Содержание В неделю первую поста поучение Иоанна Златоустого о посте Неделя вторая поста. Сказание святого Иоанна Златоустого, Перевод I. Поучение в первую неделю поста, о посте II. Поучение во вторую неделю поста, о святом посте.     В древних наших рукописях находим ряд поучении на воскресные дни великой четыредесятницы, со включением и недель, ей предшествующих, начиная с седмицы о мытаре и Фарисее. Некоторые из сих поучений имеют очевидную связь между собою. После поучения на первую седмицу четыредесятницы о посте, проповедник в начале слова на вторую неделю говорит: «придите, – да мало и еще нечто изреку вам о сем святом посте». Слово на четвертую неделю он начинает так: «придите ныне, церковная чада, да обычное поучение створю о алчбе, и о молитве, и о милостыне к вашему собранию». Такой ряд слов представляют нам две рукописи Троицкой Сергиевой Лавры, по письму относящиеся к XIV столетию: Златая чепь и Соборник 10, обе писанные на пергамене. В первом списке некоторые поучения приписываются святому Иоанну Златоусту , именно слова на неделю мясопустную и на 1, 2 и 5-ю недели поста, а слово на неделю цветоносную приписывается Антиоху иерусалимскому. Во втором же списке все слова присваиваются св. Иоанну Златоусту , кроме последнего на неделю цветоносную, которое в надписании имеет имя «Кирила мниха», и действительно принадлежит Кириллу Туровскому . Но поучения, в упомянутых рукописях приписываемые Иоанну Златоусту , отнюдь не суть перевод бесед сего святителя. И по своей краткости, и по простоте изложения они отличаются от подлинных его писаний. Некоторые поучения содержат в себе толкование чтений из евангелия св. Луки, Марка, как то беседы о мытаре и Фарисее, о блудном сыне и на 5 неделю поста: между тем известно, что Златоуст не оставил толкования или бесед на евангелие св. Марка и Луки. Наконец в слове на четвертую неделю поста встречаются довольно заимствований из второго слова св. Василия Великого о посте. По всем этим признакам очевидно, что поучения великопостные, встречающиеся в наших рукописях с именем св. Иоанна Златоуста , и неизвестные в изданиях его творений на греческом языке, принадлежат иному составителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Каждый год преподобный переселялся на время Великого поста в пещеру (где впоследствии было положено честное тело его) и там затворялся до наступления Недели ваий (цветоносной); в пятницу перед цветоносной неделей, во время вечерни, он возвращался к братии. Братия думали, что он безвыходно живет в известной им пещере, а на самом деле ночью тайно от всех он уходил в одно монастырское село и там в другой пещере, находившейся в скрытом месте, пребывал один, так что никто кроме Бога не знал о его действительном местопребывании. Оттуда перед пятницей на шестой неделе Великого поста, он опять ночью уходил в первую пещеру, из которой в пятницу и выходил к братии, так что все думали, что он весь пост пребывал в известной им пещере. Много скорбей от суетных мыслей внушали тогда преподобному в пещере злые духи, которые иногда наносили ему даже раны. Но Бог подавал ему невидимую силу для победы над ними, и духи никак не могли заставить блаженного уйти из пещеры. Преподобный один пребывал в темной пещере и не страшился множества полков князя тьмы. Но сам, как храбрый воин Христов, молитвой и постом отгонял демонов от себя так, что они не смели потом к нему приблизиться и только издали показывались ему в призрачных видах. Раз после вечернего пения в пещере Феодосий сел, желая немного отдохнуть. Вдруг раздался страшный вопль. Казалось, в пещере собралось множество бесов, причем одни ездили на колесницах, другие били в тимпаны, третьи играли на свирели. От шума и голосов содрогалась вся пещера. Слыша все это, преподобный не испугался, не ужаснулся, но, оградив себя, как оружием, крестным знамением, встал и начал петь стихи из Псалтири. Землетрясение и шум тотчас прекратились. Но когда после молитвы он опять сел отдохнуть, опять послышался прежний шум голосов бесчисленных бесов. Преподобный, встав, опять начал петь, и опять шум прекратился. Так много дней и ночей беспокоили его злые духи, не давая ему заснуть хоть немного. Это продолжалось до тех пор, пока преподобный при помощи благодати Божией окончательно их не победил и не получил над ними такую власть, что они уже не осмеливались приблизиться к тому месту, где преподобный стоял на молитве. Сами бесы стали бегать от него, как это подтверждают многочисленные нижеприводимые случаи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Иоанна Синайского (л. 78–84) 17 ; 14) Слово от Лимониса о Аделфии епископе 18 (л. 107) и 15.) «Слово о разбойнице, спасшемся малых ради слез в девять дней», из Пандект Никона Черногорца (л. 113) 19 . Третий отдел рукописи преп. Иова состоит из слов и бесед на подвижные праздники и нарочитые дни церковного года, начиная с Лазаревой субботы, или с недели ваий. Этот отдел восполнялся у преподобного Иова в разное время из разных источников. Во главе его могут быть поставлены синаксари в нарочитые трипесица праздники, начиная с субботы шестой недели великого поста и оканчивая неделею всех святых, Никифора Ксанфопула (л. 98 и 107) 20 , служившие для преп. Иова как бы программой для выбора слов и бесед на эти дни. К этому отделу, кроме Синаксарей, должны быть отнесены следующие статьи: 1) Слово преп. Феодора Студита «о воздержании ввожения нашего, сотворено в субботу Лазареву (л. 64) 21 ; 2) Преп. отца нашего Феодора игумена Студийского слово 116, яко не подобает лениве прилежати нам в пришедшее святое пощение, яко да не погубим преданные нам добродетели, и о празднике цветоносном, и о страстях (л. 64–65) 22 ; 3) Слово св. Иоанна Златоустог о в неделю ваий (л. 110–111) 23 ; 4) В неделю шестую в цветную слово Иоанна Златоустог о, архиепископа Константина града, с заключительным нравоучением преп. Иова Почаевского (л. 7–10) 24 ; 5) Григория, архиепископа русского (Цамвлака), слово в неделю вербную (л. 100) 25 ; 6) Преп. Иова Почаевского в неделю Цветную толкование Евангелия о Лазаре (л. 4–7) 26 ; 7) В понедельник страстной недели слово Иоанна Златоустог о о Иосифе (л. 10–12) 27 ; 8) В понедельник великой недели Иоанна Дамаскина слово о иссохшей смоковнице и о притчи винограда (л. 12–15) 28 ; 9) Во вторник страстной недели слово Иоанна Златоустог о о десяти девах (л. 15–18) 29 ; 10) Того же Иоанна Златоустог о, патриарха Царяграда, слово от толкования Евангелия от Матфея о десяти девах и о талантах, глаголано есть в святой великий вторник (л. 18–23) 30 ; 11) В среду великой недели слово Иоанна Златоустог о о любодеици и масти (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Как постились на Руси Великий пост христиане проводили очень строго, и поэтому предписаний о нем сохранилось гораздо больше, чем о других постах Согласно древнецерковным указаниям, Великий пост признавался десятиной года, которую верующий посвящал своему Небесному Царю. Автор одного древнего по­учения предлагает такой расчет дней Великого поста: пост продолжается семь недель, включая Страстную, из них первые шесть содержат по пять постных дней, ибо субботы и воскресенья Великого поста, согласно с церковными канонами, не считались вполне постными днями, всего получалось тридцать дней. Последняя, Страстная седмица содержала шесть постных дней, ибо в Великую субботу полагался пост. Получалось 36 дней – неполная десятина года. Чтобы она стала полной, предписывалось поститься в Великую субботу до «поздняго» – еще полдня. Всего Великий пост содержал 36 с половиной постных дней. По этому расчету он был точной десятиной года, но не был четыредесятницей. В Киево-Печерском монастыре был другой расчет, по которому Великий пост являлся точной четыредесятницей, но не представлял точной десятины года Очевидно, в Печерском монастыре великопостный период рассчитывали так: шесть седмиц считали сплошь постными, то есть до пятницы шестой недели Страстная седмица не входила в счет поста. В Великом посте большая часть седмиц и недель (воскресений) носили особенные календарные названия. Воскресенье перед Масляной неделей называлось «Мясное заговение» (Мясопуст). Воскресенье после Масленицы носило название «Недели сыропустной». Саму Масленицу именовали «Сыр­ной», «Масляной» или «Молочной неделей». Впервые название «масленица» встречается в XVI в. Первая седмица Великого поста именуется в летописях «чистой», «Федоровой». Воскресенье после этой недели носило название «Сбора», «Честного сбора», «Недели соборной». Это название происходило от того, что священники в этот день обыкновенно съезжались на ежегодный епархиальный собор к епископу. Четвертая неделя известна в летописях под именем «Средокрестной», «Средоговения»; пятая – под именем «Похваль­ной». Шестая носила название «Вербницы», «Цветной», «Цветоносной» (Там же, с.458–459).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

В Великом посте большая часть седмиц и недель (воскресений) носили особенные календарные названия. Воскресенье перед Масляной неделей называлось «Мясное заговенье» (Мясопуст). Воскресенье после Масленицы носило название «Недели сыропустной». Саму Масленицу именовали «Сырной», «Масляной» или «Молочной неделей». Впервые название «Масленица» встречается в XVI в. Первая седмица Великого поста именуется в летописях «чистой», «Федоровой». Воскресенье после этой недели носило название «Сбора», «Честного сбора», «Недели соборной». Это название происходило от того, что священники в этот день обыкновенно съезжались на ежегодный епархиальный собор к епископу. Четвертая неделя известна в летописях под именем «Средокрестной», «Средоговения»; пятая – под именем «Похвальной». Шестая носила название «Вербницы», «Цветной», «Цветоносной». Наступал Великий пост , но не сразу стихал разгул масленичного веселья. Об этом свидетельствует послание митрополита Фотия (XV в.), который пишет: «Да еще слышанье мое, что заговев Великий святый пост, еже есть Божие одесятование всего лета, и простии де людии бой и шум сотворяют и зрелища безчинная, еже суть Богу мерзкая и ненавидима» 10 . Но постепенно языческий разгул уступал место покаянной молитве. Как иноки, так и миряне в Прощеное воскресенье в торжественной церковной обстановке прощали друг другу все согрешения. Этот день носил название «Прощенного дня» или «Целовальника». Народный обычай прощения в Древней Руси заключался в том, что после вечерней молитвы младшие члены дома с земными поклонами просили прощения у старших; старшие, в свою очередь, испрашивая прощения у них, кланялись в пояс. Христиане ходили «прощаться» со знакомыми, со священниками – своими духовными отцами. Они посещали могилы, «прощаясь» с умершими родственниками, и сокрушались о тех, которые умерли без покаяния в этом году. В начале XVII века о чине прощения француз Маржерет пишет: «На масленице россияне... посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом; встречаясь даже на улице, – хотя бы никогда прежде не видались, – целуются, приговаривая: «Прости меня, пожалуй»; другой отвечает: «Бог тебя простит» 11 . При дворе московских государей обряд прощения развился в сложную и торжественную церемонию. С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, «прощаясь» с братией, а иногда ездил и в Троице-Сергиеву Лавру. Затем прощался со своими домочадцами и приближенными двора. В само воскресенье, после обедни, патриарх посещал государя, и во дворце совершался обряд прощения со всеми дворовыми чинами. А вечером в Прощенное воскресенье этот чин прощения совершался в Успенском соборе. Здесь пели прощальные песнопения и произносилось глубоко-покаянное слово патриарха. Затем государь шествовал в Чудов и Воскресенский монастыри, а также в Архангельский и Благовещенский соборы, где просил прощения у гробов своих родителей. В этот день русские цари отпускали на свободу многих колодников, то есть заключенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

§ 126. Все Службы Триоди можно, основываясь на указаниях самой Церкви, разделить на три эпохи или порядка. 1) Первая эпоха содержит Службы от недели Мытаря и Фарисея до недели Сыропустной включительно: это Службы предуготовительные, располагающие дух к подвигам очищения и самоумерщвления. 2) Вторая эпоха представляет Службы от недели Сыропустной до недели Ваий, или точнее до Пятка в Седмице Цветоносной. Это собственно Службы великопостные, или Службы святой и великой Четыредесятницы, излагающие подвиг поста. 3) Третья эпоха заключает в себе Службы в Страстную Седмицу. Это отделение содержит меньшее в сравнении с другими количество дней, по большое количество предметов, песен и чтений 51 . I. Службы предуготовительные. § 127. Службы первого отделения суть введение грешника в подвиг поста и покаяния, и выражаемое в церковных песнях «светлым преддверием, предпразднеством поста, началом умиления и покаяния, постов входом, зарею покаяния, временем предочищения в посте и слезах и проч». Порядок и взаимное отношение предуготовительных Служб: § 128. Служба в неделю Мытаря и Фарисея, олицетворяя притчу Евангельскую, представляет образец смирения и истинной молитвы с одной стороны, и предостерегает от Фарисейского высокоумия и высокоглаголания с другой «Фарисеева убежим высокоглаголания... сами себе, братие, смирим воздыханьми, рыданьми побием совесть», – говорит Песнь церковная. Трогательно выражены здесь и характер смирения, как необходимой принадлежности поста, и бедствие от гордости, как первой причины падения человечества. И потому в сей Службе содержится весьма нужное для проповедника учение о гордости и смирении. § 129. Превосходная притча Спасителя о блудном сыне служит основанием второго последования Триоди. Здесь Церковь сетует о заблуждении падшего духа человеческого, оплакивает бедность, внутренний голод и смертную жизнь духа вне Бога, и старается возбудить в нём истинное раскаяние, и стремление к Отцу Небесному. «Погубих первозданную доброту и благолепие мое, и ныне лежу наг и стыждуся... Отче благий, удалихся от Тебе, не остави мене... враг вселукавый обнажи мя и взят мое богатство». – В таких и подобных выражениях душа сетует о потери своего совершенства. Вообще же Служба в неделю блудного сына представляет внутреннюю историю сердца, изображающую, как легко зачинается и развивается наше развращение, потом раскаяние и наконец, милосердие Божие, неизреченное к раскаивающемуся грешнику. Учение весьма утешительное и вместе весьма нужное для проповедника.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

На это указано в Новгородском чине. Там находим (в конце), что патриарх дарил их образами и ковшем. Тоже сказано я в Росписной книге Софийского Новгородского дома за 1548 год: «Тогож месяца в 25 день, на Вербное воскресение, ели хлеба и пировали у архиепископа наместники Новгородские князь Иван Михайлович Шуйский, да князь Юрьи Михайлович Булгаков, да дворецкий Семен Александрович Упин, да игумен Гурей Футиня монастыря, да игумен Костянтин Онтонова монастыря, да дьяки Дмитрий Скрыпицын, да Ишук Бухарин, да дворцовые дьяки Казарин, да Богданов и иных монастырей игумены и приказные люди. И архиепископ благословил князя Ивана Михаиловича образом Спасовым на гладком золоте, да ковш серебрян выносной весом пять рублев московских, да князя Юрья Михаиловича благословил образом Благовещения Святой Богородицы на гладком же золоте, да ковш серебрян выносной весом пять рублев московских. А того дни водили оне под архиепископом осля от Софеи Премудрости Божией до Иерусалима, також и назад. А детей его дарил князя Ивана да князя Василья за золотые по полтине в московское число, а дворецкому и дьяком образов и даров не было, а образы и ковши и деньги за золотые дано из казны» (Извест. Имп. Археол. Общ. Т. III, стр. 48). Чин действа Ваий из рукописная устава Новогородского Софийского собора, XVII столетия 26 В среду недели, благословляются у святителя ключари посылати в лес по вербу, и того дни по вербу посылают звонцов, на софейских лошадех. Того же дни ключари приказывают стряпчему, чтоб обвестил государевым дияком, о тесовом мосту; от входу иерусалима, до святительских переходов, которым местом святителю ехать на осляте. А тес спушечного двора дают. А мостят пушкари, и назад отвозят оне же на пушечной двор, в суботу великую после плащаницы. Впяток недели устраяют вербу софейские плотники встанок, на двоих дровнях, позади петровских врат, и тут стоит устроена до утра цветоносные недели. И взаутреню превезут ее кзлатоустовским вратом. А звонцы и плотники едят включе (sic), до коих мест строят вербу.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

годового имеются Слова на 34-44-е воскресенья после Недели всех святых, что фактически выходит за рамки годичного круга (см., напр., списки БАН. 33.10.1; 33.12.5 и др.). Редкая разновидность З. годового представлена списком ГИМ. Син. 231 (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. С. 83-111). Этот список часто привлекался исследователями и служил основанием для суждений о составе З. В то же время в нем много индивидуальных, лишь ему принадлежащих статей, только в нем, напр., помещены Слова на все дни Светлой седмицы. В списках З. годового XVI-XVII вв. среди дополнительных статей встречаются произведения свт. Кирилла Туровского: Слово в Неделю цветоносную, Слово в Новую неделю, «О Фомине испытании ребр Господень». В З. особого состава входит ряд др. Слов свт. Кирилла. З. был популярен у старообрядцев, к-рые неоднократно издавали годовой З. в кон. XVIII - нач. XIX в. («Книга, глаголемая Златоуст, в нейже всяко ухищрение Божественаго Писания истолковано святым великим Иоанном Златоустом и святыми отцы» (Почаев; Клинцы, после 1796), супрасльское издание 1795 г. и ряд виленских (1-е вышло, видимо, в 1798)). Текст в почаевском издании в основном сходен с традиц. З. годовым до Недели всех святых, далее состав печатного З. существенно расходится с рукописным. В Словах на воскресенья 26-34-й седмиц после Недели всех святых почаевское издание сходно с виленскими, но отличается от супрасльского. В последующих изданиях З., выходивших до нач. XX в. включительно, были заменены сравнительно с изданием 1795 г. отдельные Слова. К 1910 г. в Москве было выпущено 9 единоверческих изданий З. По мнению А. В. Вознесенского, наибольшее влияние на старообрядческую и единоверческую традиции печатных З. оказало супрасльское издание. Научная публикация сборника отсутствует. Лит.: Горский А. В., прот. О древних Словах на св. Четыредесятницу//ПрТСО. 1858. Ч. 17. С. 34-64; Забелин И. Е. Из книги Златоуст// Он же. Опыты изучения рус. древностей и истории. М., 1872. Ч. 1. С. 179-188; Петухов Е.

http://pravenc.ru/text/199907.html

     Десятина года Уклад церковной жизни в Древней Руси во многом отличался от современного и содержал во всей полноте черты глубокой христианской древности. Соблюдение церковного устава, церковных традиций находилось на должной высоте во всех слоях общества. В частности, неотъемлемой чертой русского народа было обязательное исполнение постов. Ярче всего это проявлялось в дни святой Четыредесятницы. Прощение в этот период было обставлено особенно строгой системой требований, обрядов и обычаев, которые охватывали всю духовную жизнь верующего. Отчасти это отношение к обрядовой стороне живо в народе и доныне. Однако ревность и строгость, существовавшие в то время, сейчас значительно ослабели. Ведь в сердцах древнерусских христиан горел немерцающий огнь любви к исполнению всех обычаев и уставов церковных. Великий пост христиане проводили очень строго, и поэтому предписаний о нем сохранилось гораздо больше, чем о других постах. Согласно древнецерковным указаниям, Великий пост признавался десятиной года, которую верующий посвящал своему Небесному Царю. Автор одного древнего поучения предлагает такой расчет дней Великого поста: пост продолжается семь недель, включая Страстную; из них первые шесть содержат по пять постных дней, ибо субботы и воскресения Великого поста, согласно с церковными канонами, не считались вполне постными днями; всего получалось тридцать дней. Последняя, Страстная седмица содержала шесть постных дней, ибо в Великую Субботу полагался пост. Получилось 36 дней – неполная десятина года. Чтобы она стала полной, предписывалось поститься в Великую субботу до «поздняго» – еще полдня. Всего Великий пост содержит 36 с половиной постных дней. По этому расчету он был точной десятиной года. Великом посте большая часть седмиц и недель (воскресений) носили особенные календарные названия. Воскресенье перед Масленой неделей называлось «мясное заговенье» (мясопуст). Воскресенье после масленицы носило название «Недели сыропустной». Саму масленицу именовали «сырной», «масленой» или «молочной» неделей. Впервые название «масленица» встречается в XVI веке. Первая седмица Великого поста именуется в летописях «чистой», «Феодоровой». Воскресенье после этой недели носило название «Сбора», «Честного сбора», «Недели сборной». Это название происходило оттого, что священники в этот день обыкновенно съезжались на ежегодный епарихальный собор к епископу. Четвертая неделя известна в летописях под именем «Средокрестной», «Средоговения», пятая – под именем «Похвальной». Шестая носила название «Вербницы», «Цветной», «Цветоносной».

http://pravoslavie.ru/101367.html

в пост они, включая и его супругу, которая была из потомственной священнической семьи, позволяли себе есть скоромное, и как ни странно покажется нам, это не сильно беспокоило о. Иоанна, который, как видно, сам старался соблюдать пост в этом плане, но при этом позволял себе иногда и нарушать уставные нормы. Так, например, в дневнике 1886 года мы находим его запись о том, что в четверг первой седмицы Великого Поста он “выпил рюмку горькой и съел бутерброд с рыбой”, а к вечеру еще” рыбы поел”, что согласитесь, Типикон не предписывает. Я это привожу не в качестве укора, а в качестве примера, как следует относиться к уставным нормам Типикона. Да и потом он так действовал в соответствие с тем, как действовали в его время все. По воспоминаниям Ивана Сергеевича Шмелева (которого вам, я уверен, не нужно представлять) в предреволюционные времена в церковной среде в Великий пост было принято есть рыбу, не выделяя среды и пятницы, и никому даже в голову не приходило переходить на сухоядение. И сегодня разумные священнослужители высказывают твердую убежденность, что постный устав, (т.е. как конкретно поститься) существует только для монастыря. Тогда как для прихода и духовенства не может быть единого устава. Считается даже, что ежели монах служит на приходе, то и его не касается пост по Типикону, так как он не живет в монастыре, для которого устав — необходимый и единственно возможный способ жизни. Для остальных же существуют только календарные постные дни (среда, пятница и многодневные посты), но не более того…. …Знаете, когда я учился в семинарии, нам Великим постом почти каждый день давали рыбу. Причем, рыбу постом ели и наши монахи-преподаватели и при этом никто из них не вспоминал, а тем более не применял к себе следующее прещение Устава: «Аще монах святую Четыредесятницу своим лакомством разорит, еже ясти рыбу, кроме праздника Благовещения, и недели цветоносныя, то да не причастится Святых Таин и на святую Пасху: но другии две недели покается, а поклонов на день, и на нощь 300».

http://azbyka.ru/video/83-post-ne-po-tip...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010