Недели по Пятьдесятнице различаются главным образом по счету, в котором следуют – одна за другою, напр. первая неделя по Пятьдесятнице, вторая, третия и т. д. В девятую по Пасхе неделю, она же и первая по Пятьдесятнице, Церковь оканчивает богослужебное последование Пятьдесятницы и празднует всем Святым, кои суть благодатный плод Св. Духа. Посему девятопервая неделя называется неделею всех Святых, Глава XXII. Посты в продолжение года § 94. Прав. Церковь в продолжение года содержит пост апостольский, Богородичный, в день усекновения Предтечи, в день воздвижения креста, рождественский, в навечерие дня крещения и великий. Пост Апостольский или в просторечии Петров, установленный пред праздником св. Ап. Петра и Павла, 29 июня, и всего собора 12 Апостолов, 30 июня, начинается всегда с понедельника по неделе всех Святых и продолжается различно от 8 дней до 6 недель. К этому посту Церковь призывает нас, по примеру св. Апостолов, которые, приняв Св. Духа в день Пятьдесятницы, в посте и молитве приготовлялись во всемирной проповеди Евангелия и сопровождали постом и молитвою рукоположение пресвитеров, долженствовавших продолжать дело апостольского служения ( Деян. 14:23 ). § 95. Пост Богородичный или Спасо-богородичный, обыкновенно называемый успенским, установлен пред великими праздниками преображения Господня и успения Богоматери и продолжается две недели, – от 1 до 15 августа. Церковь хранит этот пост, руководствуя верных к духовному благодатному преображению и подражанию Божией Матери, которая пред своим преселением на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. § 96. Пост в день усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня, 29 августа, установлен для того, чтобы почтить Иоанна – великого постника, питавшегося в пустыне акридами и диким медом. Пост в день воздвижения креста, 14 сентября, установлен для того, что в этот день, который напоминает о печальном на Голгофе событии, верным прилично живое и деятельное участие в страданиях и смерти распятого за нас Господа и Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Опыт Церкви в формировании личности 22 сентября 2005 г. 17:50 «Опыт Церкви в формировании личности». Выступление митрополита Калужского и Боровского Климента на открытии VIII епархиальных Образовавтельных Богородично-Рождественских чтений (Обнинск, 22 сентября). Приветствую всех участников и гостей VIII Богородично-Рождественских образовательных чтений. Традиционно они начинают свою работу после праздника Рождества Пресвятой Богородицы, и я поздравляю вас с этим праздником. В этом году он по особому отмечается, ибо в эти дни исполняется 625-летие Куликовской битвы. Тогда, на поле Куликовом, началось собирание и строительство российского государства. В этой связи и наша работа приобретает особой оттенок актуальности. Не только тема Чтений, но и поставленная задача обращена не к прошлому, а к созиданию будущего нашего Отечества. В Священном Писании говорится, что у человека только два пути — путь жизни и путь смерти (Иер. 21, 8). Путь жизни, это путь жертвенности, основанный на любви к Богу и ближнему. Его явил Господь наш Иисус Христос в дни Своей земной жизни. Второй, противоположный ему, путь сомацентричности человека с неограниченными запросами. Такой человек выступает как потребитель, не имеющий нехристианского самосознание. Он живет вне Христа, поскольку замкнут на себе, на своих потребностях. Такой человек чужд жертвенности, отрицает самоограничение и христианский подвиг, поэтому даже в области духовной он остается на позициях потребителя. Церковь воспринимается им не как таинственное Тело Христово, но как некая «служба» по религиозному обслуживанию населения. Если потребитель становится членом приходской общины, то и внутри Церкви он стремится установить рыночные отношения. Политические и социальные изменения в нашей стране, происшедшие в конце ХХ века, коренным образом повлияли на жизнь российского общества. Утратив за годы советской власти духовность, наши сограждане, особенно молодежь, в большинстве своем утверждаются в потребительском восприятии жизни. Формированию такого сознания способствуют: и семья, и государственная система образования, и средства массовой информации. По этой причине большинство людей, несмотря на то, что они крещены в Церкви и считают себя православными, не усваивают спасение, совершенное Христом. Ведь потребитель глух к Евангельскому призыву и неспособен к духовному преображению из-за расслабления всех сил души, порабощения их телесным потребностям.

http://patriarchia.ru/db/text/41330.html

Богородичный пост: О школе смирения и том, почему посты длятся треть года О том, чему мы должны учиться этим постом, о настоящем смирении и различных подделках, выдающих себя за таковое 14 августа, 2014 О том, чему мы должны учиться этим постом, о настоящем смирении и различных подделках, выдающих себя за таковое Любовь к Богу и людям, которой мы учимся постами почти треть года, – есть упражнения в мире и любви. Треть времени, как определила Церковь, мы должны посвящать Богу. Треть года, треть каждого дня, треть мыслей и треть чувств должны быть о любви и мире. Протоиерей Константин Камышанов Почему у нас постов четыре, а не два или двенадцать? Почему посты у нас почти треть года? Все очень просто. Два поста – Великий и Рождественский – отнесены к области духа. В их время ожидается особенная устремленность души вверх, к Богу. В Рождественский пост ей предлагается вслед за Христом выйти в мир, как бы родиться в духе и пойти ко Кресту. Великим постом – подумать о крестном финале своей жизни со Христом, со-распятии и со-воскресении. Об этой синхронности жизни души человека нам было сказано при нашем крещении. Там были слова из Апостола, что мы обязуемся жить со Христом, умереть с Ним и вместе с Ним воскреснуть. Воспоминанию этих обетов и посвящено предпасхальное говение. Два других поста относятся к области земного делания и праведности. Петров пост – о начале христианской жизни. Он подобен первой проповеди апостолов, недавно осененных Святым Духом. В нем призыв выйти на проповедь и служение людям Христа ради. А Успенский пост – о второй половине земного пути христианина. В течение этого поста мы сравниваем свою жизнь с жизнью и успением Божией Матери. Два поста. Два поста начала и два поста финала. Успенский пост «молодой». Вначале был один Великий пост. Более того, святые отцы еще в четвертом веке считали, что в году достаточно всего одного многодневного поста. Однако практика Церкви потребовала дополнительного говения. Отчасти это связано с тем, что человеку требуется более понятная форма духовных упражнений. Речь идет не о постовой гастрономии, а об идее поста.

http://pravmir.ru/bogorodichnyiy-post-sh...

Московская область Владимирская губерния Обителей мужских 24, женских 16. Мужские обители Архиерейский дом, бывший Рождественский монастырь во Владимире. На живописном берегу реки Клязьмы красуется во Владимире древний кремль этого города. В юго-восточном углу его находится архиерейский дом, возникший на месте бывшей здесь еще от древних времен Рождественской обители. Основание ее относят к концу XII века. Много горя и испытаний перенес древний Рождественский монастырь. Неоднократные пожары истребляли обитель, но каждый раз она снова возрождалась из пепелища и груды развалин. Обитель эта известна, между прочим, тем, что из нее в 1724 году перенесены были в С.-Петербург мощи Св. блгв. кн. Александра Невского. История этой обители говорит также и о том, что с самого основания монастыря он, по повелению великого князя Всеволода III, считался первым между другими монастырями на Руси. Такое главенствующее среди других обителей положение занимал Рождественский монастырь до конца XVI века, когда царь Иоанн Грозный дал первенство просиявшей подвигами своего великого основателя, радонежского старца Св. Сергия, Троицкой лавре. Архиерейский же дом возник на месте Рождественской обители уже спустя 6 веков после ее основания, в 1744 году. Храмов в архиерейском доме три и все они каменные. Первый Рождество- Богородичный, построенный на месте бывшей здесь шатровой колокольни. Второй называется крестовым и посвящен празднику Рождества Христова. Эта церковь , как и Рождество-Богородичная, известна уже с XVII столетия. К Рождественскому храму пристроен придел в честь Иверской иконы Богоматери. Третий храм, во имя Всех Святых, составляет домовую церковь в архиерейском доме. Из святынь и достопримечательностей архиерейского дома известны четыре иконы, относящиеся ко временам Св. Александра Невского. Одна из них изображает икону Знаменской Божией Матери, a другие три имеют изображение благоверного князя Александра. Есть еще икона Рождества Богородицы, конца XVII века. Образ этот написан на камне с серебряным фоном. При архиерейском доме существует библиотека, содержащая значительное количество рукописных и старопечатных книг, ценных по своей древности. Большая часть их относится к XVII веку, о чем, кроме содержания, свидетельствует еще и давность письма, именно полууставная форма букв и начертаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Тула (Горелки). Богородице-Рождественский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:2000. В 2001 г. преобразован в женский. Ссылки:   Адрес: Россия, Тульская область, г. Тула, п. Горелки, ул. Мирная, д. 17Б Координаты: 54.256302, 37.615384 Изменить описание Храмы монастыря: Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Богородице-Рождественский женский епархиальный монастырь Точное время образования прихода на месте нынешнего монастыря не известно. Деревянный храм в пос. Горелки, освященный в честь свт. Николая, существовал предположительно, с XV века. Каменный храм построен в 1781 году на месте обветшавшего деревянного. Освящен епископом Феодосием в 1783 году. При храме имелась церковно-приходская школа. До 1915 года настоятелем храма был иерей Алексий Аболенский, с сентября 1915 года - иерей Дмитрий Глаголев. (В сане протоиерея после закрытия храма в 30-е годы XX века он отправлен в ссылку и пропал без вести). В советское время храм был разорен (год закрытия неизвестен), служил хранилищем кинопленок. В 1988 году власти вернули храм православной церкви (первый в г. Туле) До 2000 года храм существовал как приходской. Настоятель - протоиерей Василий Гаджега. 28 декабря 2000 года постановлением священного синода Богородицерождественский приход преобразован в мужской монастырь. Наместник - иеромонах Андроник (Поляков). В июле 2001 года по благословению епископа Тульского и Белевского Кирилла (Наконечного) был расформирован Богородичный Щегловский женский монастырь и часть насельниц переехала на территорию Богородице-Рождественского монастыря пос. Горелки. Насельники мужского монастыря были переведены в Щегловскую обитель. Преобразование обители было утверждено постановлением Священного Синода от 6 октября 2001 года с назначением ностоятельницей монастыря монахини Амвросии (Соломатиной). В настоящее время в монастыре 10 насельниц: 4 схимонахини, 5 монахинь, 1 инокиня. Богослужения совершаются ежедневно. Наиболее известная святыня - местночтимая икона Божией Матери " Тихвинская " . Это единственный образ из храма обители, сохранившийся у прихожан с дореволюционных времен. Икона прославилась чудесами избавления от воров и голода. В 2003 году образ отреставрирован, иконе вернули ее первоначальный облик.

http://sobory.ru/article/?object=00881

Посты, как и праздники, были одни годовые, т.е. такие, которые соблюдались Церковью в известное время ежегодно, другие – недельные. К постам первого рода относятся: Великий пост, или св. Четыредесятница, Петров пост, Успенский и пост Рождественский. «Эти четыре церковные поста, – говорит Лев, папа Римский , в 8-й беседе о посте, – так расположены в целом году, что для каждого времени года предписан свой особый закон воздержания: для весны – весенний пост в Четыредесятницу, для лета – летний пост после Пятидесятницы, для осени – осенний пост – Успенский, и для зимы – зимний, Рождественский пост». Нужно заметить, во 1-х, что главнейшие посты Православной Церкви совершаются перед великими христианскими праздниками, с тем, очевидно, намерением Церкви, чтобы после подвижнических и постнических трудов радость праздничных дней была более чистой и торжественной и чтобы христиане достойно праздновали светлые дни Господских праздников. Во 2-х – то, что в круге годичном в Христианской Церкви как есть праздники Господские (в честь Самого Господа), и Богородичные, и в честь святых, так есть и посты, посвященные одни памяти Господа (пост Великий и Рождественский), другие памяти Пресвятой Богородицы (Успенский) и памяти святых (Петров пост). Важнейший из всех постов, установленных Св. Православною Церковью , есть пост св. Четыредесятницы , который она и заповедует соблюдать строже всех других постов. Пост этот установлен Церковью в воспоминание того великого поста, в котором Господь наш Иисус Христос после принятия от Иоанна крещения водой в течение 40 дней и ночей приготовлял Себя на служение человеческому роду. И Св. Церковь установила сохранять этот пост 40 дней, начиная с понедельника первой седмицы и продолжая до Лазарева воскресения, т.е. субботы 6-й седмицы. Это было время строжайшего воздержания, и Св. Церковь все направляла и направляет к тому, чтобы возбудить в душах верующих покаяние и сердечное сокрушение о грехах, дабы, совершенно очистившись, они могли быть достойными и принятия Тела и Крови Христовой. Для возбуждения в христианах большего благочестия и для большего расположения к посещению св. храмов во время св. Четыредесятницы правилами Церкви запрещены были всякие зрелища и общественные игры. В богослужениях же своих, совершаемых отличным образом от прочих времен года, Св. Церковь внушает христианам обязанности подвигов молитвы и покаяния, и во всех, даже малейших подробностях великопостного богослужебного чина видно самое внимательное участие Св. Церкви к христианскому усовершенствованию своих членов посредством поста. И действительно, в древнее время христиане проводили пост сей в строжайшем воздержании и богомыслии. Во все дни совершались благочестивые собрания для принесения молитв и здесь, как можно видеть из бесед св. Златоуста на книгу Бытия, говорены были поучения народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В одно время с Богородияным в 1811 г. сгорел боромлянский Воскресенский храм, которого метрики начинаются с 1775 г. Теплый храм в честь Воскресения Христова предположено устроить в колокольне Богородичного храма, которой каменная постройка недавно окончена. Точное время основания Троицкого храма в Боромле неизвестно. По акту 1689 г. известен боромлянский Троицкий священник Иван Андреев . Потом видим священников того же храма в 1714–1717 гг. Василия Иванова, в 1721–1731 гг. Онисима Игнатьева. В 1775 г. при священнике Андрее Белицком Троицкий деревянный храм сгорел за исключением одного придела, из остатков его на время построили и освятили храм. С 1810 г. начали приготовлять средства к построению каменного храма; в 1818 г. совершили закладку его, в 1828 г. он был вчерне построен, но для совершенной отделки испрашивали и получили в пособие от комиссии духовных училищ 2000 р. ассигнациями; храм освящен был в 1833 г. Храм во имя Рождества Христова по первой постройке его относят к 1680 г. По акту 1696 г. известен боромлянский Рождественский священник Иоанн. Каменный Рождественский храм, начатый постройкой на место деревянного с 1814 г., освящен в 1844 г. Рождественский храм привлекает к себе внимание особенно древнею иконою святителя Николая, которая поступила сюда из упраздненного Николаевского боромлянского храма. Икона Святителя издавна служила предметом общего благоговения боромлянцев. На киоте ее означен 1680 г., икона покрыта серебряной ризой. Николаевский храм, которому принадлежала она, известный по бумагам с 1696 г., без сомнения, существовал прежде того времени. В новом Рождественском храме устраивается престол в честь Святителя Николая. Боромлянский храм Воздвижения креста Господня упоминается в актах 1696 и 1726 гг. В указе консистории от 29 марта 1742 г. видны уже два священника Воздвиженской боромлянской церкви. Уменьшение жителей Боромли после 1800 г. произошло оттого, что по малоземелью боромлянцев значительная часть их переселилась в Екатеринославскую губернию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Таков устав, изложенный в главе 19 Типикона. Есть единственное нарушение его, зафиксированное в самом Типиконе – 5 декабря, бденная служба в память прп. Саввы Освященного. Здесь должна была бы петься катавасия «Христос рождается», а на самом деле поется «Спасе люди» (ирмосы 2-го Рождественского канона). Мне встречалось два объяснения такой аномалии. Во-первых, 5 декабря – это в точности преполовение Рождественского поста. Как есть, скажем, средопустие Великим Постом (среда 4-й седмицы), преполовение Пятидесятницы, так же литургически помечено и преполовение малой Четыредесятницы – Рождественского поста. С другой стороны, это служба прп. Саввы Освященному, который традиционно именуется составителем нынешней редакции Типикона. Нельзя ему приписывать авторство Типикона, но влияние его на современное богослужение весьма и весьма велико. И, быть может, таким изменением устава выражается та мысль, что творец закона превосходит сам закон. Так или иначе, это стоит отметить. В этом году интерес к этому уставному моменту возрос: 5 декабря выпало на воскресный день, поэтому все и недоумевали – почему поется не та катавасия, не «Христос рождается». Теперь – об особенностях Литургии. В попразднства Господского и Богородичного праздника всегда поются не вседневные, а праздничные антифоны (не в смысле антифоны праздника, а обычные праздничные антифоны «Благослови, душе моя, Господа»). На «Блаженнах» поется рядовая песнь канона. Это та песнь, которая положена по очереди. Мы подходим к вопросу, почему обычно попразднство праздника составляет период в 8–10 дней. За это время мы успеваем на «Блаженнах» спеть все 9 песней канона. В 1 день попразднства поется 1 песнь канона, во 2 день попразднства – 3 песнь канона, затем 4,5,6 и т.д. Песни поются на 6 или на 8, по указанию Типикона (обычно на 6). Таким образом за период попразднства мы как бы повторяем на Литургии, на «Блаженнах», весь канон. Тропари дне по входе отменяются (поскольку Октоих отменяется), поются тропарь и кондак праздника, тропарь и кондак рядового святого. Прокимен праздника поется всегда – до отдания; в период же предпразднства (несмотря на то, что Октоих не поется) поется прокимен дне. Затем – чтения рядовые и святому, если они указаны в Типиконе. Таким же образом два причастна – сначала празднику, потому святому (если святой имеет рядовое чтение).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При этом мы считаем нужным из общей массы верующих выделить монахов, обязанных придерживаться особой строгости жизни. Для монахов дисциплина о постах остается без изменения. Для немонашествующих нужно оставить пост в таком виде, в каком он был в древней Церкви, т. е. выделить особое значение Великого поста, а также среды и пятницы в отличие от других постов, которые должны быть ослаблены. I. Великий пост Это древний, общеобязательный и самый строгий пост. Великий пост должен быть сохранен по каноническому авторитету и значению в своей традиционной продолжительности. Учитывая древнейшую практику, в субботу и в воскресенье, в течение всей Четыредесятницы, должно быть ослабление поста, согласно 64 Апостольскому правилу. «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу кроме единыя только (Великой Субботы): да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». Страстная седмица должна сопровождаться строгим постом. От Пасхи до отдания праздника не должно быть поста в среду и пятницу. Также, как и Святки, весь пасхальный период должен быть вне поста, согласно практике древней Церкви (см.: Пандекты Никона Черногорца, гл. 57). II. Рождественский (Филиппов) пост В древней Церкви он был известен как трехдневный пост перед великими праздниками Рождества Христова и Богоявления, потом, после отделения празднования Богоявления, рождественский пост был пятидневным, недельным, двухнедельным и даже сорокадневным 3 . Теперь Рождественский пост в монастырях должен быть сохранен с прежней продолжительностью. Для немонашествующих – ослабленным с исключением поста в субботу и воскресенье, но с сохранением строгого поста в дни предпразднества (от 20 декабря до 25). III. Апостольский (Петров) пост Апостольские постановления точно обозначают семидневную продолжительность этого поста. По свидетельству Вальсамона, монахи этот пост содержали с недели Всех Святых до праздника св. апостолов Петра и Павла 4 . В настоящее время монахи должны сохранить его полностью. Немонашествующие постятся в его последнюю неделю. IV. Успенский (Богородичен) пост

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме этих чудес, выражающих попечение Царицы Небесной о благосостоянии всего православного царства, обширная Россия, во многих своих городах и весях, хранит честные иконы Приснодевы, составляющие неисчерпаемый источник дивной помощи и чудесных исцелений для всех, притекающих к покрову Её с верой и усердием. Ещё в 1654 году архидиакон Антиохийской Церкви Павел Алеппский, путешествующий по России со своим патриархом Макарием, писал в путевых записках: «В этой стране нет ни одной большой церкви, где не было бы чудотворной иконы Богоматери; мы видели своими собственными глазами как святые иконы, так и чудеса, совершавшиеся от них» 74 Указывая Богородичные обители, мы на сей раз полагаем только начало списка. На Афоне посвящены Богоматери соборные храмы: в монастыре Хиландаре в честь Введения; в лавре святого Афанасия, в Ватопеде, в Филофее и в скиту Ксенофонском в честь Благовещения; в Карее, в Ивере и в скиту Ксилургу в честь Успения; в Русике в честь Покрова; в скиту Андреевском в честь чудотворной иконы Её «Утешение в скорбях и печалях». Известнейшие обители в России в честь Богоматери: лавры – Киево-Печерская; Почаевская (обе Успенские). Монастыри: Благовещенский в Новгороде; Боголюбский во Владимире; Богородичный Назарет в Нежине; Боровский в Калужской епархии; Введенский-Толгский близ Ярославля, в Нежине, Серпухове и Сольвычегорске; Богородицкий-Зачатийский или Высоцкий в Серпухове; Донской в Москве; Елецкий в Чернигове; Задонский в Воронежской епархии; Зачатиевский в Москве; Знаменский в Курской епархии; Иверский близ Валдая; Игрицкий (Песоченский), в Костромском уезде, 1624; Казанский в Казани; Казанский Нижнеломовский, Пензенской епархии; Лужецкий близ Можайска; Новодевичий в Москве; Покровский во Владимире; Покровский в Москве 1655г., в Хотькове 1309; Ризположенский в Суздале; Рождественский в Москве; Рождественский-Сямский, в Вологодской епархии, Рождественско-Думницкий и Гамальевский, в Черниговской епархии; Рождественский-Сторожевский-Звенигородский; Симонов в Москве; Страстные иконы Богоматери, в Москве; Сырков, близ Новгорода; Успенский-Тихвинский, в Новгородской епархии; Успенский-Волоколамский в Московской епархии; Успенский в г. Александрове, Владимирской епархии; Успенский Желтиков, близ Твери; Успенский Каменский, в Черниговской епархии, Новозыбковского уезда; Успенский Кирилло-Белозерский при г. Кириллове, Новгородской епархии; Успенский Свияжский, в Свияжске, Казанской епархии; Успенский Свенский, в Брянском уезде, Орловской епархии; Успенский Святогорский, в Харьковской епархии; Училищный монастырь, в Смоленске, XII в.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010