На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Богородицы , глас 8-й: «Странно таинство, Чистая...» и др. – 3 (см. в Минее 22 июня), и мученика, глас тот же – 3. «Слава» мученика, глас 1-й: «Страстотерпче Леонтие...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Небесных чинов радование...». Входа нет. Читается «Свете Тихий». В воскресенье вечером всегда поется дневной прокимен, глас 8-й: «Се ныне благословите Господа, вси раби Господни», со стихом [в остальные седмичные дни (вторник – пятница), если случится аллилуйная служба, вместо дневного прокимна поется «Аллилуия», во глас 6-й, со стихами из Часослова; накануне первого дня Рождественского поста – прокимен дня]. Читается «Сподоби, Господи...». Ектения: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава» мученика, глас 4-й: «Да веселится Небо...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Радуйся, Света облаче...». По Трисвятом – тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны...» (поклон). «Под Твое благоутробие прибегаем...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй...» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Аминь». Настоятель или чтец: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» с 3 великими поклонами . Конечное Трисвятое не читается . Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Произносится великий отпуст, поются многолетны. В Неделю вечера [и накануне 1-го дня Рождественского поста] служится малое повечерие. Порядок тропарей и кондаков малого повечерия следующий [тропари и кондаки малого повечерия накануне 1-го дня Рождественского поста – при совершении в этот день аллилуйной постовой службы – см. 15 ноября]: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дневной: «Небесных воинств...», тропари малого повечерия: «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи, всех святых...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-01/

Калуж. епархии»; эти особенности, видимо, также были присущи только борской иконе и ее спискам и на списках болховской иконы не встречаются. Известные списки борского образа относятся только к XIX в. (напр., в Иосифовом Волоколамском и серпуховском Высоцком монастырях), указанные особенности есть на иконах XIX в. московских храмов свт. Николая Чудотворца в Кузнецах и апостолов Петра и Павла на Преображенской пл. Ломовская икона Божией Матери. XIX в. (Богородично-Рождественская Девичья пуст., с. Барятино) Ломовская икона Божией Матери. XIX в. (Богородично-Рождественская Девичья пуст., с. Барятино) Еще один чудотворный образ, прославившийся в К. и Б. е.,- икона Божией Матери «Спорительница хлебов» . На ней Богородица представлена сидящей на облаке над полем с распростертыми руками. Авторство иконы, созданной ок. 90-х гг. XIX в., приписывалось иером. Даниилу (Болотову) (см., напр.: Щенникова Л. А. Прославленные иконы Пресв. Богородицы у преподобных старцев Серафима Саровского и Амвросия Оптинского//ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 110-125), в обоснованности этой версии высказано сомнение (А. Л. Толмачёв, см. также: Каширина В. В., Черкасова Г. П. К истории иконы «Спорительница хлебов»//Оптинский альманах. 2008. Вып. 2. С. 100-108). Сохранилось множество списков иконы нач.- 1-й пол. XX в. в К. и Б. е., Тульской и Орловской епархиях. Чудесами исцеления прославилась Ломовская (Ламская) икона Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» . По преданию, икону обнаружили в Угре, причем ее нескрепленные части плыли вместе по речной воде. От слова «разломанная» и происходит ее название. Жители сделали для иконы серебряную ризу. Она находилась в ц. Рождества Христова в с. Рождество (ныне пос. Товарково Дзержинского р-на Калужской обл.). В годы гонений икону сберегла, а в 1975 г. передала в храм Рождества Пресв. Богородицы с. Барятина мон. Ангелина (Фролова). В 1995 г. при храме была учреждена Богородице-Рождественская девичья пуст. В ночь на 14 сент. 1997 г. злоумышленники похитили икону из храма.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

5. Неделя 27-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Прп. Саввы Освященного. Свт. Гурия, архиеп. Казанского. Воскресная служба Октоиха совершается в соединении с бденной службой прп. Саввы Освященного. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 4, и преподобного, глас 5-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Еже по образу…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…». Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3. На литии стихира храма и литийные стихиры преподобного, глас 2-й. «Слава» – преподобного, глас тот же: «Еже паче ума…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго...» . На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево…» . По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь преподобного, глас 8-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ради...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален преподобного по 1-м стихословии, глас 1-й: «Житие благочестно…»; седален преподобного по 2-м стихословии, глас 4-й: «Возсияв, якоже солнце…». «Слава» – седален преподобного по полиелее, глас 8-й: «Из утробы освятился еси…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Небесную дверь и кивот...» (см. в седальнах по полиелее). Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и преподобного на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия 2-го рождественского канона: «Спасе люди…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-12-18/

Николу”. (Нестор о Феодосии). В. К. Мстиславом посторен был Феодоровский монастырь. Кроме сего по Летописям и по другим источникам известны монастыри: а) в Киеве Васильев, Воскресенский, Вышнегородский, Кириллов, Кловский, Космодамианский с 1170 г., Лазарев, Самсоновский, Спасский на Берестове. См. выше пр. 261. б) в Новгороде, кроме Юрьева и Антониева, Аркадиев с 1153 г., на Мячине Благовещенский с 1170 г., Богородичный на Городище с 1097 г., Варварин (женский) с 1130 г., Воскресенский (женский) прежде 1135 г., Духов прежде 1162 г., Евфимиин (женский) с 1197 г., Иоанновский Ростеин (женский) ок. 1100 г., Кириллов на Нелезине с 1193 г., Николаевский на Лиине с 1112 г., Николаевский на Острове с 1197 г., Пантелеймонов с 1207 г., Нерыпь (Ирпень) ок. 1020г., Преображенский на Хутыне с 1192 г., Петровский (женский) с 1092 г., Покровский в Зверинце прежде 1148 г., Рождественский на Михалице (женский) с 1199., Рождественский на Щитенках ок. 1160 г., Спасский в Передичале с 1198 г., Софийский 1005 г. Кроме того в Новгородский области: Преображенский в Старой Руси с 1192 г., Борисоглебский в Торжке; в Ладоге Застынский Георгиевский; во Пскове Мирожский Спасский. (Новгор. и Псков. Лет.) в) во Владимире Волынском – Святогорский (не упоминается у Карамз., но о нем Нестор в Житии пр. Феодосия и Киев. Лет. стр. 103.) г) в Муроме Благовещенский, Спасский, Борисоглебский (Лавр. 191). д) в Ростове Авраамиев, Богословский (кар. 3, пр. 300. 5, пр. 125. Лавр. 185). е) во Владимире на Клязме Боголюбов, Рождественский, Успенский (женский) с 1199 г., Георгиевский, Вознесенский. (Лавр. 184. 187. 192. Летоп. Даниловича 78. 79). ж) в Переяславле Залесском Никитинский. з) в Перемышле Спасский. и) в Полоцке Спасский пр. Ефросиньин. й) в Переславле южном Иоанновский, Борисоглебский, Михайловский и Рождественский. к) в Смоленске на Смядыне Борисоглебский, Авраамиев. л) в Рязане Ольгов, Богословский. м) в Ярославле Спасский. н) в Суздале Дмитриевский , Ризоположенский, Ефросиньин с 1207 г., Борисоглебский Кидекийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Никольском Черноостровском монастыре Калужской епархии прошла конференция «Древние монашеские традиции и современность» 30 сентября 2017 г. 10:25 28 сентября 2017 года в Духовно-просветительском центре «София» Никольского Черноостровского женского монастыря г. Малоярославца Калужской области состоялась конференция «Древние монашеские традиции и современность». Форум проходил в рамках XX Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии «Утраты и приобретения: взгляд в будущее» (региональный этап XXVI Международных Рождественских образовательных чтений). В приветственном слове епископ Тарусский Серафим, викарий Калужской епархии, председатель комиссии по монастырям и монашествующим Калужской митрополии, передал участникам конференции благословение митрополита Калужского и Боровского Климента и напомнил, что монашеские конференции проводятся в Калужской митрополии уже третий год и привлекают внимание монашествующих Калужской, Тарусской, Песоченской и других епархий. Также в работе этих форумов принимают участие почетные гости со Святой Горы Афон и из Греции. Живое общение участников конференции имеет особую ценность для женского монашества, лишенного возможности посетить Святую Гору. Его Преосвященство с удовлетворением отметил, что с каждым годом не только возрастает интерес к монашеским конференциям, но и расширяется, углубляется в целом содержание и наполнение проводимых мероприятий по направлению древних монашеских традиций, включая работу с молодежью, учеными, педагогами, краеведами, сотрудниками музеев. По благословению председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместника Троице-Сергиевой лавры архиепископа Сергиево-Посадский Феогноста в конференции принял участие член коллегии Отдела, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря архимандрит Феофилакт (Безукладников). Его Высокопреподобие сообщил, что региональный этап Рождественских чтений имеет своей задачей выявить наиболее важные темы монастырской жизни, в том числе и для того, чтобы обсудить их на предстоящих XXVI Международных Рождественских образовательных чтениях, которые состоятся в январе будущего года.

http://patriarchia.ru/db/text/5020350.ht...

Санкт-Петербургская епархия провела VII Тихвинские Рождественские чтения 25 января 2013 г. 17:16 23 января 2013 года во дворце культуры г. Тихвина (Ленинградская область) прошли VII Тихвинские Рождественские чтения «Взаимосвязь культуры и образования в духовно-нравственном воспитании личности». В мероприятии приняли участие 750 человек. Тихвинские Рождественские чтения проводятся отделом религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии и Тихвинским историко-мемориальным архитектурно-художественным музеем при поддержке правительства Ленинградской области и администрации Тихвинского района. Чтения предварил молебен перед чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери в Тихвинском Богородичном Свято-Успенском монастыре. Богослужение совершил наместник обители архимандрит Евфимий (Шашорин). Приветствия участникам пленарного заседания направили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир и губернатор Ленинградской области А.Ю. Дрозденко. С докладами выступили председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области С.В. Тарасов («Духовно-нравственное воспитание в системе образования Ленинградской области»), ректор Санкт-Петербургских духовных школ , председатель отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии епископ Гатчинский Амвросий ( «Образование, культурная традиция и вектор духовной жизни» ), заведующая Тихвинским историко-мемориальным и архитектурно-художественным музеем Л.А. Колесникова и др. Затем состоялось награждение организаторов Тихвинских чтений, представителей администрации области, священнослужителей и педагогов. Секционные заседания прошли по следующим направлениям: Пастырскую беседу с молодежью на тему «Как построить любовь» провел священник Димитрий Симонов, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла при Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена. Всем участникам чтений был подарен первый номер журнала отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии «Верующий разум». Отдел религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

На Константинопольском Соборе бывшем в 1166 году под председательством Константинопольского патриарха Луки, подтверждено, согласно с древними уставами 150 , для всех православных христиан непрерывно продолжать Богородичный пост от 1 до 15 дня августа, и таким образом навсегда удалено всякое недоумение о хранении поста Богородицы. Ибо Вальсамон, говоря об этом Соборе, пишет, что «тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Посему сам святейший патриарха подтвердил, что хотя дни сих постов письменно нигде не означены, понуждаемся однако последовать неписанному церковному преданию и должны поститься от первого дня августа и от четырнадцатого дня ноября» 151 . Строгостию правил пощения Богородичный пост превосходит посты Апостольский и Рождественский, но строг менее св. Четыредесятницы. В понедельник, среду и пятницу Богородичного поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, во вторник и четверток сварением без елея; по субботам и воскресным дням разрешает на вино и елей; а в день Преображения Господня и на рыбу. Примеч. В продолжение Богородичного поста, как и в великий, закон гражданский запрещает публичные маскарады и зрелища (спектакли) 152 . Пост пред праздником Рождества Христова Последний многодневный пост Церкви Православной бывает пред праздником Рождества Христова, с 15 ноября до 25 декабря. В Церковном уставе он именуется, также как и великий пост, Четыредесятницею, потому что продолжается 40 дней. Называется также Филипповым от дня памяти св. Апостола Филиппа, совершаемой Церковию ноября в 14 день, после коего пост начинается. Рождественский пост есть зимний и служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова. Установление Рождественского поста, подобно другим многодневным постам, относится к древним временам христианства. С IV уже века мы находим ясные указания на Рождественский пост. В этом       веке упоминают об нем св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

-------- 2588. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 25–27 декабря 1991 года: 1. Благословить открытие мужского Благовещенского монастыря в г. Муроме. 2. Утвердить иером. Сильвестра (Смердова) игуменом обители. – 1992, 3, VIII. -------- 2589. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 25–27 декабря 1991 года: 1. Благословить открытие Благовещенского мужского монастыря в Нижнем Новгороде. 2. Утвердить настоятелем обители иером.Максима (Рыжева) с возведением в сан игумена. – 1992, 3, IX. -------- 2590. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 25 марта 1991 года: Благословить открытие Бобренева мужского монастыря в Московской области. – 1991, 6, 10. -------- 2591. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 30 августа 1991 года: 1. Благословить открытия Боголюбского мужского монастыря Владимирской епархии. 2. Утвердить наместником обители архим.Иеронима (Деркача). – 1991, 11, 12. 2592. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 2 октября 1997 года: 1. Освободить архим. Иеронима (Деркача) от обязанностей наместника монастыря. 2. Благословить открытие Свято-Боголюбского женского монастыря в пос. Боголюбове на территории мужского монастыря. – 1997, 11, 7. -------- 2593. ИГУМЕНИЯ Евфросиния – настоятельница Рождество-Богородичного монастыря (с. Александровка, Одесской епархии). – 1987, 9, 24. -------- 2594. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 26 декабря 1995 года: 1. Благословить открытие в с. Барятине Калужской епархии девичьей Богородично-Рождественской пустыни. 2. Настоятельницей монастыря утвердить монахиню Феофилу (Лепешинскую) с возложением наперсного креста по должности. – 1996, 1, 11. -------- 2595. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 2 октября 1997 года: 1. Благословить открытие Богородично-Рождественского мужского монастыря в с. Важкурья Сыктывкарской епархии. 2. Утвердить иером. Михаила (Ветошкина) и.о. настоятеля монастыря. – 1997, 11, 8. -------- 2596. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 9 июня 1998 года: 1. Благословить Преобразование Богородице-Рождественского храма в г.Караганды в одноименный женский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Коневец: остров для тех, кто ищет настоящую тишину 4 мин., 20.08.2018 Коневец – небольшой остров на Ладожском озере, ещё тридцать лет назад отсутствовавший на гражданских картах из-за расположенных на нём советских военных объектов. Упоминания о Коневце нет даже в Большой Советской энциклопедии. В 1991 году Коневский монастырь вернули Русской Православной Церкви, и с тех пор туда ездят самые разные люди, несмотря на отсутствие регулярного транспортного сообщения с материком. Сам по себе остров не кажется каким-то особенным – в отличие от того же Валаама. Он сравнительно небольшой, от пристани его можно пройти насквозь приблизительно за полчаса, при этом увидеть большую часть его достопримечательностей – часовню в честь Святителя Николая на пристани, Рождественско-Богородичный монастырь, ещё несколько построек, имеющих отношение к монастырю, в том числе скит во имя Казанской иконы Божией Матери и часовню на Конь-камне, давшем острову название. На Коневце нет каких-то ландшафтов, необычных для всех здешних мест, не редких видов животных или растений – остров как-то нарочито антиэкзотичен. Особенность Коневца в его спокойной неброской строгости. Все эти обстоятельства располагают к малой посещаемости острова. Тем не менее, даже у туристов Коневец пользуется популярностью.   Молитва Рождественско-Богородичный монастырь, основанный в 1393 году преподобным Арсением Коневским – это центр острова, не географический, но духовный и социальный. В советское время он был осквернён и разорён, как и многие другие храмы и монастыри бывшей Российской империи. Первый игумен обители в 1991, ныне епископ Кронштадтский Назарий (Лавриненко), называет тот период «эпохой игуменов-мусорщиков». Сравнительно недавно началась очередная волна восстановительных работ, но это не мешает молитве. В монастыре сейчас около пятнадцати человек братии и приблизительно столько же трудников, ежедневно совершается Божественная литургия. Особо почитаемые местные святыни: точный список с Коневской иконы Божьей Матери, сделанный в расположенном на территории Финляндии Ново-Валаамском монастыре в 1993 году по случаю празднования 600-летия Коневецкого монастыря, и, конечно, рака с мощами преподобного Арсения. Молиться можно и в часовнях вне стен монастыря, и в лесах, и на пустынных берегах Ладоги.

http://foma.ru/konevets-ostrov-dlya-teh-...

Свидетельство 1-й Пахомиевской редакции о том, что монастырский храм первоначально имел посвящение Рождеству Пресв. Богородицы, возможно, связано с тем, что с сер. XV в. по актам прослеживается существование Богородичного Старого Симонова мон-ря (АСЭИ. Т. 2. С. 347. 352; С. 349-350. 355; С. 433-441. 411), на месте которого с 1510 г. сохраняется ц. Рождества Пресв. Богородицы в Ст. Симонове (ул. Восточная, д. 6). Видимо, храм, освященный в честь того же праздника, существовал на том же месте и в кон. XIV в. «Древний монастырь Рожества Пречистыя» отмечен в Житии прп. Кирилла Белозерского, составленном во 2-й пол. XV в. (Преподобные Кирилл, Ферапонт. 1994. С. 9). Но говорить об административной зависимости Успенского Симонова от Богородице-Рождественского в Ст. Симонове мон-ря возможно только применительно ко 2-й пол. XV в. До этого времени она не прослеживается. Напротив, согласно актовому материалу, Старый Симонов мон-рь был независим от Успенской обители. Т. о., можно допустить существование Богородице-Рождественского мон-ря в Ст. Симонове с XIV в. Но частично подтвержденные летописью сведения 2-й Пахомиевской редакции не дают оснований считать игум. Феодора создателем Рождественского мон-ря в Ст. Симонове и полагать, что эта обитель была позднее перенесена со сменой посвящения основного храма с Богородице-Рождественского на Успенский. Топоним Симоново не связан с посвящением монастырских престолов. Место, на к-ром возникла обитель Рождества Пресв. Богородицы, могло быть освоено и поименовано раньше, чем территория Успенского мон-ря, что и явилось причиной его восприятия как Старого Симонова. Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы (1509–1510) с колокольней (1785–1787) в Старом Симонове. Фотография. 1882 г. Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы (1509–1510) с колокольней (1785–1787) в Старом Симонове. Фотография. 1882 г. В Житии прп. Сергия указывается, что игум. Феодор привел во вновь учреждаемую обитель нек-рых насельников Свято-Троицкого мон-ря. Согласно тому же источнику, М. С. м. сразу же стал общежительным, что обусловило появление в нем помимо храма и келий еще и трапезы (Первая Пахомиевская редакция. 1998. С. 367; Древние жития. 1892. Отд. 1. С. 125-126). Согласно летописи, игум. Феодор не позднее весны 1381 г. стал духовником вел. князя Димитрия Иоанновича (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 141-142).

http://pravenc.ru/text/2564232.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010