Троицкая Кривоезерская пуст., зашт., общ., в Макарьевском y., на левом бер. Волги, против г. Юрьевца. Основана в 1613–1641 т. Здесь находится чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1709 г. благочестивым иноком этой обители Корнилием (бывшим царским иконописцем, в мире – Кириллом Улановым) и древняя чудотворная икона св. Антипы. Унженский Макарьев Троицкий , 1 кл., в г. Макарьеве, на прав. бер. р. Унжи. Основан в 1439 г. Макарием Унженским (см. 25 июля). В мон. пять каменных церквей: Троицкая, посреди мон., построенная в 1664–1670 г. игуменом св. Митрофаном Воронежским , Макарьевская, на юго-запад от Троицкой, построенная в 1670–1674 г., Благовещенская, на южной стороне, построенная в 1680 г., Никольская, над св. воротами, на восточной стороне и Успенская – на западной. Монастырь окружен каменной оградой, построенной в период 1754–1764 г. В Троицком соборе, в богатой раке, почивают св. мощи пр. Макария. Здесь же хранится чудотворная Макарьевская икона Божией Матери – список с чудотворной иконы, чудесно явившейся в 1442 г. пр. Макарию, сделанный его учениками; изображение на этой св. иконе напоминает икону Смоленскую-Одигитрию. В 1626 и 1690 г., несмотря на бывшие в обители сильные пожары, св. икона чудесно оставалась невредимой; впоследствии она прославилась многими благодатными знамениями. Празднество в честь ее совершается в мон. 17 сент. В мон. также находится древняя чтимая икона пр. Макария, которую в 1890 г. разрешено переносить ежегодно с крестным ходом в г. Унжу, где она остается с 15 июня по 1 июля. Недалеко от мон. находится колодезь, выкопанный пр. Макарием. Женские: Боголюбский , общ., в 56 в. от г. Макарьева, при с. Боголюбском. Учрежден в 1893 г. из существовавшей с 1864 г. женской общины. Богородицкий , общ., близ с. Заветлужья, Ветлужского y., в 180 в. от г. Ветлуги. Учрежден в 1909 г. из общины, основанной в 1900 г. При нем школа. Богородицкий Федоровский , общ., в 2 в. от г. Солигалича, при с. Ратькове. Учрежден в 1892 г. из существовавшей с 1874 г. женской общины. При нем приют для престарелых и немощных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Помясово, урочище. Церковь Спаса Преображения. Церковь Преображения Господня; Преображенская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Преображения , Феодоровской иконы Божией Матери Год постройки:1798. Адрес: Россия, Ярославская область, Любимский район, урочище Помясово (Помисово) Координаты: 58.092952, 40.501119 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Помясово, урочище. Церковь Спаса Преображения Помясово, урочище. Спаса Преображения церковь. Сооружена в 1798 г. помещицей Е.И. Полозовой. В 1717 г. в Помесове построена деревянная церковь Преображения Господня - стольником Яковом Ивановым сыном Полозовым. Деревянная церковь разобрана и употреблена на обжиг кирпича для церкви. В 1799 г. освящена каменная церковь. http://yarklad.ru/index.php?showtopic=295 Преображенская с. Помясова, каменная, построена в 1798 г. тщанием помещицы Елизаветы Ивановны Полозовой. Церковь приписная к Тихвинскому храму села Качаева. Престолов два: в холодной - во имя Преображения Господня и в теплой - во имя Федоровской иконы Божией Матери. Расстояние по прямой до Ярославля 59 в., до Данилова 21 в. Ближайшие церкви: Тихвинская с. Качаева в 2 в., Предтеченская с. Неверовского Любимского уезда в 5,5 в., Богородицкая с. Богородского в Ившине Любимского уезда в 6 в., и Воскресенская с. Глазова в 8,5 в. В марте 1717 г. " по Указу великаго государя и по помете на выписке казначея иеромонаха Антония Яковлева, велено новопостроенной церкви во имя Преображения Господня да в приделе Пресвятыя Богородицы Федоровския, которую по челобитью своему построил стольник Яков Иванов сын Полозов в Костромском уезде в вотчине своей в селе Помесове и тое церкви на попа с причетники дани положить по сказке человека его Ивана Моисеева с дворов с попова, с дьячкова, с просвирницына, да с приходских с 1 вотчинникова, с 6 крестьянских средних... " http://old-churches.ru/dn_217.htm Прошение Е.И. Полозовой о дозволении строительства церкви: «Великому господину преосвященнейшему Арсению Архиепископу Ростовскому и Ярославскому Любимского уезду села Спасского Помясово тож прихожанки помещицы вдовы гвардии прапорщицы Елисаветы Ивановой дочери Полозовой покорнейшее прошение.

http://sobory.ru/article/?object=39734

Святыни храма Ярославских чудотворцев сегодня: Главной святыней церкви является список середины XVIII века чудотворной Казанской иконы Божией Матери, находящийся в передней части у правого клироса. Другая величайшая святыня – рака с мощами святителя чудотворца Гурия, первого архиепископа Казанского. В 1955 году от возглавил новообразованную казанскую епархию и много потрудился для создания и утверждения в крае храмов и святых обителей. Мощи святителя Гурия до революции находились в Благовещенском кафедральном соборе, а с осени 1918 года пребывали в Казанско-Богородицком монастыре, затем в приходской церкви Параскевы Пятницы, в Петропавловском соборе, с середины 1930-х годов почивают в храме Ярославских Чудотворцов. Над ракой с мощами Гурия находится большой Нерукотворный образ Спасителя. Этот образ является копией той иконы, которая находилась на знамени Иоанна Грозного при взятии Казани осенью 1552 года. По всей видимости, икона написана тогда же в XVI веке и долгое время находилась в специальной нише над проездными воротами Спасской башни Казанского кремля. В 1862 г. была перенесена в часовню, сооруженную перед башней, а в 1905 г – в часовню построенную в псевдорусском стиле на средства П.В. Щетинина по проекту. Ф.Н. Малиновского. Эта часовня в 1927 году была разобрана, а образ нашел свое последнее пристанище в кладбищенской церкви. У левого клироса в передней части храма - чтимый образ иконы Пресвятой Богородицы «Толгская», которая по приданию находится здесь с момента его открытия. - Рядом с ракой с мощами Гурия находится икона Казанских святителей Казанских святителей Гурия, Германа и Варсонофия с частицами их святых мощей. Справа от этой иконы находится другая святыня закрытого в конце 30-х годов Федоровского женского монастыря - икона Пресвятой Богородицы «Федоровская». В задней части храма в левой стороне центральное место занимает образ преподобного Сергия Радонежского. По преданию этот образ был написан монахами иконописцами Свято-Троице-Сергиевской Лавры и дан в благословение войску Иоанна Грозного.

http://sobory.ru/article/?object=08647

Полиевкт – священник из Боровска; около 1675 года вместе с 14 последователями был сожжен в срубе за раскол. Илия – священник церкви св. Никиты в Крестецком Яме Новгородского уезда; «крыяся в пустынях» занимался проповедью староверия. Варлаам – протопоп Троицкой церкви в городе Пскове, впоследствии принявший монашество в Псково-Печерском монастыре. После начала церковных реформ ушел в Новгородскую Крестецкую пустынь; трижды арестован за проповедь старой веры и в конце концов был казнен. Даниил – протопоп соборной церкви Федоровской Богоматери в городе Костроме, был тесно связан с московскими «боголюбцами» и проводил в своем приходе их политику, чем вызвал против себя мятеж (см.: Румянцева В.С. Народное антицерковное движение... С. 87-93). В августе 1653 года за сопротивление никоновским церковным реформам был сослан в Астрахань, где и умер в земляной тюрьме. Очевидно, продолжение списка «священных лиц» составлено Нифонтом на основании «Белокринитской истории», упомянутой им ниже, с привлечением других источников. Авраамий – иеромонах, строитель Лысковского Богородицкого монастыре в Нижегородском уезде. За запрет употреблять в своем монастыре новопечатные книги был осужден на одном из заседаний Московского собора 1666-1667 гг., принес покаяние и был послан для исправления в Троице-Сергиев монастырь (см.: Материалы для истории раскола... Т. 1, С. 458; Т. 2, С. 13, 20, 117-118). По всей видимости, именно этого человека старообрядческая традиция отождествляла с неким чернецом Авраамием, основавшим в 80-х гг. XVII столетия скит на Керженце (см.: Смирнов П.С. Внутренние вопросы... С. XXXII, 130, 156), однако тот, судя по всему, в священники не рукополагался. Исидор – священник из поволжского города Козмодемьянска, переселившийся на Керженец. Согласно сообщению Ионы Курносого, был ярым защитником перекрещивания и активно этим занимался, что привело в середине 90 гг. XVII века к созыву по этому поводу специального Собора с участием Дионисия Шуйского и Софонтия, на котором перекрещивание было запрещено. Умер Исидор на Керженце (см.: Есипов Г.В. Раскольничьи дела… II. С. 186-187).

http://pravoslavie.ru/2290.html

Укрепив на вечные времена владение монастыря, посредством грамот и актов, преосв. Корнилий, в довершение благодеяний своих к обители, с царского соизволения, приписал к ней четыре монастыря: Васильевский и Гостинопольский, Ивановский и Новгородский Спасский-Нередицкий с их крестьянами, землями и угодьями; да три подворья с землею, огородами и садами в Новгороде, на Федоровском ручье, два места с хоромным строением в Кожевниках, да место со строением же в Тихвинском посаде, в Богородицкой улице 8. Наконец, преосвященным Корнилием дано было преимущество чести Зеленецким игуменам перед Ладожскими. Страшные пожары, бывшие в 1715 и 1730 гг., превращали в пепел все деревянные строения, как в монастыре, так и вне его стен. Пожар, бывший 2 июня 1746 г., уничтожил в обители решительно все и оставил буквально лишь голый кирпич и камень; даже все крыши на церквах, кельях, ограде, полы, крыльца, двери, оконные рамы, ставни и затворы везде были уничтожены, с последним скотным двором, ригой и гумном. С великим трудом в течение 5 или 6 лет, при содействии пожертвований христолюбцев, кое-как исправлены монастырские строения. В царствование императрицы Екатерины II совершенно изменилось положение монастырей относительно земельных владений и крестьян. Указом императрицы с 1762 г. изменено веками утвержденное состояние монастырей и от них отписаны были все имения. У Зеленецкого монастыря остались лишь небольшие клочки пашней и покосов вблизи стен обители, да рыбная ловля и пустоши, но и те большею частью были захвачены впоследствии разными владельцами. Монастырь, лишенный средств и пособий, не мог ни сохранить, ни отстоять ничего для своего благосостояния. Бедственное положение монастыря побудило митрополита Димитрия ходатайствовать о выдаче вспомоществования, каковое монастырь и получил в количестве 2000 руб. Архипастырская милость содействовала приведению монастыря в лучший вид. В 1771 г. преосвященный митрополит Гавриил в докладе императрице излагал, что в епархии его много людей, назначенных к содержанию в монастыре и помешавшихся; в Сергиеву пустынь отсылать их нельзя, по нахождению ее на Петергофской дороге, Ладожский же Николаевский монастырь, по ветхости, не способен к такому назначению, а потому из новгородской епархии можно было бы, по мнению преосвященного, приписать к С.-Петербургской Зеленецкий монастырь, оставленный за штатами на своем пропитании. В нем церкви, кельи и прочие службы каменные, твердые, ограда каменная, крепкая, довольной высоты. Указом 1762 г. было повелено, пока не построится вновь долгауз для содержания безумных, назначить монастырь к тому способный, то Синод определил для сего в Москве Андреевский, а в Новгородской епархии - сей Зеленецкий; епархия же Новгородская, имеющая много монастырей, не имеет нужды в этом. Согласно с докладом митрополита Гавриила, Николаевскй Староладожский монастырь был упразднен, а Зеленецкий приписан к С.-Петербургской епархии и назначен для содержания безумных.

http://sobory.ru/article/?object=02428

Адищево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старая). Покровская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 2008 и 2010. Год утраты:2017 (сгорела) Адрес: Россия, Костромская область, Островский район, с. Адищево, ул. Школьная Координаты: 57.664757, 42.148229 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Адищево Ивашевской волости стоит на реке Сендеге. В нем к 1870 году насчитывалось 65 дворов. В селе была открыта земская больница, работала писчебумажная фабрика купца Василия Семеновича Щеколдина, действовала и картонная фабрика. В центре села стояла Богородицкая церковь «зданием каменная с такою же колокольнею», построенная в 1784 году на средства московского купца Диамида (Демида) Диамидовича Мещанинова. Ограда церкви каменная с решетками: железною с лицевой стороны и деревянными с остальных сторон. Кладбище в церковной ограде. Престолов три: а) в честь Федоровской иконы Божьей Матери; б) святых апостолов Петра и Павла; в) всех святых. В приходе значилось 2 селения, в которых насчитывалось 60 дворов, в них проживало176 прихожан мужского пола и 206 женского. Приход имел 35 десятин 1350 кв. сажен земельных угодий. В наше время храм разрушен.   В 2007 г. на восточной окраине села был заложен, а в 2009 г. освящен новый храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы.  Адищево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Деревянная церковь во имя Покрова Богородицы была построена в 2007-2009 гг. учредителем Адищевской бумажной фабрики Д. Ю. Писаревым. Основной объём крестообразной формы, с бочками на прирубах. Восьмерик с шатром, увенчанным главкой. 18 ноября 2017 года огонь полностью уничтожил храм размером 12х15 метров. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=14754

В 1891 г. община была преобразована в общежительный монастырь. В 1893-1900 гг. сооружена каменная теплая церковь Федоровской Божьей Матери с двумя приделами: 1) Богоявления, 2) Архангелов и Федора Студита. Она составила единую композицию с ранее построенной колокольней. В кон. 19 — нач. 20 вв. в монастыре было возведено большое количество построек, преимущественно деревянных: двухэтажный сестринский корпус, двухэтажный дом причта, двухэтажная богадельня, гостиница, конюшня, скотный двор, несколько сараев и т.д. Каменными были одноэтажные настоятельский корпус (1902-06), трапезная для сестер, баня с прачечной, хлебопекарня. В 1902-07 гг. сооружен полукаменный корпус. В настоящее время на довольно обширной территории монастыря, отличающейся ровным рельефом, сохранилось пять построек. Центральное место занимает церковь Троицы. В нескольких десятках метров к югу стоит полукаменный корпус, а на большем расстоянии к северо-востоку — настоятельский корпус (?). На северном краю территории расположена конюшня (?), неподалеку, вероятно, за линией бывшей ограды, у дороги (ул. Северная) поставлена гостиница (?). Настоятельский корпус (?), 1902-1906 гг. Одноэтажное, кирпичное, прямоугольное в плане здание, завершенное вальмовой кровлей. Главный фасад прорезан неравномерно расставленными прямоугольными окнами и входным проемом с полукруглым окошком над ним. Окна оформлены рамочными наличниками и акцентированы гребнями с клинчатыми замками. Углы фасадов закреплены лопатками, а в верхней части стен помещен пояс зубцов. Полукаменный корпус, 1902-1907 гг. Двухэтажное здание с кирпичным оштукатуренным первым и рубленным с остатком, обшитым тесом вторым этажами. Крупный прямоугольный в плане объем завершен высокой вальмовой кровлей. Первый этаж прорезан прямоугольными окнами, в ряду которых выделяются два арочных проема на восточном фасаде по сторонам входа. Над окнами помещены сандрики-полочки. Междуэтажный карниз подчеркнут поясом зубцов. На втором этаже мерный ритм прямоугольных окон дважды нарушен сдвоенными проемами. Стены завершаются широким гладким фризом и сильно выступающим венчающим карнизом.

http://sobory.ru/article/?object=30947

в пустоши в Буборине средние земли три выти». Постриженик З. м. иером. Корнилий в 1665 г. был назначен настоятелем тихвинского Успенского монастыря, но продолжал посещать родную обитель и в 1668 г. по собственному прошению вновь возглавил З. м., в авг. 1674 г. взошел на Новгородскую кафедру. В период его управления епархией мон-рь, прежде находившийся в упадке, благоденствовал. В 80-х гг. XVII в. были построены каменные Троицкий собор, Благовещенская ц. с трапезной, колокольня, ограда с надвратной ц. во имя ап. Иоанна Богослова и 4 келейных корпуса. Митр. Корнилий на свои средства украсил храмы «благолепными иконами с венцами и окладами сребропозолоченными», снабдил «крестами, сосудами церковными, Евангелиами и кандилами, и ризницею и всеми богатыми украшениями» ( Крушельницкая. 1998. С. 116). Он увеличил число монастырских колоколов до 15, причем вес самого большого составил 200 пудов. Над погребением прп. Мартирия, к-рое после возведения Троицкого собора оказалось в его подцерковье, по благословению митр. Корнилия поставили каменную гробницу. Обветшавшая Одигитриевская ц. была разобрана, а ее престол и придел свт. Иоанна Златоуста перенесены в церковь ближайшего к З. м. староладожского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . По инициативе святителя за пределами З. м. были построены часовня и келья «для збору суммы от проезжающих», хлебные амбары, гостиный двор, риги, харчевня с хозяйственным двором, мельница с 2 поставами и толчея, скотный двор. В обители разводили павлинов, журавлей, гусей, голубей (Там же. С. 118, 164). В дер. Буборино митр. Корнилий построил деревянную ц. во имя прор. Илии (в 1734 перенесена в с. Заболотье (Усадище), в 1835 построена вновь; не сохр.) с садом, с пчельником, с конюшенным и со скотными дворами. В разной степени удаленности от мон-ря были обустроены еще 4 села, обеспечивавшие обитель всем необходимым. Для удобного сообщения к оз. Щало, где находились монастырские рыбные ловли, был проложен 12-километровый канал, на р. Полоне сооружена мельница. Попечением святителя во владение З. м. отошли 8 деревень с пашнями, покосами, лесами и рыбными ловлями, в к-рых проживало ок. 600 крестьян (Мыслино, Дуброво, Ср. Верховина, Бёзово, Безуево, Тарково, Пруди и Дубровка). К З. м. было приписано 4 мон-ря: староладожские Иоанновский (1687), Василиевский (1687) и Гостинопольский и новгородский Нередицкий в честь Преображения Господня (1695) - с деревнями и угодьями. В Вел. Новгороде митр. Корнилий учредил подворья «с хоромным строением»: на Федоровском ручье, в Кожевниках, в Тихвинском посаде на Богородицкой ул. (Там же. С. 122).

http://pravenc.ru/text/199709.html

Заботу о финансовом обеспечении школы принял на себя монастырь, ежегодно выделявший на этот счет более 600 руб. С введение единой школьной сети в уезде на содержание педагогического персонала стали поступать дополнительные средства по смете Святейшего Синода. В 1919 г. Богородицко-Игрицкий монастырь был закрыт. В том же году крестьяне деревень Песочной, Зарубина, Василева, Косина, Бакшейки, Палкина, Андрюнина, Скородумок, Злобина, Терентьева и Лысой (Федоровской) образовали религиозную общину, приняв в свое ведение монастырские храмы и церковное имущество. Хозяйственное имущество монастыря было временно оставлено в пользовании братии, состоящей из 12 манатейных монахов. По данным Н.А. Зонтикова, обитель фактически просуществовала еще 9 лет. В 1928 г. Богородицко-Игрицкий монастырь был окончательно упразднен. Последний из монастырских храмов – Никольский был закрыт в 1932 г. Чтимые монастырские святыни – чудотворная Смоленскую икону Божией Матери (и список с чудотворного образа) и Животворящий Крест со множеством частиц святых мощей были перенесены верующими в Воскресенскую церковь села Любовниково, где богослужения в XX веке не прекращались. Чудотворный образ был похищен из храма по одной из версий в конце 1950-гг., по другой (представлена на официальном сайте Костромской епархии) в 1982 г. С 2008 г. по благословению архиепископа Александра список Игрицкой Смоленской иконы пребывает в церкви святых мучеников Александра и Антонины в Селище, почитается верующими как чудотворный. Крест с мощами святых в 1991 г. был перенесен в восстановленный Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор г. Костромы. В 1930 – 40-е гг. все монастырские храмы и часовня над Святым источником были разобраны, в братском корпусе до начала 1970-х гг. размещалась школа. В настоящее время из строений Богородицко-Игрицкого монастыря сохранился только двухэтажный братский корпус в руинах и встроенный в него нижний ярус колокольни. 25 июня 2003 г., в день обретения Игрицкой иконы, под открытым небом у руин братского корпуса архиепископом Костромским и Галичским Александром была совершена первая за последние восемь десятилетий Божественная литургия.

http://sobory.ru/article/?object=23808

И это в том даже случае, если в списке 23 первых известных по синодикам настоятелей мы не допустили пропусков ни в начале, ни в средине, ни в конце. В случае же допущения пропусков, которые весьма легко могли быть, в случае допущения, что Антоний был не первым игуменом монастыри, и после него в синодике поименованы не все настоятели – его преемники, время настоятельствования как игумена Антония, так особенно предшественников его должно будет отодвинуться за 1428 год, в более глубокую древность. Таким образом, и на основании списков настоятелей Николаевского монастыря, мы с большой достоверностью можем утверждать, что в первой половине XV-ro века этот монастырь уже существовал. От 1496–1500 года по Рождеству Христову, мы имеем несомненные свидетельства о существовании этого монастыря по меньшей мере в начале последней половины XV-ro века. Переписные оброчные книги Обонежской пятины 1496 года и Вотской пятины 1499–1500 года представляют такие о нем свидетельства, которые необходимо заставляют думать, что в 1496–1500 г. «Никольский монастырь из Ладоги» был уже монастырь не новый. Напротив, некоторые черты и подробности этих свидетельств налагают на монастырь печать значительной древности. Из этих книг видно 1) что Николаевский монастырь дал название одному из концов ладожского посада, – концу Никольскому. Этот конец представляется одним из самых населенных концов посада; – равняется по населенности концу богородицкому, и значительно превосходит не только концы – спасский и семеновский, но и конец климецкий, получивший свое название от несомненно древней (1153) церкви св. Климента, к которой он примыкал. В конце Никольском находятся дворы «намесничь» и «тиун», очевидно, потому, что этот конец был более других заселенный и более других важный. Конечно монастырю нужно было время и время для того, чтобы дать свое имя концу и сделаться средоточием для конца наиболее населенного. 2) Монастырь владел в это время в самой Ладоге на посаде землей, на которой жили поземщики и платили монастырю поземельную подать – позём. 103 3) Никольскому монастырю из Ладоги принадлежали в двух пятинах – Вотской и Обонежской – земли и деревни, находившихся в нескольких лежавших по обеим сторонам Волхова, более или менее близких к Ладоге, погостах. В Вотской пятине у него находились деревни и земли в погосте Городенском Пречистенском, Ильинском, Песоцком Федоровском и Егорьевсвом Теребужском. В Обонежской пятине он владел землями и деревнями, находившимися в погостах: Михайловском и Ильинском. 104 Эти зем?? деревни и оброки с них по переписным книгам представляются отн?? не новым каким-либо достоянием Никольского монастыря, а значатся за н?? и «по старому письму», – по прежним переписям. Все это – такие черт?? такие подробности, которые показывают, что в последней половине XV-ro века «Никольский монастырь из Ладоги» был уже не новым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010