Благотворителей, которые решились бы взять на себя расход по устройству этого здания, также не оказывалось. Но в 1860 году С.-Петербургские,, купцы Никифор Никитин и Михаил Ногин отнеслись с полным сочувствием к благому предприятию игумении и высказали желание построить в Успенском монастыре на свой счет двухэтажный каменный больничный корпус на 14 или 15 саженях длины, с церковью во имя святителя Николая или Воздвижения честного и животворящего креста Господня. Указом Консистории от 20 октября 1860 года 6055) разрешено приступить к постройке больничного корпуса с указом св. Синода от 18 ноября 1860 года 4448), разрешено построить в больничном корпусе и церковь . Св. Синод с признательностью принял вызов купцов Никитина и Ногина построить этот дом с церковью собственным иждивением. Осенью 1861 года это прекрасное здание, 17-ти саж.в длину и 5 саж. в ширину, вчерне было совершенно построено: кирпичная кладка стен окончена еще в начале осени; к половине октября деревянный купол церкви устроен и оштукатурен, шпиль и глава покрыты железом и окрашены, крест железный, обложенный красной медью и вызолоченный через огонь, 8 октября поставлен на место и прочно утвержден, а в начале ноября покрыта железом и вся крыша больничного корпуса. В течение зимы, весны и лета 1862 года были почти окончены и все внутренние работы по корпусу и по церкви, и 13 сентября 1862 года Воздвиженская церковь больничного корпуса была освящена архимандритом Староладожского Николаевского монастыря Аполлосом. Постройка корпуса и церкви обошлась в 28197 рублей серебром. В состав этой суммы пожертвовано: а) С.-Петербургским купцом Никифором Никитиным 13700 руб.; б) почетным гражданином Тимофеем Ф. Луковицким 2120 руб.; в) С.-Петербургским купцом Михаилом Ногиным 900 руб.; г) путиловскими плито-промышленниками 375 руб.; д) иконописным мастером Савельевым 150 руб.; в) неизвестным – 140 руб.; ж) игуменьей Дионисией из суммы, предоставленной в её распоряжение проживавшей в монастыре на богомолении баронессой фон-Раден 10812 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СУРГУТСКИЙ ЛУКИНСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Храм во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого) при окружном травматологическом центре города Сургута. Фотография 2011 г. Храм во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого) при окружном травматологическом центре города Сургута Ханты-Мансийской епархии Инициатива строительства храма при больнице принадлежит главному врачу травматологического центра - Сергею Тарасенко. Идею поддержали сотрудники медучреждения. Проект храма был подготовлен в Архитектурно-художественных мастерских Данилова монастыря, архитектором Дмитрием Соколовым. Строительство велось на пожертвования жителей и предприятий Сургута. В сентябре 2003 года был освящен закладной камень нового храма, в июне 2004 года - освящен крест и забита первая свая. В марте 2005 года в стену храма был заложен освященный камень с надписью: " Сей камень освящен в 2003 году от Рождества Христова во основание Храма в честь Святого Луки " . Храму была подарена первая икона свт. Луки с надписью : " Сия икона написана в память о чудесном исцелении младенца Александра для больничного Храма Луки Войно-Ясенецкого " . В сентябре 2006 года состоялось освящение и воздвижение главного купола и креста храма, в 2008 году - воздвижение двух других куполов. 9 сентября 2009 года в храме состоялся первый молебен. В январе 2010 года был установлен иконостас, в июле того же года над главным входом в храм была установлена мозаика из смальты. Автор мозаики - Ольга Дрёмина. 4 сентября того же года храм был освящен архиепископом Тобольским Димитрием (Капалиным) . С ноября 2011 года при храме действует воскресная школа. Святыни Использованные материалы Редакция текста от: 10.03.2016 16:41:48 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/22824.html

Новое место для Алексеевского монастыря удалось выбрать не сразу. Первоначально предполагалось перевести его на Измайловский остров. Затем возник вариант - на Воробьевых горах, на месте бывшего Андреевского монастыря, где в то время помещалась Мещанская богадельня (неподалеку от существующего ныне моста Окружной железной дороги). И только третий вариант оказался окончательным. В 1837 году Алексеевский монастырь перевели на место, где стояла приходская церковь Воздвижения Креста Господня с шатровой колокольней, сооруженная в конце XVII века - в Красное село (ныне Красносельская улица). Во время войны 1812 года церковь эта пострадала от грабежей французов. Возведение монастырских построек началось сразу после перевода монастыря на новое место. Однако законченный облик ансамбль Алексеевского монастыря приобрел лишь в 1850-е годы. В 1853 году по проекту М.Д. Быковского, сменившего О.И. Бове на посту чиновника особых поручений при московском генерал-губернаторе, в глубине монастырской территории была построена теплая больничная церковь Алексия Человека Божиего. В 1857 году церковь была перестроена и расширена, а также сооружена ограда с башнями. После революции от бывшего монастырского ансамбля сохранились: сильно перестроенная и обезглавленная в 1930 годы Алкесеевская церковь, церковь Всех святых, сооруженная в 1887-1891 годах, и церковь Воздвижения, которая отчасти вошла в существующее ныне здание. Ограда монастыря с башнями и старая церковь были снесены при реконструкции и расширении Красносельской улицы. Тогда же исчезли и надгробия находившегося на монастырской территории кладбища. http://www.xxc.ru/history/monaster/index.htm Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=42808

Арка Святых врат была отреставрирована в 2008 году. Первое упоминание о саратовском Крестовоздвиженском монастыре относится к 1680 году. Организован он был при одноимённой церкви у Старособорной площади, которая была построена не более чем за пять лет до указанной даты, в первые годы возведения нового правобережного Саратова. В 1762 году была освящена монастырская церковь Параскевы Пятницы, каменная, тёплая, однако к началу XIX века после пожара и без того бедный монастырь был закрыт и обращён в приход. 30 ноября (12 декабря) 1829 года был издан указ о восстановлении монастыря на его историческом месте. Основными мотивами были отсутствие женского монастыря в городе, что затрудняло отправку осуждённых преступниц на покаяние и, также, не давало Православной церкви эффективного средства борьбы с распространением старообрядчества. В монастырский комплекс вновь вошли однопричтовые храмы Воздвижения Животворящего Креста Господня (освящён в 1740 году с двумя приделами, строился на средства капитана В. Я. Суровцева) и мученицы Параскевы. В 1857 году в больничном корпусе была освящена третья церковь во имя святых Иакова и Пелагеи. При монастыре имелись садовые участки на реке Гуселке, швейная и иконописная мастерские. В 1903 году Параскевинскую церковь заменила новая во имя святителя Николая Чудотворца с приделом святой великомученицы Параскевы, построенная на средства вдовы саратовского купца А. И. Семидетновой (строительство велось четыре года по проекту гражданского инженера Ю. Н. Терликова). В предреволюционные годы в Крестовоздвиженском монастыре насчитывалось 185 штатных и нештатных монахинь, 17 послушниц и временно проживающих, 351 человек. В 1919 году монастырь был ликвидирован новыми властями с передачей всех построек горфонду. Монашеская община сохранялась, однако была в 1927 году разогнана. В 1934–1939 годах были разрушены обе церкви, жилые и хозяйственные постройки были снесены в 1980-е годы при строительстве гостиницы " Словакия " . В настоящее время из ограды бывшего монастыря сохранились лишь святые ворота. В июле 2008 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин освятил икону святителя Николая Чудотворца в обновленной после ремонта арке. Летом 2006 года в частично сохранившемся монастырском помещении была освящена церковь с престолом во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

http://sobory.ru/article/?object=15576

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Крестовоздвиженский женский монастырь Россия, г. Нижний Новгород, Окский съезд, д. 2а, около площади Лядова. Ныне включает в себя три ранее основанных и упраздненных монастыря: Зачатьевский, Воскресенский и Происхожденский. Обитель ведет свою историю с 1370-х годов. Она была основана вдовой великого Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича Василисой, при пострижении в иноческий сан принявшей имя Феодоры. До 1814 года монастырь назывался Зачатьевским и располагался под кремлевским холмом близ волжского берега. Но был перенесен из-за частых пожаров и неудобного местоположения в более спокойное и тихое место к Казанской заставе (современная площадь Лядова). К осени 1814 года на новом месте были возведены наружные стены монастыря (внутри них колокольня со Святыми воротами и двумя палатками) и восемь корпусов, также заложен фундамент соборной церкви, а вне монастыря устроен гостиный двор. В октябре 1815 года игумения и сестры оставили старую обитель и поселились в новой, где была освящена больничная церковь в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радостей», устроенную в одном из монастырских корпусов. В 1838 году стараниями настоятельницы в монастыре было открыто училище, в котором двенадцать самых беднейших сирот женского пола духовного звания обучались Закону Божию, чтению, чистописанию, арифметике, грамматике и рукоделиям, как то: шитью золотом, уборке икон фольгой, шитью по канве и другому. Ежегодно в субботу Светлой седмицы в Крестовоздвиженский монастырь приносили из Оранского монастыря Оранскую Владимирскую икону Божией Матери, одну из самых почитаемых в Нижнем Новгороде. Закрыт женский монастырь был в 1917 году, сразу же после издания декрета об отделении церкви от государства. В советское время в его помещениях располагались склады, жилые помещения и конторы. В соборе размещался завод бритвенных изделий. Один деревянный крест был закопан игуменией в подвале, откуда впоследствии был взят и перенесен в церковь Вознесения Господня. Восстановление Крестовоздвиженского собора началось в 1995 году, и поначалу службы велись в небольшой церкви рядом с храмом. Восстановлен был храм в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня в 1999 году. А в 2004 приход собора в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня города Нижнего Новгорода был преобразован в Крестовоздвиженский женский монастырь. Восстанавливается с 2006 года. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1896  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2586 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

- Соборный храм, построенный в 1814-23 гг. крестообразной формы с пятью большими куполами. В 1845-47 гг. внутренность храма была отделана заново и затем снова обновлена в 1894 г. купцом М. Рукавишниковым. В нем три престола: главный – в честь Воздвижения Креста Господня, южный – в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и св. Дионисия Ареопагита, а северный – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, св. Иннокентия Иркутского и вмч. Димитрия Солунского. В этом храме замечательны: местная Иверская икона Божией Матери в богато украшенной ризе и местная икона Воздвижения Креста, в коей вставлен серебряный вызолоченный крест с частицами Животворящего Древа, ризы Господней и мощей разных святых. Под алтарем соборного храма в склепе устроена церковь в честь Иверской иконы Божией Матери; в ней погребены прахи бывших настоятельниц монастыря. - Больничная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и св. Василия Блаженного. Церковь эта, находящаяся в монастырском корпусе на северо-восток от соборного храма, устроена в 1814 г. и потом в 1833 г. возобновлена. - Казанская кладбищенская церковь, построенная в 1798 г. купцом Я. Стешевым и приписанная к Крестовоздвиженскому монастырю в 1816 г. В ней три престола: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери, правый – во имя св. апост. Иакова брата Божия и левый – в честь Шуйской иконы Божией Матери. В этой церкви замечательны древние иконы Божией Матери: Владимирская, Шуйская и Толгская; все они богато украшены жемчугом и каменьями. В ризнице Крестовоздвиженского монастыря имеется много старинных вещей из церковной утвари. М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г. История монастыря началась в XIV веке. Княгиня Василиса, в монашестве Феодора, организовала Зачатьевский монастырь близ Нижегородского Кремля. Позже монастырь был перенесен и располагался между Георгиевской башней Кремля и Георгиевской церквью. Обитель неоднократно подвергалась опустошению из-за пожаров. В 1811 г. несколько обителей объединились, игуменья Дорофея начала хлопотать о перенесении монастыря за город и вскоре приступила к устройству обители на новом месте. Так появился Крестовоздвиженский женский монастырь. Основной деятельностью монастыря стало воспитание и обучение девочек как из дворянских, так и неимущих семей. В советское время, после долгих лет запустения, в 1995 г. монастырские помещения были переданы Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01815

УСПЕНСКИЙ, женский, 1 класса, в уездном городе Александрове, на берегу речки Серы. Основан в XVI веке царем Иоанном Васильевичем. – Обитель эта (прежде мужская) не редко бывала резиденцией царя Иоанна, который, окружив себя опричниками, здесь живал по нескольку времени, вел монашескую жизнь, как настоятель; соблюдал в точности наружный иноческий устав; ходил в черном платье в церковь и общую с опричниками трапезу; а между тем звал сюда на суд подданных, которые часто становились тут же жертвами его подозрительности: еще видны следы бывших подле обители и давно пересохших прудов, в которых, по преданию, погублено множество несчастных. – Здесь была учреждена царем Иоанном и типография, вторая по Московской. – Ныне монастырь этот, обращенный в 1651 г. при царе Алексее Михайловиче в женский и в 1764 возведенный в 1 класс, окружен огромными каменными стенами с башнями, которые построены при царе Феодоре Алексеевиче, и имеет 6 церквей, из коих две соборные: 1) Успения Богородицы, с приделами Иоанна Предтечи и Марии Египетской, построенные царем Иоанном Васильевичем; при ней находятся уцелевшие еще до ныне две келии, в коих сей царь имел пребывание. 2) Живоначальной Троицы, также древнего построения, с приделами Симеона Богоприимца и Сергия Радонежского. В этом соборе заслуживают внимания южные дубовые двери, покрытые листами красной медной, некогда вызолоченной латуни, с изображениями разных святых, притчей из священного Писания и даже мифологических лиц; они сделаны в 1336 году св. Василием, архиепископом Новгородским, что доказывается надписью на них. Эта драгоценность, известная в ученом свете под именем Корсунских врат, находилась в Новгородском Софийском соборе, а сюда вывезена в 1569 году царем Иоанном Грозным, по покорении им Новгорода. Здесь же есть другие, западные врата, также, по-видимому, из Новгорода привезенные, которые хотя и позднейшей работы, но замечательны простотой и величием древнего греческого искусства. 3) Покрова Богородицы, теплая. 4) Воздвижения Креста, под колокольней. 5) Феодора Стратилата, над вратами. 6) Сретения Господня, больничная. – В этой обители погребены две сестры императора Петра Великого: Марфа Алексеевна и Феодосия Алексеевна. Царевна Марфа Алексеевна была здесь более 8 лет в числе инокинь, под именем Маргариты. После нее остались принадлежавшие ей вещи, тщательно сберегаемые, как-то: серебряное блюдо, ложки, вилки с ножом, стеклянная чарка с вызолоченной подножкой и кубок с крышкой. Портрет ее также здесь находится. – Между погребенными в обители замечателен храбрый генерал и любимец Петра I, Иван Иванович Бутурлин. – Монастырская ризница наполнена древними и дорогими царскими вкладами; между прочим здесь находится золотой напрестольный крест, с серебряным распятием, украшенный жемчугом – дар царицы Наталии Кирилловны.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Люди, далекие от веры, по вполне понятным причинам пытаются умалить христианское мировоззрение Б.Пастернака, изобразить его мечтательным и неглубоким. Позиция эта предвзятая. Автор хорошо знает православную традицию. Он с любовью и духовной чуткостью обращается к различным сторонам церковной жизни. «В час седьмый по церковному, а по общему часоисчислению в час ночи, от самого грузного, чуть шевельнувшегося колокола у Воздвиженья отделилась и поплыла, смешиваясь с темною влагой дождя, волна тихого, темного и сладкого гудения. Она оттолкнулась от колокола, как отрывается от берега и тонет, и растворяется в реке отмытая половодьем земляная глыба. Это была ночь на Великий четверг, день Двенадцати евангелий. В глубине за сетчатою пеленою дождя двинулись и поплыли еле различимые огоньки и озаренные ими лбы, носы, лица. Говеющие прошли к утрене» (Доктор Живаго. Часть десятая. На большой дороге). Сын поэта Евгений Пастернак пишет: «20 октября его увезли в Боткинскую больницу с обширным инфарктом миокарда. Он пробыл там до 6 января 1953 года… В разных письмах и стихах Пастернак старался передать пережитое им в больнице чувство близости смерти. Он подробно записал, как остро ощутил он в эти минуты реальное присутствие Бога, горячее желание славить и благодарить его. Он рассказывал, что больничная няня, сидевшая неподалеку, припоминала вместе с ним слова различных церковных служб, удивляясь тому, как многое он знал. Кроме запомненных с детства молитв, в бумагах Пастернака сохранились стертые на сгибах листки с выписками из служебных текстов, которые он носил с собою в церковь и постепенно учил. Он любил тихонько подпевать вместе с хором». В стихотворении, написанном за четыре года до смерти, поэт созерцает красоту окружающей его природы и вспоминает сладость и счастье пережитой им радости во время церковной молитвы: B церковной росписи оконниц Так в вечность смотрят изнутри В мерцающих венцах бессонниц Святые, схимники, цари. Как будто внутренность собора – Простор земли, и чрез окно

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

2) В северо-западном углу монастыря ЦЕРКОВЬ больничная пятиглавая во имя Всех Святых. 3) На святых восточных воротах ЦЕРКОВЬ во имя Преподобного Нила, пятиглавая. 4) На западных святых воротах ЦЕРКОВЬ во имя святых Апостолов Петра и Павла, об одной главе. 5) КОЛОКОЛЬНЯ, в связи с соборной церковью; на ней двадцать три колокола, расположенных на двух ярусах, из коих на верхнем ярусе и боевые часы. 6) На западной стороне КЕЛЬИ Настоятельские двухэтажные. 7) По четырём сторонам монастыря братские КЕЛЬИ двухэтажные. 8) На северо-западной стороне при больничной церкви БОЛЬНИЦА на пять человек, так расположенная и устроенная, что престарелые и немощные всегда могут слушать повседневно в оной церкви отправляемое священнослужение, даже не вставая с одров своих. 9) ТРАПЕЗА для братии и келарская КЕЛЬЯ, в связи с соборной церковью. 10) ГОСТИНИЦА и прочие службы, в юго-восточном углу монастыря. Б) Вне монастыря 1)  ЦЕРКОВЬ в роще к западу от монастыря двухэтажная. В верхнем, во имя Иоанна Предтечи честного Рождества его, – о пяти главах построенная иждивением жившего в оной пустыне помещика Челищева; в нижнем этаже церковь тёплая, во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь, в западном её углу от входа на правой стороне вид той пещеры, которую Преподобный Нил по пришествию своему на остров ископал, и жил в ней едино лето. 2)  ЦЕРКОВЬ к юго-западу от монастыря, во имя Воздвижения Честного креста, об одной главе. 3) Примыкающие к западной стороне монастыря двухэтажные ГОСТИНЫЕ КЕЛЬИ со службами, составляющие особенный двор. 4) К южной стороне от монастыря, на мысе острова, монастырский сад, окружённый ОГРАДОЙ каменной в виде замка с башнями и погребами. 5) Близ северо-западного угла оного сада ФЛИГЕЛЬ хлебных амбаров и кельи, солодовенная и рыбацкая. Достопримечательные вещи в обители сей имеются следующие: 1) Святые МОЩИ Преподобного Нила Столобенского, почивающие как выше сказано, между соборной и придельной церковью в сребро-позолоченной раке на каменном помосте. 2) Над ними СЕНЬ резная золочёная, утверждённая на таковых же столбах.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Хотя монастырь в то время владел суммами, весьма ??достаточными для постройки здания, стоимость которого по архитекторской смете определялась в 20301 р. 23 коп. серебром, но епархиальное начальство отнеслось доверчиво к надежде игумении построить трапезный корпус при помощи благотворителей, и разрешило постройку. Действительно ?? благотворителей, сделавших незначительные пожертвования, нашлись ?? сделавшие значительные жертвы на постройку трапезы. Так 1) полко?? баронесса фон-Раден, проживавшая в монастыре для богомоления, пожертвовала 1300 р.; 2) С.-Петербургский купец Никифор Никитин пожертвовал разного строительного материала на 856 р. 84 коп.; и 3) С.-Петербургский купец Потап Быков пожертвовал также разных вещей для корпуса на 900 р. Другие, менее значительные пожертвования и монастырская неокладная сумма дали игуменье средства летом 1858 года совершено отстроить это здание. При благоразумной распорядительности и бережливости коммисии, строившей это здание, оно построено, вместо сметных 20000 р. с лишком, за 12071 р. 26 июля 1858 года 133) игуменья просила у преосвященного митрополита Григория разрешения 15 августа, в храмовой монастырский праздник, освятить трапезный корпус и положить начало общежитию в Успенской обители, С благословения архипастырского в 1858 году храмовой монастырский праздник ознаменован прекрасным торжеством, открытием, общей трапезы для всех сестер. 219 3) Каменный двухэтажный, покрытый железом, больничный корпус, с Воздвиженской церковью, имеющий 17 саж. длины и 5½ саж. ширины и лежащий к юговостоку от собора. Корпус вместе с церковью построен в 1861 и 1862 годах при игуменье Дионисии на средства С.-Петербургского купца Никифора Никитина и других благодетелей, с присоединением суммы (около 11000 руб.), предоставленной в распоряжение игуменьи Дионисии проживавшей в монастыре на богомолении баронессой фон-Раден. На устройство корпуса с церковно, по изящному плану академика Горностаева, употреблено до 30000 руб. серебром. В корпусе находится 20 келлий, для помещения престарелых и болезненных сестер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010