Праздновалась Пятидесятница через семь недель, или 50 дней после праздника Опресноков; при чём счёт дней начинали со второго дня Опресноков, или третьего дня Пасхи, т. е. с 16 нисана ( Лев.23:15–16 ), так что Пятидесятница и второй день Опресноков всегда приходились на один и тот же день недели. В зависимости от того, как определяют дни Пасхи в год крестной смерти Господа Иисуса Христа, – приходилось ли начало Опресноков (15 нисана) в тот год на пятницу или на субботу, – решается и вопрос о том, в какой день недели была первая христианская Пятидесятница, в субботу или в воскресенье 149 . Большинство экзегетов склоняется в пользу воскресенья. В праздник Пятидесятница, как и в праздники Пасхи и Кущей, всё способное к труду мужское население должно было собираться в Иерусалиме ( Исх.23:14–16 ; Втор.16:16 ): в этот день толпы пилигримов наводняли священный город; по свидетельству И. Флавия (Bell. VI, 9:3), число пилигримов доходило иногда до трёх миллионов; и нет ничего удивительного, если необыкновенное событие на Стоне быстро собрало многотысячную толпу любопытных (2:5–11:41). Час произнесения речи Был уже 3, или по нашему счёту 9, час утра (2:15). Начавшееся с первыми проблесками зари 150 утреннее богослужение во храме к этому времени должно было уже закончиться: продолжительность иерусалимского дня в конце мая равна 14 часам 151 , и от восхода солнца до 3 часа должно было пройти около 4 часов, – время достаточное для всесожжения и общей храмовой молитвы даже в такой великий праздник, как Пятидесятница. Богомольцы были уже вне стен храма, в городе; ученики Христовы – у себя дома. Οκος (дом) Неопределённое выражение св. Луки: «дом (оκος), идеже бяху седяще» (ст. 2), не заставляет необходимо думать, что ученики Христовы в момент сошествия Св. Духа находились именно в иперооне (ст. 1:13) Сионского дома 152 ; вероятнее всего, они были в иперооне, но, может быть, – и в другой какой-нибудь части дома, напр., в тех помещениях, которые по римской терминологии назывались атриумом и таблинумом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

Праздники, которые следовало соблюдать в течение года, были: 797 Рождество, соответствовавшее двадцать пятому дню девятого месяца, 798 Богоявление, когда Господь проявил Свое Божество, праздновалось 6 числа десятого месяца (6 января); после этих двух праздников наступал пост или пощение в продолжение сорока дней, а после того пост в продолжение недели, предшествовавшей дню Пасхи. Первоначальный пост продолжался, следственно, сорок дней до понедельника недели Страстей, а пощение этой недели к сорокадневному посту уже не относилось. Вся неделя пред Пасхой посвящалась воспоминаниям страданий Иисуса Христа и учреждение таинства (антипично), изображающего честное тело Ею и кровь, 799 пост же предписывался, чтобы оплакивать нечестие и злодеяние иудеев. Пост перед Пасхой оканчивался ночью с субботы на воскресение при пении петухов, по причине погребения Господа. В прочие субботы запрещалось поститься, потому что в этот день Бог почил после творения. В продолжение пощения перед Пасхой, то есть на страстной неделе, дозволялось есть только хлеб, соль и овощи, а пить только воду. Следовало есть только однажды в день в девятом часу или вечером. Советовалось вовсе не есть с пятницы до пения петухов, с субботы – на воскресение. Не могущим вовсе оставаться без пищи в продолжение двух дней, следовало, по крайней мере, в субботу ничего не есть. В субботу вечером оставались в церкви до пения петухов; там читалось из Закона и пророков и пелись Псалмы. При пении петухов читалось Евангелие; епископ говорил слово к народу и пощение прекращалось. Через неделю после Пасхи, в воскресенье, воспоминались удостоверения, дарованные Иисусом Христом апостолу Фоме. Через сорок дней после Пасхи праздновалось Вознесение Господне, а через десять дней – Пятидесятница в память сошествия Святого Духа на апостолов. Первая седмица после сего праздника посвящалась религиозным делам, а в течение второй постились. Пост составлял, следовательно, принадлежность христианского богослужения. По воскресным и праздничным дням, кроме литургии, совершались утренние и вечерние богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Идти на Пасху на кладбище? 1 мин., 19.04.2016 Отвечает протоиерей Андрей Юревич При ответе на этот вопрос, во-первых, стоит понимать, что Пасха - это не один день. Это довольно длинный период, который длится 40 дней - от Воскресения и до праздника Вознесения. И в этот большой период для посещения нами кладбища Церковью был выделен особенный день - Радоница. Она выпадает на 9 день после Пасхи. Во-вторых важно понимать, зачем люди вообще ходят на кладбище. Православные христиане верят в то, что душа человека бессмертна. Молясь за умершего, можно изменить его посмертную участь. И мы приходим на кладбище для того, чтобы побеседовать с умершими родственниками, чтобы помолиться за них рядом с их останками. Почему же не стоит идти кладбище на Пасху? Дело в том, что Светлому празднику Пасхи предшествовал Великий пост, во время которого поминовения усопших за богослужением совершались только на субботних и воскресных службах. И чтобы не лишать умерших ежедневного поминовения за Литургией, Церковь установила дни особого моления за них – субботы второй, третьей и четвёртой недель поста. После Пасхи же первым днём, когда служатся панихиды об умерших, является Радоница. Пасха - самый светлый, самый радостный христианский праздник. Сам Господь умер за нас и воскрес, тем самым победив смерть. Поэтому православному человеку лучше всего быть на Пасху в храме, а на кладбище прийти уже на Радоницу, как это предписывает церковный устав. На заставке фрагмент фото   Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Для чего отпевать покойного? 28.03.2024 26.03.2024 25.03.2024 23.03.2024 24.04.2024 17.04.2024 13.04.2024 28.03.2024 26.03.2024 25.03.2024 23.03.2024 24.04.2024 17.04.2024 13.04.2024 28.03.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/idti-na-pashu-na-kladbish...

Праздники престольные бывают в следующие дни: 1) Праздник главный престольный, в летнем соборе, в день Преображения Господня, 6-го августа. 2) В зимней церкви, в день Успения Пресвятой Богородицы, 15-го августа. 3 и 4) в храме преподобных Сергия и Германа: первый в день их памяти, 28-го июня, и второй – в день пренесения св. мощей, 11-го сентября. 5) В нижней церкви при больнице, в пятницу, в неделю святой Пасхи, в день празднования Живоносному Источнику Пресвятой Богородицы. 6) В верхней больничной церкви, в день Святой Троицы. 7) В храме св. апостолов Петра и Павла, 29-го июня. В скиту Всех Святых в верхней церкви: в день празднования собора св. Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил, 8-го ноября, и в день празднования собора Архангела Гавриила, 13-го июля, и в нижней церкви, в неделю Всех Святых, в восьмое воскресенье по святой Пасхе. В скиту Свято-островском в день памяти преподобного Александра Свирского , 30-го августа. В скиту св. Иоанна Предтечи: в верхней церкви, в день рождества св. Крестителя, 24-го июня, и в день усекновения честной его главы, 29-го августа, и в нижней, в день св. Трех Святителей, 30-го января. В скиту св. Николая, в день памяти Святителя, 6-го декабря, и в день перенесения св. его мощей, 9-го мая. В скиту св. пророка Илии 20 июля, в день его памяти. В скиту Коневской Божией Матери 10 июля. В скиту преп. Авраамия Ростовского 29 октября, в день его памяти. В церкви всех Преподобных отец в посте просиявших, находящейся при новом кладбище, в день их памяти – в сырную субботу. В воскресные и праздничные дни служба на Валааме весьма продолжительна. Но внятное чтение, трогательное пение, церковное благочиние, вид самых иноческих одежд – словом, весь строй монастырского богослужения возбуждает в сердце каждого особое благоговение и многих трогает до слез. Миряне, непривыкшие к продолжительным церковным службам, в Валаамских храмах с благоговением выслушивают их от начала до конца, забывая при помощи благодати Божией всякую усталость. Во всех часовнях во дни празднования тем святым, в честь которых они устроены, также и у крестов, совершаются молебные пения с водоосвящением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Устроители игр для детей в первый день Пасхи, с отвлечением их от посещения вечернего богослужения, не приняли во внимание того, что дети, призываемые ими к играм, вероятно, еще не побывали в этот день в церкви и не видели церковного украшения, не слышали вести о воскресении Христовом, не приняли участия в исповедании, что Христос воистину воскресе, когда священнослужитель возвещал всерадостную весть, что Христос воскрес. Назначившие игры для детей в первый день Пасхи, вероятно, не сообразили того, что грешно собирать детей в эти святейшие дни для игр далеко не святых – невинных, но осуждаемых Церковью как неприличные в эти дни для взрослых людей. Собирать детей под предлогом праздничного кормления их и вводить их в греховные игры, участвовать в которых некоторые из них, как слышно, стыдились, стеснялись, не значило ли дать им вместо яйца скорпиона? Собирать детей для плясок или танцев в первый день Пасхи, когда они еще не успели быть в собрании церковном, не значило ли совершать нравственное преступление против Церкви и против детей? Говорим: да, значило совершать преступление против детей, ибо для них, или по крайней мере для большинства их, не было возможности быть в этот день в церкви: к утрене пасхальной родители не могли привести детей в церковь по причине раннего для этого возраста времени богослужения и по тесноте в церкви, когда и взрослые с трудом помещаются в наших малых храмах. К вечерне они также не могут прийти, если состоятся устраиваемые для них игры, так как их нужно будет приготовить к таковым. Таким образом, вышло то, что при попечении о физическом развитии детей оставлены без внимания их духовно-нравственные потребности, удовлетворение которых должно стоять на первом месте. Устроители этих игр, вероятно, также забыли, что некоторые из этих детей недавно приобщались Святых Христовых Таин, а других, юнейших, добрые родители их считают своим долгом приобщить Святых Таин в один из первых пасхальных дней, большей частью во второй день. Ужели не оскорбится чье-либо нравственное чувство тем, что этих детей, прежде приведения их ко Христу в святой храм Его, отведут туда, где ничто не напоминает им о Христе – Виновнике светлого торжества для всех и в особенности для чистой радости детей?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

В первый же день Пасхи и в восьмой (в Фомино воскресенье) эта торжественная послеобеденная служба или вечерня, совершавшаяся в трех местах, получала особую прибавку - литанию на Сионе, где служилась настоящая вечерня (тоже, впрочем, не названная так, но более похожая на вечерню): пелись песни, приспособленные ко дню, произносилась молитва, читалось Евангелие о Фоме (то есть о событии, происшедшем именно на месте службы), при этом в первый день Пасхи только до слов «Не иму веры», а на восьмой - все чтение. Затем полагались молитвы над верными и оглашенными. Оканчивалась служба в 2 часа ночи (то есть в 7 часов вечера). Таким образом, начиная с IV века, вырабатываются уставы пасхальной службы, достигшие полноты к X столетию. Основной особенностью богослужения становится его исключительная праздничность, достигаемая непрерывным пением. При этом чтения, обычные для вседневных служб, - кафизмы или Шестопсалмие, опускаются. Существовало два непохожих друг на друга типа пасхального богослужения. Первое, предназначенное для мирских церквей, сводилось к пению псалмов или стихов из них (антифонов), иногда с припевом на каждом стихе, к произнесению молитв и ектений, а также к чтениям из Ветхого и Нового Завета. Второй тип богослужения в основных чертах напоминает нынешний. Первоначально, в соответствии с иерусалимским обычаем, практиковалось только псалмопение, а к концу IV столетия к нему начинает присоединяться так называемое тропарное пение. Появившиеся позднее канон и стихиры Пасхи принадлежат великому гимнографу VIII века преподобному Иоанну Дамаскину, однако в основу их положены, скорее всего, более древние произведения, в том числе принадлежащие святителям Григорию Богослову и Григорию Нисскому. В древнейших славянских Триодях встречается Пасхальный канон святителя Андрея Критского, однако в богослужении греческой и славянских Церквей он с течением времени был замещен творением преподобного Иоанна Дамаскина. По Святогробскому уставу XII века, в Иерусалиме на самом месте Воскресения Христова господствовал тип богослужения, близкий к современному. Канон «Волною морскою» пелся пред вечером и лишь впоследствии по практическим соображениям приблизился к времени пасхальной заутрени. Все молящиеся должны были покинуть храм Гроба Господня вечером в Великую субботу. Во всех церквах города гасились огни.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

В День Победы Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил заупокойную молитву у могилы Неизвестного солдата в Киеве 10 мая 2019 г. 13:09 9 мая 2019 года, в 74-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий принял участие в государственной церемонии возложения цветов к могиле Неизвестного солдата в парке Вечной Славы города Киева. На церемонии, которую возглавил президент Украины Петр Порошенко, присутствовали ветераны Второй мировой войны, премьер-министр Украины Владимир Гройсман, представители Правительства Украины, Администрации президента, религиозных организаций и общественности. Предстоятель Украинской Православной Церкви вместе с главой государства и другими участниками церемонии прошел по Аллее павших героев, где расположены 34 могилы воинов, погибших в годы Второй мировой войны. Блаженнейшего владыку сопровождали управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний и викарий Киевской митрополии архиепископ Обуховский Иона . По завершении государственной церемонии Блаженнейший митрополит Онуфрий вместе со столичным духовенством вознес молитвы за упокой жертв Второй мировой войны у могилы Неизвестного солдата на территории парка Вечной Славы.  К месту заупокойного богослужения насельники Киево-Печерской лавры, духовенство Киевской епархии, студенты Киевской духовной академии и семинарии и верующие прошли крестным ходом. Вместе с Его Блаженством молились также  митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, викарии Киевской митрополии. Обращаясь к представителям СМИ у мемориала, Предстоятель Украинской Православной Церкви сказал: «Сегодня день великой Победы, которую совершил Сын Божий для того, чтобы людей освободить от зла. Мы сегодня молимся об упокоении тех вождей и воинов, которые положили свою жизнь на алтарь божественной любви, которые отдали свою жизнь для того, чтобы сегодня мы с вами жили. Пусть Господь упокоит их души в селениях праведных! Тех ветеранов, которые живы, пусть Бог благословит здоровьем и всем, что нужно для земной жизни и спасения в жизни вечной. Всех поздравляю с днями Святой Пасхи и с Днем Победы! Христос Воскрес!» 8-9 мая во всех храмах и монастырях Украинской Православной Церкви совершались заупокойные богослужения по погибшим защитникам Отечества в годы Второй мировой войны. Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5433788.ht...

" Избавление от скорбей " апреля 2020 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме святого Спиридона Тримифунтского " Мы вступили в великие и радостные дни Святой Пасхи, - сказал владыка в проповеди, - когда особые богослужения, мало что читается, больше поется, всю неделю открыты Царские врата, Святая Церковь призывает радоваться и веселиться. Мы прошли подвиг Великого поста, а Пасха - это подвиг радостный, мы прославляем воскресшего Христа. Пасха в этом году особая, она проходит в дни скорби. Наши храмы сегодня пустые, прихожане не могут в них ходить, по крайней мере, до 30 апреля нужно молиться дома. Вот такое благословение Святейшего Патриарха Кирилла. Президент, губернатор - все хотят, чтобы мы сидели дома и молились. Можно петь дома каноны, стихиры Пасхи и радоваться этому событию. Праздновать Пасху мы будем долго, сорок дней, до Вознесения Господня, сегодня только второй день. Нужно преодолеть скорби пасхальной радостью. Чтобы победить скорбь, Господь дает нам мир и радость " . " Когда мы грешим, у нас нет перспективы в будущем, - продолжил архипастырь. - За грехом всегда следуют скорбь, болезнь и смерть. А когда не грешим, у нашей жизни есть хорошее продолжение - мир, радость, милость Божия и вечная жизнь. Мы должны выбирать этот путь - не грешить. Сегодня мы много говорим о вирусе. Что это такое? Это жало смерти для нашего тела. Если это жало тела коснется, оно либо устоит, либо не устоит. А грех - это жало для души, он может принести смерть духовную, вечную, отправить нас на вечные муки. Поэтому мы должны не грешить, не заражаться вирусом греха, который ничего хорошего не сулит " . " В дни Святой Пасхи мы должны радоваться Господу воскресшему и утешаться обещанием, которое Он дал: кто верует в Него, если и умрет, оживет. Господь всех воскресит в свое время для вечной жизни. Желаю отцу настоятелю, приходскому совету, всем труженикам храма не унывать и радоваться. Скорбные времена пройдут, наступит снова энергичная жизнь, храмы наполнятся прихожанами, мы будем радоваться и веселиться о воскресшем Господе во всей полноте. Со Светлым понедельником! Христос воскресе! " - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Возбудил еси уснув мертвыя от века,/царски рыкавый яко от Иуды лев. Уснув, Ты пробудил умерших от века,/царственно-могучим голосом,/как происшедший от Иуды лев. Магдалина Мария притече ко гробу,/и Христа видевши,/яко вертоградаря вопрошаше. Мария Магдалина прибежала ко гробу/и, увидев Христа,/стала спрашивать Его, как садовника. Ангел облистаяй женам вопияше:/престаните от слез, яко Христос воскресе. Окруженный блеском Ангел воскликнул женам:/“Перестаньте плакать,/ибо Христос воскрес!” Христос воскресе, смерть поправый,/и мертвыя воздвигнувый,/людие веселитеся. Христос воскрес, смерть поправ/и воскресив с Собою мертвых./Люди, торжествуйте! Днесь всяка тварь веселится и радуется:/яко Христос воскресе, и ад пленися. В сей день все творение/веселится и радуется,/ибо Христос воскрес и ад пленен. Днесь Владыка плени ада,/воздвигнувый юзники, яже от века имяше люте одержимыя. В сей день Владыка пленил ад,/воздвигнув узников,/которыми тот владел от века и крепко их удерживал. Величит душа моя/Триипостаснаго и Нераздельнаго Божества державу. Величай, душа моя, власть/нераздельного в трех Лицах Божества. Радуйся, Дево, радуйся,/радуйся, Благословенная,/радуйся, Препрославленная!/Твой бо Сын воскресе тридневен от гроба. Радуйся, Дева, радуйся!/Радуйся благословенная, радуйся, прославленная:/ибо Твой Сын воскрес/на третий день из гроба. Последи же первый лик поет паки первый припев и ирмос. Таже оба лика, сошедшеся вкупе, поют ирмос и тропарь: Христос воскресе:  трижды. В конце первый лик поет первый припев и ирмос. После второй лик поет второй припев и ирмос. Затем оба лика вместе поют ирмос и тропарь: Христос воскрес из мертвых:  (3). Песнь 9. Ирмос: Светися, светися,/новый Иерусалиме:/слава бо Господня/на тебе возсия./Ликуй ныне/и веселися, Сионе./Ты же, Чистая, красуйся, Богородице,/о востании Рождества Твоего. Песнь 9 Канон Пасхи. Ирмос: Светись, светись, новый Иерусалим,/ибо слава Господня над тобою взошла!/Ликуй ныне и красуйся, Сион!/Ты же радуйся, Чистая Богородица,/о воскресении Рожденного Тобой.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/otdanie-p...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Журнал - Апрель 2018 (180) Вход Господень в Иерусалим: коротко о празднике Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — это праздник, в который Православная Церковь вспоминает одно из важнейших событий евангельской истории (Мф 21). 27.04.2024 Предложили стать крестным: потяну ли я? Что делать, если вас попросили стать крестным ребенка, а вы не чувствуете себя к этому готовым? Какие причины вашего отказа можно считать объективными, а какие — порождение ваших страхов и комплексов, с которыми еще надо разобраться? И должен ли крестный потом всю жизнь опекать своего крестника? На эти вопросы «Фоме» отвечает протоиерей Федор Бородин. 18.06.2019 Священномученик Михаил (Новицкий) В Великую Субботу протоиерей Михаил отслужил литургию, затем освящал куличи и яйца. Пасхальную утреню он отслужил с большим трудом, литургию уже служить не смог и отслужил обедницу. Народа на службу собралось много, так что сторожка не могла вместить всех пришедших, и были открыты все окна, чтобы богослужение могли слышать оставшиеся снаружи. Великую вечерню в первый день Пасхи отец Михаил служил, уже не вставая с постели; на второй день Пасхи он также отслужил обедницу, не имея возможности встать. В этот день он послал за священником в соседний приход, чтобы поисповедоваться и пособороваться. На следующий день с семи часов утра он мог произносить уже только отдельные слова. Протоиерей Михаил Новицкий скончался от перенесенных побоев на третий день Пасхи в третьем часу пополудни 30 апреля 1935 года и был погребен на приходском кладбище в местечке Узда. 30.04.2018 В Питере жить: от Дворцовой до Садовой, от Гангутской до Шпалерной Сдержанно-лирическая, мягко-ностальгическая книга, где светлая печаль о прошлом соседствует с мягким, изящным юмором (вульгарность не для ленинградцев). Книга о том, что «все соединено в единую цепочку, и одно звено вытягивает за собой другое. И ничто не исчезает» (Е. Водо­лазкин).

http://foma.ru/journal/aprel-2018-180-4

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010