В 1575 году «на прокорм» Спасо-Преображенскому и Зилантову монастырю даны рыбные ловли: за рекой Камой степная речка Мешкала с озерами и истоками. Речка Мешкала поступала во владение Зилантова монастыря, а Красное озеро поступало Спасскому монастырю. 26 Со временем число населенных вотчин Спасо-Преображенского монастыря значительно увеличилось. В 1596 году в его владение перешли дер. Плетени и Поповка, лежавшие близ озера Кабана. В 1580 году ему даны Меньшие Дертюли на р. Носке, а чрез 10 лет к монастырским владениям присоединена дача «Подсека». В 1632 году Спасский монастырь получил деревни Биму и Каипы на р. Мёше, отказанные ему «на помин души казанцем Матвеем Брудковым, сыном Неверовым». В 1639 году около Каип у монастыря явилось новое село Егорово, в котором он построил церковь во имя св. Великомученика Георгия. Грамотой 1606 г. ему предоставлены во владение в Лаишевском у. селище Тереберьевское, пустоши Баишевская, Тетеевская и Беляковская, Новый остров и др. Права на эти владения подтверждены в 1614 и 1646 гг. 27 Мы остановились на постепенном росте владений самого богатого Спасо-Преображенского монастыря. По богатству владений с ним до некоторой степени мог ровняться Свияжский Богородицкий монастырь. В половине XVII века ему принадлежало в одном Казанском уезде шесть населенных мест, а именно: село Мамадыш с пятью деревнями (Красная Горка, Комарово, Беляева. Каменная река и Максимова). Вотчины Успенского Зилантова монастыря к этому времени тоже значительно увеличились, сравнительно с тем, что он имел в 1566–1568 гг. К деревням Бежболде (впоследствии селу Макарьевскому) и Ватутиной прибавились село Рождественское-Высокое тож, деревня Киндер и Щербаков починок. 28 Федоровский монастырь в 1646 году владел деревней Сидоровой и починком Макаровым. Богаче его был Кремлевский Троице-Сергиевский монастырь, давно упраздненный. Ему принадлежали село Пестрецы и деревни: Малый Пестрец, Уланова и Пермякова. 29 Во второй половине XVII в. все более или менее важные казанские монастыри имели свои вотчины и вотчинных крестьян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В ноябре 1937 года владыка Иоасаф был арестован у ложа умиравшей матери и, вместе с протоиереем Серафимовской церкви Николаем Троицким , монахинями разгромленного Богородицкого монастыря Евдокией (Двинских) и Степанидой (Макаровой), людьми из своего ближайшего окружения, заключен в тюрьму. Позже была арестована и приговорена к расстрелу игумения закрытого Федоровского Казанского монастыря Ангелина (Алексеева) 846 , также единомышленная с епископом Иоасафом и через которую часто осуществлялась пересылка корреспонденции митрополиту Кириллу. В НКВД священномученику предъявили обвинения в организации контрреволюционного церковного подполья, в переписке со ссыльным митрополитом Кириллом, в клеветнических измышлениях о гонениях на Церковь в СССР и клевете на Сталина и власть, симпатиях фашизму (тогда это было общим обвинением для всех арестовываемых) и врагам народа Троцкому, Тухачевскому и проч. Владыка не признал за собой никакой вины, но почел ниже архиерейского достоинства оправдываться от очевидно сфабрикованных и угрозами или пытками полученных показаний против него тех, кто ценою чужой неволи и смерти покупал собственную жизнь. Да и понимал, вероятно, владыка, что близится земной предел его скитаниям и ссылкам и что этот арест станет последним. Ни изнурительные допросы, ни угрозы следователей, ни творимые ими над православным епископом издевательства и бесчинства не сломили воли исповедника, не поколебали в нем веры во Христа, во спасительность мученичества до крови. Заседание тройки от 29 ноября 1937 года приговорило епископа Иоасафа и священника Николая Троицкого к расстрелу 847 , а инокинь Евдокию и Степаниду – к 10 годам исправительно-трудовых лагерей 848 . 2 декабря, когда Православная Церковь праздновала память преподобного Иоасафа, царевича Индийского, в Казани в 20 часов 35 минут был расстрелян священномученик Иоасаф, епископ Чистопольский. Приложения из архивных материалов Письмо епископа Иоасафа протоиерею Александру Меньшикову Дорогой о. Александр! О Вашей скорби я уже знал. Преосвященному Алексию я напишу о Вас и постараюсь его уверить в полной непричастности Вас к той интриге, которая завелась в каком-то приходе против священника после посещения этого прихода Вами. Отныне, дорогой о. Александр, выезжайте в села другой епархии только после того, как батюшки получат на то письменное разрешение Преосвященного. Беда в том, что несмотря на грозные времена, наша братия не освобождается от своего обыкновения извлекать свои выгоды из чисто церковных дел. На бывшее Ваше искушение смотрите именно как на искушение: видимо, Вы сильно досадили бесу, не сдавайте своих позиций, т. е. не падайте духом, не ослабляйте своей ревности, служите Господу Богу – ради прославления Его Святейшего имени, а все скорби, случающиеся на нашем пути, это увы обычное явление, случающееся со всяким.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По переписным и окладным книгам пятин Новгородской области, в нынешней Санкт-Петербургской епархии, в конце XV и в XVI столетии, значатся следующие церкви и приходы: 1 . В городе Ладоге церкви: Спасская, Воскресенская, Богородицкая, Семеновская и Климецкая (св. Климента), по именам которых назывались в городе Ладоге разные местности или концы: спасский конец, богородицкий, семеновский. Погосты Ладожского присуду в Водской пятине были: 1) Городенский Предтеченский; 2) Ильинский на Волхове; 3) Федоровский Песоцкий; 4) Егорьевский Теребужский; 5) Малая Лопца (село Васильево); 6) Михайловский на пороге; 7) Никольский с городища, церковь которого стояла в другой, а именно – в Обонежской пятине; 8) Васильевский на Волхове; 9) Рождественский на Сяси, в котором было две церкви: холодная – Рождества Христова и теплая – Рождества св. Иоанна Предтечи. 2 . В городе Орешек: каменная церковь Иоанна Предтечи на посаде, на Корельской стороне, и церковь  Преображения  Господня  в крепости. В Ореховском присуде были погосты: 1) Спасский Городенский, названный Спасским по церкви, которая и теперь стоит на левом берегу Невы близ Шлиссельбурга, и Городенским – по городу Орешку; 2) Ивановский Куйвошский; 3) Воздвиженский Карбосельский; 4) Никольский Толдожский (на реке Толдоге) в Чуди (село Котлы) с церковью; 5) Егорьевский Лопский (село Путилово); 6) Введенский Дудоровский (деревня Кервала); 7) Никольский Ижорский (ямская слобода Ижора); 8) Никольский Ярвосольский (село Никольское). 3 . В городе Копорье: Спасская церковь соборная и Рождественская на посаде. В писцовых книгах 1500 г. последняя церковь называется Рождественским монастырем из города  Копорья, и имела небольшие владения в Каргальском погосте (Писц. кн. изд. 1868 г. т. III, стр. 509. 532). В Копорском присуде погосты: 1) Каргальский, в котором в сельце Удосоль показана церковь св. архистратига Михаила; 2) Ильинский Замошский с церковью св. Илии Пророка в селении Бегуницах. В сем же погосте церковь Спасова Преображения была в сельце Рыкулицах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Укрепив на вечные времена владение монастыря, посредством грамот и актов, в присутственных местах, преосв. Корнилий, в довершение благодеяний своих к обители, с царского соизволения приписал к ней четыре монастыря: Васильевский и Гостинопольский, Ивановский и Новгородский Спасский-Нередицкий, с их крестьянами, землями и угодьями; да три подворья с землею, огородами и садами в Новгороде, на Федоровском ручье, два места с хоромным строением в Кожевниках, да место с строением же в Тихвинском посаде, в Богородицкой улице 245 . Наконец, преосвященным Корнилием дано было преимущество чести Зеленецким игуменам пред Ладожскими. Особою грамотою в 1687 году игуменам Зеленецким было присвоено: «где приключится в предстоянии служения, а в заседании быть первым над игумены Ладожские 246 . Так возвеличила и одарила Зеленую пустыню любовь постриженика ея, преосвященного Корнилия. «Убогая новая пустынь Зеленая», а такою она была в то время, когда инок Корнилий пришел в нее, в 1664 году, разоренная от немецких и литовских людей, благодаря заботливости святителя Корнилия, пришла в цветущее положение. Сбылись пророческие слова препод. Мартирия: «Украсилась пустыня, увеличилась она славою и честию против других славных обителей, яко невесто дражайшего жениха Христа». Но святитель Корнилий не для удобств одного лишь братства так щедро одарил и возвысил основанную Мартирием обитель. Поместные бояре и люди всякого чина заимствовались от монастыря хлебом, деньгами и проч. В голодное время, на сотни верст кругом монастыря, все были обязаны обители этим спасением: деньги, хлеб, овес, лошади, скот, лес, все, по средствам и по возможности, выдавалось от монастыря и от его сел. Одного хлеба было роздано до десяти полных анбаров. Из получивших одни не могли, другие не хотели возвратить подаянии сих и некоторые из слабых братий скорбели, боясь, что и обитель сама придет наконец в необходимое оскудение. «Как не помните вы, говорил братии преосвященный, заветов преподобного: питаться от трудов своих и подавать требующим вся потребная». И тут же он повелел, не стесняясь ни мало, снабжать каждого неимущего, чем кто нуждался. За такое милосердие верного слуги своего Бог даровал особенное плодородие землям монастырским; обильная жатва наполнила свежим зерном двенадцать анбаров вместо десяти. Семилетний неурожай не уменьшил запасов монастырских.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

http://www.brm33.ru/ По кромке холма, в ряд с соборным и княжеским храмами, стоял прежде еще один — монастырский (до 1930 г.). Мужской монастырь с белокаменным собором Рождества Богородицы заложил в 1191 г. Всеволод III. До сих пор сохранился на древнем месте монастырский ансамбль в окружении стен и башен. Архитектурная история, древняя топография, исторический пейзаж, церковная святыня, старинный монастырский быт и уклад - все объемлет Рождественский монастырь. Монашество на Руси… Иночество… Иной - ангельский - образ; иной - подвижнический - путь спасения. Молитва и пост, труд и ученость, дерзость первопроходца и даже воинский подвиг - все это русское монашество. Летописание, икона, книжное искусство, архитектурная мысль, тонкости всякого ремесла и рукоделия - и это монашество. Государственная мудрость, духовное величие, смирение и милосердие — и это тоже монашество. Для русского человека монастырь и монах были и остались образцом христианской любви и нестяжательной чистой жизни. В прежние времена Владимир был полон монастырей — Рождественский, Княгинин, Козьмин, Георгиевский, Спасо-Златовратский, Николо-Златовратский, Борисоглебский, Богородицкий, Зачатьевский, Сергиевский, а на ближних подступах - Вознесенский, Федоровский, Константино-Еленинский… К концу XIX в. оставались только первые два, прочие упразднили: одни исчезли вовсе, другие превратились в приходские церкви. Рождественский монастырь долго удерживал первенство среди русских монастырей, и только в 1561 г. уступил его Троице-Сергиеву, а в 1720 г. еще Александре-Невскому монастырю. Однако всегда оставался в ведении и под покровительством митрополитов и патриархов. С середины XVIII в. он сделался домом Владимирских архиереев. В монастыре долгое время хранилась великая реликвия — мощи св. князя Александра Невского, погребенного в соборной церкви в 1263 г. и прославленного как святой в 1380 г. Останки его в 1723 г. перевезены в Петербург. Из игуменов монастыря был епископ Симон — крупный богослов и государственный деятель, сподвижник князя Георгия в основании г. Нижнего Новгорода и строительстве белокаменного собора в Суздале в XIII в. До XVII в. Рождественский собор был единственным каменным зданием монастыря, а затем выстроились из камня святые ворота с Христо-Рождественской (Крестовой) церковью, шатровая колокольня, монашеские и архимандричьи кельи, различные службы, ограда и башни. В 1748 г. западную часть монастыря занял архиерейский дом — нарядное двухэтажное здание в древнерусских формах, под высокими кровлями-”колпаками”. Белокаменный собор постепенно ветшал, и в 1858-1868 гг. был перестроен епархиальным архитектором Н.А. Артлебеном как бы заново — разобран и сложен так, как представлялся архитектору его первоначальный вид.

http://sobory.ru/article/?object=01817

За той пустыней вотчин не имелось, только по даче к той пустыне земля 30 четв. и 15 десятин, сенных покосов 100 копен. В пустынь собиралось за продажный скот 50 коп., за капусту 40 коп., за рогожи один рубль 5 коп., за лучину 29 коп., за сено 75 коп. Хлеба приплодного 3 четверти. В Казанскую Семинарию бралось 4 четверика. В Коллегию Экономии ничего не отсылалось. XXV. Троицкий Федоровский монастырь в Казани Каменная церковь 1, деревянная 1, в них три престола. Деревянного строения – настоятельских и братских келий 2, дл. 9 шир. 3 с., хлебня дл. 4 с. шир. 2 с., погреб каменный с выходом дл. 5 с. шир. 2 с., погреб с надпогребницей деревянный дл. 2 с. ш. 2 с, конюшенный амбар с сенцами дл. 4 с. ш. 2 с., семинарский амбар дл. 7 с. ш. 3 с., деревянная монастырская ограда на 225 с., школ и гошпиталей нет. По древнему установлению должен быть игумен, а на лицо – строитель иеромонах, служащих иеромонахов 1, иеродиакон 1, рядовых монахов 3, бельцов – поп 1, отставных на пропитании и монастырских служитель не имеется. За тем монастырем вотчинных по переписным книгам 186 г. крестьянских и бобыльских дворов 15, по свидетельству Генералитета в них 114 душ; к тем вотчинам по дачам земли 137 четв. 4 чк., сенных покосов 80 десятин, мельниц 1, рыбные ловли в озерах с истоками, в Казани в ряде 3 лавки. В тот монастырь по окладным и неокладным книгам денежных и хлебных доходов в год в сборе надлежит быть: окладных: с бобылей оброчных 3 руб. неокладных: а) с лавок оброчных 18 руб., 36 к., б) с мельниц 10 руб. в) с рыбных ловель 17 руб., г) с подмонастырской земли 22 р. 29 к. всего 70 р. 55 к. Хлеба неокладного – приплодного ржи и ярового 51 четв. 4 чк. Крестьянами дров ставится 15 сажен. В Казанскую Губернскую Канцелярию и в таможенную с лавок, мельниц и рыбных ловель платится 14 руб. 55¾ коп. В Коллегию Экономии ничего не платится. XXVI. Успенский Болгарский монастырь при р. Волге в Казанск. у. от Казани в 90 верстах Каменного строения – Церкви 2 с тремя престолами; деревянного строения настоятельских и братских келий с сенями 7 дл. 7½ с., шир. 3 с., духовный приказ дл. 2 с. шир. 2 с., хлебня да поварня дл. 7½ с. шир. 3 с., житниц 2 дл. 5 с. шир. 2½ с., погреб с надпогребницей каменный, дл. 3 с., шир. 3 с., амбаров 2 дл. 5 с., шир. 2 с. За монастырем скотный двор с принадлежащим строением, школ и гошпиталей нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Федоровский в то же время показал: «я верю Евангелию и Библии » 559 . « Церковь я признаю, говорил Федоровский, на всяком месте, где собрание верующих во Христа» 560 . «Я верю, что Бог есть в трех лицах и что Он же есть Дух (показание Федоровского). Крещения и миропомазания, показывал Федоровский, не признаю, брак, священство, елеосвящение и покаяние признаю по учению Евангелия» 561 . «Детей пока не крестим, говорил Капустинский корреспонденту «Нового Времени», да и в том нет особенной нужды, даже и в том случае, если они умирают без крещения, ибо Спаситель сказал: «таковых есть царствие Божие». Не сходимся с ними (баптистами) во взгляде на крещение водою. Причащение, как таинство, не существует, но когда заблагорассудится – делается преломление хлеба и вкушается вино, но только в воспоминание тайной вечери, а не в спасение. Исповедь признается, причем каждый должен каяться в своих грехах постоянно и публично в собрании. Священников хотя пока и не имеем и заменяем их старшим в собрании, но достойных из своей среды, по избрании, за пресвитеров признаем, и они будут у нас скоро. Брак признаем согласно писаниям в том смысле, что сочетавающийся оставит отца и мать и прилепится к жене своей. Развода у нас не существует, ибо Спаситель сказал, что развод существует только по жестокосердию вашему. Исключение допускается только в том случае, когда одна из сторон отпадает и становится неверующей». «Учение наше состоит в вере во Христа, говорил Капустннский, любви, мире и безупречной жизни, даже пред лицом врагов. Никаких именин, крестин, родин, похорон и прочего не чествуем ни трапезой, ни бездельем» 562 . На преступников христиане (дымиевские штундисты) смотрят, по сообщению корреспондента, с духовной точки зрения; они жалеют их, ибо преступники творят-де по неведению. Преступник, раз он раскается, уже не преступник и может быть принят в среду христиан и считаться таким же братом, как и другие, ибо Господь кающихся не отвергает, а, напротив, сказал; «приидите ко мне все труждающиеся и обремененные».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Последний в свою очередь состоял из: а) Спасского острова, соединенного с городом – кажется – мостом (XII, 5); б) местности «за р. Федоровской», где отмечаются два конца – Егорьевский и Иломанский и в) местности «за р. Узервой, на Ореховской стороне». К городу, ради того, что он захудел (XII. 4) придан был волочек Сванский. Внутренний город, по Писцовой Книге, был совершенно пуст. В нем находились: двор Наместника, двор владычень пуст, да 28 мест пустых, принадлежавших своеземцам корельским: из этих последних два места уже отданы москвичам Дав. Путятину и Остапу Редрову (тот и другой имели дворы на посаде, на Спасском островку). Посад был значительно населенным, хотя по сравнению со старым письмом и здесь население весьма сократилось (всего в г. Кореле «по-старому» – 357 человек, а к новому убыло 118 человек). Население делится не на своеземцев и городчан, как в других городах, а на а) рядовых людей – торговых (ср. XII. 7), б) рыболовей, в) людей без промысла, г) своеземцев корельских, д) служилых людей москвичей и на е) нетяглых. И рядовые люди, и рыболовы разделяются еще на лучших и молодых. Всего в Кореле на посаде было: Рядовых людей лучших в 15 дв. 21 чел. » » молодых Рыболовей людей лучших » » молодых Без промысла людей молодых Своеземцев корельских Дворников в дворах своеземцев Служилых людей москвичей Нетяглых (попов, диак., стор., пищальн., воротн.) А всего в г. Кореле находилось в 212 дв. 272 человека, из них тяглых (пять первых видов и 6-го 6 двор. и 13 чел. 183 дв. и 234 чел. Если расположить все население по частям города, то почти одинаково населенными окажутся Спасский Остров и местность за р. Федоровской, правда, при условии, если дворы своеземцев (5 дв. 9 чел.) и попов (6 дв. 6 чел.), глухо поименованных «на посаде», с непосредственным: «а за Федоровской» – мы отнесем к Спасскому Острову. Менее населена местность за Узервой. Находилось на Спасском острову в 92 дв. 128 чел. » за р. Федоровской » за р. Узервой в 212 дв. 272 чел. Кроме того, 1 двор на Спасском Острову и 1 двор за Узервой – пусты; во дворе на Гляденце, за Федоровской ставились намесничьи люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Тогда стали подбираться к Федоровской церкви. Тут власти пошли на все иезуитские хитрости. Дело в том, что большинство церквей, действовавших в 50-е годы, были открыты в 42-47-м годах. И открывались они таким образом: местная община заключала договор с облисполкомом на использование храмового здания. В нем указывался список лиц, заключивших договор, так называемая церковная двадцатка. Она могла состоять и из двадцати пяти человек, тридцати - и каждый подписывался под этим договором. До 60-х годов эти договоры не обновлялись. А во время этой антицерковной кампании договоры достали и сказали: " Посмотрите, только двадцать человек могут получить в пользование церковное здание, а у вас из двадцати пяти человек, которые подписали этот договор в 1947 году (в данном случае речь идет о Федоровской церкви), в живых осталось пятнадцать " . Верующие недоумевали: " Простите, но вы нас не спрашивали об этом, мы об этой проблеме не знали, к тому же вы все равно не позволяли проводить нам собрания " . Им отвечали, что, тем не менее, вы утратили законное право. И вот в этой ситуации общины вели себя по-разному. Когда этот вопрос возник в Лальске, местные прихожане собрали нелегальное собрание, без разрешения местных властей, и на этом собрании избрали новую церковную " двадцатку " в количестве около сорока человек, с запасом, так сказать. И когда райисполком возмутился, что за собрание у вас прошло, православные сказали: " Если надо будет доказать законность этого собрания, то мы не остановимся ни перед чем, то есть мы будем писать в ЦК, писать в газету " Правда " , в " Известия " . Мы докажем, что у нас было на это право " . И местные власти отступили. В Кирове с Федоровской церковью поступили иначе: вызвали эти пятнадцать человек в горисполком в апреле 62-го года, и четырнадцать из них подписали заявления о выходе из общины. Что им говорили - мы не знаем. Только один человек остался в составе Федоровской общины - Константин Александрович Костров, бывший секретарь епархиального управления.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Из русских нашел одного лишь Ипполита Федоровского, да больную, с отнятыми ногами, Анну Богданову. К вечеру, впрочем, пришли еще – Дмитрий Кутузов и Никонор Щербаков, последний из д. Малое Такое... Федоровский пьян не был, но и трезв не был; Кутузов, по определению Федоровского, был в «настроении», т. е. тоже полу-пьян, полу-трезв. Щербаков – трезв; но и он, как и первые двое, в каторгу попал «из-за вина»... Сколько зла причинило, и причиняет это «вино» русскому люду, – кто изочтет! Гибнут души людей русских, гибнет здоровье, разрушаются семьи, доходит до нищеты страна... А мы все пьем и пьем с одной стороны; предлагаем и предлагаем – с другой... И кто грешнее пред Богом, пред страной, пред своею совестью: – пьющие ли, часто слабовольные, еще чаще безграмотные; или предлагающие сознательно вредоносное зелье?.. Нет! Не «попечительства» разные; не меры борьбы с пьянством, самые энергичные; не словесные убеждения, – ничто не удержит «слабую волю»... Удержит же ее одно: отсутствие абсолютное вина... Но для сего от нашего государственного бюджета не должно нисколько «пахнуть вином»... И неужели сохранить в кармане народа 700 миллионов страшнее для государственного хозяйства, чем заставить народ пропить 700 миллионов?!. Жалкий народ – эти слабовольные пьяницы!.. «Ваше преосвященство! И этот домик был мой, и этот – был мой...», – говорит мне Федоровский, из бывших дьячков... – «А теперь?» – «А... все пропил! Постройки – пропил... Денег тысчонки 4 было: пропил... Лошади были, скота много было: пропил... Как схоронил свою покойницу, – каждый день пью, кажется», – плачет, но повествует Федоровский... А мы, зная таких, будем проектировать: цену на бутылку поднять, по мелочам не продавать, на этикетках череп изображать?.. Нет, – если совершенно производство водки воспретить, перестанет пьянствовать Россия... И чем скорее, – тем лучше: ведь и Китай уже воспретил и бросает употребление опиума! Посетил я семью японских христиан: Накао Иоана и Зою... До слез были обрадованы моим приходом!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010