Читайте Ее житие, обращайтесь к Божией Матери в молитвах. Она настолько смиренна, чиста и скромна, что даже одно только воспоминание о Ней утишает страсти. Се раба Господня (Лк. 1: 38), – пусть отвечает наша душа на любые невзгоды, а Господь уже попечется обо всем. Читайте «Богородицу», и Божия Матерь вразумит и все управит Архимандрит Мефодий (Леонтьев) Архимандрит Мефодий (Леонтьев) , насельник Псково-Печерского монастыря: – Псково-печерские насельники, особенно старцы, очень любят Божию Матерь. «Богородицу» братия всегда читают. 150 раз: Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Тогда Преблагословенная Сама во всем вразумляет, все управляет. Вот схиархимандрит Александр (Васильев) изо дня в день никогда не пропускал Богородичного правила, и лицо у него всегда было радостное, светилось. Никаких печалей. Матерь Божия благоволила ему, любила его за такую верность Ей. Призвала его ко Господу на следующий день после Своего праздника Покров. Живы молитвами Пресвятой Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный) Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный) : – То, что мы живы, – это уже участие Божией Матери в нашей жизни. Ты работай Господу, а Он Сам спасет твоих родных Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин (Тупеко) , Белорусский Экзархат: – Матерь Божия покровительствует роду человеческому во осуществление, с одной стороны, Ее пророчества: отныне ублажат Мя вси роди (Лк. 1: 48), – с другой стороны, слов, произнесенных со Креста Ее Божественным Сыном: Се, Матерь твоя (Ин. 19: 27), – сказал Христос Иоанну Богослову, но вместе с тем и каждому из нас; Се, сын Твой (Ин. 19: 26), – усыновил Он Богоматери в лице Своего любимого ученика все человечество. По вере людской во всех уголках земли Царица Небесная являет Свою милость. Это и утешение душе, и облегчение житейских тягот, и исцеление от недугов. Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин (Тупеко)

http://pravoslavie.ru/116439.html

Связь предметов с литургией подчеркнута на тех же древнейших предметах гравированными на закрепах наружных полей фигурами трех Вселенских святителей – творцов литургии. Подобные детали исчезают на более поздних серебряных экземплярах, уступая место плетеным орнаментам. Зато в резных путных панагиях XVI–XVII вв. святители изображаются на наружной стороне тыльной тарели, соответствуя «Распятию» лицевой стороны. В связи с образами Иоанна Златоуста , Григория Богослова и Василия Великого на симоновской и вологодской панагиях следует обратить внимание на возведение. Киприаном в подмосковном селе Голенищево церкви Трех Святителей в последний период управления российской митрополией 638 . Не исключено, что Киприан восстановил не только афонский обычай «панагии на пути», но и древний чин возношения богородичного хлеба на утрени, восходящий, согласно Симеону Солунскому , к установлениям Отцов Церкви. Это тем более вероятно, что многие описанные Симеоном литургические обычаи были переведены на славянский язык именно Киприаном 639 . Таков, в частности, «Чин еже Омыти мощи святых или крест мочити» 640 . Имеются предположения и о существовании переведенного им Требника, основанного на новом Уставе патриарха Филофея 641 , в котором особое место уделялось священным хлебам. Так, именно в правилах Филофея после литании на утрени При обряде благословения хлебов, употребляемых во время трапезы, упомянуты не обыкновенные хлеба, как обычно, а именно просфоры 642 . В источниках XVI в. не обозначен соборный чин на утрени. Однако А. Дмитриевский обращает внимание на ряд памятников, где в этой службе после троичного канона вместо трех молитв по непонятной причине имеется только одна, славящая всемогущую животворящую и живоначальную Троицу 643 . Нельзя ли в этом видеть следы утраченной традиции возношения богородичной просфоры на утрени; ибо славословие Троице читалось при возношении панагии. Так или иначе, данный обычай восстанавливается в русской церковной практике XVII в. В печатном Уставе 1641 г. на конце утрени на полях имеется надпись: «Зде положити чин о панагии» 644 . В московском же Уставе 1682 г. этот чин уже присутствует в печатном тексте 645 . Учитывая постоянные ссылки на Правила Киприана в чиновниках мехжовского Успенского собора XVII в. 646 , можно предполагать, что в эпоху Алексея Михайловича обращались не только к греческой традиции, но и к установлениям митрополита Киприана, приведшего в своей литургической деятельности к соглашению между иерусалимским Уставом и местной церковной практикой 647 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Подпишитесь на наш Телеграм Статьи «Святой Исаак Сирин и Достоевский» Архимандрит Василий (Гондикакис): духовное родство Достоевского и преподобного Исаака Сирина, несмотря на явное различие между ними, не подлежит сомнению. О Достоевском можно даже сказать так: мирской авва Исаак. «Дом, или Дорога обретения мира» Как сделать свой дом безопасным и по-настоящему уютным, рассказывает клинический психолог Наталия Матвеева. « В гробу отдохнем?» Владислав Головин: мама всегда учила меня, что мужчина не имеет права соединять слова «я» и «устал». Так ли бесспорны подобные популярные высказывания? «Позднесоветское Православие» Владимир Шалларь: о расцвете Православия в СССР: богословие, философия, филология, поэзия, кино, музыка и т. д. «”Всех скорбящих Радость”: почему так много изображений Богородицы» Екатерина Смирнова: название иконы «Всех скорбящих Радость» взято из богородичной стихиры «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице». Богородица поддерживает нас в бедах и испытаниях, дает надежду. « Аборты: нельзя требовать подвига» Татьяна Зайцева (Пашковская): каждый, кто требует запретить аборты, требует от другого человека подвига длиной в несколько лет, а иногда и длиною в жизнь. «Можно ли избавляться от ребенка, если он инвалид?» Иерей Владимир Духович: в каждом человеке с рождения заложен нравственный закон — знание того, что хорошо и что плохо. И только если люди начинают бороться с Богом, то теряют это понимание. « Человек начинается с любви» Протоиерей Димитрий Сизоненко: любовь всегда нарушает законы и границы. Иисус Христос вступает в конфликт с предрассудками Своего времени. Любовь царственно переступает через правила приличий и стереотипы. « Хеллоуин в Америке» Маша Дубровская: в Средневековье ритуалы имели психологический и магический смысл. Но в современном секулярном мире магия, как кажется, уже не имеет значения. Что тогда празднуют американцы? Книги «Беседы о борьбе со страстями» (текст и аудиоверсия) — книга духовника Московской епархии протоиерея Константина Островского, который так намечает её структуру: «Начнём мы с цели духовного пути — с любви. Потом обсудим вопросы становления на духовный путь, поговорим о молитве, которая в совершенной мере есть богообщение, а в меньших мерах — постепенное приобщение к богообщению. Затем обратим внимание на то, что препятствует нам исполнять заповеди Божии и молиться Богу, то есть на греховные страсти; поговорим о борьбе с ними. Корень всех страстей — гордость, а противоположная ей добродетель — смирение, которое в своей совершенной мере есть сосуд, способный принять в себя благодать Святого Духа. Борьба с гордостью и стяжание смирения и будут последними темами наших бесед о борьбе со страстями».

http://blog.predanie.ru/article/brejgel-...

Только в молитве старец находил утешение в поддержку своим крайне слабым силам. Но сам старец о своей молитве говорил так: " Вот в Глинской пустыне умер один старец, так у него часа три после смерти рука все перебирала четки. А я вот, грешный, и не знаю, когда только их перебирал, - добавил батюшка со вздохом и печально махнул рукой. - Я даже и в монастыре-то, пожалуй, всего только один год прожил " . Но как много мы находим в его жизнеописании свидетельств горячей, слезной молитвы старца Амвросия. Например, когда в его келье отправлялся молебен с акафистом перед чтимой им келейной иконой Богоматери " Достойно есть " , он умиленно взирал на благодатный лик Царицы Небесной, и все видели, как слезы струились по его исхудалым щекам. Когда он молился, все лицо его преображалось, и он погружался в созерцание неизреченной славы небесной. Один раз келейник старца, подходя к нему под благословение в конце утреннего правила, увидел лицо старца светящимся. Позже он по своей простоте спросил его: " Или вы, батюшка, видели какое видение?! " Старец, не сказав ему ни слова, только слегка стукнул его по голове рукой (это было знаком особенного старческого благоволения). Старец Амвросий всегда имел особое благоговение к Божией Матери, как к единой всемощной Предстательнице и Заступнице рода христианского пред Ее Сыном, Царем и Господом. Поэтому ни одного Богородичного праздника не пропускал он без того, чтобы не отправить пред Ее святой иконой келейного бдения. Как истинный подвижник, старец Амвросий всегда чувствовал потребность молитвы, ибо только в молитве он обретал необходимую духовную и телесную силу, нужную для его высокого старческого подвига. Ни одного своего решения старец не принимал без усердной молитвы и без ясного указания Божия. Одна Шамординская монахиня рассказывает, что о.Амвросий назначил ей трудное послушание в трапезной. Не надеясь на свои силы, она несколько раз просила освободить ее, но старец неожиданно сказал: " Ведь я же не сам тебе назначил это послушание, такова воля Царицы Небесной " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/259/...

Царь предлагал Собору определить постоянное время для начала ежедневного богослужения, (в Стоглаве это вопрос о звоне церковном; вопр. 1 из первых). Собор сделал следующее распоряжение (гл. 7): 1) в день субботы начинать церковную службу (литургию) в начале четвертого часа дня 50 , яко да станет трапеза в начале пятаго часа; в день воскресный, – в начале третьего часа, да станет трапеза в начале четвертаго часа; также и в великие Господские и Богородичные праздники, в праздники Предтечи, первоверховных апостолов; в средние же праздники – в начале пятого часа, да станет трапеза ва начале шестаго часа; а в малые праздники и во все прочие дни службу начинать в начале седьмого часа; тоже соблюдать и в малые посты, кроме Великой Четыредесятницы, для которой особый устав 51 . Но эти правила не полагаются для таких случаев, когда государь бывает с своим войском на брани, против врагов. На эти случаи Собор приводит слова Евангелия: могий вместити да вместит, и слова апостола: по нужди и закону преступление бывает ( Евр. 7: 12 ) (правильнее: пременение). Но «когда царь остается в царствующем граде, тогда повелевает звонити по уставу, разве (кроме) великих неотложных земских дел». Сущность царскнх вопросов относительно совершения божественной службы заключалась в том, что в порядке её требовалось соблюдение полного устава Церкви, без всякого изменения (вопр. 1 из пер.). Собственно в отношении к литургии, царь дал особенные вопросы только о немногих частных предметах, её касавшихся. Так он указал Собору на беспорядки в совершении проскомидии: «священники себе берут просфоры, приносимыя на проскомидию за здравие или за упокой православных, а на жертвеннике не проскомисают и жертва от них Богу не приносится» (вопр. 11 из перв.). Еще: «православные дают просфорницам деньги на проскуры о здравии или за упокой, – и оне (просфорницы) спросят имя, да над проскурою сами приговаривают, за здравие или за упокой, и те проскуры попу дают, а поп и людем не отдает и к себе уносит» (тот же вопрос) 52 . Замечательно при этом, что в вопросе царском, число просфор для совершения литургии полагается семь: для агнца, для части богородичной, для предтечевой и прочих святых, за епископство православных, за царя, за всех православных, за упокой мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Петру не нравилось, что в России много церквей, особенно их изобилием славилась Москва; и он приказал там переписать их, обозначить время их основания, показать число дворов, состоявших в каждом приходе, и расстояние одной церкви от другой, а затем все лишние церкви упразднить. Постановлено было, чтобы вообще в приходе было от двухсот до трехсот дворов, и где было только двести дворов, там полагался один священник, а где было дворов более - там два священника. Указ 30 апреля 1722 года запрещал строить церкви во имя икон Богородицы, например Владимирской, Казанской и т. п.; можно было основывать храмы Богородицы только в честь какого-нибудь богородичного праздника, например, Благовещения, Рождества и т. д. Изданы были разные правила о благочинии в храмах. Издавна по обычаю благочестивые люди приносили в церковь собственные иконы и там молились перед ними. 31 января 1723 года Синод запретил такой принос в церковь домашних икон и велел все находившиеся уже в церквах возвратить хозяевам. Запрещено также привешивать разные вещи к образам в церквах, как-то: монеты и т.п., а где такие вещи найдутся, то следовало продать их, и вырученные за них деньги употребить на покупку чистой пшеничной муки для просфор и на церковное вино; но если в числе привесок найдутся старые монеты и разные старинные вещи, то доставлять их в Синод. Богатые люди держались обычая приглашать духовенство служить в своих домах вечерни и заутрени. И этот обычай Петр велел Синоду запретить, находя, что он происходил от суеверия и тщеславия богатых, которые " хотят разниться от прочей христианской братии " . 29 июля 1723 года Синод указал во время богослужения в церквах сбор подаяний собирать в два кошелька: в один - на церковные нужды, а в другой - на содержание больных и неимущих в госпиталях Духовные часто вели себя неприлично: неблагочинно отправляли богослужение, напивались пьяными до того, что валялись по улицам, сошедшись где-нибудь на обеде или поминках, ссорились между собою по-мужичьи, таскались по кабакам в безобразном виде и показывали свою храбрость в кулачных боях.

http://sedmitza.ru/text/443451.html

Спасайтесь, чада мои возлюбленные! Будьте добры и милосердны, не делайте никому того, чего сами себе не желаете. Помните: спасение свое мы устрояем только тогда, когда счастье других не расстраиваем. Самое дорогое в человеке - душа и надо в человеке уважать душу (образ Божий). Прославлять Бога - значит не осуждать ближнего. Если просишь у Господа помощи, то сам помоги ближнему; если просишь прощения грехов - сам прости ближнему. Имейте мир и любовь между собою, чтобы вселился Христос в сердца ваши, но любовь должна быть истинной, ищущей спасения ближних, а не льстивой. В духе кротости и любви помогайте друг другу освобождаться от грехов, но берегитесь осуждать и грубо обличать. Не будьте сами грубы и льстивы, но от других строгость, грубость и оскорбления принимайте с радостью, а лесть и человекоугодие отметайте. Терпите безгранично, прощайте бессчетно. Несите терпеливо каждый свой крест и немощи других, не унывайте и не ропщите и за все благодарите Бога. Благодушное перенесение скорбей и болезней и ласковый уход за больными - выше поста и молитвы, и за все это получают награду от Господа. Не любите суетной чести и славы, возлюбите смирение и кротость. Смирение и любовь истребляют из души и тела все греховные страсти и привлекают благодать Божию. В этом и заключается спасение. Больше всего бойтесь и помните час смертный, и Второе Пришествие Христово! Когда находитесь в скорби или напастях, читайте Сладчайшему Иисусу Христу канон с акафистом и молебный канон Божией Матери «Многими содержимь напастьми». Чтобы освятить душу, чтобы открылись внутренние очи, со вниманием читайте 17-ю кафизму. Не опускайте ни одного дня без исполнения Богородичного правила - 150 молитв «Богородице Дево, радуйся». Не забывайте целовать свой крестик утром и вечером, чтобы освятитъ свои души лучами благодати. Любите Евангелие, чаще читайте его, в нем все написанное сладостно для сердца и спасительно для души. Особенно часто читайте Нагорную проповедь Спасителя (Мф. 5, 1-12), 15-ю главу Евангелия от Иоанна о любви и Послание апостола Павла к римлянам (гл. 13), где указано все, как надо жить христианину. По возможности читайте молитвы, которые я раздавал вам. Изучайте книги, которые я написал для вас. Они разрешат все ваши недоуменные вопросы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Затем следуют стиховные стихиры, „Ныне отпущаеши...” и т.д. После пения тропаря и богородичного диакон возглашает: „Господу помолимся”, лик — „Господи помилуй”, архиерей же или иерей, встав во святых вратах и обратясь лицом к западу, благословляет народ со словами: „Благословение Господне и милость да приидет на вас, Его благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков”, лик — „Аминь”, иерей: „Слава Тебе, Христе Боже...”, чтец: „Слава и Ныне, Господи помилуй трижды, Владыко Святый благослови”. Далее следует отпуст. Церковь на первых порах своего существования руководствовалась уставом Великой Константинопольской Церкви с его песненными последованиями, принесенными к нам первыми киевскими митрополитами и священниками — греками. Но чрез 74 года после крещения Руси преп. Феодосий Печерский ввел в своем монастыре Студийско-Алексиевский устав, который, как видно из Повести временных лет, скоро стал общерусским монастырским уставом. Таким образом со второй половины XI века в Русской Церкви действовали одновременно два устава, из которых в одном излагалось древнее соборно-приходское богослужение с его песненным последованием, в другом же сравнительно новое — монастырско-приходское, возникшее на основе слияния иноческого келейного правила с теми же песненными последованиями. Наконец, в XV веке появился Иерусалимский устав, в свою очередь подвергшийся известным изменениям в процессе широкого распространения его в Греческой Церкви в XII-XIV вв. Все это вместе взятое определило собой многообразие русской богослужебной практики, вызвало появление своих русских богослужебных порядков, которые существовали на Руси до конца XVII столетия, когда в 1682 г. был издан типикон, устранявший все богослужебные особенности местного значения и унифицировавший богослужение применительно к современному ему греческому.    Оставляя в стороне особенности, принадлежащие согласно типикону Русской Церкви всенощному бдению (пение 103 псалма и каждение при этом храма и благословение хлебов), отмечу оригинальные русские черты, составлявшие принадлежность вечерни вообще.    Первую такую особенность составляло пение 1-й кафизмы „Блажен муж...” Этот элемент иноческого богослужения, в истории вытеснивший первое трехпсалмие песненной вечерни, в Русской церкви подвергся своеобразной обработке, приблизившей его самого к этим антифонам. Как уже говорилось выше, греческие монастырские уставы предписывают пропевать постишно по крайней мере три первых псалма (см. выше).    В Русской церкви, под влиянием практики исполнения псалмов-антифонов на песненных последованиях, и „Блажен муж...” исполняли певчески — все три славы, но пели псалмы не целиком, а лишь отдельные стихи из них, прилагая к каждому припев „Аллилуиа”. Ниже приводится эта кафизма, распетая песненно, как она изложена в древнерусских церковно-певческих сборниках (с сохранением транскрипции).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3753...

30 октября 2012 В продолжение дискуссии вокруг проекта «Положения о монастырях и монашествующих» предлагаем вниманию читателей отзыв Духовного собора Соловецкого монастыря в отношении данного проекта. Публикуется в авторской редакции. Сегодня, 29 октября 2012 г., начал свою работу V международный фестиваль православных СМИ «Вера и Слово». В первый день работы фестиваля с докладом, посвященным теме обсуждения  документов Межсоборного присутствия РПЦ на портале «Богослов.Ru», выступил главный редактор портала протоиерей Павел Великанов. Представляем вниманию читателей текстовую версию доклада. Учитывая особую значимость дискуссии вокруг проекта " Положения о монастырях и монашестве " , мы обратились к настоятелю Ватопедского монастыря Святой Горы Афон игумену Ефрему с просьбой поделиться своими размышлениями как об актуальных проблемах российского монашества в целом, так и в связи с вышеупомянутым документом. Предлагаем вниманию читателей еще один отзыв на проект «Положения о монастырях и монашествующих» , принадлежащий епископу Борисовскому Вениамину. Публикуется в авторской редакции. В публикуемом материале доцент Московской духовной академии, настоятель московского храма Покрова в Красном селе протоиерей Валентин Асмус рассматривает вопрос, поднятый в рамках дискуссии вокруг проекта «Положения о монастырях и монашествующих» . Автор исследует тему, касающуюся построения отношений епископа с монастырями подведомственной ему епархии, на основе правил IV Вселенского собора, Двукратного собора и 39 апостольского правила. Представляем вниманию читателей отзыв настоятельницы Богородично-Рождественской девичьей пустыни игумении Феофилы о проекте «Положения о монастырях и монашествующих» , подготовленном Межсоборным присутствием РПЦ. В продолжение дискуссии вокруг проекта  «Положения о монастырях и монашествующих» , подготовленного Межсоборным присутствием РПЦ, публикуется отзыв епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха. В продолжение дискуссии вокруг проекта  «Положения о монастырях и монашествующих» , подготовленного Межсоборным присутствием РПЦ, портал «Богослов.Ru» предлагает вниманию читаталей статью игумена Ахтырского Свято-Троицкого монастыря архимандрита Симеона (Гагатика). Публикуется в авторской редакции.

http://bogoslov.ru/prisutstvie/?page=2?p...

–      Возьми и его, Господи, в Царство Небесное. –      Он ещё не готов, – был ответ. –      Тогда возьми его за ту милость, что оказал мне, за двойную порцию хлеба, половину которой я принёс Тебе, помнишь? Сотвори ему милость ради его милости. Не лиши и его Твоей милости и радости. И внял Господь мольбам простеца, и открыл ему час смерти игумена, и поведал простак игумену час кончины его, и стал тот готовиться к переходу в вечность. В назначенный день и час отошёл простак ко Господу, а спустя две недели и игумен. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Без благословения Царицы Небесной ничего не начинайте. А закончив дело, благодарите Её. Возжигайте почаще лампады пред Её иконами и, если можно, заведите неугасимую лампаду. Если кто заболеет, пусть помажет себя или других маслицем, горевшим пред чудотворной иконой Божией Матери. Это будет во исцеление души и тела болящего. И когда молитесь, говорите с Царицей Небесной, как с живым человеком. Вы даже и не представляете, как она близка к нам. Всю свою жизнь я провёл под её покровом. И покров Её, как читаем в акафисте, ширше облака, объемлет всех чад Её, всякого, кто Её почитает. Ежедневно по числу часов во дне читайте «Богородице Лево, радуйся», испрашивая при том благословение. Таким образом, вы стяжаете привычку благую и никогда не лишитесь Её благодатной помощи. Испрашивайте благословения не только себе, но и на своих близких. Радостно мне, когда кто-либо из вас исполняет Богородичное правило, завещанное Владычицей преподобному Серафиму. Такой находится под особым Её покровом. Правило это заключается в ежедневном внимательном прочтении 150 раз этого Архангельского обрадования, то есть «Богородице Дево, радуйся». Когда-то это исполняли все христиане. В келье преподобного Серафима была обнаружена книга с описанием множества чудес по молитве к Богоматери и в частности от чтения этого правила. После каждого десятка молитесь и своими словами. Надо и к этому приучаться. Много у нас разных нужд, вознесём их к Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010