Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Введение Пасха только потому и была и только потому и есть, что перед ней всегда Страстная неделя. А к тому же я не знаю, что нам дороже, сама ли Пасха или эти дни перед ней, все бесконечно дорого, рассказать нельзя как дорого… О самом главном, о самом святом и драгоценном для человека Господь говорит с человеком Сам, без посредников, прямо к сердцу… Человек ужасно любит, невероятно любит самого себя. И вот в эти страстные дни сердце в трепете и смущении предощущает, что оно может полюбить одного Человека больше, чем оно любит себя , что оно уже так любит и что нету счастья большего, чем эта любовь. С. И. Фудель . Письмо сыну из сибирской ссылки. 1950 г. Целью настоящей статьи не может быть, конечно, сколько-нибудь полное исследование богослужений Страстной седмицы. Во-первых, на подобную работу не хватило бы и всего объема такого издания, как наш «Календарь», а главное: предмет исследования «глубина неудобозримая», при том что возможности автора весьма и весьма ограниченны. Поэтому хотелось бы лишь поделиться тем, что когда-то коснулось души, и отозвалось, и запомнилось. Однако мы постараемся в более или менее строгом порядке проследить и развитие богослужений Страстной с акцентом на восприятие их умом, Бог даст и сердцем. Интересующимся вероучительной стороной этих замечательных служб предлагаем прочесть очень глубокую книгу В.Н. Ильина «Запечатанный гроб. Пасха нетления», на которую и мы не раз будем ссылаться (хотя, конечно, не со всеми чересчур дерзновенными мыслями автора можно согласиться безусловно: например, об участии Божией Матери в Искупительной Жертве Христа). Великий понедельник Богослужебное начало Страстной вечерня Недели Цветоносной, Входа Господня в Иерусалим. Праздник еще не отошел, и на «Господи, воззвах» поются радостные стихиры, воспевающие кроткого Христа Царя, пришедшего в правде, имеющего множество щедрот, Единого Милостивого и Человеколюбца. Но уже на прокимне вечерни слышим не великопостные покаянно-утешительные темы («Не отврати лица Твоего», «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи»), а звучащее необычно обычное: «Се ныне благословите Господа, вси раби Господни». Отходит время покаяния, наступает время стояния «во дворе Господнем» там, где центр человеческой истории. Се время славословия Царя славы. И двором Господним в особой мере становится храм, где таинственно участвуем в священных событиях Страстной. Вскоре, в стихирах на стиховне, слышим, как Церковь уводит нас «от ветвий и ваий, яко от Божественна праздника» «в Божественный… праздник, к честному Христовых Страстей… Таинству».

http://azbyka.ru/strastnaya-sedmica-shap...

Скачать epub pdf ОТДЕЛ III О БОГОСЛУЖЕНИИ ВО ВРЕМЯ ПЕНИЯ ЦВЕТНОЙ ТРИОДИ (от Пасхи до Недели Всех Святых) ТРИОДЬ ЦВЕТНАЯ, ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ Триодь Цветная содержит в себе молитвословия, прославляющие Воскресение Господа Иисуса Христа и события, совершившиеся после Христова Воскресения. Цветная Триодь начинается с первого дня Пасхи и простирается до Недели Всех Святых. Греческое название ее – Пентикостарион (Пятидесятница). Триодь называется Цветной потому, что в древности иногда излагала вместе последование Страстной седмицы и Недели Ваий, именуемой также Цветоносной; первоначальное название Триоди Цветной объясняется тем, что начало употребления ее совпадает с началом весны, временем появления цветов, которые служат прекрасным символом духовной красоты и изящества самих песнопений Цветной Триоди. Триодь Цветная, по построению, подобна Постной Триоди, а также отчасти Октоиху. В Триодь Цветную входят частично и песнопения Октоиха с прямым указанием, какого гласа эти песнопения поются в каждую седмицу и Неделю. Главнейшие воспоминания, которым посвящено богослужение Цветной Триоди, относятся к трем важнейшим событиям: Воскресению Христову, Вознесению Господню и Сошествию Святого Духа на апостолов. Все дни от Пасхи до Пятидесятницы по отношению к этим праздникам можно назвать днями предпразднства или попразднства. Поэтому по особенностям богослужения весь период пения Цветной Триоди разделяется на три отдела: 1. Пасхальная седмица; 2. Недели после Пасхи – от Недели апостола Фомы до отдания Пасхи; 3. Недели от отдания Пасхи до Вознесения Господня и от Вознесения Господня до Недели Всех Святых. Цветная Триодь как собрание творений многих песнотворцев, живших в разное время, формировалась в течение V-XIV вв. Много песнопений Цветной Триоди, в том числе и одно из самых возвышенных и вдохновенных творений – канон на Святую Пасху, принадлежат святому Иоанну Дамаскину . Собрание песнопений в одну книгу приписывается тем же отцам, которые составили Постную Триодь, – святым Феодору и Иосифу Студитам, но и после них Триодь пополнялась до XIV века. Читать далее Источник: Литургика : Учеб. пособие для духов. семинарий/Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. - Москва : Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. - 350, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

в) В воскресенье 3-й недели, в ободрение нас к дальнейшим подвигам поста и для услаждения горьких вод покаяния, совершается на утрени после великого славословия, изнесение на средину храма св. креста для поклонения ему; почему вся седмица называется крестопоклонною и посвящена прославлению св. креста и воспоминанию плодов крестной смерти Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа 107 . На литургии в сей день вм. Трисвятого поется: Кресту Твоему... г) В воскресенье 4-й недели прославляются подвиги величайшего из подвижников благочестия св. Иоанна лествичника , написавшего (книгу) лествицу духовного восхождения к христианскому совершенству. д) В воскресенье 5-й недели ублажаются подвиги преподобной Марии Египетской, представляющей своею жизнью назидательнейший образ покаяния, возведшего ее из глубины греховной в такую чистоту жизни, которая удивила самих Ангелов. Шестая неделя – последняя неделя поста; пятницею заканчивается четыредесятница, почему в стихирах на «Господи воззвах» поется: « Душеполезную совершивше четыредесятницу »... Следующая неделя называется особым именем: » страстною седмицею ». е) В воскресенье 6-й недели празднуется Вход Господень во Иерусалим. К особенностям сего праздника при Богослужении относится обряд освящения ваий, или древесных ветвей (верб) на утрени. После Евангелия священник, взявши кадило, кадить крестообразно ваия, кропить их св. водою и читает особо положенную молитву на благословение ваий, и после целования верующими Евангелия раздает им ваия. Принявшие ваия (вербу) в то же время зажигают свечу и слушают праздничный канон, изображая народ еврейский, встретивший Господа с пальмовыми ветвями и воспевавший славу Сыну Давидову. От ветвей и свечей, с коими верные стоять на утрени, воскресение это называется неделею ваий или цветоносною. Литургия совершается Иоанна Златоустог о; на ней поются праздничные антифоны, а вместо «Достойно» ирмос: «Бог Господь и явися нам». Праздник сей не имеет ни препразднства, ни попразднства, потому что пред собою и после себя имеет дни постные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

24 апреля в 2016 году — Вербное воскресенье (оно же неделя Ваий или Цветоносная — праздник Вход Господень в Иерусалим) . На всенощном бдении накануне по традиции освящаются вербы (или пальмы). Так завершается Великий пост и начинается Страстная седмица. Исповедь Великим постом в 2016 году Православные стараются чаще исповедоваться Великим постом, и принести покаяние можно практически на любой вечерней службе. Есть и дни, когда исповедаться стараются почти все. В пятницу первой седмицы Великого поста, 18 марта в 2016 году, вечером совершается большая исповедь – после строгой и покаянной первой недели многие готовятся к причастию. Но тем, кто исповедуется впервые или достаточно редко, лучше для исповеди выбрать другой, менее многолюдный день: утро любой среды или пятницы (перед или во время литургии Преждеосвященных Даров), утро или вечер субботы или утро воскресенья. В первую субботу вечером, как правило, также бывает много исповедников. Еще одна большая исповедь совершается в среду, 28 апреля в 2016 году, в канун Великого Четверга. Также обращаем внимание: на ней бывает очень много людей, советуем выбрать для подробной исповеди другой день. Как правило, если человек исповедовался на Страстной седмице (в некоторых храмах — накануне Вербного воскресенья), благословляется причащаться на Пасху без дополнительной исповеди. Страстная седмица В понедельник, 25 апреля , начинается Страстная седмица — особенно строгий период Великого поста. В эти дни вспоминаются последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа. 25 и 29 апреля совершаются последние Преждеосвященные литургии. Начиная с воскресенья и до вторника на вечернем богослужении (утреня) поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи» . 26 апреля в 2016 году, в Великий Вторник, совершается литургия свт. Иоанна Златоуста. Вечером в среду 27  апреля, на утрене Великого Четверга , читается канон «Сеченое сечется море Чермное» и поется «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». Великий Четверг, 28 апреля, — воспоминание Тайной Вечери. Совершается главная литургия года в память установления Таинства Евхаристии.

http://pravmir.ru/kalendar-velikogo-post...

Также стихословим одну кафизму Псалтири. После каждого антифона, на Аллилуия  творим три поклона, все вместе, следуя игумену, или экклесиарху. После первой кафизмы седальны умилительные рядового гласа Октоиха. Таже чтение во святом Ефреме, зане от того дне начинается святый Ефрем, и чтется до пятка Цветоносныя недели. Также чтение из творений святого Ефрема, ибо от этого дня начинается чтение их и продолжается до пятницы Цветоносной недели. По 2м стихословии седален Триоди господина Иосифа. Глас 2. Подобен: Милосердия сущи: После 2 кафизмы седален Триоди господина Иосифа, глас 2 Поста Божественным начатком/умиление стяжим, от души вопиюще:/Владыко Христе, молитву нашу приими, яко избранное кадило,/и избави нас, молимся,/злосмрадныя тли, и муки страшныя,/яко един сый благоуветливый. Поста Божественным начатком/приобретем сокрушение души, взывая:/“Владыка Христе, молитву нашу прими, как отборный фимиам,/и избавь нас, молимся,/от злосмрадного тления и наказания страшного,/как единый скорый к примирению!” Слава,  тойже. Слава,  повторяем то же. И ныне, Богородичен. Подобен:  Милосердия сущи источник,/милости сподоби нас Богородице,/призри на люди согрешившия,/яви яко присно силу Твою:/на Тя бо уповающе, радуйся вопием Ти,/якоже иногда Гавриил безплотных архистратиг. И ныне, Богородичен:  Милосердия источник,/удостой нас сострадания, Богородица;/взгляни на людей согрешивших,/яви как всегда силу Твою,/ибо, надеясь на Тебя, мы взываем Тебе: “Радуйся”,/как некогда Гавриил,/начальник воинств бесплотных. И паки чтение во святем Ефреме. И вновь чтение из святого Ефрема. По 3м стихословии седален господина Феодора. Глас 2. Подобен: Пречистому Твоему образу: По 3 стихословии седален господина Феодора, глас 2 Всечестное воздержание начнем светло,/лучами сияюще святых заповедей Христа Бога нашего,/любве светлостию, молитвы блистанием,/чистоты очищением, благомужества крепостию:/яко да светоносни предварим во святое и тридневное Воскресение,/осиявающее нетление миру. Всесвященное воздержание начнем радостно,/сияя лучами святых заповедей Христа, Бога нашего:/любви светлостью, молитвы блеском,/ясностью чистоты, благого мужества силою,/чтобы светоносными встретить/святое и тридневное Воскресение,/озарившее мир нетлением.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sedmicza-...

39 Употребительнейшая из песнопений церковных встретятся нам сами, во второй части нашего «изложения» где и будут объяснены кратко. 40 Читаются при Богослужении и «молитвы с стихирами»; но, или не всегда (потому что могут быть и пгъты), или более простым образом; тогда как священнае и церковнае поучения непременно всегда читаются, и при том, для большей вразумительности, с особенным произношешем; ог чего собственно им и усвояется название: чтения. 41 He читаются, по зачалам, лишь самые небольшие отделы «н. Завета»; «апокалипсис» же, разумеется, читается своим особенным порядком. 42 Чтение евангелия Иоаннова, в продолжение пятдесятницы (т. е. от Пасхи до Духова дня), совершается лишь с тем небольшим ограничением, что три утренния евангелия: одно в неделю Фомы, другое в неделю мироносиц, третье в неделю о разслабленном, – берутся: первые два из евангелия Матфея, последнее из евангелия Луки; да одно обеденное евангелие, именно в неделю мироносиц, заимствуется из евангелия от Марка. 43 С недели всех святых, на утренях по Воскресеньям, начинается свой особенный порядок чтения Евангелий собственно воскресных, которых 11-ть: одно из евангелия Матфея, два из Марка, три – Луки, пять из Иоанна, и κоторая в этом порядке Евангелистов и читаются; а по прочтении одного раза, читаются, в таком же порядке, в другой раз, и т. д., до недели цветоносной (вербного Воскрссенья – тожь). 44 Между неделею «о мытаре и Фарисее» и неделею «до просвещении», по большой части, бывают прибавочные, или «вставные» недели с седмицами, от одной до четырех и почти до 5-ти, смотря по большей, или меньшей продолжительности церковного года. 45 На утренях, на обеднях страстной седмицы, так же на вечерни великого пятка, читаются различные евангелия, и, по большой части, болшими отделами. 47 Предпразднество есть предварительное празднование известного праздника, за день до самого праздника, за неделю, даже за несколько недель. Этим «предпразднеством» начинаются немногие – лишь самые важные праздники. 48 На часах «паремии» читаются лишь постом великим, на страстной седмице и в навечериях Р. Христова и Богоявления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к числу дванадесятых праздников. Вся служба в этот день отправляется лишь празднику, кроме недели (воскресения) ваий. Но праздник Входа Господня в Иерусалим не имеет ни предпразднства, ни попразднства. Особенность праздника Входа Господня в Иерусалим составляет освящение на утрени ваий (финиковых, пальмовых ветвей) или, у нас, верб. От сего и праздник Входа Господня в Иерусалим называется неделей (воскресением) ваий, цветоносной неделей и вербным воскресением. Освящение верб бывает на утрени после чтения Евангелия праздника. Торжественный вход Господа в Иерусалим до того озлобил иудейских архиереев и книжников, что они решились предать смерти Божественного Учителя, и святая Церковь в неделю ваий, на вечерне, приглашает верных от божественного праздника ваий и ветвей стекаться на божественный праздник честному, спасительному таинству страстей Христовых и видеть Господа, приемлющего за нас вольные страдания. Начиная с вечерни недели ваий все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть. В понедельник, вторник, среду и четверток песни возвещают, что «Жених грядет в полунощи», побуждают нас бодрствовать и не предаваться сну греховному, ибо страшно впасть в руки «Бога живаго, Который есть Судия мыслей сердечных». В понедельник страдания, смерть и прославление Господа представляются в прообразованиях жизни Иосифа, который по зависти братьев был ими брошен в ров, потом продан в Египет, но после властвовал над Египтом. А сонмище иудейское, предавшее Господа на смерть, изображается в образе смоковницы, которую Господь проклял, не найдя на ней плода, и которая иссохла, и через это поучаются верные, что душу человеческую, не приносящую никакого духовного плода, «Господь иссушает клятвою». Во вторник песни Триоди Постной напоминают притчу о десяти девах, побуждают душу уготовить себя к встрече небесного Жениха, Который вводит в чертог Свой только тех людей, которые имеют брачную одежду, сотканную из добродетелей, вводит тех, кто встретили Его со светильниками веры и добрых дел, кто не скрыли талантов, данных им Господом, а умножили их.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Когда Господь молился, Лик его просиял как солнце, и одежды Его стали белыми как снег. И явились Господу «Моисей Боговидец и Илия огнеколесничник – неопальный небошественник», два ветхозаветных пророка. И был апостолам «глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте» ( Мф.17:5 ). На Фаворской горе преобразившись Иисус Христос показал славу Своего Божества, показал нам, какими станут люди в будущей жизни в Царстве Небесном, и как преобразится тогда весь наш земной мир. Переходящие праздники . Цикл переходящих праздников включает в себя два периода: 1 . Период Постной Триоди – Четыредесятницы (Великого поста) и Страстной седмицы 2 . Период Цветной Триоди – Пятидесятницы (от Святой Пасхи до Недели всех святых) К периоду Постной Триоди относятся: – четыре подготовительные к Великому посту Недели (3 седмицы) – период Четыредесятницы, то есть сорока дней Великого поста (6 седмиц) – Лазарева суббота (суббота шестой седмицы Четыредесятницы) – двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим (Неделя цветоносная или ваий) – Страстная седмица. К периоду Цветной Триоди (от праздника Пасхи до Недели всех святых) относятся: – Светлое Христово Воскресение (Пасха Господня ) – Светлая седмица – период попразднства Пасхи (до Вознесения) – двунадесятый праздник Вознесение Господне – период попразднства Вознесения -Троицкая родительская суббота – Пятидесятница (Святая Троица) – Троицкая седмица (до Недели всех святых). Подготовительные к Великому посту Недели. Их всего четыре: Неделя о мытаре и фарисее с последующей седмицей, Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном Суде (или Мясопустная) с предшествующей седмицей, Неделя воспоминания Адамова изгнания (или Сыропустная) с предшествующей седмицей. В эти Недели и седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания от пищи, но главное – душеспасительным содержанием богослужебных текстов евангельских повествований. Так, начиная с Недели о мытаре и фарисее до пятой Недели Великого поста, на Воскресной Утрене поется песнопение «Покаяния отверзи ми двери», пробуждающее чувства покаяния и сердечного сокрушения о грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При пении Постной Триоди Минея не используется во все недели (воскресенья), в среду и пятницу 4 седмицы, в четверг 5 седмицы, в субботы: мясопустную, сырную, 1 и 5 седмиц, Лазареву, а также в дни Страстной седмицы. Обозначение молитвословий Постной Триоди в Типиконе. Авторы книги Молитвословия Триоди в Типиконе обозначаются словом «дне». Поэтому под словами «самогласен дне» следует понимать 1ю стиховную стихиру вечерни и утрени из Триоди, а не Октоиха. Молитвословия Октоиха для этих дней в Типиконе обозначаются или именем Октоиха или словом «глас». Авторами песнопений Постной Триоди являются преимущественно писатели VIII-IX века: Косьма Маюмский, Андрей Критский , Иоанн Дамаскин , Феодор и Иосиф Студиты. Согласно первому синаксарию Триоди, братья Студиты собрали постовые песнопения в одну книгу. Позднее эта книга дополнялась. В XIV веке Никифор Каллист составил молитвословия для недели Православия, 2 и 4 недель Великого поста. Цветная Триодь. Наименование и общее содержание Цветная Триодь в Греческой Церкви называется Пентикостарион (πεντηκοσταριον). Название это происходит от греческого слова, обозначающего Пятидесятницу. Название Цветной Триоди происходит от того, что в древности в состав этой книги входили последования Недели Ваий (т.е. Цветоносной недели) и Страстной седмицы. Такими были Львовское издание Триоди 1642 г. (по благословению Петра Могилы) , львовское издание 1730 г., почаевское издание 1746 г., которые начинались с Лазаревой субботы. Цветная Триодь используется обычно в середине весны, во время цветения, в то время года, которое является символом духовной красоты и духовной радости. Современная Цветная Триодь содержит последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения подвижных дней годичного круга от Пасхи до Недели всех святых. Эта книга включает в себя богослужения Пасхи и двух двунадесятых праздников, зависящих от Пасхи – Вознесение (совершается на 40 день по Пасхе, в четверг) и Пятидесятницу (совершается на 50 день по Пасхе, в воскресенье).

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

В субботу пятой недели Великого поста Церковь совершает празднование Похвалы Пресвятой Богородицы, на праздничной службе поется акафист Богородице, поэтому праздник еще называют субботой Акафиста. Накануне служили мефимон меньшой. Ко всенощной звонили во все колокола, кроме большого, в конце пятого часа (около часа ночи). Акафист на утрене поется не весь сразу, а делится на четыре выхода, каждый выход начинается первым кондаком «Взбранной воеводе». Перед чтением акафиста на середине храма ставилась зажженная свеча на подсвечнике, на котором еще висело кадило с зажженным ладаном и благовониями. Канон читали перед аналоем, на котором лежало Евангелие. Во время первого икоса игумен или священник облачались в ризы, под ноги игумена расстилали ковер, на котором он и священники стояли во время чтения акафиста. Песни канона утрени пели, а не говорили, при пении начального кондака «Взбранной воеводе» екклесиарх кадил весь храм (РНБ. Кир.-Бел. 60/1137. Л. 92 об.– 93.). В Кирилло–Белозерском монастыре слова: «Радуйся, Невесто Неневестная» сначала пел правый клирос, а «Аллилуйя» – левый, потом наоборот. Кондак «Взбранной воеводе» повторяли оба клироса на середине храма. В конце службы Акафиста Евангелие уносили в алтарь, а братия прощалась у клиросов. В пятницу шестой недели накануне Лазаревой субботы на монастырских службах предлагалось много чтений из патерика, «Лествицы» святого Иоанна Лествичника и творений преподобного Ефрема Сирина , который среди Отцов Церкви именуется «учителем покаяния». Приближалась Страстная седмица, и проникновенные слова святых отцов должны были еще раз напомнить монашествующим о покаянии перед великими и страшными событиями последней недели Великого поста. Накануне Страстной седмицы Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. В этот день Церковь вспоминает, как Господь вступал на свои страдания и смерть в Иерусалим, а народ встречал Его как победителя ада и смерти, потому что перед Входом в Иерусалим Господь воскресил из мертвых Лазаря. В Евангелии рассказывается, как перед Христом, кротко шествующим на молодом осленке, люди постилали свои одежды, резали ветви финиковых пальм и радостно восклицали: «Осанна Сыну Давидову. Благословен грядый во имя Господне, царь Израилев, осанна в вышних». В древности финик был символом победы, ветвями финиковых пальм приветствовали царей, возвращавшихся с победой. В IVV веках в богослужении Церкви появилась традиция праздновать Вход Господень в Иерусалим с пальмовыми ветвями и свечами, поэтому праздник получил название «Недели Ваий», или «Недели цветоносной». Святой Кирилл Александрийский в своем слове на неделю Ваий так говорит об этом обычае: «Свечи наши светлы возьмем, одежды душевные изменим; ветви как победоносцы понесем» (Дебольский. Т. 2. С. 125).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010