четыредесятницей, в канун Лазаревой субботы, которая предшествует Неделе цветоносной (Неделе ваий). От этих цветов, которые «носят» в праздник Входа Господня в Иерусалим, все дальнейшие богослужения, начиная от Лазаревой Субботы, и получили название Триоди Цветной, в которую тем самым включались богослужения Недели ваий, Страстной седмицы и всего последующего пасхального цикла. И если сейчас грань между двумя периодами, отраженная в разделении Триоди, представляется нам вполне логичной, то само богослужение говорит о том, что все не так просто: переломным днем является и Лазарева Суббота, и Великая Среда, и Суббота Преблагословенная. Поэтому следует знать, что до нынешнего деления существовали другие, и это должно ставить некоторые акценты, проясняющие для нас устроение богослужения. Поговорим о последовательности богослужения по Триоди Цветной. Вернемся немного назад и начнем с того богослужения, которое мы застаем в храме, приходя на пасхальную службу. Мы приходим на пасхальную заутреню, но Перед ней служат полунощницу, которая относится еще к Триоди Постной, а еще раньше можно застать чтение Деяний святых апостолов. Дело в том, что устроение богослужебного дня Великой Субботы чрезвычайно емко, в нем много разных аспектов и трудных вопросов. Литургия этого дня должна совершаться на вечерне, которая начинается после полудня, часа в 3–4; литургия Василия Великого заканчивается к вечеру, и Устав предписывает не расходиться из храма, поэтому после литургии освящают хлеб и вино, чтобы все, кто находится в храме, могли подкрепиться. В той главе Типикона, которая посвящена Великой Субботе, содержится очень настораживающее указание на то, чтобы все следили за своими чувствами, говорится, что это время на границе двух Триодей, на пороге Пасхи очень опасно в духовном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010