ЕСЛИ БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ... Диакон Андрей Кураев [ < < назад вперед > > к оглавлению ] ПРИЛОЖЕНИЕ Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт и магазин " Православное слово "       Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт был открыт весной 1992 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и был удостоен чести носить имя святого Тихона, Патриарха Всероссийского.       Институт является православным высшим учебным заведением, обеспечивающим богословское образование для мирян и высшее гуманитарное образование (историко-философские дисциплины, словесность, древние и новые языки и др.). Богословско-пастырский факультет готовит кандидатов для принятия священного сана.       Выпускники Богословского Института смогут квалифицированно работать в области просвещения, образования (начального, среднего и высшего), научной и богословской деятельности, церковных искусств (церковное пение, иконопись, реставрация, церковное шитье, мозаика, фреска), искусствоведения, музейного дела и т. д.       На дневном отделении Института предполагается большая программа по изучению новых и древних языков. На вечернем отделении Института преподаются гуманитарные и богословские дисциплины студентам, преимущественно имеющим высшее образование. Заочное отделение организовано для обучения иногородних студентов по программам вечернего отделения.       После успешного окончания четырехлетнего обучения студенты получают степень бакалавра.       Пятый год посвящается написанию дипломной работы. В 1994 г. степень бакалавра теологии получили первые 36 выпускников Института, в 1995 г. еще 64 выпускника. На всех факультетах имеется подготовительное отделение.       Структура Института       Институт управляется Ученым Советом и избираемым им ректором, кандидатура которого утверждается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. В настоящее время ректором Института избран и утвержден       протоиерей Владимир Воробьев .       На дневном и вечернем отделениях Института имеются факультеты:

http://zavet.ru/smv/pr/002/005.htm

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ СВЯТОГО ВЛАДИМИРА в Харбине, создан в окт. 1934 г. с названием «Институт св. Владимира». Изначально имел 3 фак-та: богословский, политехнический и восточно-экономический. После того как по распоряжению местных властей политехнический фак-т был закрыт (1938), ин-т получил свое окончательное название. В 1940 г. был упразднен восточно-экономический фак-т (закрытые фак-ты вошли в состав Северо-Маньчжурского ун-та). Б. и. находился в подчинении Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей , попечителем являлся митр. Антоний (Храповицкий) , ректором - Харбинский архиеп. (с 1939 митр.) Мелетий (Заборовский) . С окт. 1934 г. деканом богословского фак-та был проф. В. М. Павловский (с 1935 архим. Василий, впосл. епископ РПЦЗ), с янв. 1939 г.- прот. Виктор Гурьев. В ин-те трудились 10-13 профессоров и преподавателей, из них половина были священнослужителями Харбинской епархии. В 1934-1938 гг. в Б. и. учились ок. 50 чел., в 1944 г.- ок. 100, в 1945 г.- ок. 40 чел. Обучение было платным, лекции читались по вечерам, существовала заочная форма обучения. Учебный план богословского фак-та был составлен по образцу рус. духовных академий, преподавались также востоковедение и кит. язык. Синологическая секция ин-та под рук. проф. И. А. Тимбо занималась переводами правосл. богослужебных текстов на кит. язык. При ин-те действовал патрологический кружок, занимавшийся исследованием святоотеческих творений и рус. патрологии; особое внимание уделялось составлению собрания сочинений митр. Антония, собиранию биографий и трудов церковных писателей. Преподавательская корпорация ин-та опубликовала неск. книг, а также немало статей в ж. «Хлеб небесный» (издавался в Харбине Казанско-Богородичным мон-рем). В 1935 г. при ин-те возникло братство св. ап. Иоанна Богослова, издавшее ок. 20 книг и неск. номеров ж. «Вестник братства». Б. и. закрылся после оккупации Харбина советскими войсками в 1945 г. За время существования ин-та в нем состоялось 4 выпуска, ин-т закончили 13 чел. Лит.: Поздняев Д. , свящ. Духовные школы Маньчжоу-го//Китайский благовестник. 1999. 1. С. 62-69; Бовкало А. А. Богословский университет св. Владимира в Харбине//Зарубежная Россия, 1917-1939 гг.: Сб. ст. СПб., 2000. С. 238-243. А. А. Бовкало Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель

http://pravenc.ru/text/149577.html

Семинар «Русское Православие в Италии» прошел в Библейско-богословском институте Москва, 1 ноября 2004 г. Храм-подворье святителя и чудотворца Николая в Бари, представительство Московского Патриархата в Италии Научно-методический семинар «Русское Православие в Италии» состоялся 28 октября в Библейско-богословском институте святого апостола Андрея (ББИ), передает «Благовест-инфо». Перед сотрудниками и студентами ББИ с докладом выступил Михаил Талалай – православный писатель и путешественник; кандидат исторических наук, в 1994-2000 гг. – секретарь приходского совета русской церкви во Флоренции; секретарь общины во имя святого апостола Андрея Первозванного (Московский Патриархат). Говоря о первоначальном этапе появления русских православных храмов в Италии (первая половина XIX в.), Михаил Талалай отметил сильное противодействие со стороны католического духовенства. Это привело к тому, что первые храмы могли быть либо при посольствах, пользовавшихся правом экстерриториальности, либо при частных домах российских подданных, осевших в Италии. Объединение страны позволило изменить законодательство о религиях, в результате чего в 1859 г. русская колония в Ницце (с 1860 г. – в составе Франции) выстроила первый в Западной Европе приходской русский храм. М. Талалай, используя иллюстративный материал, подробно рассказал об истории русских православных храмов в Риме, Бари, Сан-Ремо, Марано и Флоренции, которые были построены в начале ХХ века. История последнего храма известна автору во всех подробностях: это сооружение 100 лет назад должно было «засвидетельствовать величие Православия» и, по мысли инициатора строительства и первого настоятеля о. Владимира Левицкого, призвано было стать «ответом на Флорентийскую унию (1439)». После революции в России приходы в Италии выросли за счет русских эмигрантов, а в 70-80-е гг. историк отметил такое «интересное явление», как обращение католиков-итальянцев в православие. Церкви, в которых в основном окормляются православные итальянцы, есть в Палермо, Модене, Болонье, около Бриндизи. Прихожане самого большого в Италии православного храма в Турине издавна соседствуют с румынскими старообрядцами: их молельня расположена прямо в Туринском соборе, отметил ученый.

http://pravoslavie.ru/11692.html

В начале 1937 года духовное руководство в православных общинах западной традиции совершали священники Люсьен Шамбо 598 и Евграф Ковалевский 599 . В 1938 году митрополитом Елевферием было утверждено «Положение об управлении западно-православными приходами», согласно которому «Западная Православная Церковь » представляла собой особый благочиннический округ во главе с благочинным, подчинённым Экзарху Русской Православной Церкви в Западной Европе. Такое положение предоставляло определённую степень независимости внутренней жизни приходов западного обряда. Первым благочинным был назначен священник Михаил Вельский. Впоследствии должность благочинного последовательно занимали иеромонах Стефан (Светозаров) и священник Люсьен Шамбо 600 . В 1944 году трудами священника Люсьена было положено начало православному монашеству западного обряда, для которого был избран бенедиктинский устав. Отец Люсьен принял монашество с именем Дионисий и сам совершил несколько монашеских пострижений. В этом же году православное бенедиктинское братство и его монашеский устав получили официальное утверждение со стороны священноначалия Русской Православной Церкви 601 . В том же 1944 году священник Евграф Ковалевский открыл в Париже православное учебное заведение под названием «Литургический центр святого Иринея Лионского », позднее преобразованный в Богословский Институт святого Дионисия. Следует отметить, что Институт имел весьма серьёзный научный потенциал, поскольку в нём преподавали как представители русской богословской элиты, так и французские светские профессора теологии 602 . Некоторое время ректором Института был известный православный богослов Владимир Николаевич Лосский . Среди ярчайших выпускников и преподавателей Института святого Дионисия можно отметить крупнейшего специалиста в области церковного права архиепископа Нью-Йоркского и Нью-Джерсийского Петра (Л’Юилье) , являвшегося вплоть до своей кончины в ноябре 2007 года иерархом Православной Церкви Америки. В 1951–1952 годы в Западно-Европейском Экзархате Московского Патриархата остро встал вопрос избрания нового архиерея для служения во Франции. Одним из условий для кандидатов было обязательное наличие французского гражданства. Протоиерей Евграф Ковалевский воспринял сложившуюся ситуацию как шанс для реализации своего давнего желания получить посвящение в архиерейское достоинство, однако был избран не он, а архимандрит Николай (Ерёмин). В 1953 году протоиерей Евграф, совместно с группой своих приверженцев из числа прихожан, расколол «Западную Православную Церковь » и разорвал церковное общение с Московским Патриархатом. Возглавляемая им группировка получила название «Французская православная церковь ». Примечательно, что ещё за несколько лет до ухода в раскол протоиерей Евграф тайно зарегистрировал Устав религиозной организации и саму организацию под названием «Французская православная церковь». Вслед за Евграфом Ковалевским из юрисдикции Московского Патриархата вышел и Богословский Институт святого Дионисия 603 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиереи также утвердили уставы Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, Синодального информационного отдела, Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Синод посчитал полезным учреждение консультативной группы религиозных лидеров высокого уровня при Генеральном директоре ЮНЕСКО для предоставления согласованного подхода в решениях, затрагивающих вопросы культуры, образования и науки на международном уровне. ОВЦС МП было поручено провести необходимую работу по реализации этого решения. Синодальной Богословской комиссии во взаимодействии с синодальными структурами было поручено начать подготовку современного Катехизиса Русской Православной Церкви. Также был утвержден новый состав Синодальной Богословской комиссии, в которую вошли: митрополит Минский и Слуцкий Филарет; архиепископ Волоколамский Иларион; архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн; архиепископ Верейский Евгений; архиепископ Бориспольский Антоний; епископ Гатчинский Амвросий; епископ Бобруйский и Быховский Серафим; архимандрит Иоасаф (Морза); архимандрит Кирилл (Говорун); протоиерей Валентин Асмус; протоиерей Владимир Воробьев; протоиерей Максим Козлов; протоиерей Кирилл Копейкин; протоиерей Андрей Новиков; протоиерей Владислав Цыпин; протоиерей Всеволод Чаплин; протоиерей Владимир Шмалий; иеромонах Савва (Тутунов); священник Димитрий Юревич; священник Михаил Желтов; священник Владимир Хулап; протодиакон Андрей Кураев; Владимир Бурега, преподаватель Киевской Духовной академии; Андрей Зубов, профессор, заведующий кафедрой истории религий Российского православного института святого Иоанна Богослова; Алексей Козырев, заместитель декана философского факультета Московского государственного университета; Сергей Кравец, руководитель Церковно-научного центра " Православная энциклопедия " ; Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела; Аркадий Малер, председатель Византийского клуба " Катехон " при Институте философии Российской академии наук; Петр Малков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; Алексей Фокин, главный редактор Центра библейского-патрологических исследований Синодального отдела по делам молодежи, старший научный сотрудник Института философии Российской академии наук; Сергей Хоружий, директор Института синергийной антропологии.

http://drevo-info.ru/news/6952.html

16 июня 1936 года Московская Патриархия приняла в Православную Церковь французскую общину со своим обрядом. В этом событии решающее значение имел Владимир Николаевич. В 1938 году Лосский становится гражданином Франции. Как только разразилась Вторая мировая война, он попытался поступить на военную службу, но его не взяли по состоянию здоровья. Во время разгрома 1940 года, когда началось повальное бегство из Парижа, он активно добивался зачисления в какую-нибудь воинскую часть, но его все время посылали все дальше в сторону юга, куда бежали разрозненные и тающие части разбитой армии. Через неделю он убедился, что его усилия бесполезны, и тут же встретился со своей семьей, бежавшей из Парижа перед вступлением немцев. Свое путешествие Владимир Лосский описал в книге «Семь дней по дорогам Франции». Это страстный гимн французского патриотизма, одушевленного духовным пафосом искания христианского лика Франции. Отворачиваясь от Франции «республик» и «империй», он обращается к средневековой Франции святых и королей. В христианской нации Лосский видит «духовную семью». Рукопись подписана псевдонимом Роже д’Элан. Elan по-французски «лось», то есть Лосский перевел свою фамилию на французский. Но для него имело значение и то, что Roger d’Elan — французский святой XIII века. В годы оккупации (1940-1944) Владимир Николаевич стал участником Сопротивления, как многие русские. Но в первую очередь эти годы отмечены напряженной творческой работой. В 1941-1942 годах Лосский читает серию докладов о православном мистическом богословии. Они оформились в книгу «Опыт о мистическом богословии Восточной Церкви» (Париж, 1944). Это самое известное творение Владимира Лосского. В 1945 году был основан Институт святого Дионисия, где богословское образование получали французы, желающие священствовать в Православной Церкви. Деканом стал Владимир Лосский, преподававший в институте догматику и историю Церкви. Однако в 1953 году отец Евграф Ковалевский самовольно покинул юрисдикцию Русской Православной Церкви. Владимир Николаевич не только потерял близкого друга, что он пережил чрезвычайно болезненно, но и покинул Институт святого Дионисия.

http://radonezh.ru/2023/10/30/russkiy-bo...

Шестнадцатого июня 1936 года Московская Патриархия приняла в Православную Церковь французскую общину со своим обрядом. В этом событии решающее значение имел Владимир Николаевич. В 1938 году Лосский становится гражданином Франции. Как только разразилась Вторая мировая война, он попытался поступить на военную службу, но его не взяли по состоянию здоровья. Во время разгрома 1940 года, когда началось повальное бегство из Парижа, он активно добивался зачисления в какую-нибудь воинскую часть, но его все время посылали все дальше в сторону юга, куда бежали разрозненные и тающие части разбитой армии. Через неделю он убедился, что его усилия бесполезны, и тут же встретился со своей семьей, бежавшей из Парижа перед вступлением немцев. Свое путешествие Владимир Лосский описал в книге «Семь дней по дорогам Франции». Это страстный гимн французского патриотизма, одушевленного духовным пафосом искания христианского лика Франции. Отворачиваясь от Франции «республик» и «империй», он обращается к средневековой Франции святых и королей. В христианской нации Лосский видит «духовную семью». Рукопись подписана псевдонимом Роже д’Элан. Elan по-французски «лось», то есть Лосский перевел свою фамилию на французский. Но для него имело значение и то, что Roger d’Elan — французский святой XIII века. В годы оккупации (1940–1944) Владимир Николаевич стал участником Сопротивления, как многие русские. Но в первую очередь эти годы отмечены напряженной творческой работой. В 1941–1942 годах Лосский читает серию докладов о православном мистическом богословии. Они оформились в книгу «Опыт о мистическом богословии Восточной Церкви» (Париж, 1944). Это самое известное творение Владимира Лосского. В 1945 году был основан Институт святого Дионисия, где богословское образование получали французы, желающие священствовать в Православной Церкви. Деканом стал Владимир Лосский, преподававший в институте догматику и историю Церкви. Однако в 1953 году отец Евграф Ковалевский самовольно покинул юрисдикцию РПЦ. Владимир Николаевич не только потерял близкого друга, что он пережил чрезвычайно болезненно, но и покинул Институт святого Дионисия.

http://e-vestnik.ru/analytics/russkiy_bo...

Тахиаос, конечно же, не мог не заинтересоваться этим учебным заведением. Он поступил в аспирантуру Сергиевского института сразу же после окончания богословского факультета в Салониках в 1954 г. Перед началом обучения Антония посещали особо горячие чувства: «В институте святого Сергия я ждал новых путей к новым духовным сокровищам, которые таил в себе русский мир. И я с нетерпением ждал, когда же откроются передо мной эти двери в заветный давно желаемый мною мир» . И здесь реальность превзошла все ожидания Тахиаоса. Он был восхищен не только высоко эрудированными специалистами в богословских, исторических и философских науках, но и самим уставом института. Пребывание здесь более походило на пребывание в монастыре, а не в высшем учебном заведении. Распорядок занятий студентов отчасти был схож с распорядком внутренней жизни русского Афонского монастыря. Центром жизни института был не класс, не актовый зал и даже не библиотека, а храм с его ежедневными богослужениями. Общие каждодневные молитвы были дополняемы совместными трапезами, на которых всегда присутствовал ректор. Весь этот уклад жизни по-особому действовал на Тахиаоса, ведь богословские вузы, которые он видел до этого, были построены по обычному учебному университетскому принципу, с акцентом на обучении. Здесь же имела место удивительная синергия живой литургической, молитвенной жизни и исключительной ревности к научным трудам и исследованиям. Вплоть до смерти Тахиаос будет вспоминать своих наставников в этом институте. Ему довелось тесно общаться с епископом Кассианом (Безобразовым), с архимандритом Киприаном (Керном) и протоиереем Георгием Флоровским. Поскольку Тахиаоса интересовала прежде всего историческая наука, особое влияние на него имел профессор А. В. Карташев, который стал его научным руководителем. Эрудиция и большой опыт в исторических и библейских науках профессора Карташева открывали перед Тахиаосом все новые горизонты. При этом путь Антона Владимировича в познании истории Вселенской Церкви был неким базовым учением, которому следовали и другие преподаватели института прп. Сергия. По мысли Карташева, перспектива исторических исследований, которая способствуют более глубокому пониманию жизни Церкви, имеет первопричиной Божественную энергию. Без понимания этой основы и начала всей истории невозможно понять чаяния и духовные потребности человека, поэтому Тахиаос решил выбрать в качестве темы для диссертации историю исихазма в русской традиции.

http://bogoslov.ru/article/6193440

В настоящее время система высшего католического образования насчитывает в 63 государствах 252 высших учебных заведения (см., например, ватиканский ежегодник «Annuario Pontificio» за 2009 г.). В основном это — университеты, в меньшем числе — теологические факультеты или институты. В их число входят: 1. 45 понтификальных или папских, т.е. находящихся в прямом ведении Папского престола, хотя и на разных основаниях, и расположенных в 38 государствах. В частности, в Риме существует 20 «папских училищ» (atenei romani), принадлежащих непосредственно Ватикану. Из них:     Единственным принципом, объединяющим все папские высшие учебные заведения — очень разные! — является «папская милость», которая была дарована им в силу тех или иных заслуг, и государственная принадлежность Ватикану (но у некоторых университетов это соединяется с принципом экстерриториальности в Риме, у других — нет). 2. Так называемые «церковные» университеты, институты и факультеты, несколько дистанцированные от Святого Престола, но имеющие право давать «церковные» ученые степени. 3. Католические университеты, институты и факультеты, находящиеся «в лоне» Римо-Католической Церкви. Их преподаватели получают мандат от местного епископата и готовят студентов к получению «церковных» ученых степеней. 4. Прочие католические университеты, институты и факультеты (их много), находящиеся в разной степени зависимости от Римо-Католической Церкви (некоторые из них — государственные). Как для «папских» и «церковных» высших учебных заведений, так и для остальных католических университетов и факультетов имеются апостолические конституции, соответственно – «SAPIENTIA CHRISTIANA» (1979 г.) и «EX CORDE ECCLESIAE» (1990 г.). Обе конституции приняты при понтификате Иоанна Павла II и являются применением идей II Ватиканского собора к соответствующим типам университетов. Интересно, что конституция по образованию появилась менее, чем через год после избрания Папы Иоанна Павла II на престол (в августе 1978 г.). На уровне Папской курии папскими учебными заведениями управляет Конгрегация католического образования (Congregatio pro Institutione Catholica) или Конгрегация семинарий и учебных заведений (Congregatio de Institutione Catholica de Seminariis atque Studiorum Institutis) 1 при Папской курии (одна из 9 конгрегаций). Ватиканские (папские) ученые степени признаются многими государствами.

http://patriarchia.ru/db/text/1321786.ht...

На местах вместо семинарий открывались пастырские училища и курсы, существовавшие за счет епархиальных средств, однако действовали они недолго. Печальной была судьба и новообразованных учебных заведений. В мае 1918 г. по благословению патриарха Тихона была открыта Православная народная академия богословских наук, которую возглавил профессор Московского университета протоиерей Николай Боголюбский. Проект оказался неудачным. Успешнее выглядела поначалу ситуация в Петрограде. В 1918 г. преподавателем духовной семинарии И.П.Щербовым было основано пастырское училище. В 1920 г. при поддержке священномученика Вениамина (Казанского) Щербову удалось открыть Богословский институт, ректором которого стал протоиерей Николай Чуков, впоследствии митрополит Григорий. В институте преподавали профессора Петроградской академии протоиереи Василий Верюжский , А.И.Бриллиантов , H. Н.Глубоковский , С.М.Зарин, а также профессора Петроградского университета – Б.А.Тураев , Д.И.Абрамович , Л.П.Карсавин, С.С.Безобразов и др. В институт принимали студентов обоего пола, всего было принято 100 слушателей. Но и это учебное заведение разделило общую участь: в 1923 г. институт был закрыт. Протоиерей Николай Чуков, арестованный в 1923 г., по выходе на свободу открыл в северной столице Высшие богословские курсы, которые просуществовали до 1928 г. Проходили занятия и в подпольной «Московской духовной академии». После 1919 г. эта «академия» проводила занятия в разных местах – в епархиальном доме, в церкви Святой Троицы в Листах, в церкви святого Иоанна Воина, в Высоко-Петровском монастыре. Ректорами этого учебного заведения были протоиерей Анатолий Орлов, затем протоиерей Владимир Страхов и впоследствии епископ Варфоломей (Ремов) . Окончивший подпольную «академию» епископ Вениамин (Милов) писал: «Профессура в академии оставалась еще старая. Среди профессоров я уже встретил не поверхностных дилетантов, каковыми являлись преподаватели семинарии, но серьезных, глубоких, часто безупречных знатоков своего предмета». Среди преподавателей этого учебного заведения были священномученик Иларион (Троицкий) , протоиерей Василий Виноградов , священник Павел Флоренский , профессор И.В.Попов , профессор С.С.Глаголев , профессор С.И.Соболевский и др. Лекции читались в подсобных помещениях храмов, для студентов устраивали экскурсии в Третьяковскую галерею (группами по два – три человека). Проходили и защиты диссертаций. Сам отец Вениамин (Милов) в 1922 г. получил здесь диплом кандидата богословия. Среди выпускников были и канонизированные Церковью новомученики – архимандрит Герман (Полянский) († 1937, память 4 ноября), иеромонах Феодор (Богоявленский) († 1943, память 19 июля), иерей Василий Надеждин († 1930, память 19 февраля).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010