Наконец, в каноническом корпусе Православной Церкви есть еще 33 правило Лаодикийского Собора, которое уже несомненно относится не только к молитвенному общению с еретиками или лицами, персонально отлученными от церковного общения, но ко всем вообще раскольикам: «Не подобает молится с еретиком или отщепенцем» (схизматиком, раскольником). Но особенность этого правила в том, что в нем не содержится упоминание о санкции против нарушителя: сказано только «не подобает». Таким образом правило носит скорее рекомендательный, чем строго юридический характер, в отличие от правил, предусматривающих отлучение. Вероятно отсутствие упоминания о санкции в этом правиле не случайно. Это обстоятельство дает основание полагать, что с канонической точки зрения молиться с еретиками и отлученными, с одной стороны, и с отщепенцами или схизматиками, с другой, — это не одно и то же. Для понимания этих различий и сходств епископ Никодим (Милаш) ссылается на русского канониста архимандрита (позже епископа) Иоанна (Соколова) и пишет: «Весьма мудро замечает архимадрит Иоанн в толковании этого правила, говоря, что правила стремятся не только к охранению православных от заразы еретическим духом, но и от охранения их от индифферентизма к вере и к Православной Церкви, который легко может возникнуть при близком общении с еретиками в делах веры». Именно стремлением противодействовать религиозному безразличию руководствовались, несомненно, и Отцы Лаодикийского Собора, издавая 33 правило. Какие выводы можно сделать из канонов применительно к современной практике? Очевидно, и ныне должно оставаться недопустимым молитвенное общение с еретиками в том смысле, в каком этот термин употребляет Василий Великий в своем 1 правиле (то есть с иеговистами, приверженцами Богородичного центра, мунистами и подобными им), а также с лицами, подвергшимися отлучению лично. Есть мнение, что это целесообразно распространить и на всех схизматиков, персонально участвовавших в учинении расколов. Евхаристическое общение недопустимо со всеми вообще, кто не принадлежит к канонической Православной Церкви, потому что оно, собственно, и является самым полным выражением единства церковного.

http://patriarchia.ru/db/text/5829544.ht...

6 . Молиться. И молиться надо нерассеянно – чтобы со словом молитвенным и молитвенною мыслию сочеталось и молитвенное чувство. Иногда в продолжительной молитве только одна минута бывает истинно угодна Богу и составляет истинную молитву и истинное служение Богу. Главное в молитве – близость сердца к Богу, свидетельствуемая сладостью Божьего присутствия в душе. День не начинать без молитвы и не отходить ко сну без молитвы, молиться и перед дневным отдыхом (сном). В течение дня нудить себя на непрестанную молитву: содержать на сердце и в уме молитву Иисусову или «Богородице Дево, радуйся...», а также постоянно и везде размышлять о Боге, это тоже вменяется в молитву. Если мы не потеряем молитву и размышление о Боге, то нам не страшны будут никакие враги, ни колдуны, ни чародеи, ибо с нами Господь и Божия Матерь: «Аще и во ад сниду, яко Ты, Господи, со мною, не убоится сердце мое». Стараться ежедневно, кто может, хотя понемногу читать Псалтирь, Апостол, Евангелие. Кто имеет время на молитву, похвально выполнять полное правило с канонами, поклонами, акафистами. Очень полезно ежедневно читать Богородичное правило – 150 молитв в сутки «Богородице Дево, радуйся...». Это правило можно читать и без поклонов, и даже на ходу, больным – сидя и лежа. Очень многие на опыте познали великую пользу от исполнения Богородичного правила. Мы молимся Всеблагой и Пренепорочной Матери Божией, и Она молится о нас. Мы прославляем Ее – Высшую всякой славы, и Она уготовляет нам самим вечную славу. Мы говорим Ей часто: «Радуйся!», и Она у Сына Своего и Бога просит: «Сын Мой возлюбленный! Дай им вечную радость за приветствие Меня радостью!» (протоиерей Иоанн Кронштадтский ). Если одолела сильная усталость, то на сон прочитать хотя бы краткую молитву, но не потворствовать лености. Если нет времени на исполнение полного утреннего или вечернего правила, прочитать хотя бы четыре основные молитвы (правило преподобного Серафима Саровского ). 7 . Иметь три основные добродетели: 1) Никого не осуждать. 2) Не иметь ни к кому ненависти.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

132 Мне кажется более верным то, что эта внешняя честь – честь, относящаяся к внешнему виду священнослужителей, который они сохраняли и после извержения. Ведь внешнего облика священнослужителей лишали после извержения не вообще всех, а только тех священнослужителей, которые не покаялись и не оставили грех и которые с тех пор принимали внешний вид мирян, согласно VI Всел. 21. Но возможно, под внешней честью правило имеет в виду и честь, которая предоставлялась иереям на собраниях вне церкви. Смотри также примеч. к VI Всел. 26. 133 Поскольку не все бывают готовы причащаться, то ради этого, как кажется, и придуман антидор, чтобы и не причащающиеся Таин получили его от иерея для освящения, потому что антидор – это освященный хлеб и он принесен Богу, а в особенности потому, что он символизирует чрево Богородицы, согласно св. Герману (German Const. Contemp. rerum eccl.//PG 98, 452D.). Ведь как из Ее чрева исшел с плотью Агнец Божий, так и из просфоры, становящейся антидором, вынимается агнец, над которым будет совершено таинственное священнодействие. Части вознесенной просфоры называет антидором 5-е правило Николая (см. также Феофила Александр. 8). Николай Кавасила говорит об антидоре так: «Потом и принесенный хлеб, из которого иерей вынул священный хлеб, он разделяет на много частей и раздает верным как хлеб, соделавшийся святым оттого только, что он посвящен и принесен Богу. А верные принимают его со всяким благоговением и лобызают десницу иерея, ведь она недавно коснулась всесвятого Тела Спасителя Христа и приняла исходящее от него освящение и может передать его прикасающимся к ней» (Изъяснение Божественной литургии. Гл. 46) (Nicol. Cabas. Sacr. Liturg. interpr. 53//PG 150, 489BC.). Следовательно, христиане должны оставаться до конца Божественной литургии, чтобы получить освящение от антидора. Ведь св. Герман говорит: «От раздачи хлеба тела Богородицы (т. е. антидора. – Прп. Н.) происходит и вверяется христианскому роду духовное благословение и иной источник благ» (German Const. Contemp. rerum eccl.//PG 98, 453A.). Почти то же благословение и источник благ подается также и тем, которые совершают возношение Богородичной просфоры на трапезах в праздники мучеников и всех святых. Этот обычай Церковь унаследовала от времен святых апостолов, согласно Симеону Фессалоникийскому (Sym. Thessal. De sacr. precat. 257//PG 155, 664C.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

О. Серафим объяснял, что, держась этого малого «правила», можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо эти три молитвы — основание христианства. Первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв. Вторая принесена с неба архангелом в приветствие Богоматери, Символ же содержит в себе вкратце все Спасительные догматы христианской веры. Кому невозможно выполнять и этого малого правила, старец советовал читать его во время занятий, на ходьбе, даже в постели, и при этом приводил слова из послания к Римлянам: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Кому же есть время, старец советовал читать из евангелия, каноны, акафисты, псалмы. Есть молитвы, чудным образом снесенные с неба на землю. Кроме молитвы «Богородице Дево, радуйся», составленной из слов, которые принес на землю в день Благовещения Деве Марии архангел Гавриил, к таким молитвам принадлежит: «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный, помилуй нас», слова, слышанные во время великого землетрясения в Царьграде отроком, восхищенным в небо, и начало молитвы Богородичной «Достойно есть, яко воистину». Один инок, послушник в Карее, пел в келии своей всенощную. Пред ночью послышался в келии стук, и вошел благолепный инок. Пришедший вместе с послушником стал совершать песнопение. Послушник пел по обычаю древнее величание Богоматери, сложенное св. Косьмой Маюмским: «Честнейшую херувим», а гость его подпевал иное начало, а именно: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего», и уже к этим, неизвестным дотоле, словам припевал: «Честнейшую херувим». Умиленный и словами, и звуками чистоангельского голоса, послушник стал просить незнакомого ему инока, чтобы он написал ему начало заветной песни. Тот согласился, но пергамента и чернил не оказалось. Пришелец просил принести, по крайней мере, каменную плиту. Плита была принесена. Он четко и ясно написал на плите пропетые им слова. Подавая плиту иноку, он сказал: «Отныне всегда так пойте и вы, и все православные христиане». Затем он тотчас стал невидим. Об этом было передано монастырским старцам, и с тех пор ангельская песнь: «Достойно есть, яко воистину» вошла в церковный обиход и ежедневно возсылается в дар Пречистой Матери Божией в то небо, откуда была на землю принесена.

http://azbyka.ru/fiction/idealy-hristian...

На 8-м десятке вспоминается, как Божия Матерь искала 12-летнего Отрока Иисуса во Иерусалиме. (Молиться, чтоб искать Христа в жизни сей и не прилепляться к суетному миру.) На 9-м десятке вспоминается чудо, сотворенное в Кане Галилейской. (Молиться о помощи в делах и об избавлении от нужды.) На 10-м десятке вспоминается стояние Божией Матери у Креста Господня. (Молиться о помощи в скорби.) На 11-м десятке вспоминается Воскресение Христово. (Молиться – воскресить душу, подать бодрость к подвигу.) На 12-м десятке вспоминается Вознесение Господне. (Молиться о вознесении души от суетных забот и стремлений к горнему.) На 13-м десятке вспоминается Сионская горница – сошествие Святого Духа на апостолов и Матерь Божию. На 14-м десятке вспоминается Успение Пресвятой Богородицы. (Просить мирной и безмятежной кончины.) На 15-м десятке вспоминается слава Божией Матери, какой венчал Ее Господь после переселения Ея от земли на небо. Далее указывается подробная схема Богородичного правила с добавлением к ней тропарей, стихир и молений после каждого десятка. Пресвятая Богородице, помогай нам! В начале сего правила читается: Отче наш – 1 раз. Милосердия двери – 1 раз. После 1-го десятка вспоминается РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ. Тропарь, гл. 4 Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный. О Пресвятая Владычице Богородице! Спаси, сохрани и помилуй отца моего духовного, родителей, сродников, благодетелей и всех близких моих (имена). После 2-го десятка вспоминается ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТЫЯ ДЕВЫ БОЕОРОДИЦЫ. Тропарь, гл. 4 Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божий ясно Дева является и Христа всем предвозвегцает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение. О Пресвятая Владычице Богородице! Спаси и сохрани, и соедини или присоедини к святей Православной Церкви заблудших и отпавших рабов (имена).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Единого рецепта на лечение этих недугов нет. Кому что подходит по складу ума и сердца и телесной силы или немощи. Если видите, что дневной отдых вместо ожидаемого отдохновения несет с собой ненужное расстройство,- прекратите его. Но тогда же измените нечто в режиме жизни своей — раньше отходите на покой вечером. Говорить легко, исполнить трудно, но надо найти своё личное, что будет на пользу душе и телу. Спать надо при здравии 7 часов, а при немощи и 8 допустимо. Матушка, умудряйтесь. Но самое главное и действенное — живое обращение к Господу, ибо всё Им, всё от Него и всё к Нему. То же самое и в отношении «дома». Ну, не вражье ли это дело — в центре города, в монастыре. И нет от людей на него управы. У людей нет, но у Бога милости много. Молитесь всем монастырем Заступнице Усердной, чтобы Она оградила Свой девичник от посягательств врага. Очень хорошо взяться за ежедневное выполнение Богородичного правила. По свидетельству Архиепископа Серафима Звездинского это моление зримо творит чудеса. Установите череду между сестрами, чтобы ежедневно совершалось это моление. И сами себя, и друг друга Матери Божией предадим. В отношении мамы не смущайтесь ничем и молитесь, чтобы она подольше пожила ради брата. И помогайте им без воздыханий, но в меру. С Г. отношений не прерывайте, не только он нужен вам, но и вы ему тоже очень нужны. А в отношении католиков Вам всё Владыченька сказал, а Вы уж потихоньку на Г. оказывайте влияние, он ведь неосознанно вступил с ними в общение, вернее даже и не он, а они планово взяли над ним опеку. У них это очень отработано, но это не по-Божьи, а по человеческим планам. А Вы с молитвой ради помощи монастырю и ради спасения его души общайтесь с ним. Вот и всё. Господь да укрепит Вас. Матерь Божия избрала Вас на служение, к Ней и припадайте, когда силы оскудевают. Да и к сестрам будете поснисходительнее, нынешнее поколение людей хилое. Правила монастырские менять не будем, а снисхождение к нуждающимся в снисхождении, как Божий дар любви, дадим. Божие благословение Вам, Матушка.

http://pravmir.ru/pisma-arximandrita-ioa...

Отец Серафим объяснял, что, держась этого малого «правила», можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо эти три молитвы — основание христианства. Первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв. Вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Богоматери, Символ же содержит в себе вкратце все спасительные догматы христианской веры. Кому невозможно выполнять и этого малого правила, старец советовал читать его во время занятий, на ходьбе, даже в постели, и при этом приводил слова из Послания к Римлянам: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Кому же есть время, старец советовал читать из Евангелия, каноны, акафисты, псалмы. Есть молитвы, ч€удным образом снесенные с неба на землю. Кроме молитвы «Богородице Дево, радуйся», составленной из слов, которые принес на землю в день Благовещения Девы Марии Архангел Гавриил, к таким молитвам принадлежит: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» — слова, слышанные во время великого землетрясения в Царьграде отроком, восхищенным в небо, и начало молитвы Богородичной «Достойно есть, яко воистинну». Один инок, послушник в Карее, пел в келье своей всенощную. Пред ночью послышался в келье стук, и вошел благолепный инок. Пришедший вместе с послушником стал совершать песнопение. Послушник пел по обычаю древнее величание Богоматери, сложенное св. Космой Маюмским: «Честнейшую Херувим», а гость его подпевал иное начало, а именно: «Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего», и уже к этим, неизвестным дотоле, словам припевал: «Честнейшую Херувим». Умиленный и словами, и звуками чистоангельского голоса, послушник стал просить незнакомого ему инока, чтобы он написал ему начало заветной песни. Тот согласился, но пергамента и чернил не оказалось. Пришелец просил принести, по крайней мере, каменную плиту. Плита была принесена. Он четко и ясно написал на плите пропетые им слова. Подавая плиту иноку, он сказал: «Отныне всегда так пойте и вы, и все православные христиане». Затем он тотчас стал невидим. Об этом было передано монастырским старцам, и с тех пор ангельская песнь: «Достойно есть, яко воистинну» вошла в церковный обиход и ежедневно воссылается в дар Пречистой Матери Божией в то небо, откуда была на землю принесена.

http://pravoslavie.ru/2326.html

1 января (в Неделю пред Просвещением) тропари воскресный, Обрезания, и св. Василия Великого , Слава — кондак Василия Великого, И ныне — кондак Обрезания (Типик. л. 144). 1 августа тропари воскресный, Креста и мучеников (Маккавеев, Солом. и Елеазар.), кондак воскресный, Слава — кондак мучеников, И ныне — кондак Креста (Типик. л. 274 на об.). 16 августа тропари воскресный, Образа и праздника Успения Пресвятой Богородицы, кондак воскресный, Слава — кондак Образа, И ныне — кондак праздника (Типик. л. 287 на об.). Дополнительное примечание: Относительно воскресного кондака надобно повторить замечание, сделанное выше: если он есть в Утреннем каноне, то непременно есть и на Литургии по входе (исключений из этого правила за весь период времени пения Октоиха нет). Если же его нет в Утреннем каноне, то обыкновенно нет и на Литургии по входе (исключение из этого последнего правила, как мы видели, есть 1 и 16 августа). Таблица пения тропарей и кондаков на Литургии в храме Христа Спасителя Если случится святой, имеющий всенощное бдение, или полиелей, или славословие, или шестеричный, или не отмеченный в Типиконе праздничным знаком Если случится предпразднество или попразднество Господского или Богородичного праздника Устав может быть двоякий: 1 Тропарь воскресный гласа, тропарь рядового святого из Минеи — одного или двоих, кондак воскресный, кондак рядового святого одного или двоих, И ныне — общий кондак Богородицы “Предстательство христиан…”, напечатанный в Часослове, в Последовании Чина Изобразительных (Типик. гл. 2). Примечание: Как в этом случае, так и в других, пред тем кондаком, который занимает предпоследнее место, произносится “Слава” (Типик. гл. 48), впрочем, иногда Слава, И ныне произносится вместе перед последним песнопением. 2 Тропарь воскресный Тропарь рядового святого — одного или двоих Кондак воскресный Кондак рядового святого — одного или двоих И ныне — кондак предпразднества или попразднества (Типик. гл. 52) Тропарь воскресный Тропарь предпразднества или попразднества

http://azbyka.ru/kanonarh-metodicheskoe-...

Вторая часть молитвы также изменяется, иногда, таким образом: «Господи Исусе Христе, Боже наш, помилуй нас », т.е. получается молитва за всех. Иногда во второй части молитвы упоминается Пресвятая Богородица, Ангел-Хранитель или кто-либо из святых: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя», «Господи Иисусе Христе, молитвами Ангела-Хранителя моего, помилуй мя» и так далее. Однако на практике отцы-исихасты предпочитали не менять часто избранную молитву, но преуспевать в непрестанном делании одной какой-то полюбившейся, или указанной духовником, молитвы. Особое место в умном делании занимает Богородичная молитва: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Среди делателей молитвы, хотя и не так часто, но все же встречаются те, кто молились сей молитвой непрестанно или, по крайней мре, чередовали ее с молитвой Иисусовой. Так старец Парфений Киево-Печерский (XIX в.) наставлял своих учеников: «Иисусову молитву твори, примешивая к ней Богородичное обрадование». Известно, что преп. Серафим Саровский заповедал дивеевским сестрам, и вообще всем желающим, обходить вокруг Дивеева, исполняя Богородичное правило: 150 молитв «Богородице Дево...». Интересно то, что все акафисты Богородице, как правило имеют около 150-ти «Радований», т.к. каждый икос акафиста включает в себя несколько возглашений Богородице, начинающихся со слова: «Радуйся». Например: «Радуйся, приятное молитвы кадило», «Радуйся, Огненный столпе, наставляяй сущия во тьме» и т.д. Поэтому исполнение Богордичного правила, тоже включающего в себя 150 «Радований», как бы заменяет собою прочтение акафиста, и позволяет молящемуся навыкнуть Богородичной молитве, чтобы молиться ею непрестанно. Исполнение Богородичного правила способствует также более глубокому проникновению в смысл слов молитвы. А смысл сей молитвы, по своей глубине, может равняться даже с молитвой Иисусовой. Так, в первых словах молитвы «Богородице, Дево» – заключено православное богословствование о Матери Божией и о воплотившемся Богочеловеке, обличающее ересь Нестория и других еретиков. Две следующия части молитвы составлены из: 1) Архангельского благовестия Богородице: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; Благословенна Ты в женах» ( Лк.1:28 ); и 2) приветствия, которым, по наитию Духа Святого, встретила прав. Елизавета пришедшую к ней Деву Марию: «Благословенна, Ты в женах и благословен плод чрева Твоего» ( Лк.1:42 ). Таким образом молящийся Богородичной молитвой держит свой ум, всегда погруженным в евангельския события. Заключает сию дивную молитву исповедание Христа истинным Спасителем человеков: «яко Спаса родила еси душ наших».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/bogoob...

И, наконец, в праздничном богослужении по сравнению с будничным могут добавляться части служб или вообще целые службы, такие, которых в будничном не было вообще. Они вставляются в определенные места и расширяют службу, увеличивают ее, она становится более праздничной и торжественной. Например, Полиелей, лития и т.п. Правила соединения Церковь, с мудрой рассудительностью составила правила соединения служб праздников Господских, Богородичных и святых. Так, в праздники все мысли верующих должны быть около виновника праздника. В Господские праздники они всецело должны быть около Господа. Уделять много внимания не только усопшим, но и святым неуместно. Неуместно даже усиленное прославление Богоматери, ибо всему свое место и время. 1. Скажем, в первый день Пасхи почти нет нарочитых песнопений в честь Богоматери (кроме ирмоса 9й песни Канона и заключительного богородична на часах, да молитвенных обращений к Богоматери на первом антифоне литургии), и в праздник Рождества Христова, хоть и часты упоминания о непорочной Деве, послужившей воплощению Бога Слова, тоже очень мало нарочитых обращений к Богоматери. Даже на второй день Христова Рождества, когда совершается “СОБОР БОГОМАТЕРИ”, поется вся служба праздника Рождества и ни одного нарочитого песнопения в честь Богоматери. 2. Зато в Богородичные праздники при совпадении Богородичного праздника с воскресным днем или с попразднеством Господского праздника Господских песнопений поется меньше, чем Богородичных. Хотя и здесь не все так просто. К примеру, 16/29 августа больше песнопений посвящается Успению Богородицы, нежели «Нерукотворному образу». Но если это будет престольный праздник, как в нашем храме, то Устав предпишет больше петь песнопений «Нерукотворному образу». 3. И в праздники святых, если они совпадут с Господскими (в попразднство или в воскресный день), сам Великий Архиерей как бы отступает в тень и, не поступаясь своими архиерейскими привилегиями, сам заботится о том, чтобы привлечь внимание всех к Своему слуге, имениннику или юбиляру. Так на имянинах или юбилее иерея присутствующему архиерею воздаются все подобающие его сану почести. Он, а не юбиляр предначинает все молитвословия, у него во всех случаях испрашивается благословение, ему поется “ис полла ети”. Но в центре торжества — иерей. К нему все поздравления, к нему обращается большинство речей, ему многократное “многая лета”, возглашаемое и самим архиереем. Так и в Церкви Божией, по церковному Уставу например, в неделю при полиелейном святом на Господи воззвах стихиры воскресны только 4, а святому 6 и 7я на славу; канон воскресен со ирмосом на 4, Богородичный на 2, а святому на 8.

http://azbyka.ru/video/45-principy-sosta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010