Епархиальный совет открылся в Новодевичьем монастыре (около Московских ворот), в игуменских покоях, председателем был избран протоиерей отец Леонид Богоявленский (бывший настоятель Исакиевского собора, в то время настоятель Троицкого собора на Измайловском проспекте). В работе епархиального совета участвовало несколько протоиереев и только два епископа. Ни один из питерских епископов, кроме Николая и Сергия, в епархиальный совет так и не вступил. 1927 г. ознаменовался еще одним событием: 1го декабря был открыт богословский институт, это действительно была сенсация — первое православное богословское учебное заведение на территории СССР с 1919 года. Правда, в Москве и Ленинграде функционировали обновленческие академии и институт, но не было института православного. Отец Николай Чуков стал ректором. В институте занятия происходили исключительно в вечернее время; преподавали питерские протоиереи; учащимися были молодые священники и диаконы. Увы! Институт просуществовал немного более года. В январе 1929 года он был закрыт. Конец ноября ознаменовался еще одним радостным событием, — были освобождены из заключения архиепископ Гавриил и епископ Григорий. Но вот наступил декабрь — месяц, когда ожидали приезда митрополита Сергия. 5 декабря митрополит должен был днем совершить молебен в храме Воскресения-на-крови; там должно было состояться представление митрополиту питерского духовенства. А всенощную и обедню он должен был совершать в лавре. Уже в два часа дня, за час до начала молебна, я был около храма Воскресения-на-крови. Подойдя к храму, я нашел кучку народа, недоуменно перешептывающуюся; никого из духовенства не было, а двери храма были заперты. Оказывается, митрополит в Питер по неизвестным причинам не приехал. В лавре нас ожидал новый сюрприз: всенощную совершал епископ Николай с двумя Сергиями (престарелым епископом Нарвским Сергием и нашим молодым епископом Детскосельским). Ни епископ Григорий, только что вышедший из заключения, и никто другой из епископов, стоявших в алтаре, не облачились и не служили. Надо сказать, что два праздника Александра Невского (12 сентября — перенесение мощей св. князя из Владимира в Питер, и 6 декабря — день кончины святого) празднуются в Питере особенно торжественно. Для нас, верующих, наш город является не городом Петра I и не городом Ленина, а городом Александра Невского, одержавшего на этом месте победу над шведами. Несметные толпы молящихся в этот день заполняют лавру. В то время обычно в богослужении участвовали все епископы и более сотни священников. Невыход епископов из алтаря в такой день был явной демонстрацией, нежеланием служить вместе с епископом Николаем. (В алтаре находились епископы Гавриил, Григорий, Димитрий, Серафим, Стефан).

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

В 1969 году рукоположен в пресвитера, а через полгода возведен патриархом Афинагором в сан архимандрита. После вступления на Константинопольский престол в 1972 году патриарха Димитрия была образована Личная патриаршая канцелярия. На должность заведующего пригласили архимандрита Варфоломея, который на следующий год был рукоположен в митрополита Филадельфийского. В должности заведующего канцелярией преосвященный Варфоломей оставался до 1990 года, когда был перемещен в Халкидонскую митрополию с титулом митрополита геронта Халкидонского. С марта 1974 года и до своего восхождения на Вселенский престол являлся членом Священного Синода, а также многих синодальных комиссий. Владеет греческим, турецким, латинским, итальянским, английским, французским и немецким языками. Опубликовал большое количество статей, исследований и выступлений на самые различные темы. Является одним из основателей Общества права Восточных Церквей и в течение ряда лет был его вице-президентом. В продолжение 15 лет был членом и 8 лет заместителем председателя комиссии «Вера и порядок» ВСЦ. Принимал участие в Генеральных ассамблеях ВСЦ в Упсале (1968), Ванкувере (1983) и Канберре (1991). На последней ассамблее избран членом Центральной и Исполнительной комиссий ВСЦ. Представлял Вселенский Патриархат на многих межправославных и межхристианских конференциях, а также входил в состав различных делегаций. Почетный член фонда Pro Oriente (Вена), почетный доктор богословского факультета Афинского университета, Московской духовной академии, философского факультета Критского университета, кафедры охраны окружающей среды Эгейского университета (остров Лесбос), Лондонского университета, Католического университета города Левена (Бельгия), Православного Свято-Сергиевского института (Париж), факультета канонического права Университета города Эз-ан-Прованс (Франция), Эдинбургского университета, Богословской школы Святого креста (Бостон), Богословского института святого Владимира (Нью-Йорк), богословского факультета Ясского университета, пяти кафедр Фессалоникийского университета, американских университетов Georgetown, Tuft, Southern Methodist, университета имени Демокрита г. Ксанфи (Греция) и многих других.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

3 листопада 2010 р. 10:45 Протоиерей Максим Козлов: Я против «новой духовности» [Ihmepb " ю] В преддверии VI Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи» профессор Московской духовной академии, настоятель храма св. мц. Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов ответил на вопросы корреспондента портала «Православие и мир». 30 жовтня 2010 р. 11:30 Протоиерей Владимир Шмалий. Как сегодня жить во Христе? [Ihmepb " ю] В интервью порталу «Православие и мир» секретарь Синодальной Библейско-богословской комиссии протоиерей Владимир Шмалий рассказал о целях и задачах VI Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи», которая пройдет в Москве с 15 по 18 ноября 2010 года. 27 жовтня 2010 р. 09:45 Протопресвитер Борис Бобринский. Наука о вечной жизни [Ihmepb " ю] Богословие в современном мире — это творчество, академическая наука или стержень живой христианской жизни? Как в среде русской эмиграции переживалось литургическое возрождение? Об этом и многом другом в интервью интернет-изданию «Татьянин день» рассказал протопресвитер Борис Бобринский, заведующий кафедрой догматического богословия Свято-Сергиевского богословского института в Париже. 22 жовтня 2010 р. 17:51 Епископ Гатчинский Амвросий. Помочь каждому раскрыть талант [Ihmepb " ю] В дни юбилейных торжеств в Московских духовных школах в Сергиев Посад съехались руководители многих учебных заведений Русской Православной Церкви. Ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий ответил на вопросы корреспондента интернет-издания «Татьянин день» об особенностях подготовки будущих пастырей в СПбДА и реформе высшего духовного образования. 21 жовтня 2010 р. 14:50 Ректор Российского православного института игумен Петр (Еремеев): Отсутствие у православного вуза собственного храма — это нонсенс [Ihmepb " ю] В интервью корреспонденту «Благовест-инфо» ректор Российского православного института святого Иоанна Богослова игумен Петр (Еремеев) рассказал о ситуации с храмом св.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/36...

4. Студент русского Богословского института прп. Сергия в Париже Наиболее плодотворным периодом в изучении славянского наследия стало для юного Антония обучение в русском Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского в Париже. Лучшего места для глубокого изучения русской культуры и письменности в то время не было. Институт прп. Сергия нес в XX веке особое свидетельство православного богословия западному миру. Он был основан в 1925 г. стараниями митрополита Евлогия (Георгиевского). В число его преподавателей входили лучшие представители дореволюционной богословской школы, высланные из Советской России: епископ Кассиан (Безобразов), протоиереи Сергий Булгаков, Георгий Флоровский, Михаил Осоргин, богословы Н. О. Лосский и князь С. Е. Трубецкой, историк А. В. Карташев и др. Оказавшись в изгнании, в тяжелейшем моральном и финансовом положении, эти представители русской интеллигенции понимали крайнюю нужду в церковной жизни, в сохранении и дальнейшем развитии богословского наследия России. Несмотря на дороговизну земель, митрополиту Евлогию удалось выкупить небольшой участок в самом Париже. Это чудесное приобретение состоялось в день памяти прп. Сергия Радонежского, поэтому и храм на этой территории был возведен в честь Игумена земли Русской. Антоний Тахиаос впоследствии вспоминал, что студенты с любовью называли институт «садом святого Сергия» или «Сергиевым подворьем» и что присутствие этого великого русского святого они постоянно ощущали рядом с собой . В первой проповеди, на освящение храма, митрополит Евлогий сказал: «Пятьсот лет назад святой Сергий ушел в глухие радонежские леса, и там воссиял свет, который по сей день светит, и согревает всех верующих, и благословляет их на подвиг. Мы же здесь, в рассеянии, посреди шумного Парижа также находимся словно в пустыне. Подобно древнему Израилю в Вавилонском пленении, мы здесь, на чужбине, должны молитвенно пройти путь очищения, обновления и повторить, в том числе, и подвиг святого преподобного Сергия, дабы и здесь, в Париже, воссиял свет православия…» . Надо сказать, что высокие духовные цели, поставленные митрополитом Евлогием были исполнены. Из института впоследствии вышли великие представители богословской науки, такие как архимандрит Киприан (Керн), В. Н. Лосский, протоиереи Николай Афанасьев, Александр Шмеман, Иоанн Мейендорф и др. Выпускники и преподаватели института прп. Сергия впоследствии сыграли важную роль и в становлении Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке (США), ведущего центра православного образования на Американском континенте, а также оказали огромное влияние на развитие и популяризацию богословской мысли в самой России и других государствах. В Париже учились студенты из разных стран, в том числе и из Греции.

http://bogoslov.ru/article/6193440

Годовым праздником Богословского факультета был день Святого Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил (21 ноября). По обыкновению накануне этого праздника в Свято-Иверской часовне совершалось торжественное всенощное бдение, возглавляемое митрополитом Мелетием или архиепископом Димитрием (Вознесенским). Все студенты и преподаватели принимали участие в этом торжественном богослужении. На одном из клиросов храма пел студенческий хор. По окончании всенощного бдения совершался молебен Архистратигу Михаилу, а затем все профессора и студенты принимали участие в чаепитии, проходившем неподалеку - в Свято-Серафимовской столовой. Во время чаепития зачитывались приветственные речи. Так, например, на выпускном акте 1936 года доцент Н. В. Никифоров произнес речь на тему “Философия архитектуры“. Оригинальность тем актовых речей свидетельствует о высоком образовательном уровне Харбинского богословского Института. В день годового праздника все преподаватели и студенты молились за Божественной литургией, которую обыкновенно совершал правящий архиерей епархии в сослужении со своими викариями и другими епископами. Этот день был важным событием в городской жизни Харбина. В 1935 году при богословском факультете Института Св. Владимира по инициативе кружка студентов было основано Братство Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Его первым председателем стал декан факультета, архимандрит Василий (Павловский). После назначения его епископом на Венскую кафедру председателем Братства был избран новый декан Богословского факультета, протоиерей Виктор Гурьев. Почетным Председателем Братства просили быть викария Харбинской епархии, архиепископа Хайларского Димитрия (Вознесенского). По Уставу, Правящий Совет Братства состоял из почетного Председателя (имел право двух голосов при обсуждении вопросов), Председателя (им являлся декан богословского факультета), директора-распорядителя Издательского Комитета, старшины и старшего секретаря. Также существовала должность Духовника Братства. Братство насчитывало около 120 действительных, почетных членов и членов-соревнователей.

http://pravoslavie.ru/40029.html

Ко времени Архиерейского Собора 2000 г. Русская Церковь имела 5 духовных академий, 1 богословский институт (ПСТБИ), 27 семинарий, 27 духовных училищ и 6 пастырских курсов. Выступая с докладом на Соборе, председатель Учебного комитета и ректор Московских духовных школ сказал: «Выпускники духовных школ должны быть «солью земли»». Особое внимание архиепископ Евгений уделил в докладе осуществляемой уже в течение нескольких лет реформе духовной школы и возникающим в связи с этим проблемам. Падение советского режима в 1991 г. создало правовые условия для развития системы религиозного образования для детей и взрослых, включающей в себя воскресные школы, факультативное преподавание Закона Божия в государственных средних школах, православные общеобразовательные гимназии, преподавание богословских и церковно-исторических дисциплин в некоторых светских высших учебных заведениях, подготовку катехизаторов и преподавателей Закона Божия в специально предназначенных для этого высших богословских школах. Еще в сентябре 1990 г. при одной московской средней школе в Ясеневе по благословению Святейшего Патриарха Алексия II обществом «Радонеж» была учреждена православная классическая гимназия. Со временем православные гимназии появились и в других районах Москвы, в Петербурге, а затем и в провинциальных городах. Во многих городских и даже в некоторых сельских приходах по всей России стали открываться воскресные школы. В целях координации этой религиозно-образовательной деятельности в 1991 г. был образован синодальный Отдел религиозного образования и катехизации во главе с игуменом Иоанном (Экономцевым). В 90-х гг. в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах было создано несколько высших богословских школ, которые ставят своей целью подготовку катехизаторов, преподавателей воскресных школ и православных гимназий, ученых богословов и других церковных работников. Наиболее солидной школой такого типа является Московский православный богословский институт имени святого патриарха Тихона, во главе которого стоит протоиерей Владимир Воробьев. В институте существует несколько факультетов, которые готовят катехизаторов, иконописцев, регентов и других церковных специалистов. Выпускники богословско-пастырского факультета рукополагаются в священные степени. Помимо стационара, институт ведет также заочное и вечернее обучение, имеет филиалы в провинции. Председатель Отдела религиозного образования и катехизации игумен Иоанн (Экономцев) основал и возглавил Православный университет имени святого апостола Иоанна Богослова; цель университета – подготовка высококвалифицированных богословов и ученых специалистов в разных областях знаний (философии, экономике, праве) с православным христианским мировоззрением.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

После этого отец Василий зачитал список учащихся, закончивших прошлый год по первому разряду, которые были награждены памятным подарком - книгой об истории Духовных школ в России " Сосуд избранный " . Отец Василий отметил в отчете о прошедшем ремонте зданий Духовных школ и о государственном лицензировании. В Академии работала комиссия по лицензированию, в результате чего было сделано " Экспертное заключение об итогах лицензионной экспертизы высшего богословского учебного заведения Русской Православной Духовной Академии " - так называется документ, представленный управлением лицензирования аккредитации и нострификации. На основании этого документа был издан приказ Министерством общего и профессионального образования Российской федерации от 21 мая 1998 года за которым Санкт-Петербургская Духовная Академия признаётся прошедшей лицензионную экспертизу на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального религиозного образования. После годового отчета выступили почетные гости с приветствиями: заведующий Иконописной школой при МДА игумен Лука от Московской Духовной Академии, генеральный секретарь Всемирного союза православной молодежи " Синдесмос " Владимир Мисиюк, ректор Института богословия и философии Сапронов Петр Александрович, ректор Российского Христианского Гуманитарного Института Бурлак Дмитрий Кириллович, директор Санкт-Петербургского отделения Российского Библейского общества Овсянников Андрей Алексеевич. Затем доцент архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) зачитал актовую речь на тему " Богословское наследие святаго праведнаго Иоанна Кронштадтского " . После речи протоиерей Сергий Рассказовский огласил телеграммы, пришедшие на адрес Академии по случаю престольного праздника. Затем с приветственным словом выступил Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Владыка поздравил всех с академическим праздником и пожелал, чтобы в этой духовной сокровищнице мы получили всё, что нужно для жизни, чтобы достаточно было любому вопрошающему ответить на его вопросы, чтобы мы были счастливы только от того, что мы христиане, что мы были счастливы именем " священник " , и чтобы, каждый раз заканчивая Литургию, как отец Иоанн Кронштадский, испытывали необыкновенную радость, выходили из храма одухотворенными; чтобы, отслужив какую-то трудную седмицу, заканчивая в праздник богослужение, у нас было желание ещё помолиться. Митрополит Владимир пожелал: " Пусть Иоанн Богослов вольёт в вас благодатный дар познания, изучения, разумения, чтобы божественные Тайны вас сохраняли, защищали, согревали, чтобы вы всегда чувствовали себя в храме счастливым человеком, и храм был бы для вас самым дорогим, самым святым, самым любимым местом " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=184...

Макаревский Николай Васильевич. Военный священник 21-го Восточно-Сибирского стрелкового полка во время русско-Японской войны 1904–1905 гг. Выходил в бой со Св. Дарами на Далинском перевале. Протоиерей Николай Масютенко Николай Пахомиевич. Родился в 1907 г. в селе Беловодском, ныне Киргизия. Во время Гражданской войны семья эмигрировала в Китай. В середине 1950-х гг. вернулся на родину. В 1957 г. рукоположен в сан диакона в Ташкентской епархии, в 1958 г. – во священника. Его усилиями в селе Ивановке (Киргизия) был построен храм во имя Св. Иоанна Богослова. Последнее место служения – село Солдатское Ташкентской области. За штатом с 1984 г. Жил в г. Фрунзе. Скончался 16.05.1987 г. Похоронен на городском кладбище. Протоиерей Николай Михайлов Николай Афанасьевич. Служил в Свято-Николаевском соборе Харбина (19231925 гг.) и в Успенской кладбищенской церкви (1926–1942 гг.) Умер в Харбине. Протоиерей Николай Модин Николай Стефанович. Военный священник при штабе Урало-Забайкальской казачьей дивизии во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Участвуя в боях, исполнял пастырские обязанности, словом и примером укреплял дух воинов, под неприятельским огнем напутствовал раненых и совершал погребение умерших. Протоиерей Николай Мухин Николай Петрович. Родился в 1895 г. в Пермской губернии в семье священника. Окончил Пермское духовное училище (1912 г.), пастырско-миссионерскую школу в Перми (1916 г.) В том же году рукоположен во диакона к церкви завода Полазны. В 1917 г. рукоположен в сан иерея к церкви села Чистоперевалочного. В конце Гражданской войны эмигрировал в Китай. Приписной священник Софийской (1919 г.) и Пророко-Ильинской церкви (1923 г.) Харбина. Служил на ст. Шуаньченпу Южной линии КВЖД в 1927–1933 гг. Закончил богословский факультет Института святого Владимира в Харбине (1939 г.) Возведен в сан протоиерея. Преподавал в Харбинской духовной семинарии с 1940 г. Доцент по кафедре философских наук богословского факультета Института святого Владимира (1946 г.) Настоятель Софийской церкви (1949 г.) В 1955 г. вернулся в СССР. Служил в Нижнем Тагиле и в поселке Черноисточинском Екатеринбургской епархии (с 1965 г.) Скончался 24.04.1979 г. Похоронен на поселковом кладбище. Протоиерей Николай

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При помощи Евграфа Ковалевского и Владимира Лосского он обратился к Москве. История переговоров, как и настоящие причины согласия Московской иерархии, до сих пор мало известны, но в декабре 1936 г. община Винэра получила известие о своем присоединении к Русской Православной Церкви. Декрет определил для новой церковной структуры возможность служить местным обрядом, пользоваться григорианским календарем и сохранять другие западные традиции — облачение, праздники и так далее. Луи-Шарль Винэр согласился развестись с женой и принять монашеский постриг с именем архимандрита Иринея. Он скончался 4 марта 1937 г., возложив попечение о маленькой Церкви на вновь рукоположенного священника Евграфа Ковалевского. Православная Церковь Франции В 1943 г. Ковалевский создал Богословский институт Святого Дионисия, взяв за образец Свято-Сергиевский Православный богословский институт. Состав преподавателей достаточно представителен — члены Православной миссии Франции, созданной Евграфом Ковалевским и Владимиром Лосским, французские светские профессора различных христианских вероисповеданий; образование было весьма основательным. В 1948 г. община стала называться “Православной Церковью Франции”. Священнослужители обязаны были быть французскими гражданами. Богослужение совершалось на французском языке, литургию служили галльским обрядом. Кроме того, Церковь издавала православный журнал Contacts, который позже станет журналом всего французского Православия. Он существует до сих пор под руководством Оливье Клемана и самых видных профессоров Свято-Сергиевского института. Юридическое странствование Тем не менее множество ошибок и прежде всего легкомысленное отношение к церковной и сакраментальной дисциплине — причастие инославных, неканонические венчания, вторичное рукоположение, использование эзотерических практик и многое другое, — создали непонимание миссии Православной Церкви Франции со стороны Московского Патриархата. Отец Евграф считал, что правильнее было бы покинуть московскую юрисдикцию до того, как придет официальное запрещение.

http://pravmir.ru/popyitka-sozdaniya-gal...

Был конец мая 1992-го года. Только что, в марте, был зарегистрирован Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Правда, «Свято-Тихоновский» прибавилось к названию немного позже. Святейший Патриарх Алексий II согласился стать учредителем Богословского института, но с понятной опаской: что еще из этого выйдет? Первым нашим «выходом в свет» стала конференция, которую мы назвали — «Чтения в память протоиерея Всеволода Шпиллера», так как сознавали себя его учениками и думали, что Богословский институт будет продолжением его дела. Помещений подходящих у нас не было, денег для аренды зала — тоже, и мы решили провести наши Чтения в недавно открывшемся храме Святого Царевича Димитрия при Первой Градской больнице, где настоятелем был священник Аркадий Шатов (теперь — епископ Пантелеймон). Был назначен день открытия Чтений, все ждали, как-то готовились, и вдруг… во время всенощной под воскресенье прибегает в алтарь сторож и говорит: «Какой-то отец Иоанн Мейендорф просит отца Владимира к телефону». Тогда еще не было мобильных телефонов, и единственный храмовый телефон находился в сторожке. Я бегу бегом в сторожку: «Отец Иоанн! Здравствуйте». В ответ приглушенный голос: «Я в России, в Минске. Завтра буду в Москве. Чем могу быть вам полезен?» Конечно, я сразу пригласил его выступить на наших Чтениях.    Весь храм Царевича Димитрия был заставлен стульями и заполнен людьми. Отец Иоанн вспоминал свои встречи с отцом Всеволодом, очень хорошо говорил о нем. Потом мы попросили, чтобы он рассказал нам о Православии в Америке, прочитал бы еще две лекции. Он с готовностью соглашался. Узнав, что у нас выступает отец Иоанн, народ «повалил» отовсюду на наши Чтения. На второй день во время заседания раздался телефонный звонок, и нам сообщили, что через несколько минут к нам приедет сам Святейший Патриарх Алексий. Мы, конечно, его не приглашали, не было у нас дерзновения на это, да и не было никакого вероятия, что он приедет, а тут вдруг он сам! Понятно, что ради отца Иоанна. Святейший Патриарх Алексий, приехав действительно через несколько минут после звонка, выступил на наших Чтениях, одобрил, благословил нашу инициативу открытия Богословского института, вспомнил добрым словом отца Всеволода и уехал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010