«И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» ( Быт. 3,1 1–12). В своем развитии грех разрушил то, ради чего совершил его Адам. Он рассек единую плоть мужа и жены, и они почувствовали друг друга конкурентами и врагами. Но и на этом страшное протекание этой болезни не остановилось. Адам взвалил собственную вину на Самого Создателя, и с тех пор любой нераскаянный грех в своем развитии неизбежно приходит к богоборчеству. Так возникли все ложные религии и ереси, так появился и эволюционизм. Один из крупнейших пропагандистов этого учения Гексли сознавался, что принять теорию Дарвина его заставила не достоверность фактов (которых как не было, так и нет), а то, что он сможет свободно предаваться гнусному блуду и прелюбодеянию. «И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» ( Быт. 3, 13 ). Вседержитель попытался исцелить мужа чрез жену, но и она показала, что болезнь ее неисцельна. Лишь спустя пять с половиной тысячелетий «Господь сотворит на земле нечто новое; жена спасет мужа» ( Иер.31,22 ). А сейчас, видя, что мягкие и быстрые меры не помогают, Бог перешел к тяжелому и длительному лечению. Весь этот прекрасный мир Он отдал под больницу. А в больничной палате должны действовать другие законы, нежели в королевском дворце. По словам преп. Симеона Нового Богослова , «все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели более повиноваться ему, преступнику: солнце не хотело светить ему, ни луна, и прочие звезды не хотели показываться ему; источники не хотели источать воду, и реки продолжать течение свое; воздух думал не дуть более, чтобы не давать дышать Адаму согрешившему; звери и все животные земные, когда увидели, что он обнажился от первой славы, стали презирать его, и все тотчас готовы были напасть на него; небо, некоторым образом, устремилось пасть на него, и земля не хотела носить его. Но Бог, сотворивший всяческая и человека создавший – что сделал? Зная прежде создания мира, что Адам имел преступить заповедь Его, и имея предопределенную для него новую жизнь и воссоздание, какие имел он получить чрез возрождение во святом Крещении, в силу воплощенного Сына Своего и Бога нашего, Он сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека, и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и, сделавшись тленной, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы, когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленной и как бы духовной».

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Ещё из послания к Тимофею: „Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лже-словесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением; ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением“... Таким образом, я сразу нашёл здесь ответ на все те вопросы, которые более всего занимали в то время мой ум, на счёт светской науки, пищи, брака. 3-го января я прочёл о силе и значении веры из послания к евреям. 4 января, когда почему-то я чувствовал сильную слабость духа, я прочёл следующее: „Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес“. И так далее каждодневно я получал в апостольском чтении ответ на те вопросы, о которых думал накануне, поражался, укреплялся и успокаивался. Особенно замечательно было это вразумление день на 40-й, когда некоторые из моих товарищей, приписывая всё это нервному расстройству, стали советовать мне бросить всю эту „глупость“ и поехать в Москву поразвлечься и полечиться. Задумался я над этим и на другое утро читаю. „Знайте, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны.., напыщенны, более сластолюбивы, чем боголюбивы. Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйтеся. К сим принадлежат те, которые врываются в дома и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины... А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен“. Сколько пророческого заключается в этих словах апостольских! После этого я окончательно уверовал, что сам Бог указал мне этот путь укрепления, ибо ничто меня так не поражало, как это постоянное в течение почти 40 дней совпадение содержания апостольского чтения с содержанием моих мыслей накануне. Ещё в первые дни заметив, что сообщение с людьми через утомление действует ослабляющим образом на дух и способность правильного мышления, рассуждения, я решил 40 дней никого не принимать и всецело предаться новым мыслям и окончательной выработке своего нового миросозерцания. В это время меня видели только моя 6-ти летняя дочь, прислуга и мой духовник, теперешний архимандрит Сергий, настоятель нижегородского Благовещенского монастыря. Многое передумал и перечувствовал я за это время, но об этом не буду говорить; скажу только, что за это время я окончательно укрепился в своих новых убеждениях, а физически поправился настолько, что мог приступить к обычным больничным занятиям;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Фарисеи в еврейском народе были ревнителями религиозного благочестия, правда, понимаемого ими более всего со внешней, обрядовой стороны. Делая действительно много хорошего, они были чрезвычайно довольны собой. Видя гордым оком грехи и недостатки других, они понимали, как греховна, далека от идеала действительность жизни. «Но виноваты во всем, конечно, другие, только не я, я – хороший». Так мы обычно оцениваем себя по отношению к другим. А как же все это видит Бог? Для ответа на этот вопрос обратимся опять к притче о мытаре и фарисее. В ней говорится, что в храм одновременно с фарисеем вошел и другой человек. Его профессия – мытарь, сборщик налогов – была ненавистна евреям того времени. Тем более что налоги он собирал в пользу оккупантов – римлян. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18, 13). Здесь мы видим совсем иную жизненную позицию. Человек видит и осознает свои грехи. А раз так, ему уже не до того, чтобы смотреть на грехи других людей, тем более осуждать их. Если больные лежат на койках в больничной палате, будут ли они осуждать соседей за их болезни? Мир болен грехом. Болезнь эта вошла в мир через человека, который по неразумию ею заразился. Так и мытарь. Какое ему дело до грехов других людей, когда он ясно видит и осознает собственные? Что толку говорить о том, что другие не правы, когда не прав сам: и перед своей совестью, и перед Богом. Стыдно в храм зайти, не то чтобы горделиво обращаться к Богу. На что же можно рассчитывать грешному человеку перед Святым Создателем? Только на милость Божию, понимая, конечно, что раз он просит милости у Бога, то и сам должен проявлять ее к другим людям. Иисус Христос и говорит в притче об этом сборщике налогов: Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 14). Возвышающий себя просто не способен видеть себя в истинном свете, а значит, не способен правильно решать проблемы своей жизни. И только видящий и осознающий свою греховность имеет возможность реально бороться со злом и его побеждать, начиная в первую очередь с себя самого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

– Батюшка, я служил в Афгане, воевал, недавно вернулся. Насмотрелся там всего. Умею хорошо стрелять и убивать. Здесь, на гражданке, жизнь моя пошла под откос. Мне ничего не страшно, мне ничего не интересно, куда себя направить, не знаю. Живу, как карта ляжет. Погибаю. Что мне делать, батюшка? Всмотрелся ему пастырь в глаза, а в них – пустота и выхолощенность души, и вспомнил фрагмент из Священного Писания. То место в Евангелии от Луки, где говорится: … был глагол Божий к Иоанну в пустыне… и проходил Иоанн по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов… и спрашивал его народ: что же нам делать?.. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк. 3, 14). «Начни ходить в храм молиться, – сказал батюшка, – начни ходить в храм» «Начни ходить в храм молиться, – сказал батюшка кратко и просто, – начни ходить в храм». Стал служивый в храм захаживать, потом – появляться на литургиях, потом потянулся к таинствам Исповеди и Причастия, а спустя время освоился, обжившись в этой приходской общинке так, что вскоре настоятель позвал его в алтарь пономарить. Ныне бывший «афганец» – досточтимый и добросовестный иерей Божий. Чем может помочь священник таким женщинам в онкологии? Всегда востребована совместная молитва, которая укрепляет и окрыляет человека, пробуждает в нём покаяние. На такую молитву единодушно становятся все находящиеся в палате и пришедшие из соседних. Все присутствующие, как правило, крещёные, но невоцерковленные. Женщины охотно разбирают распечатанное мной молитвенное последование с покаянным каноном о грехе убийства чад во утробе, недавно изданное Патриархией. А самое главное, на что направлены все мои усилия в этом отделении, можно изложить в нескольких словах, которые я им часто произношу: «Начните ходить в храм молиться, начните!» В калужском областном онкологическом диспансере идёт сбор пожертвований для строительства храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» на территории больницы. Просим оказать помощь.

http://pravoslavie.ru/112530.html

Во блаженном успении да упокоит Господь душу сего, истинно покаявшегося, Своего раба и сотворит ему вечную память! Схимонах Анания Происхождение и род мирских занятий будущего старца Анании († ранее 1923) до его появления в Соловецкой обители нам остаются неизвестными. Всей его жизни в монастыре было более 52 лет, а на разных послушаниях во святой обители, включая и начальственные, провел он около 40 лет. Как ни старался отец Анания скрывать от ближних свои иноческие подвиги, это ему не удалось. Добродетели, которыми одаривал его Господь, выдавали в нем подвижника. Вы – свет мира, – сказал Господь. – Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме ( Мф. 5:14 – 15 ). Окружающая многочисленная монастырская братия стала почитать отца Ананию за монаха высокой духовности и, несмотря на его формальную малограмотность, его считали глубоко посвященным в тайны духовной жизни, изведавшим и испытавшим многое на самом себе. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф. 5: 16 ). Старец Анания стал служить для братии живым примером всегдашней уравновешенности, безропотности и терпения болезней. Он довольствовался исключительно общей братской трапезой – это было строгое соблюдение заветов преподобного Зосимы, основателя монастыря, – ничего из снедей, то есть пищи, не иметь и не вкушать в своей келье. К тому же старец отличался безмерной нестяжательностью. Один из братии, больничный служитель, рассказывал о нем следующее: «Однажды я был вызван к отцу Анании – осмотреть его больную ногу, Войдя в келлию, нашел его сидящим за работой. Он щипал пенку, хотя ему тогда было от роду уже около 82–х лет. Обстановка кельи была чрезвычайно убогой: в углу – стол, небольшой шкаф с церковными одеждами и монашескими принадлежностями, да посередине ее – маленький столик, на котором лежало коечто из предметов для рукоделия. В другом углу висел простой рукомойник. Более ничего в келье не было, даже отварной воды для питья. И той вовсе не оказалось, когда она потребовалась для перевязки и примочки больной ноги отца Анании. Среди братии было известно, что всё, что ни получал отец Анания, он тотчас раздавал, почти ничего себе не оставляя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И Господь возлюбил его, и послал пророка Нафана; и он нарек ему имя Иедидия (возлюбленный Богом), по слову Господа». ( 2Цар. 12:24–5 ). С этим могут быть сопоставлены торжественные переименования, совершаемые человеком. Так: «и назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом» ( Числ. 13:17 ). «И стал звать (Иоас) с того дня Гедеона Иероваалом, потому что сказал: пусть Ваал сам судится с ним за то, что он разрушил жертвенник его» ( Суд. 6:32 ). «И сказала им: не называйте меня Ноэминью (приятная), а называйте меня Марою (горькою), потому что Вседержитель послал мне великую горесть» ( Руфь. 1:20 ). При этом возможны две степени поглощения старого новым: первая, когда сохраняется старое имя и к нему прибавляется только прозвище, происходит аккумуляция и агглютинация имен, но, во всяком случае, не настоящее, полное переименование. Тип остается прежний, только усложненный. Вторая же происходит при переименовании полном, и прежнее имя умирает: это бывает при монашестве, некоторых мистериальных, оккультных посвящениях. И об этом же, но только в наиболее радикальном смысле, говорит и Апокалипсис там, где обещается имя новое, написанное на белом камне. Преображение, воскресение и должно по существу дела быть таким творческим всесторонним переименованием, открытием истинного, не людьми, только приблизительно, найденного имени, но предвечно, божеским творческим актом данного софийного имени. Ибо София есть Имя имен, всеимя всечеловека. И смерть есть, с одной стороны, обособление имени от носителя (почему в церкви поминаются имена в качестве самих их носителей). 93 А вместе с тем и смерть прежнего имени, которое становится лишь потенцией прошлого. Переименование есть преображение имени. Отличительной чертой здесь является то, что это прозвище является заведомо не «собственным», но «нарицательным» именем, есть средство, кличка, которая, в случае нужды, заменяется номером (в тюрьме), или вообще какой-нибудь внешней принадлежностью (напр., полка, роты). Здесь мы имеем не столько псевдонимию, сколько раздевание от имени, причём оно отнюдь не заменяется эквивалентом, а только как бы заклеивается: подобным образом при освобождении из тюрьмы или выписке из больницы заключенный или пациент снимает свой тюремный либо больничный наряд и получает своё собственное платье вместе с именем и паспортом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Еще и еще предлагаю тебе на рассмотрение указание святых Отцев, что спасение или хотя бы надежду на спасение человек обретает только лишь принимая в простоте сердца церковную жизнь не отчасти, а полностью, срастворившись в оной. Только чрез это понуждение себя к участию в богослужении и Таинствах Церкви человек может обрети силу Божию ко исправлению своих пороков. И тако навыкнув в церковной жизни в миру, войдя в духовное Тело Церкви, можем иметь дерзновение посетить монастырь. Иначе сие может быть не на пользу нам, ибо, не понимая неизбежности духовной иерархии, глубоко уязвляемся демонами, не имея достаточного смиренномудрия. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно ( 1Кор.2:14 ). Не может человек безнаказанно, не очистившись, присутствовать на брачной трапезе, како и повествует Святое Евангелие от Матфея ( Мф.22:11–13 ). Худо нам будет, если нет у нас в сей жизни скорбей и внешних, и внутренних. Не за что будет Владыке Христу венчать непотребных раб Своих... «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях за Христа; ибо, когда я немощен, тогда силен» ( 2Кор.12:10 ), – тако глаголет Апостол. Правда, в наше время большей частью вместо этого нам приходится терпеть благодушно телесные болезни, да стараться препобеждать леность и нерадение в отношении к церковной жизни, не увлекаясь зело мирскими попечениями. Это брань с диаволом, и ее надо вести, не опуская руки в унынии. Дай Бог вам чаще вспоминать в глубине души таящуюся Пасхальную радость, так быстро страстями нашими скрываемую. Из больничной кельи пожелания: Утвердих стопы моя на камене. Камень же бе Христос. Много мыслей у нас, не требующих толикого внимания обращения. Много чувств у нас, неуместно в сердце медлящих. Како избыть такого потопа? Да стоим на Камени, порой и молитовку Иисусову устами сердечно творяще. Верую с надеждой и прошу Господа устроить разрешение твоих смущений. Из бесед

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Антон 22 ноября 2013, 21:27 Как всегда, тема очень актуальна сегодня как и сто, и тысячу, и десять тысяч лет назад, и можно дойти до Праотец, и даже тогда мы найдём дефицит ответственности и мужества среди мужского населения и дефицит мудрости, и послушания среди женского. Вспомним Библейскую историю: " 12Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. 13И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. " - книга Бытия гл.3. Вот и получается такой парадокс, что во времена Адама и Евы мужественных и ответственных мужчин не было вообще, а сейчас есть хоть сколько-то, по словам авторов статьи, - это уже прогресс. Относительно святых Петра и Февроньи, и Домостроя, - очень советую послушать лекции Ужанкова Александра Николаевича на соответстующие темы - у него они именно так и звучат. Нет никакого противоречия между житием этих святых и Домостроем. Вообще, схоластически рассматривать вопросы, напрямую касающиеся качеств души человека, в отрыве от Веры в Бога, от духовного мира, мне кажется, - не продуктивно. Александр 22 ноября 2013, 19:20 Батюшка,значит если у меня оплачиваемый отпуск,больничный и будет пенсия,то я-немужественный дурак.А сейчас я работаю почти без выходных,три года без отпуска по10 часов за копейки и у меня нет жилья и неизвестно будет ли пенсия,а буржуй на которого я гроблю своё здоровье меняет машины,покупает квартиры и отдыхает за границей-он мужественный,он-элита... И это ты ситаешь правильным??? " Горе вам, книжники и фарисеи,лицемеры,что вы-как гробы скрытые,над которыми люди ходят и не знают того " .Советский Союз " заболтали " ,а теперь и Россию " забалтывают " .А я,мужественно говорю-я не согласен с вашей статьёй и она мне сильно не нравится. " На это некто из законников сказал Ему:Учитель!говоря это,Ты и нас обижаешь.Но Он сказал:и вам,законникам,горе,что налагаете на людей бремена неудобоносимые,а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них. " Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/66025.html

О молебствии по случаю угрожающей болезни мне хотелось согласиться с вами, но пришло сомнение, которое видите в моем письме. Чтобы испытать свою мысль, я сказал о вашем предложении двум человекам, имеющим не светский взгляд на предметы, и получил совет удержаться от приведения в действие вашей мысли. Если я погрешил, поступив по сему совету: то нет, однако же, в сем оскорбительной недоверенности к вам. Рассмотрите и ваш поступок. Вы доказываете мне несообразность моего предложения о молебствии в больничной церкви и в келиях: и в то же время сказываете, что привели оное в исполнение. Не было ли бы сообразнее остановиться исполнением, даже если бы это было формальное предписание? А это было только частное предложение. Что я указал на требник, а не на книжицу молебных пений: это потому, что требник был у меня в виду, а книжицы не было, и я думал, что в ней тоже. Что я дал вам чин, который надобно пополнить своевольно: это обвинение напрасно. Книжкою молебных пений и надлежало пополнить: и своеволия тут нет. И выходило одно и то же. Не выставляю за правое все сказанное мною: но прошу рассмотреть с успокоенным от огорчения рассуждением, и хотя несколько облегчить меня от обвинения, которым я отягчен, хотя не для того, чтобы мне было легче, но для того, чтобы мир наш с вами не был угрожаем. Что говорите относительно молебствия к вразумлению моему: то принимаю с миром и с благодарностию, и не оправдываю себя. Как прибытие Государя ожидается завтра: то вопрос о посещении лавры Великою Княгинею может вскоре разрешиться, и если сие будет, то я не замедлю дать вам знать, с предположением, не может ли предполагаемое вами путешествие совершиться прежде праздника Преподобного. Простите и помолитесь, чтобы я моим недостоинством не навлекал скорбей себе и другим, и чтобы с миром прошли некоторые дни, трудные для моей немощи. Сентября 2-го 1847. 595 От Господа благодать, и милость, и мир вам, о. наместник, и братии. Письмом вашим вы меня успокоили: и сами не беспокойтесь. Только и я теперь скажу: доверяйте мне несколько больше, и в чем помысл ваш не мирен ко мне, сказывайте, не накопляя таких помыслов, отчего смущение и затруднение увеличивается. Господь да простит нас во всем, и в том, что теперь пишу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В VIII главе Деяний, где рассказывается о крещении самарян Филиппом, говорится: находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые пришедши помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Св. Точно также говорится в XIX главе о двенадцати ефесских учениках. Апостол Павел спрашивает их: приняли ли они Духа Св. и узнав, что они и не слыхали: есть ли Дух Святой, и что крещены Иоанновым крещением, сообщил им понятие об этом крещении. «Услышав это они крестились во имя Господа Иисуса. И когда Павел возложил на них руки, низшел на них Дух Св., и они стали говорить иными языками и пророчествовать». Западные протестантские ученые не хотят видеть в этих фактах того самого таинства, которое в после – апостольской практике приняло насколько иную форму и получило иное название, т. е. миропомазание или конфирмацию. Августи думает, что в приведенных местах идет речь о каком – то чрезвычайном событии, об особенном сообщении апостолами благодатных чудесных даров. В доказательство этого ссылается на то обстоятельство, что Симон волхв, увидевши, что чрез возложение рук апостольских подается Дух Св., хотел купить у них власть низводить Духа Святаго. Этим, по его мнению, нужно объяснять и то, что при других случаях крещения о рукоположении вовсе не упоминается. Так при торжественном крещении трех тысяч человек, где хотя упоминается о сообщении Св. Духа, но не упоминается о возложении рук, или при крещении Лидии и ее дома, или больничного стража и его семейства. Подобным же образом объясняют приведенные места и почти все новейшие толкователи с тою незначительною разницею, что многие с Ейхгорном под πνεμα γιον разумеют особенный энтузиазм. Странно, что Августи, повидимому добросовестно и непредубежденно относящийся к фактам апостольской жизни, в этом случае поступает как будто с предзанятою мыслью.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010