По поводу выражения «в шатры свои» мы напомним, что и в 3 Ц., VIII, 66 сказано, что народ возвратился «в шатры свои» вместо в дома свои. По всей вероятности позже как и при Моисее это было вошедшее в язык выражение, которое конечно восприняло свое начало в продолжении кочевой жизни народа точно так как некоторые восточные народы до с их пор не имеют другого выражения для понятия об отечестве как «кочевья отцов наших». 510 (Ст. 9–12). О праздниках вообще и ср. Ucx. XIII, 14 – 19 и пр. 12-е, о празднике седьмиц в особенности, там же под § II; Лebum XXIII, 15–21 пр. 5-е, и Чucл. XXVIII, 26 . Мы говорили в пр. 5, гл. XXIII Лев., что праздник, который впоследствии назывался Пятидесятницей, нигде не назван так в Пятикнижии, а назывался праздником жатвы, праздником седьмиц или просто «адзерет», священное собрание, потому что в Левите XXIII, 21 особо упомянуто о священном собрании, долженствующем иметь место в этот день. Хотя тоже приказание дается и для первого и седьмого дня Пасхи ( Лeb. XXIII 7, 8), по этот праздник конечно удерживал за собою важнейшее название, воспоминающее событие исхода из Египта и сохранение первенцев израильских от «губителя» (Ср. Ucx. XII , пр. 9, 10, 11 и 22). В пр. 4-м на Лeb. XXIII, 9–14 мы говорили о снопе потрясания, который приносился 16 Авива, т. е. на второй день Пасхи: на этот именно обряд указывает 9-й стих наст. главы, говоря о времени «как появится серп на жатве». Жатва начиналась после принесения первого снопа и продолжалась до праздника жатвы (Пятидесятницы), когда приносили кроме опресноков и квасные хлебы из новой муки. 512 (Ст. 16–17). Ср. указанная выше примечания главы XXIII Исх. и XXXIII Лев. Заметим, что во Второзаконии не говорится ни о празднике труб в первый день седьмого месяца (Тисри), ни о великом дне очищенияˆ начинавшегося вечером девятого числа того же месяца ( Лeb. XXIII, 24–32 ). Но мы уже говорим, что речь Моисея направлена к народу, и он говорит только то, что необходимо исполнять всем израильтянам, которые должны обязательно были собираться по стиху 18-му (Ср. ст. и 7-й) на один только первый день Пасхи, на один день праздника жатвы (Пятидесятницы), и на семь дней праздника кущей. Остальные же церемонии возлаались на обязанности Первосвященника и священников, которые представляли собою народ перед Иеговою. Надо полагать однако, что дни эти соблюдались как субботы в жилищах израильтян если они и не ходили на них в место центрального Богослужения народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Фото автора Hubert Nowik : Pexels После Пальмового воскресенья начинаются Великие дни перед Пасхой. В Великую Субботу поляки собирают специальные корзинки с едой – свенцонки. Состоят они из крашеных яиц, мяса, иногда соли, сыра и хрена. Вместо традиционного кулича в Польше выпекают пасхальную «бабу» и мазурки – булочки, украшенные глазурью, орехами, фруктами или шоколадом. Все эти блюда, как и у нас, освещают в храмах и едят в день праздника. Пасхальная баба. Silar /Wikipedia.org/ CC BY-SA 3.0 Светлое Христово Воскресенье в Польше начинается с торжественного Богослужения. После службы верующие семьи собираются за столом, где едят освященные ранее продукты и другие праздничные блюда. Также в Польше празднуют второй день Пасхи. Здесь вступают в силу народные обычаи. Например, на улицах люди часто обливают друг друга водой. Из-за этого второй день после Пасхи часто называют «мокрым понедельником». Другая необычная польская традиция – похлестывание окружающих пальмовыми ветками. Эти обычаи превращают Пасху в Польше в веселый и красочный праздник. Пасха в Италии Христианство – самая распространенная религия в Италии. При этом большинство итальянцев – католики. Лишь 2% населения принадлежат к Православной Церкви. Именно поэтому пасхальные традиции в стране в основном католические. В Италии за неделю до праздника вспоминают Вход Господень в Иерусалим или так называемое Пальмовое воскресенье (Domenica delle Palme), которое у нас в народе обычно именуют Вербным. В этот день в храмах освещают оливковые ветви, которыми потом украшают дома. В Страстную Пятницу в Италии совершается Крестный ход. Улицы многих городов и деревень заполняют процессии. Самый масштабный Крестный ход проходит в Риме. Он называется Via Crucis и символизирует трагический путь Иисуса Христа на Голгофу. Во главе с Папой Римским верующие проходят от Колизея до одного из крупнейших соборов Италии – Санта-Мария Маджоре. Санта-Мария Маджоре. Pierre-Selim Huard /Wikipedia.org/ CC BY 4.0 В Великую Субботу и в сам день праздника, в Воскресенье, итальянцы ходят в храм на праздничные Богослужения. После этого принято угощаться особыми пасхальными блюдами: традиционными крашеными яйцами, коломбой (вариант итальянского кулича в виде голубя), сыром и мясом. Очень популярный подарок на Пасху у католиков – это шоколадные яйца.

http://foma.ru/pasha-2022-v-raznyh-stran...

30:1–3. Перенесение времени Пасхи. Бедствие, связанное с падением Самарии, вероятно, способствовало проведению внутренних реформ в Израиле, что соответствовало духу политики Езекии и его попытке вновь объединить народ в богослужении в Иерусалиме. Беженцы с севера, несомненно, бежали в Иудею после ассирийского нашествия, особенно из-за того, что в Израиле теперь господствовал синкретизм (смешение разных чужеродных элементов религии). Всенародное празднование Пасхи способствовало планам Езекии о национальном объединении. И жители Израиля, и жители Иудеи вновь обратили свои взоры в прошлое, когда они были единым народом, во время исхода. 30:2,3. Время Пасхи. Пасха обычно справлялась в 14-й день первого месяца по еврейскому календарю. Однако было особое постановление ( Чис. 9:6–13 ) о возможности справлять Пасху во второй месяц для тех, кто не мог очиститься или находился в длительном путешествии. Езекия отложил пасхальное празднество, позволяя присоединиться к нему северянам. 30:13. Праздники, связанные с паломничеством. В еврейском календаре есть три главных праздника, которые требуют паломничества в Иерусалим (см. обсуждение этого вопроса в коммент. к Исх. 23:15–17 ). Во время этих праздников паломники толпами прибывали в Иерусалим. Паломничество на Ближнем Востоке в древности носило ограниченные масштабы, поскольку поклонение в основном совершалось в местных святилищах богов-покровителей. Тем не менее люди из отдаленных районов осуществляли паломничество к святым местам. Возможно, об этом свидетельствуют находки таких караван-сараев, как в Кунтиллат-Аджрузе, где путешественники, которые могли быть паломниками (или купцами), оставили настенные рисунки, граффити. В Вавилонии некоторые путешественники могли на Новый год добираться до столицы, чтобы участвовать в новогоднем празднике, посвященном восшествию на престол царя, но это не было их религиозным долгом. В Египте паломничество было характерно скорее для богов, которые совершали путешествие от одного святилища к другому, чем для людей, которые отнюдь не стремились посетить какой-либо центральный храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Чрезвычайно посвящаемые Богу лица назывались назореями. Имя назорей означает отделенный. Он обязывался удерживаться от вина и винограда во всех его видах, от стрижения и от осквернения над мертвым. Сей обет давался иногда на всю жизнь, а иногда на известное время. В последнем случае он разрешался принесением троякой жертвы и сожжением волос на жертвеннике 322 . Священные времена Освященныя времена или собственно принадлежали скинии, или относились ко всему народу. Священным временем скинии было каждое утро и вечер. В сие время приносилось всесожжение, которое называлось жертвою всегдашнею 323 . Она состояла из овна, муки, елея, вина и фимиама. Всенародные священные времена евреев суть следующие. 1 . Суббота, по выражению Иудеев, царица праздников. Имя субботы означает иногда праздник вообще, иногда седмицу, иногда просто день, но, собственно, день седьмой. Сей праздник начинался и оканчивался вечером, как и все священные дни евреев. Он не только должен был напоминать им сотворение мира и освобождение из Египта, но и прообразовал покой Нового Завета. Строгость субботы простиралась до запрещения возгнетать огонь; но она без сомнения не возбраняла дел богослужения, дел любви и дел необходимости. Ежедневная жертва скинии в сей день удваивалась. 2 . Пасха и праздник опресноков. Часто принимаются за одно, но и в самом деле нераздельны были как временем, так и знаменованием поспешного бегства из Египта. Пасха означала также искупление страданием Божественного Агнца, и была вторым таинством подзаконных; а дни опресноков изображали чистоту жизни духовной. Что касается до обрядов, евреи отличали пасху Египта от пасхи последующих времен. Сия привязана была к одному общему месту богослужения: её кровью вместо дверей дома иногда кропили на алтарь; благовременное отлучение агнца, стояние во время его съедения и нощное бдение внутри домов были оставлены 324 . Наутрие Пасхи начинался праздник опресноков, в продолжение которого семь дней приносимы были великолепные жертвы. В земле обетованной во второй из сих должно было также принести сноп ячменя, как начаток жатвы, прежде которого не позволялось вкушать новых плодов. Но первый и последний из оных преимущественно уважались, и отличались всеобщими собраниями во дворе скинии. Те, которые не могли праздновать пасху в первый месяц, совершали ее в тех же числах второго.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Богослужебный порядок устава Студийского по триоди цветной так же значительно разнится от современного порядка, как и порядок богослужения того же устава по триоди постной. Пасхальная утреня, по уставу Студийскому, отличается тем, что ей не предшествует полунощница и не бывает пред началом её крестного хода вокруг церкви с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе»... После стихир на хвалитех поется славословие великое «потиху» и в конце возглашается сугубая ектения, в которой после первого прошения поется «Господи помилуй» три раза, а после второго двенадцать раз и непосредственно отпуст. 114 Часы пасхальные, по уставу Студийскому, также имеют вид отличный от часов, отправляемых в тот же день по уставу Иерусалимскому. На них в начале поется: «Христос воскресе» трижды, затем, «Веселитеся небеса», слава «Аще и во гроб» и ныне – «Что Тя наречем», Святый Боже и по Отче наш : Господи помилуй 12 раз; таким образом поется за все четыре часа. 115 Такой же точно вид, но только без тропарей «Аще и во гроб» и «Веселитеся небеса», имела, по уставу Студийскому, и пасхальная повечерница. 116 При изложении порядка литургии в день Пасхи замечено, что вся служба божественной литургии в великую неделю, кроме антифонов, поется от священников внутри алтаря. 117 Особенности богослужебного порядка в пасхальную седмицу заключаются в том, что в день Пасхи на вечерне поются стихиры на «Господи воззвах» на восьмой глас, во вторник те же стихиры на первый и второй гласы, в среду – на четвертый и пятый, а в четверток – на шестой и восьмой; в пятницу, как и в понедельник, на восьмой. 118 Особенности богослужебного порядка в светлую седмицу в отправлении утрени заключаются в том, что пасхальный канон полагается петь только в понедельник, вторник и субботу, а в остальные дни, как канон так и стихиры на хвалитех поются тех воскресных гласов, которых накануне пелись стихиры на «Господи воззвах», – так в среду поются каноны и стихиры на хвалитех воскресные 1 и 2 гласа, в четверток 4 и 5 и в пятницу 6 и 8 гласа. 119

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

151 Читая Устав богослужения вседневной вечерни, не находим указания, чтобы иерей надевал фелонь; там сказано: «Творить пред Царскими враты поклоны три, вземлет же и епитрахилий, сущий у Царских врат, благословив и, целовав верх, идеже начертан крест, возложив на выю свою, глаголет: «Благословен Бог» (Тип., гл. 9, вечер.). Но это касается монашествующих, служащих обыкновенно в мантии. В приходских же церквах, по обычаю на вседневной вечерне иерей надевает фелонь. В Церковном Уставе, во 2-й главе и о великой вечерне (на бдении) сказано: «вшед (иерей) во святый алтарь, возлагает на епитрахилий, целовав крест вверху его, и прием кадильницу» и пр. Но в этой же второй главе читаем: «В соборных же и приходских храмах действует священник сия в филоне, диакон же в стихаре». 152 Об утрени непраздничной не сказано в Типиконе ничего, но по обычаю иерей бывает в фелони, тем более, что он на утрени совершает каждение. Об утрени же в воскресный день сказано: «Иерей в епитрахилии, инде же в фелони глаголет утренния молитвы пред Святыми дверми» (Тип., гл. 2). 153 Хотя в «Чине погребения мирских тел» сказано только: «возложив епитрахилий» (Требн.); но так как при нем читается Евангелие, и в «Чине погребения священников» читаем: «священницы облачены в священническия одежды» (Требн.), то обыкновенно при всяком погребении иереи облачаются в фелонь, равно и при панихиде (Тип., гл. 14). 154 Настоятель, вшед в св. алтарь со иереи и диаконы, облачится во весь светлейший сан (Тип., послед. Пасхи). 155 Облачается настоятель во всю священную одежду (послед. Пасхи, вечер). В Благовещение, случившееся в Пасхальную седмицу, полное облачение на великой вечерни на всенощном бдении, а не на малой вечерни. 156 Настоятель облачается во вся священные одежды, иереи же только в ризы (Тип., послед. Велик. субб., утро). 157 При посвящении во архиерея и облачении его в саккос уже не указано в Чиновнике произносить «’ξιος» (Сн. Нов. Скр., ч. III, гл. 6, § 12). 160 Подобное и в песне церковной слышим: «Без отца из Тебе вочеловечитися благоволивый Бог, да Свой паки обновит образ, истлевший страстьми, и заблуждшее горохищное обрет овча, на рамо восприим, ко Отцу принесет, и Своему хотению с небесными совокупит силами» (Богородичен 1-й, догматик 4-го гласа).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

От народа приводилось в жертву за грех два козла. Один из них по жребию выбирался для жертвы, а над другим исповедовались грехи народные, и он изгонялся за стан в пустыню. Во всесожжение от народа приносился тоже овен. Сначала шли жертвы за грех , а потом во всесожжение. Кровью тельца и потом кровью козла первосвященник кропил семикратно с перста своего на крышку ковчега. Праздник очищения совершался в десятый день седьмого месяца тисри, соответствовавшего концу сентября и началу октября. Праздничного покоя в этот день не могли нарушать даже чужестранцы, поселившиеся между Иудеями. Народ должен был в этот день смирять себя строгим воздержанием. Богослужение в этот день совершалось великим первосвященником. Этот праздник прообразовал великое очищение наше кровию Искупителя ( Евр. 9 гл.). Глава 23-я. Закон о праздниках. Ст.1–4. Строжайший покой от дел житейских под страхом смерти предписывался в субботу. В этот день запрещалось даже зажигать огонь и ходьба на порядочное расстояние. Дела благочестия и дела богослужебные при скинии законом в этот день, конечно, не воспрещались. Ежедневные жертвы в субботу удвоялись. В этот день вспоминали сотворение Богом мира и прославляли Творца, в седьмой день почившего от дел. Он также был днем отдыха от недельных трудов не только для людей, но и для животных. Пасха продолжалась е 14-го нисана по 21-е. В первый и седьмой дни назначались священные собрания и предписывался строгий покой. В продолжение всего праздника приносились великолепные жертвы, а есть позволялось только хлебы опресночные. Вечером в первый день (14-го) съедался Агнец пасхальный с установленными обрядами ( Исх. 12 ). Во второй день возносился на жертвенник сноп созревшего ячменя и сожигался, с присоединением к нему единолетнего агнца. До этого возношения, приносившегося в благодарность за первые плоды, нового хлеба есть не начинали. Праздник совершался в память избавления от египетского рабства. Агнец Пасхальный прообразовал Искупителя. Пятидесятница совершалась через сорок девять дней после пасхи. Так как около этого праздника начиналось собирание первых плодов с полей, то он назывался праздником жатвы. В этот день предписывалась полная свобода от работ, и весь народ должен был присутствовать при жертвоприношениях, которые были похожи по великолепию на пасхальные. Приносились пред Господа, но не сожигались два кислые хлеба, в благодарение за новые земные плоды. Установлен этот праздник в воспоминание законодательства на Синае, бывшего в 50-й день по выходе из Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Эти песнопения были собраны в одну книгу, по свидетельству первого синаксария Триоди Постной, Феодором и Иосифом Студитами. Однако и после них была умножаема в своем составе; например, для Недели Православия, недель второй, четвертой, пятой синаксарии и службы были составлены в XIV веке Никифором Каллистом . 4.2. Цветная Триодь Цветная Триодь содержит последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые начинаются днем Пасхи и кончаются Неделей Всех святых. Цветная Триодь называется или потому, что в некоторых ранних редакциях она излагала последования Страстной недели и Недели Ваий, а эта неделя называется Цветоносною , или потому, что начало употребления ее совпадает с началом весны, времени цветов, которые притом могут служить прекрасным символом для обозначения духовной красоты, духовной радости и изящества самих песнопений Триоди Цветной. Цветная Триодь поется вместе с Октоихом не только в воскресные, но и в будние дни. Молитвословия Октоиха включены в Цветную Триодь по порядку гласов. Во время пения Цветной Триоди воскресным и прочим дням недели указываются одни и те же главы для всех дней годового круга. Гласы для пения, равно как и самые молитвословия Октоиха, назначены в Цветной Триоди следующим образом: в пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас. В первый день Пасхи положены песнопения первого гласа, в Светлый понедельник полагаются в Триоди песнопения Октоиха второго гласа, в Светлый вторник – третьего гласа, в Светлую среду – четвертого гласа, в Светлый четверг – пятого, в Светлую пятницу – шестого, в Светлую субботу – восьмого гласа. В Неделю апостола Фомы – первого гласа; в Неделю святых жен мироносиц – второго гласа; в Неделю о расслабленном – третьего гласа; в Неделю о самарянине – четвертого гласа; в Неделю о слепом – пятого гласа; в Неделю святых Отцев – шестого гласа; в Неделю Пятидесятницы – седьмого гласа; в Неделю Всех святых – восьмого гласа. В будние дни Цветная Триодь соединяется с песнопениями Минеи. Некоторые последования Цветной Триоди, как и Постной, печатаются отдельными изданиями.

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

У израильского народа было три важнейших праздника, когда весь народ (точнее, все мужское население Израиля) должен был явиться, как сказано в Библии, пред Лицо Господа, то есть в храм. Пока храма не было, – в скинию , такой храм, из кожи шитый. Такого не было никогда – никогда народ после Моисея не являлся пред Лицо Бога, потому они и страдали, потому на них гнев Господень и обрушивался. Первый важнейший праздник – пасха, которая праздновалась семь дней в марте. Это ветхозаветная пасха, воспоминание исхода из Египта и крови агнца, которая их спасла. Они вкушали ягненка, испеченного на огне с горькими травами, и пили особое вино. Часть этой пасхальной трапезы и совершил Иисус Христос в последние часы Свои на земле, там и совершилось установление таинства евхаристии. Отметим, что в дни празднования пасхи можно было использовать только пресный хлеб, так называемые опресноки, не имеющие закваски. Второй великий праздник еврейского народа – пятидесятница; естественно, на пятидесятый день после пасхи. Как говорят люди, которые толковали Библию и вели подсчеты, оказывается, от исхода евреев из Египта до их прихода на Синай прошло ровно пятьдесят дней. И, разумеется, в праздник пятидесятницы вспоминают о даровании Закона, о том, что на горе Синай Бог даровал им заповеди на каменных скрижалях и заключил с ними завет. Живя в палатках, они вкушали плоды нового урожая и благодарили Бога за то, что Он вспомнил о них в Египте, привел их через пустыню в землю обетованную, где все преизобилует. Третий – праздник кущей, самый веселый у израильского народа, самый радостный: по традиции, по обрядам, записанным в Библии, люди должны были тогда танцевать. Я упоминаю об этом специально – именно из Библии мы знаем, что одним из элементов богослужения были танцы. Стало быть, сам по себе танец не бесовское изобретение, как иногда принято считать. Скорее можно говорить, что бес извратил танец и сделал так, что через него человек разрушает свою душу, свое общение с Богом, но по изначальному замыслу танец помогал выразить свои чувства перед Богом, сблизиться с Ним: мы знаем – когда царь Давид переносил ковчег в свою столицу Иерусалим, он не мог иначе выразить свое чувство Богу, как танцем. Он был почтен Богом именно за то, что смирился и плясал перед Богом – в танце как таковом нет греха, важен мотив, цель, которую человек преследует.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/15

553 Разрешение ночных пасхальных богослужений 22 и 24 апреля с. г. в действующих церквях освобожденных местностей Ворошиловградской, Харьковской и Сталинской областей вызвало положительные реагирования со стороны духовенства и верующих. Во многих церквах гор. Ворошиловграда и других мест по инициативе духовенства и верующих был организован сбор подарков и средств на подарки для фронтовиков и раненых, находящихся на излечении в местных госпиталях. Так, например, по двум церквям гор. Ворошиловграда собрано 1500 посылок, которые направлены фронтовикам. В церкви гор. Купянска за один день собрано 5000 руб. деньгами и много продуктовых посылок. Сборы продуктовых посылок и средств на посылки фронтовикам были организованы также в церквях освобожденных от противника городов и сел Харьковской и Сталинской областей. В целом ряде церквей священнослужители выступали с патриотическими проповедями, которые вызвали среди верующих много положительных толкований. В своих проповедях духовенство призывало верующих оказывать всемерную помощь Красной Армии, чем способствовать скорейшему разгрому гитлеровцев. В ряде мест такие проповеди оказали определенное влияние, и подавляющее большинство верующих, особенно женщины, праздновали только первый день пасхи, на второй и последующие пасхальные дни работали на полевых работах и по возведению оборонительных сооружений. Приводим отдельные реагирования, положительно оценивающие разрешение ночных пасхальных богослужений. Кондратенко Анна Григорьевна, жена железнодорожного рабочего г. Красного Лимана 25.IV – 43 г. говорила: «...Спасибо Советской власти, что разрешила ночные богослужения. Мы помолимся за всех наших воинов, которые гонят гитлеровцев с нашей земли». Ситник Даниил Степанович, житель села Терны Краснолиманского района, Сталинской области, говорил: «...Правительство учло запросы верующих и разрешило ночные богослужения на пасху. Все мы очень довольны этим. Надо молиться богу, чтобы наши соколы скорее изгнали гитлеровскую нечисть из пределов нашей родины».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010