Основателем монастыря на месте подвигов преподобного Нила был иеромонах Герман из братии ближайшего к острову Столобному Николаевского Рожковского монастыря. Он построил на острове первую деревянную церковь во имя Богоявления Господня. К нему стали присоединяться многие, желавшие подвизаться под его руководством, и начали строить себе деревянные кельи. Поэтому иеромонах Герман в 1594 году испросил у патриарха Иова разрешение устроить на острове иноческую обитель с общежительным уставом. Так была открыта Нилова пустынь. Довольно быстро монастырь начал возвышаться и процветать, особенно благодаря покровительству и вкладам русских царей – Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и их ближайших бояр – Б.М. Лыкова, Милославских, Ромодановских. Впоследствии крупные пожертвования в Нилову пустынь делали граф И.П. Мусин-Пушкин, княгиня П.П. Шаховская, князь Ф.Ф. Волконский, князь Г.А. Потемкин-Таврический, барон А.Г. Строганов, известный промышленник, осташковский уроженец С.Я. Яковлев и многие другие. После пожара 1665 года, уничтожившего деревянные постройки, началось каменное строительство, продолжавшееся с перерывами до конца XIX в. В 1867 году автор «Исторического описания Ниловой Столобенской пустыни» В.П. Успенский отмечал, что монастырь по зданиям своим в настоящее время может быть причислен к лучшим обителям России. Создание архитектурного ансамбля Ниловой пустыни связано с именами известных европейских и российских зодчих – К. Росси, А. Мельникова, И. Шарлеманя, А. Боттани, тверских и осташковских архитекторов – И. Львова, Е. Свинкина, Ф. и И. Ананьиных. Центром монастырского ансамбля является величественный Богоявленский собор, построенный в 1821-33 г.г. в стиле классицизма по проекту И.И. Шарлеманя на месте храма одноименного названия XVII в. с четырехярусной колокольней. Ныне в комплекс Ниловой пустыни входят также трапезная (1669-1804), больничная церковь Всех Святых с кельями (1600-1723), ограда с башнями (1766), надвратная церковь Петра и Павла (1760-1764), настоятельский (1723-1794), архиерейский (1680-1838) и братский (1675-1838) корпуса, надвратная церковь Нила Столобенского (1751-1755), монастырская гостиница (1734-1799), странноприимный дом (1737-1809), конный двор (1762-1764), церковь Воздвижения (1784-1788), Архиерейская пристань (1814), гранитная набережная (1833-1851), входная Светлицкая башня (1879).

http://sobory.ru/article/?object=00012

ч. 52 монахини. К 1917 г. монастырский хор насчитывал более 100 чел. После кончины игум. Евпраксии настоятельницей П. м. сестры избрали, а в февр. 1917 г. Синод утвердил бывш. казначею мон. Марию (Лапшину; 1922) с возведением ее в сан игумении. Успенский собор. 1874–1890 гг. Фотография. 2004 г. Успенский собор. 1874–1890 гг. Фотография. 2004 г. В ограде П. м. находились каменный 5-главый собор Успения Пресв. Богородицы с приделами в честь Воздвижения Креста Господня и в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (1874-1890), освященный настоятелем пензенского в честь Преображения Господня монастыря архим. Кириллом (Щегловым), зимний кирпичный 4-столпный 5-купольный храм Вознесения Господня с приделами свт. Николая Чудотворца и вмц. Параскевы (1893-1896; пензенский епархиальный архит. А. Е. Эренберг), освященный еп. Пензенским Павлом (Вильчинским), каменная 50-метровая 3-ярусная колокольня (1897; самый крупный колокол весил 315 пудов), домовые больничная ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (освящена 10 окт. 1892) в 2-этажном кирпичном корпусе, ц. арх. Михаила (освящена 8 нояб. 1902) в архиерейских покоях, деревянная на каменном фундаменте ц. вмц. Параскевы (освящена 20 июля 1894 свящ. Иоанном Белозерским) в настоятельском корпусе, каменная часовня-усыпальница (1895-1897) над могилой игум. Параскевы (Смирновой; 1895). Вне ограды мон-ря располагались: деревянные Параскевинский храм (1873) над источником, ц. Всех святых на возникшем в 1892 г. монастырском кладбище, флигель священника, каменный 2-этажный дом причта с деревянными дворами (1910-1911), корпус приюта, 5 гостиничных корпусов, каменное здание церковноприходской школы (1913), водопроводы (1897, 1913) с каменными бассейнами, бани, амбары и др. службы. В П. м. действовала иконописная мастерская, в к-рой первоначально работали 3 монахини (в 1882 г. при них состояли 7 учениц-послушниц), а в кон. XIX в. насчитывалось 15 сестер. Все изготовленные в П. м. иконы помечались специальной маркой обители - листком бумаги с соответствующим текстом; марку приклеивали на тыльные стороны икон, писавшихся на досках.

http://pravenc.ru/text/2578692.html

В этом храме состоялась последняя перед закрытием монастыря служба (всенощная и обедня) на праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября 1927 года. После обедни певчие запели, как обычно в Прощеное воскресенье, «Плач Адама». Все сестры прощались. Вся церковь плакала. В советское время храм, находившийся в выступавшей части здания, был разрушен, больничные келии заняли под квартиры. В 2003 году здание было передано монастырю, и сразу же началась реконструкция. 12 ноября 2004 года Преосвященным владыкой Георгием был освящен крест, который затем установили на главку больничного храма. Освящение больничной церкви состоялось в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 6 ноября 2006 года. http://www.diveevo.ru/717/ Объект входит в состав комплекса богадельни, состоящего из трех корпусов: Старобольничного (1861 г.), Новобольничного (1895 г.) и собственно богадельни (1898 г.), расположенных в восточной части монастыря, за Канавкой Пресвятой Богородицы. Здание было выстроено в 1861 или 1862-м г.г. и, судя по этой дате, является на сегодняшний день старейшим (если не считать комплекс Казанской церкви 1779-1830 г.г.) архитектурным памятником монастырского ансамбля. Домовая церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» была устроена одновременно с самим зданием на пожертвования двух сестер обители: вдовы Шишкиной и девицы В.А. Карамзиной. Материал стен первого этажа – большемерный красный кирпич на известковом растворе с последующей штукатуркой, второй этаж сложен из бревен с последующей тесовой обшивкой. Оба этажа имели систему коридоров, по сторонам которых располагались келии. Коридоры сходились к помещениям в центре здания - к домовой церкви на втором этаже и к рекреации на первом. В 1883 г. церковь была «распространена», что подразумевало, видимо, возведение с западного фасада прямоугольного в плане, двухэтажного (кирпич/дерево) объема, сменившего прежнее крыльцо и позволившего увеличить площадь молельного зала. Очевидно, не ранее 1890-х г.г. с севера и юга к корпусу были пристроены деревянные галереи, южная из которых соединяла его с соседним корпусом – богадельней (1898 г.). Под указанной галереей располагался подвал, перекрытый кирпичным коробовым сводом.

http://sobory.ru/article/?object=16544

Закрыть itemscope itemtype="" > Саратовские крестоносицы 19.02.2020 721 Время на чтение 24 минут Судьбы насельниц Саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря в советское время Обитель Христовых невест Саратовский женский Крестовоздвиженский монастырь был основан в начале XVII века, когда еще город находился на левом берегу Волги. К началу XX века обитель занимала площадь, ограниченную четырьмя улицами — Московским взвозом, Миллионной (ныне — Набережная Космонавтов), Покровской (улица Лермонтова) и Царицынской (Первомайская). В обители тогда было три храма: Воздвижения Креста Господнего с приделами во имя святого пророка Илии и Смоленской иконы Божией Матери; больничная церковь во имя святого апостола Иакова, брата Господня, и преподобномученицы Пелагеи; новопостроенный храм во имя святителя Николая Чудотворца — правый придел во имя святого благоверного князя Александра Невского и блаженного Иоанна Устюжского, чудотворца, левый во имя святого праведного Симеона Богоприимца, пророчицы Анны и мученицы Параскевы. Монастырь славился благолепием служб, трудолюбием и благочестием насельниц. Монахини и послушницы трудились в иконописной, золотошвейной, гарусной, башмачной и белошвейной мастерских, пекли просфоры для городских храмов. В школе каждый год бесплатно обучалось около ста учениц. По годовому отчету за 1917 год в монастыре было 17 монашествующих, 16 послушниц, 7 схимонахинь, 71 нештатная монахиня, 333 нештатных послушницы — всего 444 человека. При монастыре действовала школа для девочек, работали мастерские, сестры трудились на огородах Гусельского хутора. В штате монастыря на 1918 год состояли: протоиерей Павел Иоаннович Соколов, священник Владимир Семенович Захаркинский, диакон Евфимий Федорович Торяник, псаломщик-диакон Димитрий Михайлович Смирнов, псаломщик Тихон Яковлевич Полянский. В годы Первой мировой войны в обители был организован лазарет, изготовлялись защитные маски от отравляющего газа, применяемого неприятелем. После большевистского переворота, с введением в жизнь декрета об отделении Церкви от государства, монастырь потерял свои угодья и огороды на Гуселке. Постепенно стали отчуждаться и жилые постройки. Чтобы предотвратить закрытие монастыря, игумения Антония (в миру Антонина Станиславовна Заборская) в письме от 13 ноября 1918 года писала в отдел юстиции Губисполкома: «…в Саратовском женском монастыре корпуса заняты лазаретом и рабочими, а в остальных корпусах — 450 престарелых и больных монахинь. Они пекут хлеб, работают в лазарете и шьют. Монастырь составляет трудовую общину».

http://ruskline.ru/opp/2020/02/19/sarato...

Далее следует отметить Спасский собор: он так же великолепен, как и Георгиевский. В алтаре находится запрестольный крест в серебряной оправе с частями Животворящего Древа и свв. мощей. В иконостасе особенно роскошно украшены местные храмовые иконы, осыпанные бриллиантами, из которых выделяются огромный бразильский топаз и редкая большая жемчужина в вершок в диаметре. Остальные храмы – в честь Всех Святых, Похвалы Пр. Богородицы, Алексия, митр. Московского, Воздвижения Креста Господня, в честь иконы Божией Матери Неопалимой Купины и во имя Архистратига Михаила – также блещут богатством внутреннего убранства. Были и еще древние церкви внутри ограды Юрьевской, которые теперь заменены новейшими. Почти в одно время с главным собором в середине XII века сооружена была игуменом Дионисием церковь Преображения Господня, около свв. ворот и нынешнего Воздвиженского храма; а в XVI веке, к югу от холодного собора, вероятно, там, где теперь две больничные церкви, Неопалимой Купины и архангела Михаила, построена была теплая церковь во имя святителя Алексия, с приделом Св. Гавриила Псковского. Это случилось уже после покорения Новгорода, когда память чудотворцев московских внесена была в среду его святыни мощной рукой Иоаннов; но обе сии церкви, весьма убогие, разобраны были ради ветхости в половине минувшего столетия. В богатейшей ризнице монастыря находится много богато убранных церковных облачении, сосудов, крестов, ковчегов и прочей утвари, принесенной в дар от царей, императоров, патриархов и просто именитых благотворителей. Здесь же хранится много древних вкладных грамот князей, царей, архиепископов, большое количество рукописных и старопечатных книг, а также иных памятников старины. В ризнице доселе хранится серебряное позлащенное блюдо с мифологическим на нем изваянием Персея и Андромеды, которое пожаловал в обитель Св. князь Всеволод-Гавриил, потому что на месте древнего баснословного рассказа языческого совершилось новое христианское чудо великомученика Георгия, который близ того же города Верита избавил от морского чудовища Сирийскую царевну, ему обреченную в жертву. Вместе с блюдом хранится и кусок от той скалы, к которой была прикована царевна.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 1856 же году, в котором он?? пила в управление Староладожским монастырем, она, в надежде на м?? и помощь Божию, и на покровительство Пресв. Девы Богоматери, испроси?? решение епархиального начальства на учреждение общей трапезы и на у?? ство для сего необходимого здания. Прекрасная мысль настоятельницы ??себе сочувствие благочестивых благотворителей, и в 1858 году, в ден?? наго храмового праздника обители, 15 августа, освящен вновь постр?? каменный, двухэтажный трапезный корпус и сестры в первый раз?? пили в общую трапезу. Это благодетельное учреждение доселе поддерж?? жертвой благотворителей; но далеко еще не обеспечено более прочным?? ствами. Теперь сестры могут трудиться для снискания себе пропитания?? ним усердием, но без прежнего страха за кусок насущного хлеба и?? сколько полен дров, необходимых для отопления келлии. Теперь они ??лежащей точностью могут исполнять требования настоятельницы касс?? соблюдения монастырского устава, исправнее ходить к службам Божиим?? Затем в высшей степени благодетельное дело совершила игумения Д?? устроив больничный корпус с церковью во имя Воздвиженья честнаго Животворящего креста Господня. Здесь, собранные вместе, болящие и престарелые сестры, удобнее могут быть окружены внимательным уходом, нежели это было прежде, когда они были рассеяны по разным келлиям. Здесь легче могут найти себе, в беседах, во взаимном друг к другу у?? ободрение, утешение, облегченье в своих скорбях и болезнях. Здесь всего важнее, им постоянно открыты и доступны утешение веры в б?? ной церкви, в которой им так удобно слушать Божественную службу и вместе с церковью молиться. Эти прекрасные нововведения, сделанные в ??ском монастыре игуменией Дионисией, объясняют то отрадное явление, что в настоящее время Успенский монастырь имеет до 200 почти монахинь, послушниц и богомолиц, между тем как в XVII и XVIII веке в нем жило от 10 до 25 монахинь. Эти нововведения объясняют и тот порядок, который замечается в монастыре, и ту скромность, тот отпечаток доброй жизни, которые отличают внешнее поведение обитательниц этого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Монастырь, с Волхова, особенно с возвышенного правого его берега, имеет весьма хороший вид. Церкви В Староладожском Успенском женском монастыре находятся три отдельные церкви: 1) Соборная церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы с тремя приделами; 2) церковь во имя воздвижения честного и животворящего креста в больничном корпусе и 3) кладбищенская церковь во имя св. Алексия – человека Божия. Первые две церкви находятся внутри монастырской ограды, а церковь Алексеевская – за монастырской оградой, в расстоянии от монастыря на запад в 55½ саженях. I. Соборная церковь во имя Успения Божией Матери. Постепенное приведение её в настоящий вид. Каменная одноглавая соборная Успенская церковь стоит посредине монастыря. Время основания этой церкви неизвестно; но глубокая древность, по крайней мере, главного его остова, не подлежит сомнению. Несомненно то, что она существовала еще до шведских вторжений в Ладогу в начале XVII столетия. Скорость освящения её (в 1617 году), после раззорения Ладоги шведами в 1611 году свидетельствует как о том, что Успенская церковь – каменная – была не сооружена вновь, а только воссоздана после раззорения, так и о том, что она не подвергалась крайнему раззорению, которое потребовало бы капитальных построек. Если же это справедливо, то год основания этой церкви может скрываться в очень глубокой древности и, если не совпадает с годом основания монастыря, то приближается к нему. В продолжительный период своего существования, эта церковь потерпела много перемен и от влияния времени и от произвола рук человеческих, и в настоящем своем состоянии, как по своему внешнему виду и обширности, так и по внутреннему расположению и украшениям значительно отличается не только от первоначального Успенского храма, но и от Успенского храма конца XVIII и начала XIX столетия. В последней половине XVIII века Успенская церковь с Благовещенским приделом была 8 саженей длины и ширины. В настоящее время Успенская церковь , вместе с выступами и папертью – 13 сажен длины и 6 саж.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Из этого неудовлетворительного состояния, в котором находились монастырские здания при игуменьях Евфимии и Александре, в лучший вид начала приводить их игуменья Евпраксия, 43 года (с 1779–1822) настоятельствовавшая в монастыре. После неё дело возобновления монастыря с особенным усердием и успехом продолжали игуменьи Феврония и Дионисия, в настоящее время управляющая монастырем. Игуменья Евпраксия привела в надлежащий, приличный дому Божию, вид, монастырскую церковь . Затем в 1781 году она исходатайствовала из казны 500 рублей, на постройку в монастыре келлий, и заменила ветхие келлии новыми. 189 Эта же игумения пристроила к Успенской церкви каменную колокольню и увеличила звон, а в 1802 году устроила при теплой каменной придельной церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы, вместо обветшавшей деревянной паперти, новую каменную. 190 Труды Евпраксии продолжили игумении: Поликсения и особенно Феврония. Поликсения начала постройку каменной ограды в 1823 и 1825 годах. Феврония воздвигла немало значительных построек. Так в 1829 году она надстроила над каменной колокольней третий ярус; в 1833 году про перестройку каменной Благовещенской церкви, частью на сумму присланной преосвященным митрополитом Серафимом, а частью на пожертвования благотворителями; в 1833 же году построила кладбищенскую Алексеевскую церковь на монастырскую сумму, с дополнением 5000 рублей ассигнациями пожертвованных с.-петербургским купцом Семеном Калининым; в 166 году построила каменный двухэтажный корпус с 17-ю келлиями д ??стер; в 1853 году построила деревянный корпус для настоятельницы ?? мения Маврикия устроила придел во имя Казанской иконы Божией Матери и великомученицы Варвары на хорах. Особенно много потрудилась в пол?? настыря теперешняя нгуменья Дионисия, приведшая в весьма благо?? вид Успенскую церковь и воздвигшая несколько капитальных зданий ??стыре. В период времени с 1856 по 1858 год она привела в бл?? ный вид монастырский соборный храм, учинивши в нем весьма ва?? ценные улучшения. В 1857 году построила деревянный двухэтажный амбар. В 1858–1859 годах, она устроила каменный двухэтажный трапезный корпус, и двухэтажный деревянный корпус с 8 келлиями для жительства сестер; построила двухэтажный корпус для штатных ?? телей и приезжающих в монастырь богомольцев и устроила с восточной стороны монастыря каменную ограду. В 1862 году построила прек?? двухэтажный каменный больничный корпус с церковью во имя Воздвижения честного и животворящего креста и 20 келлиями для помещения престарелых и болезненных сестер. В 1864 году построила два каменных ?? этажных здания, – одно для прачечной, другое – для экипажного сарая и конюшни, и один деревянный корпус для рукодельни и кладовых. В ?? шем 1870 году произвела весьма значительные ремонтные исправления кладбищенской Алексеевской церкви и перестроила монастырскую ограду восточной стороны монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Очевидно, что малороссийское духовенство в лице своих представителей, как и прежде выражало, готово было покориться воле государя и признать над собою власть Московского патриарха. Но государю теперь было не до церковных дел. В Литве и Белоруссии войска его вели не совсем удачную борьбу с поляками, и не далее как 18 июня русская пехота потерпела там совершенное поражение и сам воевода, князь Щербатый, попался в плен. А на юге было еще хуже. В августе киевский воевода Шереметев и гетман Хмельницкий двинулись с войсками против поляков и крымских татар, в продолжение сентября потерпели от них несколько, впрочем незначительных, поражений; 8 октября Хмельницкий изменил царю и перешел с своими казаками в стан польский, а чрез несколько дней (23 октября) Шереметев принужден был выдать врагам все московское войско и обязался очистить малороссийские города: Киев, Переяслав, Нежин, Чернигов . Это поразило Москву, и удовлетворение ходатайству малороссийского духовенства о новом для него архипастыре государь по необходимости должен был отложить до более благоприятного времени. Если малороссийское духовенство показывало московскому государю такую покорность и преданность, то одним из главных побуждений к этому были, без сомнения, царские милости, которые оно на себе испытывало. Из малороссийских монастырей то и дело приходили в Москву старцы за милостынею, и царь никому не отказывал. В апреле 1657 г. он послал в Креховский монастырь Львовского повета пятьдесят рублей и в киевский Межигорский сто рублей чрез старца Иоакима Савелова, бывшего впоследствии патриархом; в мае 1658 г. пожаловал полтавскому Воздвиженскому монастырю восемьдесят рублей, а лубенскому Мчарскому монастырю пожаловал подтвердительную грамоту на все владения, какие даны были ему русскими великими князьями, гетманом Богданом Хмельницким и князьями Вишневецкими . В этом же году приезжали в Москву из Киево-Печерского монастыря на основании прежде пожалованной ему грамоты наместник Авксентий Острицкий и Больничного монастыря игумен Сильвестр с просьбою о милостыне для своей обители.

http://sedmitza.ru/lib/text/436185/

В монастыре четыре каменных храма: соборный, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, над святыми вратами обители, в честь Иверской иконы Богоматери, теплая Успенская церковь и больничный храм в честь Воздвижения Креста Господня. В соборной церкви находится главная святыня пустыни – явленный Пустынно-Глинский образ Рождества Богородицы, обротанный в XVI веке. Здесь же помещаются две другие местночтимые иконы: чудотворная икона Нерукотворного Спаса, писанная в XVIII столетии, и замечательный древний образ Св. Николая Чудотворца. Ежегодно в обители совершаются крестные ходы: вокруг монастыря во дни Преполовения и 1 августа; 19 июля бывает крестный ход с чудотворной иконой Богоматери в город Глухов, где образ остается до 2 августа, а в этот день бывает крестный ход из города в пустынь. 9 сентября крестное шествие с тем же образом направляется в Ближний скит. В соборном монастырском храме погребен нетленно почивающий возобновитель Глинской пустыни игумен Филарет, прославившийся в С.-Петербурге в 1821 году, как ревнитель православия в известном деле библейского общества. При обители существуют дом трудолюбия, больница и при ней приют для увечных и слабых, гостиница и странноприимный дом для богомольцев. Близ города Путивля при монастырских Сеймских мельницах имеется подворье с домовым храмом во имя Архистратига Михаила и странноприимный дом для богомольцев. Управляет Глинской пустынью архимандрит. Проезд в обитель производится до платформы «Глинская пустынь» узкоколейного подъездного железнодорожного пути «Ворожба-Середина-Вуда» Московско-Киево-Воронежской жел. дороги. Платформа находится в 7 верстах от монастыря. Ближний скит при Глинской пустыни. Этот скит находится в 1/4 версты от Глинской Рождество-Богородичной пустыни. В скиту один каменный храм, посвященный Свв. Богоотцам Иоакиму и Анне. Близ южной стороны церкви находится могила известного Глинского подвижника и молитвенника Макария, преставившегося в 1864 году. Спасо-Илиодоровский скит при Глинской пустыни. Этот скит расположен среди леса, на берегу реки Обесты, в 3 верстах от Глинской пустыни. Основан он в память избавления Государя Императора Николая Александровича от опасности в Японии в 1891 году. Наименование свое он получил от схиархимандрита Илиодора, на месте пустынных подвигов которого и учрежден скит. Храмов два: во имя Нерукотворного Спаса и во имя Св. Крестителя и Предтечи Господня Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010