Николай Фомич Красносельцев (1845–1898), преподававший литургику и церковную археологию в Казанской духовной академии, затем занимавший кафедру церковной истории Β Новороссийском университете, известный более как литургист, чем как церковный историк, посвятил свою магистерскую диссертацию теме «Западные миссии против татар-язычников и особенно против татарусульман» (Казань, 1872); кроме того, он является автором церковно-археологического исследования « Церковь святого Климента в Риме и соединенные с нею воспоминания о славянских апостолах» (Казань, 1885), a также книги «О значении археологических открытий для обработки древней церковной истории» (Одесса, 1889), одной из первых объединившей методологически отрасли науки, в богословской системе считавшиеся принципиально различными, – церковную историю и церковную археологию. Профессором Новороссийского университета в 1879–1894 гг. состоял видный историк, в начале XX в. – признанный глава российской и советской византинистики Федор Иванович Успенский (1845–1928), академик Российской академии наук (с 1900 г.), крупный источниковед, археолог, издатель памятников, в 1894–1914 гг. – директор созданного по его инициативе в Константинополе Русского археологического института и основатель печатного органа при нем – «Известий Русского археологического института в Константинополе», редактор «Византийского временника» (в 1915–1928 гг.), лектор в Ленинградском университете (в 1922–1927 гг.), автор многочисленных глубоко фундированных исследований по истории Византии, существенное место в которых занимала историко-церковная проблематика (включая вопросы церковной экономики) 1342 . В Киевском университете св. Владимира со времени его основания в 1834–1859 гг. церковную историю для православных, а также богословские и философские дисциплины читал протоиерей Иоанн Михайлович Скворцов (1819–1849). До университета он преподавал в Киевской духовной академии. О. Скворцову принадлежат «Краткое начертание истории Церкви ветхозаветной» (1838) и «Краткое начертание истории Церкви новозаветной» (1842), которые были признаны учебными руководствами в светских учебных заведениях и выдержали по шесть изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сочинения: Алексинский И.П., проф. Эхинококк в брюшной полости (научное издание вышло до 1917 в России). Алексинский И.П. К русским патриотам. - Париж, 1927. Источники: Колупаев В.Е. Русские в Северной Африке, 1920-1998: Диссертация на соискание ученой степени кандидат исторических наук. - М., 1999. Колупаев Ростислав, игумен. Русские эмигрантские ученые и наука в Северной Африке. -//Школа. - М., 2001, N 2 (41). - с.62. Лопатинский И. Смерть генерала Врангеля. -//Русская мысль. - Париж, 1998.2.12. Протокол собрания, 31.7.1935. - Успенский храм, Касабланка, Марокко. Архив. Фонд не описан. АФАНАСЬЕВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ, протоиерей Известный русский богослов, (1893-1960), род. в Одессе, учился в Новороссийском университете, участник первой мировой войны, с 1920 в эмиграции. В 1925 окончил богословский факультет Белградского университета, преподавал в Скополье в 1925-1930. В 1930 переезжает в Париж, где становится профессором канонического права в Свято-Сергиевском Богословском институте. В 1940 Афанасьев принимает рукоположение в священный сан. С 1941 по 1947 служит настоятелем русского прихода в Тунисе. В 1950 отец Николай защищает докторскую диссертацию по богословию. Умер в Париже. Сочинения: Авторитет государства и вселенские соборы (на сербском). - Скополье, 1927. Трапеза Господня. - Париж, 1952. Значение мирян в жизни Церкви. - Париж, 1955. Церковь Духа Святого. - Париж, 1971. Библиография работ содержится у Зан. 1937, 1947, 1954, 1965 и Мат. Библ. II, Бл. (19141). См. также: -//Irenikon, 1967, N 2. Источники: Библиография русских философских и религиозных книг, изданных представителями религиозного возрождения, их ближайшими последователями и учениками за рубежом. - В кн.: Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX в. - Имка-Пресс, 1991. - с.337. БАЛИН ВЛАДИМИР, архимандрит В миру Борис, долгое время работал в доме известного французского летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Учился в Св.-Сергиевском богословском институте в Париже. Архиепископом Клишским Николаем (Ереминым) в 1955 рукоположен в сан иеродиакона. Священник Воскресенского храма в Рабате, приглашался на приемы в посольство СССР, как представитель русской общины в Марокко. По воспоминаниям современников, - это был общительный, жизнерадостный и деятельный человек. Скончался в 1976 г. в Париже.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/402/...

Мне приходилось регулярно бывать у Святейшего Патриарха по делам университета, и я всегда находил у него поддержку. Святейший Патриарх Алексий неоднократно ходатайствовал о нашем университете перед правительством, всегда нам помогал. — Вы помните, как Святейший Патриарх впервые пришел в институт? — Ну конечно. Его приезды незабываемы. Когда университет получил имя святого Патриарха Тихона, мы стали праздновать актовые дни в день избрания Патриарха Тихона на Патриарший престол — 18 ноября по новому стилю. Первые десять лет Патриарх Алексий всегда приезжал на наши праздники, потом, после болезни — уже не каждый год. Но этому предшествовали еще два его приезда, очень для нас значительных. Самое первое мероприятие, которое было организовано в нашем университете, это чтения памяти протоиерея Всеволода Шпиллера, нашего духовного отца, его духовные чада в основном и организовали институт. На эти чтения, проходившие в мае 1992 года, приехал протопресвитер Иоанн Мейендорф. Это была последняя его поездка в Россию и последнее публичное выступление. Тогда же неожиданно для нас приехал и Святейший Патриарх Алексий. Его Святейшество рассказал нам об отце Всеволоде, вспомнил, каким он его знал. Это было удивительно, так как мы его даже не осмелились пригласить! Ведь мы тогда только начинали нашу жизнь, и чтения проходили почти в домашних условиях. Прямо в храме царевича Димитрия в Первой Градской больнице поставили стулья, а вместо кафедры для выступающего на солее стоял аналой. И вдруг звонок: «К вам едет Святейший»! И через несколько минут подъезжает машина с Патриархом. Для нас это была удивительная радость — он сам захотел к нам приехать. — По собственной инициативе? — Да, именно это было особенно дорого и трогательно для нас. Этим посещением Патриарх продемонстрировал свое благословение нашему университету. После этого к нам многие повернулись лицом. Ведь когда возникает новое учреждение, на него часто смотрят с некоторой подозрительностью — неизвестно, чем в нем будут заниматься, что начнут проповедовать. Осторожность требует выжидательной позиции. А тут Святейший Патриарх Алексий приехал, поучаствовал, благословил, одобрил. И после этого наши чтения стали проходить регулярно. Скоро мы их переименовали в ежегодную Богословскую конференцию, которая со временем приняла большие масштабы. Именно по образу наших чтений были, потом организованы и Рождественские чтения.

http://patriarchia.ru/db/text/509927.htm...

Ювеналий (Поярков) (род. в 1935 г.) — митрополит Крутицкий и Коломенский. Юдин Сергей Сергеевич (1891–1954) — врач–хирург, первым произвел операцию переливания крови. Юнгеров Павел Александрович (1856–1921) — русский православный библеист, специалист по Ветхому Завету. Юрий Александрович — см. Воскресенский Ю.А. Юрочка — однокурсник Константина Нечаева по МИИТу. Ярослав Мудрый (9781054.) — сын святого Владимира и Рогнеды — один из наиболее знаменитых древнерусских князей Ярославский Емельян Михайлович (настоящая фамилия и имя — Губельман Миней Израилевич) (1878–1943) — деятель Коммунистической партии, публицист, активный пропагандист воинствующего атеизма. Ярошенко Николай Александрович (1846–1898) — русский художник. Биографическая справка Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев). Родился 8 января 1926 г. в городе Козлове Тамбовской области в традиционной священнической семье, принадлежавшей к духовному сословию с XVII в. Окончив среднюю школу в Москве, поступил в Московский Институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ). После третьего курса ушел в Московский Православный Богословский институт, позже реформированный в Московскую духовную семинарию и Московскую Духовную Академию. С 1945 г. Константин Нечаев — иподиакон патриаршего кафедрального собора. В 1951 г. окончил Академию со степенью кандидата богословия, присужденной за работу, посвященную исследованию православной аскетической гносеологии по трудам преподобного Симеона Нового Богослова . Был оставлен профессорским стипендиатом по кафедрам патристики и истории западных вероисповеданий. С 1951 по 1993 год последовательно проходил должности преподавателя, доцента, профессора, заведующего кафедрой Священного Писания Нового Завета в Московской Духовной Академии. Доктор Богословия Московской Духовной Академии, Пражского Университета по Православному Богословскому факультету и факультету Яна Амоса Коменского и доктор Гиссенского Университета Германии. Научные интересы митрополита Питирима затрагивали области православной антропологии, мистического богословия и аскетического пути богопознания, — всего им было опубликовано более 100 богословских работ и статей в периодической печати.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

Лидия Вячеславовна Иванова (1896—1985) — композитор, близкий друг Л. Ю. Бердяевой, под влиянием которой и с благословения о. Августина перешла в католичество. 140 Ориген (ок. 185—253 или 254) — христианский теолог, философ, представитель ранней патристики. 141 Елена Альбертовна Дейша (1884—1977) — писательница. 142 О. Сергий (Сергей Николаевич) Булгаков (1871—1944) — протоиерей, философ, экономист, с Бердяевым познакомился в Киеве, где был преподавателем политехнического института и университета Святого Владимира; в 1918 г. рукоположен во иереи с благословения Патриарха Тихона, в декабре 1922 г. выслан из России; с 1925 г. профессор догматики и декан Богословского института в Париже, также читал лекции в РФА, сотрудничал в журнале «Путь». 143 Ср.: Первое послание kopuhфяhaм.XI,24. 93См.:Матф.ХУ1, 18. 144 Захарович Шагал (1887—1985) жил в Париже с 1923 г., Ж.. Маритен был его другом. 145 Архимандрит Афанасий (Нечаев; ум. 1943) — игумен, один из основателей подворья Трех Святителей Московской патриархии в Париже в 1930 г., участник движения Сопротивления, во время войны укрывал у себя тех, кто спасался от гестапо. 146 О.Димитрий (лорд Дэвид Бальфур) — иеромонах; внук Дж. Юза, одного из главных разработчиков Донецкого угольного бассейна, в детстве жил в России, полюбил русскую культуру; перешел в православие, в 1935 г. читал курс Ветхого Завета в катехизаторской школе Трехсвятительского подворья. 147 Созданный в середине 1930-х гг. по инициативе П. Дeжapдeha«Union pour la vérimé»(«Coюз за правду») объединял французских «интеллектуалов» (писателей, журналистов, общественных деятелей) «левой» ориентации. 148 Рамон Фернандец (1894—1944) — французский романист, литературный критик. 149 Имеется в виду Пьер Дрие Ла Рошель (1893—1945) — французский писатель, со второй половины 30-х гг. придерживавшийся фашистской идеологии. 150 Василий Эмильевич Сеземан (1884—1963) — философ, закончил С.-Петербургский университет. С 1923 г. преподавал философию в Каунасском университете. В 1949 г. вместе с Л. П. Карсавиным репрессирован. Был одним из руководителей евразийской группы в Литве. 151

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

После революции 1917 года Русская Православная Церковь продолжила и даже расширила миссионерскую деятельность за пределами страны. Более 200 тысяч эмигрантов к началу 20-х гг. поселились в странах Балканского полуострова, прежде всего в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (Югославии). Это способствовало значительной активизации церковной жизни; только в Сербскую Православную Церковь приняли на службу 250 русских священников, в Болгарскую Церковь — около ста. В 20-е-40-е гг. русское духовенство играло значительную роль в религиозной жизни славянских стран. Русские священнослужители способствовали возрождению монашества, созданию духовных учебных заведений, развитию богословской науки. Так, в Сербии и Болгарии до начала 20-х гг. не было высших духовных учебных заведений, и в создание богословских факультетов Белградского и Софийского университетов значительный вклад внесли русские эмигранты. Было создано и несколько самостоятельных русских духовных учебных заведений: Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, Институт святого князя Владимира с богословским факультетом в Харбине, Свято-Владимирская и Свято-Троицкая семинарии в США, Русское богословско-пастырское училище в Болгарии. При этом русская церковная эмиграция старалась сберечь многовековые российские духовные традиции, что проявлялось не только в воспитании новых поколений, но и в издательской, научной, миссионерской деятельности. Каждая из прежних дореволюционных российских духовных миссий продолжила свое служение. Северо-Американская митрополия много сделала для распространения Православия в США и Канаде и, в конце концов, в 1970 году была преобразована в автокефальную Православную Церковь в Америке. Западно-Европейский экзархат вел миссионерскую работу в основном на территории Франции и Великобритании, в результате чего там появились общины православных французов и англичан. В 20-х-30-х гг. продолжало развиваться Православие в Китае и Японии. Как существовавшие ранее, так и появившиеся после 1917 года православные общины не имели единого управления и принадлежали к трем юрисдикциям, к началу 1930-х гг. возникшим на основе прежде единой Русской Церкви: Московский Патриархат, Русская Православная Церковь Заграницей и Временный экзархат Вселенского Патриарха на территории Европы с центром в Париже.

http://patriarchia.ru/db/text/4761924.ht...

В преддверии Великого поста темой богословской рубрики («Lingua Sacra») является покаяние. Как отмечено в Слове главного редактора, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, тема эта «насколько «постно-печальная», настолько же и радостно-весенняя», «насколько церковная, настолько же и общечеловеческая».  Раздел предваряет статья декана Греческой Православной Богословской школы Святого Креста протоиерея Иоанна Хрисавгиса «Покаяние: Встреча Бога и человека». Кандидат богословия иерей Димитрий Юревич рассказывает о теме покаяния в Библии, а преподаватель Института иностранных языков Надежда Пшенко – о том, как евангельские слова о покаянии и прощении прочитываются в знаменитом «Возвращении блудного сына» Рембрандта. Журнал «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник» можно приобрести в: - Санкт-Петербургском епархиальном управлении (Александро-Невская Лавра, наб. р. Монастырки, д.1); - магазине издательства «Ладан» (ул. Решетникова, д.13); - Князь-Владимирском соборе (ул. Блохина, 26); - храме Феодоровской иконы Божией Матери (ул. Миргородская д.1); - соборе Владимирской иконы Божией Матери (Владимирский пр., д.20); - храме Коневской иконы Божией Матери подврья Рождество-Богородичного Коневского мужского монастыря (Загородный пр., д.7); - домовом храме св. вмц. Анастасии Узорешительницы (наб. Лейтенанта Шмидта, д.39); - храме св. вмц. Екатерины (В.О., Съездовская линия, д.27а); - магазине «Слово» (ул. М. Конюшенная, д.9); - домовом храме иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» при заводе «АТИ» (Цветочная ул., д.16); - храме св.вмч. Георгия Победоносца (пр. Славы, д.45); - храме прп. Серафима Вырицкого (пересечение Загребского бульвара и ул. Ярослава Гашека); -храме прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище; - храме свв. апп. Петра и Павла при АППО (ул. Ломоносова, д.11); - храме Богоявления на Гутуевском острове (ул. Двинская, д.2); - на подворье Тихвинского монастыря (Дегтярная ул., д.18); - на подворье Введенского мужского монастыря (наб. Лейтенанта Шмидта, д.27).

http://old.aquaviva.ru/news/2008-02-02/4...

- Да, эту книгу, изданную в 1987 году в Париже, мне подарили, когда я училась на втором курсе университета. «Немногое о многом» - одна из первых православных книг, которая меня задела за живое. Написанная емко и глубоко, она доходила до самого сердца! - Я рада, что Вы ее оценили. «Немногое о многом» вошло в изданную Московской Патриархией в 2000 году книгу епископа Мефодия «Пастырские наставления». Весь большой тираж - десять тысяч - полностью разошелся! Я так рада, что книга моего Владыки получила признание в России, которую он так сильно любил. - Матушка, расскажите, пожалуйста, о жизни епископа Мефодия. - Епископ Мефодий, в миру Владимир Николаевич Кульман, родился в 1902 году в Петербурге в высокообразованной дворянской семье. Его отец, Николай Карлович, был датчанином. После переворота 1917 года семья была вынуждена покинуть Россию и бежать в Болгарию, там будущий владыка окончил гимназию. Затем семья переехала в Чехословакию, и здесь Владимир Кульман часто прислуживал за богослужениями Пражскому Владыке Сергию (Королеву) который на него очень повлиял, очень. И в то же самое время Владимир Кульман поступил в университет на историко-филологический факультет. Потом вдруг, разбирая какие-то материалы в библиотеке, он нашел воззвание Патриарха Тихона, где Патриарх призывал весь русский народ через покаяние вернуться в то состояние, в котором он был прежде, говорил, что нужны люди, которые бы помогали Церкви. Это на студента Кульмана очень подействовало. А в Париже тогда умирал его младший брат. Он приехал туда, когда брат еще болел, и присутствовал при кончине. Все это подвигло Владимира бросить учение и идти на служение Церкви. В Париже Владимир поступил в Богословский институт, но больше всего ценил богослужения в храме Сергиевского подворья. В то время там были изумительные богослужения! Управлял хором Михаил Михайлович Осоргин замечательный регент. Потом, когда оставался, кажется, еще год до конца обучения, его постригли в монашество. И чуть позже назначили настоятелем маленького храма в Аньере, в котором до него очень краткое время был отец Иоанн (Шаховской) Он вскоре уехал в Германию, а отец Мефодий попал в этот маленький храм, который был освящен в память разрушенного Храма Христа Спасителя в Москве. Престольный праздник в Аньере отмечается 14 августа по новому стилю, в день Всемилостивого Спаса. В своей проповеди отец Мефодий объясняет: «Неслучайно наш престольный праздник именно сегодня. Мы устраивали наш храм в память разрушаемого тогда Храма Христа Спасителя в Москве. То был храм русской славы, и его престольный праздник был на Рождество Христово. Наш храм - храм скорби, искания, утешения и покаяния. „Свышних призирая, убогия приемля, посети нас озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве: молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость " ,- поем мы в тропаре нашего храма, и праздник его - в первый день Успенского поста и в день выноса Святого Креста».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

Путин и Шредер посетили екатеринбургский Храм-на-Крови Екатеринбург, 10 октября 2003 г. Фото: AP Photo/Ural Press Photo, Alexei Vladykin Храм-на-Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, возведенный в Екатеринбурге на месте убиения Царственных страстотерпцев, посетили 10 октября президент РФ Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер. Высоких паломников с храмом знакомили архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий губернатор Свердловской области Эдуард Как сообщает Благовест-инфо, знакомство высоких гостей с храмом началось прямо с паперти собора. Архиепископ и губернатор рассказали президенту и канцлеру о трагической истории места, на котором возведен храм, о том, как начиналось увековечивание памяти Николая II и его семьи, о строительстве храма-памятника. Затем гостей провели в нижний придел храма, где главы государств поставили свечи пред иконой св. Царственных страстотерпцев, а также подошли к тому месту, где собственно и было совершено злодеяние -расстрельной комнате - она расположена справа от главного алтаря, и по воскресным дням в ней совершаются ранние литургии и молебны Царственным страстотерпцам. Затем архиепископ Викентий ознакомил гостей с макетом застройки Святого квартала, окружающего Храм-на-Крови. Проект предусматривает возведение рядом с храмом целого комплекса духовно-просветительских сооружений - в том числе библиотеки, видеозала, музея, богословского института, гостиницы для паломников и других сооружений, выполненных в едином с храмом и патриаршим подворьем стиле. Значительную часть рассказа архиепископа Викентия Герхарду Шредеру переводил не переводчик, а сам Владимир Путин. Затем руководителей России и Германии провели в верхний придел храма, где Владимир Путин и Герхард Шредер поклонились иконе Пресвятой Богородицы «Троеручица», бывшей в Ипатьевском доме во время заточения там последнего русского царя, и раке, в которой в течение 12-ти лет пребывали мощи святого преподобного Серафима Саровского, а сейчас находится частица этих мощей. В завершении визита архиепископ Викентий преподнес гостям подарки. Президенту России - семейный диптих - икону Пресвятой Богородицы и икону небесных покровителей Владимира Путина, его супруги и детей. А канцлеру Германии и его супруге - иконы Божией Матери. В присутствии глав двух государств архиепископ Викентий поздравил Эдуарда Росселя с его днем рождения, на который пришелся этот визит. 11 октября 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7842.html

В годы второй мировой войны во время оккупации Франции германскими войсками Владимир Лосский вступил в ряды французского Сопротивления, но участие в борьбе против фашизма не прервало его богословских занятий и преподавательской деятельности. В декабре 1944 года, после освобождения Франции, в Париже был создан Французский Православный институт имени святого Дионисия, в котором Лосский несколько лет вел курсы догматического богословия и церковной истории. С 1947 года он участник конференций англо-русского Содружества имени святых Албания, первого мученика английского, и Сергия Радонежского, которое было создано для поиска путей к глубокому и плодотворному диалогу между Православной и Англиканской Церквами. Благодаря работе этого Содружества некоторые работы В. Н. Лосского , о которых речь пойдет ниже, были переведены и изданы в Англии. В последние годы своей жизни Владимир Лосский преподавал на Пастырских курсах при Западноевропейском Патриаршем Экзархате и принимал активное участие в богословских и философских конференциях. В 1956 году В. Лосский посетил Россию, встреча с которой после 34 лет разлуки была для него большим утешением. Скончался он 7 февраля 1958 года в Париже, в день памяти святого Григория Богослова . Богословие было призванием Владимира Лосского . Но мало иметь дар, и недостаточно быть призванным. Дарование должно быть раскрыто, и на призыв нужно уметь ответить. Русская революция 1917 года и все, что за нею последовало, заставили многих русских людей заново осмыслять все свое существование, а жизнь в эмиграции, в чужой культурной, языковой, бытовой среде и теперь уже непосредственная, лицом к лицу, встреча с иной христианской традицией требовали ответа на вопрос: что же такое Православие, которое в течение многих столетий достаточно беспечно провозглашали главным источником политического и национально-культурного величия России, а растеряли последнее за несколько месяцев гражданской войны? Что такое Православие перед лицом западной традиции с ее достаточно замкнутой и самодостаточной историей? Является ли Православие хранителем полноты Божественного Откровения, обращенного ко всем народам и культурам, или же оно есть лишь форма национально-церковного опыта?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010