Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Харбинский богословский институт святого Владимира (недейств.) Создан в октябре 1934 г. с названием «Институт св. Владимира». Изначально имел три факультета: богословский, политехнический и восточно-экономический. После того как в 1938 году по распоряжению местных властей политехнический факультет был закрыт, институт получил свое окончательное название. В 1940 году был упразднен восточно-экономический факультет (закрытые факультеты вошли в состав Северо-Маньчжурского университета). Богословский институт находился в подчинении Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей , попечителем являлся митр. Антоний (Храповицкий) , ректором - Харбинский архиерей Мелетий (Заборовский) . С октября 1934 г. деканом богословского факультета был проф. В. М. Павловский , с января 1939 г.- прот. Виктор Гурьев. Обучение было платным, лекции читались по вечерам, существовала заочная форма обучения. Учебный план богословского факультета был составлен по образцу русских духовных академий, преподавались также востоковедение и китайский язык. Синологическая секция института под рук. проф. И. А. Тимбо занималась переводами православных богослужебных текстов на китайский язык. При институте действовал патрологический кружок, занимавшийся исследованием святоотеческих творений и русской патрологии; особое внимание уделялось составлению собрания сочинений митр. Антония, собиранию биографий и трудов церковных писателей. Преподавательская корпорация института опубликовала несколько книг, а также немало статей в журнале «Хлеб небесный» (издавался в Харбине Казанско-Богородичным монастырем). В 1935 г. при институте возникло братство св. ап. Иоанна Богослова, издавшее ок. 20 книг и несколько номеров журнала «Вестник братства». Институт закрылся в 1945 году после оккупации Харбина советскими войсками. Статистика В институте трудились 10-13 профессоров и преподавателей, из них половина были священнослужителями Харбинской епархии. В 1934 - 1938 гг. в институте учились ок. 50 чел., в 1944 г.- ок. 100, в 1945 г.- ок. 40 чел. За время существования института в нем состоялось 4 выпуска, институт закончили 13 чел. Ректоры Литература Использованные материалы Редакция текста от: 24.11.2011 21:26:44 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/19023.html

Священник Иакинф Дестивель Иакинф Дестивель – священник, доктор богословия Католического института в Париже и доктор религиозных наук Свято-Сергиевского православного богословского института, сотрудник папского совета по содействию христианскому единству, автор книги « Поместный собор Русской Православной Церкви 1917 года». – Скажите, можно ли сегодня назвать Институт святого преподобного Сергия мостом для диалога между православными и католиками? – С момента его основания этот институт дал католикам возможность познакомиться с православием, а православным – познакомиться и общаться с католиками. Выдающиеся богословы, такие как Сергей Булгаков, Владимир Лосский или Николай Афанасьев, открыли католическим богословам православное, русское богословие. Без этих контактов западное богословие не развивалось бы в дальнейшем так, как оно развивалось. И даже можно сказать, что без этих контактов Второй Ватиканский собор выглядел бы иначе. И сейчас Институт святого Сергия остается таким мостом, хотя и немного по-иному, чем раньше. Сегодня, конечно, и контекст другой, но я по своему опыту могу сказать, что для меня было огромным обогащением учиться одновременно в Католическом университете и в Свято-Сергиевском институте. – В чем это выражалось, как вы замечали это во время обучения? Какое было взаимодействие с Католической Церковью, с Католическим университетом? В чем вы видите пользу такого взаимодействия? – Институт святого Сергия стал хлебом для современного французского богословия, и до сих пор он продолжает играть эту роль. Он позволил по-другому посмотреть на экклезиологию, на литургическое богословие, на отношения между философией и религией на основе русской традиции. Но в наши дни это работает по-другому, чем когда он был основан. Сейчас Институт святого Сергия является, естественно, партнером католических факультетов в Париже . Особенно интересно, что в нем обучается много католиков, а многие православные студенты этого института ходят на занятия в другие вузы. Это касается и профессоров. Я помню, что на некоторые занятия богословского факультета Католического университета приглашали православных профессоров, и это было уникальной возможностью слышать оба голоса. Я убежден, что мы говорим иначе, когда рядом с нами сидит христианин из другой Церкви. Всё это дает возможность не только получить книжное представление о другой Церкви, но и лично узнать ее представителей, будь они студентами или профессорами.

http://pravmir.ru/svyato-sergievskiy-ins...

Правда, этот институт, несмотря на замечательные преподавательские кадры ( В.Н.Лосский , Л. А.Успенский и др.), не стал популярным и, существуя более формально, чем фактически, вместе с иереем Е.Ковалевским ушел из Московского Патриархата в Константинопольский Патриархат, затем в РПЦЗ, а затем в неканоничную «Французскую Церковь ». Высшее учебное заведение появилось и в Харбине, половину населения которого составляли русские. В 1920-е гг. здесь начали работу пастырско-богословские курсы, основанные протоиереем Николаем Вознесенским (впоследствии епископом Димитрием), а также семинария. В 1933 г. в Харбине был объявлен набор в Свято-Владимирский институт, среди факультетов которого был и богословский. Ректором института стал профессор М.П.Головачев, деканом богословского факультета – архимандрит (впоследствии епископ) Василий (Павловский). Позднее ректором института стал архиепископ Мелетий (Заборовский). Среди преподавателей богословского факультета были профессора И.А.Тимбо, Е.Н.Сумароков, П.К.Смирнов. Институт занимался научной и миссионерской деятельностью. Осуществлялись переводы богослужебных текстов на китайский язык, издавались книги, газеты и журналы. В 1937 г. институт был закрыт японскими властями и вместо него был создан Северо-Маньчжурский университет. С 1940 г. богословский факультет стал существовать как независимый институт святого Владимира. С 1 января 1938 г. в Харбине начала действовать духовная семинария. Правда, студентов в ней было немного, и она дала институту святого Владимира всего 18 выпускников. К 1944 г. студентов в институте было около ста. Учебное заведение просуществовало до 1945 г., когда было закрыто вместе с семинарией. Харбинский Свято-Владимирский богословский институт сыграл большую роль не только в жизни эмиграции, но и в жизни России – после войны некоторые пастыри, окончившие этот институт и имевшие ученые степени, переехали на родину. Духовные учебные заведения были нужны и в Америке. С дореволюционных времен в штате Нью-Джерси действовала семинария, преобразованная святителем Тихоном (Беллавиным) из миссионерской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О геополитических результатах политики князя Владимира говорил в своем выступлении директор Института всеобщей истории РАН академик А.О. Чубарьян. С докладом и презентацией по теме «Русь в эпоху Владимира Святославича: культурные изменения в археологическом освещении» выступил директор Института археологии РАН академик Н.А. Макаров. Комментируя это выступление, митрополит Иларион отметил: «Артефакты времен князя Владимира — это сокровище, которое мы должны стараться совместными силами сохранять и исследовать. На прошедшей в этом году в Государственном историческом музее выставке в числе экспонатов были монеты времен князя Владимира с его изображением. Это, как известно, единственное прижизненное изображение святого князя. Данные артефакты, а также те, о которых Вы сегодня рассказали, помогают нам лучше представить эту эпоху. Они являются уникальными и видимыми свидетелями того, о чем мы с вами говорим и что изучаем. Поэтому хотел бы пожелать Вам успехов в трудах. Хочу заверить, что Церковь с большим интересом и вниманием следит и за раскопками, и за исследованием тех памятников, которые в них обретаются». Затем участники конференции услышали доклад «Русь после Крещения: заимствованное и свое», представленный ведущим научным сотрудником Института всеобщей истории РАН доктором исторических наук А.В. Назаренко. На пленарном заседании присутствовали декан Богословского института святителей Афанасия и Кирилла Александрийских в Сан-Франциско ( Русская Зарубежная Церковь ) архимандрит Ириней (Стинберг), профессор Московской духовной академии , доктор церковной истории протоиерей Владислав Цыпин, проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия протоиерей Владимир Шмалий, заведующий аспирантурой Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Константин Костромин, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, заведующий Отделом истории средних веков Института славяноведения РАН Б.Н. Флоря, директор Государственного исторического музея А.К. Левыкин, заведующий кафедрой общественных наук ОЦАД, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец , учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры и другие.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

В общей сложности в рамках Дней славянской письменности и культуры в Москве прошло около 50 мероприятий, которые способствовали сохранению славянского культурного наследия, развитию народной дипломатии, преодолению национальной розни, укреплению добрососедства и сотрудничества между народами. ПОСТАНОВИЛИ: Журнал 62 СЛУШАЛИ: Предложения Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии, об исполнении соборных определений о создании современного Катехизиса Русской Православной Церкви. Справка: Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший в Москве 24–29 июня 2008 года, в частности, признал важным «начать работу по созданию современного Катехизиса Русской Православной Церкви» (п. 21 определения «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»). ПОСТАНОВИЛИ: Синодальной Богословской комиссии во взаимодействии с синодальными структурами начать подготовку современного Катехизиса Русской Православной Церкви. Журнал 63 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии, об обновлении состава Синодальной Богословской комиссии. 18) Иеромонах Савва (Тутунов), секретарь Управления делами Московской Патриархии, преподаватель Московской Духовной академии; 19) Священник Димитрий Юревич, проректор Санкт-Петербургской Духовной академии; 20) Священник Михаил Желтов, заведующий кафедрой литургики, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доцент Московской Духовной академии; 21) Священник Владимир Хулап, преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии; 22) Протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской Духовной академии; 23) Бурега Владимир Викторович, преподаватель Киевской Духовной академии; 24) Зубов Андрей Борисович, профессор, заведующий кафедрой истории религий Российского православного института святого Иоанна Богослова; 25) Козырев Алексей Павлович, заместитель декана философского факультета Московского государственного университета; 26) Кравец Сергей Леонидович, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»; 27) Легойда Владимир Романович, председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви; 28) Малер Аркадий Маркович, председатель Византийского клуба «Катехон» при Институте философии Российской академии наук; 29) Малков Петр Юрьевич, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; 30) Фокин Алексей Русланович, главный редактор Центра библейского-патрологических исследований Синодального отдела по делам молодежи, старший научный сотрудник Института философии Российской академии наук; 31) Хоружий Сергей Сергеевич, директор Института синергийной антропологии.

http://mospat.ru/archive/86256-zhurnaly-...

Вениаминов В. Краткие сведения о житии и мысли св.  Григория Паламы//Григорий Палама. Триады в защиту священно–безмолствующих. – М.: Канон, 1995. Владимир Шмалий, священник. Апофатическое (отрицательное) богословие//Православная энциклопедия/Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».   – Т. III. Гаврюшин Н.К. Архимандрит Киприан и его книга о святителе Григории Паламе//Встреча – 1995. –  3. Гоготишвили Л.А. Лосев, исихазм и платонизм//Начала. – 1994. – 1. Горянов Б.Т. Первая гомилия Григория Паламы как источник к истории восстания зилотов//Византийский временник. –  М.,  1949. – Т. 2 (27). Горянов Б.Т. Религиозно–полемическая литература по вопросу об отношении к латинянам в Византии XIII–XV вв.//Византийский временник. –  М.,  1956. – Т. 8.  Грюнебаум Г.Э. фон. Основные черты арабо–мусульманской культуры: Статьи разных лет. – М.: Наука, 1981. Давыденков О. Спор о границах богопознания в XIV веке//Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт,  2001. – Вып. 8.  Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. –     Т. –  Т.5. Дорошенко М.М. Григорий Палама//Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 1998. Дорошин И.А. К проблеме религиозной рациональности исихазма//Разум и культура. – Саратов, 2001. Евдокимов П. Православие/Пер. с франц. – М.: Библейско–Богословский институт св. ап. Андрея, 2002. С.43–47. Егоров А.А. Митрополит Киприан и его время: К вопросу о политическом исихазме//Отечественная философская мысль XI – XVII вв. и греческая культура. – Киев: Наукова думка, 1991. Заболотский Н.А. О богословии св. Григория Паламы//Журнал Московской патриархии.  – 1963. – 8. Завершинский Г. О различии сущности и энергии в современных исследованиях паламизма//Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт,  1999. – Вып. 4. Завершинский Ю. Пневматология святого Григория Паламы и святоотеческая традиция//Альфа и Омега. – М., 1999. – 1 (19).

http://bogoslov.ru/person/2710133

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II ВОЗГЛАВИЛ В МГУ ГОДИЧНЫЙ АКТ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА ноября 2004 18 ноября 2004 года в актовом зале Главного здания Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил ежегодный праздник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). 18 ноября 2004 года в актовом зале Главного здания Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил ежегодный праздник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). На торжественной церемонии присутствовали Полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Г.С.Полтавченко, ректор МГУ академик В.А.Садовничий, президент Российской академии образования академик Н.Д.Никандров, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, епископ Дмитровский Александр, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк, ректор протоиерей Владимир Воробьев, преподаватели и студенты ПСТГУ. Участникам вечера был показан кинофильм о жизни Свято-Тихоновского университета. Затем с приветствием к собравшимся обратился Святейший Патриарх Алексий II. Поздравив всех с двенадцатой годовщиной образования Святого-Тихоновского Богословского института, Предстоятель Русской Церкви отметил, что свидетельством признания заслуг Свято-Тихоновского Богословского института за минувшие 12 лет и высокой оценкой его деятельности стало переименование его в университет. Святейший Патриарх подчеркнул многообразие деятельности университета: " Здесь дается не только хорошее образование, но и воспитание, которое необходимо каждому человеку для его будущей самостоятельной деятельности " , - сказал Предстоятель Русской Церкви. " 12 лет тому назад трудно было еще себе представить, сколь бурно будет развиваться деятельность Свято-Тихоновского богословского института " , - продолжил Патриарх Алексий, поблагодарив ректора протоиерея Владимира Воробьева, профессоров и преподавателей, за то, что они " вложили в создание Богословского института частицу своего сердца, свои знания, свой жизненный опыт " и передают этот опыт и знания молодому поколению.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=187...

Помимо общеобразовательных предметов в программу семинарии входили и такие специальные дисциплины, как догматическое, нравственное, пастырское богословие, катехизис, история христианской Церкви, Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, гомилетика, церковный устав, греческий, латинский и церковно-славянский языки. Свято-Алексеевская Духовная Семинария, образовавшаяся из средней школы, предоставляла возможность окончившим ее поступать как во все высшие светские, так и духовные учебные заведения. Выпускники Семинарии могли без сдачи вступительных экзаменов поступать на единственное в Харбине и на всем Дальнем Востоке высшее духовное учебное заведение - Богословский факультет Института святого Владимира, иногда именовавшийся Высшей Богословской школой. В 1934 году несколько лиц светского и духовного звания обратились к властям Харбина с просьбой открыть в Харбине высшее учебное заведение для русского юношества. По их ходатайству в Харбине в октябре 1934 года был открыт Институт святого Владимира с тремя факультетами: богословским, политехническим и восточно-экономическим. Впоследствии по распоряжению властей Маньжоу-Го в 1938 году был закрыт политехнический факультет, а в 1940 - восточно-экономический. Политехнический факультет и 1-й курс восточно-экономического факультета вошли в состав Северо-маньчжурского Университета. Тем не менее, богословский факультет продолжал существовать и учебное заведение в начале 1938 г. было переименовано в Свято-Владимирский Богословский Институт. Свято-Владимирский Богословский Институт более 10 лет готовил будущих пастырей для служения в Харбинской епархии. Ректором Института, согласно его уставу, являлся правящий архиерей Харбинской епархии, митрополит Харбинский и Маньчжурский Мелетий. Ближайшим помощником Ректора назначался Декан Богословского факультета ( с октября 1934 по октябрь 1938 г. - архимандрит Василий (Павловский), впоследствии епископ Венский, а с января 1939 г. - настоятель кафедрального Свято-Николаевского Собора Харбина прот. В. Гурьев). Согласно правилам приема, на Богословский факультет могли поступать лишь лица с законченным средним образованием, остальные же могли присутствовать на лекциях как вольнослушатели. Существовала и заочная форма обучения. Поступали в основном после окончания реальных и коммерческих училищ или Харбинской Духовной Семинарии ( последняя с 1943 по 1945 год в силу малочисленности своих воспитанников дала Институту не более 18 студентов ). Окончившие факультет получали ученую степень кандидата богословия.

http://pravoslavie.ru/40029.html

Царица неба и земли: почему существует так много икон Богородицы? Число почитаемых икон достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе. 15 февраля, 2011 Число почитаемых икон достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе. Иконы Богородицы – Православная Церковь почитает многие: Казанскую, Владимирскую, Иверскую и многие другие. Так почему их так много? Об этом наша статья! Иконы Богородицы Почему так много икон Богородицы? Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых икон, по подсчетам специалистов, достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе. Особое покровительство В истории христианства есть страны и народы, которые ощущали свою тесную связь с Богородицей. В их числе, например, Грузия — по Преданию, эта земля выпала Деве Марии по жребию для проповеди, и Божия Матерь навсегда обещала Грузии свое покровительство. На Афоне Богородица почитается игуменьей Святой горы. В Западной Европе Она именовалась Королевой Польши. А в Средние века Ливония (часть Латвии) называлась «Терра Мариана» — земля Марии. Но все-таки на Руси Богородицу почитали особо. Одна из первых церквей в Киеве — Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице (празднику Успения). В XII веке князь Андрей Боголюбский даже ввел в русский церковный календарь новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы, официально обозначив тем самым идею покровительства Божией Матери русской земле. За десять веков христианской культуры в России написано множество гимнов Божией Матери и создано потрясающее количество икон, многие из которых прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример — Владимирская икона Богородицы , которая сопровождала Россию на протяжении всей ее истории.

http://pravmir.ru/carica-neba-i-zemli/

Известные люди о Предание.ру Митрополит Иларион (Алефеев) Митрополит Волоколамский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Станичка Митрополита Илариона в Фонде " Предание " Иеромонах Димитрий (Першин) Председатель миссионерской комиссии при епархиальном совете города Москвы, член попечителького совета фонда " Предание " Аудиолекции и радиопередачи иеромонаха Димитрия Першина Ирина Языкова Искусствовед, кандидат культурологии, заведующая кафедрой христианского искусства Библейско-богословского института святого апостола Андрея, преподаватель Коломенской духовной семинарии, Российского православного института святого Иоанна Богослова Курс лекций Ирины ЯЗыковой " Богословие иконы " Протоиерей Артемий Владимиров Настоятель храма Всех Святых в Красном Селе Лекции и беседы протоиерея Артемия Владимирова в аудиоархиве Протоиерей Андрей Лоргус Основатель и ректор Института Христианской Психологии О любви и зависимости совместно с психологом Ольгой Красниковой (аудио) Наталья Пономарёва Миссионер-катехизатор, руководитель Центра духовной поддержки православных общин в заключении во имя прп. Ефрема Сирина МФ, руководитель Центра духовного просвещения Синодального Отдела тюремного служения Игумен Пётр (Мещеринов) Настоятель подворья Данилова монастыря в Подмосковье, заместитель руководителя Патриаршего Центра духовного развития детей и молодёжи в Даниловом монастыре Аудиолекции игумена Петра (Мещеринова) Андрей Сергеевич Десницкий Библеист, публицист, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, консультант Института перевода Библии Аудиозаписи лекций Андрея Десницкого Юрий Белановский Катехизатор, руководитель волонтёрского движения " Даниловцы " Помочь сейчас Мне нужна помощь Реквизиты фонда Юридический адрес: 107023, Москва, Электрозаводская ул., д.20, стр.3, этаж 2, ком.220 Назначение платежа: " Пожертвование согласно ст.582 ГК РФ. Без налога (НДС) " Получатель: Благотворительный фонд содействия духовному развитию общества «Предание». Счёт в банке ВТБ: Р/с: 40703 81060 00000 04744 7706413901 771801001 1087799040383 Филиал «Центральный» Банка ВТБ (ПАО) в г. Москве 30101810145250000411 044525411 Счёт в Сбер банке: ИНН 7706413901 771801001, 770901001 ОГРН/ОГРНИП: 1087799040383 40703810938000009742 044525225 ПАО СБЕРБАНК 30101810400000000225 Группа Вконтакте Facebook группа — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://predanie.ru/about/leaders/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010