Именно на правой стороне Донца городище Белгород, потом Салтановское, ниже его Колковское, еще ниже Гумнинье, за ним Чугуево городище, еще далее Мохначево, на устье Уды Баново или Каганово, вверх по Уде Хорошово и выше его Донец-Городок, при вершинах Мерефы огромное городище Кукулевского. Все эти древние укрепления, как и окружающие Булгар на Волге, расположены одно от другого верст на 10, на 20 и редко далее 26 . 10. Городище близ Тетюш В Казанских писцовых книгах Семена Волынского 7156 (1648) года 27 л. 343 об. после города Тетюш (ныне Казанской губ.) пишется «Государево дворцовое село Федоровское, Новый Усад тож, на реке Улеме (к северу от Тетюш верстах в 7-ми, см. на карте городищ село Федоровку). Того села полянка подле реки Машновки, да за нею полянка подле черного леса и по речке Городище и вверх до пустоши Городища Татарскова 125 десятин». И затем о самом этом городище: «того ж села пустошь Городище, что бывал городок Татарской на речке Городище» (см. оное на карте городищ). В переписных книгах Казани с городами 125 (1617) года 28 на л. 1375 в дозорных книгах поместным и порозжим землям около Тетюш 127 (1619) года между прочим пишется: «сказали старожильцы Тетюшские: Государева дворцового села Федоровского, что под Тетюшами, крестьяне владеют сенными покосы на диком поле до реки до Брусянки, а от Брусянки до Татарского старого городища, без дачи, на 15 верст и больше в длину; того ж села Федоровского Мордва владеют сенными покосы, без дачи, на диком поле по Татарскому старому городищу и за городищем будет на столько же (?), что владеют крестьяне села Федоровского». В дельной статье о городе Тетюшах 29 неизвестный автор, исторически показав, что построение Тетюш Русскими по взятии Казани для утверждения Русского там владычества надобно относить к 1565–1575 годам, замечает: «впрочем, нет никакого сомнения, что на месте, где ныне стоит город Тетюши, и в самые древнейшие времена находилось какое-нибудь поселение. Действительно, есть предание, что на месте Тетюш находился какой-то Болгарский город, и в нем, также как и в самой Болгарской столице (развалины которой лежат в 18-ти верстах от Тетюш), был выстроен высокий столп или башня, служившие телеграфами между столицею и этим городом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

Как и Федоровский городок. Ратная палата является памятником " русского стиля " , переживавшего расцвет в эпоху модерна, что было во многом связано не только с развитием исторической науки, но и с ростом интереса к искусству русского средневековья. Первоначально предполагалось расположить в Палате музей истории русских войск. Но с началом войны с Германией в 1914 году было решено создать Государеву Ратную палату и музей войны, разместив в них галерею портретов георгиевских кавалеров и трофеи, доставленные с полей сражений. В 1915 году начальник царскосельского Дворцового управления князь М.С. Путятин согласно воле Императора запросил в войсках материалы для музея. Портреты около 500 георгиевских кавалеров размерами 39х30 см писали художники по фотографиям и описаниям сослуживцев. Принимались портреты заслуживших три или четыре георгиевских креста и полный комплект георгиевских медалей. В 1916 году из Артиллерийского исторического музея в Ратную палату были переданы особо ценные трофеи идущей войны. В 1918 году здесь открылся народный музей войны 1914-1918 гг. Музей задумывался как обширное собрание не только трофеев и предметов войны, но и произведений литературы и искусства, документов и фотографий. Но в 1919 году музей был упразднен. Экспонаты Ратной палаты перешли в другие музеи и хранилища. Сегодня здания, пострадавшие в период Великой Отечественной войны, в целом восстановлены. Ныне здесь расположены реставрационные мастерские. Частое присутствие в Царском Селе царского двора в 1890-1900-х гг. повлекло за собой строительство на северо-востоке Фермерского парка большого комплекса казарм для полка казачьего конвоя и сводного пехотного полка. Комплекс казарм, как и другие сооружения в окрестностях Федоровского городка, построены неорусском стиле. Протяженное П-образное здание декорировано многочисленными шатровыми башенками. В настоящее время этот комплекс существует со значительными изменениями и утратами части зданий. Сегодня городок, разрушенный войнами и революциями, постепенно начинает приобретать прежний вид. Федоровский городок передан Русской Православной Церкви в бессрочное пользование. Постройки комплекса находятся под охраной ГИОП. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в 1994 году благословил создание на базе архитектурного комплекса " Федоровский городок " Патриаршего подворья для духовно-просветительского центра Русской Православной церкви, включающего в себя резиденцию Патриарха Московского и Всея Руси в Санкт-Петербурге; музей истории развития и деятельности Русской Православной церкви в Санкт-Петербурге и северо-западном регионе России, учебную деятельность, создание иконописных мастерских, возрождение старинных ремесел, гостиничные услуги.

http://sobory.ru/article/?object=00455

Что вы празднуете 9 мая – столько людей погибло? Что вы празднуете 9 мая – столько людей погибло? В чем смысл Дня Победы и шествия с портретами победителей – размышляет священник Димитрий Трибушный. Священник Дмитрий Трибушный Благодарю Бога за то, что принадлежу к народу, не верящему в существование смерти. Русский человек после «со святыми упокой» не растворяется в мировом ничто, не исчезает с нашего жизненного горизонта. И вопреки молитве совсем не успокаивается. Мертвые беспокоят нас во сне, мы ощущаем их поддержку с той стороны бытия. Мы не боимся прикасаться к мощам, ходим на кладбища, зная, что нас слышат. Опуская человека в землю, мы не отпускаем его. Русский человек не готов смиренно принимать свой уход как факт, свойство мира, изначально устремленного к смерти. Он творит невозможное. Противостоит последнему врагу (1 Кор. 15:26). И скромный библиотекарь всерьез готовится воскресить своих предков. Есть что-то федоровское в идее Бессмертного полка. Даже удивительно, что он появился так поздно. С самого начала событие Великой Отечественной войны было осмыслено в перспективе вечности. Вспомним вечный огонь, классических «Вечно живых» Розова и пронзительных «Сошедших с небес» Натальи Трощенко. Вся страна повторяла как пароль: Наши мертвые нас не оставят в беде. Наши павшие – как часовые. Сегодня много спорят о Георгиевской ленте, но вне всяких сомнений ее семиотика – семиотика жизнеутверждающего мученичества, пасхальной победы жизни над смертью. Нужна особая духовная оптика, чтобы узреть силу в слабости, торжество в поражении. Евангельская оптика. Но для нашего современника, уже снявшего нательный крест, подобные истины не очевидны. В мире победившей смерти не удивляешься вопросу: «Что вы празднуете 9 мая – столько людей погибло?» А еще несколько лет назад такой совопросник воспринимался как марсианин. Есть что-то федоровское в идее бессмертного полка, но сам Николай Федоров опирался в том числе и на литургическое предание Православной Церкви. И сегодня шествие с портретами героев Великой Отечественной ассоциируется с такими священнодействиями, как проскомидия и крестный ход.

http://pravmir.ru/bessmertnyie-v-etot-de...

«Преосвященнейший Владыко, Возлюбленный о Господе Брат и Сослужитель! Приношу Вашему Преосвященству глубочайшую благодарность за открытие во вверенной Вам Харьковской епархии Комитета Православного Миссионерского Общества, столь благовременное при усиливающемся развитии миссионерской деятельности в нашем отечестве и за пределами его, и покорнейше прошу Вас, Милостивый Архипастырь, не оставлять новооткрытый Комитет Вашим участием и покровительством. При сем долгом почитаю сообщить, что Общим Собранием Православного Миссионерского Общества, бывшим в Москве в минувшем Мае месяце, известие об открытии Харьковского Комитета принято было с живейшим сочувствием». Вследствие определения Св. Синода от 23 янв.–14 февр. 1876 г., члены Консисторий, как штатные, так и сверхштатные, не должны быть допускаемы ни под каким видом и предлогом к прохождению благочиннических должностей. На этом основании, Благочинный градских Харьковских Церквей, Кафедральный Ключарь Симеон Илларионов, как сверхштатный член Консистории, был уволен от благочиннической должности, и на его место должен быть избран другой. По произведенному градским духовенством выбору, представлены были мне на утверждение три кандидата: протоиереи – Николаевской церкви А. Федоровский, Димитриевской – П. Дохлевский и Воскресенской – И. Чижевский. На избирательном акте дана была мною от 23 июня следующая резолюция: «Из трех, избранных на должность градского Благочинного кандидатов, двое – Прот. А Федоровский и П. Дохлевский не могут быть утверждены в должности Благочинного на том основании, что первый из них обременен многими другими общественными должностями, а последний имеет физический недостаток слуха. Посему в должность Благочинного 1-го Харьковского Округа назначается третий из кандидатов – Протоиерей И. Чижевский». 24-го ч. получил я письмо из Вильны от Преосвящ. Макария, архиепископа Литовского. Вот что писал он мне от 19-го числа: «Не знаю, в чем провинился мой племянник, священник Харьковской Вознесенской церкви Четвериков, – он об этом не пишет, а только слезно умоляет меня походатайствовать пред Вами, чтобы его не переводили из настоящего прихода. И я покорнейше прошу, Ваше Преосвященство, если найдете возможным, наказать провинившегося как-нибудь иначе, а не перемещать его от Вознесенской церкви, вблизи которой он имеет дом».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Председатель Синодального отдела по делам молодежи встретился с руководителями епархиальных молодежных отделов 30 октября 2010 г. 13:51 В рамках общероссийского православного молодежного лагеря «Федоровский городок» 26 октября 2010 г. состоялась встреча представителей епархий с председателем Синодального отдела по делам молодежи епископом Бронницким Игнатием . Лагерь «Федоровский городок», проводимый с 2002 г. при поддержке Синодального отдела по делам молодежи, является традиционным центром общения ответственных за молодежное служение со всей страны. За этот период в работе лагеря приняли участие более 2000 молодежных лидеров из более чем 50 епархий Русской Православной Церкви. На нынешнем съезде собрались 150 делегатов из 38 епархий Русской Православной Церкви. В рамках встречи обсуждались ближайшие перспективы работы Синодального отдела по делам молодежи. «Мы будем стремиться и в дальнейшем развивать те направления, которые являлись основополагающими за годы существования Отдела, — отметил епископ Игнатий. — Прежде всего, это координация работы епархиальных молодежных отделов и организация их взаимодействия с общественными и государственными институтами, заинтересованными в духовно-нравственном воспитании молодежи; дальнейшее активное вовлечение молодежи в православное служение; развитие и поддержка информационной и просветительской деятельности в молодежной среде». Владыка подчеркнул значимость подобных дискуссионных площадок для православного молодежного актива. «Сейчас люди, ответственные за молодежную работу, особенно остро нуждаются в общем информационном пространстве, в обмене личным опытом, наработками и проектами. Не секрет, что успех миссии в молодежной среде зависит прежде всего от конкретных личностей, осуществляющих это благое делание. Талантом для успешной работы среди молодежи наделены немногие, но, собравшись вместе и обмениваясь свежими идеями и успешными начинаниями, передавая положительный опыт работы от одной епархии к другой, эти люди составляют великую силу, — отметил председатель Синодального отдела. — Объединение усилий всех регионов, координация наших действий — вот та база, без которой невозможно дальнейшее развитие». Епископ Бронницкий Игнатий выразил надежду на то, что в ближайшее время будет возобновлена традиция съездов православной молодежи всероссийского масштаба. Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1307749.ht...

По всей линии сверху вала поставлен был деревянный частокол, называемый острогом. Внешняя сторона вала была во многих местах, отделяясь от вала, окаймлена натуральными протоками. За Неревским концом протекал у самого вала ручей Гзень; он поворачивал к востоку и впадал в Волхов. За Людиным концом было Жидическое озеро или плесо. Торговая сторона была окаймлена канавою или речкою Копанью; на южной стороне за Славенским концом протекал ручей Жилотуг, сливавшийся с другим протоком, Малым Волховцем. Этот последний в значительном отдалении от вала (на 1 ½ в.) протекая из Волхова в Волхов же, окружал всю Торговую сторону и служил ей защитою. Ближе к валу, за Плотницким концом, протекала речка Витка. Сверх этих ручьев и протоков, Федоровский ручей протекал посреди Торговой стороны в Плотницком конце, а может быть в древности служил ему межой со Славенским. Ручьи Гзень, Витка, Федоровский, Копань, теперь значительные только в половодье, прежде были многоводны. Защищенная природою, Торговая сторона менее нуждалась в искусственных средствах, когда имела их, по крайней мере XIV века. В 1335 году часть Славенского конца 7 была обнесена каменною стеною от Ильи до св. Павла. В 1386 году Торговая сторона была окопана валом; быть может это была уже поправка прежнего вала. Вал, огибавший Новгород на обеих сторонах Волхова, не составлял последней границы городских построек. За валом, на значительное пространство во все стороны, простирались посады, прилегавшее к монастырям, построенным около Новгорода в большом количестве. Они считались не в Новгородской Земли, а в самом Новгороде. Определять с точностью черту этого собственно городского пространства – невозможно; но приблизительно можно предположить, что состоящим в городе считалось пространство на Торговой стороне от Николы Ливенского до Хутыня, а на Софийской от Перыня до Пидбы. На запад Мостище, а на восток Ковалево, были крайними посадами. Нельзя также с точностью определить, где и как расположены были эти посады. Окрестности Новгорода болотисты и в сильные разливы покрываются водою, исключая высоких мест, где построены монастыри, а иногда вода достигает до самых их стен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

И в это по истине критическое время местные строительные комитеты не падают духом, но предпринимают разные меры. Большую службу сослужили они народу при построении сих зданий. Особенной же благодарности за свою деятельность по постройке церквей-школ и школ заслуживают нижепомянутые лица. Председатель строительного комитета при Федоровской школе, Преосвященнейший Епископ Никанор, своею неутомимою деятельностью по руководству и наблюдению за постройкой сей школы, достиг того, что школа эта ранее многих других окончена была постройкой, имеет обширное и удобное помещение. Строитель сей школы купец Π. М. Сушенцов достоин благодарности и похвалы за свои денежные пожертвования на сию школу, так как Федоровской школе отпущено было казною денег всего 1000 рублей, но школьное здание обошлось строителю почти в 1500 рублей. Член Дюсьметевского строительного комитета И. А. Григорьев, столь ревностно относившийся к делу постройки школы в селе Дюсьметеве, неутомимо руководил сею постройкой и изыскивал различные средства к приведению школьного здания в лучший вид. Здание Дюсьметевской школы поэтому представляет из себя самый лучший образец народных школ по своему удобству, обширности и размещению жилых комнат. В этом здании удобно может быть открыта или двухклассная церковно-приходская школа, или образцовая школа для приготовления учителей школ грамоты Мамадышского уезда. Особенную энергию при построении школы в селе Караваеве, Спасского уезда, проявила местная землевладелица В. А. Демидова. Она все свое время исключительно посвящала разного рода хлопотам и руководству по сей постройке. Ей исключительно принадлежит инициатива постройки Караваевской школы. Школа в д. Верхней Ие, Лаишевского уезда, оказалась в числе школ раньше других построенных, так как местный землевладелец Η. Е. Баратынский принимал самое деятельное участие в построении сей школы, часто руководя работами и жертвуя на оную из своей экономии некоторые строительные материалы. По его инициативе возникла здесь и самая школа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

От лиц, близко стоявших к царской семье и ко двору, я знал, что Распутин в это время был в апогее своей силы. После победы над великим князем Николаем Николаевичем он стал всемогущ. Не только царица благоговела перед ним, но и царь подпадал под обаяние его «святости». Рассказывали, что, отъезжая из Царского села в Ставку, Государь всякий раз принимал благословение Распутина, причем целовал его руку. Распутин стал как бы обер-духовником царской семьи. После краткой, в течение нескольких минут, исповеди у своего духовника, на первой неделе Великого поста 1916 г., Государь более часу вел духовную беседу со «старцем» Григорием Ефимовичем. В субботу на этой неделе в Федоровском соборе причащались царь и его семья, а вместе с ними и их «собинный» друг, Григорий Ефимович. Царская семья во время литургии стояла на правом клиросе, а «друг» в алтаре. «Друг» причастился в алтаре, у престола, непосредственно после священнослужителей, а уже после него, в обычное время, у царских врат, как обыкновенные миряне, царская семья. Причастившись, Распутин сел в стоявшее в алтаре кресло и развалился в нем, а один из священников поднес ему просфору и теплоту «для запивки». Когда царская семья причащалась, Распутин продолжал сидеть в кресле, доедая просфору. Передаю этот факт со слов пресвитера собора Зимнего Дворца, прот. В. Я. Колачева, сослужившего в этот день царскому духовнику в Федоровском соборе и лично наблюдавшего описанную картину. Влияние Распутина на государственные дела становилось всё сильнее. Назначение члена Государственной Думы Алексея Николаевича Хвостова на должность министра внутренних дел совершилось таким образом (Этот факт, как и следующий разговор Распутина по телефону, передаю со слов ген. В. П. Никольского , бывшего в то время начальником штаба Корпуса жандармов и очень осведомленного на счет деяний старца, как и похождений «знаменитого» министра Хвостова). Хвостов был приглашен к Императрице Александре Федоровне. – Его величество согласен назначить вас министром внутренних дел, но вы сначала съездите к отцу Григорию, поговорите с ним, – сказала Хвостову Императрица. И Хвостов поехал к Распутину, милостью которого скоро состоялось назначение. Распутин, которому, таким образом, Хвостов был обязан своим возвышением, потом не стеснялся с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

В 1817 г. в центре территории монастыря построен двухэтажный настоятельский дом, в нижнем этаже которого находились трапезная, пекарня и казначейские кельи. Своим обликом он близко напоминает строившиеся в то время в городе купеческие особняки. В 1837 г. настоятельский дом подвергся перестройке, а в 1885 г. к нему была сделана небольшая пристройка с северной стороны. В советское время здание использовали для размещения спортивного зала школы, что привело к перестройке интерьеров. Кроме того, были заложены некоторые окна. В 1868 г. был построен корпус вдоль южной границы монастыря. В нем размещались 16 келий. Корпус хорошо сохранил первоначальную архитектуру, но в советское время со стороны Февральской улицы были пробиты окна, которых прежде не было (Студенческий городок, 6). На юго-восточном углу территории монастыря около Федоровской церкви в 1857 г. построен другой двухэтажный корпус. В его одной половине, обращенной внутрь монастыря, находились 6 келий, а в другой – служительские помещения. Здание имело высокую четырехскатную крышу. По переднему фасаду на втором этаже было примерно семь окон, ниже проходил междуэтажный пояс. На нижнем этаже было несколько небольших проемов. На протяженном боковом южном фасаде окон, находились маленькие арочные проемы. Углы здания были обработаны лопатками с филенками. По своему положению корпус эффектно оформлял юго-восточный угол территории монастыря. В советское время здание было превращено в жилой дом и до неузнаваемости перестроено. Его надстроили третьим этажом, при этом высота стен была увеличена в два раза, изменена внутренняя структура, высота перекрытий, на фасадах пробиты большие окна. Из первоначальных деталей уцелели только лопатки с филенками, повторенные и в надстроенной части (Студенческий городок, 4). Около Федоровской церкви и восточных ворот было построено небольшое одноэтажное здание для монастырской больницы. В советское здание было снесено. Все отмеченные постройки в разное время сооружались на основной, исконной, территории монастыря, обозначая ее периметр и большей частью примыкая к ограде. Важным этапом в истории обители стало расширение его территории в северном направлении – до улицы Петровской (9 Января).

http://sobory.ru/article/?object=02890

Она так­же была построена в XV в. и перестроена в XVII в. Высокая (34 м) сторожевая башня Кокуй служит ориенти­ром всей Софийской стороны. На ее месте в XV в. была возве­дена четырехугольная глухая башня, Она именовалась «раскат» и служила для установки пушек. В 90-х гг. XVII в. двухъярусную башню дополнительно увеличили в высоту еще на три яруса, а над ними соорудили два уменьшающихся в размерах восьмерика. На чертежах башня обозначена как каланча. Название же «Кокуй» исследователи производят от голландского слова «coqe» - «смотри». Это подчеркивает предназначение башни как дозорной, а также свидетельствует о ее создании в петровскую эпоху. Следующая пятиярусная По­кровская башня как фортифика­ционное сооружение наиболее совершенна. Толщина ее стен в основании составляет 3 м. Она снабжена многочисленными бойницами и машикулями и в отличие от других башен Новго­родского кремля почти полностью выступает за внешнюю ли­нию стен. Она была построена, по-видимому, в начале XVI в. на месте более древней проезжей башни. Севернее расположена пя­тиярусная Златоустовская баш­ня. Эта четырехгранная глухая пятиярусная башня много раз перестраивалась. В XVI в. она была превращена в тюрьму и по­этому называлась также Тюрем­ной и Чертовой. Проезжая Воскресенская башня напоминала Спасскую. Как и Пречистенская на противо­положной стороне детинца, она была разобрана в начале XIX в. Круглые в плане Митрополичья и Федоровская башни положены на северной стороне Новгородского кремля. Митро­поличья называлась также Круг­лой и Красной. Федоровская впервые упоминается в 1233 г. Она была проезжей до XV в. Четырехугольная Владимир­ская башня также была проез­жей. Она имела дубовые ворота и опускные решетки. Тем не ме­нее конструкция проездных ба­шен Новгородского кремля усту­пала подобным башням других русских крепостей. Она была менее удачной, рассчитанной лишь на внешнюю оборону. От­сутствие отводных стрельниц, Г-образного проезда под башня­ми, невозможность держать под обстрелом противника, проник­шего в башню - все это было сла­бым местом проездных башен Новгородского кремля.

http://sobory.ru/article/?object=17092

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010