Подвижнический путь преп. Иоанна Дамаскина (ок. 680–780) к вершинам песнотворчества был нелегок, полон суровых испытаний, которые св. Иоанн претерпевал со свойственными ему кротостью и смирением, за что не раз был удостоен чудесных даров от Господа и Пресвятой Богоматери. Из Жития преподобного известно, что когда Иоанн как простой послушник пришел в Лавру Саввы Освященного, духовник запретил ему писать и наставлял его забыть все мирские науки, воспитывая в нем дух послушания и смирения. Когда св. Иоанн нарушил запрет, написав для погребения одного из иноков надгробные тропари «Кая житейская сладость», «Плачу и рыдаю», старец наложил на него епнтимию (церковное наказание). Через несколько дней в ночном видении старцу явилась Пресвятая Богородица и сказала «Зачем ты заградил источник могущий источать сладкую и изобильную воду?». И только после заступничества Богоматери в возрасте около 60 лет преподобный Иоанн начал беспрепятственно писать церковные песнопения и духовные книги, из которых особенно известны «О ересях», «О правой вере и о воплощении Предвечного Слова», «Точное изложение Православной веры». Им были написаны около 64 канонов, в том числе канон на Рождество Христово, Богоявление, Вознесение, пасхальная служба, большая часть песнопений Октоиха. Как творец осмогласия преп. Иоанн Дамаскин как бы свел воедино коллективное творчество многих поколений отдельных народов и целых культур приведя все это к подлинному совершенству. Итак, что же такое система осмогласия? Это совокупность групп богослужебных текстов различных гимнографических форм, записанных в книге Октоих с присущими им мелодическими напевами. Таких групп текстов всего восемь (число, символизирующее вечность) и их циклическое последование происходит на протяжении всего церковного года, организуя тем самым не только богослужебно-певческий чин, но и направляя и систематизируя жизнь каждого христианина в целом. Началу установления осмогласия как понятия календарного положил обычай ранней христианской Церкви в каждый из дней праздника Пасхи исполнять песнопения на особый напев или глас. Восьмидневный цикл напевов вскоре был распространен на восемь недель от первого дня Пасхи до первой недели по Пятидесятнице. Позднее весь восьминедельный цикл стали повторять в течение всего года до новой Пасхи. Таким образом, основой осмогласного циклического последования стал восьминедельный осмогласный столп, представляющий собой круг чередования всех восьми гласов, каждый из которых господствует целую седмицу, начиная с Воскресной Вечерни и заканчивая девятым часом последующей субботы. Столповое последование начинается первым гласом во вторую неделю (воскресный день) по Пятидесятнице. В течение года проходит смена около шести гласовых столпов (в зависимости от времени наступления подвижного годового круга богослуженийПасхалии).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

даров, именно – диакон приглашает молиться «о принесенном Господу Богу даре, яко да иже благий Бог приимет его... в пренебесный жертвенник, в воню благоухания». В следующей потом молитве епископ просит Бога, чтобы Он освятил тело и душу предстоящих, очистив их от всякия скверны, сподобил «улучить предлежащия блага», т. е. неосужденно причаститься св. тайн Христовых. Диакон говорит затем: «вонмем»; епископ: «един свят, един Господь, един Иисус Христос , в славу Бога Отца, благословен во веки. Аминь. Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. Осанна Сыну Давидову: благословен грядый во имя Господне. Бог Господь и явися нам: осанна в вышних». – Начинается причащение св. тайн. Сперва причащается сам епископ; за ним пресвитеры и прочие клирики по чину, и наконец народ. Епископ преподает тело Христово, а диакон кровь Христову из чаши. Во время причащения поется 33-й псалом. По окончании причащения и псалмопения диакон возносит краткое благодарение ко Христу, сподобляющему нас причастия св. Его таин. Все священнодействие заключается двумя молитвами епископа, из которых в первой он благодарит Бога за причащение св. таин и испрашивает благоденствия для всех людей, во второй просит Божия благословения на всех предстоящих. Диакон делает обыкновенный отпуст: «отыдите в мире». В апостольских постановлениях молитваГосподня ставится на первом плане, как важнейшая. Эту молитву предписывают они читать каждому три раза в день 75 . В постановлениях апостольских находим разные предписания касательно праздников . Предписывается праздновать субботу (в смысле христианском), день воскресный, день рождества Господня, Богоявление, праздник Пасхи, Вознесения Господня и Пятидесятницы. Рождество Христово повелевается праздновать 25-го декабря; Богоявление – 6-го января; Пасху – в первый воскресный день после весеннего равноденствия, но отнюдь не в одно время с иудейской пасхой. Через сорок дней после Пасхи – в четверток – предписывается праздновать Вознесение, а чрез пятьдесят дней – Пятидесятницу 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   14 липня 2008 р. 11:37 14 июля память святых мучеников, чудотворцев и бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших [Стаття] Святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан родные братья, родом из Рима, врачи по профессии, приняли мученическую кончину в Риме при императоре Карине (283-284). Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они вели строгую, целомудренную жизнь и были удостоены от Бога благодатного дара исцеления болезней. Своим добрым и бескорыстным отношением к людям, соединенным с исключительным милосердием, братья многих обращали ко Христу. 16 червня 2008 р. 12:25 16 июня День Святого Духа [Стаття] В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим. 5 травня 2008 р. 11:59 Радоница день особого поминовения усопших [Стаття] Во вторник второй недели по Пасхе (в 2008-м году 6 мая), которая называется неделей Фомы, Православная Церковь отмечает Радоницу день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. 18 2008 р. 14:19 О Лазаревой субботе [Стаття] С субботы шестой недели Великого поста до Пасхи богослужения Православной Церкви посвящены событиям, предварявшим спасительные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа, самим Его страданиям и смерти. 8 лютого 2008 р. 12:33 8 февраля — день памяти святого благоверного царя Давида IV Строителя [Стаття] Сегодня отмечается память блаженной кончины одного из наиболее почитаемых грузинских святых — святого благоверного царя Давида IV Строителя, крупного государственного деятеля, способствовавшего объединению грузинских княжеств в единое централизованное государство.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Как образчик излишней подробности при определениях и описаниях мы укажем на стр. 89. Здесь автор так описывает особенности праздника Пятидесятницы: «Праздник Пятидесятницы Церковь празднует в пятидесятый день после Пасхи и посвящает его воспоминанию о сошествии Св. Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресенья Христова. Это праздник – двухдневный. Первый день называется Троицыным днем, второй Духовым днем. В Троицын день, тотчас после литургии, совершается вечерня, на которой читаются с коленопреклонением три молитвы св. Василия Великого , в которых слышится мольба к Господу о прощении грехов людей ради страданий и смерти Иисуса Христа, о ниспослании им Духа Святого и упокоении умерших. В песнях этого дня верующие прославляют Христа, ниспославшего на апостолов Духа Святого, с помощью которого они (?) обратили ко Христу весь мир. В благодарность Господу, что Он снова послал весну и оживил природу, мы в этот день стоим в храме с зеленью и цветами, равно украшаем зеленью дома и храмы». Эта выдержка дает читателям ясное понятие о языке и об изложении настоящего руководства. Но мы привели эту тираду в подтверждение той мысли, что излишняя простота и стремление к точности вредят иногда правильности и чистоте русской речи. Здесь мы видим в одном периоде выражения: «праздник» «празднует», «в пятидесятый день после Пасхи» и «в пятидесятый день после воскресения Христова», и другие подобные шероховатости и погрешности против русской грамматики, интересы которой должны преследовать с особенною настойчивостью всякого рода руководства. На учебных руководствах особенно в средних учебных заведениях ученики вырабатывают свой, так сказать, литературный язык, их оборотами н особенностями стилистики весьма нередко они пишут разного рода «задачки» и «упражнения», пока, наконец, не освободятся от подавляющего влияния печатных авторитетов и не выработают своей собственной манеры излагать на бумаге свои мысли. Поэтому и о. Соколову нельзя не поставить на вид этого невидимому ничтожного обстоятельства 1 с точки зрения законоучителя, который стремится главным образом к тому, чтобы его питомцы усвоили все им преподаваемое и необходимое для нравственно-религиозного образования юношей, но не о том, чтобы у его учеников не страдали грамматические познания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Приписка к Боровлянскому приходу. Строительство нового храма С 1865 года слобода вошла в состав прихода Никольского храма села Боровлянского , а местная церковь получила статус приписной. К началу 1860-х годов Тебенякский храм представлял собой обшитое снаружи тесом здание без всякого фундамента с колокольней , алтарем и папертью , обнесенное деревянной решетчатой оградой. Церковь была покрыта ветхой тесовой крышей, которая во время дождей протекала. К началу 1870-х годов она пришла в полную ветхость, пол в алтаре покосился на северную сторону. В 1872 году прихожане подали прошение о разрешении им собирать пожертвования на ремонт церкви, но епархиальное начальство посчитало, что им лучше не поправлять ее, а построить из этого материала одну пространную часовню. Поэтому в просьбе им, видимо, было отказано. С припиской церкви к Боровлянскому приходу богослужения в ней стали нерегулярными и совершались во второй день Святой Пасхи, в день Пятидесятницы, во второй день Рождества Христова, в день Богоявления Господня, в день Сретения Господня, в две недели Великого поста и по желанию прихожан в некоторые другие дни. Со временем богослужения эти по нерадению прихожан проводились все реже, а потом в силу указа Тобольской духовной консистории от 18 марта 1897 года и вовсе прекратились по причине колебания престола . В 1899 году старая церковь была полностью разобрана. В начале 1905 года Тебенякское сельское общество приговором своим постановило передать лес от прежнего храма основанной в это время близ села Рафайловского женской общине . Указом Тобольской духовной консистории от 14 марта 1905 года епархиальное начальство уведомило, что для передачи этих материалов препятствий не имеется, но с тем, чтобы был передан только тот лес, который останется от приспособления имеющегося у прихожан дома для Тебенякской школы грамоты, и чтобы лес этот был употреблен Рафайловской общиной только на постройку храма. В 1892 году крестьяне села Тебенякского подали прошение о разрешении на возобновление их ветхого древнего храма, дабы навсегда увековечить память о нем перед потомством. Разрешение епархиального начальства вскоре было получено, и начался сбор средств. Новая церковь была заложена на месте разобранной старой 19 сентября 1899 года. Строилась она иждивением прихожан при помощи пожертвований по плану и фасаду, утвержденным Строительным отделением Тобольского губернского правления. Постройка небольшого однопрестольного храма была окончена 2 июля 1900 года. Престол был освящен в честь Сретения Господня . Богослужения в храме совершались Боровлянским причтом по временам по просьбе прихожан.

http://drevo-info.ru/articles/13672447.h...

Отсюда двойной ритм церковной жизни: уход из этого мира в «восьмой день» Царства Божия – и возвращение в реальность и время седмицы. Отсюда и заключительный акт крещального богослужения, состоящий из обрядов, выражающих возвращение, означающих начало христианской жизни как миссии и свидетельства. Эти священнодействия совершались на восьмой день после крещения. Это означает, что начало новой жизни есть поистине возвращение, что из недр неизреченной глубины пасхального опыта, основного опыта Церкви, новокрещенным приказывается возвратиться – они посылаются в мир. Это воскресенье, первое после Пасхи, называется Новым Воскресением. Это означает, что «новый эон», начало которого явлено и положено Пасхой, остается таинственно присутствующим, реальным, ощутимым в «старом» времени мира сего, что он действительно есть сила, посредством которой Церковь и ее члены могут совершать свою задачу и миссию в мире. Начинается послепасхальное время, но оно пронизано радостью и светом Пасхи, энергией, исходящей от нее, делающей ее источником и критерием всякого поступка и самой жизни. И новокрещенные посылаются теперь во время, сотканное из напряжения и борьбы между старым – в нас, в мире и в жизни – и новым. 4. Смывание святого мира Первый обряд, приготовляющий новокрещенного к этой борьбе, открывающий борьбу как содержание христианской жизни, есть смывание с тела новокрещенного святого мира: И во осмый день паки приносят его в церковь , во еже омыти. В ранней литургической практике этому обряду предшествовало возложение епископом рук на голову нового члена Церкви, и об этом упоминается во второй молитве чинопоследования восьмого дня. Новый христианин посылается в мир, где он должен стать, как уже было сказано, свидетелем Христовым, глашатаем Царства Божьего и потому борцом против князя мира сего. Его жизнь будет насыщена постоянными опасностями и нескончаемыми искушениями. Ибо мы знаем из Евангелия, что враг, поверженный победой Христа, готовится к последней и отчаянной битве с теми, кого Христос отвоевал у него, ради того, чтобы «прельстить, если возможно, и избранных» ( Мф.24:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

После отпуста он всегда произносил слово, иногда краткое, иногда пространное, отмечая, память каких святых в этот день празднуется, какое совершалось евангельское чтение, какие требы и богослужения будут проводиться в обители. Чаще всего произносить проповедь отца Иоанна назначали, когда приезжал наш тогдашний правящий архиерей митрополит Иоанн Разумов: проповеди у батюшки были длинные – двадцать пять, иногда сорок минут, и за это время пожилой Владыка успевал отдохнуть перед причащением народа. Иногда я становился свидетелем, как отец Иоанн готовится к проповеди: заходишь к нему в келью, а он вслух читает свою будущую проповедь, весь горит, выразительно жестикулирует руками, будто произносит ее уже в храме. Нередко мы обращались к нему с просьбой дать нам написанную им проповедь, и старец никогда не отказывал. У него в специальных папочках были заготовлены проповеди на любой день: Страстная седмица, Светлая, двунадесятые праздники... Мне он дал также специальную молитву перед произнесением проповеди, теперь она всегда лежит у меня в служебнике. Готовясь к проповеди, отец Иоанн делал выписки из творений святых отцов, у него была собрана огромная духовная библиотека. Всякий раз, читая книгу, он делал пометки, примечал, к какому случаю может подойти то или иное высказывание. Таким образом им были составлены ныне изданные келейные книжицы. Отца Иоанна называли «пасхальным батюшкой» – ручейком, колокольчиком – он был преисполнен звонкой духовной радости. У нас в монастыре по окончании Светлой седмицы в воскресный день до отдания праздника Святой Пасхи на вечернем богослужении вместо второй кафизмы священнослужители традиционно читают в храме акафист Воскресению Христову, в припеве которого звучит тропарь Пасхи «Христос воскресе из мертвых...». Батюшка произносил эти слова с таким воодушевлением, что стоящие в храме невольно откликались в духовном восторге: «Воистину воскресе!». Я застал еще те времена, когда отец Иоанн читал канон на Утрене с покойным ризничим архимандритом Серафимом (Розенбергом). Батюшка читал вслух одну строку, а глазами уже просматривал следующую, чтобы правильно расставить акценты, донести верный смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Как-то ночью о. Лонгин увидел сильный свет – вроде зарева, пошел посмотреть. Свет был около келлии о. Онуфрия. Испугался о. Лонгин, подумал: не пожар ли? Пошел туда, ближе, свет стоит кругом, но нет ни огня, ни дыма. Тогда он подошел к самой двери и посмотрел в щель. Видит: стоит о. Онуфрий высоко в воздухе, весь – как в огне. На следующий день о. Онуфрий посмотрел внимательно на о. Лонгина и велел ему молчать о том, что тот видел, хотя о. Лонгин не сказал ему ни слова о виденном. Накануне своей кончины о. Онуфрий позвал о, Лонгина и сказал: «Завтра приобщусь Святых Таин и отойду”. – «Как это, – возразил о. Лонгин, – ты совсем здоров и бодр?!” Старец тогда же много ему рассказал... и о том, как учился молитве Иисусовой, и многое открыл ему. Предсказал о будущей революции, о гибели Царя, рассказал о расколе в Церкви и последствиях его – смуте и разделении в обители. Перебирая имена всех, кто был потом у кормила монастырского правления, – сказал, что «все – недостойны, один есть, но он еще слишком молод будет в те дни, и его не поставят игуменом» – и чуть ниже матушка Мария пишет: «Достойный быть игуменом, по указанию о. Онуфрия, был о. Варсонофий [Толстухин]: в дни раскола 1926 г. или, может быть, и позже он уехал в Африку (там было стечение несчастных «белых” русских беженцев), где стал организатором православной церкви. Заботился, подкреплял обездоленных русских – белых, чудесно построил храм». И далее: «Все его предсказания сбылись в полности. Отец Онуфрий, приняв Св. Тайны, мирно отошел ко Господу в указанный им самим день. Это было задолго до революции 1917 года, умер [он] 17 августа 1912 года...» Замечательно, как Господь исполнил желание о. Онуфрия – о времени, когда ему хотелось бы отойти в мир иной. Об этом сохранилось свидетельство о. Лонгина, который, будучи однажды во Всехсвятском скиту, зашел в его храм. Служба еще не начиналась, но «старец схимонах Онуфрий был уже в церкви. Вскоре пришел в церковь и отец Никита, Предтеченский пустынник – схимонах... это был второй день Пасхи. Старцы, увидев друг друга, стали любезно между собою беседовать; поэтому, чтобы не мешать их духовной беседе, ранее пришедший о. Лонгин хотел отойти от них в сторону; заметя это, старцы пожелали, чтобы и он был участником их беседы. Говорили между прочим и о своей смерти, которая скоро должна их посетить... При этом отец Никита сказал: «Я прошу у Господа, чтобы мне умереть на Пасху, это мое искреннее желание”. – «А я, – промолвил о. Онуфрий, – молю Господа и Пресвятую Богородицу, чтобы мне умереть на Успение, на первый, или на второй, или же на третий день сего дивного праздника Царицы Небесной». Старцы, поговорив с любовью о Господе, просили друг у друга святых молитв. В это время начали богослужение. И что же мы видим? Отец Никита скончался в вечер Великой Субботы. Хоронили его на третий день Святой Пасхи. А отец Онуфрий скончался 17 по нов. ст.] августа [то есть на третий день Успения Божией Матери], а погребен 19 августа, на попразднство Успения...»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По ходу службы антидор (см. отдел IV.42) раздается верующим при пении 33-го псалма. Практически, в это время потребляются Св. Дары (диаконом или священником, если он служит сам), а антидор раздается мирянам после отпуста, который, по сему случаю, произносится без креста, как это обычно бывает на литургиях св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого. После благодарственных молитв читается тропарь свят. Григорию Двоеслову: «Яко от Бога свыше Божественную благодать восприем». В некоторых служебниках, вместо сего тропаря указывается общий тропарь святителям: «Правило веры и образ кротости». Священник или диакон, потребляющий св. Дары, должен проявить внимание к вымытию теплой водой Дискоса, в виду того, что на нем лежал св. Агнец, напоенный Кровью Христовой. Вода с Дискоса сливается в Чашу, а затем уже Потир высушивается дочиста. Разные богослужения и пояснения Особенности Воскресных Богослужений всего года Общие понятия Церковный богослужебный год, относительно счета недель, начинается днем Светлого Христова Воскресения и разделяется на ТРИ КРУГА. Первый круг заключает в себе восемь недель (на церковнославянском языке неделя — воскресный день), от Пасхи до Пятидесятницы. Второй круг заключает в себе тридцать две недели, начиная с недели Всех Святых до недели о Закхее включительно. Третий круг заключает в себе десять недель, от недели Мытаря и Фарисея до Пасхи. Церковный год начинается 1го сентября по старому стилю (Церковное Новолетие). К понятию о недельных кругах необходимо добавить, что в первом круге дни седмиц начинаются воскресными днями и оканчиваются субботою, во втором и третьем — понедельниками и оканчиваются воскресеньем, за исключением Страстной седмицы, оканчивающейся субботою. В Церковном Уставе неподвижные дни года разделяются на дни праздничные: на праздники великие, на праздники средние двух родов и на праздники малые двух родов. Более подробные пояснения о церковных праздниках дадим ниже. В течение всего года Церковь пользуется рядом богослужебных книг, в зависимости от времени года. Так, богослужения первого круга служатся по книге, которая носит название «Триодь Цветная» («Пентикостарион»), второй круг служится по книге «Осмогласник» («Октоих»), третий круг служится по книге «Трипеснец или Триодь Постная» («Триодион»). В то же время все эти службы связаны между собою праздниками Господскими, Богородичными и святых, которые содержатся в двенадцати книгах «Минеи Месячной» («Анфологион»), по одной книге на каждый месяц года, и «Минеи Общей».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Четвертая Неделя – о расслабленном. В эту Неделю Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного Иисусом Христом во второй год Его евангельской проповеди , в день иудейской Пятидесятницы. В среду 4-й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы. В этот день воспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в Преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре Преполовения: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, Источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе». Вся служба Преполовения совершается по Триоди. Накануне праздника совершается великая вечерня. Но стихословится не «Блажен муж...», а рядовая кафизма; бывает вход с кадилом и читаются три паремии. На утрени полиелея нет. Канон – Триоди, но не Пасхи. Катавасия: «Море огустил еси...». «Честнейшую...» не поется, после 8-й песни – сразу ирмос 9-й песни. Поется великое славословие. На литургии вместо «Достойно» поется ирмос: «Чужде матерем девство...». После литургии бывает по обычаю водоосвящение в воспоминание Божественного учения о живой воде Св. Духа. Преполовение празднуется 8 дней. Отдание в среду 5-й седмицы. В отдание на литургии поется Задостойник: «Чужде матерем девство...». В дни между Преполовением и его отданием – Задостойник Пасхи: «Ангел вопияше...», «Светися, светися...». Пятая Неделя – о самаряныне. В эту Неделю Святая Церковь воспоминает евангельскую беседу Господа Иисуса Христа с женщиной – самарянкой (Евангелие на утрени – от Ин., зач. 63). Служба Недели о самаряныне поется четыре дня: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник же и вторник – служба попразднства Преполовения, в среду – отдание его. Шестая Неделя – о слепом. В эту Неделю воспоминается дарование Христом Спасителем зрения слепорожденному в Иерусалиме в третий год Его общественного служения, в праздник обновления храма (Мф., зач. 67).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010