Благослови, Господи, хлеб наш и вся ядомыя нами и умножи сия в домах наших и у всех милующих нас, питающих и благотворящих нам. Сотвори, дабы пища, аще и в малом количестве нами вкушаемая, имела достаточную питательную силу, да не ослабеет тело наше, и здоровье да сохранится, и дух да не придет в уныние. От Тебя бо помощь вси приемлем, на Тя уповаем и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва от пьянства Господи, призри милостиво на раба Твоего ( имярек), прельщенного лестью чрева и плотского веселия; даруй ему познать сладость воздержания и поста и проистекающих от него плодов духа. Богородичное правило Чтение 150 раз в сутки Архангельского приветствия «Богородице Дево, радуйся…» Толкование о Богородичном правиле Сама Царица Небесная дала людям это правило в VIII веке, и его исполняли когда-то все христиане, а потом забыли о нем. Преподобный Серафим Саровский напомнил об этом правиле. Благословляя обойти по канавке вокруг Дивеевской обители, старец просил людей прочитать 150 раз «Богородице Дево, радуйся…» и своих духовных чад - дивеевских «сирот» - благословил исполнять ежедневно это правило. В келлии преподобного Серафима нашли старинную книжку с описанием чудес, совершившихся с людьми, исполнявшими это чудодейственное чтение архангельского обрадования Царицы Небесной. Владыка Серафим Звездинский тоже ежедневно исполнял Богородичное правило, причем, исполняя его, он молился за весь мир и охватывал этим правилом всю жизнь Царицы Небесной. Старец схиархимандрит Захария (Зосима) весьма ценил и любил владыку Серафима и называл его «святой архиерей». Он также ежедневно исполнял Богородичное правило по его схеме и одному из духовных детей дал списать ее. Вот она: В жизни Божией Матери было пятнадцать ступеней, пятнадцать главных моментов, и чтение правила разделено на 15 десятков. На каждом десятке поочередно вспоминаются все главные моменты из жизни Богородицы. 1-й десяток читается 10 раз «Богородице Дево, радуйся…» и вспоминается Рождество Богородицы. (Молиться матери о детях.)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Слышание же мое, иже суть некоторые в вас, словесами именуемы христиане, делесы же яко не суще, о совокуплении браков от Божьей церкви с женами счетающеся, и того закона Божьего разрушающе и жены повергающе, без всякого рассужения святительского правильного, и иным женам незаконным прилепляющеся, и Христова евангельского слова в забытие приходяще, иже глаголет Христос: «оставит, рече, человек отца, и матерь и прилепится жене своей и будета оба в плоть едину». И паки рече Христос: «Бог сочта, и человек да не разлучает». И сего ради аще суть таковые в вас законного совокупления разрушающие, а не ища рассужения по правилам от Божьей церкви, еже предано святителю по коим вещам правильным разлучать, и которые же в вас сего не ищуще рассужения, а собой законное совокупление разрушающе и незаконным браком соприобщающеся, и о 2489 таковых Божья церковь , по правилам, яко прелюбодеятелях гласит; и которые же суть в вас таковые, наказуйте их к обращению на первое совокупление брачное, с покаянием о падении и с слезами, аще жена, аще муж; а которые по радят к познанию, а закона Божьего разрушающе, яко прелюбы дающей, и тех приношения, к церкви не приимайте и от церкви их удаляяя, ни доры не давайте им, ни Богородичного хлеба, дóндеже обратятся: ибо божественные правила возбраняют таковым любодеющим святого причастия не даять в двадесят лет, дóндеже когда к самому концу и часу смертному, едва, по покаянию его и по слезам, пред достоверными его свидетелями духовными; аще будет жив, никако приступну быть к тому беззаконному совокуплению. Таже и паче еще, еже слышах, неподобного неподобнейше, еже яко закону Божьему некоих ругателях, иже не хотящих совокупляться от Божьей церкви, законом Божьим, и поимати себе жены, но опроче закона Божьего деющих, иные по нужи и по напраснству и ласкосредством лукавого, поимают себе жены: и се убо си отнюдь, яко закону Божьему разрушители и ругатели, и сие мирской казни великой подлежат, а душевной же казни, яко душегублены суще: и вы сих такоже от церкви удаляйте, и доры не давайте, ни Богородичного хлеба, ни святого причастия, дóндеже с покаянием и со слезами законным браком совокупятся. А о поимании же жен наказуйте и совокупляйте, якоже от закона Божьего предано божественными правилами, всякому христианину мужу единой жене совокуплену быть, таже и жене мужу, доньдеже произволит Бог во временной сей жизни купно быть; и якоже по многих о сем божественных правилах, великий рече Григорий Богослов : «первый, рече, брак закон, второй по нужи прощение, слабости ради человеческой, третий законопреступление, четвертый нечестие, понеже свинское есть житие». И сих же всех, священники, смотрите: третьего бы поимания не было, а четвертого отнюдь да не будет; таковых от церкви отлучайте, ни приношения их не приимайте, ни доры не давайте им, ни; Богородичного хлеба, ни святого причастия, дóндеже с покаянием и слезами от тех беззаконных браков разлучатся.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Читайте также — Покров Пресвятой Богородицы: история, молитвы, акафист, иконы, проповеди Богородичное правило Богородичное правило написано для православных христиан и отмечает пятнадцать главных вех в земной жизни Пресвятой девы Марии. Поэтому правило разделено на пятнадцать частей. Преподобный Серафим Саровский благословлял своих духовных чад читать правило 150 раз в день в Дивеевском монастыре. Считается, что в келье Серафима Саровского лежала старинная книга с описаниями чудес, совершенным по молитвам Богородице, Богородице дево радуйся, Богородичному правилу и другим молитвам. Чтение правила — важная часть духовной жизни, эта молитва помогает вспомнить, какой трудный духовный путь прошла Богородица, родившая Спаса нашего Иисуса Христа. Богородице Дево радуйся Богородице Дево радуйся Ежедневно читается 150 раз «Богородице Дево радуйся…»: Богородице Дево радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Если по непривычке трудно будет одолевать ежедневно 150 раз, следует читать поначалу 50 раз. После каждого десятка надо читать по одному разу «Отче наш» и «Милосердия двери»: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго. Ниже приводится схема, в которую вкладывал свои молитвы Приснодеве Марии владыка Серафим (Звездинский). Исполняя Богородичное правило, он молился за весь мир и охватывал этим правилом всю жизнь Царицы Небесной. После каждого десятка читаются дополнительные молитвы, например те, которые указаны далее: Первый десяток. Вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы. Молимся о матерях, отцах и детях.

http://pravmir.ru/molitvy-bogorodice-vse...

Молитвы из Молитвослова Вас не трогают, возможно, потому, что их смысл на церковно-славянском не вполне доходит до Вас. На всякий случай посмотрите их же в русском варианте: http://www.bogoslovy.ru/tmolutr.htm Определенное утреннее и вечернее молитвенное правило читать все же рекомендуется, для духовной «зарядки», поддержания формы   и самодисциплины. Бог в помощь Вам! С уважением, священник Филипп Парфенов Благословите, батюшка! Как правильно читаются молитвы — нараспев, с выражением? А можно ли заменить чтение на слушание аудиозаписи в исполнении монахов?  Спаси Господи! Елена Здравствуйте, Елена! Техника чтения не должна заслонять смысл читаемого. Молитвы обычно читаются ровно и спокойно, без какой-то преувеличенной интонации. Слушать записи можно в некоторых случаях (например, тем, кто плохо видит и не может разобрать текст в молитвослове, находящимся в дороге и т. п.), но постоянно слушать запись, заменять записью собственную молитву, не должно. С уважением, священник Александр Ильяшенко Здравствуйте! Можно ли на литургии во время Херувимской песни молиться Иисусовой молитвой? Наталья Здравствуйте, Наталья! В церковь мы собираемся для общей, соборной молитвы, поэтому лучше всего молиться вместе со всеми в тех местах богослужения, которые Вы слышите и понимаете. А Иисусову молитву можно читать в тот момент, например, когда Вы не можете разобрать то, что поется в храме — чтобы Ваши мысли не отвлекались на что-то другое и Вы могли сохранить молитвенный настрой. С уважением, священник Александр Ильяшенко Батюшка, благословите. Ответьте, пожалуйста, можно ли во время Великого поста читать Богородичное правило (150 раз «Богородице, Дево»). Я задаю этот вопрос потому, что читала, что акафисты в это время в келейной молитве не читаются. А ведь и там, и там повторяется:   «Радуйся».  Спаси Господи. Лидия Здравствуйте, Лидия! Молитва «Богородице Дево, радуйся…» не исключается из богослужений и домашнего правила и Великим постом, поэтому и Богородичное правило Вы совершать можете. Однако на регулярное совершение такого правила лучше взять благословение у Вашего духовника (священника, у которого Вы обычно исповедуетесь).

http://pravmir.ru/esli-ya-ne-vizhu-smysl...

Сама Царица Небесная дала людям это правило в VIII веке, и его исполняли когда-то все христиане, а потом забыли о нем. Преподобный Серафим Саровский напомнил об этом правиле. Благословляя обойти по канавке вокруг Дивеевской обители, старец просил людей прочитать 150 раз «Богородице Дево, радуйся...» и своих духовных чад – дивеевских «сирот» – благословил исполнять ежедневно это правило. В келье преподобного Серафима нашли старинную книжку с описанием чудес, совершившихся с людьми, исполнявшими это чудодейственное чтение Архангельского обрадования Царицы Небесной. Владыка Серафим (Звездинский) тоже ежедневно исполнял Богородичное правило, причем, исполняя его, он молился за весь мир и охватывал этим правилом всю жизнь Царицы Небесной. Старец схиархимандрит Захария (Зосима) весьма ценил и любил владыку Серафима и называл его «святой архиерей». Он также ежедневно исполнял Богородичное правило по его схеме и одному из духовных детей дал списать ее. В жизни Божией Матери было пятнадцать ступеней, пятнадцать главных моментов, и чтение правила разделено на 15 десятков. На каждом десятке поочередно вспоминаются все главные моменты из жизни Богородицы. 1-й десяток – читается 10 раз «Богородице Дево, радуйся...» и вспоминается Рождество Богородицы. (Молиться матери о детях.) 2-й десяток – читается и вспоминается Введение во храм Пресвятой Богородицы. (Молиться о заблудших и отпавших от Церкви.) 3-й десяток – читается и вспоминается Благовещение Пресвятой Богородицы. (Молиться об утолении скорби и утешении скорбящих.) 4-й десяток – читается и вспоминается встреча Божией Матери с праведной Елисаветой. (Молиться, чтоб Матерь Божия соединила разлученных или пропавших без вести.) 5-й десяток – читается и вспоминается Рождество Христово. (Молиться о возрождении души и о новой жизни во Христе.) 6-й десяток – читается и вспоминается Сретение Господне. (Молиться, чтоб Божия Матерь встретила душу в час кончины и провела через страшные воздушные мытарства.) 7-й десяток – читается и вспоминается бегство Божией Матери с Богомладенцем во Египет. (Молиться, чтоб Божия Матерь помогла избежать искушения и избавила от напастей.)

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

По свидетельству Никона Армянина 428 , устав Студийский отличался от прочих уставов (в том числе и иерусалимского) в трёх отношениях. В нём а) всенощных бдений не положено ни для одного дня, а во весь год пение вечернее, полунощное, утреннее, должны совершаться в своё время, б) Ни для одного дня не положено Славословия Великого, но в великие праздники назначено читать стихиры, на песнь – Хвалите Господа, и стихиры стиховные. в) С 26 сентября до конца Четыредесятницы на утрени читаются три чтения, а от недели Всех Святых – два 429 . Но Никон говорит ещё только о церковной службе. Из слов Нестора не видно, доставлено ли было Феодосию собственно так называемое изображение устройства монастыря Студийского, или же и два другие сочинения: Епитимии для всей братии, и Определения о сыропустной седмице 430 . По славянским спискам известны как первое – собственно церковный устав, так и второе – назначение наказаний за неблагочиния келейные, но не видно последнего в отдельном его виде. В Синодальной библиотеке доселе хранится «устав определющий пищу и питие (и некоторые другие внешние действия), сохраняющиеся по преданию пр. Феодора в Студийском монастыре и преданный письму П. Алексием (1025–1043) для его Богородичного монастыря, и переведённый на славянский язык для новгородского Богородичного монастыря», основанного в 1179 г. св. Илиею и Гавриилом, в последствии новгородскими архиепископами 431 . Эта рукопись – несомненный памятник того, что пр. Феодосием введены были только письменные правила пр. Феодора и по содержанию более важные и нужные, и что дополнения о предметах другого рода вводимы были в наши Обители спустя сто лет после пр. Феодосия. Сам пр. Феодосий, приняв Студийский устав, не ограничивался пределами буквы его: но имея в виду дух его, вводил некоторые свои правила. Так он не отвергал никого из приходивших к нему, но и не спешил облекать в иноческую одежду. Сперва повелевал ходить в мирской одежде, когда же пришедший привыкал к монастырскому порядку, давал ему чёрную одежду и определял к послушаниям. Потом уже постригал и облекал в мантию. Если тот житием чистым достигал того, что становился искусным иноком, то удостаивался великой схимы. Также полагал после вечерни не ходить из келии в келию братий, а в своей келии каждый день заниматься после молитвы рукоделием, каким кто может, имея в устах псалмы Давида. После трапезы врата монастырские были запираемы, и никто не мог ни войти, ни выйти 432 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Параллельно развивалась следующая история. Когда после моей первой исповеди священник преобразился, и ему было что-то открыто обо мне Господом, он сказал, что у меня есть суженая, но я еще не готов ее увидеть, потому, что, если я ее встречу сейчас я ее разрушу. Но когда будет время, Господь ее мне пошлет. И я стал молиться. Мне всегда очень нравилась молитва , очень нравилось читать разные правила особенно Богородичное . Я увидел в одном фильме, как монах из Иерусалима говорил: кто читает Богородичное правило, тому Матерь Божия становится небесной покровительницей. Я стал молиться просто: Господи, когда я буду готов пошли мне суженую. Я не знал, сколько времени должно пройти: год, два, три. Но я уже жил буквально как монах: девушки ушли в небытие, вообще ничего не было в этом смысле. И еще я просил Господа: покажи мне такого человека, как Серафим Саровский . Так прошло полгода. И вот в конце августа 1998-го меня приглашают на службу в Данилов монастырь на перенесение мощей преподобного Саввы Сторожевского . Прихожу, а того, кто меня пригласил, нет. Я остался, сам. Службу вел Святейший патриарх Алексий, длилась она часа три. В толпе я увидел девушку. Если можно так сказать, с совершенно нечеловеческим обликом. Я несколько раз на нее смотрел. Она выглядела довольно современно. При этом одежда была обыкновенная, я бы даже не дал никакой характеристики одежде. Я ее и не помню, честно говоря. Я только помню, что у всех людей были нормальные лица, а у этой девушки будто внутри кто-то лампочку подсветил. Прошла служба, все пошли прикладываться к мощам , и я тоже. Разворачиваюсь уходить, а у меня папа был болен, и я думаю: сейчас зайду еще в маленький храм при входе в монастырь, напишу там записки. И вдруг снова вижу эту девушку. Она стоит вполоборота и смотрит на меня, как страж, которому приказали меня охранять. Я совершенно обалдел. Только что она была ангельского вида, как все шла причащаться. А тут она стоит и смотрит пронизывающе. Я отвел глаза, потом вижу ее уже нет. Ушла. Я пошел в маленький храм, написал записки, и вдруг у меня в голове голос: возвращайся. Я начал сопротивляться, потому что слышал, как мощи уже проводили в Звенигород, как мимо прошла вся процессия. В общем, я сопротивлялся несколько минут, но пошел.

http://azbyka.ru/way/aleksej-belov-v-men...

Вне литургии «Богородице Дево» употреблялось как одно из песнопений вечерни . В Типиконе Великой ц. X-XI вв. тропарь «Богородице Дево» упомянут 1 сент. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 2). В арам. рукописи XI в., отражающей ранний этап формирования палестинского Часослова , «Богородице Дево» - заключительный тропарь вседневной вечерни (M. Black). в студийских Типиконах «Богородице Дево» употребляется в качестве отпустительного тропаря вечерни, когда совершается будничная служба с пением «Аллилуия» на утрене ( Пентковский. Типикон. С. 239, 275, 286, 306; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 279, 280, 285, 286, 289, 290, 291, 507, 512 601 и др.; Arranz. Typicon. P. 55, 191, 193, 196, 205, 214). В иерусалимских Типиконах «Богородице Дево» сохранил свое положение 1-го отпустительного тропаря вечерни при совершении службы с «Аллилуия»; его пение сопровождается земным поклоном (так же как и 2 др. тропарей - Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 3, 13; то же и в греч. старопечатном Типиконе (Венеция, 1577): Л. 64, 65об.). Кроме того, иерусалимские Типиконы указывают петь «Богородице Дево» в конце праздничной вечерни в составе всенощного бдения (после «Ныне отпущаеши» и Трисвятого ) под воскресенье («Богородице Дево» поется трижды) или в память великого святого (тропарь святого дважды и «Богородице Дево» - 1 раз; но если память святого попадает на воскресенье, то наоборот: «Богородице Дево» - дважды и тропарь святого - единожды ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 23; греч. Типикон 1577 г.: Л. 3об., 53об.)). Эти же указания вошли и в Типикон, используемый ныне в РПЦ ([Т. 1.] С. 18, 43, 257; [Т. 2.] С. 811, 823, 897; Часослов. С. 162). «Богородице Дево» поется обычно на мелодию тропаря 4-го гласа или греч. распевом - в рус. церковной музыке XVIII-XX вв. использовалось более 70 напевов «Богородице Дево» (Свод напевов. С. 45-49). В практике греч. мон-рей «Богородице Дево» может петься на 4-й глас или (по большим праздникам) очень протяжно на все 8 гласов (по принципу осмогласника ). В совр. практике «Богородице Дево» широко используется и в келейной молитве (возможно, под влиянием зап. традиции, где «Ave Maria» употребляется так же часто, как «Отче наш») и входит в состав утреннего правила по рус. Молитвослову и вечернего - по греч., правил прп. Серафима Саровского для мирян, для инокинь и келейного, правила под назв. «Пяточисленные молитвы», приписываемого свт. Димитрию Ростовскому. «Богородице Дево» составляет основное содержание богородичного правила . Иногда «Богородице Дево» поется вместе с «Отче наш» перед трапезой, хотя уставные чины трапез (Часослов. С. 128-134, 168-169) этого песнопения не содержат.

http://pravenc.ru/text/149529.html

День не начинать без молитвы и не отходить ко сну без молитвы, молиться и перед дневным отдыхом (сном). В течение дня нудить себя на непрестанную молитву: содержать на сердце и в уме молитву Иисусову или «Богородице Дево, радуйся…», а также постоянно и везде размышлять о Боге - это тоже вменяется в молитву. Если мы не потеряем молитву и размышление о Боге, то нам не страшны будут никакие враги - ни колдуны, ни чародеи, ибо с нами Бог и Божия Матерь: «Аще и во ад сниду, яко Ты, Господи, со мною, не убоится сердце мое». Стараться ежедневно, кто может, понемногу читать Псалтирь, Апостол, Евангелие. Кто имеет время на молитву, похвально выполнять полное правило - с канонами, поклонами, акафистами. Очень полезно ежедневно читать Богородичное правило - 150 молитв в сутки «Богородице Дево, радуйся…» Это правило можно читать и без поклонов, и даже на ходу, больным - сидя и лежа. Очень многие на опыте познали великую пользу от исполнения Богородичного правила. Мы молимся Всеблагой и Пренепорочной Матери Божией, и Она молится о нас. Мы прославляем Ее - Высшую всякой славы, и Она уготовляет нам самим вечную славу. Мы говорим Ей часто: «Радуйся!» - и Она у Сына Своего и Бога просит: «Сын Мой возлюбленный! Дай им вечную радость за приветствие Меня радостью!» (прот. Иоанн С.). Если одолела сильная усталость, то на сон прочитать хотя бы краткую молитву, но не потворствовать лености. Если нет времени на исполнение полного утреннего или вечернего правила, прочитать хотя бы четыре основные молитвы (правило преподобного Серафима Саровского). За исполнение этого небольшого правила Господь не лишит нас Царствия Небесного. Пояснение четырех основных молитв «Царю Небесный» - Духа Святаго призвать. «Отче наш» - молитва Господня, Сам Иисус Христос так учил апостолов. «Богородице Дево, радуйся» - песнь с неба, принесенная ангелом Гавриилом Деве Марии. Кто славит Божию Матерь, тому Она во всем помогает. «Верую» - Символ веры, чтобы нам утвердиться в вере, правильно ее исповедовать и отражать от себя силу злую.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

,,Аще иерей и дьякон предреченное правило церковное и божественному причащению подобающее самохотне от разленения, или небрежения, если все, или часть некую оставит, смертно согрешит». С именем Василия Великого помещено в Номоканон следующее аналогичное предписанию Учительного Известия правило: «аще священник или монах не чтет часа 1, 3, 6, 9, несть ясти достоин; и аще не правит всего правила своего, яко мертва вменяет сего Бог , и да запретится, якоже подобает». 131 По словам проф. Павлова, в подлинных монашеских правилах Василия Великого нет этого завещания. Но оно находится в числе нескольких апокрифических правил, надписанных именем этого отца и изданных Ириартом. 132 Обязательность выполнения перед литургией положенного правила предполагается также и словами древнерусского епископа Нифонта: «если кто, встав на заутреню, не пел канона, не следует такому служить». 133 Исполнение «повседневного правила» перед литургией требует и вышеупомянутый Служебник 1651 г., добавляя, что его не следует «во время всякая церковные соборные службы глаголати, понеже немощно есть никому единым оком зрети на небо, а другим на землю, но последи соборного пения, кто где изволит, или в церкви, или в келье да исправляет». 134 О повседневном правиле, предваряющем чтение молитв к причащению, говорят также Следованная Псалтирь XV в., 1598 г., а равно Канонник 1641 г. 135 « Молитвы же к причащению неотложно да глаголет перед литургией». « Желающим причаститься следует, говорит Типикон XII в. Евергетидского Константинопольского монастыря, выполнить установленное для приобщения последование». 136 Такое же точно предписание встречаем в Типиконе Малоазийского Богородичного монастыря «τν λου Βωμν» по рукописи Пантелеймоновской библ. 1162 г. 265. 137 Судя по отрывкам греческой Следованной Псалтири 1054 г., 138 содержащим молитву причащения «Господи, вем яко несмь достоин, ниже доволен», изложение данного последования существовало уже в XI в. В греческих Часословах XVI в. (1524 г. и 1532 г.) оно имеет современный вид, но в памятниках русской церкви не отличается однообразием своего состава.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010