И мы будем хранить веру в Христа распятого, веру же не на словах только, но свидетельствуемую самой жизнью… Ибо нет в мире ничего сильнее веры. Вера помогает человеку переносить тяжелые скорби; вера давала силы мученикам переносить их страдания; вера и только вера в Бога давала то, что апостолы – простые, необразованные рыбаки, привели ко Христу народы и царства…» В 1933 году безбожники захватили Петропавловский храм и устроили в нем склад зерна, разрешив священнику служить в церковной сторожке. В это время по слабости здоровья и от того, что пришлось пережить в связи с разорением храма, отец Михаил стал тяжело болеть. В 1935 году на Страстной седмице к алтарнику Петропавловского храма пришел некий человек иудейской наружности и попросил проводить его в сторожку к священнику, чтобы забрать у того церковные ценности. Отец Михаил ничего ему не дал и сказал: «Уйди, мне надо готовиться к службе». Тогда пришедший набросился на священника и, жестоко его избив, ушел. В Великую Среду отец Михаил с трудом отслужил литургию Преждеосвященных Даров, чувствуя себя тяжело больным. Вечером он отслужил утреню с чтением двенадцати Евангелий: все Евангелия читал стоя, но в промежутках ему приходилось садиться. В Великую Пятницу священник с утра исповедовал, но, когда по обычаю должен быть вынос плащаницы, ему пришлось лечь в постель. В Великую Субботу протоиерей Михаил отслужил литургию, затем освящал пасхи. Пасхальную утреню он отслужил с большим трудом, литургию уже служить не смог и отслужил обедницу и, лежа в постели, подавал возгласы. Народа на службу собралось так много, что сторожка не могла вместить всех пришедших, и были открыты все окна, чтобы богослужение могли слышать оставшиеся снаружи. Великую вечерню в первый день Пасхи он служил, уже не вставая с постели; на второй день Пасхи он также отслужил обедницу, не имея возможности встать. В этот день он послал за священником в соседний приход, исповедовался и соборовался. На следующий день он с семи часов утра уже мог говорить только отдельные слова. Супруга отца Михаила и приехавший священник читали акафист Пресвятой Богородице и Евангелие. Протоиерей Михаил Новицкий скончался от перенесенных побоев на третий день Пасхи в третьем часу пополудни 30 апреля 1935 года и был погребен на приходском кладбище в местечке Узда.

http://fond.ru/kalendar/382/mihail/

Не нужно смущаться и тем, что верующих считают людьми отсталыми, мало образованными, даже темными. Не теперь это началось. Апостол Павел пишет коринфским христианам: “Иудеи требуют чуда, эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого и не смущаемся тем, что для иудеев это соблазн, для эллинов же безумие”. Но, продолжает он, “даже безумное Божие мудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков”. И мы будем хранить веру в Христа распятого, веру же не на словах только, но свидетельствуемую самой жизнью... Ибо нет в мире ничего сильнее веры. Вера помогает человеку переносить тяжелые скорби; вера давала силы мученикам переносить их страдания; вера и только вера в Бога давала то, что апостолы — простые, необразованные рыбаки, привели ко Христу народы и царства...» Гонения на Церковь не прекращались, и в 1933 году власти отобрали у верующих Петропавловский храм, устроив в нем склад зерна, но разрешили священнику служить в церковной сторожке. В 1935 году на Страстной седмице к отцу Михаилу пришел некий человек, чтобы реквизировать оставшиеся у прихода церковные ценности, но священник отказался их выдать, и тогда тот набросился на него и жестоко избил. В Великую Среду отец Михаил с трудом отслужил литургию Преждеосвященных Даров, почувствовав себя тяжело больным. Вечером он отслужил утреню с чтением двенадцати Евангелий. В Великую Пятницу священник с утра исповедовал, но, когда по обычаю должен быть вынос плащаницы, ему пришлось лечь в постель. В Великую Субботу протоиерей Михаил отслужил литургию, затем освящал куличи и яйца. Пасхальную утреню он отслужил с большим трудом, литургию уже служить не смог и отслужил обедницу. Народа на службу собралось много, так что сторожка не могла вместить всех пришедших, и были открыты все окна, чтобы богослужение могли слышать оставшиеся снаружи. Великую вечерню в первый день Пасхи отец Михаил служил, уже не вставая с постели; на второй день Пасхи он также отслужил обедницу, не имея возможности встать. В этот день он послал за священником в соседний приход, чтобы поисповедоваться и пособороваться. На следующий день с семи часов утра он мог произносить уже только отдельные слова. Протоиерей Михаил Новицкий скончался от перенесенных побоев на третий день Пасхи в третьем часу пополудни 30 апреля 1935 года и был погребен на приходском кладбище в местечке Узда.

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-mihai...

Праздновалась Пятидесятница через семь недель, или 50 дней после праздника Опресноков; при чём счёт дней начинали со второго дня Опресноков, или третьего дня Пасхи, т. е. с 16 нисана ( Лев.23:15–16 ), так что Пятидесятница и второй день Опресноков всегда приходились на один и тот же день недели. В зависимости от того, как определяют дни Пасхи в год крестной смерти Господа Иисуса Христа, – приходилось ли начало Опресноков (15 нисана) в тот год на пятницу или на субботу, – решается и вопрос о том, в какой день недели была первая христианская Пятидесятница, в субботу или в воскресенье 149 . Большинство экзегетов склоняется в пользу воскресенья. В праздник Пятидесятница, как и в праздники Пасхи и Кущей, всё способное к труду мужское население должно было собираться в Иерусалиме ( Исх.23:14–16 ; Втор.16:16 ): в этот день толпы пилигримов наводняли священный город; по свидетельству И. Флавия (Bell. VI, 9:3), число пилигримов доходило иногда до трёх миллионов; и нет ничего удивительного, если необыкновенное событие на Стоне быстро собрало многотысячную толпу любопытных (2:5–11:41). Час произнесения речи Был уже 3, или по нашему счёту 9, час утра (2:15). Начавшееся с первыми проблесками зари 150 утреннее богослужение во храме к этому времени должно было уже закончиться: продолжительность иерусалимского дня в конце мая равна 14 часам 151 , и от восхода солнца до 3 часа должно было пройти около 4 часов, – время достаточное для всесожжения и общей храмовой молитвы даже в такой великий праздник, как Пятидесятница. Богомольцы были уже вне стен храма, в городе; ученики Христовы – у себя дома. Οκος (дом) Неопределённое выражение св. Луки: «дом (оκος), идеже бяху седяще» (ст. 2), не заставляет необходимо думать, что ученики Христовы в момент сошествия Св. Духа находились именно в иперооне (ст. 1:13) Сионского дома 152 ; вероятнее всего, они были в иперооне, но, может быть, – и в другой какой-нибудь части дома, напр., в тех помещениях, которые по римской терминологии назывались атриумом и таблинумом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

" Новые известия " , 14 апреля, 66 " Религиозность по политическому расчету " . В этой колонке приведены результаты исследования общественного мнения, которые гласят: 74% граждан считают, что на богослужениях власть имущие бывают исключительно по политическому расчету. И только 14% думают, что ими движет религиозное чувство. Посещать богослужения считают частным делом президента 52% опрошенных, а государственной обязанностью - 39%. " Независимая газета " , 14 апреля, 67 Когда и как было установлено празднование Пасхи? Ответ попытались дать на первой полосе " НГ " . В 325 году установлен день: первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия. Католики и протестанты отмечают по григорианскому, а православные по более древнему юлианскому календарю с разницей в 13 дней (в этом веке). Представители различных конфессий раздумывают над устранением расхождения в календарях, чтобы регулярно праздновать Пасху в один день по всему миру. В 1975 году Римо-Католическая Церковь предложила такой день: воскресенье следующее после второй субботы апреля, но не все христианские Церкви согласились. А нынешний Папа Римский Иоанн Павел II хотел перенести празднование Пасхи в этом году на другой день, чтобы не было совпадения даты с православным миром, но не нашел поддержки у католиков. Из-за конфликтов на Ближнем Востоке в предпасхальную неделю паломниками там занято только 15% мест в гостинице. И последнее. " К празднику приурочена предстоящая выставка пасхальных даров в Историческом музее из личной коллекции Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, которая открывается 17 апреля. Некоторые вещи представляют большую культурную и историческую ценность: пасхальные яица, изделия императорского фарфорового завода, среди них экспонаты с вензелями императрицы Марии Федоровны, и недавно причисленных к лику святых последнего российского императора Николая II, его супруги Александры Федоровны и цесаревича Алексея " . По всей стране в церквях, костелах, кирхах и молельных домах будут идти праздничные богослужения. Патриарх Московский и всея Руси Алексия II в своем послании подчеркнул, что " нынешняя Пасха - первая в новом веке и новом тысячелетии и знаменательно, что весь христианский мир празднует ее вместе, в один день " .

http://pravoslavie.ru/press/pressa_o_pas...

В благоговейной радости равноапостольная царица Елена и все бывшие с ней воздали поклонение Кресту. Но людей собралось очень много, и, естественно, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли увидеть его. Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, начал поднимать – воздвигать – Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй». Отсюда получил свое начало праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который был установлен в год обретения Святого Древа. Поскольку Крест был обретен в дни празднования Пасхи, то первоначально праздник совершался на второй день Пасхи. С 335 года, когда было совершено освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. Это освящение совершал собор епископов, прибывших со всех концов Римской империи, что послужило к распространению празднования в этот день Воздвижения Креста Господня и за пределами Иерусалима, во всем христианском мире. В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено и другое воспоминание – возвращения Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена. В 614 г. Персидский шах Хозрой во время войны с Византийским императором Фокой овладел Иерусалимом и разграбил его сокровища. Он увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня. В Персии Честной Крест пребывал 14 лет. В 628 г. святое Древо Креста Господня после победы императора Ираклия над персами и заключения мира было отобрано у персов и возвращено в Иерусалим. Император, в смиренной одежде и босой, торжественно встретил Крест Господень в Иерусалиме, внес его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в празднике этого дня соединились два воспоминания – обретение Креста Господня и возвращение его из персидского плена в Иерусалим. ПРЕДПРАЗДНСТВО И ПОПРАЗДНСТВО НЕДЕЛИ ПРЕД ВОЗДВИЖЕНИЕМ И ПО ВОЗДВИЖЕНИИ Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня принадлежит к числу двунадесятых. Он имеет один день предпразднства (13/26 сентября) и семь дней попразднства. День отдания – 21 сентября/4 октября. Кроме того, праздник Воздвижения имеет ту особенность, что суббота и Неделя, предшествующие дню Воздвижения, называются субботой и Неделей пред Воздвижением. Суббота и Неделя, следующие за днем Воздвижения, называются субботой и Неделей по Воздвижении. Эти субботы и Недели составляют предпразднство и попразднство. Но в эти дни не бывает особых служб – только на Литургии положено чтение особых Апостола и Евангелия, имеющих отношение ко Кресту, а перед ними – соответствующих празднику прокимнов и аллилуария (указание на это см. в служебном Евангелии, Апостоле, а также в Типиконе – последование под 8, 13, 15 и 21 сентября). ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

права ношения Патриаршего наперсного креста права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш» права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской песни» За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Максима Галкина, клирика храма Казанской иконы Божией Матери в Орлово г. Москвы, во пресвитера. Перед причастием епископ Солнечногорский Сергий огласил  Пасхальное послание  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На  телеканале «Союз»  шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. По окончании Литургии Святейший Владыка возглавил пасхальный крестный ход вокруг собора. На Ивановской площади Кремля со ступеней Успенского собора Святейший Патриарх обратился к верующим с Первосвятительским словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие братья и сестры! Все, кто собрался сегодня здесь, на Ивановской площади, во второй день спасительной Пасхи Христовой, у стен древнего Успенского собора, главного храма нашей Церкви! Всех вас сердечно поздравляю с этим великим вероспасительным праздником! Пасха наполняет наш разум подлинными непреходящими смыслами, наше сердце — радостью, наши чувства просветляются. Она дает огромный духовный, нравственный, эмоциональный и даже эстетический толчок человеку к пониманию того, что есть подлинная Божия красота, что есть гармония жизни, что есть гармония человеческих отношений, что есть жизненный идеал, к которому следует стремиться. И хотя сегодня многие предлагают свои модели этого жизненного идеала, опыт и история показывают, что непреходящим является лишь то, к чему нас Сам Бог призывает. И в день Святой Пасхи это особенно ясно и четко осмысляется и переживается. От всего сердца я еще раз всех вас поздравляю с этим мироспасительным праздником. Каждому желаю крепкой веры в сердце, способности разумом и сердцем воспринимать Бога, в соответствии с Его великими заповедями, с Его нравственным всепобеждающим законом строить свою личную, семейную, общественную жизнь. И дай Бог, чтобы этого светлого начала было больше в жизни государств, в жизни тех людей, которые создают государственные законы, с тем чтобы всегда и при всех обстоятельствах то, что требует государство, не расходилось бы с тем, чего от нас требует Бог, потому что когда возникает это внутреннее противоречие, то Церковь выдерживает, а государство, две тысячи лет истории это показали, разрушается.

http://patriarchia.ru/db/text/4458974.ht...

права ношения второго наперсного креста с украшениями сана архимандрита права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш» сана протодиакона На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. Перед причастием протоиерей Александр Дасаев, благочинный Воскресенского церковного округа, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы, огласил Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом: «Преосвященные владыки! Дорогие отцы, братья и сестры! Я всех вас сердечно поздравляю со вторым днем светоносного праздника Святой Пасхи, который мы по сложившейся уже традиции молитвенно отмечаем в Патриаршем Успенском соборе. Совершая Божественную службу в этих стенах, невольно обращаешься взором в историю, когда в этом храме возводились на Патриарший престол русские патриархи, когда здесь венчались на царство русские цари, когда этот храм был центром духовной жизни русского народа, всей огромной Руси. И по милости Божией, несмотря на исторические потрясения и потери, которые привели к разрушению тысяч храмов, сотен монастырей, осквернению огромного количества святынь, этот Божий храм сохранился, хотя топографически находился в центре безбожной страны. И мы радуемся тому, что имеем возможность именно здесь во второй день Пасхи прославлять Воскресшего Спасителя, как бы соединяя времена в едином богослужении, прославляющем Воскресшего Господа.  Я хотел бы сердечно поздравить со Светлым Христовым Воскресением все наше духовенство в лице тех владык и отцов, которые сегодня мне сослужили. К сожалению, по обстоятельствам, связанным с распространением эпидемии, мы не можем проводить сегодня богослужения с большим количеством священнослужителей и мирян. Но когда совершаешь Евхаристию, великое Таинство Тела и Крови Спасителя, всё, что является человеческим, становится второстепенным. Евхаристия совершается, даже когда вообще нет народа, когда один совершающий предстоит Богу. И поэтому даже нынешние стесненные обстоятельства никак не омрачают совершение святейшего Таинства Тела и Крови Спасителя, как не омрачают, хотя, конечно, несколько сокращают масштабы Пасхального празднования.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5806079...

Сегодня, в день поминовения усопших во всех храмах России совершаются заупокойные Божественные литургии и панихиды. Дни поминовения усопших занимают особое место в христианской традиции. Согласно христианскому вероучению, смерть человека не прекращает тех отношений любви, которые связывали его с живыми. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном поминовении усопших. Поэтому молитва за усопших считается лучшим проявлением любви и памяти о них. Как всё близко... Упокой, Господи, душу раба Твоего Георгия Помимо дней индивидуального поминовения в традиции Православной Церкви установлены ежегодные дни общего поминовения усопших: суббота мясопустная, Вселенская родительская суббота, суббота второй недели Великого поста, суббота третьей недели Великого поста, Радоница (вторник второй недели после Пасхи), Троицкая родительская суббота (суббота перед праздником Троицы), и Димитриевская родительская суббота (суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского). В эти дни в храмах совершаются панихиды и заупокойные богослужения, а верующие посещают могилы своих близких, чтобы почтить их память. В продолжение Великого поста Церковь не совершает обычных ежедневных поминовений (панихид, литий). Для того, чтобы умершие не лишились спасительного предстательства Церкви, установлено совершать поминовения в субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Сильнейший шторм «Гори» ожидается в этой части России: СМИ В какой регион России вернутся холода, и лето будет совсем не жарким Из-за чего погиб россиянин в Таиланде: ужасающая смерть Ульяновский суд осудил лицей за буллинг над учеником Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/09/up...

И, наконец, в праздничном богослужении по сравнению с будничным могут добавляться части служб или вообще целые службы, такие, которых в будничном не было вообще. Они вставляются в определенные места и расширяют службу, увеличивают ее, она становится более праздничной и торжественной. Например, Полиелей, лития и т.п. Правила соединения Церковь, с мудрой рассудительностью составила правила соединения служб праздников Господских, Богородичных и святых. Так, в праздники все мысли верующих должны быть около виновника праздника. В Господские праздники они всецело должны быть около Господа. Уделять много внимания не только усопшим, но и святым неуместно. Неуместно даже усиленное прославление Богоматери, ибо всему свое место и время. 1. Скажем, в первый день Пасхи почти нет нарочитых песнопений в честь Богоматери (кроме ирмоса 9й песни Канона и заключительного богородична на часах, да молитвенных обращений к Богоматери на первом антифоне литургии), и в праздник Рождества Христова, хоть и часты упоминания о непорочной Деве, послужившей воплощению Бога Слова, тоже очень мало нарочитых обращений к Богоматери. Даже на второй день Христова Рождества, когда совершается “СОБОР БОГОМАТЕРИ”, поется вся служба праздника Рождества и ни одного нарочитого песнопения в честь Богоматери. 2. Зато в Богородичные праздники при совпадении Богородичного праздника с воскресным днем или с попразднеством Господского праздника Господских песнопений поется меньше, чем Богородичных. Хотя и здесь не все так просто. К примеру, 16/29 августа больше песнопений посвящается Успению Богородицы, нежели «Нерукотворному образу». Но если это будет престольный праздник, как в нашем храме, то Устав предпишет больше петь песнопений «Нерукотворному образу». 3. И в праздники святых, если они совпадут с Господскими (в попразднство или в воскресный день), сам Великий Архиерей как бы отступает в тень и, не поступаясь своими архиерейскими привилегиями, сам заботится о том, чтобы привлечь внимание всех к Своему слуге, имениннику или юбиляру. Так на имянинах или юбилее иерея присутствующему архиерею воздаются все подобающие его сану почести. Он, а не юбиляр предначинает все молитвословия, у него во всех случаях испрашивается благословение, ему поется “ис полла ети”. Но в центре торжества — иерей. К нему все поздравления, к нему обращается большинство речей, ему многократное “многая лета”, возглашаемое и самим архиереем. Так и в Церкви Божией, по церковному Уставу например, в неделю при полиелейном святом на Господи воззвах стихиры воскресны только 4, а святому 6 и 7я на славу; канон воскресен со ирмосом на 4, Богородичный на 2, а святому на 8.

http://azbyka.ru/video/45-principy-sosta...

Сими стихами начинается синаксарь на Триодь. Триодь или Триодион, с Греческого языка, значит Трипеснец. Так названа книга, содержащая чин Богослужения в продолжение 18 недель, – 10 недель до Пасхи и 8 по Пасхе; потому что в это время поются при Богослужении каноны и стихиры трехпесные. В IX веке Иосиф и Феодор – Студиты собрали вместе все, что до них было писано, привели в надлежащий порядок, присовокупили много стихир и канонов собственного произведения; и тогда образовался церковнослужебный молитвенник, заключающий в себе около ста шестидесяти служб, больших и малых, начинающихся с недели Мытаря и Фарисея, и оканчивающихся Великою Субботою. Они же, вероятно, дали своему собранию и название Триоди, хотя Триодионы были известны еще прежде Студитов (около 200 лет). Никифор Каллист, писатель XIV века, объясняя значение Триоди в снаксаре на неделю о Мытаре и Фарисее, говорит: «в настоящий день с Богом начинаем Триодь, которую многие из святых и Богоносных песнопевцев – отец наших сложили прекрасно и как достойно движимые Св. Духом. Первый из всех придумал это, т. е. три песни, великий песнопевец, Косма 207 , для Великой и Святой Седмицы страстей Господа и Бога – Спаса нашего Иисуса Христа, воспев в этих песнях события страстей Седмицы и изложив наименование почти каждого дня сей Седмицы в акростихах 208 , думаю, во образ Святыя живоначальныя Троицы, и вероятно из подражания песни Ангельской, как можно заключить из стихов на Триодь 209 . По примеру его и прочие отцы, особенно же Феодор и Иосиф Студиты, сочинивши трехпесные каноны для прочих недель святыя Четыредесятницы, передали сначала своей Студийской обители, более и более сии песни распространяя и приспособляя. Поскольку первый день недельный, как воскресный, и начинает и заключает собою седмицу, будучи первым и осьмым и конечным, то во второй день (понедельник) положили первую песнь (канонов), а в третий (вторник)вторую; в четвертый (в среду) – третию; в пятый (четверток) – четвертую; в шестый (пяток) – пятую, а в седьмый, т. е. в субботу, шестую и седьмую, а сверх того и прочие две (осьмую и девятую), которые поются и во все прочие дни. Триодь не собственно именуется, ибо не всегда имеет три песни, а предлагает также и полные каноны. Но я думаю, что имя Триодь взято в обширнейшем смысле, или от большого числа трипеснцев, или же от Великой Седмицы, на которую в первый раз составлены трипеснцы».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010