Учитывая особую значимость дискуссии вокруг проекта " Положения о монастырях и монашестве " , мы обратились к настоятелю Ватопедского монастыря Святой Горы Афон игумену Ефрему с просьбой поделиться своими размышлениями как об актуальных проблемах российского монашества в целом, так и в связи с вышеупомянутым документом. В публикуемом материале доцент Московской духовной академии, настоятель московского храма Покрова в Красном селе протоиерей Валентин Асмус рассматривает вопрос, поднятый в рамках дискуссии вокруг проекта «Положения о монастырях и монашествующих» . Автор исследует тему, касающуюся построения отношений епископа с монастырями подведомственной ему епархии, на основе правил IV Вселенского собора, Двукратного собора и 39 апостольского правила. Следующий комментарий на проект «Положения о монастырях и монашествующих» принадлежит монахине Иларии (Болт), настоятельнице Свято-Успенского женского монастыря Витебской епархии. Публикуется в авторской редакции. Замечания к проекту «Положения о монастырях и монашествующих» представлены иереем Михаилом Асмусом. Публикуется в авторской редакции. Замечания к проекту поправок в Устав Русской Православной Церкви о Поместном и Архиерейском соборах, предложенные иереем Михаилом Асмусом. Публикуется в авторской редакции. Представляем вниманию читателей отзыв иерея Михаила Асмуса на проект документа «О деятельности Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых», подготовленного Межсоборным присутствием РПЦ МП. Публикуется в авторской редакции. В рамках полемики вокруг проекта Межсоборного присутствия «Положения о монастырях и монашествующих» публикуется ответ инокини Кассианы на статью игуменьи Богородично-Рождественской девичьей пустыни Феофилы (Лепешинской), опубликованную ранее на нашем портале. © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011

http://bogoslov.ru/tag/Межсоборное ...

Л. 283. Новоспасского архимандрита Игнатия на митрополию Сибирскую и Тобольскую 1692 г. Апреля 3. Л. 292 Черниговского Успенского Елецкого монастыря архимандрита Феодосия 930 на архиепископию Чернигова и Новгородка 1692 г. Сентября 11. Л. 302. Новоспасского Архимандрита Тихона на митрополию Сарскую и Подонскую 1695 г. Апреля 21. Л. 313. Черниговского Елецкого Успенского монастыря архимандрита Иоанна на архиепископию Черниговскую и Новгородка 1697 г. Января 10. Л. 323. Новоспасского архимандрита Трифиллия на митрополию Нижегородскую и Алатырскую 1697 г. Января 17. Л. 334. Курского Знаменского монастыря архимандрита Сампсона на митрополию Астраханскую и Тверскую 1697 г. Февр. 2. Л. 345. Переяславля Рязанского уезда Солочинского Рождество-Богородичного монастыря архимандрита Игнатия, избранного на епархию Тамбовскую, 1697 г. Ноября 21. Л. 356. Петровского архимандрита Иосифа на митрополию Псковскую и Изборскую 1698 г. Сентября 18. Л. 365. Саввы Сторожевского монастыря архимандрита Сильвестра на митрополию Смоленскую и Дорогобужскую 1699 г. Марта 26. Л. 376. Новоспасского архимандрита Исаии на митрополию Нижегородскую и Алатырскую 1699 г. Июля 23. Л. 387. Владимирского Златовратского монастыря игумена Иосифа на архиепископию Устюжскую и Тотемскую 1700 г. Марта 3. Л. 397. Киевского Николаевского Пустынного монастыря игумена Стефана на митрополию Рязанскую и Муромскую 1700 г. Апр. 7. Л. 409. Даниловского монастыря игумена Дионисия на архиепископию Вятскую и Великопермскую 1700 г. Августа 4 931 . 543 (по преж. кат. 430). Хиротонийные обещания новопоставленных архиереев, с 1701 до 1718 года, бум., полууст. и скоропись начала XVIII в., в 4, лист. 256. Хиротонии расположены не в хронологическом порядке 932 . Лл. 1–13. Первая хиротония Киевского Богоявленского училищного монастыря игумена и ректора Феофана Прокоповича в епископа Псковского и Изборского 1718 г. Июня 2. В сей хиротонии против прочих прибавлено: вс обще аще и общахомс, еже твоити по разуму свтаго писани соборны правила и з тно же к лтчему мн правлению паствы и дшевн полз@) и т.д., где говорится о неотлучении и непроклинании подчинённых без крайней надобности, о непозволении монахам скитаться из монастыри в монастырь, о недозволении строить церкви без надобности, равно не умножать священников и прочих церковников без нужды, о необходимости самому посещать паству по крайней мере в два или три года не ради лихоимания и чести, а для наблюдения, како пребывают верные в вере и проч. – Хиротонию совершали епископы: Алексий Сарский и Подонский, Варлаам Тверской и Кашинский и Аарон Корельский и Ладожский 933 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В другом духовном пособии вычитал о монашеском совете, что молитву собственно ИИСУСОВУ надо читать в период с полуночи до полудня, а потом вместо неё до полуночи следует читать молитву из 12 слов по числу Апостолов: «ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, молитв ради ПРЕЧИСТЫЯ ТВОЕЯ МАТЕРИ помилуй нас!» Такая формальная сторона дела в меня, как в новоначального, тогда крепко засела, запомнилась. Все последующие годы до сих пор при случаях чтения старался держаться именно такого порядка. Из «Откровенных рассказов странника», других книжных наставлений и из разговоров со Священниками и Друзьями я, конечно, знал, что есть и более краткий вариант ИИСУСОВОЙ Молитвы из пяти слов: ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, помилуй мя! Но первоначальное впечатление от символического значения восьмисоставной молитвы так легло на сердце, что я других вариантов для относительно долговременного чтения практически никогда не употреблял. Впрочем, и БОГОРОДИЧНОГО варианта с делением суток на две половины я особо не держался, поскольку никогда в своей жизни сутками ИИСУСОВУ молитву не читал и даже не стремился к тому. 4. Чётки Читал по четкам или по пальцам: на одной руке загибал-разгибал пальцы при чтении десятка ИИСУСОВЫХ Молитв, а другой рукой пальцами считалась «БОГОРОДИЦЕ…» В церковных и монастырских лавках в советское время четки не продавали. При доверительных отношениях с молодыми монастырскими послушниками четки можно было выпросить у них или на что-то обменять, например на ксерокс какой-нибудь духовной книги. На Рогожке у единоверцев можно было ещё добыть лестовку, но там в чтении молитвенного правила существовал другой порядок, и лестовка меня тогда не заинтересовала. Для множества новоначальных православных четки стали наиболее чаемым подарком к праздникам. Плетение четок-вервиц тогда начали осваивать и некоторые мipяhe, научилась плести четки одна из моих крестниц — Вероника. Она съездила от Елоховской Воскресной школы в паломничество в только что открытый Толгский монастырь, и тамошние Сестры научили её плетению вервиц. Плести чётки полагалось обязательно с чтением молитв, поэтому предпочтение отдавалось изделиям именно из монастырей или от знакомых, которые наверняка следовали такому молитвенному обычаю.

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/31/...

После Трулльского Собора Кафолическая Церковь при присоединении инославных к Православию руководствуется Трул. 95. В отношении инославных церквей, отделившихся от Вселенского Православия после Трулльского Собора, в наст. время существует такая практика: католиков, если они миропомазаны, присоединяют к правосл. Церкви с нач. XVIII в. по 3-му чину; старокатолики, англикане, протестанты и старообрядцы принимаются по 2-му чину; сектанты крайнего толка - адвентисты , иеговисты , мормоны , хлысты , молокане , духоборцы , субботники , а также недавно появившиеся адепты «Богородичного центра» присоединяются к правосл. Церкви, как и нехристиане, через крещение. Е. именуется всякое ложное учение, отвергнутое Церковью,- в этом смысле Трул. 95 упоминает Е. Нестория, Евтихия и Диоскора, несмотря на то что это же правило предусматривает приходящих из церквей, где учения Нестория, Евтихия и Диоскора принимаются, присоединять через покаяние - свт. Василий Великий подобный чиноприем предусматривал для самочинников. Однако нужно исходить не из неустойчивой терминологии правил, а из их реального содержания, и в случае с правилами о присоединении отступников - из чиноприема; в отношении норм, содержащихся в этих правилах, расходящихся в терминологии, нет противоречий. Различие в терминах сохраняется и в совр. богословской лит-ре, так что иногда спор относительно квалификации той или иной инославной церкви с т. зр. меры ее удаления от православия - еретическая она или раскольническая - представляет собой лишь «спор о словах». Напр., на вопрос, являются ли лютеране раскольниками или еретиками, при опоре на правила корректным будет такой ответ: поскольку приходящие от лютеран присоединяются по 2-му чину, через миропомазание, то по терминологии Вас. Вел. 1 они - раскольники; по терминологии I Всел. 7 или Трул. 95 лютеране являются приверженцами Е., поскольку в этих правилах Е. именуется всякое отвергнутое Кафолической Церковью учение, даже если, как это следует из Трул. 95, приходящие из церкви, приверженной этому учению, принимаются через покаяние - чиноприем, к-рый свт. Василий Великий предусматривал для самочинников. Поскольку разная терминология принадлежит авторитетным источникам, подобное различие, очевидно, неизбежно; важно только, чтобы придерживающиеся разной терминологии сознавали терминологический характер расхождений. Это не исключает, разумеется, возможности действительно содержательного спора, когда стоит вопрос не о том, как квалифицировать то или иное новое религ. сообщество, а об уместности присоединения приходящих из него в правосл. Церковь по тому или иному чину.

http://pravenc.ru/text/190129.html

Дамский комитет братства, находящийся в г. Каменце. 10. Полтавская – Спасо-Преображенское (Лубенское). Отделений 16 – в селах Дубенского уезда: Засулы, Волчек, Литвяки, Хорошки, Тишки, Лука, Ольшанк, Калайдинцы, Губское, Высший Булатец, Лукошье, Юсковцы, Моцковцы, Червки, Яблонов и Рудка 114 11. Рижская – Христа-Спасителя (в С.-Петербурге). Отделений 9: Эстляндское в г. Ревеле; Гривское в м. Гриве, Курлянд. губ.; Гольдингенское в г. Гольдингене; Феллинское в г. Феллине; Иеввенское в г. Ревеле; Вольмарско- Сергиевское в г. Вольмаре; Вольмарское-Всесвятское в г. Валке; Верроское в г. Beppo и Якобштадтское в г. Якобштадте 115 . 12. Санкт-Петербургская – Пресвятой Богородицы Отделений четыре. 13. Симбирская – Св. Николая (село Промзино) Одно отделение – в с. Большой-Кандарати, Корсунского уезда. 14. Тамбовская – Казанско-Богородичное В 1891 году открыты отделения братства во всех 12-ти уездных городах Тамбовской губернии. 15. Черниговская – Св. Михаила, князя Черниговского. Отделений четыре: в г. Стародубе,. г. Новозыбкове, пос. Клинцах и в Покровском единоверческом монастыре. 16. Камчатская – Пресвятой Богородицы Отделений четыре: в г. Хабаровке, в г. Владивостоке, в г. Николаевске и в г. Петропавловске, в Камчатке. 17. Тобольская – Св. Димитрия Солунского Во всех городах и селах епар¬хии, при каждой церкви. 18. Томская – Св. Димитрия, митрополита Ростовского Отделений восемь: в городах – Томске, Мариинске, Колывани, Каинске, Нарыме, Усть-Каменогорске, Семипалатинске и Кузнецке. 111 Весьма примечательны в этом отношении действия недавно учрежденного Полтавского св. Макарьевского братства. Советом братства составлены: «Руководственные правила для церковно-приходских братств Полтавской епархии»; этими наставлениями в значительной мере, как надеется Совет, будут подвигнуты приходы к образованию церковно-приходских братств. Согласно § 6 устава Тобольского братства святого Димитрия Солунского это братство, по составу своему, разделяется на обще-епархиальное, на уездно-городские братства и на сельско-приходские. Обще-епархиальное (центральное) братство состоит из всех церквей, всех церковных принтов и всех церковных старост г. Тобольска. Братства уездно-городские составляются из церквей, принтов и церковных старост каждого уездного города Тобольской губернии, братства сельско-приходские – из церквей, принтов и старост каждого селения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

В субботу праведного Лазаря вкушали рыбу (Орбельская Триодь и Типик иеромонаха Нила), и мылись иноки в бане, что им возбранялось в течение Великого поста (Типик иеромонаха Нила). Праздники Сретения Господня и Благовещения и памяти великих святых, приходившиеся на дни Великого поста, как например, второе обретение главы Иоанна Предтечи, сщмч. Власия, Сорока мучеников и Алексия человека Божия изменяли вышеуказанный постный режим. В эти памяти, если они падали на дни кроме среды и пятницы, монахам дозволялось есть с маслом (Орбельская Триодь). В память Алексея человека Божия 17 марта праздновались именины ктитора в его обители, и Устав Патриарха Алексия разрешал монахам даже на рыбу. На рыбу разрешали также в праздник обретения главы Иоанна Предтечи Уставы императрицы Ирины, Пантократора, св. Маманта и Илии Вомон. Прп. Савва Сербский разрешал в этот день инокам на черепокожих, а Типики Илии Вомон и св. Маманта даже дозволяли это для памяти Сорока мучеников. В то же время по Уставам Евергетидскому (1143–1152 гг.) и Богородичного монастыря Космосотира (1152 г.), в названные памяти полагалось только два вареных кушанья с маслом и по большой красовуле вина. В праздник Благовещения, по всем уставам, разрешалось монахам и мipяhaм на рыбу. Но в монастырских уставах древнейшего времени мы находим и нечто более любопытное, а именно: разрешение на рыбу в канун этого праздника (Орбельская Триодь) и на другой день праздника, если попразднество приходилось не в среду и пятницу, и если оставались в запасе у трапезаря остатки вчерашней рыбы (Типики Патриарха Алексия, прп. Саввы Сербского, Евергетидский, Космосотира и Орбельская Триодь). В жизни древних византийских монастырей, кроме отмеченного любопытного правила доедать после великих праздников на другой день остатки рыбного стола, в котором нужно полагать, едва ли когда-нибудь ощущался чувствительный недостаток, мы встречаемся и еще с одним в высшей степени интересным явлением, свидетельствующем о широте и гуманности воззрений на христианский пост древне-византийской Церкви и общества ее, или ктиторов монастырей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2639...

Братия имеет к властям своим полное повиновение и свято чтут их волю. Там господствует патриархальная простота и взаимная любовь, и каждый из братии имеет одинаковые права с другими, без особых почестей и отличий; предпочтение оказывается лишь тем, которые проводят более строгую подвижническую жизнь, но и они по смирению своему уклоняются от всяких наружных знаков уважения. В монастырях этого родии отражается самый близкий и действительный образ жизни апостольских времен, и проявляется истинный дух Христова учения. Слово игумена принимается здесь за изъявление воли Божией: что ни сказал бы он, что ни повелел бы делать – братия исполняет приказания его беспрекословно. – Для человека, привыкшего жить по своей воле и руководиться своим умом! подобное подчинение составляет подвиг трудный. Одежда, трапеза, помещение и проч. – в общежитиях для всех одинаковы. При каждой встрече с игуменом, кто бы ни был из братии, иеромонах или схимонах, все падают ему в ноги и почтительно приемлют от него благословение. Каждый день пред началом литургии, служащие иеромонахи идут к игумену для получения благословения и испрошения его святых молитв на достойное и неосужденное предстояние престолу Божию. Таким же точно образом поступают и в других случаях, требующих молитв и благословения игумена. Св. Пимен Великий справедливо сказал одному брату, желавшему вступить в общежитие: «там ты и кувшином не можешь распорядиться по своей воле! » Так строго законоположение общежития, в основание которого положено глубокое смирение! Что касается до употребления пищи, то в общежитии более умеренности, чем строгого воздержания: потому что последнее иногда несовместно бывает с тяжелыми трудами и монастырскими работами. В находящихся на Афоне скитах русских: Пророко-Ильинском, Свято-Андреевском, Богородичном (древнем Ксилурге) и Богоявленском молдаванском соблюдаются правила общежительных монастырей; а прочие скиты, жизнью обитателей своих, близки к келлиотам; вообще говоря, жизнь в оных более уединенная нежели в монастырях, но взамен сего – более свободная.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1925 г. и по настоящее время здание собора Казанского монастыря используется в качестве хранилища Государственного архива. Во время пожара при освобождении Калуги от немецкой оккупации в 1941 г. все монастырские постройки, кроме Казанского собора, сгорели. В 60-е гг. XX в. к алтарной части собора было пристроено двухэтажное здание, в котором разместился читальный зал и рабочие кабинеты Государственного архива Калужской области. В настоящее время здание собора находится в аварийном состоянии. 10 февраля 1992 г. Казанский девичий монастырь в г. Калуге возобновил свою деятельность в виде монашеской общины, которая сначала размещалась в небольшом деревянном доме по адресу Тульская улица, 44, где в годы советской власти располагалось Калужское епархиальное управление. Своего храма сестры не имели и ходили в ближайший приходский храм в честь святителя Николая. С августа 1995 г. монастырь размещается в здании бывшего духовного училища с домовым храмом в честь святителя Гурия, архиепископа Казанского. В этом же здании находятся православная гимназия и Калужское духовное училище с пансионом на 45 человек. Со дня своего возобновления монастырь занимается благотворительностью. Основное внимание уделяется людям, которые лишены возможности посещать храм –– больным, инвалидам и престарелым, –– чтобы они в полной мере могли участвовать в церковных таинствах Крещения, Соборования, Причащения Святых Таин. Монастырь опекает детей, больных ДЦП, находящихся на лечении в санатории «Калуга-бор». С 1992 г. при монастыре действует сестричество. Члены сестричества помогают в реализации благотворительных программ. В монастыре установлен общежительный устав с общей трапезой, послушаниями, обязательным посещением церковных богослужений, которые проходят в храме Гурия Казанского. С насельницами монастыря регулярно проводятся занятия, на которых изучается Священное Писание, творения Святых отцов, рассматриваются вопросы духовной жизни, ежедневно совершается Крестный ход с чтением Богородичного правила.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_женс...

Во время устранения и запрещения своего архим[андрит] Тихон отсутствовал из обители и, по имеющимся сведениям, агитировал против нового стиля на Волыни. По донесению Преосвященного Антония, он дважды был в Дермани, а по рапорту благочинного прот[оиерея] Пекарского, от 1 августа с.г. за 81, произнес в Здолбуновской Богородичной церкви поучение против введения нового стиля. Поездку по Волыни он совершил без ведома Гродненского Преосвященного. Прибыв в Жировицы, архим[андрит] Тихон не подчинился распоряжению епархиальной власти, но принял все меры к возбуждению народа против местной иерархии. Рапортом на имя Гродненского Преосвященного, от 3 августа 1924 года за 33, он объявил, что устранение его от должности настоятеля Жировицкого монастыря, на каковую он назначен Св[ятейшим] Патриархом Московским, он считает ничтожным, как равно наложенное на него запрещение, ибо имеет письменное удостоверение законного своего архипастыря (очевидно, еп[ископа] Владимира), в том, что он, архим[андрит] Тихон, в служении не запрещен. В том же рапорте архим[андрит] Тихон заявил, что он, как не имеющий польского гражданства и не желающий его приобрести, ничего не имеет против высылки его на родину – в г. Тулу. Дальнейшие шаги архим[андрита] Тихона в Жировицах направлены к дискредитированию высшей иерархии в Польше, к возмущению и смуте среди народа и даже отделению своих приверженцев от нынешней иерархии, как об этом говорит представление православного населения Слонимского, Волковысского и Барановичского уездов на имя Высокопреосвященного Митрополита Дионисия, от 18 августа с.г. Невзирая на запрещение в служении и проповеди и недопущение в храмы обители наместником монастыря, архим[андрит] Тихон совершает служения у колокольни и на кладбище и сопровождает их поучениями, сеющими среди народа смуту. Справка 1. Церковные правила – Апост[стольское] 55, IV Всел[енского] Собора пр. 18 и 8, VI Всел[енского] Соб[ора] пр. 34, – по коим клирики и монахи, досаждающие епископу и строящие ковы епископам, подлежат извержению.

http://bogoslov.ru/article/6192400

И после вселенских соборов составлена книга Триодь и октойные каноны собраны всюду и церквам преданы (Кн. о вере, гл. 16). Тогда же последовало окончательное образование церковных уставов Студийского, Иерусалимского. Но и в этих уставах находятся между тем неодинаковые правила и наставления о поклонах. По уставу Иерусалимскому по окончании службы должно полагать три великих поклона и двенадцать малых; по уставу Студийскому этих поклонов не требуется полагать. А в последующем уставе Никона Черногорца указывается полагать только три поклона великих. Подобная же разность относительно поклонов существует и в других местах, например, во время шестопсалмия, пения богородичной песни: «Величит душа моя Господа» (Никон. Черн. сл. 57 и Тактикон его же, сл. 1). По уставу Студийскому совершенно не положено всенощных бдений (Такт. сл. 1, л. 3 об.). В изложении устава, составленного Симеоном Солунским (XIV в.), порядок вечерни, утрени и часов весьма различен в сравнении с существующим уставом (См. гл. 303, 355–359). И в российских богослужебных книгах до п. Никона было немало не исправлений и разногласий в чинах и обрядах. В послесловиях издаваемых книг всюду замечалось, что в книгах многое некое «преизлишество», в божественных писаниях «разгласие и неисправление», почему и заповедовалось исправлять книги «по совету соборной церкви» (Послесл. к Потр. п. Филарета, к иноч. Потр. п. Иоасафа 1639 г; к книге Иоанна Лествичника , изд. при п. Иосифе; предисл. к Кормчей и послесл. к Соборнику). И на самом деле разности были весьма значительны. Для примера можно указать на более видные. а) Чин крещения по Потребникам Филарета во многом различествует от чина, положенного в Потребниках Иоасафа (7147 г.) и Иосифа. В последних Потребниках сравнительно с первыми прибавлено несколько молитв и в великой ектенье 8 лишних прошений. Сверх сего, в Потребниках п. Филарета не положено чтения апостола и евангелия. Наконец, находится прямое противоречие в одном обрядовом действии. Именно: по Потребникам Филарета при отрицании от сатаны крещаемый (или восприемник) должен «горе руце» воздвигнуть, а по Потребникам Иоасафа и Иосифа – держать «долу».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010