В службе Рождества Христова Божия Матерь прославляется отдельно. Ей посвящен второй день праздника (26 декабря, 8 января по нов. стилю), именуемый Собором Пресвятой Богородицы. «Что Тя наречем, о Благодатная?» (Как назвать нам Тебя, о Благодатная?), – риторически вопрошает Церковь . Небом? Раем? «Из Тебя воссияло Солнце Правды», расцвел «Цвет нетления», – все эти, и другие эпитеты Рождественской службы стали основанием для появившихся в XVII–XVIII веках богородичных икон, таких как «Благодатное Небо», «Неувядаемый Цвет» и другие. Дионисий. «Светоприимная свеча» Фреска. 1502 г. Музей фресок Дионисия, Вологда Традиция писать художественные образы на темы церковных гимнов (подобная иконография так и называется – гимнографической) зародилась среди южных славян. Примерно с конца XIII века в монументальной живописи Балкан появляются первые художественные циклы, составленные на основе гимнов Богородице. Один из таких образов был написан на слова рождественской стихиры «Что Ти принесем, Христе». На основе этого образа, на Руси в XIV веке появляется новая иконография – «Собор Богоматери». Древнейший, дошедший до нас праздничный образ этой иконографии, был создан на рубеже XIV–XV веков в Пскове и сейчас хранится в Третьяковской галерее. Текст рождественской стихиры прей. Косьмы Маюмского, который лег в основу этой иконы, звучит так: " Что Tu принесем, Христе, яко явился ecu на земли, яко человек нас ради: каждого от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие дивление, земля вертеп, пустыня ясли, мы же, Матерь Деву». Стихира посвящена Христу, однако икона посвящена Богородице. Почему? «Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы», – говорит святитель Феофан Затворник . Отделенный от Бога в грехопадении мир, весь, и земной, и ангельский, вновь получил возможность соединения с Богом только через Богородицу. В Лице Приснодевы Марии выражается вся божественная тайна Ипостаси Иисуса Христа, – учит Церковь , но, с другой стороны, утверждает, что Богородица в Своем Лице представляет перед Богом всех людей и все творенье. Все эти богословские построения святых отцов трудно пересказывать, их проще увидеть в иконе.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/rozhdest...

Но и без всяких предварений о дне кончины каждому должно быть известно, что не очень долго жить нам на земле, потому что смерть медлить не любит: помяни, яко смерть не замедлит ( Сир.14:12 ). Будем же, вместо прихотливых желаний в точности знать время кончины нашей, прилежно молиться, по руководству церкви, чтоб нам даровано было «прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати». (Из слова высокопреосвященного Сергия, митрополита московского, на день Успения Пресвятыя Богородицы). 4. Успенский пост Успенский пост, иначе называемый, Богородичным, пользуется у нас особенным уважением. По строгости своей он занимает первое место после св. четыредесятницы. Так, в Петров и рождественский посты по воскресным и праздничным дням дозволяется употребление рыбы; по вторникам и четвергам допускается вареное с елеем и вино. В успенский же пост рыба вообще запрещается, за исключением праздника Преображения Господня; во вторник и четверток хотя допускается вареное, но без елея, с положительным запрещением вина. Вино и елей разрешаются только для субботы и воскресного дня. Наконец, по понедельникам, средам и пяткам успенский пост доводит ограничение в пище до сухоядения; тогда как петровский и рождественский посты, предписывая в помянутые дни воздерживаться от вина и елея, не запрещают, однако же, употребления вареной пищи. Так как по правилам церкви чем важнее и – так сказать – знаменательнее тот или другой пост, тем он строже, то нет сомнения, что, предписывая сравнительно высшую степень пощения во дни, предшествующие празднику Успения Божией Матери, церковный устав имел в виду внушить христианам мысль о том, что успенский пост имеет особенную важность в ряду других постов в православной церкви. В этом отношении он уступает только св. четыредесятнице, но превосходит прочие два (многодневные) поста, т. е. рождественский и петровский. Соответственно с церковным уставом, успенский пост огражден особенными постановлениями и со стороны гражданских законов. Как известно, в это время, подобно великому посту, запрещаются общественные удовольствия, известные под именем маскарадов, зрелищ (театров) и т. п. (См. «Свод, устав, благочин.» часть IV, ст. 177).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пост же Успенский исполняется и приводит нас к чудному празднику Богородичной славы… На утрене Великой Субботы, когда вся Церковь — с Пресвятой Богородицей, мироносицами и тайными и возлюбленным учениками — погребает Тело распятого Спасителя, мы приобщаемся вселенской скорби и предощущаем победу Воскресшего. А в успенские дни установилась святая традиция совершать чин погребения Матери Божией — чин скорбного ученикам расставания с Радостью их очей, расставания, прелагающегося на радость: радость обретения в Пречистой Матери Света-Христа, Богородительнице — нашей Небесной Матери, Заступницы и Ходатаицы, Споручницы грешных, Радости всех скорбящих, — Которой имеем теперь дерзновение взывать: Пресвятая Богородице, спаси нас. 5. Рождественский пост — путь к Вифлеемским яслям Рождественский пост — время особого духовного напряжения, время покаянной подготовки к величайшему по значимости празднику Рождества Христова, выше которого стоит только праздник праздников — Светлое Христово воскресение, Пасха. Сравнение праздников наводит на мысль об образе сравнения подготовительных периодов — постов: Рождественского и Великого. В этом сравнении наблюдаем сходства и различия. Последние как бы налицо: очевидна меньшая строгость Рождественского поста за исключением его последних дней — Предпразднества; в нём отсутствуют те особенности богослужений поста Великого, которые создают особый дух Святой Четыредесятницы (имеем в виду рядовые службы с поклонами, Литургию Преждеосвященных Даров, Великий канон преподобного Андрея Критского, чтение Ветхого Завета в будни и т. д.). Интереснее, думается, остановиться на сходствах. Заметим, во-первых, что Великий пост продолжается 48 дней в два этапа: Четыредесятница и 8 Страстных дней начиная с Лазаревой Субботы. Рождественский пост включает 40 дней (35 + 5 дней Предпразднества). Таким образом при некотором количественном умалении Рождественского поста сохраняется всё же общий ритм, особенно если принять во внимание очевидную аналогию богослужений Страстной и Предпразднества Рождества.

http://pravmir.ru/bolshie-postyi-v-sravn...

Скоромное в эти дни совсем запрещено есть, рыба дозволена только два раза во всю Четыредесятницу – в Благовещение и в Вербное воскресение, по субботам же и воскресеньям разрешено употреблять масло и вино. Обыкновенная пища в эти дни – сухоядение, есть – однажды в день и то не досыта, но старым и малым и матерям грудных младенцев можно есть два раза в день 1 . б) Пост Петров, иначе апостольский , начинается всегда спустя неделю после Пятидесятницы, или Троицына дня, и продолжается до 29-го июня, то есть до дня первоверховных апостолов Петра и Павла. Он установлен как в воспоминание того, что святые апостолы постились, приготовляясь на дело евангельской проповеди , так и в уважение к апостолам Петру и Павлу, которые в это время томились в темницах и в узах, а 29-го июня мученически скончались. Продолжение Петрова поста бывает не одинаково, смотря по тому как – рано или поздно – бывает Пасха. Самый большой Петров пост бывает шесть недель, а самый короткий – неделя со днем. Что же касается до пищи, то Петров пост менее строг, чем Великий. в) Успенский, или Богородичный пост всегда начинается с 1-го августа и продолжается две недели, то есть до 15-го августа. Этот пост установлен для достойного приготовления к празднику Успения Божией Матери, Которая перед Своим переселением на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Строгостью правил пощения Успенский пост превосходит посты Петров и Рождественский, но менее строг, чем Великий. г) Пост Рождественский, который иначе называется Филиппов , потому что он начинается с 14 ноября, то есть с того дня, в который празднуется память святого апостола Филиппа, и продолжается до 25 декабря, то есть до дня Рождества Христова. Этот пост установлен для того, чтобы христиане приготовились к достойному сретению имеющего родиться Господа. Правила пощения, предписанные Церковью в Рождественский пост, так же строги, как и в Петров. Все эти четыре поста, о которых мы говорили, называются постами многодневными, потому что они продолжаются не один, а много дней, но есть посты и однодневные .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Чрез восемь лет после нашествия Мазовши ополчился на Москву отец его Седи-Ахмет и похвалился поработить Россию. Сын великого князя Иоанн прогнал войско зловерное из России. Св. Иона разрушение похвальбы Ахмета отнес заступлению Богоматери и в Успенском соборе в 1459 году устроил придел в похвалу Богоматери (См. 21-го мая и 23 июня). 226 Ондрусова Николаевская пустынь, игум. Даниила, Спб. 1856 г. В Сторожке загубского прихода близ церковной стены стоит часовня и в ней на казенной плите надпись говорит: „на сем месте погребен св. обители сея начальник – строитель пред. Кидриан, преставися в л. 7000“. Храм каменный в честь св. Николая и Богоявления Господня, а в нижнем этаже престол в честь усления Богородицы. Свед. о мон. 422. 423, где впрочем – неточности. На месте обители ныне деревня Сторожня, иначе Сторожевский Нос, с приписным храмом. – Итак сомнения г. Костомарова о Киприане (Север. народопр. 2, 361.) – решены. 228 В ркп. Олонецком требнике под 17 мая замечено; „в сей день перенесение мощей пред. отца нашего Адриана, игумена Николаевского монастыря, на Ладожском озере, на Ондрусовом острове, в Олонедком уезде, нового чудотворца, а память его празднуется августа 26“. Ркп. святцы: „прел. Адриан, игумен Рождественского (Введенского) монастыря др. Богородицы, иже бысть на Ладожском озере, на Ондрусовом острове, в Олонецком уезде, чудотворец; преставися в лет. 7000 м. мая в 17“. Убиение преподобного и явление его старцам изображается на иконах обители. По описи 1582 г. в Ондрусовом монастыре церковь св. Николая каменная, но другую церковь деревянную, в честь введения Богоматери «сожгли немецкие люди», – шведы. 1581 г. дер. ограда, келья игумена и 7 келий братских также сожжены. Неволин. О пятин. 156. 230 Ондрусова Николаевская пустынь, стр. 23–26. Спб. 1856 г. В известиях Сына отечества 1836 г. стр. 78 сказано, что императором присланы 25,000 р. на новый храм, но деньги для нового храма собраны были строителем от разных благотворителей. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1885./Август. – 292, IV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

У Високо-Петровському пройшла «Преподобний Седмиозерний та його новомученики Церкви 30 вересня 2016 р. 16:29 29 сентября 2016 года в рамках регионального этапа XXV юбилейных Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия» в Высоко-Петровском ставропигиальном монастыре состоялась конференция «Преподобный Гавриил Седмиезерный и его ученики, новомученики и исповедники Церкви Русской». Мероприятие прошло в конференц-зале Высоко-Петровского монастыря, где преподобный Гавриил принял монашеский постриг и был рукоположен во иеродиакона. Работу форума предварила Божественная литургия, которую возглавил протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, охраны материнства и детства. Молебен преподобному Гавриилу и новомученикам и исповедникам Церкви Русской возглавил архимандрит Герман (Кузьмин), настоятель Седмиезерной Богородичной пустыни. Икону преподобного Гавриила с частицей его святых мощей, перед которой совершался молебен, архимандрит Герман передал в дар Высоко-Петровскому монастырю. В богослужении приняли участие братия Высоко-Петровского монастыря, участники конференции в священном сане. За богослужением молились настоятельница Елеазаровского женского монастыря Псковской епархии игумения Евфросиния (Головнева) и другие участники форума. Работу конференции возглавили настоятель Седмиезерной Богородичной пустыни архимандрит Герман (Кузьмин) и наместник Высоко-Петровского монастыря, ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев). Открывая конференцию, игумен Петр (Еремеев) напомнил всем собравшимся о том, что встреча проходит в преддверии 100-летнего юбилея гонений на Русскую Православную Церковь. По словам отца Петра, в жизни новомучеников и исповедников Российских каждый из нас может найти для себя уникальный пример духовного подвига. «Поэтому сегодня я испытываю настоящий духовный восторг от того, что мы обращаемся к опыту отца Гавриила, на примере его жизни вспоминаем людей, живших после него, воскрешая в памяти многие трагические события, относящиеся к сложному историческому периоду гонений на православную веру в нашем Отечестве», сказал отец Петр.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4628913...

Дата основания : 1995 Статус : действ. Адрес : Тульская обл., Алексинский р-н, с. Колюпаново Сравнительно небольшой женский монастырь. Создан в 1995 при восстанавливаемой церкви над могилой блаженной Евфросинии Колюпановской. Подробнее... Успенский Новомосковский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : 1995 Статус : действ. Адрес : Тульская обл., г. Новомосковск, ул. Пионерская, 15 Мужской монастырь, образованный в 1995 при первом строящемся на территории города храме, на окраине городского парка. В настоящее время достаточно многолюден, опекает ряд храмов в окрестностях города. Подробнее... Богородице-Рождественский женский монастырь в Туле [ править править код ] Дата основания : 2000 Статус : действ. Адрес : г. Тула, пос. Горелки, ул. Мирная, 17Б Web : http://inokini-tula.ru/ Монастырь создан в 2000 как мужской, в 2001 преобразован в женский с переводом сюда сестер, с 1990-х живших в Щегловском монастыре. Подробнее... Богородичный Пантелеимонов Щегловский епархиальный мужской монастырь [ править править код ] Богородичный Пантелеимонов Щегловский епархиальный мужской монастырь Дата основания : 1859 Архитектор : 1860-1864: Бочарников А. Г. - строительство по собств. проекту Статус : действ. Адрес : г. Тула, ул. Лизы Чайкиной, 1 Телефон : 8 (4872) 41-30-24 ; 8 (4872) 41-64-96 В 1868г. по просьбе тульских горожан был заложен мужской монастырь " в память избавления императора от угрожавшей ему опасности " - покушения студента Дм.Каракозова на Александра II. Два храма, кельи и колокольня были построены на средства схимонаха Варсонофия (в миру - московского купца Василия Манарухина), внесшего еще и капитал в 30 тыс.рубл. на содержание обители. Тульский купец Струков пожертвовал монастырю 42 дес. земли в 4 верст. от Тулы, близ Щегловской архиерейной дачи, отчего монастырь и получил свое название. Подробнее... Казанский Папоротский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 2001 Статус : действ. Адрес : Тульская обл., Богородицкий р-н, с. Папоротка

http://azbyka.ru/palomnik/Тульская_облас...

В Калужской области проходят VIII епархиальные Образовательные Богородично-Рождественские чтения 22 сентября 2005 г. 17:27 В Обнинске сегодня открылись VIII епархиальные Образовательные Богородично-Рождественские чтения, посвященные теме «Исторический опыт как средство формирования личности в современных условиях». Чтения организованы Калужской епархией при участии Администрации Калужской области. На открытии Чтений в городском Доме ученых выступил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, который в своем докладе «Опыт Церкви в формировании личности» подчеркнул, что воспитание детей и юношества одна из основных задач Церкви с древних времен, причем еще в первые века христианства под ним подразумевалось, прежде всего, наставление в христианской вере и благочестии. Митрополит Климент подчеркнул: «Сегодня заново рождающаяся Россия должна вновь обрести свои духовные силы. Для этого надо не только признать историческую роль Православной Церкви в становлении и развитии Российского государства, но и применить ее опыт для того, чтобы Россия продолжила свое существование как суверенная страна с самобытной культурой и сильным народом. Молодое поколение должно знать веру отцов, должно не бояться быть православными, обрести веру в Бога и научиться жить по вере». В ходе работы секций Образовательных Богородично-Рождественских чтений около 500 участников обсудят различные аспекты духовного и нравственного воспитания детей и молодежи, поделятся опытом преподавания предмета «Основы православной культуры» в общеобразовательных школах. Чтения продолжат свою работу до 23 сентября. В их работе принимает участие актер, режиссер, президент кинофестиваля православных фильмов «Золотой Витязь» Н.П. Бурляев. Полный текст выступления митрополита Калужского и Боровскго Климента на открытии Чтений Патриархия.ru См. также: митрополит Калужский и Боровский Климент Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/41333.html

Десятые епархиальные Богородично-Рождественские образовательные чтения проходят в Калужской области 25 сентября 2007 г. 12:09 24 сентября в Калужской области открылись Десятые епархиальные Богородично-Рождественские образовательные чтения. В обнинском Доме ученых, где состоялось первое заседание, собрались представители власти, духовенства, педагогической общественности, деятели науки, искусства и литературы для обсуждения проблемы нравственности и духовности в сфере образования. Главная тема встречи — взаимодействие Церкви и государства в воспитании молодого поколения России. Выступающими были проведены параллели между историческими особенностями образования в России, их традицией и современной практикой обучения молодых людей. В ходе чтений шел разговор о проблемах культурологического и методологического характера преподавания «Основ православной культуры» в современной школе, влияния литературы, искусства и СМИ на формирование духовной среды России и т.д. Участники чтений посмотрели фильм режиссера Валерия Залотухи «Ребро. Потрет жены художника на фоне эпохи», получивший гран-при на международном Сретенском кинофестивале «Встреча» в Обнинске. Сегодня, 25 сентября, во второй половине дня в Обнинском Духовно-просветительском центре «Вера, Надежда, Любовь» состоится итоговое заседание, на котором будет принята резолюция Десятых Богородично-Рождественских чтений. Regions.ru /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/299102.htm...

XI Епархиальные Богородично-Рождественские образовательные чтения открылись в Калужской епархии 22 сентября 2008 г. 13:02 22 сентября молебном Пресвятой Богородице в Обнинском храме Рождества Христова открылись в Калужской области XI Епархиальные Богородично-Рождественские образовательные чтения. Как сообщили в Калужской епархии , тема нынешних чтений «Формирование православной культурной среды в современной России». В работе чтений, которые проходят в городском Доме культуры первого наукограда России, принимают участие настоятели храмов, руководители воскресных школ, прихожане, занимающиеся просветительской работой на приходе, ученые, педагоги, представители общественности. Ранее, в городе Людиново в качестве предварительного этапа проведения чтений прошло заседание круглого стола на тему: «Новые формы работы с молодежью в условиях провинциального прихода». 23 сентября работа чтений продолжится по секциям, которые пройдут в Боровске, Калуге, Малоярославце и в Обнинске. Итоги чтений будут подведены 24 сентября в актовом зале Калужской епархии. ИА Regnum /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/463421.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010