– 17 марта 2004 года, во время погрома в Косово и Метохии, 10 тысяч террористов находились в Призрене (это пятая часть от всех участников погрома на Косово и Метохии) – они прекрасно знали месторасположение оставшихся сербских домов и церквей и, разумеется, знали про семинарию. Вот тогда и были предприняты попытки, увы, небезуспешные, уничтожить последние следы сербского пребывания на сербской земле. Только за один день сожгли 10 храмов, построенных еще в Средневековье. В тот же день была сожжена и практически полностью уничтожена Призренская семинария. То, что вы видите сейчас, — это уже постройки последних лет, за исключением нескольких старых зданий или их фрагментов. Восстанавливать здания мы начали в 2007-2008 годах. Призрен В 2012 году по благословению патриарха Иринея и Священного Синода Сербской Православной Церкви епископ Феодосий приехал сюда, в Призрен. Возобновилось преподавание в восстанавливаемой семинарии на праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 2011 году. Таким образом, этот перерыв в работе богословской семинарии в Призрене, с 1999 по 2011 год, был самым большим за всю историю ее существования: агрессия НАТО получилась страшнее, чем две мировые войны. Справедливости ради следует сказать, что некоторые международные организации очень помогли в восстановлении деятельности богословской школы – это касается и дипломатической, и финансовой, и моральной поддержки. Огромную роль сыграли и частные лица. Это звучит, может быть, слишком официально – «частные лица», поэтому расскажу о них чуть подробнее. Наши итальянские друзья посчитали необходимым помочь нам, православным христианам, сербам, проживающим в условиях оккупации на родной земле. Эти люди чувствуют личную причастность к тому, чтобы православие в Косово и Метохии не угасло, считают себя лично ответственными за судьбу православия на древней православной земле. Вот они и начали помогать нам, используя свои финансовые и другие возможности, в том числе информационные. Ведь не секрет, что многие люди просто не знали, что здесь происходит, питаясь ложью насквозь тенденциозных СМИ, «освещавших» события в Сербии – этому надо противостоять, чем итальянцы, своими глазами увидевшие правду, и занимаются. Среди них есть и бывшие солдаты КФОР, и, так сказать, «обычные люди».

http://pravmir.ru/protosingel-andrey-zay...

Вторая точка зрения говорит о том, что время святых отцов не заканчивается никогда. «Каждое время может рождать своих святых отцов» — такая позиция свойственна большинству современных православных богословов. В этом случае, у отцов II тысячелетия христианской истории (от свт. Марка Эфесского до свт. Игнатия Брянчанинова) мы можем найти указания на то, что западная традиция содержит в себе элементы ереси. Если мы обратимся к мнению «верных» — тому, что Церковь называет sensus fidelium, — то здесь вряд ли возможно выявить единое мнение, вопрос о том, какое из многочисленных мнений в наибольшей степени выражает церковную точку зрения, остается открытым. В. Н. Лосский Что касается мнения современных богословов, то и оно существенно расходится. Оливье Клеман Парижская школа православного богословия (В. Н. Лосский) утверждала, что ка толическая традиция содержит элементы ереси в основе своей богословской герменевтики. Но было и противоположное мнение. Так, богословы XIX века, представлявшие русскую академическую традицию, не считали католицизм ересью. Из «более современных» богословов можно назвать Оливье Клемана (+2009), считавшего необходимой и возможной новую рецепцию классического наследия западного христианства, без применения терминологии ереси или заблуждения. Христос Яннарас Иным примером может служить греческий богослов и философ Христос Яннарас. Последний видит еретичность не только в католическом христианстве как таковом, но и в значительной части наследия древней Западной Церкви, в наследии латинских отцов Церкви, ее мысли и жизни. Мистика барокко Обращаясь к теме католической мистической и аскетической традиции, необходимо сразу же отметить, что ее главное отличие от православной заключается в ее многообразии и неоднородности. В католической традиции сосуществуют различные понимания духовной жизни. Мы привыкли к тому, что вопросы духовной жизни должны переживаться и восприниматься в контексте целостного православного духовного опыта, основанного на опыте восточных отцов, восточной аскезы. Римская традиция вобрала в себя множество христианских традиций, как восточных, так и западных: мы можем найти в ней школы духовной жизни, близкие к нашему пониманию, когда в аскетике   отрицается роль воображения, чувственности, имеет место призыв к трезвенности, внимание к тому, чтобы в духовной жизни не возникало феноменов «прелести». Но есть и такие течения, которые с точки зрения восточной традиции воспринимаются в качестве абсолютно неприемлемых. В полемике нередко упоминается имя Терезы Авильской (1515-1582). Нужно отметить, что этот духовный опыт еще недостаточно изучен православным богословием. Его критика ведется без учета контекста эпохи.

http://pravmir.ru/slozhnyj-vopros/

В 1946 году духовные школы были возрождены. С тех пор по настоящее время академия и семинария действуют в зданиях бывшей Петроградской духовной семинарии. Ректором академии и семинарии с июля 2019 года является викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Петергофский Силуан (Никитин) . В 1996 году духовные школы отмечали 275-летие основания и 50-летие возрождения. В юбилейных торжествах и конференции вместе с членами профессорско-преподавательской корпорации приняли участие постоянные члены Священного Синода, выпускники духовных школ, духовенство, почетные гости. Семинария — среднее духовное учебное заведение с четырехлетним сроком обучения — готовит священнослужителей преимущественно для приходских храмов. Учащиеся изучают богословские, церковно-исторические, церковно-практические дисциплины, приобретают навыки правильного и благоговейного совершения богослужения, пастырского душепопечения, знакомятся с диаконией и социального служения.   Академия — высшее духовное учебное заведение с четырехлетним сроком обучения — готовит священнослужителей и преподавателей церковных духовных учебных заведений и специалистов в области богословских исследований. Помимо углубленного постижения специальных вопросов в студенты изучают библейское богословие, историю и богословие Древней Церкви, древне-восточных нехалкидонских Церквей, славянских Церквей, новейшую историю Поместных Православных Церквей, философские предметы, древние языки. Духовные школы сохраняют верность традициям. Было продолжено реформирование образовательного процесса: семинария преобразована в бакалавриат с 4-летним циклом, академия – в магистратуру, срок обучения в которой сократился до 2-х лет, а также была создана аспирантура, срок обучения в ней колеблется от трех до пяти лет. Данная образовательная модель опирается на систему образования, принятую в вузах, включившихся в Болонский процесс. В конце обучения на бакалавриате студенты защищают дипломную работу, магистранты – магистерскую диссертацию, а аспиранты – кандидатскую. Новая модель духовного образования соответствует принятой в России и Европе образовательной системе, способствует повышению качества знаний выпускников. Помимо очного обучения действует заочное отделение бакалавриата и магистратуры. Для заочного отделения бакалавриата введена система дистанционного обучения.

http://mitropolia.spb.ru/about/edu/

B. Карташев , Ha путях к Вселенскому собору , П . 1932. См . еще Labourt , Le christianisme dans l " empire perse sous la dynastie Sassanide, P. 1904. - Литература об Антиохийском богословии указана в книге об отцах V-ro века . Срв . еще П . Гурьев , Феодор , епископ Мопсуестский , М . 1890; о нем же статьи J. M. Vost й и R. Devresse в Revue Biblique, с 1923 г .; H. N. Bate , Some technical terms of Greek Exegesis, J. Th. St. XXIV; H. H. Глубоковский, Святой Апостол Павел и павлинизм Антиохийской богословской школы, Труды V-ro Съезда Р. Академических организаций заграницей, ч. 1, София 1932; F. X. Bauer . Proklos von Konstantinopol, Мь nchen 1919; R. Devreesse , Le dй but de la querelle de trois chapitres: la lettre d " Ibas et le tome du Proklus, Revue se. rel. 1931; A. Aies . La lettre d " Ibas, й vk que d " Edesse, а Marius le Persan, Rech. se. rel. 1932. Ο Нисибинской школе : Chabot, L " й cole de Nisibe, son histoire, ses statuts, Journal Asiatique, IX sй rie, t. VII. 1896; A. П . Дьяконов , Типы высшей богословской школы в древней церкви III-VIII, Христ . Чтение 1913, 4 и 5. Срв . еще F. Nau . La mystique nestorienne, Musй on, 1930. - Ο монофнзитстве основная работа J. Lebon . Le monophysitisme sй vй rien, Louvain 1910; срв . его же La christologie de Timomhй e Aelure, R. hist, eel., IX, 1908. Срв . E. Schwartz , Der Prozess des Eutyches, Мь nchen 1929; R. Draguet , Julien d " Halicarnasse et sa controverse avec Sй vu re d " Antioche sur l " incorrupmibilimй du corps de Jй sus-Christ, Lou train 1924; M. Jugie, Julien d " Halicarnasse et Sй vu re d " Antioche, Echos d " Orient, XXIV, 1925; за последнее время было издано много сочинений Севира по -гречески и по -сирийски . Срв. И. Е. Троцкий, Изложение веры церкви Армянской, начертанной Нерсесом, кафоликосом армянским, по требованию боголюбивого государя греков Мануила, Спб. 1875; В. В. Болотов, Из церковной истории Египта, Христ. Чтение 1884, 1885 и 1892; Несколько страниц из церковной истории Эфиопии, Христ. Чтение 1888; А.

http://sedmitza.ru/lib/text/538199/

Вероятнее всего не было никакого учреждения, где бы систематически передавались предания малоазийской школы, все шло путем передачи от наставников своим преемникам. Иоанн передал своим ученикам – пресвитерам множество преданий об Иисусе, Его учении, давал толкование трудным местам учения Христа, делился откровениями и т.д. Пресвитеры передавали предания апостолов своим преемникам, а те уже что-то стали записывать (например, Папий, Игисипп, Климент Александрийский ) 4 , так все и шло. Богословская мысль малоазийцев представляет важнейший этап всего православного Предания, оно есть некое «горчичное зерно» из которого выросло все ветвистое древо Православного богословия. Мы кратко проследим некоторые важнейшие этапы развития этой школы (на примере ее ярких представителей), ее основные и отличительные особенности в богословии, ее влияние на развитие последующих богословских школ. Первый раздел очерка кратко предваряем небольшим экскурсом о развитии первых богословских школ в век апостольский, об «учителях», упоминаемых в Новом Завете, об учительском служении св. ап. Павла в Ефесе и ап. Иоанна. Затем перейдем к Иоанновым ученикам, мужам апостольским и рассмотрим преемство богословского учения от них к их преемникам. Второй и третий раздел посвящен главным образом двум знаменитым направлениям течения богословской мысли, в связи с двумя богословскими школами – Александрийской и Антиохийской. Отдельно коснемся и т.н. Северо-Африканской богословской школы, которая на раннем этапе своего развития ( Тертуллиан – Киприан) находилась под влиянием малоазийской школы 5 , а во время своего расцвета (Августин) испытывала влияние александрийской школы. Четвертый раздел будет посвящен т.н. Эдесско-Низибийской богословской школе. Это школа имеет свою, довольно длительную, и довольно интересную историю. От своих первоначальных гностических тенденций (Вардесан), она, очистившись от них, преобразуется в довольно влиательную и знаменитую школу, защитницу Православия (при св. Ефреме Сирине и Равуле Эдесском).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При этом должно заметить, что святоотеческие творения, особенно экзегетические, по своему внутреннему характеру и по характеру отношения к священному тексту, резко разделяются на две группы соответственно двум направлениям, господствовавшим в тогдашней богословской мысли: идеалистическому, унаследованному от философии Платона так называемой Александрийской школой, и реалистическому, заимствованному от философии Аристотеля школой Антиохийской. Поэтому даже творения святых Афанасия и Василия Великих , Григория Богослова и Григория Нисского , учеников так называемой Ново-Александрийской школы, отличавшейся аллегоризмом и мистицизмом в толковании Священного Писания, уже значительно ослабленным сравнительно с древней Александрийской школой, заключают в себе довольно обильный материал при изучении мессианских мест ветхозаветных Священных Писаний 27 . Но ещё более этого материала в творениях св. Кирилла Александрийского , который является крайним выразителем и представителем созерцательного направления древней Александрийской школы, почему и творения его отличаются крайним аллегоризмом и мистицизмом. Гораздо менее в ветхозаветных священных книгах усматривается мессианских пророчеств и прообразов теми из святых Отцов и Учителей Церкви, которые были учениками Антиохийской школы (и примыкавшей к ней по своему направлению школы Восточно-Сирийской или Эдесско-Низибийской), основным принципом которой был реализм, раскрывавший в Священном Писании преимущественно буквальный смысл. Таким характером отличаются творения святых Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина 28 , а также св. Кирилла Иерусалимского и бл. Феодорита. В тех случаях, когда встречается единичное мессианское толкование Св. Отца Церкви, а равно и в тех, когда они разногласят между собой в этих толкованиях, – как известно, – «голос самих Отцов должен быть уже поверяем голосом Церкви вселенской» 29 , выражающимся, в частности, в её богослужении 30 . Ибо « Церковь принимает в таинственном смысле большинство мест Писания, которыми она пользуется в своих священных службах и в богослужебных книгах» 31 , так как наше «богослужение в главных частях приняло окончательный вид до отделения от неё западных христиан» 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Сергиев Посад, 1907. С. 192–193 (официальными оппонентами были ректор академии епископ Евдоким за болезнью проф. Н. А. Заозерского и проф. И. Д. Андреев ) и Церковный вестник. 1906. 24. С. 801. В 1907 году труд С. И. Смирнова удостоен премии Митрополита Московского Макария при академии, как «лучшее магистерское сочинение воспитанника академии», См.: Извлечение из Журналов собраний Совета Московской духовной академии за 1907 год. Сергиев Посад, 1908. С. 25, 27, 64. См. еще отзывы о труде С. И.: Павел Верховский  – Исторический вестник, 1906. Т. CVI, 10. С. 301–303; М. Г. Богословский//Библиографический листок. Приложение к Руководству для сельских пастырей, 1906. Вып. 12. С. 449–453; Проф. П. Гидулянов . Вопрос о тайной исповеди и духовниках Восточной Церкви в новейшей русской литературе//Византийский временник за 1907 год. Т. XIV, вып. 23. С. 399–442 и отдельный оттиск. СПб., 1908. С. 44; Проф. Н. Н. Глубовский. По вопросам духовной школы. СПб., 1907. С. 68, примеч. 5; Сергий Зарин//Церковный вестник. 1907. 37. С. 1196–1198; Проф. Н. С. Суворов //Журнал Министерства народного просвещения. 1907. Новая серия. Ч. VII, 1, отд. 2. С. 170–180; С. Троицкий //Церковные ведомости. Прибавления. 1907. 22. С. 905–907. 20 . Древнее духовничество и его происхождение. Речь, произнесенная на диспуте 8 июня 1906 г. перед защитой диссертации «Духовный отец в Древней Восточной Церкви. Ч. I. Сергиев Посад, 1906»//Богословский вестник. 1906. Т. II. Июль-авг. С. 369–382 и в кн. «Духовный отец в Древней Восточной Церкви. Ч. I. Сергиев Посад, 1906» (С. ΙΧ– ΧΧΙΙ. (Вместо введения.)). 20а. То же. Вырезка из кн.: Духовный отец в Древней Восточной Церкви. Ч. I. Сергиев Посад, 1906. Sine titulo. С. ΙΧ– ΧΧΙΙ. 21 . Доклад в Совете Московской духовной академии, составленный в комиссии с проф. Н. О. Каптеревым и. д. доц. И. М. Громогласовым и и. д. доц. Д. Г. Коноваловым, «по вопросу об учреждении при академии на средства Московской епархии штатной кафедры русского сектантства»//Журналы собраний совета Московской духовной академии за 1904 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В IV в. традиция школы была продолжена мч. Памфилом и Евсевием Кесарийским . В Александрии богословско-философское образование возродилось, но уже в ином качестве, в сер. VI-VII в. ( Иоанн Филопон , Стефан Александрийский и др.); это было связано с процессом христианизации местного языческого ун-та. Об Александрийской школе как богословском направлении можно говорить с меньшей долей уверенности. Хотя в ряде моментов «мировоззренческий лик» ее определялся деятельностью учителей «огласительного училища», но отнюдь не все аспекты этого «лика» формировались ими. Кроме того, о к.- л. монолитности богословского миросозерцания здесь вряд ли приходится говорить. Если богословские воззрения, напр., Климента и Оригена имели между собой несомненное сродство, то взгляды святых Дионисия и Петра Александрийских часто существенно расходились с ними, а порой даже развивались в явном противопоставлении учению Оригена. Учитывая эти оговорки, данное направление характеризуется в целом 3 основными чертами: достаточно активным усвоением понятийного аппарата отдельных мировоззренческих элементов различных философских направлений античности (преимущественно платонизма ); иносказательным (духовным) методом толкования Свящ. Писания; специфическими акцентами в христологии. В отношении 1-го аспекта представители Александрийской школы были продолжателями дела греч. апологетов II в. (особенно мч. Иустина Философа и Афинагора), стремившихся дать понятное для образованных язычников обоснование истин христ. веры. Но, как и апологеты II в., александрийские богословы, заимствуя отдельные элементы из арсенала греч. философии, во-первых, существенным образом изменяли их; во-вторых, эти элементы вводились ими в совершенно чуждую языческому мировоззрению систему христ. вероучения, теряя здесь, как правило, свое исконное «функциональное значение»; в-третьих, они часто служили как оружие, направленное против самого античного язычества. Поэтому говорить о к.-л. «александрийском христианском платонизме» невозможно.

http://pravenc.ru/text/149567.html

Такие отрадные результаты позволяют думать административно-педагогическому персоналу школы, что школа стоит на правильном пути и что дальнейшим моментом и вместе с тем завершением ее структуры будет преобразование средней богословской школы в Духовную семинарию с четырехлетним курсом обучения, а высшей – в Духовную академию также с четырехлетним курсом. Подготовленное двухлетним опытом, согласованное с традициями прошлого, тщательно продуманное коллективом преподавателей, разработавшим подробные учебные планы этой структуры, это преобразование ожидает только благословения Святейшего Патриарха. В конце доклада сообщены были статистические данные о составе Правления и Совета Института, о количестве проведенных заседаний в первом и втором учебном году, о предметах этих заседаний, а также о тех многочисленных и разнообразных работах и поручениях, которые исполнялись отдельными членами Совета и Правления по указанию Патриархии и по благословению Святейшего Патриарха. После доклада хором учащихся под аккомпанимент фисгармонии исполнен был, под управлением преподавателя И. Н. Аксенова, Гимн просвещению. Стройно и одушевленно звучал хор учащихся, в котором особенно выделялись голоса студентов-солистов Громова и Изюмского. По окончании гимна доцентом Института В. С. Вертоградовым был сделан научный доклад на тему «Православная церковь в Галиции». Докладчик, еще будучи студентом Духовной академии, интересовался этим спорным вопросом и избрал его темой своего кандидатского, а затем и магистерского сочинения. Упорное изучение литературы по этому вопросу, анализ древних актов и разных памятников привели его к заключению, что христианство в Галиции было насаждено в форме греко-восточного исповедания и что все попытки западных католических ученых присвоить честь первого просвещения верой христианской обитателей древней Галиции проповедникам католичества наукой не подтверждаются. Различные научные данные говорят, напротив, о том, что зачатки христианской веры в Галицкой Руси насаждены первоучителями славян свсв. Кириллом и Мефодием и их учениками, т. е. в форме восточно-православного исповедания. Это положение и раскрывал автор в своем докладе, который, будучи весьма сжатым за краткостью отведенного докладчику времени, тем не менее показал, насколько правильно, исторически обосновано и целесообразно было решение состоявшегося в г. Львове 8–10 марта с. г. Собора греко-католической униатской церкви о возвращении Галицкой церкви в отцовскую Святую Православную Веру и Русскую Православную Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Которого в некоторых своих самочинных акафистах они превозносят «паче Солнца Правды». В наше время, для многих христиан стало тенденцией говорить о скорой последней войне, о скором воцарении антихриста, о близком конце света и армагеддоне. О каком-то царе, который спасет Россию и о гибели Америки, источнике всякого зла. Но, как-то ушло на второй план то, что действительно ценно, внешнее заглушило внутренне, плотское превалирует над духовным, кесарево – над Божиим, страх – над любовью! Ко всей этой погрузившейся в прах компании хорошо подходят слова Пушкина из «Евгения Онегина»: Учить любви для них беда; Пугать людей для них отрада. И надпись, как на вратах ада: «Оставь надежду навсегда». Но есть и светлые нотки, и светлые головы, организующие просветительско-практические центры, заинтересовывающие детей, отцов и юношей. И, мне кажется, что это дело пойдет, ибо это веление времени. И возможно, лет так через 20 – 30 появятся новые Болотовы, новые Бриллиантовы, новые великие умы, совершающие свое плавание не по стихиям мира, но, по Христу, а на базарах вновь начнут спорить о богословии. В нашем очерке мы рассмотрим общий ход развития богословской мысли в древней Церкви со времен Апостолов и до конца второго века (до свт. Иринея Лионского ). Этот временной этап связан с развитием и первенством т.н. Малоазийской богословской школы, берущей свои истоки от служения св. ап. Иоанна Богослова в Ефесе (ок. 66 – 99 гг.). Вообще когда мы говорим о какой-либо богословской школе, то под этим подразумеваем собственно два аспекта: во-первых, речь может идти о неком богословском учреждении, а во-вторых, о течении богословской мысли 3 . Например, если будем говорить об Александрийской или Антиохийской школах, то здесь видим, что это особые направления богословской мысли, а также и сами эти заведения Александрийское огласительное училище, в г. Александрии и Антиохийский аскетерий, в Антиохии или Низибийская академия, в Эдессе. Говоря же о малоазийской школе, мы, прежде всего, имеем в виду направление мысли, с неким центром в Ефесе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010