Елтышев Петр Павлович. Родился в 1843 г. в Пермской губернии. Чаеторговец. После захвата власти большевиками эмигрировал в Китай. Жил в Харбине. Его дочь Ираида Петровна была замужем за известным чаеторговцем Чистяковым. Оба последних были храмостроителями и старостами Софийской церкви Харбина. Скончался 14.04.1931 г. Похоронен на Успенском кладбище. На его могиле была надпись: «Здесь покоится прах старца…» и далее полное имя и даты жизни. Р. Б. Петр Логунов Петр Авраамович. Родился в 1919 г. в Харбине. Окончил в 1936 г. реальное училище, затем Харбинский политехнический институт. Член Братства святого Иоанна Богослова при богословском факультете Института святого Владимира. Занимался изданием журналов и книг при Харбинском епархиальном совете. В 1961 г. через Гонконг переехал в Австралию, в г. Сидней. Р. Б. Петр Машин Петр Николаевич. Родился в 1877 г. в Харькове. Окончил Харьковское музыкальное училище. Музыкальный деятель, регент церковного хора в Харбине (1907–1924 гг.) и Шанхае. (1925–1944 гг.) Скончался в Шанхае 07.03.1944 г. Р. Б. Петр Платонов Петр Николаевич. Псаломщик в церкви г. Тямусы (Северная Маньчжурия) в 1942 г. Р. Б. Петр Распопов Петр Филиппович. Сын священномученика протоиерея Филиппа Распопова. Родился в Хабаровске. Учился в Благовещенской духовной семинарии. В начале 1920-х гг. эмигрировал с семьей в Китай. Жил в Харбине. Певчий в Благовещенской церкви. Регент Николаевской церкви в Затоне (1934 г.) Затем регентовал в Борисо-Глебской церкви в пригороде Харбина – Ченхэ. Псаломщик-регент на ст. Ханьдаохэцзы КВЖД в 1938–1939 гг., регент Иверской церкви Харбина (до 1961 г.) Переехал в США, в Сан-Франциско. С 1962 г. – регент хора Свято-Троицкого кафедрального собора. Духовный композитор. Скончался 02.06.1991 г. Р. Б. Петр Рукавишников Петр Александрович. Почетный член приходского совета Свято-Борисовской церкви в Ченхэ Харбина. Скончался 15.03.1936 г. Р. Б. Петр Свиридов Петр Сергеевич. Родился в 1889 г. в г. Красноуфимске Пермской губернии. Окончил Институт гражданских инженеров и Михайловское артиллерийское училище. Участник Первой мировой и Гражданской войн. В начале 1920-х гг. эмигрировал в Китай, жил в Харбине. Декан Харбинского политехнического института. Архитектор. Проектировал православные храмы в Харбине. В 1954 г. уехал в Южную Африку, а затем в 1962 г. – в Австралию. Принимал активное участие в проектировании и строительстве Свято-Покровского храма в Кабраматта. Скончался 02.09.1971 г. Р. Б. Петр

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После освобождения в Париже был организован Французский Православный институт имени святого Дионисия, в котором Владимир Лосский читал курс догматического богословия. Библиография: «Догматическое богословие» (Париж, 1964–1965; М., 1991), «Соблазны церковного сознания» (1950), «К вопросу об исхождении Св. Духа» (1957), «Всесвятая» (1967), «Богословие света в учении св. Григория Паламы » (1968), «Кафолическое сознание» (1969) и др. Макарий (Булгаков) , митрополит Московский (1816–1882) – выдающийся богослов и церковный историк. Сын сельского священника, окончил Курскую Духовную Семинарию и Киевскую Духовную Академию, принял монашество и был назначен преподавателем русской церковной истории. С 1842 года – преподаватель догматического богословия в С.-Петербургской Духовной Академии. Получил степень магистра за книгу «История Киевской Духовной Академии» (СПб., 1843), и доктора богословия – за книгу «Введение в православное богословие» (СПб., 1847), с 1850 – ректор в С.-Петербургской Духовной Академии. С 1846 года начали выходить первые тома его многотомной «Истории Русской Церкви» (переизд. в 1994–1997), а с 1849 года – первые тома 5-томного «Православного догматического богословия» (переизд. репринтом в 1993), которые до сих пор остаются непревзойденными учебными и исследовательскими трудами. В 1854 году был избран академиком Академии наук и многих исторических и археологических научных обществ, с 1879 – митрополит Московский. Оказывал значительную материальную помощь нуждающимся профессорам, учредил премию за лучшие ученые сочинения и учебники по истории Церкви, богословским и светским наукам (премия имени митрополита Макария восстановлена в конце 1990-х годов и присуждается Российской Академией наук и Московской патриархией). Мейендорф Иоанн , протопресвитер (1926–1992) – русский православный богослов, патролог, церковный историк, византолог, один из выдающихся ученых и деятелей православия в XX веке. Родился в Париже в эмигрантской семье, в 1949 году окончил Православный Богословский институт преподобного Сергия, в 1958 году защитил докторскую диссертацию о богословии святого Григория Паламы , рукоположен во священника Затем переехал в Нью-Йорк, где стал профессором и с 1984 года ректором Свято-Владимирской Духовной Семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

орденом мученика Трифона II степени (2000), орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени (2004), орденом преподобного Серафима Саровского II степени (2007); орденами Поместных Православных Церквей: орденом преподобного Германа Аляскинского Православной Церкви в Америке (1989), орденом Святогробского братства I степени Иерусалимской Церкви (1997), орденом Святого Климента Охридского I степени Болгарской Церкви (1998), орденом апостола Марка Александрийской Церкви I степени (2000). В 2001 и 2003 гг. удостоен национальной премии Русского биографического института по номинации " Человек года " . В 2005 г. удостоен Орденской медалью С. Витте " За выдающиеся заслуги перед народами " . Учредителями данной международной награды являются Европейский комитет по наградам и премиям ООН, Международная ассоциация фондов мира и Славянский фонд России. В 2006г. награжден золотым почетным знаком " Общественное признание " , а также имеет ряд наград от правительственных учреждений и общественных организаций. Калужская епархия при митрополите Клименте (с 1990 г.) После определения архиепископа Климента в 1990 году на Калужскую кафедру, начался новый этап развития церковной жизни Калужской епархии. Среди основных событий необходимо отметить: Передача Калужской епархии и восстановление Свято-Троицкого кафедрального собора Калуги (а также значительного числа приходских храмов в Калуге и области); Возвращение Епархии зданий комплекса бывшей Духовной семинарии; Возрождение монастырской жизни (возвращение монастырей и открытие новых); Открытие в 1992 году Калужского духовного училища (ныне Калужская духовная семинария с 5-ти годичным сроком обучения) и других учебных заведений; Активизация духовно-просветительской и издательской деятельности; Создание на основе бывшего оздоровительного лагеря " Костер " православного молодежного центра Калужской епархии " Златоуст " , с типовым храмом в честь Святителя Иоанна Златоуста и еще нескольких духовно-просветительских центров. За время его управления Калужской епархией количество храмов увеличилось в 6 раз, открылось 9 монастырей, духовная семинария и духовное училище, 2 благотворительных миссии, духовно-просветительский центр " Вера, Надежда Любовь " в г. Обнинске и вечерняя богословская школа для мирян в г. Калуге. Епархией стали издаваться православный журнал, две газеты, богословско-исторический сборник, создан интернет-сайт. Под редакцией архиепископа Климента в 2003 г. вышел в свет альбом " Земля Калужская – земля святая " , удостоенный в том же году национальной премии Русского биографического института в номинации " Лучшие книги и издательства года " .

http://religare.ru/25_294_110_1.html

советского режима в 1991 г. создало правовые условия для развития системы религиозного образования для детей и взрослых, включающей в себя воскресные школы, факультативное преподавание закона Божия в государственных средних школах, православные общеобразовательные гимназии, преподавание богословских и церковно-исторических дисциплин в некоторых светских высших учебных заведениях, подготовку катехизаторов и преподавателей закона Божия в специально предназначенных для этого высших богословских школах.    Еще в сентябре 1990 г. при одной московской школе в Ясеневе по благословению Святейшего Патриарха Алексия II обществом «Радонеж» была учреждена православная классическая гимназия. Со временем православные гимназии появились и в других районах Москвы, в Петербурге, а затем и в других городах России. В целях координации религиозно-образовательной деятельности в 1991 г. был образован синодальный Отдел религиозного образования и катехизации во главе с игуменом Иоанном (Экономцевым).    В 90-х гг. в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах было создано несколько высших богословских школ, которые ставят своей целью подготовку катехизаторов, преподавателей воскресных школ и православных гимназий, ученых богословов и других церковных работников. Наиболее солидной школой такого типа является Московский православный богословский институт имени святого Патриарха Тихона, во главе которого стоит протоиерей Владимир Воробьев. В институте существует несколько факультетов, которые готовят катехизаторов, иконописцев, регентов и других церковных специалистов. Выпускники богословско-пастырского факультета рукополагаются в священные степени. Институт ведет также заочное и вечернее обучение, имеет филиалы в провинции. Председатель Отдела религиозного образования и катехизации игумен Иоанн (Экономцев) основал и возглавил Православный университет имени святого апостола Иоанна Богослова.    Вопросы религиозного образования для мирян обсуждались на архиерейском Соборе 1994 г., который вынес по этому кругу проблем ряд определений.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

30 января в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке состоится симпозиум памяти протопресвитера Александра Шмемана 28 января 2008 г. 11:35 Ежегодная Мемориальная лекция памяти отца Александра Шмемана в Свято-Владимирской семинарии (Крествуд, штат Нью-Йорк) будет в этом году расширена до однодневного симпозиума, который пройдет 30 января, в праздник Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (по новому стилю) — небесных покровителей семинарской часовни. Как сообщает сайт Свято-Владимирской семинарии, мероприятия откроются Всенощным бдением вечером 29 января в семинарской часовне Трех святителей. Утром 30 января в 9.00 начнется архиерейская Божественная литургия, после которой состоятся трапеза и научный симпозиум. Доклады будут посвящены различным аспектам жизни и учения святителя Иоанна Златоуста, 1600-летие преставления которого отмечалось в минувшем году. Святитель Иоанн как проповедник — такова тема доклада Маргарет Митчелл, профессора Нового Завета и раннехристианской литературы в Богословской школе Чикагского университета. Вторым докладчиком выступит иеромонах Грегори (Вульфенден),  доктор философии, настоятель украинской православной церкви Пресвятой Богородицы в Нью-Бритэйн, штат Коннектикут. Отец Григорий — профессор литургических исследований в семинарии Святой Софии и внештатный доцент литургических исследований в Йельском институте духовной музыки Йельской богословской школе. Доклад отца Грегори будет посвящен литургическим аспектам учения святителя Иоанна. Третьим докладчиком выступит протоиерей Джозайя Тренэм, доктор философии, настоятель церкви святого Андрея в Риверсайде, штат Калифорния. Докторская диссертация отца Тренэма, озаглавленная «Брак и девство по учению святителя Иоанна Златоуста», будет опубликована в 2008 году. Он выступит с докладом об отношении святителя к семейной жизни. В 6:30 в часовне Трех святителей будет совершена вечерня, а в 7.30 в аудитории имени митрополита Филиппа в строении Rangos начнется мемориальная лекция «Отец Шмеман как педагог и литургист», которую прочитает епископ Вичиты и Средней Америки (Антиохийская архиепархия) Василий. Преосвященный Василий, выпускник Свято-Владимирской семинарии 1973 года, составитель и переводчик на английский язык «Служебника для священника и диакона» (The Liturgikon: the book of Divine Services for the priest and deacon, 1989), расскажет о влиянии, которое лично на него оказал протопресвитер Александр Шмеман. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/356554.htm...

протопресвитер Борис Бобринский (25.02.1925-07.08.2020) Литургика Нравственное богословие Догматическое богословие Биографические труды Беседы протопресвитер Борис Бобринский Протопресвитер Архиепископии русских церквей в Западной Европе Константинопольского Патриархата. Богослов. Декан Свято-Сергиевского богословского института. Биография Родился в Париже в семье графа Алексея Алексеевича Бобринского (потомок Екатерины II и графа Григория Орлова) и графини Натальи Павловны Ферзен, покинувших Россию во время революции. Окончил Интернат святого Георгия в Мёдоне. Большое влияние на становление его богословского видения оказала близкая дружба с Владимиром Лосским. В 1944 году поступил в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, котрый окончил в 1949 году, защитив кандидатскую диссертацию под руководством отца Георгия Флоровского на тему «Таинство миропомазания у восточных Отцов IV века», в котором предпринял попытку изучения богословия и практики совершения этого таинства в ранней сиро-палестинской традиции, в том числе у святителя Кирилла Иерусалимского, преподобного Ефрема Сирина, святителя Иоанна Златоуста и др. С 1949 по 1951 год стажировался на богословском факультете Афинского университета, исследуя рукописи святителя Григория Паламы, хранящиеся на Афоне и в Афинах. После возвращения во Францию в 1951 году был приглашён преподавать историю Древнего Востока в Свято-Сергиевском богословском институте. С того же года — помощник инспектора. С 1953 года — профессор догматического богословия. С 1954 года заведовал кафедрой догматического богословия. Сферой особого его интереса в догматике было троичное богословие. В своем преподавании сочетал глубину библейского богословия с постоянной обращенностью к святоотеческому наследию. В 1957 году женился на Елене Юрьевне, урождённой Дистерло. У них родилось трое детей. Весной 1959 года был рукоположен во диакона митрополитом Владимиром (Тихоницким), а 18 октября того же года — во пресвитера. Стал последним священником, рукоположенным митрополитом Владимиром.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Настоятелем храма Николы в Плотниках в те годы был протоиерей Владимир Воробьев, дед священника Владимира Воробьева, ректора Свято-Тихоновского богословского института. Один прихожанин позднее вспоминал о нем: «В Евангелии сказано, что Господь Дух Святый дает дары: любви, мира, радости… И вот всеми этими дарами отец Владимир обладал». Он очень чтил «Державную» икону Божией Матери, каждое воскресенье отправлялся с прихожанами в Коломенское служить перед этим образом акафист. И именно в день праздника иконе в марте 1925 года был освобожден из тюрьмы, что верующие восприняли как чудо. (Пока он находился под арестом, в Никольском храме служил преподобномученик иеромонах Варлаам, в 1937 году расстрелянный за верность Церкви на Бутовском полигоне; память 20 февраля.) В том же марте 1925 года, за месяц до своей кончины, в храме Николы на Песках служил Святейший Патриарх Тихон. Арбатские храмы святого Николая дожили до начала 1930-х годов. Первым пал Никола Явленный: он был снесен в 1931 году вместе с колокольней, пережившей нашествие Наполеона. Ахтырскую икону Божией Матери передали в Филипповский храм, где она находится поныне. На месте же снесенного храма собирались строить ведомственную поликлинику Наркомата обороны, но построили типовое здание школы, а там, где стояла колокольня, так и остался пустырь. В следующем, 1932, году погибли остальные Никольские церкви. Протоиерей Владимир Воробьев до конца пытался спасти свой храм. (Кстати, с 1927 года близ Николы в Плотниках жил М.Н. Нестеров, ставший его прихожанином; художник подарил в храм Распятие своей работы.) В 1929 году священник обратился к прихожанам с просьбой создать, согласно правительственному указу, «ответственную двадцатку», члены которой будут отвечать за храм. Им требовалось указать не только фамилии и образование, но и адрес своей работы – понятно, чем тогда это грозило. И попросил записаться в эту двадцатку молодых людей, дабы не создалось впечатления, что храм нужен только пенсионерам. Все было напрасно. На месте снесенного Николы в Плотниках появился престижный дом 45 с памятным магазином «Диета» и «почетными жильцами». Одним из них был А.Я. Коц, который перевел на русский язык «Интернационал».

http://pravoslavie.ru/28730.html

В Кремле наградили лауреатов премии Андрея Первозванного 14 декабря 2006 г. 11:20 Церемония награждения лауреатов международной премии Андрея Первозванного «За веру и верность» состоялась в среду вечером в Государственном кремлевском дворце. «Мне чрезвычайно приятно подтвердить постоянную направленность деятельности Фонда на награждение людей, жизнь, служение и деятельность которых всегда соответствуют девизу ордена Андрея Первозванного: «За веру и верность», — заявил председатель попечительского совета фонда Владимир Якунин на брифинге перед началом церемонии, передает «Интерфакс». Со своей стороны один из лауреатов премии, митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий отметил, что полученная им награда способствует укреплению связей между Сербской и Русской Православными Церквями, а также между сербским и русским народами. Владыка Амфилохий награжден «за подвижническое служение по сохранению христианских святынь и действенное сотрудничество во имя мира и общественного согласия между народами». Благодаря митрополиту стало возможным принесение этим летом в Россию, на Украину и в Белоруссию десницы Иоанна Крестителя. Другим лауреатом премии стал полпред президента России в Южном федеральном округе Дмитрий Козак, награжденный «за большой личный вклад в дело укрепления российской государственности». Кроме того, в число лауреатов премии этого года вошли директор Института детской травматологии и ортопедии Алексей Баиндурашвили, почетные сотрудники КГБ СССР супруги Геворк и Гоар Вартаняны, руководитель Государственного академического ансамбля народного танца Игорь Моисеев, генеральный конструктор машиностроительного бюро «Факел» Владимир Светлов и шестикратная чемпионка Олимпийских игр по скоростному бегу на коньках Лидия Скобликова. Учрежденная в 1992 году Фондом Андрея Первозванного, международная премия «За веру и верность» является символом признания обществом заслуг перед Отечеством и традиционно вручается в день памяти святого Апостола в Государственном кремлевском дворце. В прошлые годы лауреатами премии становились президент России Владимир Путин , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, представитель президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко , генерал армии Валентин Варенников, народные артисты СССР Василий Лановой и Людмила Зыкина, известный хирург, академик Федор Углов, спортсмен Александр Карелин, композитор Никита Богословский, бывший командующий Черноморским флотом адмирал Игорь Касатонов и другие. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/170724.htm...

Скачать epub pdf Содержание Об авторе Лекции, читанные в Белорусском Экзархате Московского Патриархата Лекция 1, Православное свидетельство в современном мире Лекция 2, читанная в Европейском Гуманитарном Университете. Духовное и культурное возрождение XIV века и судьбы восточной европы Православное богословие в современном мире I II III Св. Григорий Палама, его место в Предании Церкви и в современном богословии 1. Биографические сведения. Св. Григорий Палама и Варлаам Калабриец 2. О «священно-безмолвствующих» 3. Сущность и энергия Бога 4. Историческое значение богословского творчества св. Григория Паламы     Об авторе Протоиерей Иоанн Мейендорф скончался 22 июля 1992 г. в Монреале (Канада) в возрасте 66 лет от тяжелой болезни. Специалист с мировым именем в области патристики и византийской истории, один из самых замечательных православных богословов нашего времени, он проведен в последний путь главой Американской Православной Церкви митрополитом Вашингтонским Феодосием, который совершил чин погребения в часовне Свято-Владимирской Духовной Академии в Крествуде (Нью-Йорк, США). Отец Иоанн Мейендорф родился 17 февраля 1926 г. в гор. Нейли (Верхняя Сена, Франция) в семье русских эмигрантов. Он учился в Православном богословском институте Святого Сергия в Париже, в Школе практического богословия в Сорбонне, где в 1959 г. защитил докторскую диссертацию о богословских воззрениях святого Григория Паламы . В том же году, после рукоположения во иерея, он был приглашен в Свято-Владимирскую Духовную Академию в Нью-Йорке для преподавания истории Церкви и патрологии. Он преподавал также в Гарвардском, Колумбийском, Фордовском университетах США. В 1977 г. отец Иоанн был избран членом-корреспондентом Британской Академии. Он был почетным доктором Университета Нотр-Дам (Индиана, США), Богословского института Епископальной Церкви в Нью-Йорке и Православной Духовной Академии в Санкт-Петербурге. Отец Иоанн Мейендорф долгое время возглавлял Отдел внешних сношений Православной Церкви в Америке. Он был одним из инициаторов создания канонической организации этой Поместной Церкви (начало которой восходит к утвержденной в 1794 г. Русской миссии на Аляске), получившей свою автокефалию от Московского Патриархата в 1971 г. С 1968 по 1976 гг. он возглавлял комиссию “Вера и Устройство” Всемирного Совета Церквей, членом Центрального Комитета которого являлся. Отец Иоанн был в числе инициаторов создания в 1953 году Синдесмоса – Всемирной федерации православной молодежи, ее первым секретарем, а затем председателем. С мая по июнь 1992 г. протоиерей Иоанн Мейендорф был ректором Свято-Владимирской Духовной Академии. Последние три года жизни он много раз посещал Москву и Санкт-Петербург, читая лекции, проповедуя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Сбор пожертвований шел очень медленно, но когда в 1857 году проектом заинтересовался новый император Александр II, дело сдвинулось с мертвой точки. Смету переделали: храм решили строить меньшего размера и по другому проекту — архитектора Александра Беретти. Первый камень в фундамент собора заложили в 1862-ом, в день празднования памяти святого равноапостольного князя Владимира. В 1866 году, когда здание было почти готово — оставалось установить купола, стены вдруг дали трещины. Работы заморозили и создали специальный технический комитет из ведущих киевских архитекторов. Из Петербурга прибыл Иван Штром, автор первоначального проекта собора. Он нашел ошибки в чертежах. В итоге строящемуся собору снова поменяли архитектора. Владимир Николаев закончил двадцатилетнее строительство в 1882 году. Для росписей Свято-Владимирского собора пригласили Виктора Васнецова, Михаила Нестерова и других художников. Освятили храм в 1896 году, в присутствии императора Николая II и его семьи. В годы советской власти собор не разрушили, но с 1929-го разместили в нем Музей антирелигиозной пропаганды. В период немецкой оккупации в Великую Отечественную войну Свято-Владимирский собор оставался действующим. Сейчас он принадлежит неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата. Московский Епархиальный дом с храмом святого князя Владимира Московский Епархиальный дом находится практически на Садовом кольце в Лиховом переулке, 6. Это здание, построенное новомучеником святым митрополитом Владимиром в 1901 году для целей народного просвещения, в 1917–1918 годах использовалось для проведения заседаний исторического Поместного Собора Русской Православной Церкви, в нем располагались Епархиальная библиотека, музей, а с 1918 года Богословский институт. В 1920-е годы Епархиальный дом был закрыт, разграблен, передан центральной студии документальных фильмов и изуродован перестройкой. В 2003 году мемориальное здание было незаконно продано в частные руки в результате ложного банкротства. Возвращение здания государству стало возможным благодаря объединенным поистине героическим усилиям сотрудников госадминистрации, юристов и членов Попечительского совета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Было проведено более 30 арбитражных судов, выплачено более 2 млн. долларов.

http://foma.ru/svyatoj-ravnoapostolnyij-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010