Академия верит, что для этого настоятельно необходимо: 1 . Чтобы как богословской науки в искании вечной истины, так и другим проявлениям религиозной жизни церкви была предоставлена христианская свобода, как необходимое условие творчества духа. Если будет стесняться здесь свобода, то не будет религиозной жизни в церкви, и православие останется по-прежнему в услужении у земных и временных начал, подчиняясь потребностям минуты, целям политическим, иерархическим, сословным, классовым, и т.п., но не вечным, всеобщим и незыблемым, хранительницей коих служит истинная церковь . Должна быть уничтожена церковная цензура и отменено право отдельных лиц объявлять от имени церкви, что православно и что не православно. Такое право, по примеру древней церкви, должно принадлежать соборному началу ее, а не одноличному или случайному. 2 . Необходимо, чтобы в церкви было восстановлено древне-апостольское начало соборности, понимаемое в смысле всеобщего полноправного живого соучастия в церковной деятельности и чтобы это начало было последовательно проведено в жизнь, начиная с приходских общин, и затем постепенно восходя к епархиальным, областям и поместным соборам русской церкви. 3 . Необходимо, чтобы были осуществляемы в современной церкви первоначальные идеалы пастырства и иерархического служения, чтобы все обязанности и стремления, несовместимые с пастырством и иерархическим служением были устранены. Пределы полномочий и прав епископата над клиром и низшим духовенством должны быть водворены в рамки древне-церковной нормы. Обязательность вошедшего в обычай совмещения иночества с высшими степенями церковно-административного служения, не наблюдавшаяся в древней церкви, не должна иметь места. Применительно ко всему этому должна быть произведена коренная реформа духовной школы. II. Объяснительная записка к «Проекту заявления», составленная проф. Н. Никольским и читанная в общем собрании профессоров академии в мае 1905 года Современная русская церковь переживает историческую минуту, от которой может зависеть как течение ее дальнейшей жизни, так и последующее состояние ее учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Гомилия «О Пасхе» – прекрасный образец поэтического богословского творчества древней Церкви – содержит несколько простых, но вместе с тем ёмких и важных идей, многократно и художественно проговорённых, повторенных, буквально впечатанных в мысль слушателя или читателя. Богословие этого произведения строго поступательно, оно разворачивается согласно выверенному смысловому плану автора: – Богословие единства образа и реальности. Таинство Пасхи – Христос, обнимающий в себе всё (1–34) – Смысл образа – в подготовке к реальности. Но реальность, придя, обесценивает образ (35–45) – Смысл таинства Пасхи – спасение человека, природа которого испорчена грехом (46–56). – Страдания Христовы преобразуются в ветхозаветных праведниках – образах Пасхи (57–65) – Таинством Пасхи Христос искупает грехи мира; оно продолжается в Евхаристии (66–71). – Вина Израиля и её следствия – духовная смерть отвергших Христа (72–99). – Победа Христова (100–105). Главнейшие богословские темы этого произведения – христология, соединённая с сотериологией, и тема единства и взаимоотношения образа и реальности. Христос обнимает Собою пределы всего: Он Бог и человек, Альфа и Омега, Спаситель мира, Единство образа и реальности, обнимает Собой все пределы истории и человеческого бытия, – такова главная мысль этого произведения. В концентрированно-сжатом виде гомилия «О Пасхе» содержит в себе всю христологию и сотериологию Церкви! «О Пасхе» – произведение исключительно поэтическое и художественное. Поэтому вряд ли можно говорить о какой-то целенаправленной методологии автора, кроме выверенного плана и силы и особенностей поэтического и риторического языка. Однако в силу самого характера богословия этой гомилии святитель Мелитон стоит у истоков зарождения типологического метода толкования Священного Писания – метода, который впоследствии станет основополагающим методом экзегезы как антиохийской богословской школы, так и вообще всего восточного (в широком смысле) богословия (к которому, помимо Антиохии, следует причислить также Малую Азию и Палестину, см. п. 2.3.1). 13.5. Христос, «Который есть всё»

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Отдел первый. Древнейшие наставники в Русской Церкви Важность заимствования христианства Россией из Греции: высокая степень просвещения Греции и следствие этого – быстрота распространения просвещения в нашем отечестве до татарскаго погрома: многочисленность школ и мужи глубокой богословской учености. Перевод Библии – важнейшая эпоха истории образования Славян. Ересь богомилов, имевшая огромное влияние на наше мировоззрение, что выразилось в «отреченных» книгах – во взгляде на жизнь, как на зло, и в унизительном взгляде на женщину. Особенная заслуга русских христианских женщин того времени: их высота духа, горячность сердца, настойчивость в подвиге христианской жизни, как в пустынях, так и в семейной жизни шли рука об руку с пастырями своего времени. Влияние св. Ольги, черты её жизни; Анны Всеволодовны, сестры Владимира Мономаха ; Евфросинии Полоцкой; Евфросинии Суздальской; матери преподобного Сергия. Как русский народ принял христианство? – Просветительная деятельность духовенства. – Школы. – Ярослав Мудрый. – Любовь наших предков к священным изображениям и воспитательное значение этого. – Иноческие обители. – Руководство древней христианской письменностью. – Поучение Луки Жидяты: – Значение его. – Слово Киевского митрополита Илариона. – Преп. Феодосий Киевопечерский. – Его жизнь и главное содержание его поучений. – Преп Нестор; его деятельность; его летопис., – Школьные наставления юношеству князя Владимира Мономаха ; его «поучение». – Св. Кирилл Туровский : черты его жизни; его проповеди: психологическое разъяснение библейских сжатых выражений. – Чему он учил? – Молитвы им составленные. – Отдельные наставления разных учителей древней Русской Церкви. – Польза непрестанной молитвы. Общие замечания Когда христианство распространялось в России, усвоение его происходило при иных условиях, сравнительно с другими народами, особенно образованными греками и римлянами. В среду славянских племен христианство сначала проникло в Болгарию из Греции, свято сохранившей чистоту Православия, а также отличавшейся широким просвещением, сравнительно с западом Европы того времени, которое так необходимо для благоустроения Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ревностно трудился на поприще духовно-просветительской деятельности. При 15 монастырях им были учреждены школы для малолетних сирот духовенства. Кишиневская епархия всецело обязана архиепископу Павлу своим духовным ростом и крепостью. Его называли «апостолом Бессарабии». Труды: О должностях и учреждениях по церковному управлению в древней Восточной Церкви. – СПб., 1857 (магистерская диссертация). Православный разбор иноземного приветствия новому году. – СПб., 1859. Биография Константинопольского патриарха Фотия и его переписка с разными лицами//Духовная беседа. – 1859, 3–5, 7, 11–13, 19–20, 22–23, 26, 29, 31, 34. Значение и задачи Епархиальных ведомостей//Памятная книжка Смоленской губернии на 1864 г. – Смоленск, 1864. – Ч. 2, отд. 2. – С. 43–55. Слова и речи. – Тифлис, 1885. Слова и речи. – Кишинев, 1881. Слова и речи. – Казань, 1889. Об установлениях и должностях в древней церкви Константинопольской. – СПб., 1857. Литература: Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 456. Чистович И. А. Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет, 1858–1888 годы. – СПб., 1889. – С. 14–15, 22, 40. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 21, 335, 336. Богословский Г. К., священник. Краткий исторический очерк Казанской епархии. – Казань, 1893. – С. 119. Пархомович И. Архипастыри Кишиневской епархии. – Кишинев, 1910, введение. – С. 15, 16, 17. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 268–269, 553, 594. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1399, 1401, 1402. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 404. Каллистов Н., священник. Приезд на Кавказ высокопреосвященного экзарха Грузии Павла и первые шаги служения его Грузии. – Тифлис, 1882.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Павла, о том, что незримое в Боге, созерцается от создания мира, будучи зримо и постигаемо посредством размышления над творением: и вечная Его сила и Божество не было сокрыто от них, но пренебреженно ими ( Рим.1:20 ). Память о Едином Боге имеется, кажется, во всех крупных языческих богословских системах древности: у шумеров, финикиян, египтян и греков. Древние историки: Филон Библский, Евгемер свидетельствуют об этом в своих сочинениях. Такие интуиции высказывались у многих древних философов Гераклита, Пифагора, Сократа, Платона и Аристотеля. Поэтому совершенно оправданы такие высказывания, каковые например, встречаются у Иустина мученика и Климента Александрийского , о том, что все, что есть хорошее у философов было взято от нас. Если христианство и обращалось к античной философии, то на правах Госпожи, считая философию служанкой богословию (по известному высказыванию Августина). Обращаясь к Аристотелю Церковь , не соблазнилось при этом его материалистическим максимализмом, а обращаясь к Платону, его идеализмом. С твердостью отвергла Церковь и синкретические религиозно-философские претензии гностиков. Что же касается неоплатонизма, то никто не будет отрицать того, что он есть ни что иное, как развитие идей Платона, Аристотеля, стоиков, Филона Александрийского, Аммония и Нумения, и вообще формировался уже в то время, когда христианское богословие уже было достаточно хорошо развито 1 . Церковь уже родила и воспитала таких титанов доникейского богословия, как Иустин Философ , Ириней, Феофил Антиохийский , Климент Александрийский , Мелитон и мн. др. Можно даже говорить о том, что именно христианство , как религия Откровения, соприкоснувшись с греческим гением оживило его стремления по пути философской спекуляции и мистики 2 . Темой моего труда я не случайно выбрал обзор богословских школ в древнем христианстве. Помнится в разговоре с одним человеком, бывшим в библиотеке «Троицкое слово», этот человек высказал очень интересную и, как мне показалось, важную мысль. Именно он сказал о том, что наше время очень похоже времени древней Церкви доконстантиновского времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Московская духовная академия — единственная в Русской Православной Церкви, создавшая в дореволюционный период собственную философскую школу. В статье проректора МДА по научно-богословской работе, заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин протоиерея Александра Задорнова рассказывается о наиболее ярких представителях этой школы и даётся характеристика их воззрений. Статья проректора по научно-богословской работе, заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии протоиерея Александра Задорнова посвящена анализу истории и развития Канонического права не только как учебной дисциплины, но и совокупности правовых норм, регулирующих устройство и жизнь Церкви. В статье осуществляется попытка провести методологическую границу между собственно Каноникой и Церковным правом – более широкой областью правоприменения. 15–16 мая 2012 года в Бухаресте прошел международный симпозиум «Священное Таинство Соборования и забота о больных». Участие в этом научно-практическом семинаре, организованном Факультетом Православного богословия Бухарестского университета совместно с Бухарестской Архиепископией Румынского Патриархата, принял преподаватель Московской Духовной Академии протоиерей Александр Задорнов, с сообщением, касающимся канонического аспекта Таинства Елеосвящения. Вниманию посетителей портала «Богослов.Ru» предлагается видеозапись доклада преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия протоиерея Александра Задорнова, произнесенного в ходе пленарного заседания Межвузовской студенческой конференции «Актуальные вопросы современной богословской науки» (2-3 мая 2011 г.). Участие мирян в управлении Церковью остается одним из наиболее актуальных вопросов в современной жизни РПЦ. Что следует понимать под «соборностью» Церкви? Насколько соответствует современная практика проведения Поместных и Архиерейских соборов каноническому наследию древней Церкви? Над этими и другими вопросами рассуждает протоиерей Александр Задорнов. Процесс отделения Церкви от государства был для русского общества весьма болезненным. Однако сегодня эта отделенность воспринимается спокойно; она, вероятно, даже способна послужить на пользу обществу. О том, как это возможно, пишет в своей статье постоянный автор нашего портала протоиерей Александр Задорнов. 

http://bogoslov.ru/person/55375

История христианской апологетики, или науки основного богословия. [Употребление слова “богословие” в дохристианском мире, Троякого рода богословие в классической древности (genus theologiae mythicon, genus-physicon и genus civile). Некоторое отдаленное сходство между “Естественным богословием” и “genus theologiae physicon”. Ближайшее сходство с основн. богословием той части древней философии, которая носила название “pr)wth filosof0ia ” или “ filosof0ia yeologik)h” (Аристотель). Отсутствие богословия как особой науки в языческом мире и причины этого. Развитие богословской науки на христианской почве. Богословие в широком и тесном смысле. Христианские апологии и их значение в истории науки основного богословия. Первые христианские апологии и их общий характер. Более широкое и многостороннее развитие христианской апологии; внутренние и внешние причины этого. Основание христианских школ в Александрии и Антиохии. Полемика языческих философов против христианства. Ее общий характер, различные способы ее ведения и ее разные виды (сатирики: Лукиан, Юлиан; историки – Евнапий, Зосима; философы: Цельс, Порфирий, Ямвлих; риторы – Ливаний и др.). Особенное влияние философской полемики на развитие апологетической письменности. Труды ученых позднейшего времени по исследованию языческой литературы (Альма, Кельнера, Кейма). Отличительный характер христианской александрийской школы в ее борьбе за христианство: Климент Александрийский , Ориген , Евсевий Кесарийский , Афанасий Александрийский , св. Кирилл Александрийский , блаженный Феодорит . Значение их апологий в истории науки основного богословия и для современной апологетики христианства]. Состояние апологетической христианской письменности в период борьбы Церкви против магометанства в средние века и в эпоху возрождения наук на Западе. [Св. Иоанн Дамаскин как защитник христианства против магометан. Его сочинение “Разговор сарацина и христианина”. Западная схоластика и ее апологетическая деятельность. Соч. Фомы Аквината “Против язычников” как первый опыт систематического построения богословской апологетики. Обнаружение неверия на Западе в XV b. Причины: недостатки западной церкви, развившиеся в ней по отчуждении от восточной (допущение рационалистических толкований догматов веры, оскудение духа любви, злоупотребления иерархии в деле учения и нравственного поведения). Характеристика западного неверия XV b. Проявление в нем реакции античного языческого духа против принципов христианства. Недостатки схоластического метода, обнаружившиеся в борьбе с неверием. Попытки ввести в апологию более живой метод. Апологии: Марсилия Фичина, Иеронима Саванароллы (“Торжество креста”), Раймунда Сабундского (“Естественное богословие”). Замечания о зависимости от западного неверия еретического брожения в России, известного под именем лжеучения “жидовствующих”. Значение апологий Иосифа Волоколамского и инока Зиновия Отенского ].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

С. богословское применение: он на слух дословно выучил все книги ВЗ и НЗ, знал наизусть все церковные догматы и мог излагать их содержание «так тонко и основательно, как никто из древних» ( Palladius. Hist. Laus. 4. 2). По словам блж. Иеронима, Д. С. был самым образованным мыслителем своего времени (vir sui temporis eruditissimus - Hieron. Comm. in Os. Prol.//PL. 25. Col. 820). Под диктовку Д. С. были записаны многочисленные богословские и экзегетические сочинения, а также снабжены богословским комментарием сочинения Оригена ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 25). С 40-х гг. IV в. до смерти он возглавлял (был дидаскалом) знаменитое со времен Климента Александрийского и Оригена Александрийское огласительное училище ( Sozom. Hist. eccl. III 15; Ghattas. 2002. S. 11; см. также ст. Богословские школы древней Церкви ), порученное ему свт. Афанасием I Великим , с которым у Д. С. всегда сохранялись хорошие отношения ( Rufin. Hist. eccl. II 7). Он явился, по свидетельству Филиппа Сидетского, автора не дошедшего до наст. времени соч. «Христианская история» (1-я пол. V в.), 12-м по счету дидаскалом Александрийского уч-ща, переехавшего после его смерти в М. Азию. Д. С. имел высокий авторитет среди христ. богословов. Он занимал четкую позицию в совр. ему догматических спорах: был сторонником Вселенского I Собора (325), поддерживал свт. Афанасия Великого в борьбе с арианством , выступал против ариан как письменно, так и устно, «опровергая их софистические построения и разоблачая ложные ухищрения» ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 25). Д. С. полемизировал также с возникшими в 60-70-х гг. IV в. аполлинарианством и ересью духоборчества . Тесные связи были у Д. С. с прославленными егип. монахами. Его не раз посещал прп. Антоний Великий ( Palladius. Hist. Laus. 4. 3). Так, он останавливался у Д. С., вероятно, в 338 г., прибыв в Александрию для поддержки свт. Афанасия Великого в борьбе с арианами ( Athanas. Alex. Vita Antonii. 69). Прп. Антоний утешал Д. С. в его недуге слепоты, говоря, что он не должен скорбеть «о потере того, что имеют и муравьи, и мухи, и комары», но должен радоваться, что имеет духовное зрение, «то, чего удостоились одни святые и апостолы» ( Hieron.

http://pravenc.ru/text/172002.html

Отправной точкой развернувшегося в 1940 -х годах процесса воссоздания системы богословского образования в Русской Православной Церкви следует считать встречу трех иерархов нашей Церкви (митрополитов Сергия/Страгородского/, Алексия/Симанского/и Николая/Ярушевича/) с главой правительства СССР И.В. Сталиным, состоявшуюся 4 сентября 1943 года. Среди самых насущных вопросов церковной жизни иерархами был поставлен вопрос о подготовке  кадров священнослужителей. И этот вопрос был решен положительно. Уже 29 октября 1943 года на встрече патриарха Сергия, избранного на патриарший престол Архиерейским Собором 8 сентября 1943 года, митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) с председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карповым, во время которой обсуждались важнейшие вопросы, связанные с воссозданием церковных структур, присутствовал архиепископ Саратовский Григорий (Чуков), имевший огромный опыт церковно-педагогической деятельности в дореволюционные и послереволюционные годы. В связи с возобновлением образовательной деятельности Церкви владыка Григорий возглавил Учебный Комитет. Именно на этой встрече и было решено «определить количество мест для 1 -го курса института в Москве – 30 человек и для 1 -го года обучения на пастырско-богословских курсах до 25 человек» . Но в действительности первый набор института насчитывал 17 студентов, а на курсах в первом учебном полугодии обучалось 17 слушателей . При этом штат преподавателей состоял из 16 человек . Затем в течение 1944-1946 годов состав корпорации пополнили ещё пять человек. Большинство из них относилось к числу клириков г. Москвы и мирян, проживающих в столице, а потому не нуждались в предоставлении жилплощади на территории бывшего Новодевичьего монастыря. Казалось бы, выделенные правительством СССР помещения древней обители можно было бы считать достаточными. Но в реальности богословские школы буквально ютились в Лопухинском корпусе, и обитание в нём напоминало режим подводной лодки. К тому же следовало подумать о перспективах естественного роста и расширения учебного заведения. Надвратная же Преображенская церковь, где совершались регулярные уставные богослужения была мало вместительна, да и к тому же она не отапливалась, что создавало вполне понятные сложности в холодное время года. Часто поздней осенью, зимой и ранней весной учащиеся организованным порядком отправлялись на воскресные и праздничные богослужения на другой конец города в Богоявленский собор в Елохове. В связи с означенными обстоятельствами патриарх Алексий I решил обратиться в Совет по делам Русской Православной Церкви с ходатайством о передаче Богословскому институту ещё одного здания на территории бывшего Новодевичьего монастыря -- Успенской трапезной церкви. В письме Г.Г. Карпову от 14 апреля 1945 года патриарх обосновывал необходимость передачи Патриархии Успенской церкви следующим образом:

http://bogoslov.ru/article/1259980

Мы почти ничего не знаем об этом студенте. Но мы знаем, что в 1970 году в этих стенах кандидатскую диссертацию защитил диакон Маланкарской Церкви. Его работу, посвящённую миссии апостола Фомы, вы можете найти в нашей библиотеке. В 1976 году, когда наша духовная академия торжественно отмечала 30-летие своего возрождения, здесь встречали одного из предшественников нынешнего Предстоятеля Маланкарской Церкви – Святейшего Василия Мар Фому Матфея I. Тогда духовная школа почтила его званием почётного члена Ленинградской духовной академии. Помимо того, что здесь учились священнослужители-студенты Маланкарской Церкви, частыми гостями у нас были и ее богословы. В этих стенах продолжают трудиться те, кто помнит имя славного делийского митрополита Мар Павла Григория (Вергезе). И сейчас у нас проходят обучение студенты из Маланкарской Церкви. Но особая радость для нас сегодня видеть именно Предстоятеля сей древней Церкви», – подчеркнул епископ Силуан, отметив, в 1977 – 1979 годах Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III учился в этой духовной школе. В ответном слове Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III, в частности, поделился воспоминаниями о годах обучения в академии: «За время моего пребывания здесь у меня была возможность познакомиться со всеми видами богословия... Я очень хорошо помню, что ректором тогда был архиепископ Кирилл, ныне Патриарх Московский и всея Руси. Хотя непосредственно у меня он не преподавал, но мы много раз обсуждали вопросы сравнительного богословия. У меня даже была возможность обсуждать вопросы, касающиеся богословия Восточных Церквей, с митрополитом Никодимом (Ротовым). За эти короткие несколько бесед я смог понять масштаб личности владыки Никодима и его богословские взгляды». Он также с благодарностью отметил, что в Санкт-Петербургской духовной академии в настоящее время обучаются студенты из Маланкарской Церкви Индии. «Мы надеемся, что и в дальнейшем у нас будет возможность направлять людей на обучение в ваши духовные школы и вы будете присылать к нам своих учеников», – сказал Его Святейшество.

http://mospat.ru/ru/news/90723/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010