В практике Восточной церкви сложились следующие типы богослужебных книг. Октоих (’Οκτηχος – Осмогласник) – сборник, содержащий в Русской церкви изменяемые богослужебные тексты седмичного круга, т.е. на каждый день недели, собранные в восемь разделов – по восьми гласам, т.е. специальным напевам для разного типа стихотворных произведений, входящих в службы 101 . Каждое последование Октоиха содержит для седмичных дней (с понедельника по субботу) молитвословия и песнопения вечерни, повечерия, утрени и литургии, а для недель 102 , кроме того, малой вечерни и полунощницы. Семь таких служб, иначе – восследований, которые принадлежат семи дням седмицы и поются в продолжение седмицы одним напевом, составляют глас. Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. По воскресеньям оно начинается с воскресного дня, который следует за Неделей всех святых, и продолжается до пятой недели Великого поста включительно. Минеи (μηναος – месячный, одномесячный, длящийся месяц) – сборники, обслуживающие ежедневные богослужения годового круга. Существует несколько видов богослужебных миней: месячные минеи – 12 сборников, по числу месяцев в году, которые содержат службы святым и праздникам, приходящимся на каждый день календарного месяца; Праздничная минея (русскими справщиками называемая также Анфологион, Трефологий и Трефолой) – содержит службы избранным праздникам по календарным дням; Общая минея – содержит «типовые» службы пророку, апостолу, нескольким апостолам, святителю, нескольким святителям и др.; Минея общая с праздничной – объединение двух предыдущих типов книг в одном издании. Минея четия (Минологий, Μηνολγιον) представляет собой жития святых, собранные в календарной последовательности, которые можно читать за ежедневным богослужением. Триодь (от греч. τρς – три и δ – песнь) – книга, обслуживающая богослужения, связанные с Пасхальным циклом. Триодь содержит изменяемые богослужебные тексты (включая трипеснцы – трипесенные каноны), связанные с периодом Великого поста, от Недели о мытаре и фарисее и до Великой субботы (Триодь постная), и периодом Пятидесятницы, от дня Пасхи до второй Недели по Пятидесятнице (греческий Пентикостарион или, в русской практике, Триодь цветная). (В дониконовских и старообрядческих изданиях Триодь постная закачивается вместе с Четыредесятницей, а Триодь цветная начинается с Лазаревой субботы.) Триодь содержит также синаксарии 103 – специально для нее составленные в XIV в. Никифором Каллистом Ксанфопулом очерки богословского и нравоучительного характера, которые полагается читать на некоторых богослужениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См. 63 и др.). 327 Для примера приведем первые темы: «воскресение Спасителя есть источник наших радостей», «каждый должен желать такой же кончины, какой удостоился прав. Симеон», «в чем состояло Благовещение Пр. Богородице?» и т. д. 328 1-е «слово в нед. 26 по Пятид., – о том, что значит в Бога богатеть», 2-е «слово на второй день праздн. Рожд. Хр., – «о любви к миру», 3-е «слово в день Св. Пасхи», 4-е «слово в великий пяток»... 329 Эта особенность обращает невольно внимание читателя в виду разности заголовков отдела:, в курсе 5 кл.: «подробные конспекты проповедей и планы для них» (154 стр.), а в 6-м то же, но с прибавлением слов: «с указанием самих авторов проповедей» (280 стр.). С другой стороны, способ изложения планов в некоторых случаях говорит за труд самого автора, напр. «из взятого в основание текста ( 2Фес.1:12 ) вывести в предложении мысль... В разделении указать вопросы... (159 стр.); но в то же время приводятся и планы поучений известных, хотя и неуказываемых авторов, напр. «в неделю 19-ю по пятид., – о (противл.!) злопамятстве» (Ibid.), – из поучения Путятина на ту же нед. на текст: «любите враги ваша» (Поторж., 616–618 стр.). 331 В «Опыте» механическое введение уставных чтений в курсе Гомилетики тем более странно, что здесь есть особые рассуждения о значении круга церковного года (См. выше, стр. 9-я). 334 Быть может, г. Чепик надеялся заменить такую систематизацию материала «примечаниями» о требованиях от курса Гомилетики по жури. Уч. Ком.; но 1) не всякий заметит эти примечания и усмотрит их не ясное отношение к курсу; 2) эти «прим.» могут оказать помощь лишь опытному преподавателю, который едва ли нуждается в таком «опыте». 335 Гомилетика Фаворова, 20–66 стр., которым предшествует «введение» (1–19 стр.); Опыт, 20–46 стр , ранее: «введение» (1–7 стр.,) и «общая часть Гомилетики» (8–19 стр.). 336 Литургика проходится и в 4 кл., но здесь даются лишь общие сведения по истории Богослужения; частная же Литургика, знание которой собственно и нужно для целей Гомилетики, проходится в 5 кл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ввиду предстоящей борьбы против неверных она предоставила в распоряжение обедневшему государству свои сокровища. Война началась при общем религиозном возбуждении, чего в более раннее время не было известно. Это была первая типично средневековая война, напоминающая позднейшие крестовые походы. Император лично встал во главе войска, передав на время своего отсутствия регентство над своим несовершеннолетним сыном патриарху Сергию и патрикию Бону. В этом, как, впрочем, и во многом другом, он следовал примеру императора Маврикия, который лично возглавил один из походов против аваров. Такой образ действий был в высшей степени необычным, и как некогда Маврикий, так теперь и Ираклий столкнулся поначалу с упорным сопротивлением своих советников 216 , ибо со времени Феодосия I ни один император самолично уже не отправлялся в поход. Ценой больших денежных выплат Ираклий прежде всего заключил мир с хаканом аваров (619). После этого он смог перебросить войска из Европы в Азию 217 . 5 апреля 622 г., на второй день после Пасхи, Ираклий после торжественного богослужения покинул столицу. 218 Прибыв в Малую Азию, император отправился в «области фем». 219 Здесь он собрал войско и все лето упражнял новобранцев. Ираклий уже ранее интенсивно занимался военной наукой и разработал новую тактику 220 . В византийском войске все большее значение приобретала конница, особое же значение Ираклий, как кажется, придавал легковооруженным конным лучникам 221 . Сам поход начался лишь осенью. Благодаря ловкому маневру император открыл себе путь в Армению. Это принудило персов оставить свои позиции в малоазийских горных проходах, и они потянулись за имперской армией, «как пес на цепи» 222 . Столкновение обеих армий на армянской территории закончилось блистательной победой византийцев над великим персидским полководцем Шахрваразом. Первая цель была достигнута: Малая Азия была очищена от врага. Угрожающее поведение хакана аваров потребовало затем от императора возвращения в Константинополь. Именно тогда, вероятно, были увеличены выплаты аварам и близкие родственники императора отправлены к хакану в качестве заложников 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отметим, прежде чем продолжить наше исследование, что праздник Пасхи остается вне этих классификаций. Пасха, действительно, — это праздников праздник. Ее статус, если можно так выразиться, совершенно особый. Она выше всех других праздников и дней памяти святых. Степень ее торжественности не может изменяться по произволению настоятеля; настоятель может поступать по своему изволению лишь в пределах семи выше упомянутых категорий праздников. Исключая тот случай, когда необходимо определить час для начала Божественной Литургии в странах вне Палестины (гл. 8, лист 15 об.), принцип свободного произволения настоятеля позволяет относить память святого или праздника к категории, отличной от той, какая указана для них в Месяцеслове. В самом деле, если настоятель предпочитает вместо всенощного бдения служить в воскресный день великую вечерню (гл. 7, лист 13 об.), то он низводит службу из второй категории в третью, что по смыслу есть умаление торжественности. В гл. 6, лист 13, напротив, настоятелю дозволяется увеличить торжественность службы, если он благословляет чаще, чем это указано в Типиконе, совершать всенощное бдение, то есть петь службу 4-й или 3-й категории как службу 2-й категории. Торжественность службы также увеличивается, если настоятель изволит служить всенощное бдение в субботу, несмотря на отдание гласа Октоиха, равно и тогда, когда суббота совпадает с предпразднеством или попразднеством и Типикон в этих случаях обычно предписывает службу четвертой категории (гл. 15, лист 27). Степень торжественности усугубляется и данным настоятелю правом заменять субботнюю службу Октоиха, то есть службу по усопшим, обычным богослужением (гл. 13, лист 24 об.). Однако до каких пределов может доходить это разрешение изменять степень торжественности праздников и памяти святых? Ответ на этот вопрос вытекает из приведенной выше классификации служб и из общего смысла Типикона. Настоятель не может править службу празднику или памяти святых с тем чинопоследованием песнопений и с той торжественностью, какие положены для двунадесятых Господских и Богородичных праздников первой категории. Немыслимо также перевести один из этих праздников в низшую категорию. Более того, настоятель должен строго соблюдать правила избранной им категории, определяющие состав службы и последование песнопений в том, что касается количества стихир и тропарей. Свобода выбора, которую Типикон предоставляет настоятелю, на самом деле достаточно ограничена. Настоятель, правда, может облегчить немалое число служб, переведя их в низшую категорию. Однако Типикон не дает ему права сокращать службу той категории, которую он выбрал: он должен сохранять все присущие ей особенности. Мало того, и в большинстве случаев, где в Типиконе говорится о свободном произволении настоятеля, это свободное произволение ориентировано в сторону усугубления, а не умаления торжественности памятного дня или праздника.

http://pravmir.ru/ashhe-izvolit-nastoyat...

В конце концов, Пасха превратилась в праздник, связанный с паломничеством на централизованное богослужение в Иерусалим, но после разрушения храма в 70 г. н. э. возобновилось празднование Пасхи на местах. 23:6–8. Праздник опресноков. Праздник опресноков знаменует начало сбора урожая ячменя (март-апрель). Пресный хлеб выпекался из зерна нового урожая без добавления закваски и символизировал будущий урожай наступившего года. В первый и в последний день недели, в течение которой происходило празднование и совершались жертвы всесожжения, не разрешалось работать (см. коммент. к Исх. 12:14–20 ). 23:10–14. Возношение снопа. С праздником урожая связано принесение «начатков» священнику, который возносил сноп перед жертвенником Господа. Это движение привлекало внимание Бога к жертве и означало, что все приносимое в жертву происходит от Бога и принадлежит Богу. Кроме того, этот обряд санкционировал использование остатка урожая народом (см. коммент. к 7:28–38). 23:12,13. Всесожжение, хлебное приношение и возлияние. Агнец, пшеничная мука и вино представляют основные продукты сельского хозяйства Израиля (иногда вино заменяется или дополняется оливковым маслом; см.: 2:1; Чис. 15:4–7 ). Сочетая эти продукты в жертвоприношении, израильтяне надеялись, что Бог благословит их усилия по разведению скота и возделыванию земли. Приятное благоухание привлекает внимание Яхве (см. жертвоприношение Ноя в Быт. 8:20,21 ) и характеризует этот ритуал как акт благодарения, – а не кормления богов, как в религиях Месопотамии и Египта. 23:15–22. Праздник седмиц. Второй из трех основных праздников урожая, наступающий через семь недель после принесения начатков ( Исх. 34:22 ; Втор. 16:9–12 ), известен также под названием Пятидесятницы ( Исх. 23:16 ). В цикле земледельческих работ она знаменует завершение жатвы пшеницы и традиционно ассоциируется с дарованием закона на Синае, обновлением завета и паломничеством. Ее празднование включает принесение двух хлебов возношения, всесожжение животных (семи агнцев, одного тельца и двух овнов) и жертву возлияния в благодарность за добрый урожай.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Здесь можно мимоходом напомнить, что еврейские религиозные события исчисляются по лунному календарю. Первым месяцем года у евреев это – Нисан. Он соответствует нашему концу Марта или началу Апреля. Ав же, это – пятый месяц еврейского календаря (по нашему календарю приходящийся в начале августа). Принятый на западе календарь является солнечным. Он не совпадает из года в год с теми же числами лунного календаря, но испытывает колебания плюс или минус несколько недель. Так как воскресение Господа Иисуса Христа произошло в дни еврейской Пасхи (празднуемой в середине месяца Нисана), то и христианская Пасха исчисляется по лунному календарю и поэтому в разные годы приходится на разные числа. 9-го Ав-а является днем скорби для евреев, так как в этот день вспоминается первое и второе разрушение Иерусалимского храма. Эти разрушения храма являются великим горем для еврейского народа. В то время, как христиане могут строить свои храмы всюду, где есть необходимость, ветхозаветный закон разрешал евреям иметь только один храм в указанном Богом месте – в Иерусалиме. Первый ветхозаветный храм был построен царем Соломоном за 950 лет до Р. Хр. Этот храм был самым великолепным и богато украшенным зданием своего времени. Он был настоящим шедевром архитектуры. Соломонов храм разрушил вавилонский царь Навуходоносор 9-го Ав-а в 586 году до Р. Хр. Вернувшись из вавилонского плена семьдесят лет спустя, евреи на месте разрушенного храма, построили новый храм, но не такой величественный и не столь богато украшенный, как Соломонов храм. И вот, этот второй храм, в котором молился Господь Иисус Христос, тоже оказался разрушенным, на этот раз римскими легионами под командованием полководца Тита в 70 году по Р. Хр. – и опять же 9-го АВ-а! Господь Иисус Христос предсказал со многими подробностями разрушение второго Иерусалимского храма и самого города Иерусалима, объясняя, что «не оставят (разорители) в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего» ( Лк 19:44 ). Историки обратили внимание на это роковое совпадение дат разрушения двух Иерусалимских храмов. Евреи же строго постятся 9-го АВ-а, в воспоминание столь печальных событий. Ведь у евреев Иерусалимский храм имел не только религиозное но и национальное значение. Храм был средоточием жизни всего народа. В нем отмечались все важнейшие национальные праздники. Храм объединял еврейские племена (колена) в один народ и был местом присутствия Иеговы среди избранного народа. Мессия, по чаяниям евреев, должен был воссесть и объявить себя в Иерусалимском храме. И вот храма больше нет! Синагоги – это не храмы, а молитвенные дома, в них нельзя совершать настоящих богослужений, предписанных законом Моисея. Разрушение храма означает в глазах правоверных евреев то, что Бог прогневался на Свой народ, отверг их жертвы и приношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Вот и родной Владимирский храм, в который мы ходили до отъезда в Гонконг. Те же иконы, те же старинные оконца, тот же знакомый с юности запах старого камня и ладана. Все, как в те счастливые времена, когда все были здоровы. Только я уже на 10 лет старше. И люди вокруг заметно повзрослели… Началась служба. И от каждого текста, от каждой мысли богослужения хотелось плакать. Но не от своего горя, а от того, что каждое слово, казалось, проникает вглубь и укладывается там на свое место. И каждое – так кстати! Как долгожданный гость, которого давно не видел и, вот, он приехал, и ты узнаешь любимые черты. Наверно, так Господь принимает души умерших? Фото: rom-blagochinie1.ortox.ru Папу вскоре выписали из больницы, потому что дальнейшее лечение не имело смысла. Дома, в родных стенах, ему стало настолько лучше, что на очередное обследование он ехал за рулем сам. Я улетела в Гонконг, и мы каждый день подолгу говорили по телефону. До самой его смерти за 10 дней до Пасхи… Та зима и то Рождество запомнились мне как одни из самых светлых моментов жизни. Кому-то может показаться диким сочетание слов “свет”, “радость” и “болезнь”, “смерть” . Но есть какая-то особая, другая, неземная радость в том, что Бог дает тебе возможность проститься с любимым человеком. Между вами уже нет ежедневной шелухи – а только главное, только самая суть. Только чистая любовь, в которой так много неземного света, что печаль, хоть и остается навсегда, но отходит на второй план. А любовь так сильна, что ощущается почти физически. Это – как две стороны каната: потянешь за одну, и другая отзовется.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 7 января, 2022 7 января, 2022 6 января, 2022

http://pravmir.ru/o-rozhdestve-svetloy-r...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Ходят ли на Пасху на кладбище? К сожалению, люди, далекие от церковной жизни, далекие от внутреннего смысла, которым Церковь насыщена, совсем не понимают, что Пасха длится 40 дней. Для них Пасха — это только одно воскресенье. Они не знают, что Радоница — это тоже Пасха. И поэтому эти люди идут на кладбище в это самое пасхальное воскресение, потому что знают, что на Пасху принято ходить на кладбище. Ничего в этом нет предосудительного. Просто люди, не знают, не понимают смысла праздника 23.04.2019 Хотя нет строго запрета на посещение кладбища ни в какой день года, на Пасху все же поминать усопших не принято. Это день великой радости о Воскресении, и все внимание сосредоточено вокруг нее. Это не значит, что в праздничный период не нужно заботиться об умерших, и в Церкви молитва о них продолжается. Но для отдельного поминовения усопших вскоре после Пасхи есть специальный день — Радоница. 22.04.2019 Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище? Отвечает игумен Хризостом (Елисеев) 22.04.2016 Можно ли на Пасху ходить на кладбище? Отвечает игумен Хризостом (Елисеев): 22.04.2016 Почему мы не можем прийти на кладбище раньше? Дело в том, что Светлому празднику Пасхи предшествовал Великий пост, во время которого поминовения усопших за богослужением совершались только на субботних и воскресных службах. И чтобы не лишать умерших ежедневного поминовения за Литургией, Церковь установила дни особого моления за них – субботы второй, третьей и четвёртой недель поста. После Пасхи же первым днём, когда служатся панихиды об умерших, является Радоница. 19.04.2016 Никакой пользы от того, что вы придёте на кладбище в день Пасхи, не будет. В этот день нужно прославлять Господа, радоваться Его Воскресению и победе над смертью. Более благоразумном было бы прийти на кладбище именно на Радоницу, чтобы там отслужить панихиду и помолиться о своих умерших родственниках. 19.04.2016 Почему же не стоит идти кладбище на Пасху? Дело в том, что Светлому празднику Пасхи предшествовал Великий пост, во время которого поминовения усопших за богослужением совершались только на субботних и воскресных службах. И чтобы не лишать умерших ежедневного поминовения за Литургией, Церковь установила дни особого моления за них – субботы второй, третьей и четвёртой недель поста. После Пасхи же первым днём, когда служатся панихиды об умерших, является Радоница. 19.04.2016 Когда ходят на кладбище после Пасхи? Когда ходят на кладбище после Пасхи? Отвечает священник Алексей Алексеев Традиционно на кладбище после Пасхи ходят на Радоницу. Это день особого поминовения усопших, который совершается во вторник после пасхальной недели (9 день после Пасхи). 18.04.2016 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/tag/na-kladbishhe-na-pash...

Но как обновление явления воскресения Христова было особенно ради Фомы, который при сем явлении осязал и раны Воскресшего, то осьмый день по Пасхе называется неделею Фоминою или по просторечию – Фоминым воскресением. Непосредственно же следуя за неделею Пасхи, неделя Фомина или новая издревле составляет заключение светлого торжества 535 особенно для новокрещенных. Проводя торжество Пасхи, по духу заповедей Апостольских 536 , и по 66 правилу Вселенского Собора, во псалмех и пениих и песнех духовных, Православная Церковь постановила оканчивать это торжество в Фомину неделю. Почему неделя Фомина называется осьмым днем Пасхи. Олагшенные, приняв древле в навечерие Пасхи таинства св. Крещения и Миропомазания, облекались в белые одежды – знамения чистоты и невинности, и носили их, по уставу, в продолжение седми дней Пасхи. В неделю Фомину, как в последний день установленного празднования по принятии Крещения, новопосвященные или новокрещенные омывали на теле своем священное миро и торжественно слагали с себя во храме белые одежды, в которые они облекались по св. купели. Отчего неделя Фомина называется также и воскресением в Белых 537 . Блаженный Августин в 86 беседе (de diversis) говорит в неделю Фомину: «сегодняшним празднеством оканчивается пасхальное торжество. Сегодня одежда новопросвещенных переменяется, впрочем так, что белизна, которая отлагалась с одеждою, всегда сохранялась в душе». Начало празднования недели Антипасхи относится к первым временам христианства, как видно из постановлений Апостольских, писания св. Григория Богослова , бл. Августина и из правил соборных. Богослужение ее Хотя неделя Фомина есть неделя обновления празднования воскресения Христова, но в Уставе сказано: «в сей святой второй недели Антипасхи не поется воскресная, но вся праздника». Непоются, наприм., на вечерне после входа, известные стихиры Пасхи (с припевами: да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и проч.), – как поются оне в следующие недели до Вознесения; на утрени не поется канон Пасхи, который повторяется в недели следующие. Не поются конечно для того, чтобы сделать виднее, поставить ближе пред очи верующих предмет настоящего празднества, который сам по себе есть превосходное свидетельство того же воскресения, которое торжествовали мы в продолжение всей пасхальной седмицы. Событие, ныне воспоминаемое, совершилось уже по прошествии пасхальной седмицы; почему надлежало посвятить ему особенные песни, как весьма важному и спасительному для всех и отложить на время песни Пасхи, коими прославляются большею частью события первого для воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Календарь: от Пасхи до Вознесения 2 мин., 20.02.2024 Празднование Воскресения Христова в Церкви не заканчивается вечером праздника Пасхи. Целых шесть недель Церковь во время богослужений вспоминает главное событие человечества. Как именно она это делает и что происходит в это время в храме — в нашем календаре. 5 мая. Пасха  Пасха, Воскресение Иисуса Христа — главный христианский праздник.  5 – 11 мая. Светлая седмица Первая неделя после Пасхи называется Светлой седмицей. В ней нет поста в среду и пятницу, каждый день в храмах совершается торжественное богослужение по пасхальному чину с крестным ходом вокруг храма. В субботу Светлой седмицы верующим раздается артос — особый хлеб, который освящается на Пасху. По традиции во многих храмах всю неделю звонят в колокола (может звонить любой желающий). 12 мая. Антипасха. Неделя апостола Фомы Антипасха (от греч. ντιπασχα — вместо Пасхи) — обновление праздника Пасхи. Христос второй раз явился своим ученикам после Воскресения. На литургии читается отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин 20:19–31), где рассказывается, как апостол Фома, не присутствовавший при первом явлении апостолам воскресшего Спасителя, уверился в чуде, прикоснувшись к ранам на теле Христа. 14 мая — Радоница Это первое поминовение усопших после Пасхи. В этот день принято ходить на кладбище к могилам близких и совершать панихиды. В этот день живые делятся радостью о воскресшем Христе с мертвыми, поэтому он и называется «Радоница». 19 мая. Неделя Жен Мироносиц  В воскресенье вспоминаются святые женщины, которые пришли к гробу Христа, чтобы по иудейской традиции помазать тело покойника ароматными маслами. Но там они обнаружили ангела, который и рассказал им о Воскресении Христа. Мироносицы были первыми, кто узнал о чуде. В этот день принято поздравлять православных женщин. 29 мая. Неделя о расслабленном  Церковь вспоминает чудо, которое совершил Христос: исцелил «расслабленного», то есть парализованного человека (Ин 5:1–16).  29 мая — преполовение Пятидесятницы

http://foma.ru/kalendar-ot-pashi-do-vozn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010