Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Введение Пасха только потому и была и только потому и есть, что перед ней всегда Страстная неделя. А к тому же я не знаю, что нам дороже, сама ли Пасха или эти дни перед ней, все бесконечно дорого, рассказать нельзя как дорого… О самом главном, о самом святом и драгоценном для человека Господь говорит с человеком Сам, без посредников, прямо к сердцу… Человек ужасно любит, невероятно любит самого себя. И вот в эти страстные дни сердце в трепете и смущении предощущает, что оно может полюбить одного Человека больше, чем оно любит себя , что оно уже так любит и что нету счастья большего, чем эта любовь. С. И. Фудель . Письмо сыну из сибирской ссылки. 1950 г. Целью настоящей статьи не может быть, конечно, сколько-нибудь полное исследование богослужений Страстной седмицы. Во-первых, на подобную работу не хватило бы и всего объема такого издания, как наш «Календарь», а главное: предмет исследования «глубина неудобозримая», при том что возможности автора весьма и весьма ограниченны. Поэтому хотелось бы лишь поделиться тем, что когда-то коснулось души, и отозвалось, и запомнилось. Однако мы постараемся в более или менее строгом порядке проследить и развитие богослужений Страстной с акцентом на восприятие их умом, Бог даст и сердцем. Интересующимся вероучительной стороной этих замечательных служб предлагаем прочесть очень глубокую книгу В.Н. Ильина «Запечатанный гроб. Пасха нетления», на которую и мы не раз будем ссылаться (хотя, конечно, не со всеми чересчур дерзновенными мыслями автора можно согласиться безусловно: например, об участии Божией Матери в Искупительной Жертве Христа). Великий понедельник Богослужебное начало Страстной вечерня Недели Цветоносной, Входа Господня в Иерусалим. Праздник еще не отошел, и на «Господи, воззвах» поются радостные стихиры, воспевающие кроткого Христа Царя, пришедшего в правде, имеющего множество щедрот, Единого Милостивого и Человеколюбца. Но уже на прокимне вечерни слышим не великопостные покаянно-утешительные темы («Не отврати лица Твоего», «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи»), а звучащее необычно обычное: «Се ныне благословите Господа, вси раби Господни». Отходит время покаяния, наступает время стояния «во дворе Господнем» там, где центр человеческой истории. Се время славословия Царя славы. И двором Господним в особой мере становится храм, где таинственно участвуем в священных событиях Страстной. Вскоре, в стихирах на стиховне, слышим, как Церковь уводит нас «от ветвий и ваий, яко от Божественна праздника» «в Божественный… праздник, к честному Христовых Страстей… Таинству».

http://azbyka.ru/strastnaya-sedmica-shap...

Лазарева суббота приходится на 6-ю неделю Великого Поста; между Четыредесятницей и Входом Господнем в Иерусалим. Богослужение в Лазареву субботу отличается необыкновенной проникновенностью, значимостью, на нём вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. На утрени в этот день поются воскресные «тропари по Непорочных»: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», а на литургии вместо «Святый Боже» поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа». В шестое воскресенье Великого поста отмечается великий двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделею Ваий и Цветоносною. На Всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово»..., а читается непосредственно 50-й псалом и освящаются, молитвой и окроплением св. воды, распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при зажженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (Воскресение). С вечерни в Вербное воскресение отпуст начинается словами: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш» и т. д. Страстная седмица Эта неделя посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве. Этот период траурный и поэтому одеяния в церкви бывают черные. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня. Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. Особенности богослужения первых трех дней Страстной Седмицы состоят в следующем: на утрени, после шестопсалмия и «Аллилуия» поется тропарь: «Се Жених грядет в полунощи», а после канона поется песнь: «Чертог Твой вижду. Спасе мой». Все эти три дня совершается литургия преждеосвященных даров, с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях.

http://patriarchia.ru/db/text/86929.html

В Неделю ваий (Β ον) воспоминается Царский Вход Господа в Иерусалим для страданий и крестной смерти. Он, приближаясь к горе Елеонской, воссел на молодого осла и шествовал в сопровождении множества народа, который устилал путь одеждами и древесными ветвями. Пред Господом, как пред царем победителем, народ нес пальмовые ветви 966 и восклицал: «Осанна (спаси, даруй счастье, спасение. Пс.127:25, 26 ). Сыну Давидову! Благословен Царь, грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» (ν τος, т. е. Ow ’n ν _psστοις – сущий в вышних, обитающий на небе 967 . Дети это повторяли в самом храме, куда вошел Христос. Воспоминая это событие, св. Церковь видит в нем шествие Господа для принесения себя в жертву за грехи мира, исполнение пророчества, и. воспевая с детьми еврейскими: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне», приносит Ему хвалу, как победителю смерти, исповедует, что «Возсевший на жребя носим на Херувимах и певаем от Серафимов» 968 . Праздник Входа Господня в Иерусалима, принадлежит к числу двунадесятых Праздников Господних. Вся служба отправляется лишь празднику 969 , как и в Господни двунадесятые праздники. Но праздник Входа Господня в Иерусалим не имеет ни предпразднства, ни попразднства. Особенность праздника Входа Господня в Иерусалим составляет освящение на утрени ваий (финиковых, пальмовых ветвей) 970 , или у нас верб 971 . От сего и праздник Входа Господня в Иерусалим называется Неделею (воскресением) ваий, цветоносной Неделей и вербным воскресением. Освящение верб бывает на утрени после чтения Евангелия праздника (см. выше). Хотя Евангелие читается не воскресное, а праздника, оно указано для целования на средине храма (Тип., послед. Недели ваий). Священник «крестообразно», со всех четырех сторон, кадит ваии, затем диакон говорит: «Господу помолимся». Священник читает молитву на благословение ваий (молитва находится в Постной Триоди), в которой взывает: «Пришедшого во Иерусалим на вольную страсть, людие, седящии во тьме и сени смертней, приемше воскресения знамение, ветьви древес и ваия и финик воскресение знаменующе, сретоша. Сам Владыко, и нас по подражанию онех в предпразднственный сей день ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани». (Триодь Постн., Нед. ваий). Когда подходят к Евангелию, для целования его, священник подходящим дает ваии со свечами, и стоят с ними утреню (обыкновенно гасят по окончании канона) 972 . Литургия совершается Иоанна Златоустог о. Вечером на вечерне бывает Вход, но после него произносится прокимен дне: «Се ныне благословите» (а не великий прокимен). Отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть» (Служебн.). Этот отпуст – в великие понедельник, вторник и среду (особ. книжка на каждый день страстн. седм.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

23) Возглас: «мир всем», произносится после: «услышим св. Евангелия», но в Служебниках Киевского издания «мир всем» возглашается ещё и пред прокимном (после возгласа диакона: «Вонмем»), что свидетельствует лишь о местно-принятом порядке совершения утрени (Ц.В. 1894, 4); в «Последов. у.в.п.», изд. в 1902 г., этого возглашения: «мир всем», перед прокимном не имеется. – Обыкновенно то или другое лицо, прислуживающее в алтаре, приготовляет и зажигает свечу пред чтением Евангелия и затем подает её диакону уже после того, когда диакон произнесёт прокимен и все возгласы, предваряющие евангельское чтение. Если же за неимением лица прислуживающего в алтаре, диакон сам вынужден бывает приготовлять и зажигать свечу к чтению Евангелия на утрене воскресной, то он делает это пред пением прокимна, так как в противном случае ему пришлось бы в одно и тоже время произносить прокимен, делать возгласы, предваряющие евангельское чтение, и зажигать свечу, что было бы неблагочинно (Рук. д.с.п. 1889, 18). 24) Евангелие читается в воскресные дни, в праздники с бдением или полиелеем и в дни Страстной седмицы (см. 590, 602, 616 стр. печатного оригинала). Всегда на утрене читается только одно Евангелие (кроме Вел. пятка) – воскресное или праздничное, сообразно с указаниями Устава (см. 648, 693, 695–696, 715 стр. печатного оригинала); только при совпадении Благовещения с Вел. субботой читается два евангелия: праздничное (в обычное время) и (в конце утрени, согласно последованию Вел. субботы) – Евангелие Великой субботы (см. 129 стр. печатного оригинала). – «Аще ли храм святого случится в неделю цветоносную» (см. 44 хр. гл.), то читается Евангелие этой недели (см. также 217 сн.). – По Уставу (см. во 2-й гл., 4-е «зри») чтение Евангелия на всенощном бдении, при соборном служении, полагается чередному, т.е., седмичному, священнику (Ц.В. 1896, 3). – В воскресные дни Евангелие читается в алтаре (сн. Ц.Вед. 1908, 3, офиц. ч.). В праздничные дни, когда полагается целование иконы праздника, Евангелие читается среди церкви пред аналогием, на котором находится икона праздника, а по прочтении Евангелие, обыкновенно, уносится в алтарь (см. Ц.В. 1896, 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В Свято-Николаевском Патриаршем собора Нью-Йорка прошли богослужения недели ваий 4 апреля 2007 г. 14:35 В Лазареву субботу управляющий Патриаршими приходами в США епископ Зарайский Меркурий совершил в Свято-Николаевском Патриаршем соборе Нью-Йорка Божественную Литургию святителя Иоанна Златоуста, а вечером 30 марта, в канун праздника Входа Господня в Иерусалим, Всенощное бдение с чином освящения ваий. 1 апреля, в самый день праздника, там же он возглавил Божественную литургию. За всеми богослужениями владыке сослужили сотрудники Представительства Московского Патриархата в священном сане и клирики Патриаршего собора. За праздничной Литургией в Неделю Цветоносную владыка Меркурий огласил Указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и возвел в сан протоиерея секретаря Представительства Московского Патриархата в США священника Александра Абрамова. Обратившись по окончании Литургии к сослужителям и богомольцам с архипастырским словом, епископ Меркурий поздравил всех с праздником Входа Господня во Иерусалим и напомнил, что «сегодняшний день открывает нам врата ведущие нас по пути страданий Спасителя» и призвал «в эти дни более помышлять о мире внутреннем, более уготовлять Пасху внутреннюю в глубинах нашего сердца, ничто земное в себе не помышляя». Сайт Русской Православной Церкви в США /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/224272.htm...

Arhiva În ajunul Duminicii Floriilor eful Direciei executive a Patriarhiei Moscovei a svîrit privegherea în Catedrala „Hristos Mîntuitorul” 11 aprilie 2020 20:03 11 апреля 2020 года, в канун Недели 6-й Великого поста, ваий (цветоносной, Вербного воскресенья), празднования Входа Господня в Иерусалим, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Воскресенский Дионисий совершил всенощное бдение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Управляющему делами Московской Патриархии сослужили: ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев ; личный секретарь Патриарха Московского и всея Руси архимандрит Алексий (Туриков); духовенство Храма Христа Спасителя. Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя под управлением И.Б. Толкачева. На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция богослужения. После чтения Евангелия митрополит Дионисий совершил традиционное освящение вербных и пальмовых ветвей (ваий). Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5620434...

В канун Вербного воскресенья управляющий делами Московской Патриархии совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя 11 апреля 2020 г. 20:03 11 апреля 2020 года, в канун Недели 6-й Великого поста, ваий (цветоносной, Вербного воскресенья), празднования Входа Господня в Иерусалим, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве  митрополит Воскресенский Дионисий совершил всенощное бдение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Его Высокопреосвященству сослужили: ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев ; личный секретарь Патриарха Московского и всея Руси архимандрит Алексий (Туриков); духовенство Храма Христа Спасителя. Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя под управлением И.Б. Толкачева. На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция богослужения. После чтения Евангелия митрополит Дионисий совершил традиционное освящение вербных и пальмовых ветвей (ваий). Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5620422.ht...

С весны до осени вы должны вносить удобрения для цветов в эхмею каждые одну-две недели. Зимой можно обойтись без подкормок. Пересадка Вы можете пересаживать эхмею каждые один-два года с весны до осени в рыхлую почву. Обрезка Нет необходимости срезать Aechmea fasciata. Время от времени можно удалять только отцветшие побеги. Сорта Существует несколько разновидностей Aechmea fasciata с разноцветными листьями и разными цветами цветков – от розового до желто-оранжевого. У сорта Variegata листья перемежаются широкими продольными полосами кремово-желтого цвета. Количество полос на разных листьев может быть разным. У Primera края листьев гладкие. Данному сорту характерны длинные, упругие листовые пластины с эффектными серебристыми полосочками. Вокруг листьев маленькие зубчики. В центральной части розетки сформирована крепкая цветоносная стрелка, длина которой около 15 см. Большие соцветия эхмеи Примера украшают розовые прицветники, а между ними выглядывают крохотные голубоватые цветочки. Если выращивать растение дома, то рост куста не превысит 70 см. Цветение длительное и затрагивает период май-октябрь. После цветения материнская эхмея медленно отмирает, но на замену оставляет своих дочек. Цвести детки начинают на 3ий год их жизни. Несмотря на то, что в домашнем цветоводстве доминирует Aechmea fasciata, стоит упомянуть также другие популярные виды. Вайльбаха Другое название лампрококкус Вайльбаха. Цветок отличается нежно-кожистой листвой линейно-клиновидного вида, сформированной в розетку. Длинные листочки 45–50 см, кончики заострены, а весь край утыкан небольшими шипами. Окрас зеленовато-красный. Вертикально направленная прямая цветоносная стрелка в длину достигает 50 см и усеяна большим количеством крошечных малинового тона листиков. Вид имеет кистеобразное сложное соцветие, сами прицветники ярко-красного оттенка. Лепесточки сиреневато-голубоватые с белоснежной кромкой. Есть срощенные на треть чашелистики. Двурядная Иное название — платиэхмея двурядная. Экземпляры этого сорта могут быть и эпифитами, и представителями наземных растений. Пышная листовая розетка не очень плотная, в диаметре около 1 м. Имеет продольные узкие зелёные листья с заострёнными верхушками. По ширине листик 2.5–3 см, длина достигает 45–50 см. По краям находятся шипы тёмного коричневого окраса, тесно расположенные друг возле друга. Цветоносная стрелка вырастает до 60 см и более. Формирует лиловые цветочки, а прицветники – ярко-красные. Цветоводы также выращивают подвид – «вариегата». На кромке его листочков находятся белоснежные полосочки. Блю Рейн

http://azbyka.ru/garden/ehmeya-vyrashhiv...

Поучение 1-е в Неделю мытаря и фарисея. Характер мытаря и фарисея Поучение 2-е в Неделю мытаря и фарисея. О молитве и покаянии Поучение в Неделю блудного сына. О покаянии Поучение в Неделю мясопустную. О Втором пришествии Христовом Поучение в Неделю сыропустную. Условие при вступлении в Святую Четыредесятницу Беседа в понедельник первой недели Великого поста. Приготовление к Таинству Исповеди Поучение в среду первой недели Великого поста. О вреде лицемерства Поучение в пяток первой недели Великого поста. О теле человеческом Речь к братии по приобщении Святым Христовым Тайнам Слово в первую Неделю Великого поста. О Православии Поучение во вторую Неделю Великого поста. Значение поста для человека Поучение в третию Неделю Великого поста. О крестоношении Поучение в четвертую Неделю Великого поста. Значение поста по отношению к падшим духам Поучение в пятую Неделю Великого поста. Сочетание поста с милостию и молитвою Слово 1-е в Неделю Цветоносную Слово 2-е в Неделю Цветоносную Слово в Великий Четверток на Литургии. О Святых Христовых Тайнах Слово в Великий Пяток на вечерне Поучение в Неделю Антипасхи. О христианстве Поучение в Неделю жен-мироносиц, третию по Пасхе. О мертвости духа человеческого Поучение в Неделю четвертую по Пасхе, о расслабленном. О наказаниях Божиих Поучение в Неделю о самаряныне. О поклонении Богу Духом и Истиною Поучение в Неделю о слепорожденном. О самомнении и смиренномудрии Поучение в Неделю всех святых, первую по Пятидесятнице. Знамение избранных Божиих Поучение в субботу четвертой недели. Условие усвоения Христу Поучение в девятую Неделю. Бог – помощник человека в скорбях его Поучение во вторник одиннадцатой недели. На слова Спасителя «Вящшая закона: суд и милость и вера» Поучение на слова: «Вопль Содомский и Гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело. Сошед убо узрю, аще по воплю их, грядущему ко Мне, совершаются» Поучение в дванадесятую Неделю. О спасении Беседа в тринадесятую Неделю. О причинеотступления человеков от Бога Беседа в двадесять вторую Неделю. О богаче и нищем

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Поучение на неделю цветоносную. – Начало этого слова – приступ не совсем подходит к последующему и как будто взято из другой проповеди: «Велики и древни сокровища, дивно и радостно откровение доброго и сильного богатства, неоскудеваемы дары, подаваемы ближним, искусны строители славного и весьма честного дома, обильны и преизобильны и многие остатки царской трапезы, от которой нищие питаются пищею негибнущею, но пребывающею в живот вечный». Он дает истолкование этого, переходит затем прямо к предмету Слова, иносказательно и в образах излагает празднуемое событие и оканчивает обращением к слушателям. В этом Слове указывают влияние Феофилакта Болгарского (Сухомл., предис. XLIII), в следующем напр. месте: «Жребя – иже от языка веровавшие в он люди, их же отреши от лести диаволя» (Кир. Т.), – у Феофилакта: «...Господь садится на осленка, дабы образно дать нам знать, что Он покорит себе новый, неочищенный и необузданный народ – язычников»: («Благов.», на Ев. от Луки, Каз. изд., стр. 333). Но еще ближе можно бы указать влияние церковных песнопений канона в неделю цветон., если только отыскивать у Кирилла Т. сходство в мыслях и словах с другими и разные влияния на него. Так в параллель к приведенному месту можно привести 9 пес. канона, ст. 1: «На жребя младо всед ... приде бо бессловесную идольскую прелесть разрушити и неустанное стремление уставити всем языком, еже пети». Вообще, по сличении этого Слова Кирилла с соответственными местами «Благовестника» Феофилакта Бол., оказывается, что кроме символически-аллегорич. способа истолкования ничего общего между ними нет: у последнего сухое и краткое истолкование Евангелия, у первого чувствуется пыл и увлечение звуками церковных радостных песнопений и стремление передать эти звуки на языке картин и образов. Мы издаем это поучение по списку Калайдовича, без всяких изменений, варианты же, поправляющие текст, приводим по Сборн. поучений (от недели Мытаря и Фарисея до недели всех святых) Троице-Серг. Лавры 9 (2022), пергам., XIV в., где они помещ. на л. 32 об.–36. В Кирилловском сборнике, из которого мы заимствуем текст нижеследующих поучений, его нет: сборник этот начинается поучениями со дня Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010