409. Рождество – Богородицкий , женский, 3-го класса, в местечке Иллуксте, Курляндской губ., Иллукстского у., в 264 вер. к юго-вост. от Митавы и в 4 вер. от левого берега р. Двины. Он был первоначально мужским и основан в 1816 г., а в 1880 г. преобразован в женский с припискою к нему заштатного Духова мон. в Якобштадте со всеми его угодьями. С 1881 г. здесь существует трехклассное училище с приготовительным классом. Орановский, “Курлянд. губ.”, 474; “Собр. узак. и распор. правит.”, 1881 г., 76, ст. 504; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1850 г., 90 (вместо угодий положено производить ежегодно по 210 р.); 1852 г., 87 (надел. лесом); 1880 г., 98 (преобразов. в женский); 1881 г., 70 (устройство м-ря); 1884 г., 242 (училище); “Церковн. ведом.”, 1889 г., 48, прибавл., 1478 (женское духовн. училище при м-ре). 410. Рождество – Богородицкий , женский, общежительный, Смоленской губ., Бельского у., в приходе села Комары, при сельце Федоровском, в 24 вер. от Бельска. Учрежден в 1865 г. под именем женской общины, в имении вдовы ген.-майора Гаузен; в 1881 г. община переименована в общежительный монастырь. При м-ре находится школа. “Собр. узак. и распор. правит.”, 1865 г., 16, ст. 83; 1881 г., 59, ст. 318; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1884 г., 245; “Рождество-Богор. община в Бельском у. Смол. губ.”, Смоленск, 1869 г., перепечатано из журн. “Странник” за сентябрь 1869 г. 411. Рождество – Богородицкий , женский, общежительный, Тамбовской губ., Темниковского у., в 1½ вер. от Темникова. Учрежден под именем женской общины, основанной около 1823 г. несколькими женщинами при загородной Николаевской церкви и в 1835 г. вверенной надзору епархиального начальства. После сооружения в 1854 г. каменного храма Рождества Богородицы, община в 1855 г. принята под покровительство духовного и гражданского ведомств с укреплением за нею приобретенной земли, в количестве 33 дес. В 1859 году переименована в общежительный монастырь. М-рь содержит приют со школой. “Сенат. ведом.”, 1856 г., 7; 1859 г., 73; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.”, 241, 270; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1855 г., 9 (принят. в духов. вед.); 1884 г., 245 (приют); “Прибавл. к Церковн. вед.”, 1888 г., 1, 17; Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764–1869 г.”, 131.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О замещении Тульской кафедры. ПОСТАНОВИЛИ: Епископом Тульским и Белевским назначить епископа Богородицкого, викария Тульской епархии Кирилла. СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Архангельского и Холмогорского Тихона об освобождении игумена Варнавы (Пермякова) от обязанностей наместника Артемиево-Веркольского мужского монастыря по состоянию здоровья и о назначении на эту должность иеромонаха Иосифа (Волкова). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумена Варнаву (Пермякова) от обязанностей наместника Артемиево-Веркольского мужского монастыря. 2. Утвердить иеромонаха Иосифа (Волкова) наместником Артемиево-Веркольского мужского монастыря деревни Веркола Пинежского района Архангельской области с возложением наперсного креста. СЛУШАЛИ: Рапорт архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека о назначении монахини Афанасии (Личяевой) настоятельницей Крестовоздвиженского женского монастыря в городе Севске Брянской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить настоятельницей Крестовоздвиженского женского монастыря в городе Севске Брянской области монахиню Афанасию (Личяеву) с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Рапорт архиепископа Оренбургского и Бузулукского Валентина о преобразовании прихода Всех святых в городе Бузулуке Оренбургской области в Тихвинский Бузулукский женский монастырь и о назначении настоятельницы. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование прихода Всех святых в городе Бузулуке Оренбургской области в Тихвинский Бузулукский женский монастырь. 2. Назначить настоятельницей обители монахиню Феофилакту (Левенкову) с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Уфимского и Стерлитамакского Никона о благословении на открытие Покровского мужского монастыря в селе Дедово Федоровского района (Республика Башкирия) и о назначении наместника. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Покровского мужского монастыря в селе Дедово Федоровского района (Республика Башкирия) для возрождения в нем монашеской жизни. 2. Утвердить наместником обители игумена Симеона (Кувайцева).

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

Вероятно ли, после сего, чтобы в женский монастырь был обращен самый древний мужской монастырь в городе? Вероятнее всего, что Успенский женский монастырь явился не на месте древнейшего ладожского мужского монастыря, а с самого основания своего был обителью женской: был основан не позже, а, вероятно, раньше XV-ro века, для удовлетворения благочестивому стремлению женщин к подвижничеству. От конца XV-ro и от XVI-ro века до нашего времени сохранились сведения о том, что Успенский монастырь, или по тогдашнему названию «Пречистые монастырь из Ладоги», «Богородицкий монастырь из Ладоги», в XV и XVI веках был монастырем, достаточно обеспеченным и владел землями и деревнями в двух пятинах – Вотской и Обонежской. В Вотской пятине у него находились деревни в погостах: Пречистенском Городенском, Федоровском Песоцком и Егорьевском Теребужском. 154 В Обонежской пятине монастырь владел землями в погостах: Климетцком на Волхове и Рождественском на Сяси. 155 Сверх того в Вотской же пятине, в самой Ладоге у него было земли под огородами четверть десятины и тридцать четыре с половиной сажени под 12-ю амбарами или лавками, в которых, в два монастырских праздника – Успение и Рождество Пресвятой Богородицы, торговали новгородские посадские люди. 156 В начале XVII столетия (в 1611 г.), когда шведские войска, под предводительством Понтуса Делагарди, опустошили многие города и селения Новгородской области, Ладожский Успенский монастырь испытал одинаковую участь с другими северо-русскими монастырями: Валаамским, Коневским и Ладожскими – Васильевским и Николаевским: монастырь был разорен, сестры рассеялись, хозяйство монастырское пришло в совершенное расстройство. Но, по милости Божией, св. обитель недолго оставалась в запустении, после разрушительных действий шведов в Ладоге. Старица Успенского монастыря Акилина, собравши около себя несколько рассеявшихся сестер Успенского монастыря, вскоре после разорения монастыря начала воссозидать его. По возвращении Ладоги Швецией России, она просила царя Михаила Феодоровича о возобновлении обители, и челобитие её имело полный успех. «По челобитной Успенского монастыря строителя-старицы Акилины с сестрами», говорилось в царской грамоте 7129 года, «Его царское величество, поскольку де по разорению шведами великого Новагорода и с прочими, к нему принадлежащими городами, разорена и сия обитель, а в прошлом де 7125 (1617 г.) Новагород с пригороды от шведов обратно отданы, приказал, по просьбе означенной старицы, монастырь возобновить, сестер собрать, прежние вотчины и угодья отдать для содержания монахинь». 157

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Так я мог бы указать на Пюхтицкий Успенский жен- —711— ский монастырь 1342 . Он находится в Эстляндской губ., Везенбергском уезде, верстах в 25 от станций Иевве Балтийской ж. д., в двух верстах от деревушки Пюхтица, на Богородицкой горе; существует с 15 августа 1891 года. При монастыре находятся: Пюхтицкое двухклассное приходское училище с интернатом; Овсовская вспомогательная школа; бесплатная народная библиотека; приют, в котором за отчетный год 1 августа 1903 г. – августа 1904 года находилось 18 девочек в возрасте от 7 до 15 лет; больница и лазарет. Близкое участие в благотворительных учреждениях монастыря принимает княгиня Е.Д. Шаховская, супруга бывшего эстляндского губернатора кн. C. В. Шаховского, погребенного в монастыре... Я мог бы назвать далее Переславский Федоровский монастырь 1343 , существующий с XVI столетия, а как женский с 1667 года; находится верстах в 4 от Переславля, на берегу озера. Благотворительно-трудовая деятельность монастыря особенно развилась при ныне управляющей монастырем игумении Евгении (с 1875 года). При монастыре (и его трех пустынках) находятся 4 церковно-приходские школы и воспитывается несколько маленьких бесприютных сирот девочек. Монастырь славится рукоделиями. Монастырские сестры – а их до 400 – ткут полотна, выделывают половики и ковры, шьют гладью и золотом, вышивают хоругви и иконы, делают всевозможные цветы и модели, шьют ризы, белье и обувь, делают мыло, вырабатывают кирпичи и горшки разных фасонов, сами составляют краски, красят и белят, книги переплетают; не желающие заниматься рукоделием сестры исполняют для монастыря земледельческие работы. Монастырь поражает посетителя работоспособностью и неутомимостью сестер. Я мог бы назвать Печенгский монастырь Архангельской —712— губернии, на Мурманском берегу. Это монастырь в высшей степени примечательный. Не знаю, существуют ли о нем печатные сведения. Основанный в тяжелых климатических условиях, монастырь, под руководством энергичного архимандрита, развернул довольно широкую культурную деятельность, приходя с этой стороны на помощь местному населению. Монастырь, например, видя безысходную нужду какого-нибудь жалкого лопаря, дает ему корову, которая и остается у него до того времени, пока она с голоду и холоду не сделается бесполезною, тогда монастырь отбирает ее, снова выхаживает...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6. – Починок Щербаков, в нем десять крестьянских дворов, а в них жило 30 челов. (л. 97 об.–98). V. Свияжский Богородицкий монастырь. 1. – Село Мамадыш, – в нем двор монастырский, на котором жил дворник Митька Алексеев, двор попа Федосея Степанова с двумя сыновьями, у него же сосед Евфимка Архипов с двумя сыновьями; двор пономаря Сергуньки Онисимова со внуком, в том же селе крестьянских 80 дворов, бобыльских 47 дворов, всего 139 дворов, в них 545 человек (лл. 98–103). 2. – Деревня Красная Горка, в ней крестьянских 45 дворов, в них жило 163 чел. (л.л. 103–104 об.). 3. – Дер. Комарова, что был починок Комаров, – в ней крестьянских 10 дворов, в них жило 39 человек (л.л. 104 об.–105). 4. – Дер. Беляева, что был починок Беляев, – в ней 11 дворов крестьянских, в которых жили 31 человек (л. 105). 5. – Деревня Каменная Река, в ней крестьянских дворов девять, в них 34 чел. (л.л. 105 об.–106). 6. – Дер. Максимова, что был Максимов Починок, в ней крестьянских 14 дворов, в них жило 60 человек (л. 106). 7. – В селе Мамадыше мельница Большое Колесо на речке Вошме, около той мельницы двор мельничный, а в нем жил старец Дорофей, да засыпка Илюшка Григорьев (л.л. 106–107). VI. Федоровский монастырь, что на старом казанском городище. 1. – За ним по Арской дороге дер. Сидорова, что была пустошь Сидоровская, в ней монастырский двор, на котором жили старцы Павел, да Стефан; крестьянских 16 дворов, в них жило 60 человек (л. 107). 2. – По Алацкой дороге починок Макаров, в нем мельничный монастырский двор, в нем жили старец Иуда, да бобыль Якунька Семенов; крестьянских 12 дворов, всего 13 дворов, а в них жило 50 человек; один двор пустой крестьянина, бежавшего в 154 году вместе с детьми (л.л. 107–108 об.). VII. Вятского Успенского монастыря вотчины. 1. – Село Рождественское – Полянки тож, в нем монастырский двор, где жили старцы Прокофий, да детеныш Филька Григорьев и повар Ивашко Иванов, двор попа Петра Федорова с пятью сыновьями: Тимошкой, Абакумком, Сенькой, Логинком и Ивашком; двор просвирни Лукерьицы Савельевой с 5 сыновьями, у старшего сына четыре своих сына. Если прибавить к этому малолетних и женский пол, то семья просвирницы будет очень почтенной; монастырский конюший двор, а на нем жил пономарь Гришка Алексеев, да дворник Трофимко Филипов с сыном; крестьянских 61 двор, бобыльских 29 дворов; всего 94 двора, в них 343 человека (л.л. 108–111 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

10) Острецово – ст. Димитриевское Домнино – ст. Иваново Татарское, прип. к Домн. Щеблово – ст. Димитриевское Ченцово 5-й округ Благочинный, священник села Гатниц Сергий Успенский. Духовный следователь, священник села Лаптева Василий Крутицкий. 1) Бехово – г. Таруса Велеговши Вепри (Успенское) – ст. Серпухов 5) Кошкино-Страхово – ст.Тарусская Никольское-Лысцево – ст. Серпухов Ново-Яколевское – г. Таруса Ново-Яколевское – ст.Тарусская Подмоклое – ст. Серпухов Покровское – ст.Тарусская 10) Русятино – Димитриевское Савинское – ст.Тарусская Тулеино, прип. к Савин Скнига–г. Серпухов. – ст. Серпухов – ст.Тарусская 15) Хрипково Яколевское Старое Богородицкий уезд 1-й округ Благочинный, свящ. с. Богородицкого Николай Постников. Духовный следователь, священник села Товаркова Андрей Глаголев. Гор. 1) Соборная Троицкая – г. Богородицк Покровская Успенская Кладбищенская Сергиевская при сел.-хоз. учил 5) Богородицкая – г. Богородицк Пятницкое-Балахна Спасское-Хомяково Товарково – ст. Товарково С.-В. ж. д. – ст. Оболенское Бельково Грецово-Смоленское Дедилово ц.:Михаило-Архангельск 5) Параскеевская Спасо-Преображенская Тихоновская Знаменское-Крюково (Пятницкое) Иворовка 10) Ильинское-Маклец – ст. Узловая С.В. ж.д Карники – г. Венев Куракино-Румянино – ст. Оболенское Новоселебное Петропаловское-Хрущовка 15) Савинское-Высотское – ст. Узловая С.-В. ж. д. Сергиевское на Шат – ст. Оболенское Стубленки Шаховское 3-й округ. Благочинный, священник с. Ламовки Алексей Соколов. Духовный следователь, священник села Супонева Иоанн Соколов . 1) Ильинка – ст. Узловая С.-В. ж. д. Иовлево – г. Богородицк Кузнецово Кузовка 5) Ламовка Новопокровское (Красный Осетрик) Орловка – ст. Оболенское Супонево-Троицкое – ст. Узловая С.-В. ж. д. Успенское-Кобылинка – г. Богородицк – ст. Узловая Черняевка – г. Богородицк 4-й округ Благочинный, священник села Коломинского Митрофан Феологов. Духовный следователь, священник с. Любимовки Василий Авдуловский. 1) Зиновьево-Ивановские Кресты – ст. Михайловское Колменское

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Но мудрый владыка не ошибся в своем выборе. Уже 3 сентября 1990 года у стен вновь обретшей законного хозяина церкви состоялось первое богослужение, на котором присутствовало более двухсот человек. Отец Стефан отслужил на подмостках храма водосвятный благодарственый молебен с акафистом Казанской иконе Божией Матери и пообещал прихожанам уже через два месяца открыть разрушенный храм. По Божьему промыслу, храм восстанавливался всем миром, и 4 ноября того же года здесь состоялся престольный праздник. На Божественной Литургии присутствовал потомок знаменитого графского рода, ведущего начало от Екатерины II, Николай Николаевич Бобринский, который привез и подарил храму семейную реликвию – икону Иоанна Предтечи. Многие люди пожертвовали в храм иконы из своих домов, а иконостас с резными колоннами, левый и правый приделы, а также купол расписаны рукой старейшего местного художника Константина Кистенева. В 1995 году храм был полностью восстановлен, и по сей день в нем регулярно совершаются богослужения.  Свято-Казанский храм стоит в самом сердце Богородицка, в прекрасном старинном парке. Колокольня храма - в прошлом въездная башня имения графа Алексея Григорьевича Бобринского, незаконнорожденного сына императрицы Екатерины II. Всё здесь - буквально пропитано историей. Вообще, Богородицк - из тех городов, что изначально были призваны защищать границы Московского государства от врагов. Достаточно вспомнить, что не так уж далеко от нынешнего города в 1380 году состоялось Куликовское сражение. Из документов следует, что долгое время Богородицк являлся как военным, так и экономическим центром. В 1764 году он вдруг стал селом, а через два года вместе с землями села Бобрики стал собственной царской волостью. Двумя годами позже Екатерина II назвала Богородицк слободой, а ещё через десять лет вернула ему городской статус. В 1771 году на высоком левом берегу речки Упёрты началось грандиозное строительство дворца графа Алексея Бобринского. Дворец окружили парком - одним из самых первых в России, если не принимать в расчёт парки Петербурга.

http://sobory.ru/article/?object=00875

По окладным книгам рязанской кафедральной казны, писанным при м. Иосифе, в составе епархии значатся следующие десятины: 1) Иеревитская – в ней города: Михайлов, Печерники, Епифань, Богородицк, Гремячий и Зарайск; 2) Каменская – г. Пронск с уездом; 3) Старо-Рязанская – гг. Старая Рязань и Сапожок; 4) Ряжская – гг. Ряжск и Скопин; 5) Елатомская – г. Елатьма; 6) Шацкая – г. Шацк; 7) Кадомская – г. Кадом; 8) Козловская – г. Козлов, вероятно, с пригородами; 9) Тамбовская – г. Тамбов. Сверх того, некоторые города в окладных книгах значатся без распределения на десятины. Но они, подобно десятинам, составляли отдельные части епархии; 10) Муром с уездом; 11) Касимов с уездом; 12) Воронеж, Усмань, Романов, Елец, Лебедянь и Донков 506 . Епифань и Гремячий вторично поступили в Рязанскую епархию из Коломенской после собора 1674 года вместо Каширского уезда, отошедшего к Коломне 507 . В этом последнем была, так называемая, Тешиловская десятина. В 1664 г. поповский староста доносил рязанскому преосвященному Илариону, что в Тешиловской десятине Каширского уезда во многих приходах учинились скорби: ежедневно умирало в иных приходах по три, в других по 5–6 человек 508 . Богородицк, выстроенный край епифановских полей (1663 г.), – новый город; из-за него вышли неприятности у коломенского владыки с рязанским. В 1674 г. патриарх решил дело в пользу рязанского 509 . О Коломенской епархии, выделенной из Рязанской и неприятной соседке сначала рязанских архиереев, потом патриархов, сказано много попутно. Она учреждена в половине XIV в., около 1350 г. На погребении митр. Феогноста в 1353 году, вместе с Алексием владимирским и Афанасием волынским, присутствовал коломенский епископ Афанасий. При этом печальном торжестве впервые у летописцев упоминается коломенский епископ 514 . Несомненно, что коломенская кафедра явилась в последние годы жизни дряхлого старца м. Феогноста и при жизни вел. кн. Симеона Ивановича, скончавшегося вслед за митрополитом 515 . Старец митрополит, не будучи в состоянии единолично управлять русской митрополией, наместником во Владимир назначил своего преемника епископа Алексия, а по близости к Москве поставил себе помощника в лице епископа с кафедрой в Коломне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Богородицк. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Возникновение соборного Троицкого прихода относится к 1821 г., хотя Троицкая церковь без значения соборной существовала со своим приходом в прошлом еще столетии. Но вследствие своей ветхости она была в 1768 г. упразднена, и прихожане ее были при­соединены к Казанской церкви, что в селе Богородицком в 1/4 в. от города, считавшейся тогда Соборною цер­ковью, так как это село считалось в то время городом. Но село Богородицкое не удержало за собою значения го­рода. (...) Соборный же храм Казанский с. Богородицкого обращался в приходскую церковь. П.И. Малицкий. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895. В книге П.И. Малицкого «Приходы и церкви Тульской епархии» сообщается, что, по преданию, в селе Богородицком стояла деревянная церковь во имя святого пророка Илии, уничтоженная затем пожаром. В 1774 году по велению особ царского двора был заложен каменный храм во имя иконы Казанской Божией Матери. Он строился по проекту И.Е. Старова, тогда еще молодого выпускника Российской академии художеств, впоследствии известного архитектора, прославленного созданием Таврического дворца и Троицкого собора Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Расположенный в старинном парке, неподалеку от дворца графов Бобринских, Свято-Казанский храм при всей своей внешней простоте и сдержанности представляет собой необычайной красоты сооружение как один из замечательных образцов раннего классицизма с элементами позднего барокко. Иконописные работы выполнял здесь талантливый московский художник И.Т. Некрасов, а изображение Спаса Нерукотворного являлось делом искусных рук самого управляющего имением А.Т. Болотова. Главный престол был освящен в 1783 году в честь Казанской иконы Божией Матери, а придельные алтари и того ранее, в 1778 году: правый — во имя святых апостолов Петра и Павла, левый — во имя святителя Николая Чудотворца. В течение почти сорока лет Свято-Казанский храм являлся соборным, объединив церковную жизнь села и города Богородицка. Сюда приходили на богослужения крестьяне из окрестных деревень: Болотовки, Вязовки, Юлинки…Около храма проводилась знаменитая на всю округу Казанская ярмарка. Всего в приходе числилось 3257 прихожан, а в праздничные дни под сводами храма собиралось до двух тысяч человек одновременно.

http://sobory.ru/article/?object=00875

Богородицк. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Построен в 1831 г. Богородицкими купцами. Александром Кобяковьм, Иваном Долговым, Афанасием Тихоновым, Димитрием Саниным, Иваном Гайдуковым, Иваном Селищевым. В 1837 г. в колокольне пристроен храм в честь Вмч. Георгия Победоносца. Рядом с храмом находится кладбище, которое действует и поныне. Храм просуществовал до праздника Вознесения Господня 1939 г., когда и был закрыт. 2-3 года пустовал, потом с нем располагался склад " Заготзерно " , хранился фураж. Храм повторно открылся 7 мая 1945 г. и представлял тяжелое зрелище: голые стены без окон, без рам. А уже в 1946 г., под праздник Сретения Господня (1/14.02), была первая служба - Всенощное бдение, которую совершил первый настоятель о. Феодор Чекмагин в сослужении о. Григория Ивановского и диакона о. Косьмы. В настоящее время здание храма восстановлено, ухожено, расписано и обнесено кирпичной оградой. В Георгиевском приделе - крещальня. 5/18 марта 1998 года указом Митрополита Серапиона храм переименован в Кафедральный Собор. Рядом с алтарной частью Собора (2001-2002г.) построена заупокойная часовня, где служатся панихиды, иногда происходит отпевание покойников. Чтимые святыни: а) икона Успения Божией Матери с частицей Гробницы Богоматери, б) местночтимая икона Божией Матери " Скоропослушница " , в) местночтимая икона Божией Матери " Казанская " , г) икона Божией Матери " О Тебе радуется " с частицей мощей Блаженного Иоанна, Тульского. д) икона с частицей мощей прав. Петра Великодворского (Владимирского чудотворца Духовное окормление). Успенская кладбищенская (безприходная). Кладбищенский каменный храм во имя Успения Божией Матери, построен в 1831 г. вместо бывшего деревянного храма, уничтоженного пожаром. Храм выстроен на средства богородицких граждан, при особом участии, в качестве храмостроителя, купца Селичева. На такие же средства в 1837 г. в колокольне устроен теплый придельный храм во имя вмчк. Георгия Победоносца. В 1885 г. храм значительно был распространен пристройкою в 13 аршин к западной его стороне, и иконостас его был обновлен. Причт состоит из священника и псаломщика. Для причта имеются церковные дома.

http://sobory.ru/article/?object=00874

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010