Феодора она должна была потерпеть некоторые изменения и перейти затем в дальнейшую истории типикона с такими особенностями, который получили название студийских. К числу последних т. н. ποτποσις студийской обители относит облегчение поста (освобождение от работы, от пения часов и поклонов) для праздников господских, богородичных и дней памяти главных святых, при совпадении праздников не только с постными днями недели, но и с большими годовыми постами – петровым и рождественским. «В эти дни к литургии ударяют в три часа, а по окончании её следует трапеза, которая, таким образом, приходится не по постному в 9 часов, а гораздо ранее» 372 . В эти дни, если придутся в пост апостолов, допускается разрешение на сыр и яйца, хотя вообще в пост Петровский употребление сыра, яиц и рыбы запрещается. Подобное же правило соблюдается и относительно поста рождественского. Ещё снисходительнее относится устав студийский, когда в промежутке между петровым и рождественским постом падает на среду и пятницу память святого, для которой отменяются часы и поклоны: в такие дни разрешается мирянам мясо 373 . Кроме этой особенности студийского устава о постах, проф. Мансветов отмечает ещё «чрезвычайно снисходительное и совершенно непонятное со стороны теперешней практики, правило студийского устава о полном разрешении поста в великую субботу» Правило это в ποτποσις’е редакции Майя читается так: «во святую (великую) субботу в 11 часу начинается вечерня и после отпуска едим сыр и рыбу и яйца и пьём по три (чаши)» 374 . Но редакцию Майя в данном месте проф. А.А. Дмитриевский совершенно справедливо считает неудовлетворительной, как не имеющую никакого оправдания в других исторических документах 375 . Указанные сейчас особенности студийского устава о постах, хотя и отмечены в памятнике позднейшем времени преп. Феодора Ст., однако находятся в полном соответствии со взглядом преп. игумена на значение поста для христианского аскесиса и на необходимость серьёзных забот о здоровье тела, чтобы «всё соразмерно совершалось к созиданию души» 376 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

—708— Утреня непосредственно связывается с 1-ым часом и потому полагающееся в конце утрени по Алексеевскому Уставу «чтение» переходит (за исключением утрени 1-го дня Пасхи, имеющей слово Златоуста: «аще кто благочестив» на целовании) на конец 1-го часа и становится здесь постоянной обычной (ς συνϑες μετ ναγνσεως) 2404 частью, занимая место между заключительными молитвами часа: Θες ανιος и ποστλλων τ φς 2405 . Из других часов – 3 и 9 имеют чтения, как и по Алексеевскому Уставу, только великим постом, кроме субботы и недели, а 9-ый час – также и пятницы 2406 ; шестой час имеет чтение только на первой седмице поста 2407 . Время чтения здесь – по окончании тропаря и богородичного каждого часа 2408 , причём на 6 часе чтение примыкает к паремии, заканчивающейся прокимном 2409 ; на тот же момент переносится постом и чтение на 1 часе 2410 . Характерной особенностью Евергетидского Типикона яв- —709— ляется наличность «чтения» за службой, которой вовсе не знает Алексеевский Устав, за панихидой – παννυχς, когда последняя входит в состав агрипнии γρυπνα, всенощного бдения, полагающегося под воскресные и нарочито праздничные дни и состоящего из соединения панихиды и утрени с первым часом. Главную часть последования панихиды Евергетидского Типикона составлял канон, один или два, с седальном по 3 песни и кондаком по 6-ой, предваряемый 50-м псалмом; этой основной части предшествовало обычное предначинательное: приидите поклонимся, а за ней следовали: великое славословие, трисвятое, молитва вечерняя и отпуск 2411 . В таком виде, примыкая непосредственно к вечерне (συνημμνως τ σπεριν), она отправлялась каждый день, кроме будних дней трёх четыредесятниц, т. е. постов: великого, св. апостолов и рождественского. В последние периоды времени она в сокращённом виде «канона панихиды (τν καννα τς παννυχδος)» входит в состав повечерия 2412 . Под воскресные и праздничные дни панихида образует первую часть агрипнии, – παννυχς γρυπνας 2413 , – начинаясь с трисвятого и имея после канона лишь трисвятое, ектению и отпуск; за отпуском начинается чтение 2414 , после которого бывает звон (σημανοντος το μεγλου σημντρου) 2415 и начи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

и один великий поклон. В неделю вечера (Типик., гл. 9, л. 15) и в 1-й день Рождественского поста (Типик., л. 98) вместо 16 поклонов только 3 великих. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Господи, помилуй 12. В неделю вечера и в 1-й день Рождественского поста трисвятое, Пресвятая Троице, Отче наш и Господи, помилуй 12, опускаются. Иерей: Слава тебе, Христе Боже... Лик: Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст великий. Многолетие. Исхождение в притвор. Лития о усопших. И конечный отпуст (Типик., гл. 9, л. 15). Повечерие. После трапезы, в притворе полагается повечерие, в неделю вечера (Типик., гл. 9, л. 15 на об.) и в 1-й день Рождественского поста (л. 98) малое, в прочие же дни (гл. 9, л. 15 на об. и 48 гл., после «зри» пред 15 нояб. л. 99 на об.) великое. То и другое читается так же, как в Великий пост 288 с тою только разницею, что на повечерии, как и на прочих службах, пение, бывающее во дни Великого поста, заменяется чтением. В Типиконе, л. 98 на об., об этом сказано так: «Заутра услыши глас мой, царю мой и Боже мой,– поскору без пения. Подобно же и прочие часы. В сию же 40-цу (т.е. в Рождественский пост) на часех и на повечерии не стихословим с пением, ниже тропари поем со гласом, но вся тропари и богородичны и С нами Бог скоро без пения глаголем».– Тропари великого повечерия мы указываем ниже: ч. 2, отд. 2, гл. 13 (о великопостном богослужении), а тропари малого повечерия в 1 ч., отд. 4, гл. 34. Полунощница. Полунощница отправляется повседневная (Типик., л. 98); но после Слава, и ныне, Честнейшую херувим..., Именем Господним благослови, отче, и возгласа: Боже, ущедри ны...– 16 поклонов с молитвами: Господи и Владыко... и Боже, очисти мя. (Типик., гл. 9, л. 15 на об. и 16). Полунощница отправляется в притворе, но может быть отправлена и в храме. Утреня. После начального возгласа: Благословен Бог..., не сразу читается Приидите поклонимся..., но первоначально – трисвятое, Пресвятая Троице..., Отче наш..., Яко твое есть царство..., Господи, помилуй 12, Слава, и ныне...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

А нам и не страшно! А мы не боимся ни багровых звезд, ни заумных программ! Ведь поэт Исаия сказал про настоящего Мессию: Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого (Ис 11:4). И слова его подтвердил апостол из колена Вениаминова: И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (2Сол 2:8). Кого нам бояться? Атланта? Антихриста? Да ведь это же просто раздувшийся одуванчик, вся слава которого разлетится от обычного дуновения. Пенился величием, дымился угрозами, а Христос просто выдохнул, и вместо титана какой-то жалкий антихрист — морщинистый, лысенький, в стареньких сапожках. Какой там Атлант? Просто одинокий дедунька! И нет больше страха, и нет больше смерти, и тьма рассеялась! И об этом поют нам каждую ночь звезды-цветы, кружась стройным танцем вокруг лазурного богородичного пламени мирной звезды Вифлеема. И пока над нами голубое пламя Неизвестной, нас хранящей звезды, — Будет, как и прежде, сердце греть надежда, Унося нас далеко от беды! («Мокрый вальс»)   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 января, 2022 8 января, 2022 28 ноября, 2020 5 декабря, 2020 11 декабря, 2020 27 декабря, 2023 26 декабря, 2023 25 декабря, 2023 14 января, 2023 8 января, 2022 8 января, 2022 28 ноября, 2020 5 декабря, 2020 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/czvety-i-zvezdy-rozhde...

Из описи Покровской церкви 1856 года мы имеем возможность представить не только внешний, но и внутренний вид храма, где сказано, что " каменное одноэтажное молитвенное здание имело размеры: длина - 15 сажень, ширина - 5 сажень, высота - 8 сажень, а с колокольней - 11 сажень. Площадь церковной ограды - 24x44 сажени. В теплом Покровском приделе находилось шесть окон с железными решетками, в холодном Ильинском - девять. Пол в приделах деревянный, а в паперти - каменный. В церкви имелось два паникадила: в Ильинском приделе - медное с 12 подсвечниками и стеклянными шарами, расположенными в три ряда, весом 2,5 пуда, подаренное в 1855 году купцом Григорием Чмутиным и Евграфом Войновым; и в Покровском - медно-посеребренное с 14 подсвечниками и стеклянными шарами, расположенными в два ряда. Их вес - 1 пуд. Икон: в Ильинском приделе: в алтаре - 6, в иконостасе - 30 и храмовых - 12; в Покровском: в алтаре - 4, в иконостасе - 25 и храмовых - 18 " . 26 июня 1864 года церковным старостой Ильинской церкви Алексеем Григорьевичем Глазковым направляется прошение архиепископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму II (Успенскому) с просьбой о замене деревянной ограды на каменную. Она виделась с трех сторон огражденной железными решетками, а на четвертой - с каменной кладовой в виде часовни. Как свидетельствует опись за 1895 год, каменная ограда к тому времени уже существовала. В 1884 году по благословению епископа Тобольского и Сибирского Василия (Левитова) на средства пароходовладельца Ивана Ивановича Игнатова и прихожан заложен с северной стороны храма и построен 5 июля того же года новый Покровский придел, а прежний объединен с Ильинским пробитой аркой. Освящение состоялось 5 июля 1886 года. 25 января 1893 года в Покровском приходе открывается церковно-приходская школа, в которой обучались 12 мальчиков и 3 девочки. Обучение проходило в просторном двухэтажном здании, где помимо трех больших классных комнат, вмещавших до 125 учеников, находилась и квартира священнослужителя Ивана Гавриловича Грифцева.

http://sobory.ru/article/?object=03057

Если мы и впредь будем оставаться на позиции пассивных наблюдателей, культура России капитулирует перед американским образом жизни, где человек со своими страстями и пороками стал мерой всех вещей, где культ человека превращается в языческий культ человеческого тела и панический страх перед физическим несовершенством, старением и смертью. Западная Европа уже освободила себя от «мучительной» ответственности за нравственный выбор между добром и злом, свою культуру они назвали «постхристианской», а результат каков? Общество обрело новые проблемы, а человек лишился смысла жизни. На нынешнем этапе мирового развития Россия и Европа смогут обрести утраченный смысл исторического бытия лишь на пути ретроспекции и традиционализма. И здесь наше основное внимание следует обратить на образовательную область. Во всех традиционных культурах образование неразрывно связано с воспитанием. Но в современном мире, где рынок диктует свои законы не только в экономике, но и в человеческих отношениях, образование постепенно приобретает исключительно утилитарную функцию товара, имеющего свою четко определенную денежную ценность. Следствием этого стало практическое игнорирование современной школой воспитания и формирование представления о школе, как месте получения знаний, необходимых для социализации и дальнейшего профессионального обучения. Развитие лишь интеллектуальных способностей ребенка, несомненно, является принижением достоинства человеческой личности и лишает его возможности полноценного и правильного развития. Окончательной и главной целью школьного обучения должно считаться формирование человеческой личности, способной делать осмысленный, ответственный нравственный выбор, различать добро и зло, способной к самопожертвованию. Поэтому следует четко сознавать, что воспитание имеет принципиальное значение, как для формирования каждого отдельного человека, так и для целого поколения и всего народа. В мире, равнодушном к своим культурно-историческим корням в эпоху глобализации сможет выжить и сохранить свою национальную самобытность лишь народ, укорененный в своей культуре.

http://patriarchia.ru/db/text/459850.htm...

Традиционная культура есть отбор и отграничение от всего наносного и вредоносного. В этом её здоровье. Здоровая жизнь требует усилий, преодоления трудностей, иначе — болезнь, апатия, гниль. И всякое здоровое государство непременно подвергается испытаниям и ударам, оно не должно расслабляться, удовольствоваться покоем, но ему следует быть в непрестанной бодрости. В этом залог его жизнестойкости и развития. Нормальное повседневное бытие традиционной культуры — это постоянная напряжённая битва во имя плодоносности почвы. Битва за сохранение и жизнеспособность традиционных духовных ценностей. Бог на стороне традиционной русской культуры, а вот на какой стороне мы сами? доклада «Кризис традиционной культуры» на Рождественско-Богородичных чтениях  2008 года в Обнинске. — Ред. Александр Ткаченко Какую почву нам пахать? Когда в разговоре о кризисе нашей культуры звучит слово почва, я всякий раз испытываю какое-то настороженное недоумение. Нет, против самого слова я, конечно же, ничего не имею, тем паче что и термин «культура» при всем многообразии его значений изначально относился именно к области сельского хозяйства и означал в Древнем Риме не что иное, как возделывание все той же почвы. То есть связь между двумя этими понятиями для меня очевидна и бесспорна. Но вот что подразумевается под «почвой» в сегодняшних культурологических обсуждениях, понятно бывает не всегда. Ну, в самом деле, какой смысл может стоять за таким, например, выражением: «Нужно вернуться к почве»? Или: «Без почвы нет культуры»? Конечно, ясно, что речь здесь идет отнюдь не о земле из цветочного горшка на нашем подоконнике. Но вот дальше открывается широчайший простор для интерпретаций самого разного рода, в которых очень легко запутаться и потеряться. Может быть, имеется в виду почва в значении «мать сыра земля», то есть та метафизическая субстанция, от которой, согласно языческим верованиям, брали силу былинные богатыри? Этот смысл отбрасываю сразу по понятным причинам. Далее на память приходит известный вялотекущий конфликт «почвенников» и «западников» в советской литературе. Тут тоже вряд ли получится найти внятное определение для нынешних споров о почве, поскольку за всеми этими спорами русская деревня, увы, потихоньку сошла на нет, и увидеть в ней сегодня питательную среду для русской культуры вряд ли сумеет даже самый оголтелый оптимист.

http://foma.ru/kultura-korni-krizisa-dve...

За эти дни безрадостного ноября, за время долгого и тягостного ненастья случаются и редкие мгновения, даже продолжение ряда минут, когда тебе дается душевное отдохновение. Так проглянет утром солнце в храме и будет посылать свой краткий прерывистый луч, пока ты стоишь за Божественной Литургией. Луч так неожиданен для тебя, так теплы на тебе его блики, что даже закрывши глаза, сквозь веки и кожу тела ты чувствуешь не только тепло, но и свет солнечных лучей. Опять и опять проверяешь это ощущение, и опять радость света согревает тебя сквозь закрытые веки. Кроме этого чисто душевно-телесного знака появляется и “умное”, духовное чувство, что под теплом и светом солнечных лучей, столь редких в этот сумрачный ноябрь, расширяются пространства храма, как бы раздвигаются стены, и мир вливается в него, — и уже нет границ вселенной. Но только это. Дальше не позволяй уходить своему “умному” чувству, собирай себя внутрь и внимай совершающейся Литургии. Так, среди редких подобных проблесков утра и редких потеплений души изживаешь ноябрь — серый, мокрый, печальный и темный. Уже вечером того же светлого с солнечными бликами дня просто не можешь себе представить, как быстро потемнело, и вечерняя служба Архангелов начинается уже в полном сумраке. Так дни ноября ведут к порогу Рождественского поста, — где праздник Введения во храм Пресвятыя Богородицы украшает, утешает уже первую постную седмицу. Но и опять не жди быстрого утешения, как бы тебе уготованного. Пройдешь через всю службу праздника, будешь искать выхода, ответа, а он будет уходить от тебя, ускользать. Всю службу радостного Введения во храм будешь стоять в недоумении, в понуждении себя. Вот только на полиелее, как что-то новое, коснется тебя тонкое благовоние ладана, вероятно, привезенного из южных краев, так как благоухание его необычайно. В этом тонком дуновении тонкого аромата — новизна для твоих ощущений праздника Введения, так как ни радостным стихирам, ни даже так ожидаемому пению Христос раждается сегодня не дано оживить тебя, создать что-то, что ранее не переживалось в этот день. А в твоей молитве ты всегда ищешь чего-либо нового, животворящего, так как подлинная молитва всегда приносит новое и живое чувство живого Бога.

http://pravmir.ru/krug-bogorodichnyiy/

Есть ли в жизни счастье? В детстве мне попалась на глаза открытка-фотография из тех, которыми торговали инвалиды в поездах в сороковые годы. На ней были изображены держащиеся за руки юноша и девушка, и внизу надпись: «Как хорошо любить и быть любимым!» Я, подросток, тогда подумал: «Вот это и есть настоящее счастье!» Теперь мне пятьдесят, а я и сейчас думаю так же 19 июля, 2010 В детстве мне попалась на глаза открытка-фотография из тех, которыми торговали инвалиды в поездах в сороковые годы. На ней были изображены держащиеся за руки юноша и девушка, и внизу надпись: «Как хорошо любить и быть любимым!» Я, подросток, тогда подумал: «Вот это и есть настоящее счастье!» Теперь мне пятьдесят, а я и сейчас думаю так же В редакцию пришло письмо: «Меня удивляет, что все постоянно говорят о каком-то мифическом счастье. Начинаешь думать, что ты моральный урод, живешь, а никакого особого счастья никогда не было, а начнешь приглядываться к людям — в каждой избушке свои игрушки. Мне кажется, счастливым может быть только идиот. И очень вредно воспитывать детей в ожидании счастья, потому что тогда трудно принять жизнь, в чем-то тебя обманувшую, не оправдавшую ожиданий. От этих разговоров о вечном счастье многие и впадают в депрессию, доходят до самоубийств. Это очень вредные разговоры о счастье: не испытывая особого счастья, человек ощущает себя несчастным, хотя может вести совершенно нормальную жизнь». Людмила С вопросом, есть ли в жизни счастье, мы обратились к нашим респондентам. «Можно и страдать, не мучаясь» Игумения ФЕОФИЛА (Лепешинская), настоятельница Богородично-Рождественского монастыря в селе Барятино Калужской области: — Думаю, у многих людей, совсем необязательно идиотов, бывают мгновения, когда они испытывают совершенную полноту бытия — ощущение счастья, которое, конечно, не может длиться долго, чтобы не слиться с обыденностью. Эти моменты драгоценны, они омывают душу и возвышают ее благодарностью Творцу, потому что в состоянии счастья мы точно знаем: оно не из нас, оно не заслужено, а послано свыше, как дар и обещание. А еще важнее — эти мгновения вырывают нас из повседневности, в которой мы так и норовим погрязнуть, чтобы в заботах и попечениях плоти забывать о едином на потребу. Автор письма прав: рассчитывать на счастье вредно и глупо еще и потому, что всякий представляет его по-своему, впадать же в депрессию из-за несбывшихся надежд свойственно, очевидно, тем, кто надеется сам, своими руками вылепить для себя нечто лучезарное. А верующий знает: «счастье» не из христианского лексикона; нам ближе «радость» — радость о Господе, то есть о том, что все в руках Бога Всемогущего, а значит, для нашего блага.

http://pravmir.ru/est-li-v-zhizni-schast...

Временное исполнение преподавательских обязанностей по кафедре истории философии по определению Совета Академии от 27 октября 1906 года поручено было ординарному профессору по кафедре метафизики и логики А.И. Введенскому . – Указом Святейшего Синода от 7 августа 1907 года —23— за 8969, по ходатайству Совета Академии, разрешено профессору Введенскому продолжить чтение студентам II курса лекций по истории философии и в наступившем 1907–1908 учебном году. На кафедру библейской истории Советом Академии в собрании 21 сентября 1906 года избран был преподаватель Московской духовной семинарии и приват-доцент Императорского Московского Университета по кафедре истории церкви, магистр богословия, А.И. Покровский, бывший профессорский стипендиат Академии выпуска 1897 года. – Принимая во внимание, что г. Покровский уже состоял приват-доцентом Университета и вообще был известен Совету Академии своими преподавательскими способностями, Совет освободил его от чтения пробных лекций и ходатайствовал пред Его Высокопреосвященством об утверждении г. Покровского, как имеющего соответствующую ученую степень, в должности доцента Академии по кафедре библейской истории. – Резолюцией Его Высокопреосвященства от 28 октября 1906 года означенное постановление Совета было утверждено. – Ныне доцент А. И. Покровский , согласно избранию Совета Академии, состоявшемуся 6 февраля 1907 г., Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 28 апреля того же года за 26 назначен, со дня избрания, экстраординарным профессором Академии. На кафедру гомилетики и истории проповедничества Совет Академии, в том же собрании 21 октября 1906 года, избрал кандидата Академии выпуска 1905 года, священника Богородичной г. Тамбова церкви Д. В. Рождественского . – По прочтении в собрании Совета Академии 6 февраля 1907 года установленных § 50 академического устава двух пробных лекций, священник Рождественский резолюцией Его Высокопреосвященства от 10 того же февраля и утвер- —24— жден был, согласно ходатайству Совета, исправляющим должность доцента по означенной кафедре.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010