того же года игумения и сестры переселились в новую обитель. 6 нояб. 1815 г. еп. Моисей освятил в одном из монастырских корпусов больничную ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя св. Василия Блаженного. До возведения собора богослужения совершались в кладбищенской Казанской ц. (1798-1799), построенной на средства нижегородского купца Я. С. Стешева. Для этого к церкви был причислен положенный по штату причт монастырских служителей. Архитектурный ансамбль Н. В. м. был заключен в правильный 4-угольник ограды с башнями по углам. Звонница (34 м) с 7 колоколами возвышалась над главными зап. воротами. В 1851 г. территория мон-ря расширена, в связи с чем возведены новые св. ворота (частично сохр.); на восточной, западной и сев. сторонах построена каменная стена (высота 3,5 м) вместо прежней; по ее углам поставлены новые квадратные башни (одна из них сохр.). Проект новой ограды выполнен архит. П. А. Овсянниковым, вокруг нее был разбит тенистый сад. Мон-рь был построен на окраине города, на свободной территории, поэтому в полной мере зафиксировал классицистические принципы регулярности, симметрии и соподчиненности. Монастырский ансамбль отличается геометрически правильным планом. Строгость композиции подчеркнута расположением собора на пересечении осей в центре участка. Подобное планировочное решение аналогично комплексу Смольного в честь Воскресения Христова мон-ря в С.-Петербурге как по общей конфигурации крестообразного плана, так и по центральному расположению главного собора. Размеры Н. В. м. почти в 2 раза меньше Смольного, но в решении его композиции и архитектуре собора отчетливо ощущается влияние столичной архитектуры ( Шумилкин. 2013. С. 53). Собор находится на квадратной площади, к-рая образована симметрично расположенными постройками (по 2 с каждой стороны). Здания, независимо от их функционального назначения, имеют одинаковую форму и величину; в 8 корпусах размещались кельи, больница, игуменский корпус и трапезная. Вспомогательные и хозяйственные постройки (сараи, ледники, бани, чуланы) расположены по периметру территории вдоль ограды и образуют хозяйственно-производственную зону. Центральная композиционная ось «запад - восток», проходящая через Крестовоздвиженский собор, закреплена расположением на ней колокольни и главных ворот. Высокий объем собора доминирует над постепенно понижающимися постройками вокруг него, создавая монументальный пирамидальный силуэт. Иерархичность общего пространственного построения Н. В. м. характерна для классицизма, а ориентация на столичную архитектуру делает ансамбль мон-ря редким примером обители, построенной по единому архитектурному замыслу (Там же. С. 55).

http://pravenc.ru/text/2565212.html

Больничная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя св. Василия Блаженного освящена 6 нояб. 1815 г. еп. Моисеем в сев.-вост. монастырском корпусе. После ремонта (1832-1833) храм был вторично освящен 30 апр. 1833 г. еп. Амвросием (Моревым) . В 1884 г. в больничном корпусе были сделаны новые полы, печи и оконные рамы, церковь, как и весь корпус, расписана сценами на библейские сюжеты. 24 окт. 1894 г., после капитального ремонта, храм вновь был освящен еп. Нижегородским и Арзамасским Назарием. В церкви совершали ранние литургии. Для этого на паперти с юго-зап. стороны была устроена читальня, состоявшая из 2 комнат. В алтаре на престоле хранился крест с частицей мощей свт. Гурия Казанского. Престол был сделан из кипариса, внутри хранилась частица мощей св. Василия Блаженного ( Соловьёв. 1905. С. 61-62). Часовни, колокольня. К ограде Казанского кладбища была пристроена деревянная часовня. На Московском шоссе, между Нижегородской ярмаркой и Канавинской слободой, стояла каменная монастырская «Ярморочная» часовня (1852), сооруженная по проекту архит. А. П. Брюллова для сбора подаяний. В пристроенной к ней келье проживали 2 сестры, осуществлявшие сбор пожертвований. Часовня была постоянно открыта для молящихся в течение 7-месячной навигации по Волге и Оке. Богослужение совершалось раз в году - во время крестного хода с Оранской иконой Божией Матери. В советское время часовня полностью разрушена. Колокольня (1814) располагалась на зап. стороне мон-ря, напротив зап. входа в Крестовоздвиженский собор. Под колокольней находились св. ворота, а по сторонам - 2-этажные пристройки. И колокольня и св. ворота были покрыты железом, расписаны и украшены иконами. В 1848 г. приобретен набор из 7 колоколов (кроме полиелейного); большой весил 197 пудов 18 фунтов. В Н. В. м. выстроены 8 однотипных каменных 2-этажных покрытых железом корпусов. Они располагались со всех сторон храма, по 2 на каждой стороне, и соединялись между собой деревянными галереями. Во 2-й пол. XIX в. в корпусе, находившемся с востока от собора, проживали настоятельница и некоторые сестры. В др. корпусе, на той же стороне мон-ря, проживала казначея с «рукодельными» сестрами; здесь находились рабочие комнаты - золотошвейная и «образная».

http://pravenc.ru/text/2565212.html

С северной стороны пустыни был плетень, с западной – только жерди, отделявшие обитель от остальной территории, когда-то тоже ей принадлежавшей, где к этому времени не сохранилось ни одного храма, но еще стояли корпуса, занятые домом инвалидов. На первом этаже бывшего архиерейского корпуса была устроена просфорня, на втором – швейная мастерская и помещение для гостей. Позднее построили небольшой дом, который назывался московским: одну часть его занимали москвичи, а другую – монахи. Церковь была одна, больничная, – в честь Воздвижения Креста Господня. В эти годы на ее кровле установили простой деревянный крест без всякого купола. Перед каждым входом (а их было два, оба – с северной стороны) – небольшое застекленное крыльцо, увеличивающее площадь храма, переполнявшегося в праздники богомольцами. В больничном корпусе были устроены братские келлии. В 50-е годы к остаткам ограды прилепились маленькие каморки, где выполнялись разные послушания, работали, например, сапожник, кузнец, столяр. Желающие попасть в обитель ехали до Глухова, а дальше или шли пешком, или добирались на попутной машине. Письма и посылки приходили на ближайшую станцию Локоть, за ними ездил на лошади монах Афанасий. Каждому паломнику старались найти место на ночь и за трапезой. Для этого не надо было ни рекомендации, ни знакомства, ни вклада. Кто оставался больше трех дней, благословлялся выполнять общие послушания (на огороде, к примеру, или на кухне). И последующие годы в святой обители был по-прежнему строгий устав. Утреннее богослужение начиналось в четыре часа, и богомольцы стекались в полутемный храм, где горела одна свеча – в руках монаха, читающего утренние молитвы (электричества тогда в обители не было, пользовались керосиновой лампой или свечами). После утренних молитв шла полунощница, по окончании которой и начиналась утреня, по шестой песни канона с амвона читался Пролог. После утрени служили молебен перед чтимой иконой Рождества Пресвятой Богородицы – списка с чудотворной иконы, явленной в XVI веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1822 году во главе обители стал архимандрит Фотий (Спасский), пользовавшийся благосклонностью Александра I. Ему также благоволила графиня Анна Орлова-Чесменская (дочь графа Алексея Орлова-Чесменского), одна из богатейших помещиц России. Иждивением последней в монастыре начались обширные реставрационно-строительные работы. За короткое время были построены: Западный корпус с церковью Всех Святых, Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничною церковью Неопалимой Купины. В 1841 году была построена колокольня по проекту архитектора Карла Росси. В 1921 году было принято решение об экспроприации имущества и ценностей монастыря. Осенью 1924 года в Юрьеве действовало шесть церквей, но уже к 1928 году оставался только один храм — Крестовоздвиженский. В начале 1930-х какое-то время богослужения велись в одном из помещений Архимандритского корпуса. С 1932 года по сентябрь 1941-го в комплексе построек располагался инвалидный дом им. Свердлова. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались немецкие и испанские воинские части, и части прибалтийских коллаборационистов, в частности батальон литовской полиции вермахта. В эти годы здания монастыря подверглись серьёзным разрушениям. После войны и до конца 1980-х годов на территории монастыря жили люди, размещалась почта, техникум, техническое училище, музей, продовольственный магазин и художественный салон. 25 декабря 1991 года комплекс зданий монастыря был передан в ведение Новгородской епархии. В 1995 году была создана монашеская община. В настоящее время богослужение совершается в 4-х храмах монастыря: Георгиевский собор, Крестовоздвиженский собор, Спасский собор (храм Рождества Христова), и церкви иконы Божией Матери Неопалимая Купина. В 2005 году Священный Синод, по прошению архиепископа Новгородского Льва, благословил открытие в монастыре духовного училища, с назначением архиепископа Льва его ректором. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Юрьев_му...

В 1927 году на праздник Воздвижения Креста Господня в этой церкви проходила последняя служба при закрытии обители. Вот как описала это бывшая послушница старого Дивеевского монастыря монахиня Серафима (Булгакова): «После литургии певчие запели, как обычно в Прощеное воскресенье " Плач Адама " . Все сестры прощались. Вся церковь плакала». В советское время храм был разрушен, больничные кельи заняты под квартиры, а сараи жителей этого дома стояли на территории святой Канавки. Современная жизнь обители [ править править код ] 18 марта 2003 года состоялась передача ключей от квартиры, которая находилась в алтаре бывшего домового храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В этом же году по проекту нижегородского архитектора Виктора Викторовича Коваля началась реконструкция здания бывшей монастырской богадельни. 12 ноября 2004 года над зданием был воздвигнут Крест. В канун престольного праздника 23 октября/5 ноября 2006 года в корпус богадельни переселились первые насельницы, а в домовой церкви было совершено первое всенощное бдение. На следующий день архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил освящение храма. Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ] Адрес: 607320, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Телефоны: +7 (83134) 4-34-45 (по общим вопросам) +7 (83134) 4-40-49 , +7 (83134) 4-39-63 (по вопросам бронирования), +7 (83134) 4-34-45 (экскурсии), +7 (831-34) 4-20-10 (информация о требах). Электронная почта: palomnik.dm@yandex.ru (по общим вопросам), diveevo-bron2@yandex.ru , diveevo-bron2@yandex.ru (по вопросам бронирования), gid@diveevo-palomnik.ru (экскурсии), diveevo.pochtovik@yandex.ru (информация о требах). Сайт: Паломнику [ править править код ] Богослужения [ править править код ] Каждую неделю для насельниц богадельни совершается в церкви литургия. Ежедневно здесь читается монашеское правило, включающее утренние и вечерние молитвы, полунощницу, 12 псалмов, Евангелие и Апостол, три канона. В церкви «Всех скорбящих Радость» происходят иноческие и монашеские постриги. Этот храм – место прощания с отошедшими в вечность насельницами монастыря: в нем три дня читается псалтирь по усопшей сестре и совершается чин отпевания. Экскурсии [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_в_чест...

Почти в одно время с главным собором в половине XII века сооружена была игуменом Дионисием церковь Преображения Господня около Св. ворот и нынешнего Воздвиженского храма; а в XVI веке, к югу от холодного собора, вероятно там, где теперь две больничные церкви, Неопалимой купины и Архангела Михаила, построена была теплая церковь , во имя Святителя Алексия, с приделом Св. Гавриила Псковского. Это случилось уже после покорения Новгорода, когда память чудотворцев Московских внесена была в среду его святыни мощной рукой Иоаннов; но обе сии церкви, весьма убогие, разобраны были ради их ветхости в половине минувшего столетия, когда Юрьев, приходя постепенно в упадок, уже не в состоянии был поддерживать своих священных зданий и, как догоравшая лампада, совершенно угасла бы древняя обитель Ярослава, если бы новейшие любители святыни не сохранили сей вековой светильник в Израиле. Ho где же благодатный ключ сего живительного источника, столь обильными струями непрестанно изливающийся на обитель? Она же, как древо насажденное при водах многих, освежается ими и утверждаясь глубокими корнями на родимой почве, распространяет вокруг сень свою, для призрения и прохлады утомленных зноем дневным! Есть подле нее малая усадьба на том месте, где прежде стоял монастырь Св. Пантелеймона, коего уцелевшая церковь доныне ей принадлежит. Там отрадное уединение избравшей себе место сие последним приютом временной жизни, для приготовления к вечной и мирно протекают дни под сенью обновленной ею обители, где наслаждается ежедневно, стройным чином богослужения церковного, которое ей одной обязано нынешним своим благолепием. Там сокрыто и все близкое её сердцу, а сердце любит жить в минувшем, непрестанным о нем воспоминанием, как будто обращая тем все свое былое в настоящее. Там окружает ее со всех сторон и величественная святыня древнего Новгорода, ибо куда только не обратит взоры свои из очаровательного жилища, отовсюду приветствует и осеняет ее многоглавый, великий, бесчисленными своими храмами и обителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Москва. Домовая церковь Пантелеимона Целителя при Российском Научном Центре Хирургии РАМН им. Петровского. Домовая церковь. Действует.   Престолы: Пантелеимона Целителя Год постройки:приблизительно 1995. Адрес: г. Москва, Абрикосовский пер., 2, корп. В Координаты: 55.730862, 37.565753 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты 22 ноября 2012 года состоялось последнее богослужение в старом помещении домово-больничного храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона, ознаменовавшее 15-летие его существования. Затем ввиду капитальных ремонтно-реставрационных работ, начавшихся в старом корпусе Центра, храм был перенесен в новое, более просторное помещение в другом корпусе на втором этаже. 14 января 2013 года благочинный храмов Центрального благочиннического округа г. Москвы протоиерей Владимир Диваков совершил малый чин освящения нового помещения храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Руководство РНЦХ им. Б.В. Петровского обещает, что новое место будет закреплено за храмом навсегда. Приписной к храму Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке http://www.hramkresta.ru/?p=4331 Комментарии и обсуждение Церковь располагается во внутренних помещениях на первом этаже корпуса, внешних признаков не имеет. В настоящее время происходит реконструкция этого корпуса , действует ли при этом храм неизвестно. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=28204

Теперь таких отпустов уже не устраивают и индульгенций не раздают, но след от пережитого народом остался, отпечатался в жизни, в толще народной. Хотя давно уже исчезли индульгенции, но по-прежнему в нарочитые праздники (отпусты), когда за унию раздавали индульгенции, продолжает собираться народ. Сходятся крестными ходами за десятки-сотни верст (их встречают, устраивают местные крестные ходы), говеют, исповедуются, причащаются (вместо прежних индульгенций), получают и накупают разных иконок, листков, святощей, памяток. Бывают полны не только все церкви: великая с 2-мя приделами (вместимостью 5.000), теплая, Иовлевская, Антониевская, Больничная, Трапезная-Варваринская, Типографская, но и обширный двор, где непрерывно идут службы и проповеди. В церквах вдоль стен сидят и исповедуют по 10-ти и более духовников. К чашам (по 3–5 чаш за раз за ран. литургиями) приступают сотнями. Помню такой отпуст на Воздвижение. Было особенно много народа и погода стояла сухая и теплая. Воздвигать Крест вынесли из Верхней церкви на лестницу, тянущуюся вдоль всего здания. Только Митрополит Антоний поднял крест для воздвижения, как вдруг сильный грохот. Какой должен был быть там напор человеческих тел! Толщиной в человеческий обхват цементные перила рухнули. К несчастью, а может быть, и к счастью, внизу стоял юноша, которому поранило голову. Ему доктор тотчас сделал перевязку, а Митрополит, позвавши после службы, подарил тысячу рублей. И раненый, как герой дня, с вечера и днем гулял между богомольцами. Отпечатлевшееся от старых времен в церковной жизни продолжает жить в народной толще, перенеся все революции и войны. Волынский Союз Русского Народа Из всех церковных предметов, которыми я владел в течении моей Церковной Службы, сохранился у меня, как самое дорогое, наперсный крест, поднесенный мне – архимандриту от Волынского Союза Русского Народа. Я им особенно дорожу, потому что он поднесен мне именно от Волынского Союза. Волынский Союз Русского Народа есть практическое решение крестьянского земельного вопроса по-христиански, в противовес «черному переделу», проведенному потом революционерами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Все великое творится на улице, - говорил один западный философ. А раз творится, то и следы оставляет. Москва вся пропитана следами и именами великих событий, на ее улицах веками происходивших. Есть, конечно, в Белокаменной улицы Строителей, Колхозная, Трудовая, Больничная, Железнодорожников, Весенняя, Кирпичная, Маркса, Энгельса, Тараса Шевченко… Все это есть. И улица Броз Тито есть, и шоссе Энтузиастов. Но не это Москва в корнях своих. Москва это Ильинка (молись о нас, пророче!), Знаменка (не отступай от нас, Пречистая!). Это переулки Богословский, Богоявленский, Климентовский, Предтеченский, Сергиевский, Саввинский, Патриарший… Продолжать? Пожалуй, и продолжу. Борисоглебский, Варсонофьевский, Даниловский, Преображенский. Еще продолжать? Сами продолжите. Где живете, то и любите. Что любите, то и узнавайте. Что узнали и полюбили, то и защищайте, грейте, берегите, ремонтируйте. Кроме вас некому. Это я вам, как мертвый говорю. В смысле – для Москвы мертвый. Ведь не живу я там, а только люблю ее издали, потому что большое видится на расстоянии. Я ее всю, большую, люблю до дрожи в коленях, до замирания сердца, до комка в горле. И когда приезжаю изредка, то хожу по ее мостовым, как по чешуе огромной рыбы, той, что посреди сказочного Моря-Окияна плавает, а на ее спине люди ухитрились дома построить. Рыба любит и терпит этих захребетников. Но захочет чихнуть – чихнет, и все чужое, скверное с ее спины, как пыль улетит. А захочет – вглубь нырнет, и всю дрянь со спины, включая кое-кого из нас с вами, в пучину смоет. Велика эта Рыба, и крючком за губу ее еще никто не ловил. Это мы тоже поймем со временем. В крайнем случае – когда помрем. Но хотелось бы раньше. Рейтинг: 9.2 Голосов: 9 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Александр Владимирович 5 декабря 2013, 01:26 Ай,да Леся! Ну как, отец Андрей? Можно и по Киеву походить... (шутка). Леся 15 ноября 2013, 22:28 Отче Андрей, но для Киева Вы, вроде, не померли? А Киев - это улицы Вознесенская, Введенская, Покровская, Спасская, Сретенская,Лаврская,Софиевская и Михайловская площади, Георгиевский и Нестеровский переулки, улицы Владимирская, Ольгинская, Михайловская,Софиевская, Трёхсвятительская, Петропавловская, Павловская, Дмитриевская, Константиновская, Еленовская, Ирининская, Ильинская, Кирило-Мефодиевская,Златоустовская, Макаровская, Фроловская,Игоревская, Борисоглебская, Олеговская, Владимирский проезд и Владимирский спуск, Андреевский узвоз,Вознесенский узвоз, районы Воскресенка, Воздвиженка, Троещина, Софиевская, Петропавловская, Никольская Борщаговки...

http://pravoslavie.ru/63995.html

Способность воспринять величие поражения, по сути, означает продолжить проигранный бой. Гордость вчерашним поражением — залог завтрашней победы. Это всегда понимали сербы, гордящиеся Косовым полем. «Это было в дни красивые давние Когда сербы погибали славно. В Косове потеряли главу, Но сербства отстояли славу». Гордиться победой легко. Побед у нас, русских, было так много, что мы не научились отдавать должное своим поражениям. Надо учиться у сербов. Гордость поражением — более благородна, поскольку главная победа — это победа нравственная. И конечная историческая победа — сколько б еще ни пришлось ждать — в конечном счете принадлежит тому мировоззрению, «где на чашах весов Между доблестной смертью и жизнью — Смерть всегда перевесит На несколько граммов свинца», как поет Кирилл Ривель. Он тоже приехал на воздвижение памятника: артистически седовласый, в морской робе, напоминающей о плаванье на УПС «Седов». Приехал из Питера полубольным. Что же, это понятно: день такой, что с больничной койки соскочишь, а приедешь. Это ведь только кажется, что самый важный сейчас вопрос, сколько наших денег угробило бездарное финансовое руководство и, соответственно, сильно ли затронет страну нашу общий кризис. Есть вещи и поважнее. Право же, есть. Способность народа выживать в невзгодах зависит от силы его исторической памяти. От постижения им исторической истины. До последнего, впрочем, еще куда как далеко. В завтрашнем дне я вновь услышу хулу на тех, кому мне сейчас довелось поклониться, услышу не единожды и не дважды. Ничего, не привыкать. Лишь бы воздвигались памятники. Примерно так думалось мне под стук колес. В боковом кармане дорожной сумки позвякивали гильзы, предназначенные в подарок племяннице. Я собрала их после салюта в мокрой осенней траве. Липовая сосновая роща Настоящая битва за русскую историю разгорелась сейчас в городе Кингисеппе, который, по-хорошему, Ямбург. Нас не удивишь: повсеместно звучат призывы «не развенчивать героев, на которых выросло три поколения советских людей», тем паче в наше время, и без того не богатое идеалами. Но, внимая кажущейся разумности этих доводов, мы можем упустить, что «не развенчивать» одних означает — оставить других оклеветанными. На примере сегодняшней ямбургской баталии это видно особенно хорошо.

http://azbyka.ru/fiction/mechet-vasiliya...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010