Кацея. Ок. 1760 г. (мон-рь ап. Иоанна Богослова на Патмосе) В целях сбережения золотых и серебряных ручных кадильниц их использование в службах строго регламентировалось. Письменным указом патриархов или устным распоряжением определялись «вседневные» и «праздничные» кадильницы (последние применялись только по определенным дням в году). Патриархом Филаретом был издан указ, на каких панихидах следует использовать в Архангельском соборе Московского Кремля золотую К. и 2 серебряные (большую и малую): «Указал патриарх Филарет кацею носити золотую на панихидах: на две панихиды царя Ивана Васильевича на преставление да на память; да на две панихиды царицы Анастасии Романовны, на преставление да на память...» (Указ патриарха Филарета Никитича: на каких панихидах употреблять золотую кацею, 1619-1633 гг.//РИБ. Т. 3. Стб. 157). Кацея. Мон-рь Протат, Афон. XVII в. Кацея. Мон-рь Протат, Афон. XVII в. В кон. XVII в. серебряная чеканная К. с крышкой, увенчанной 4-конечным крестиком, и с 2 рукоятками использовалась патриархом Адрианом «для церковного правила», причем изготовил эту ручную кадильницу иноземец золотого и серебряного дела мастер Андрей Каширов Бланкостин ( Троицкий. 1914. С. 13). Наряду с металлическими известны также и керамические кадильницы с рукоятью (см.: Покровский. 1909. С. 41). Корпус керамической расписной К. в форме яйца с прорезями на крышке вставлен в золоченую оправу с узорчатым металлическим поддоном и с изогнутой рукоятью. Эта К. 1-й пол. XVIII в. хранится в Музее Бенаки (Афины) (Relics of the Past: Treasures of the Greek Orthodox Church and the Population Exchange: The Benaki Museum Collections/Ed. A. Ballian. Mil., 2011. P. 52). Древняя практика каждения К. сохранилась в мон-рях Афона. Согласно Святогорскому уставу, каждение К. совершает пономарь. В будни используется повседневная К.; каждение К. совершается на вечерне, на 7-й песни особого богородичного канона, который в афонских мон-рях поется после «Ныне отпущаеши» , когда вечерня совершается без входа (Святогорский устав.

http://pravenc.ru/text/1683959.html

В писаниях преподобного Феодора Студийского не осталось описания данного им устава обители его. Сколько можно видеть из жизни и писаний Феодора Студита , он не был вводителем какого-либо нового устава, но только восстановителем древнего духа монашества. В смутные времена иконоборства монашество подвергалось тяжким гонениям: монахи были изгоняемы из обителей, обители предаваемы были разрушению, а потому прежний устав не мог уже сохраниться во всей полноте. Притом и самый дух иночества в некоторых более слабых членах, под влиянием духа мира, уклонялся от первоначальной строгости и чистоты. Феодор Студит старался, чтобы правила Василия Великого были соблюдаемы во всей строгости. Так как иногда в монастыри вторгались роскошь и любостяжание, то Феодор, в духе древних правил монашества, поставил, что никто из иноков не должен, иметь ничего собственного, даже иголки 259 . Пища, одежда – все должно быть общее и во всём простота и строгость 260 . Для монаха уже богатство, писал он к братии, если он будет имеь более трех мелких монет... Монах тот, кто стоит выше мира нищетою, кто не имеет ни одного сребреника 261 . Он изгонял всякую прислугу из монастыря 262 . Все службы и работы монастырские братия должны были исправлять сами. Каждому назначена была особая обязанность для удовлетворения нужд братского общества. Монахам запрещалось самовольно переходить из монастыря в монастырь 263 . Всякий инок должен был открывать игумену свои помыслы 264 . Надзирая сам за приложением общих правил монастырской жизни к частным обстоятельствам, Феодор Студит не имел и нужды писать устав для братии. Между тем слова Летописца и слова пр. Нестора в житии Феодосия показывают, что Феодосий получил письменный устав Студийского монастыря. До нас дошёл устав, который не задолго до Феодосия Патриархом Алексием, правившим Константинопольскою Церковью от 1025 до 1043 г., дан основанному им, Богородичному монастырю. Он надписывается так: Уставник рассмотряяй о брашне же и о питии мнихом, и о всяцем ином чину и о пребывании и в церкви и въсьде уставлен убо не по писанию в монастыри Студийстем преподобным Отцем нашим исповедником Феодором, предан же писанием от Альксия святаго и вселенского Патриарха в поставленнем им монастыри во имя Божественныя Матери 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

От сего гласа долго лежал я как бы мертвый на земле. Потом понемногу встал и пропел хвалебную песнь Богородице. – Еще слышал я голос от иконы Богородичной: «Неверные люди будут верными, будет единая Церковь и единое стадо Христово». Икона спустилась на мои руки, я взял и облобызал ее и с радостию принес в отшельническую пещеру свою. С того времени возложил я упование на Творца моего и на Пречистую Богородицу. Другое чудо поведаю вам, братия. Скрывался я у озера Мурма, в отшельнической куще моей и ждал смерти от злых людей. Они искали убить меня или прогнать с сего острова. Я страдал в душе и воспоминал в сердце моем слова Господни: многие волны приражаются камням и разбиваются, бросают пену и ничего не могут сделать. Злые сыроядцы как волки рыскали по берегу озера Мурма; другие бродили как псы по пустыне. От страха не выходил я из кущи моей долго и молился Богу, Пречистой Богородице, великому Предтече Иоанну, святителю Николаю и епископу Василию. Я пел псалтирь с канонами. Издали смотрел я на место, куда прежде всего пришел, и вижу свет сияющий на острове; множество мужей благообразных ходят по острову, и согласно, в ликах, поют. Посреди острова, там, где стояла икона на воздухе, вижу Жену светолепную, в свете несказанном, сияющую золотом: благообразные мужи поклонялись светолепной Жене, а Она благословляла место, где ныне стоит церковь Успения Богородицы. Радостью исполнился я от сего видения, со слезами пал я перед образом Владыки Христа и Пречистой Матери Божией, долго молился и плакал. После молитвенного правила начал я петь утреню; а когда стало рассветать, пропел я псалом: «блажени непорочнии в путь...» Придя на место, Богом показанное, поставил я чудотворный образ у дерева, где прежде стояла икона на воздухе. Помолился чудотворному образу и сказал: здесь покой мой, здесь вселюся и почию во веки. Поставил крест и потом хижину. Спустя недолгое время, пришел ко мне старшина лопарей, неся в руках слепорожденное дитя и сказал: «Исцели его и мы уйдем с сего острова, как приказывают твои слуги».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором! Польза от чтения Богородичного правила От чтения 150 раз «Богородице Дево, радуйся…» бывает человеку великая польза. Господь показал нам, сколь сильна пред Ним молитва Пречистой Его Матери и сколь действенна приносимая Ею помощь во всех обстоятельствах. Это воззвание в самых непроходимых местах указывало выход: не расположенных к нам располагало, злые сердца неоднократно умягчало, а не умягчившиеся посрамляло и удаляло; при полной беспомощности вдруг подавало неожиданную помощь, и притом с такой стороны, с которой невозможно было никак ее ожидать. Чтение 150 раз «Богородице Дево, радуйся…» гнев Божий отклоняло и самый приговор Судии Сердцеведца отменяло! О великое дерзновение! О страстное заступление! От огня страстей изымает, со дна падения подымает «Богородице Дево, радуйся…» С сею молитвою никак не погибнем: в море не потонем, в огне не сгорим; если же сатана, ненавидящий нас, запнет нам путь и сшибет нас, то и тогда вознесем: «Богородице Дево, радуйся…» И возсылая, воспрянем, восстанем, затемненныя просветимся, больные душею исцелимся, загрязненныя грехами очистимся, убелимся, яко снег, Чистотою Высшей Небес и Чистейшей светлостей солнечных лучей. Мертвые, убитые страстями, воскреснем, оживем и в восторге духа воспоем: Христос воскресе! Воистину воскресе! Молитвы ко Господу Иисусу Христу. Молитвы Пречистой Божией Матери и святым угодникам Божиим Молитва распятому Христу О Господи Иисусе! Страстьми Твоими, которые претерпел Ты на Кресте, молю Тебя: сжалься над моею бедною и грешною душею и помилуй ее, когда она будет расставаться с моим бренным телом. Аминь. Крест - наша сила! Крест - наша любовь! Крест - наша вечность! Крест - наш покров! Крест - фундамент всякого благополучия! И наоборот: Нет Креста - нет любви, нет и силы, Не получишь радость, Не увидишь сладость (вечную). Святый крест Символ веры, символ правды, Символ мужества в борьбе, Слаще нет святой отрады - Поклонения Тебе! Крест Святой, Животворящий!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Только в молитве старец находил утешение и поддержку своим крайне слабым силам. Но сам старец о своей молитве говорил так: “Вот в Глинской пустыни умер один старец, так у него часа три после смерти рука все перебирала четки. А я вот, грешный, и не знаю, когда только их перебирал, – добавил батюшка со вздохом и печально махнул рукой. – Я даже и в монастыре-то, пожалуй, всего только один год прожил” 92 . Но как много мы находим в его жизнеописании свидетельств горячей, слезной молитвы старца Амвросия. Например, когда в его келье отправлялся молебен с акафистом перед чтимой им келейной иконой Богоматери “Достойно есть”, он умиленно взирал на благодатный лик Царицы Небесной, и все видели, как слезы струились по его исхудалым щекам 93 . Когда он молился, все лицо его преображалось, и он погружался в созерцание неизреченной славы небесной. Один раз келейник старца, подходя к нему под благословение в конце утреннего правила, увидел лицо старца светящимся. Позже он по своей простоте спросил его: “Или вы, батюшка, видели какое видение?!” Старец, не сказав ему ни слова, только слегка стукнул его по голове рукой (Это было знаком особенного старческого благоволения) 94 . Старец Амвросий всегда имел особое благоговение к Божией Матери, как к единой всемощной Предстательнице и Заступнице рода христианского пред Ее Сыном, Царем и Господом. Поэтому ни одного Богородичного праздника не пропускал он без того, чтобы не отправить пред Ее святой иконой келейного бдения. Как истинный подвижник старец Амвросий всегда чувствовал потребность молитвы, ибо только в молитве он обретал необходимую духовную и телесную силу, нужную для его высокого старческого подвига. Ни одного своего решения старец не принимал без усердной молитвы и без ясного указания Божия. Одна Шамординская монахиня рассказывает, что о. Амвросий назначил ей трудное послушание в трапезной. Не надеясь на свои силы, она несколько раз просила освободить ее, но старец неожиданно сказал: “Ведь я же не сам тебе назначил это послушание, такова воля Царицы Небесной” 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

Болехове, при церкви благообразного Иосифа Ibid. стр. 584. Эта грамота напечатана в Вест. ю.-з. и з. Рос., 1862 г., сент.; в ней епископ выразил мысль, что «братия в бедах благопотребни да бывают, сего бо ради и братия суть и нарекутся». В уставе этого братства постановлено об устройстве обедов для убогих в дни общих братских литургий, и в нем особенно строго проводятся правила, касающиеся братского суда, с наложением разного рода штрафов на провинившихся. Кроме того, братство обязано было давать отчет в расходах епископу, или его посланному. 76 Еп. Львовский Иосиф Шумлянский издал в Куликове, 2 янв. 1670 г., братскую учредительную грамоту для тамошней Богородичной церкви, а также для местного юношеского братства. Ibid, 608. – Обе эти грамоты напечатаны в Вест. ю.-з. и з. Рос., 1862 г., сент.; устав братства содержит в себе правило, чтобы «службы, акафисты часто мевати братские о умирении церкви святой, за пастыра православного и всех труждающихся»; это братство тоже должно было давать отчет о расходах епископу. 77 Еп. Львовский Афанасий Желиборский издал 25 августа 1665 года уставную грамоту для братства св. Параскевы, на Жолковском предградии, Свод. летоп., т. I, стр. 306, 508. 80 Летоп. Львов. брат. под 1637 годом, в грамоте от 11 марта 1637 г. король освобождал братский госпиталь от налогов и повинностей, а также от постоя и подати дом при городской церкви, где Кандида Лягишева, как монахиня, жила вместе с сестрами. См. грамоту короля относительно братской типографии от 30 ноября 1639, в летоп. под 1639 г. – Петрушевич, Свод. галиц. рус. лет., ч. I, стр. 486; Макарий, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 540; Летоп. брат. под 1634 годом. 82 Павел Тетеря пожертвовал в братскую церковь мощи св. Меркурия. Адам Кисель был известен своей ревностью к православию; он имел случай заявить гетману Богдану Хмельницкому, что он ненарушимо сохранил веру православную до седых волос и, даст Бог, сохранит её до самой смерти. Летоп. брат. под 1634 годом, и 1646. Памят. Киев. Ком., т. III, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Он убо, который разрушает божественных и священных правил, каковое имеет благочестие, каковой ответ ждет на страшном суде? – той убо сам себя отлучил от славы Божьей. Богословию же тезоименитый и великий Григорий 1509 «первый, рече, брак – закон, второй – прощение, третий – законопреступление, четвертый – нечестие: понеже свинское есть житие». Премудрый же царь Лев, и[же] к четвертому браку совокупился бяше, в отлучение впаде от Николы патриарха, емуже много моляшеся царь, еже разрешить его от такового связания, и якоже он неумолен пребысть, от церкви его изгна и в него паки место Иевфимия, мужа освященна, постави на патриаршество. И сему много молишеся, еже разрешить его от такового связания, и не токмо не 1510 разреши его, но и отвержена и непрощена створи ради четвертого брака, с множайшими святителями возбранив ему. По великого же убо Василия слову, аще муж имеет 1511 жить с четвертой с женой, или жена за четвертым мужем, тех божественные правила отлучают: в церковь не входит 1512 четыре лета, по четвертом же лете входит в церковь , божественного же причащения не приимает до 18 лет, ни доры, ни Богородичного хлеба. Триженцы же низверзающихся 1513 , якоже скверны церковные бывши, даже до пяти лет непричастным быть повелеваем, и летом сим мимошедшим, и паки единою в лете к причащению божественному приходить в честные и спасительные Пасхи дни. В великий же тот пост, преже того великого дня, да предъочищают себя, елика их есть сила. Аще ли же того духовник видит того 1514 человека, запрещением обязанного, пекущася о согрешении том велми, и плачуща и рыдающа; и в унынии сердечном ходяща, причащает паки того на третье лето, причтавшегося к третьему браку. Который же священник смея сдеять, паче заповеданного времени таковых причащения божественного сподобить, о своем степени постражет. Но пакик третьему поиманию аще хочет кто совокупиться, и аще будет добре млад, а детей не будет от него ни от первого брака ни от второго, тому надобе рассуждение с епитимией великой, едва совокупится к третьему браку.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Еще же о семь наказаю 1530 вас: аще который человек позовется на поле, а приидет к которому попу причаститься, ино ему святого причастия несть, ни целования честного креста. А который священник даст таковому святое причастие, тот поповства лишен. А кто лезши чрез то на поле, и убьет, душу погубит, по великого Василия слову, душегубец именуется, и в церковь Божью не входит четыре лета, не стоит, прося прощения, вне церкви; по четвертом же лете паки входит в церковь , божественного же причащения не приимает даже до 18 лет, такоже ни доры, ни Богородичного хлеба. А убитого не похоронить; а который священник того похоронит, тот поповства лишен. Молю же вас, чада мои о Господе возлюбленные, сия сохранить и соблюсти с вниманием сердечным, да от Господа Бога помилование и мзду по достоянию приимете, да имате мою молитву и мое благословление. Мне бо учить вас по правилам святых Отцов лености несть; занеже есмь отец и учитель вверенному своему стаду, еже вручил ми есть Владыка Господь, и паствить вас повеле, священное свое стадо, еже Сам искупи своей честной кровью. Возвещаю же вам от божественных правил душеспасительные учения; вы же пособите 1531 себе и мне в исправлениях истинных, духовных. Обаче бо ваше исправление – мое исправление 1532 : потребно бо 1533 есть истинным христианам по закону жить и по преданию святых соборов. Аще ли же дерзнет кто сего устава порушить, или сих писанных не соблюдех, аще мирской человек будет, приимет суд и казнь от святой соборной церкви, по правилам; священник же сдеявый лишен будет сана своего, а Господь Бог воздаст по делам его на страшном и нелицемерном суде; занеже всяк сдеяй что, несть утаено: никто же бо может укрыться все 1534 видящего ока 1535 владычнего и грозного истязания. 1536 А о их же есте приказали 1537 к нашему смирению на вопрос с посадником, яко случилась у вас таковая страшная вещь: некто сам на себе восхити сан священства и крещает: достоит ли их паки крещать, или ни? И принуди мя 1538 случившаяся вещь, и поискав правила святых Отцов, и обретох сице 1539 : «Вопрошено же бысть и се на соборе от священного митрополита ираклийского Мануила: аще достоит яко верна приимать, егоже не священник крещал, священством покрывся лживым? И дара ссудиша на соборе, яко да и сицевых 1540 крещают.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

" Сам преподобный был великим молитвенником, но людям читать длинные молитвенные правила не советовал. Он говорил, что достаточно до обеда молитвы Иисусовой, а после обеда - Богородичной. Но важно в повседневной суете не забывать молиться Богу. Суета суетой, а нам всем придется предстать перед Ним, и надо собрать урожай - мы же не пойдем к Нему с пустыми руками? Так что нужно в силу своих способностей, возможностей стяжать благодать Святого Духа, молиться Ему: " Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша " . Будем молиться преподобному Серафиму, чтобы он помог нам стяжать добродетели - веру, надежду и любовь. Он говорил духовным чадам: " Когда я умру, приходите ко мне на гробик, говорите о своих нуждах, и я вас услышу " . А мы можем приходить в храм, прикладываться к его иконе. Он знает Санкт-Петербург, побывал здесь мощами - они много лет хранились в безвестности в Казанском соборе, бывшем долгие годы музеем истории религии и атеизма. 7 февраля 1991 года они прибыли в Москву, мы их встречали на Ленинградском вокзале и поместили в Елоховском соборе. 8 февраля состоялась моя архиерейская хиротония у этих мощей, а летом их перенесли в Дивеево. Саров - закрытый город, там мало кто может побывать, а Дивеево - открытый, туда может приехать любой желающий. Десятки тысяч паломников молятся у мощей преподобного, просят его о чем-то. А у вас нижний храм посвящен ему: молитесь, просите его - он все слышит и обо всем, что вам нужно, Господа попросит. Поздравляю вас с праздником, желаю помощи Божией. Как говорил преподобный: " Христос воскресе, радость моя! " - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Храму была подарена икона священноисповедника Михаила Союзова. Настоятель поблагодарил правящего архиерея и подарил ему собрание сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова). Верующим раздали иконки великомученика Георгия Победоносца. Феодоровский Государев собор Собственного Его Величества конвоя и сводного пехотного полка, как он назывался изначально, был воздвигнут в 1912 году и стал любимым местом молитвы семьи последнего русского императора.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Сейчас современный человек часто пытается придумать, как ему кажется, какие-то новые правила, хотя все давно написано и исследовано нашими великими предками, и если мы будем следовать их пути, то успех обеспечен. Круглый стол, посвященный Домостроительству России, хоть и не был продолжительным, но был достаточно емким. Во многих докладах звучало, и в конце обсуждения стало понятно, что если мы будем говорить на своем родном русском языке, а не на «тарабарщине», то мы будем лучше понимать друг друга и сможем вырабатывать какие-то общие стратегии и бороться с иностраннобесием, которое нас окружает. Идея Домостроительства России звучала на конференции, равно как и тема позитивного творческого предпринимательства, которое работает на созидание нашей Родины. В то же время в России процветает «паразитический» бизнес, который занимается разграблением и растаскиванием нашей Родины. Конечно, это все должно обсуждаться нашим обществом, необходимо вырабатывать Кодекс русского предпринимателя и следовать его положениям в жизни. Для нас это уже была девятая конференция. Мы тоже не сразу пришли к тому, что не нужно собирать предпринимателей, преследуя только материальные цели. Преследуя более высокие цели, мы достигнем материальных успехов гораздо быстрее. Есть видимое поле, в котором все стараются преуспеть, но есть также и невидимое (духовное) поле. И если мы не уделяем этому внимания, мы вряд ли будем успешны. Борис Борисович, как Вы выстраиваете корпоративную культуру в своей компании? Закладываете ли Вы православные принципы в основу корпоративной культуры? Православной не может быть компания, православный все-таки человек. Люди, которые работают в компании, если они потенциально православные, идут к Богу своим путем, поэтому у нас нет принуждения. У каждого из нас есть возможность участия в общих общественно значимых проектах. Например, в настоящее время реализуется проект по восстановлению монастырских зданий Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря и строительства часовни в честь святого благоверного Великого князя Александра Невского на острове Коневец, посвященной 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской лавры и 750-летию со дня преставления святого благоверного Великого князя Александра Невского. Хочешь себя проявить - имеешь такую возможность! Мы никого не заставляем, но при этом достаточно много моих соратников и сродников добровольно участвуют в этой деятельности. Иногда говорят, что есть хозяин фирмы, он один и жертвует. Я такую точку зрения не очень приемлю, так как если хозяин жертвует, то и все работники участвуют в этом благом деле, даже если они пока и не православные, потому что ту часть прибыли, которую получает фирма, сотрудники созидают сообща.

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/10/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010