Хотя подошли они к нам не сразу. Не решались. Но все же подошли и стали по сторонам: слева униатский священник отец Николай, а справа два филаретовских. Чтобы их не обижать неучастием в молитве, по инициативе о. Мелхиседека, мы запели колядки. Пели вместе, громко. Было очень странно петь радостные, исполненные рождественского пафоса, песни в этом темном пространстве с пронзительными прожекторами и грязно-красными высокими языками пламени от горящих покрышек на стороне митингующих. Но мы это делали для наших гостей, поскольку молиться с ними совместно не имели права. Но с ними было веселей: казалось, что нас много. Вот такой опыт майданного экуменизма случился у нас. И их не много, и нас — не похвастаешь. А вместе выглядели вполне презентабельно. Так что даже порадовались тому, что они к нам примкнули. Затем, хоть и стояли рядом, но все же разделились на группки и каждый молился внутри своих группок. Это нас тоже устраивало. Почему-то четыре с половиной часа тянулись очень долго. А тут еще холод сковывал ноги аж до боли. И все время было невероятно тревожно. Особенно тревога нарастала из-за отсутствия постоянного ритмичного стука в десятки бочек и газовых баллонов. Нет, не потому что нравился этот невероятный шум! А потому что он был привычен и без него ощущалось в воздухе нервное напряжение. Правда, крики: «Слава Украине! Героям — слава!»,» Украина! — понад усе!» раздавались часто. Но и это не радовало. Обычно так часто эти речевки произносятся для разогрева воющей стороны. Для смелости. За баррикадами зажгли покрышки. Место нашей молитвы заволок омерзительный дым — дышать вообще стало невозможно. Он покрыл нас черным зловонным сгустком и это сразу напомнило голливудские фильмы, где изображается нашествие сатанинских сил, некое входжение во вселенский мрак. Петь было нереально — почти сипели. Но молиться надо было хотя бы простым «Господи, помилуй!», молитвой великой, как ее именует Синаксарий на праздник Возздвижения Креста. С нами почти с первых минут стал рядом удивительный человек. Я так и не понял откуда он взялся ( ул. Грушевского заставляет переставать удивляться!), но он тут же по деловому перенял у о. Мелхиседека хоругвь и стал с ней. После звонка мне по телефону, где меня предупредили, что все очень серьезно и штатских (да! на войне и разговор военный!) надо немедленно отправить с нейтральной полосы, я к нему подошел и попросил уйти. Я предупредил: возможно всё! Но он упрямо стоял и не отдавал хоругвь: «У меня сегодня День рождения! Я хочу чтобы наступил мир! Я не могу уйти без вас, без этой хоругви! Подарите ее мне — у меня День рождения!» Я был обескуражен и стал объяснять, что эта хоругвь не моя и даже не братии монастыря, ее преподнесли в дар Десятинной Богородичной обители. Спросил имя: Михаил.

http://pravmir.ru/svyashhenniki-o-vtoroj...

И ныне, Богородичен: Нет у нас дерзновения из-за множества согрешений наших,/но Ты умоли от Тебя Рожденного, Богородица Дева!/Ибо силу многую имеет моление Матери ко благосклонному Владыке./Не презри мольбы грешных, Всечистая,/ибо милостив и имеет силу спасать/Тот, Кто принял за нас страдание. Затем поем стихиры, повторяя их дважды. Таже тропари сия, глас 1: Стихиры шестого часа, глас 1 Приидите, вернии, возведемся Божественне/и видим схождение Божественное свыше,/в Вифлееме к нам явленне,/и, умом очистившеся, житие принесем добродетели,/вместо мира предуготовляюще верно рождественныя входы,/от душевных сокровищ зовуще:/в Вышних слава Богу,/сущему в Троице,/Егоже ради в человецех благоволение явися, Адама избавляя первородныя клятвы, яко человеколюбец. (2) Придите, верные, Богом вдохновленные, возвысимся/и увидим ясно в Вифлееме/Божественное схождение к нам с высоты;/и, умом очистившись,/принесем в жизни добродетели вместо благоухающего мvpa,/с верою заранее готовя от душевных сокровищ/наступление рождественских торжеств, взывая:/“Слава в Вышних Богу в Троице,/чрез Которого среди людей благоволение явилось/для искупления Адама от первородного проклятия,/ибо Он – Человеколюбец. (2) Стих: Бог от юга приидет/и Святый из Горы приосененныя чащи. Стих: Бог от юга придёт,/и Святой – от горы осеняющей чащи. Авв 3:3А Глас 4: Слыши, Небо, и внуши, земле,/да подвижатся основания,/да приимут трепет преисподняя:/яко Бог же и Творец в плотское одеяся здание,/и Иже державною рукою создавый тварь,/утробы зрится здание./О, глубина богатства, и премудрости, и разума Божия!/Яко неиспытаны судьбы Его/и неизследовани путие Его. Глас 4 Слушай, небо, и внимай, земля,/да потрясутся её основания,/да охватит трепет преисподнюю:/ибо Бог и Творец вошел в образующуюся плоть,/и Создавший мощною рукою все творение/как произведение чрева созерцается./О, глубина богатства, и премудрости, и ведения Божия!/Как непостижимы суды Его/и неисследимы пути Его! Стих: Господи, услышах слух Твой и убояхся,/Господи, разумех дела Твоя и ужасохся.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Закрыть itemscope itemtype="" > Универсальное и региональное в преподавании курса «Основы православной культуры» Выступление на XIV образовательных чтений Калужской епархии 03.10.2011 613 Время на чтение 19 минут По благословению митрополита Калужского и Боровского Климента 22-24 сентября 2011 года в Калуге проходили XIV Епархиальные Богородично-Рождественские образовательные чтения «Духовно-нравственное просвещение в семье и школе: соработничество Церкви, государства и общества». Выступление А.В.Бородиной состоялось на секции «Духовно-нравственное просвещение в учреждениях образования и культуры: методический аспект» (15.00-17.00. Калужский областной театр юного зрителя; ул. Театральная, 36). Прежде чем говорить о сочетаемости и взаимодействии универсального и регионального в преподавании курса «Основы православной культуры», следует сначала уточнить, что к основам православной культуры относится. И нельзя обойти вопрос о том, а что вообще составляет основу культуры? Наиболее распространенным в науке является такой подход к исследованию культуры, когда за её основу берут тот или иной тип религии как главное интегративное начало. Это логично и обусловлено происхождением и исходным значением слова «культура» - возделывание, воспитание, образование, от исходного «культ» - почитание Бога. Почитание Бога, отношение к Творцу и взаимоотношения с духовным миром, таким образом, составляли основу всякой культуры, на этом фундаменте выстраивались творческие концепции, идеи художественного воплощения, пространственно-архитектурные и скульптурные композиции, литературные произведения, формировались формы общения с окружающими людьми и предметным миром. Сразу же сделаем оговорку по поводу атеизма. Атеизм как своеобразная вера, вера в то, что Бога нет, есть явление довольно редкое, начавшее своё оформление в мировоззренческую доктрину только в XIX веке. То есть это мировоззренческая форма не историческая, и до сих пор не получившая широкого распространения в мире. По результатам исследования профессора Роберто Чиприано, общее число приверженцев тех или иных верований на 1992 год составляло 5 млрд. 87 млн. человек от всего населения Земли, которое равнялось в тот год 5 млрд. 240 млн. чел. То есть даже в тот период, когда ещё далеко было до религиозного возрождения в России, статистика насчитывала 1,1% атеистов. Население Россия составляло около 150 млн. чел. Сегодня, конечно, число атеистов уменьшилось и вряд ли дотягивает до 1 %.

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/04/...

15. Вторник. Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Аллилуия. Начало Рождественского поста. Прп. Паисия Величковского. Прп. Гурия Шалочского. В первый день Рождественского поста, как, впрочем, и в некоторые другие его дни, Устав предполагает совершение аллилуйного постового богослужения, точно так же, как в Петров пост (см. примечание 30 мая) (Б) . По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба мчч. Гурия, Самона и Авива не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А) . А. На вечерне кафизма 6-я (которая не была прочитана на утрене понедельника). На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 8-й – 3, и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Едес веселится...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Непроходимая врата...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Приидите, мучениколюбцы вси...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Непроходимая врата...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Скорый Твой покров...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Скорый Твой покров...». Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и мучеников на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален мучеников, глас 8-й. «Слава» – ин седален мучеников, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен мучеников, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Кров Твой, Богородице Дево...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-28/

В Обнинске пройдут VIII образовательные Богородично-Рождественские чтения Москва, 6 сентября 2005 г. 22-23 сентября 2005 года в городе Обнинске пройдут очередные VIII епархиальные образовательные Богородично-Рождественские чтения, посвященные теме «Исторический опыт как средство формирования личности в современных условиях». Чтения организуются Калужской епархией при участии администрации Калужской области, министерства образования и министерства здравоохранения и социальной политики Калужской области, администрации города Обнинска, духовно-просветительского центра «Вера. Надежда. Любовь». Цель чтений – привлечь внимание всех здоровых сил общества к проблеме целенаправленного разрушения национального самосознания русского народа силами, заинтересованными в ослаблении Российского государства. Планируется дать оценку насаждаемой идеологии глобализма, экуменизма и их роли в развитии духовно – нравственного кризиса российского общества. Как одно из проявлений глобалистической идеологии планируется рассмотреть социально-психологическое понятие «толерантность». В чтениях примут участие: митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), губернатор Калужской области Артамонов А.Д., настоятель храма во имя мученицы Татианы при МГУ, зам. председателя учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, президент кинофестиваля православных фильмов «Золотой Витязь» Бурляев Н.П., и многие другие. Программа чтений: 22 сентября (четверг): 12:00 – торжественный молебен с акафистом Пресвятой Богородице в храме Рождества Христова (г. Обнинск, ул. Энгельса, 12); 13:30 – пленарное заседание («Дом ученых» г. Обнинск, пр-т Ленина, 129); 17:30 – концерт в «Доме ученых» г. Обнинск, пр-т Ленина, 129. 23 сентября (пятница): 9:30 – Преподавание предмета «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе (лицей «Держава», пр. Ленина, 194, каб. 207). 11:00 – Духовное и нравственное здоровье как основа патриотического воспитания (городской исторический музей, пр. Ленина, 128). 13:00 – Воспитание патриотизма в учреждениях дополнительного образования (ЦРТДиЮ «Эврика», ул. Ленина, 131). 14:00 – Работа с детьми, попавшими в трудную житейскую ситуацию (ДПЦ «Вера. Надежда. Любовь», ул. Любого 5А). 14:00 – Воспитание у молодежи традиционных ценностей в современных условиях через науку, культуру и спорт (кафе «Грот», ул. Ленина, 63, зал студенческого театра ОГТУАЭ (ИАТЭ)). 14:00 – Искусство и досуговая индустрия как факторы влияния на формирование мировоззрения (музыкальная школа 2, ул. Энгельса, 22). Вход свободный. Телефон для справок: +7 (08439) 6-48-99 6 сентября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14435.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Молченская - описание Икона из Молченской Софрониевой пустыни Курской губернии, недалеко от города Путивля (ныне Сумская епархия). В эти места её принесли из разоренного татарами Киева монахи, покидавшие город. Когда монахи преставились, их предали погребению в устроенной ими пещере в Чудной горе, что вблизи Молченского болота. Вскоре о подвижниках забыли, а места эти заросли лесом. 18 сентября 1405 года бортник, отыскивающий в лесу улья диких пчёл, увидел на дереве образ Богородицы, окружённый сиянием, и услышал слова: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы». Бортник поспешил в Путивль. Духовенство с множеством народа тотчас отправились на указанное место, и все увидели икону, источающую дивный свет. Многие здесь же получили исцеления от застарелых болезней. Впоследствии на этом месте был построен Молченский Богородично-Рождественский Печерский мужской монастырь. Печерским он был назван от бывших в округе многочисленных пещер. Монастырь неоднократно разоряли при нашествии татар и в Смутное время. В Смутное время игумен с братией вместе с чудотворной Молченской иконой был вынужден покинуть разорённую обитель и перебраться в Путивль, где был построен большой Молченский Печерский монастырь. Во время одного из пожаров чудотворная икона исчезла. В 1653 году основательно запущенный Богородично-Рождественский монастырь был восстановлен стараниями некоего строителя Софрония, отчего обитель получила ещё одно название – Софрониевая. В обители был установлен точный список чудотворной Молченской иконы. В годы советской власти монастырь был разрушен, а икона утрачена. В девяностые годы ХХ столетия Молченский Печерский и Молченский Богородично-Рождественский Софрониев монастыри были восстановлены. В 1997 году обитель города Путивля получила статус женского монастыря. После возобновления монастырских служб был найден и чудотворный образ. Оказалось, икону прятали, спасая от поругания, местные жители.

http://pravicon.com/info-395

Во дни же памяти какого-либо великого святого или во дни храмового праздника, совершаемых в пост Апостольский, равно в субботные и воскресные дни этого поста, разрешается и на рыбу 146 . Богородичный пост Чрез месяц после поста Апостольского бывает в Православной Церкви многодневной пост Богородичный или Спасо-Богородичный, обыкновенно называемый Успенским. Онъ установлен пред великими праздниками Преображения Господня и Успения Богоматери и продолжается две недели, – от 1 до 15 августа. Церковь приняла и хранит этот пост, руководствуя нас к духовному благодатному преображению и подражанию Божией Матери, Которая пред Своим переселением на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Божия Матерь хотя и всегда подвизалась за нас и постилась, не имея нужды в посте, как чистая и всенепорочная, однакож, предузнав о Своем преставлении, Она, превышающая и превосходящая жизнию Ангелов, явила ангельское воздержание, часто молилась, чтобы чрез Божественного Духа соединиться блаженною душою с Своим Сыном и стать нашею ходатайницею, – и тогда в особенности постилась, когда приблизилось для нее время преставления отсюда, истончавая Себя святою любовию к Сыну. Потому и мы обязаны поститься в это время и воспевать Ее, подражая Ее жизни и преклоняя Ее с предстательству о нас. Свидетельствуем истинную любовь свою к пречистой Деве Богородице святым Ей подражанием 147 . По древности праздников Преображения Господня и Успения Пресв. Богородицы, установление поста пред ними относится также к древним временам христианства. В беседе Льва Великого , произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на пост Богородичный. В этой беседе Лев Великий говорит: «церковные посты так расположены в году, что для каждого времени года предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для лета летний – в Пятидесятницу, для осени осенний – в седьмом месяце; для зимы – зимний», ныне Рождественский 148 . Сей же святитель в другой своей беседе пишет, что осенний пост есть древнего установления 149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

По свидетельству самих папистов 5 все их Богослужение вечернее и утреннее самое продолжительное едва составляет четвертую долю Богослужения Восточного. Западная Церковь не имеет круга седмичного, подобно Восточной, в которой каждый день посвящен особенному благочестивому воспоминанию, как-то понедельник – Силам бесплотным, вторник – Иоанну Предтече и т. п. Правда в служебнике Римском (Missale Romanum) каждому дню седмичному усвоена известная обедня, именно: понедельнику заупокойная или Троичная, вторнику – Ангельская, среде– обедня Св. Апостолов Петра и Павла, четвергу – обедня Св. Духа, или таинства Евхаристии, пятнице – обедня креста или страданий Господних, субботе – обедня Богородична. Но все эти обедни (missae votivae) такого рода, что служение их предоставлено благочестивому усердию священника (pro devotione sacerdotis dici possunt). Впрочем, по субботам обыкновенно отправляется служба св. Марии Девы (officium beatae Mariae Virginis), слагаемая из псалмов, молитв, антифонов, гимнов и паремий, и разделяемая на большую и малую. II. Богослужебные времена общенародные К общенародным Богослужебным временам западной Церкви можно отнести 1) недели, или воскресные дни, 2) праздники, 3) посты и 4) дни поминовения усопших. 1. Недели Годичный круг Богослужения, или годичное последование недель в Римской Церкви начинается первою неделею Рождественского поста (adventus) и оканчивается последнею неделею по Пятидесятнице. Сии недели следуют одна за другими в таком порядке: недели Рождественского поста, недели по Богоявлении, недели приготовительные к Великому посту, недели Четыредесятницы, недели по Пасхе и недели по Пятидесятнице. Все эти недели в Римской Церкви разделяются на большие и меньшие (majores et minores). К большим неделям причисляются: а) недели Рождественского поста, б) те недели, которые бывают, начиная от недели о блудном (septuagesima) до Фоминой (in albis) включительно, в) неделя Пятидесятницы и Троицы. Все прочие недели считаются меньшими. Большие недели снова подразделяются на два класса: одни из них не уступают никакому празднику и никогда не оставляются их службы, а другие уступают большим праздникам первого и второго разряда. К первому классу принадлежат: а) первая неделя Рождественского поста, б) первая неделя Четыредесятницы, в) неделя страдания Господня (наша пятая неделя Великого поста), г) неделя Вербная, д) неделя Пасхи, е) неделя Фомина, ж) неделя Пятидесятницы и з) неделя Пресвятой Троицы. Ко второму классу относятся три недели Рождественского и Великого поста, неделя о блудном, неделя мясопустная (sexagesima) и неделя сыропустная (quinquagesima). Меньшие недели уступают свое место и небольшим праздникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Молченская Существует две чудотворные иконы под названием Молченская. Одна из них находится в Софрониево-Молченской Богородично-Рождественской пещерной мужской пустыни, другая – в Молченском Рождества Богородицы женском монастыре. Оба монастыря располагаются в Путивле Кототопской епархии, Украина (бывшая Курская губерния). Какая из них является истиной Молченской иконой вопрос спорный. История же обретения иконы следующая. В начале XIV века в эти места из разорённого татарами Киева перебрались два монаха, которые поселились в пещере недалеко от болота «Молча». Монахи принесли собой образ Пресвятой Богородицы, перед которым совершали молитвы. Когда отшельники отошли ко Господу, о них постепенно забыли, а место их жительства заросло лесом. 18 сентября 1405 года бортник, искавший в лесу улья диких пчёл, увидел на дереве образ Богородицы, окружённый сиянием, и услышал слова: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы». Бортник поспешил в Путивль с вестью о необычном явлении. Духовенство и множество народа тотчас отправились на указанное место, и все увидели икону, источавшую дивный свет. Многие здесь же получили исцеления от различных болезней. Впоследствии на этом месте был построен Молченский Богородично-Рождественский мужской монастырь, называемый от бывших в округе многочисленных пещер – пещерным. 1605 году монастырь был разграблен поляками, и игумен с братией были вынуждены покинуть разорённую обитель и перебраться в городской Путивльский монастырь. Поскольку в монастырь была перенесена и чудотворная Молченская икона, то Путивльский монастырь стал также называться Молченским. Во время одного из пожаров чудотворная икона погибла, но к счастью сохранился древний список иконы, который также прославился многими чудесами. В 1653 году основательно запущенный Богородично-Рождественский монастырь был восстановлен стараниями некоего строителя Софрония, отчего обитель получила ещё одно название – Софрониева.

http://pravicon.com/info-112

Неделя 23-я по Пятидесятнице. 15. Неделя 23-я по Пятидесятнице. Глас 6-й. Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Начало Рождественского поста. Прп. Паисия Величковского. Прп. Гурия Шалочского. Служба мчч. Гурия, Самона и Авива не имеет праздничного знака, совершается вместе с воскресной службой Октоиха. Примечание. В первый день Рождественского поста, как, впрочем, и в некоторые другие его дни, Устав предполагает совершение аллилуйного постового богослужения, точно так же, как в Петров пост (см. примечание 15 июня). Однако в текущем году в первый день Рождественского поста постовое богослужение с «Аллилуия» не совершается (из-за совпадения этого дня с воскресеньем). Служба с «Аллилуиа» в 2021 году в период Рождественского поста полагается 19 и 26 ноября, 1, 2, 3, 7, 8, 11, 14, 15 , 16 и 18 декабря. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 7, и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Едес веселится...», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 3-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 6-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Множество согрешений...». На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Приидите, мучениколюбцы вси...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго…» . По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 5-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, двере Господня...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

http://patriarchia.ru/bu/2021-11-28/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010