Фото Александра Болмасова Сегодня никто не препятствует прийти в храм, поэтому отпадает необходимость ехать на кладбище. Естественно, многие, не понимая того, что дает Пасха, обязательно хотят посетить могилку. Но ведь, если подумать, что на могилке ты встретишь? Тлен под огромным слоем земли. А за души усопших помолиться лучше всего в храме. И, конечно, когда празднуешь Пасху, участвуя в Литургии, — это переживание совершенно другого порядка. — Но панихиды по усопшим не служатся на Светлой седмице... — Да, но при этом на каждой Литургии всегда поминают умерших. И нет такого дня, чтобы они были забыты нами, живущими. Как свидетельствуют многие святые, поминание — великий дар для усопших. Если хочешь чем-то помочь своим ушедшим в мир иной родным, ничего лучшего нет, чем стать участником Литургии и во время службы молиться за них. — Не все знают, что есть особый день поминовения усопших после Пасхи… — Да, Радоница — вторник второй недели после Пасхи. Слово «Радоница» говорит о том, что мы делимся радостью с теми, кого хотим молитвенно помянуть. Все-таки и здесь в основе — не горе, а радость: Христос воскресе! — Отец Георгий, а Вы помните, какой была Ваша первая Пасха? — Вы знаете, мне запомнилась не первая Пасха, а пасхальные службы во время обучения в семинарии и академии. Я сразу попал в хор в силу того, что был немножко музыкально настроен: в детстве сам выучился играть на домре, на гитаре, на балалайке — почти все перепробовал, даже в детском оркестре играл. Так вот, на нас, хористов, ложилось святое дело: надо было хорошо пропеть Пасху. Ведь на пасхальных богослужениях практически ничего не читается — все поется. И все понимали, что в этот день нужно выложиться, отдать всего себя. На Пасху служили в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры — он открывался после зимнего периода только в этот день. Мы забирались наверх, а от стен шел ужасный холод, так что старались одеться потеплее, чтобы не закоченеть. Все волновались: «Есть ли ведущие голоса? Никто не разболелся?» Первый тенор или второй не придет, и думаешь: «Боже мой, а как же мы будем Пасху петь?…» Страшно переживали! Когда ты не только слушатель, не только молишься, а в то же время в хоре участвуешь, творишь пасхальное торжество, — это действительно очень важно. Но потом спускаешься, и к тебе приходит настоящая радость! А после мы шли поздравлять с Пасхой старцев — отца Кирилла, отца Феодорита. Образуется хор маленький и — идем по кельям, поем Пасху! Вот таким был этот день. А привычка быть активным участником пасхального торжества осталась на всю жизнь...

http://foma.ru/pasxa-bolshogo-goroda.htm...

Праздники престольные бывают в следующие дни: 1) Праздник главный престольный в летнем соборе, в день Преображения Господня, 6 августа. 2) В зимней церкви, в день Успения Пресвятыя Богородицы, 15 августа. 3 и 4) В храме преподобных Сергия и Германа: первый в день их памяти, 28 июня, и второй – в день пренесения св. мощей, 11 сентября. 5) В нижней церкви при больнице, в пятницу в неделю святыя Пасхи, в день, празднования Живоносному Источнику Пресвятой Богородицы. 6) В верхней больничной церкви, в день Святыя Троицы. 7) В храме св. Апостол Петра и Павла, 29 июня. В, скиту Всех Святых в верхней церкви; в день празднования собора св. Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил, 8 ноября, и в день празднования собора Архангела Гавриила, 13 июля, и в нижней церкви, в неделю Всех Святых, в восьмое воскресенье по святой Пасхе. В скиту Свято-островском в день памяти преподобного Александра Свирского , 30 августа. В скиту св. Иоанна Предтечи: в верхней церкви, в день рождества св. Крестителя, 24 июня, и в день усекновения честныя Его главы, 29 августа, и в нижней , в день св. Трех Святителей, 30 января. В скиту св. Николая, в день, памяти Святителя, 6 декабря, и в день, перенесения св. Его мощей, 9 мая. В воскресные и праздничные дни служба на Валааме весьма продолжительна. Но внятное чтение, трогательное пение, церковное благочиние, вид самых иноческих одежд – словом, весь строй монастырского богослужения возбуждает в сердце каждого особое благоговение и многих трогает до слез. Миряне, не привыкшие к продолжительным церковным службам, в Валаамских храмах с благоговением выслушивают их от начала до конца, забывая, при помощи благодати Божией, усталость. Во всех часовнях в дни празднования тем святым, в честь которых оне устроены, также и у крестов совершаются молебныя пения с водоосвящением, в тех же из часовен, которые находятся при рыбных ловлях, с вечера бывает всенощное бдение; утром служат обедницу и молебен с водоосвящением, потом совершается соборный молебен настоятелем и поставляется праздничная трапеза для братий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заутреня кончается чтением слова святого Иоанна Златоуста : он всех зовет на праздничный пир, и постившихся и не постившихся, всех принимает любовь Христова. Силы зла побеждены! «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, и Жизнь жительствует!» На Литургии после заутрени читаются первые слова Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… » Это Евангелие читается на нескольких языках, напоминая, что новая жизнь началась для всего мира. В православном приходе, в котором я прожила много лет и в котором выросли мои дети и внуки, существует начатый кем–то давно обычай: во время пасхального богослужения, отвечая на слова священника «Христос Воскресе!», стоящие в церкви дети буквально «орали» слова «Воистину Воскресе!» Сколько раз кто–нибудь из взрослых высказывал недовольство этим, говорили, что такой крик в церкви «неприличен»! Но я убеждена, что этот детский крик был таким же искренним криком любви и радости ко Господу, как крик детей при входе Иисуса Христа в Иерусалим. Дай Бог , чтобы огонек радости, так ярко горевший в них в те минуты, никогда не потух в их сердцах. 13. Летние праздники В наши дни в жизни православных семей праздники Рождества Христова и Пасхи, конечно, празднуются, не проходит без внимания в жизни семьи и Великий Пост. Но после радостных пасхальных дней церковная жизнь семьи обычно как бы замирает. А ведь в весенние и летние месяцы в церковном календаре много особых дней, которые могут иметь большое значение в религиозно–нравственном воспитании детей. Раньше в России очень крепко держался обычай «Радоницы»: обычай навещать могилы родственников и друзей во вторник на второй неделе после Пасхального воскресенья. Обычай этот сохранился во многих местах и за рубежом, где живут более или менее крупные группы православных эмигрантов. Ради удобства работающих Радоница часто переносится на Фомино воскресенье, т. е. первое воскресенье после Пасхи. Православные люди навещают могилы умерших родственников и друзей, служат там панихиды, кладут на могилы красные пасхальные яички – как бы христосуются с перешедшими в вечную жизнь близкими людьми. В Америке, например, православные кладбища обыкновенно находятся за городом, и это пасхальное поминание близких часто сопровождается своеобразным пикником на природе, с угощением, уборкой могилки, украшением ее, посадкой цветов. В этот день память о покойнике, молитва о нем связываются с радостными пасхальными песнопениями, с весенним бурным пробуждением природы. Радоница – это праздник памяти о наших близких, и дети ощущают его радостно, в атмосфере победы жизни над смертью. Хорошо детям с детства чувствовать себя крепко укорененными в жизни своих предков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

И Слово плоть бысть ( Ин.1:14 ). Богослужение первого дня Пасхи в отношении евангельского и апостольского чтений отличается от других праздников некоторыми особенностями. На утрени не читается ни одного из одиннадцати воскресных евангелий. Вместо того в Великую Субботу на литургии положена 28-я глава евангелия Матфея, содержащая в себе и первое воскресное евангелие, а на вечерне первого дня Пасхи, относящейся по церковному счислению уже ко второму дню, в отличие от обычных вечерен, положено читать Ин.20:19–25 , куда по частям входят 9-е и 11-е воскресные евангелия. Литургийное евангельское чтение Светлого Дня также не содержит в себе прямого повествования исторического о воскресении Христа, но представляет изложение возвышенного учения евангельского о Боге-Слове, служащего прологом к евангелию Иоанна и началом рядовых чтений года. Начальное рядовое чтение представляет и пасхальный апостол Деян.1:1–8 . В нем хотя и упоминается кратко о воскресении Христа и Его явлении ученикам, но также в проложном отделе книги, представляющем краткое указание на содержание прежней книги писателя (евангелия Луки). Нарочитым же содержанием апостольского зачала, из коего взято пасхальное чтение, служить повествование собственно о вознесении, а не о воскресении, Господа (ср. ст. 2 и 9 сл.), хотя самый рассказ о вознесении и исключен из чтения и отнесен на праздник Вознесения Господня. Возникают два вопроса. Первый: почему в день, нарочито посвященный воспоминанию воскресения Господа, нет ни евангельского, ни апостольского чтения с нарочитым историческим повествованием о сем событии, как это в других праздниках и в воскресных службах недельных? Второй: почему вместо такого, по-видимому, естественно ожидаемого, исторического повествования о воскресении Христовом Церковь положила читать изложение возвышенного учения евангельского о Боге-Слове, содержащегося в прологе евангелия Иоанна, и начальные стихи Книги Деяний Апостольских? Каковы бы ни были исторические условия образования теперешней пасхальной службы, они не только не исключают, по, напротив, предполагают другое, высшее, богословское освещение исторического явления. История без богословия есть сплетение случайных, идейно не связанных, сказаний о событиях, не имеющих ни надлежащего начала, ни настоящего конца, т.е. цели. Жизнь разумно-словесных существ без Божественного Разума- Слова есть бессмыслица ( Пс.13:1 ). Это дает богословию полное право искать идейно-богословского объяснения всей истории человечества, преимущественно церковной и особенно библейской. Смысл и цель всякой истории прошлого в будущем, – она состоит из прообразов и образов (ср. 1Пет.1:12 ; Евр.11:39–40 др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

" Радость усопших " апреля 2023 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Серафимовском храме В праздник Радоницы, 25 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище . Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Приморского округа иеромонах Александр (Ковальский), настоятель протоиерей Аристарх Егошин с клиром, секретарь Саранской епархии протоиерей Виктор Хохлов, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. За усердное служение Святой Церкви в честь праздника Пасхи были награждены: протоиерей Аристарх Егошин - правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до " Отче наш " , иерей Константин Костин - правом ношения палицы. Было совершено уставное заупокойное богослужение. " Радоница - особый день, - сказал владыка в проповеди. - На второй седмице после Пасхи, проведя целую неделю с воскресшим Господом, после Недели Фоминой мы сразу же приходим в храмы, на кладбища, чтобы поприветствовать сродников, нашу большую семью, которая уже преставилась и живет на Небе. У Господа там очень много людей. Конечно, " первый эшелон " - это святые: мужья, жены, монашествующие, священнослужители, которые своею жизнью заслужили право так именоваться у Бога. Они там всегда видят и славят Господа. Но есть и простые христиане, такие же, как мы, которые прошли свою жизнь и тоже переселились в жизнь вечную. А нам, живущим на земле, нужно всегда помнить о том, что уже здесь нужно собирать сокровища духовные, совершенствовать свою душу, чтобы уже здесь найти путь ко Христу. Хотя Господь есть любовь, но каждого ждет Суд, которого никому не избежать, и это прежде всего - суд своей совести. Но чтобы избежать осуждения - надо проложить тропинку к Богу. Господь недаром сказал, что все, " кто слушает слова Мои сии и исполняет их, тот подобен благоразумному мужу, строящему свой дом на камне, а не на песке " (Мф. 7;24). Кто старается быть с Господом, то пребывает во Свете. Поскольку Бог - это Свет. Но есть множество людей, которые хотят жить во тьме. Эта тьма пока временная, а вот после Суда наступит кромешная тьма, там уже не будет Христа. Поэтому надо быть со Христом. Так поступили жены-мироносицы: с трудом дождались третьего дня и сразу пошли на Гроб, где, как они думали, лежало бездыханное тело Учителя. Вот откуда у нас традиция по окончании Светлой седмицы приходить на кладбища, на могилы наших родных и близких. Люди, особенно в деревнях, готовятся к этому празднику, убирают на кладбищах, украшают места погребений " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В момент Обретения у голгофского холма собралось огромное множество народа, поэтому не все могли не только поклониться, но даже увидеть Крест Господень. И тогда Патриарх Иерусалимский Макарий, встав на высоком месте, начал поднимать (воздвигать) Святой Крест, показывая его народу, а люди поклонялись Кресту со словами: «Господи, помилуй». Отсюда праздник получил свое название: Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Установление этого праздника как общехристианского произошло в тот же год. Поскольку Крест был обретен в дни празднования Пасхи, то первоначально праздник совершался на второй день Пасхи. Особенности богослужения праздника Действия священнослужителей в алтаре перед богослужением. Перед началом всенощного бдения (если малая вечерня не служится), иерей кладет честный крест на жертвеннике и украшает венком из живых цветов. Затем иерей и сослужащий ему диакон, облачившись, подходят к жертвеннику. Воздвижение Креста Господня Диакон, кадя честный крест испрашивает тихо благословение у предстоятеля. Все дальнейшие молитвословия также произносятся вполголоса. Диакон: Благослови, Владыко. Иерей: Благословен Бог…. Диакон: Трисвятое по «Отче наш " … Все служащие поют тропарь Кресту – «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава, и ныне», кондак – «Вознесыйся на крест волею…». Во время пения иерей поднимает на главу крест и в сопровождении двух свещеносцев со свечами и диакона с кадилом переносит его на Престол. Положив крест на место Евангелия, священник ставит Евангелие справа от дарохранительницы (как на Литургии). Перед Престолом ставится зажженная свеча. Особенности великой вечерни После мирной ектении у чинопоследования вечерни может быть два варианта продолжения: 1) когда праздник случится в воскресенье или понедельник, после ектеньи поется «Блажен муж»; 2) если же праздник приходится на вторник, среду, четверг, пятницу и субботу, то «Блажен муж» не поется 26 . После входа поется прокимен дня. 1 . Если праздник случится в субботу, поется великий прокимен «Бог наш на небеси и на земли…». Вечером субботнего дня поется свой великий прокимен: «Господь воцарися…».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

1024 При архиерейском служении, архиерей, пропев: «Светися», идет в алтарь Царскими дверьми и целует святые иконы у властей, а власти целуют Евангелие, его же архиерей держит в руке и, вышед архиерей из алтаря, стоит у амвона, держа св. Евангелие, и бывает целование по чину (Чин священнослуж. и обряд., наблюд. в Большом. Успенском соб., л. 15-й). 1025 При архиерейском служении, когда настанет время читать Евангелие, архиерей сходит с его места и, став пред престолом на восток лицом, отдает четырем диаконам Евангелия, всем (вкупе) вместе. Первый диакон становится на восток лицом, второй – на запад лицом, третий – на юг, четвертый – на север. Архиерей говорит: «Премудрость, прости». протодиакон и диаконы – то же. Архиерей: «Мир всем». Певчие: «И духови Твоему». Архиерей: «От Иоанна святого Евангелия». Протодиакон и диаконы – то же. Потом певчие: «Слава Тебе, Господи». Архиерей: «Вонмем». Протодиакон – то же. А когда архиерей прочтет и провозгласит конец, тогда «меньших станиц поддьяки поют «Ис полла эти, деспота», за престолом, а протодиакон и диаконы дочитывают после и подносят все те Евангелия целовать архиерею (Чин священнослуж. и обряд., наблюд. в Больш. Успенск. соборе, лист 15-й на обор, и 16-й). При чтении Евангелия несколькими иереями, каждый иерей произносит: «Мир всем», подобно тому, как указано при таинстве елеосвящения пред чтением Евангелия (Требн.). 1026 В письменном Чиновнике, или уставе Софийского собора, в службе на первый день Пасхи, сказано: «а и на всяком возгласе протодиаконове Евангелия ударяют в кутейнике по единощи в кандею и в вестовой колоколец. А на колокольни, от меньшого зазвоннаго колокола даже и до великого камнана, ударяют во вся колокола порознь поединощи» (Святыни и древности великого Новгорода, соч. графа М. Толстого , Москва, 1862 г., стр. 51). 1027 Начиная же от Недели (воскресения) ап. Фомы, иерей произносит: «Слава Тебе, Христе Боже наш» и мы (т. е. лик): Христос воскресе», трижды (Тип., послед. нед. ап. Фомы. Сн. Тип., посл. дня Пасхи).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

права ношения второго наперсного креста с украшениями сана архимандрита права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш» сана протодиакона На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. Перед причастием протоиерей Александр Дасаев, благочинный Воскресенского церковного округа, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы, огласил Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом: «Преосвященные владыки! Дорогие отцы, братья и сестры! Я всех вас сердечно поздравляю со вторым днем светоносного праздника Святой Пасхи, который мы по сложившейся уже традиции молитвенно отмечаем в Патриаршем Успенском соборе. Совершая Божественную службу в этих стенах, невольно обращаешься взором в историю, когда в этом храме возводились на Патриарший престол русские патриархи, когда здесь венчались на царство русские цари, когда этот храм был центром духовной жизни русского народа, всей огромной Руси. И по милости Божией, несмотря на исторические потрясения и потери, которые привели к разрушению тысяч храмов, сотен монастырей, осквернению огромного количества святынь, этот Божий храм сохранился, хотя топографически находился в центре безбожной страны. И мы радуемся тому, что имеем возможность именно здесь во второй день Пасхи прославлять Воскресшего Спасителя, как бы соединяя времена в едином богослужении, прославляющем Воскресшего Господа.  Я хотел бы сердечно поздравить со Светлым Христовым Воскресением все наше духовенство в лице тех владык и отцов, которые сегодня мне сослужили. К сожалению, по обстоятельствам, связанным с распространением эпидемии, мы не можем проводить сегодня богослужения с большим количеством священнослужителей и мирян. Но когда совершаешь Евхаристию, великое Таинство Тела и Крови Спасителя, всё, что является человеческим, становится второстепенным. Евхаристия совершается, даже когда вообще нет народа, когда один совершающий предстоит Богу. И поэтому даже нынешние стесненные обстоятельства никак не омрачают совершение святейшего Таинства Тела и Крови Спасителя, как не омрачают, хотя, конечно, несколько сокращают масштабы Пасхального празднования.

http://patriarchia.ru/db/text/5805921.ht...

   Незадолго перед своей кончиной старец Мартирий начал изнемогать. Но несмотря на немощь, он не изменял строгого образа своей жизни. Подвижнические его делания, и внутренние и внешние, за многие лета обратившиеся ему в природу, не могли уже быть нарушаемы. Он не давал себе послабления ни в чем. Строгое воздержание в св. четыредесятницу он нудил себя выполнять по заведенному порядку. Но чувствуя ослабление сил, он однажды сказал иеромонаху Иерониму, бывшему тогда ризничим (впоследствии иеросхимонах Илиодор): «Теперь по старости лет поститься всю первую седмицу поста не можно, а надо в среду выпить горячей водицы да ложку меду, тогда можно будет повременить до субботы». Это была последняя четыредесятница в его земной жизни.    Старец Мартирий, приближаясь к скончанию своего земного поприща, чувствовал изнеможение телесных сил, но по усвоенной привычке не давать послабления своему телу он не обращал на него внимания. Продолжительные богослужения, бывающие в пустыни на страстной седмице старался выстаивать по возможности до Великой Субботы, но в первый день Святой Пасхи в церковь уже прийти не мог. Не желая лишиться утешительного для нашей души Пасхального богослужения, он во время утрени, пересиливая немощь и болезненные ощущения, вышел на крылечко, которое против дверей собора, здесь, прислонясь к стенке, выслушивал торжественное Пасхальное песнопение, звуки и слова которого отчетливо неслись к нему через открытую дверь, отстоящую от него на несколько аршин.    На второй день Святой Пасхи старец Мартирий был напутствован Святыми Таинствами и с молитвой на устах блаженно предал дух свой в руки Господа своего, апреля 5-го 1865 года. При разлучении души его от тела лицо его озарилось светлостью просияния. Старец схиархимандрит Илиодор, присутствуя здесь, сказал братии: «Святая сия кончина свидетельствует о богоугодной жизни сего святого старца». При одевании тела братия с удивлением смотрели, что оно издавало необычную светлую белизну. Затем многотрудное тело было предано обычному погребению при пении победных над смертью Пасхальных песнопений, прославляющих смерти Победителя Господа нашего Иисуса Христа, даровавшего победу над плотью, миром и диаволом усопшему рабу Своему, чудному подвижнику старцу Мартирию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Антипасхи неделя – неделя после пасхальной седмицы, иначе св. Фомы недели, так как в эту неделю воспоминается осязание св. апостолом Фомою ран воскресшего Иисуса Христа, Господа и Спасителя нашего. Называется неделею антипасхи (вместо-Пасхи) потому, что она как бы заменяет светлый праздник Пасхи и служит обновлением оного в восьмой день. (Слов. свящ. В. Михайловског о). В эту неделю новым Своим явлением для всех единонадесяти своих учеников Господь повторил Свое явление, бывшее в первый день по воскресении и этот самый первый день второй седмицы стал новым воскресным днем. Посему неделя Фомина есть неделя антипасхи, новая неделя, неделя обновления (Дни Богосл., Дебольск). Антифоны (от греч. слов ντ против и φων – голос) значит противогласие, т. е. попеременное пение двух, друг против друга стоящих хоров (Слов. свящ. В. Михайловског о). В церковном Богослужении так называются песнопения, избранные большею частью из ветхозаветных книг, поемые в обоих клиросах попеременно. Они возвещают главным образом пришествие Сына Божия на землю и все дела Его чрез оное явленные, а иногда (во дни двунадесятых Господских праздников) содержат объяснение празднуемого события. Антифоны (особенно литургийные) состоят из трех частей и поются в три раза в честь Св. Троицы. – На литургии в будничные дни 1-й антифон составляют два начальных стиха (91) псалма: Благо есть исповедатися Господеви... с припевом: молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас, – 2-й антифон составляют два начальных стиха (92) псалма: Господь воцарися... с припевом: „молитвами святых твоих, Спасе, спаси нас“, – 3-й антифон состоит из первых трех стихов (94) псалма: Приидите возрадуемся Господеви... с припевом: „Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый поющия Ти: аллилуиа.“ – В воскресные же и праздничные дни, а также и в будничные дни, если в них случится предпразднество или постпразденество или отдание праздника, антифоны состоять из двух псалмов, называемых изобразительными, потому что в них изображаются благодеяния, излитые на нас воплощением Сына Божия. Первый антифон составляет (102) псалом: Благослови, душе моя, Господа, второй антифон (145 псалом): Хвали, душе моя, Господа... начинается со „Слава“, a по окончании его с „и ныне“ поется песнь: „Единородный Сыне“. Третий антифон составляют „Блаженны“ (Изъясн. Богосл. Свирелина).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010