В дополнение к общему молитвослову Вступление Я не знаю, предопределен ли я ко спасению или обречен на вечные мучения… Но – страшиться ли мне этой неизвестности, отчаиваясь в своем спасении?… Да простит мне Судия мой Бог, если я успокою себя верою, что Он, если я сам тому не помешаю, может и отменить о мне Свое предопределение, вняв слезному раскаянию и молению моему, и преложит о мне Суд Свой на милость. Наша любовь к Богу измеряется нашей готовностью принять посылаемые нам страдания и несчастия и видеть в них руку Божию. Поддержкой нам может быть то, что страдания эти есть также мера любви Божией к нам. Нельзя жить истинной и достойной жизнью здесь, не готовясь к смерти, то есть не имея постоянно мысли о смерти, о жизни вечной. По собственному опыту знаю, как страшно допустить забвение о смерти. Господи, спаси меня! Не остави меня в час смертный! Улыши меня и ныне, из глубины души взывающаго: В час полночный, когда засыпает обитель, Пред распятием низко склонясь, Я молю Тебя, мой Искупитель: В смертный час Ты меня не оставь! Вас прошу я, мои дорогие, Во Христе отцы, братья, сестры и друзья, Как умру, схороните в пещерной могиле Под распятием крестным меня. Чтобы Крест всесвятой мой любимый Своей славой всегда украшал Мой телесный прах и могилу, Мою душу чтоб там утешал. И к Тебе, мой Господь, я взываю: Ты меня под Крестом упокой, На котором висел Ты, страдая; Чтоб он там охранял мой покой… И как Богу, Тебе перед смертью моею Приношу я молитву свою: У подножья Креста, в любви пламенея, Дай окончить Ты мне жизнь мою! Будь всегда, святой Крест, над могилой, Где покоиться прах будет мой, – Мою душу, Иисусе Сладчайший, помилуй, Со святыми ее упокой! Д.О.С. Предисловие Возлюбленные во Христе! Господь наш Иисус Христос передал нам чрез святых апостолов сию заповедь о молитве: «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть» ( Мф. 26, 41 ). Молитва есть великое оружие, великая защита, сокровище, пристань и безопасное убежище для нас. Чем объясняется такое значение молитвы? Тем, что она приближает нас к Милосердному Богу, к Источнику жизни и бессмертия и привлекает на нас Его благодать и помощь, а это есть для нас в жизни самое главное.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

священник Борис Левшенко Катехизис Скачать epub pdf Лекция 1 Основой изучения предмета является книга « Пространный катихизис ». Начнем с предварительных понятий. Прежде всего само слово «религия» происходит от понятия «религио» (связывать): речь идет о связи человека с Богом. Нам очень трудно говорить об этой связи, потому что до грехопадения все было ясно – человек был вместе с Богом. Сотворенный человек находился в Раю, тем не менее мы знаем, что там он с Богом беседовал, т. е. находился в теснейшем общении. А как быть сейчас, когда эта связь разорвана? Сейчас мы можем говорить о восстановлении этой связи, поскольку наш Спаситель Господь Иисус Христос пришел на землю. Но тем не менее понятие «религия» было и до христианства, и оно имело очень четко выраженные формы. Это была постоянная связь человека с Богом, если угодно, вопль «Из глубины воззвал я к Тебе, Господи!» Конечно, мы много знаем о религиозном чувстве; как говорил Тертуллиан , «душа любого человека христианка», и поэтому в ней есть врожденное чувство поисков Бога, возвышения ее до бесконечности. Мы также много говорим, даже в аскетической литературе, что сердце человека и чувства его как раз и есть тот самый инструмент, с помощью которого познается Бог . В данном случае речь идет не столько о знании в научном смысле, сколько о приближении к Богу. В мою бытность обучения в Университете было много споров о том, надо или нет знать ответ на вопрос, во что мы веруем. И сейчас раздаются голоса об излишестве обучения богословским предметам студентов факультета церковных художеств. Разберемся, действительно ли необходимы знания или достаточно благочестивого отношения, достаточно форм благочестия – молитвенного правила, нашего посещения храма, общественного богослужения. По постановке вопроса естественным будет ответ, что знания необходимы, потому что мы сейчас живем в очень тяжелое время, когда кажется, что вот-вот придет антихрист, вот-вот придется исповедовать свою веру, вот-вот придется принимать мученический венец. Ощущается «последний день», приближение конца, приближение судного дня. Наблюдается активная деятельность различного рода проповедников: католиков, Богородичного центра (они, по их словам, выступают от имени Православной Церкви) и т. п. Мы видим огромное увлечение оккультизмом. Деятельность отрицательных сил в нашем обществе столь велика, что от нас зачастую требуется разобраться, кто есть кто, и не ошибиться в своем выборе. Поэтому ответ на вопрос «Во что я верую?» все-таки должен быть. И, конечно, он не должен быть кратким ответом, выраженном в Символе веры . Хотя это и достаточно хороший ответ; зачастую, чтобы разобраться, требуется много знаний.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Богородичное правило 19 декабря, 2014 Содержание статьи Богородичное правило Богородичное правило — это молитвенное правило, произнесение молитвы Богородице 150 раз в сутки. Это — определенный духовный подвиг, который могут взять на себя верующие. Лучше всего читать правило за один прием, произнося после каждого десятка молитву «Отче наш», а затем «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианского» и тропарь, соответствующий одному из событий в жизни Пресвятой Богородицы. Суть молитвенного правила в том, чтобы пропускать через сердце и душу каждое слово молитвы, ни один раз из 150-и не молиться формально и не отвлекаться на посторонние мысли. Богородичное правило творил Преподобный Серафим Саровский, обнимая своей молитвой весь мир. Считается, что сама Царица Небесная велела исполнять это правило в VIII веке. Молитесь, когда: Богородичное правило как читать: Молитва Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших читается 150 раз. Если поначалу трудно будет одолевать ежедневно 150 раз, следует читать 50 раз. После каждого десятка надо читать по одному разу «Отче наш» и «Милосердия двери». Всего читается 15 десятков, потому что в жизни Богородицы было 15 ступеней и важных жизненных этапов. Преподобный Серафим Саровский ежедневно исполнял Богородичное правило. Первый десяток. Вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы. Молимся о матерях, отцах и детях. О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани рабов Твоих (имена родителей и сродников), а умерших со святыми упокой в вечной славе Твоей. Второй десяток. Вспоминаем Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы. Молимся о заблудших и отпавших от Церкви. О, пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани и соедини (или присоедини) к Святой Православной Церкви заблудших и отпавших рабов Твоих (имена). Третий десяток.

http://pravmir.ru/bogorodichnoe-pravilo/

Подпишитесь на наш Телеграм Статьи «Святой Исаак Сирин и Достоевский» Архимандрит Василий (Гондикакис): духовное родство Достоевского и преподобного Исаака Сирина, несмотря на явное различие между ними, не подлежит сомнению. О Достоевском можно даже сказать так: мирской авва Исаак. «Дом, или Дорога обретения мира» Как сделать свой дом безопасным и по-настоящему уютным, рассказывает клинический психолог Наталия Матвеева. « В гробу отдохнем?» Владислав Головин: мама всегда учила меня, что мужчина не имеет права соединять слова «я» и «устал». Так ли бесспорны подобные популярные высказывания? «Позднесоветское Православие» Владимир Шалларь: о расцвете Православия в СССР: богословие, философия, филология, поэзия, кино, музыка и т. д. «”Всех скорбящих Радость”: почему так много изображений Богородицы» Екатерина Смирнова: название иконы «Всех скорбящих Радость» взято из богородичной стихиры «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице». Богородица поддерживает нас в бедах и испытаниях, дает надежду. « Аборты: нельзя требовать подвига» Татьяна Зайцева (Пашковская): каждый, кто требует запретить аборты, требует от другого человека подвига длиной в несколько лет, а иногда и длиною в жизнь. «Можно ли избавляться от ребенка, если он инвалид?» Иерей Владимир Духович: в каждом человеке с рождения заложен нравственный закон — знание того, что хорошо и что плохо. И только если люди начинают бороться с Богом, то теряют это понимание. « Человек начинается с любви» Протоиерей Димитрий Сизоненко: любовь всегда нарушает законы и границы. Иисус Христос вступает в конфликт с предрассудками Своего времени. Любовь царственно переступает через правила приличий и стереотипы. « Хеллоуин в Америке» Маша Дубровская: в Средневековье ритуалы имели психологический и магический смысл. Но в современном секулярном мире магия, как кажется, уже не имеет значения. Что тогда празднуют американцы? Книги «Беседы о борьбе со страстями» (текст и аудиоверсия) — книга духовника Московской епархии протоиерея Константина Островского, который так намечает её структуру: «Начнём мы с цели духовного пути — с любви. Потом обсудим вопросы становления на духовный путь, поговорим о молитве, которая в совершенной мере есть богообщение, а в меньших мерах — постепенное приобщение к богообщению. Затем обратим внимание на то, что препятствует нам исполнять заповеди Божии и молиться Богу, то есть на греховные страсти; поговорим о борьбе с ними. Корень всех страстей — гордость, а противоположная ей добродетель — смирение, которое в своей совершенной мере есть сосуд, способный принять в себя благодать Святого Духа. Борьба с гордостью и стяжание смирения и будут последними темами наших бесед о борьбе со страстями».

http://blog.predanie.ru/article/brejgel-...

Сама Царица Небесная дала людям это правило в VIII веке, и его исполняли когда-то все христиане, а потом забыли о нем. Преподобный Серафим Саровский напомнил об этом правиле. Благословляя обойти по канавке вокруг Дивеевской обители, старец просил людей прочитать 150 раз «Богородице Дево, радуйся...» и своих духовных чад – дивеевских «сирот» – благословил исполнять ежедневно это правило. В келье преподобного Серафима нашли старинную книжку с описанием чудес, совершившихся с людьми, исполнявшими это чудодейственное чтение Архангельского обрадования Царицы Небесной. Владыка Серафим (Звездинский) тоже ежедневно исполнял Богородичное правило, причем, исполняя его, он молился за весь мир и охватывал этим правилом всю жизнь Царицы Небесной. Старец схиархимандрит Захария (Зосима) весьма ценил и любил владыку Серафима и называл его «святой архиерей». Он также ежедневно исполнял Богородичное правило по его схеме и одному из духовных детей дал списать ее. В жизни Божией Матери было пятнадцать ступеней, пятнадцать главных моментов, и чтение правила разделено на 15 десятков. На каждом десятке поочередно вспоминаются все главные моменты из жизни Богородицы. 1-й десяток – читается 10 раз «Богородице Дево, радуйся...» и вспоминается Рождество Богородицы. (Молиться матери о детях.) 2-й десяток – читается и вспоминается Введение во храм Пресвятой Богородицы. (Молиться о заблудших и отпавших от Церкви.) 3-й десяток – читается и вспоминается Благовещение Пресвятой Богородицы. (Молиться об утолении скорби и утешении скорбящих.) 4-й десяток – читается и вспоминается встреча Божией Матери с праведной Елисаветой. (Молиться, чтоб Матерь Божия соединила разлученных или пропавших без вести.) 5-й десяток – читается и вспоминается Рождество Христово. (Молиться о возрождении души и о новой жизни во Христе.) 6-й десяток – читается и вспоминается Сретение Господне. (Молиться, чтоб Божия Матерь встретила душу в час кончины и провела через страшные воздушные мытарства.) 7-й десяток – читается и вспоминается бегство Божией Матери с Богомладенцем во Египет. (Молиться, чтоб Божия Матерь помогла избежать искушения и избавила от напастей.)

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

6 . Молиться. И молиться надо нерассеянно – чтобы со словом молитвенным и молитвенною мыслию сочеталось и молитвенное чувство. Иногда в продолжительной молитве только одна минута бывает истинно угодна Богу и составляет истинную молитву и истинное служение Богу. Главное в молитве – близость сердца к Богу, свидетельствуемая сладостью Божьего присутствия в душе. День не начинать без молитвы и не отходить ко сну без молитвы, молиться и перед дневным отдыхом (сном). В течение дня нудить себя на непрестанную молитву: содержать на сердце и в уме молитву Иисусову или «Богородице Дево, радуйся...», а также постоянно и везде размышлять о Боге, это тоже вменяется в молитву. Если мы не потеряем молитву и размышление о Боге, то нам не страшны будут никакие враги, ни колдуны, ни чародеи, ибо с нами Господь и Божия Матерь: «Аще и во ад сниду, яко Ты, Господи, со мною, не убоится сердце мое». Стараться ежедневно, кто может, хотя понемногу читать Псалтирь, Апостол, Евангелие. Кто имеет время на молитву, похвально выполнять полное правило с канонами, поклонами, акафистами. Очень полезно ежедневно читать Богородичное правило – 150 молитв в сутки «Богородице Дево, радуйся...». Это правило можно читать и без поклонов, и даже на ходу, больным – сидя и лежа. Очень многие на опыте познали великую пользу от исполнения Богородичного правила. Мы молимся Всеблагой и Пренепорочной Матери Божией, и Она молится о нас. Мы прославляем Ее – Высшую всякой славы, и Она уготовляет нам самим вечную славу. Мы говорим Ей часто: «Радуйся!», и Она у Сына Своего и Бога просит: «Сын Мой возлюбленный! Дай им вечную радость за приветствие Меня радостью!» (протоиерей Иоанн Кронштадтский ). Если одолела сильная усталость, то на сон прочитать хотя бы краткую молитву, но не потворствовать лености. Если нет времени на исполнение полного утреннего или вечернего правила, прочитать хотя бы четыре основные молитвы (правило преподобного Серафима Саровского ). 7 . Иметь три основные добродетели: 1) Никого не осуждать. 2) Не иметь ни к кому ненависти.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

18) В богородичном осьмого гласа напечатано: спаси, Спасе наш, люди отчаянныя. 19) Инокам за исхождение из монастыря положены весьма тяжкие епитимии. 20) Инокам дозволяется мантии не носить и в пострижении якобы положение мантии оставлено. 21) Книги на свой разум перепечатала 7 . Эти и еще многие другие подобные же обвинения на церковь приводятся в челобитной Никиты 8 и в прочих сочинениях первых расколоучителей. В числе этих обвинений, возведенных старообрядцами на св. церковь , многие совершенно ложны, как например: акибы церковь учит о Христе Спасителе, что он распят был за некое прегрешение. Ложь этого обвинения видна из того, что церковь в Символе веры ежедневно исповедует Христа распятого за ны, и еженедельно, также во всю неделю пасхи, поет велегласно: «поклоняемся святому Господу Иисусу, единому безгрешному». Таково же обвинение, что акибы церковь в крещении духу лукавому молится. Для всякого ясно, что это есть клевета на церковь, ибо она в чине крещения повелевает крещаемому торжественно отрицаться сатаны. Таково же обвинение, акибы церковь едину ипостась исповедует во святой Троице (как писал Никита): ибо церковь торжественно воспевает: «Приидите людие триипостасному Божеству поклонимся», и всегда, ежедневно, в Символе веры исповедует св. Троицу. Таково обвинение, акибы церковь Христа не исповедует сугуба естеством: ибо церковь именно воспевает о Христе: «сугуб естеством, а не ипостасию " - и почитает св. вселенский четвертый собор, осудивший не исповедующих Христа сугуба естеством. От сего всякий имущий разум может понять, как ложно расколоучители изводили на церковь подобные клеветы и обвинения в мнимом неправославии; это поняли ныне многие и из самих старообрядцев, и вопреки учений первых начинателей раскола сознаются уже, что св. церковь в догматах веры не погрешает, но согласно с древнею православною церковью православно все догматы веры исповедует. Другие же обвинения старообрядцев на св. церковь касаются только изменения обрядовых предметов, как-то: употребление в перстосложении к образованию св. Троицы первых трех перстов, а не первого и двух последних, употребление пяти просфор на проскомидии, вместо семи, и прочее тому подобное, что существовало и в древней не только греческой, но и русской церкви, как свидетельствуют древние рукописные, харатейные, и даже печатные книги (зри о том в «Выписках Озерского»). За какое-либо различие в употреблении, или содержании обрядов св. церковь не может быть обличаема в изменении православия, в лишении благодати Св. Духа на совершение таинств. Св. церковь в исправлении обрядов всегда действовала по своему усмотрению, как свидетельствуют о том правила соборные и вся история церкви: и ныне она той власти от Бога не лишена, но будет ее иметь вечно; и кто противится ей в том, что она делает по данной ей от Бога власти, противится Богу, ту власть ей даровавшему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

30 октября 2012 В продолжение дискуссии вокруг проекта «Положения о монастырях и монашествующих» предлагаем вниманию читателей отзыв Духовного собора Соловецкого монастыря в отношении данного проекта. Публикуется в авторской редакции. Сегодня, 29 октября 2012 г., начал свою работу V международный фестиваль православных СМИ «Вера и Слово». В первый день работы фестиваля с докладом, посвященным теме обсуждения  документов Межсоборного присутствия РПЦ на портале «Богослов.Ru», выступил главный редактор портала протоиерей Павел Великанов. Представляем вниманию читателей текстовую версию доклада. Учитывая особую значимость дискуссии вокруг проекта " Положения о монастырях и монашестве " , мы обратились к настоятелю Ватопедского монастыря Святой Горы Афон игумену Ефрему с просьбой поделиться своими размышлениями как об актуальных проблемах российского монашества в целом, так и в связи с вышеупомянутым документом. Предлагаем вниманию читателей еще один отзыв на проект «Положения о монастырях и монашествующих» , принадлежащий епископу Борисовскому Вениамину. Публикуется в авторской редакции. В публикуемом материале доцент Московской духовной академии, настоятель московского храма Покрова в Красном селе протоиерей Валентин Асмус рассматривает вопрос, поднятый в рамках дискуссии вокруг проекта «Положения о монастырях и монашествующих» . Автор исследует тему, касающуюся построения отношений епископа с монастырями подведомственной ему епархии, на основе правил IV Вселенского собора, Двукратного собора и 39 апостольского правила. Представляем вниманию читателей отзыв настоятельницы Богородично-Рождественской девичьей пустыни игумении Феофилы о проекте «Положения о монастырях и монашествующих» , подготовленном Межсоборным присутствием РПЦ. В продолжение дискуссии вокруг проекта  «Положения о монастырях и монашествующих» , подготовленного Межсоборным присутствием РПЦ, публикуется отзыв епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха. В продолжение дискуссии вокруг проекта  «Положения о монастырях и монашествующих» , подготовленного Межсоборным присутствием РПЦ, портал «Богослов.Ru» предлагает вниманию читаталей статью игумена Ахтырского Свято-Троицкого монастыря архимандрита Симеона (Гагатика). Публикуется в авторской редакции.

http://bogoslov.ru/prisutstvie/?page=2?p...

“Не должно быть видно, что текст – переводной!” – В Южной Америке большинство – католики. Многие люди даже не подозревают о существовании Православной Церкви, хотя благодаря эмигрантам – русским, украинцам, белорусам – Русская Православная Церковь там есть. И Русская Православная Церковь Заграницей – там она, кажется, даже влиятельнее, – хотя сейчас она едина с Московским Патриархатом. Сейчас все можно найти в интернете, но информации о Православии на испанском все равно недостаточно. Епископ РПЦЗ Александр (Милеант), когда был в Буэнос-Айресе, переводил богослужебные тексты на испанский. Эти переводы неплохие – есть сайт fatheralexander.org, где их можно посмотреть, – но не совсем точные. Видно, что это перевод, а ведь этого не должно быть заметно. Сейчас я начал работу по переводу некоторых текстов, например, воскресных тропарей. Я попытался найти на испанском творения святого Серафима Саровского – но ничего не нашел. Может быть, какие-то книги существуют, но не в интернете. Я начал переводить, эта работа продолжается. В оригинале эти тексты полны старинных русских, а также церковнославянских слов и конструкций, что требует перевода и для русской аудитории. Также я попытался сделать перевод богородичного молитвенного правила св.Серафима. Еще я делал перевод Акафиста иконе Божией Матери “Милостивая” – мне очень нравится этот образ из Зачатьевского монастыря. Может быть, потому что он написан не в византийском стиле, а, скорее, в западном. Вообще, испанских переводов акафистов совсем немного. Мой небесный покровитель – св.Макарий Великий; его переводами я тоже занимался. На испанском есть его книги, но их надо покупать, здесь их нет. Св.Феофан Затворник собрал его учение в сборнике “О христианской жизни” – его я также начал переводить. – Эти переводы можно найти в интернете? – Пока нет. Я не специалист в церковнославянском, многое я перевожу пока только для себя, не для широкой публики. Акафисты, например, я переводил и на современный русский, и на испанский. Мне очень помогли в работе несколько священников, которые подсказали, как надо.

http://pravoslavie.ru/119788.html

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, огради нас святыми Твоими ангелы и молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святаго Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил безплотных, святаго Пророка и Крестителя Господня Иоанна, святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова, святителя Николая, архиепископа Мирликийскаго, чудотворца, преподобного Серафима, Саровского чудотворца; преподобного Саввы, Звенигородского чудотворца; святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых Твоих, помоги нам, недостойным ( имена), избави нас от всех навет вражиих, от всякого зла, колдовства, волшебства, чародейства и от лукавых человек, да не возмогут они причинить нам никоего зла. Господи, светом Твоего сияния сохрани нас на утро, на день, на вечер, на сон грядущих и силою благодати Твоея отврати и удали от нас всякие злые нечестия, действуемые по наущению диавола. Кто думал и делал, верни их зло обратно в преисподню, яко Твое есть царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Молитва за духовного отца и о спасении нас грешных О сладчайший Иисусе! Ты, Господи, безмерно Свят, безмерно Праведен, безмерно Милосерд! Упокой душу усопшего раба Твоего, отца нашего духовного старца схиигумена Саввы со всеми усопшими духовными чады и сродники. Воздаждь Твоею милостию ему за добро и любовь к нам. Светлыми и вечными радостями возвесели его за все скорби; нас же, духовных чад его, благослови и молитвами его радостного сретения и жизни вечныя с ним сподоби. Господи, Ты соединил нас на земле и не разлучи нас в Небесном Царствии Твоем, и его святыми молитвами прости меня, грешного, прости и всех его духовных чад и сродников наших. Помилуй всех православных христиан и очисти нас от всех грехов; подаждь нам, Господи, душевный мир и телесное здравие, яко Благ и Человеколюбец. Господи, Ты видишь мою болезнь, Ты знаешь, как я грешен и немощен; помоги мне терпеть, быть смиренным и благодарить Твою благость. Аминь!

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010