Службы Светлой седмицы совершаются по образцу служб первого дня Пасхи. Каждый день, как мы говорили, поются воскресные песнопения разных гласов. На литургии поются праздничные антифоны, произносится входной стих, вместо «Трисвятого» поется «Елицы во Христа крестистеся», задостойник – «Светися светися, новый Иерусалиме» и все остальное, как в первый день Пасхи, кроме Евангелия и Апостола. Евангелие и Апостол для каждого дня седмицы особые, Евангелие читается только на одном языке. В Светлую пятницу к пасхальной службе присоединяется Служба в честь обновления храма Живоносному Источнику Пресвятой Богородицы. В синаксарии этого дня излагается история праздника. Первый храм был построен византийским императором Львом Великим в память о чудесном исцелении слепого от лесного источника, который указала Льву Сама Богородица. Император Юстиниан воссоздал первый храм, но постройка была разрушена землетрясениями. Храм был восстановлен императором Василием Македонянином и его сыном Львом Мудрым. Источник прославился многими чудесными исцелениями, в числе которых разрешение неплодства царицы Зои, ставшей матерью императора Константина Порфирогенита. Это служба местного характера и в Типиконе она не помещается. Составил службу Никита Каллист Ксанфопул, живший в XIV веке. Об этой службе в Цветной Триоди сказано: «Не обретохом бо в типице (в Типиконе) сицеваго (такого) последования, но положися любве ради Пресвятыя Богородицы». То есть хотя последования этой службы в Типиконе и нет, она совершается ради любви к Пресвятой Богородице. Сейчас в этот день освящается вода, в некоторых местах совершаются крестные ходы на источники. В Светлую Субботу после Божественной литургии Царские врата закрываются. С 9го часа 52 начинается второй период празднования Пасхи, менее торжественный, продолжающийся четыре с половиною седмицы, до Отдания Пасхи и праздника Вознесения. Особенности богослужения от Фоминой недели до Отдания Пасхи Службы этого периода начинаются троекратным пением или чтением тропаря Пасхи «Христос воскресе».

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Праздник ТРОИЦЫ — передвижной, он отмечается на 50й день после Пасхи. (В отсчет включается и самый праздник Пасхи.) Отсюда и другое его название — ПЯТИДЕСЯТНИЦА, так как он приходится на седьмое воскресенье после Пасхи. Седьмой от Пасхи четверг именуется СЕМИК. Праздник Троицы издревле был связан с культом растительного мира, большое место в нем всегда уделялось поклонению деревьям и другим растениям, отсюда и обычай украшать дома березовыми ветвями. Один из обрядов описан во второй главе «Евгения Онегина» (строфа XXXV), где о Лариных говорится: …В день Троицын, когда народ Зевая, слушает молебен, Умильно на пучок зари Они роняли слезки три… ЗАРЯ, или ЗОРЯ (другое название — ЛЮБИСТОК), — пахучая травка, которую во время троицкого богослужения следовало оросить слезами, дабы очиститься от грехов. Гоголь, всегда интересовавшийся народными обычаями, записал в своей карманной книжке: «Троицын день и семик — не работают три дня: заплетают венки, поют песни; хороводный праздник, оканчивающийся бросанием венков в реку» . Праздничные гуляния происходили в семик как в селах, так и в городах. «На Ярилином поле по семикам городское мещанство устраивало гулянье» , — пишет А. М. Горький в «Жизни Матвея Кожемякина». В Москве подобные гулянья происходили в Марьиной Роще. Ближайшая после семика суббота считалась РОДИТЕЛЬСКОЙ — день поминовения близких родственников. Сразу после Троицы начинался ПЕТРОВ ПОСТ, длившийся до дня Петра и Павла (29 июня/12 июля). Так как начало этого поста определялось лунным календарем — по Троице, а конец приходился всегда на один и тот же день, то продолжительность поста была различной — от 5 до 42 суток. ПЕТРОВ ДЕНЬ — любимые народом ПЕТРОВКИ, середина лета, время сенокоса: «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос» (Некрасов). Герасим в «Муму» Тургенева «о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…» «Аверкий слег, разговевшись на Петров день» , — так начинается рассказ Бунина «Худая трава»; именно с Петрова дня можно было есть скоромную пищу.

http://azbyka.ru/fiction/chto-neponyatno...

Накануне дня храмового праздника непременно совершается Всенощное бдение. Исключение составляет храмовой праздник Святому, случившийся в день Святого Духа. Накануне этого праздника, то есть в день Пятидесятницы, совершаются тогда, как обычно 9–ый час и Великая вечерня, а затем в свое время повечерие, полунощница и утреня (см. Типикон гл. 56 — о храмах). Служба храмовых двунадесятых праздников Господских и Богородичных совершается одинаково во всех церквах, как там, где есть храмовой праздник, так и там, где нет его. Особенности бывают лишь в храме Благовещения или Архангела Гавриила, если этот храмовой праздник случится в понедельник Страстной седмицы (см. храмовую главу Типикона 47). В храмовой праздник святого, хотя бы святый не принадлежал к числу Великих святых, служба храмовая отправляется с большей торжественностью, чем обычно, и не прелагается на другой день, причем непременно совершается Всенощное бдение. Исключение составляет только совпадение храмового праздника с первой седмицей Великого поста, Страстной седмицей и днем Пасхи, о чем есть особые главы в Типиконе храмовые, 30, 45 и 46, тогда служба престольного праздника переносится на Неделю Сыропустную, или на Неделю Ваий или на второй день Пасхи. Отдание храмового праздника совершается в тот же день на вечерне (см. Тип. храм. гл. 1–ая), на которой поются стихиры и храму. Вообще необходимо всегда справляться в этих случаях с особыми так называемыми храмовыми главами, помещенными в конце Типикона, где предусмотрены все возможные случаи. 5. Богослужение подвижных дней года Эти богослужебные дни года зависят от праздника Пасхи, который совершается в первый воскресный день после весеннего полнолуния, то есть полнолуния, приходящегося в самый день весеннего равноденствия или непосредственно после онаго. Самая ранняя Пасха может быть 22 марта, самая поздняя — 25 апреля. В связи с празднованием дня Пасхи находятся два богослужебных периода: 1. Приготовительные недели к Великому посту, самый Великий пост, или св. Четыредесятница и Страстная седмица это период, в который богослужение совершается по Постной Триоди, и 2. Святая Пятидесятница — от первого дня Пасхи до Недели Всех Святых, следующей за неделей Пятидесятницы, — это период, в который богослужение совершается по Цветной Триоди. 6. Богослужения Постной Триоди 1. Приготовительные Недели к Великому Посту

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

4. Храмовые праздники    Накануне дня храмового праздника непременно совершается Всенощное бдение. Исключение составляет храмовой праздник Святому, случившийся в день Святого Духа. Накануне этого праздника, то есть в день Пятидесятницы, совершаются тогда, как обычно 9-ый час и Великая вечерня, а затем в свое время повечерие, полунощница и утреня (см. Типикон гл. 56 — о храмах). Служба храмовых двунадесятых праздников Господских и Богородичных совершается одинаково во всех церквах, как там, где есть храмовой праздник, так и там, где нет его. Особенности бывают лишь в храме Благовещения или Архангела Гавриила, если этот храмовой праздник случится в понедельник Страстной седмицы (см. храмовую главу Типикона 47). В храмовой праздник святого, хотя бы святый не принадлежал к числу Великих святых, служба храмовая отправляется с большей торжественностью, чем обычно, и не прелагается на другой день, причем непременно совершается Всенощное бдение. Исключение составляет только совпадение храмового праздника с первой седмицей Великого поста, Страстной седмицей и днем Пасхи, о чем есть особые главы в Типиконе храмовые, 30, 45 и 46, тогда служба престольного праздника переносится на Неделю Сыропустную, или на Неделю Ваий или на второй день Пасхи. Отдание храмового праздника совершается в тот же день на вечерне (см. Тип. храм. гл. 1-ая), на которой поются стихиры и храму. Вообще необходимо всегда справляться в этих случаях с особыми так называемыми храмовыми главами, помещенными в конце Типикона, где предусмотрены все возможные случаи. 5. Богослужение подвижных дней года    Эти богослужебные дни года зависят от праздника Пасхи, который совершается в первый воскресный день после весеннего полнолуния, то есть полнолуния, приходящегося в самый день весеннего равноденствия или непосредственно после онаго. Самая ранняя Пасха может быть 22 марта, самая поздняя — 25 апреля. В связи с празднованием дня Пасхи находятся два богослужебных периода: 1. Приготовительные недели к Великому посту, самый Великий пост, или св. Четыредесятница и Страстная седмица это период, в который богослужение совершается по Постной Триоди, и 2. Святая Пятидесятница — от первого дня Пасхи до Недели Всех Святых, следующей за неделей Пятидесятницы, — это период, в который богослужение совершается по Цветной Триоди.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

В восьмой день по воскресении, когда Апостолы были все вместе и Фома с ними, Воскресший повторил или обновил для них Свое явление, представ им в горнице, коей двери заперты были, и снова обрадовал и утвердил их и Фому в истине Своего воскресения. Фома, увидев язвы Господа, при всех исповедал Воскресшего: Господь мой и Бог мой. Яко видев мя, веровал еси, сказал ему Господь, блажени не видевшии, и веровавше. Итак, первая неделя по Пасхе, ознаменованная событиями явления воскресшего Спасителя единонадесяти Апостолам и осязания ран Христовых Апостолом Фомою, уверяющего, по гласу Церкви, в мироспасительном восстании Богочеловека из адских преисподних 533 , называется неделею Новою или неделею Антипасхи, что значит вместо Пасхи, или обновление Пасхи. Ибо в эту неделю новым Своим явлением для всех единонадесяти учеников Своих Господь повторил и обновил и явление Свое, бывшее в первый день по воскресении Господа, и в этот самый день второй седмицы по Пасхе, который после первого воскресного дня стал новым воскресным днем. Посему неделя Фомина есть неделя Антипасхи, неделя новая, неделя обновления 534 . «Древен и с доброю целию, говорит св. Григорий Богослов в слове своем на неделю Новую, установлен закон чтить день обновления, или, лучше сказать, с днем обновления чтить новыя благодеяния. Но разве не обновления день был и первый воскресный день, последовавший за священною и светоносною ночью? Для чего же даешь сие наименование нынешнему дню? То был день спасения, а это день воспоминания спасения. Тот день разграничивает собою погребение и воскресение, а этот есть чисто день новаго рождения. Он есть первый в числе последующих за ним и восьмый в числе предшествующих ему». Указуя на новое явление воскресшего Господа ученикам, при дверях затворенных, синаксарь говорит: Аще ада или из гроба ключь Не во возбраняет Твое, Спасе, Стремление, ключь дверей како возбранит; и продолжает: «в сей день обновления празднуем Христова воскресения и св. Апостола Фомы осязание». Обновлением называется здесь торжественное воспоминание известного достопамятного события. Так еще в ветхозаветной Церкви ежегодно обновлялась память исхода Евреев из Египта (Пасха), законодательства Синайского (Пятидесятница), и проч. В Церкви новозаветной бывают ежегодные же обновления Рождества Господня, Крещения и других спасительных событий. Но как из всех Евангельских праздников величайший и радостнейший для Церкви есть праздник воскресения Господа нашего, то он обновляется в Церкви не только ежегодно, но и еженедельно. А посему первый воскресный день после дня Пасхи называется по преимуществу обновлением воскресения. Это название тем приличнее настоящему дню, осьмому по Пасхе, что в этот же осьмый день Сам Господь благоволил обновить радость воскресения Своего, вторично явясь Апостолам и утвердив веру одного из них, доселе не хотевшего верить свидетелям Божественного воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Каждый день недели тоже называется светлым; Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день, Светлая Суббота. Ежедневно совершаются Богослужения. Царские Врата открыты всю седмицу. Конечно в Светлую Среду и Пятницу поста нет. 209. Пасхальный период. Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!» Даже когда поднимают телефонную трубку то не говорят «алло», а говорят «Христос Воскресе!» Весь этот период связан с многими обычаями и традициями о которых можно было бы очень многое что написать и сказать. 210. Пасхальные обычаи. Как было сказано уже выше, Пасха празднуется семь дней. На первый день хозяйки - жены остаются дома, а знакомые мужчины ходят по домам и поздравляют своих близких и знакомых. Столы всюду накрыты весь день. На столах уже все скоромное (не постное). Обыкновенная еда: на закуску селедка, потом суп, курица, жаркое, ветчина, картошка, салаты, водка, вино и т. п. На сладкое сырная пасха, куличи, торты, компот, чай и кофе. Обыкновенно садятся за стол на пол часа и потом прощаются и гость идет к другим знакомым. Обязательно нужно посетить всех родственников, потом хороших знакомых в особенности старших и пожилых. Обыкновенно подарки в этот день не приносят. На второй день Пасхи полагается чтобы жены ходили по домам, а мужья сидели дома, но это не практикуется. В наше время, в эти святые дни, многие сговариваются и просто ходят друг к другу в гости. 211. Значение Пасхи. Воскресение Христово это самый большой праздник православных христиан. У западных христиан самый большой праздник Рождество Христово. У каждого человека есть день рождения и что у Господа Иисуса Христа есть день рождения, это ничего не говорит о том кто Он. Воскреснуть мог только Господь Бог, поэтому Воскресение Христово говорит что Иисус Христос действительно Господь Иисус Христос, Сын Господа Бога, Второе Лицо Святой Троицы. Западные христиане отошли от православного учения и мировоззрения и любят уменьшать, божество Господа Иисуса Христа и поэтому они меньше празднуют Его Воскресение, а иногда даже и замалчивают.

http://zavet.ru/kalendar/vp/009.htm

Тексты седмичного круга содержатся в книге Октоих. Практически все они являются гимнографическими, то есть, взяты не из Священного Писания, а составлены церковными песнотворцами (3, с. 46). Годовой круг богослужения, как и седмичный, не имеет своих служб, его тексты тоже вставляются в определенные места суточных служб. Годовой круг можно разделить на две крупные части: Месяцеслов и Триодь. Месяцеслов – это система неподвижных праздников (закрепленных за каждым числом месяца). Например, Благовещение всегда празднуется 25 марта (7 апреля по новому стилю). Сюда же входят периоды предпраздненств (несколько дней до праздника), попраздненств (несколько дней после праздника) и постов. Начало месяцеслова – это начало церковного года, 1 сентября по старому стилю. Первый большой праздник церковного года – Рождество Пресвятой Богородицы, последний – Ее Успение. Конечно, это не случайно, ведь в течение жизни Матери Божией произошли все важнейшие для нашего спасения события: Бог родился во плоти, искупил человечество Своей Крестной смертью, основал на земле Свою Церковь , апостолы возвестили Евангелие всему цивилизованному миру. Центром Месяцеслова является праздник Рождества Христова. Тексты молитвословий неподвижных праздников находятся в Минее месячной, разделенной, по числу месяцев, на 12 книг (3, с. 47). Триодь представляет собой систему подвижных праздников, связанных с Пасхой. Каждый день этого цикла не связан с определенной календарной датой, но зато ежегодно празднуется в один и тот же день седмицы и находится в неизменном положении относительно дня Пасхи. Например, Вход Господень в Иерусалим всегда бывает в воскресенье, за неделю до Пасхи, а Вознесение празднуется в 40й день после Пасхи и всегда попадает на четверг. Тексты этого периода находятся в двух книгах – Триоди Постной и Триоди Цветной. В первой содержатся песнопения периода подготовки к Пасхе (Великий пост и три приготовительные седмицы перед ним, начиная с недели мытаря и фарисея), а во второй – времени от Пасхи до недели всех святых (следующего воскресенья после Троицы).

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Поздравление Святейшему Патриарху Кириллу с праздником Пасхи от лица Священного Синода, архипастырей, пастырей, монашествующих и полноты Русской Православной Церкви 25 апреля 2011 г. 10:30 24 апреля 2011 года, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Кирилл совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя. После богослужения к Его Святейшеству обратился митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , который поздравил Святейшего Патриарха с праздником Пасхи от лица Священного Синода, архипастырей, пастырей, монашествующих и полноты Русской Православной Церкви. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и Отец! Христос Воскресе! В этот благословенный вечер, когда весь христианский мир погрузился в радость встречи с Воскресшим Христом и прославления Его, позвольте принести Вам сердечные поздравления с праздником Святой Пасхи от лица Священного Синода, от всей полноты Русской Православной Церкви, ее епископата, клира и мирян, во Отечестве и рассеянии сущих, и от представителей Поместных Православных Церквей при Патриаршем престоле. Когда Вы, Ваше Святейшество, только что читали Святое Евангелие и повторили слова Воскресшего Господа: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21), это звучало для всех нас напоминанием и как бы обновлением нашего призвания. Ведь если глубоко вдуматься в эти слова, имея в виду предшествующую историю, которую мы вспоминали на Страстной седмице, то это, по существу, посланничество на крестные страдания. А в другом месте Господь, явившись 11 ученикам, конкретизировал это посланничество: учить все народы тому, что Он заповедовал, и крестить. Великие слова утешения сказал тогда Господь: «Я с вами во все дни до скончания века» (см. Мф. 28:19-20). Мы радуемся, Ваше Святейшество, что под Вашим Первосвятительским руководством Русская Православная Церковь буквально объята энтузиазмом исполнения этих повелений Господа. И архипастыри, и пастыри, и что, может быть, даже необычно для Русской Церкви, и миряне несут подвиг просвещения, научения словам и учению Господа и Спасителя нашего. Мы видим наглядные примеры этого благоприятного действия Церкви. Мы радуемся, что за последнее время праздник Дней славянской письменности и культуры стал государственным праздником и слился с церковным празднованием. А благодаря инициативе Русской Православной Церкви и Вашему личному вниманию уже второй год в России среди памятных дней отмечается День крещения Руси. Таким образом наши возлюбленные собратья-россияне вспоминают и воспитываются на глубоких культурных и религиозных традициях вековой давности на Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/1461678.ht...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, в Троице-Сергиевой лавре 1 мая 2011 г. 19:37 1 мая 2011 года, в неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры . По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Христос Воскресе! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Святой Пасхи. Радуюсь, что Господь привел меня в это первое после дня Пасхи воскресенье помолиться вместе с вами в стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Обычно по традиции Патриархи приезжают в Лавру на второй или третий день Пасхи. Но в этот раз на третий день Святой Пасхи я совершал службу в Чернобыле в память 25-летия подвига нашего народа — преодоления опаснейших для жизни людей последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Затем на следующий день я имел возможность совершить Божественную литургию в Киево-Печерской лавре — в первой лавре, первом монастыре нашей Церкви, откуда и пошло монашеское благочестие по всему лицу Русской земли. Сегодня же мы отмечаем день памяти апостола Фомы — того самого, который не поверил в Воскресение в первый день, — ибо Воскресший явился апостолам тогда, когда его не было в горнице, — и сподобился вновь увидеть Спасителя через восемь дней, то есть, по нашему счету, в первое воскресенье после Пасхальной седмицы. Тогда Господь протянул руки Фоме, сказав, что он может осязать Его язвы и ребра, чтобы убедиться в Его Воскресении. Апостол и евангелист Иоанн, повествуя об этом событии, говорит о том, что еще много чудес совершил Воскресший Спаситель, и все это написано для того, чтобы «уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь вечную». Воспоминание о Пасхе Божией спасительной, о явлении Воскресшего апостолам, о совершении многих знамений и чудес является действительно реальной основой нашей веры — собственно говоря, даже не веры, а знания.

http://patriarchia.ru/db/text/1467741.ht...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Посещать кладбище на Пасху? 1 мин., 19.04.2016 Посещать кладбище на Пасху? Отвечает протоиерей Андрей Юревич. На Пасху православному христианину подобает быть на службе в храме. Для посещения кладбища в пасхальный период (от самого Воскресения и до праздника Вознесения) Церковь выделила специальный день - Радоницу. Это день особого поминовения усопших и совершается он на 9 день после Пасхи. В этот день верующие стараются посетить богослужение в храме и прийти на кладбище, чтобы помолиться о своих усопших сродниках. Почему до Радоницы не стоит посещать кладбище? Светлому празднику Пасхи предшествовал Великий пост, во время которого поминовения усопших за богослужением совершались только на субботних и воскресных службах. И чтобы не лишать умерших ежедневного поминовения за Литургией, Церковь установила дни особого моления за них – субботы второй, третьей и четвёртой недель поста. После Пасхи же первым днём, когда служатся панихиды об умерших, является Радоница. Никакой пользы от того, что вы придёте на кладбище в день Пасхи, не будет. В этот день нужно прославлять Господа, радоваться Его Воскресению и победе над смертью. Более благоразумном было бы прийти на кладбище именно на Радоницу, чтобы там отслужить панихиду и помолиться о своих умерших родственниках. На заставке фрагмент фото   Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Для чего отпевать покойного? 28.03.2024 26.03.2024 25.03.2024 23.03.2024 24.04.2024 17.04.2024 13.04.2024 28.03.2024 26.03.2024 25.03.2024 23.03.2024 24.04.2024 17.04.2024 13.04.2024 28.03.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/poseshhat-kladbishhe-na-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010