149 В Неделю о самаряныне в митрополии Трикалы совершается крестный ход, посвященный Небесному покровителю города – святому Виссариону. У греков сохраняется традиция почитания святых покровителей городов и сел. В день праздника святого покровителя, как и на всякий престольный праздник, совершается торжественное шествие по городу с духовым орке­стром, с иконами, хоругвями, с пением молебных песнопений, ектений, во­досвятием приходских окрестностей (прим. ред.). 151 В Греции сохраняется традиция совершения обручения за некоторое вре­мя до Таинства венчания. В Требнике эти два последования – обручения и венчания осмысляются как самостоятельные (прим. ред.). 155 Καννες γων ’Αποστλων 39; Πηδλιον, θναι 1970, с. 43; Ιγνατου Αντιχειας, Σμυρναοις 9, 1, с. 281, стих. 29– 30. 157 Βος αγου ερομοναχο Παγκρατου, επισκπου Ταυρομενας, Ματθαου Λαγγ, Μ.Συναξαριστς, т. 7, θναι 1990, с. 157–158. 158 Средневековый комплекс монастырей, выстроенных на вершинах отвесных скал, в Фессалии, неподалеку от Трикалы (прим. ред.). 159 Молитва Малого входа: «Владыко Господи Боже наш, уставивый на Небесех чины и воинства ангел и архангел, в служение Твоея славы: сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и славословящих твою благость...», из Служебника. 161 Святой Спиридон, епископ Тримифунтский (ум. 384, память 12/25.12), покровитель острова Керкира (Корфу), где покоятся его мощи. Отпустительный тропарь святителя Спиридона Тримифунтского (прим. ред.). 162 «Прости» (греч. ορθο – досл, «прямые») – призыв к стоянию перед Богом, выпрямив спину и сосредоточив свой ум на молитве; от слав. «простий» – прямой, простертый (прим. ред.). 165 Евхаристический канон (анафора) – центральная часть Божественной ли­тургии, на которой происходит возношение Святых Даров, то есть заранее приготовленного хлеба и вина, и их преложение в Плоть и Кровь Иисуса Христа (прим. ред.). 169 Молитва первого часа: «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир, да знаменается на нас свет лица Твоего,

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Когда мы общаемся с Небом таким образом, то видим, дорогие мои, перед собой чудеса, исцеления, видения, явления святых, которые спускаются к нам. И мертвые души, которые, на самом деле живые, ликуют, когда видят нас в таком общении с другой жизнью. Все святые нам помогают, все святые склоняются над нами, все святые участвуют в наших собственных стремлениях. Усопшие видят нас, а мы молимся о них. Добавлю и еще вот что. Если мы хотим, говорит Священное Писание, иметь общение с Небом, со святыми, с духовными светильниками, со Христом, с умершими, с ангелами, то существует нечто, что делает наш голос более сильным. Вы знаете, что это? Страдание, которое мы можем пережить в своей земной жизни, скорби, которые встречаем с улыбкой, искушения, которые принимаем, болезни, которые нас бьют и рубят, все проблемы, которые сгибают наши спины ( Рим. 5:35 ; 2Кор. 4:17 ) 231 . Это все есть письмена живые, возводящие ко Христу тех, кто подписался своей кровью, потому что страдание – это кровь и Христос, проливший Кровь за нас ( Рим. 3:25 ; 2Кор. 3:3 ; Евр. 2:14–18; 13:12, 20 ). И если эти молитвы о наших умерших есть молитвы страдания и слез, то на них Христос смотрит особо. Итак, Господь воскресил девицу. Но умершая девица есть и любой из нас, потому что все мы ведем борьбу между жизнью и смертью 232 . Мертвые девицы – это мы, потому что как дети играют и балуются, так и мы грешим и, следовательно, умираем духовно. Девицы умершие есть и души наших предков, и наши собственные, потому что и нам настанет час разлучаться с этой жизнью. Так, к каждому из нас, к каждому из мертвых Господь обращается: Девица, встань ( Лк. 8:54 ). И мы помогаем этому воскрешению нашей собственной молитвой и воздеянием рук к небу в вере, что земля и Небо – это наше тело, наша Церковь , наш дом. Как сегодня мы прогуливаемся по этим переулкам, так в один прекрасный день станем ходить по тропам Небесным, где светильниками служат ангелы и святые 233 , и прежде всего Трисиятельное Божество. Следовательно, давайте взывать, молить Бога за нас и за наших умерших. И будьте уверены, что наши мертвые нашими постоянными молитвами за них будут приближаться к Богу и достигнут в конце концов славы, если Его не отрекутся 234 .

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Евангельскому отрывку, который мы читали сегодня, предшествует место: когда же возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его ( Лк. 8:40 ). По слову евангелиста, на обратном пути Господа встретили заранее пришедшие сюда люди. Они ожидали Господа до тех пор, пока не встретили Его и не обступили с тем, чтобы получить дары от Его святости. Так и сегодня. Для того, чтобы услышать Евангелие, приблизиться к Богу, присоединиться к ангелам, святым, вы поспешили на это священное собрание, на Божественную литургию. Вы вышли на встречу с Господом. Для меня огромная радость видеть, что после стольких лет вы вновь, как и в прежние времена, собрались в этом святом месте. Сколько раз я наблюдал, как каждый из вас со своими чаяниями, биением сердца, благочестивыми устремлениями приходил в храм Богородицы, а иногда в часовню или исповедальню, всегда с намерением стать ближе к Богу и получить дары от Его силы. И сегодня возрадовалось сердце мое ( Пс. 12:6; 83:3 ), когда увидел вас рядом с Богом возле этого Небесного и земного жертвенника. Я знаю о ваших страданиях. Знаю и об упованиях. Знаю о ваших потаенных мечтах, удачах и неудачах, потому что знаю ваши дома. Но мы все – люди, и поэтому имеем трудности. Их мы возлагаем на Бога, чтобы от Него получить частичку Неба для благословения нашей жизни. После этих евангельских слов вы слышали рассказ о чуде. Двенадцатилетняя девочка была в горячке. Она умерла. Страшно видеть, как на глазах уходит жизнь. Двенадцатилетний ребенок скончался. Но по вере отца Господь сил Иисус Христос подошел к кровати покойной и сказал: Девица, встань ( Лк. 8:54 ). Но разве возможно, чтобы мертвый услышал? И вероятно ли, чтобы душа, отошедшая далеко, вняла нашему голосу? Куда ушла она? А девица услышала! Ее дух внял призыву Господа и гласу народа, просившего ее подняться, вернулся с Неба, и вот он идет, и вновь заходит в тело. Как возможно, чтобы усопшие слышали то, о чем мы говорим на земле? Может ли осуществляться общение между миром здешним и миром иным? Разве мы можем иметь связь и реальное общение с нашими преставившимися детьми, мужем или женой, любимыми родителями, которые не только умерли давным-давно, но и кости их уже обратились в прах?

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Я желаю, чтобы Христос воплотился посреди нас, дал каждому по его сердцу, исполнил все прошения, обогатил жизнь. Это сделаем не мы, бедные проповедники, но Сам Христос, для Которого мы – орудия 73 . Он, «совершенная пища нашей природы, Дух Святой, в Котором есть жизнь» 74 , существует для того, чтобы вас напитать. Он все, в чем вы нуждаетесь. Он – все, чего ни пожелаете: попуститель брани и ее венец, «распределяющий жребий» и «добрый жребий», «добрая доля» и «тебе долю дарующий», «богатый» и «богатство», «показавший тебе сокровище и для тебя сокровищем ставший» 75 . Он – земля обетования, гавань упокоения, Вечное Царствие и слава, невыразимое блаженство, красоты неизреченные и незримые. «Всегда и за всех Божественная будет совершаться жертва» 76 . Слушайте беседы ангелов, созерцайте пророческие лики и апостольские престолы. Наслаждайтесь радостью мучеников и ликованием преподобных, станьте участниками непрестанного и неизреченного празднования чад Бога. Литургия и жизнь 77 Я прочту вам один текст: «Как дивно я чувствовала себя во время литургии! Мне казалось, что я была в раю. Там – святые, Христос. Вот – Тот, Кого ты ищешь. Так поклонись Ему, поблагодари Его. Успокойся, сердце мое. Ты обрел то, что искал. Подобно человеку, идущему по цветнику, меня охватывало желание глубоко вдыхать аромат, чтобы вместить в себя Бога. Иудеи трижды в году предстояли пред лицом Господа ( Исх. 23:17 ). Мы же благодаря богослужению имеем возможность предстояния во всякое время и во всякий час. Вот такое представление о жизни в Боге есть Божественная литургия». Давайте рассмотрим духовный опыт, описанный в этом тексте. Когда мы идем на Божественную литургию, мы в чем-то подобны ветхозаветным пророкам, которые провидели все новозаветные события, но сами не имели личного опыта познания и полноты понимания того, что будет происходить. Пророк Давид, к примеру, и пророк Исаия, прозрев в Духе, открыли людям о рождении Христа, о Его страстях ( Пс. 21:1–23; 131:11 ; Ис. 7:14, 9, 6–7; 52:13–14; 53:2–12 ), обо всем. Удивительное дело! Они пророчествовали, заступили во владения Духа, предсказали все до мелочей, но сами этому таинству были непричастны. Поэтому в Евангелии говорится: что желали видеть ( Мф. 13:17 ) пророки и цари, видите и имеете сейчас вы. Так и мы, как пророки, переживаем это таинство Духа, не прочувствовав его хорошенько.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Вставая на путь новых решений, я сразу же отделяю злую составляющую своего «я» от той, с которой я предстою перед Богом, возрожденной и ставшей снова по Божией милости доброю, той, что молится, воздевая руки, имея дерзновение ко Христу ( 1Ин. 3:21 ) 190 . Таким образом, обновленное мышление – это и сила, что возрождает меня и возвращает к участию в богослужебной жизни. Мои мысли наполняются добрым содержанием. В них теперь живет идея о том, как возможно открыть для себя Бога, ибо знание о Царствии Небесном – основное для нашего интеллекта ( Ин. 17:3 ). Кроме того, мое сознание наполнено идеями, суждениями, выступлениями против моего злого «я», а также радостью и наслаждением, полученными в результате Богопознания. Желание прикоснуться ко Христу сегодня и сейчас является причиной для моего откровения Бога. Все клирики могут делать то же самое, не просто осведомляясь, какое Евангелие им предстоит читать на службе, но нося в себе свое собственное евангелие. Кроме того, полезно вооружиться знанием богослужебных последований. Я имею в виду главным образом Божественную литургию и чтение Священного Писания на ней. Мне всегда перед службой требуется время на изучение Евангелия. Ибо, раз я верю, что передо мной в храме стоит Сам Христос, а не некая умозрительная энергия, если я ощущаю Его присутствие всем своим существом – духом, душой и телом, то как я могу упустить шанс поговорить с Ним? Если я этого не сделаю, то максимально удалю себя от Бога. Итак, я ощущаю, что Бог здесь. От Его присутствия я испытываю подлинную радость, наслаждаюсь, держу на руках Христа, сокровенного и открывающегося в Евангелии, и не выпускаю Его из поля зрения ради возможности побеседовать с Ним. Я уверяю вас, что ни разу Он не ушел от меня, не сообщив мне нечто новое. Я вам рассказал о том, как я готовлюсь к служению в соборе или просто в храме. Но это можно делать и в своей часовне. Это имеет первостепенное значение. Все просто: ты встречаешь Господа, заходишь с Ним в алтарь, затем ведешь Его к святому жертвеннику, далее отправляешься со Христом на Малый и Великий входы и совершаешь свое собственное дориношение. Этим ты облегчаешь себе дело, ибо исполняешь его не сам, но с помощью Бога. Без Христа ты будешь служить себе в осуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

И все же давайте разберемся, кто из нас принадлежит Церкви? Кто вместе со мной составляет одно Тело? Мы не можем сказать, что правая рука – моя, а левая не моя. Обе – мои. Я – единое Тело. Моя глава и мой мозг, и мои руки, и мои ноги, и мое сердце составляют одно Тело. Так что это за руки и что за ноги, которые объединены в единое, честное Тело Христа? Прежде всего пречестное, чтимое, прославленное Христом Тело клириков. Их крест – священническое служение. Порой многие люди демонстрируют свое презрительное отношение к ним или изрекают пренебрежительные фразы. Но несмотря ни на что клирики занимают верховное место в Церкви. Они – достойны, они – пастыри. За ними следует народ, состоящий из монахов и мирян. Монахи шествуют впереди, устремляясь за наградой нетления. Это те, кто спешит увидеть Христа. Это мир, красота, слава Церкви. Каждый приукрашает свой дом приятными на вид предметами. Так и Христос благоукрашает свою Церковь . Монашеский чин, иноки, которыми «красуется церковная скиния» 67 , украшается Церковь Христова, есть начатки, то есть первое отборное приношение. Они – благоухающий фимиам, возносящийся к Престолу Христа. Монашеский лик составляют «о горнем имеющие попечение и с Богом спутешествующие» 68 . Монахи летают словно на крыльях архангелов. Они летят с Богом и к Богу. Это знаки Божия присутствия в мире. Горе нам, если упразднят монастыри! Это будет означать, что не осталось душ, для которых Христос – все. Уж лучше пусть разверзнется земля и поглотит нас! Уж лучше пусть погаснут все звезды и упадет солнце! За монахами шествуют миряне, борцы и воины Христовы. Они непрестанно сражаются, ведут брань в миру с его бедами и искушениями. Миряне – дети Божии, чада Христовы, за которых была пролита Его Кровь. Господь заботится о каждом из них, чтобы враг не тронул никого. Итак, клир и народ, живые и умершие – все они входят в Церковь Христову. Вместе с нами молятся и наш прадедушка, и дедушка, и отец – люди, которые умерли уже давно. Но они не мертвы, ибо составляют одно с нами Тело. В нашем Теле и святитель Николай, память которого мы сегодня празднуем, и Пресвятая Богородица, и святой Иоанн Креститель, и мученица Варвара, и мученица Параскева, и все святые нашей Церкви, а вместе с ними и ангелы, и архангелы, что даны нам в ограждение. Это творение, созданное Богом для служения нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Но где же Христос? Он здесь и повсюду. Основное место Христа, второго Лица Божества, – одесную Небесного Отца ( Мк. 16:19 ; Евр. 12:2 ), во Святая святых. Поэтому не думайте, что когда мы приходим в храм, то мы просто приходим, а потом уходим, а затем снова возвращаемся. Нет. Мы поднимаемся и входим во Святая святых, на Небеса. Как когда открывается завеса на царских вратах и появляется Христос, выносится Святая Чаша, так и для нас отверзаются Небесные врата, и заходим мы, грешники. Каждый раз на литургии, мы совершаем восхождение в Горний Иерусалим. Вы представляете, какого величия достигают наши души? И мы восседаем одесную Отца и принимаем честь от чести нашего Христа и от честной Плоти Господа Бога нашего ( Ефес. 2: 6 ) 215 . 216 Находясь в церкви, мы прорубаем ход от земли до Неба. Мы раздвигаем звезды, оставляем ангелов за собою и поднимаемся туда, где пребывает Святая Троица. Это таинство нашей Церкви. Мы видим хлеб и вино. И нет среди нас человека, который не верил бы в то, что это Христос. Мы осязаем хлеб и вино, но разве кто-то из нас не верует, что это Тело и Кровь Самого Христа? Вот какое таинство совершается сейчас! Мы видим, что стоим перед иконами, друг рядом с другом. Заблуждение! Ведь это таинство, и на самом деле мы не здесь. Мы там, наверху, над ликами святых, вместе с ангельскими воинствами, вместе с шестикрылыми серафимами, которые перемещаются столь быстро для нашего научения, чтобы и мы денно и нощно устремлялись ко Христу вместе с многоочитыми херувимами, чтобы навыкли наши собственные глаза открывать Христа. Вот в этом и заключается таинство нашей Церкви. Чтобы нам лучше усвоить, представим себе: если мы хотим отправиться в поход и взойти на высокую гору, что мы делаем? Берем с собой снаряжение, еду, обувь, посохи и все, что может понадобиться в путешествии, мы проверяем свое здоровье, одним словом, ведем подготовку. Во время сборов мы неожиданно для себя обнаруживаем, что уже находимся на вершине. Происходит нечто подобное и в храме. Хотя мы только еще готовим свои сердца для Небес, но приходя в церковь , мы делаем шаг на Небесные высоты. Мы готовимся к брани, чтобы сокрушить демонов и прегрешения, и одновременно видим, что грех все еще владеет нашей душой, плотью и сердцем. При входе в церковь эта плоть становится одесную Отца, и Христос указывает нам на Небесного Отца. Это таинство из раза в раз открывается в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

И далее: «Так поклонись Ему, поблагодари Его. Успокойся, сердце мое. Ты обрел то, что искал». Чем является для человеческого восприятия Божественная литургия? Это бескровное воспроизведение крестной жертвы Христа ( 1Кор. 11:26 ) 78 . Но называется не крестной жертвой, а Божественной Евхаристией 79 . Почему же мы говорим: «Божественная Евхаристия», тогда как это есть жертва, приношение, молитва, славословие, Тайная вечеря? Потому что мы переживаем реальную действительность через загадку, мистически, в таинстве, живем за тусклым стеклом ( 1Кор. 13:12 ). И если мы этого и не осознаем, то каждый раз Бог призывает нас, чтобы мы благодарили Его за то, чего сами пока не понимаем. Сколько раз Христос обращался к Своим ученикам: Еще ли не разумеете ( Мк. 8:17 ). Еще ли не понимаете? «Понимаем, Господи, понимаем», – отвечали они Ему. Но вскоре происходило нечто, и вновь непонимание. «Не понимаете?» – вопрошал Господь. «Понимаем» – отвечали ученики. Их любовь говорила за них: «понимаем». На самом деле они не понимали. Мы благодарим Бога за то, чего не понимаем, но среди чего живем. Неужели ты можешь объяснить, как стучит твое сердце? Или как движется кровь и образуется молоко в груди матери? Знаешь ли ты, почему человек моргает? Или как зарождается в тебе нечаянная радость или внезапная грусть? Понимаешь ли ты, как растешь? Разумеешь ли ты законы жизни и смерти? И ты хочешь понять, что происходит на литургии? Ты просто живешь во Христе. Литургия называется Евхаристией, ибо мы, присутствуя на ней, понимаем и благодарим Бога 80 . Словно я говорю: Верую, Господи, помоги моему неверию ( Мк. 9:24 ). Я вполне осмысленно произношу слова: «Господи, помоги неразумию моего сердца и ума». А затем мы наблюдаем такую картину: «Подобно человеку, идущему по цветнику, меня охватывало желание глубоко вдыхать». Как когда ты заходишь в сад и вдыхаешь глубоко его ароматы, так и приходя на литургию, ты реально вдыхаешь все блага Небесного рая и насыщаешься Богом. После этого в разбираемом нами тексте содержится воспоминание: «Иудеи трижды в год предстояли пред лицом Господа». Не обязательно три раза, но как минимум ( Исх. 34:23–24 ; Втор. 16:16 ) 81 . Они были уверены, что пришли к сущему Богу. Но где же Он? Во Святая святых ( Исх. 25:21 ; Чис. 7:89 ; 3Цар. 8: 6 ). Иудеи падали ниц и поклонялись Ему. Так и оглашенный говорит: «Поклоняюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней» 82 . С юношеским пылом живет он в этот миг, широко открыты его глаза, распахнутые Духу. Так и во время литургии подлинно, не только трижды в году, но каждый раз мы предстоим в поклонении Отцу, Сыну и Святому Духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Таким образом, что есть литургия, которую мы служим? Вы видели, как на белом киноэкране некая фигура, появившись вдали, сперва кажется точкой, но постепенно, приближаясь, увеличивается и в конце концов становится хорошо различимой. Так и на литургии. Перед нашими глазами шаг за шагом открывается Христос и Его Царство. Тогда Христос учил, и по Его слову хромые вставали и ходили, слепые прозревали, мертвые восставали от гробов. Сейчас, в час литургии, все это снова предстает перед нашими взорами. Мы это не просто воображаем, но на самом деле посреди нас ходит, посреди нас обитает Он – Учитель, Пророк, Чудотворец. В этот час Он – перед нами, Христос распятый, воскресший и вознесенный. Все то, что мы видим здесь в храме, – паникадила, священника, святой престол, Евангелие, честные Дары, Малый и Великий входы, – все это знаки присутствия Христова. Следовательно, во время Божественной литургии мы продолжаем дело Христово. Каждый раз вновь и вновь приходит к нам и Он Сам. Это говорится и в молитве: «Иже горе со Отцем седяй, и зде нам невидимо спребываяй» 145 . Он – наверху на Небесах и в то же время незримо соприсутствует здесь. Поэтому священник перед приобщением Святых Таин смотрит на Него духовными очами и обращается к Нему на Ты: «И сподоби державною Твоею рукою преподати нам пречистое Тело Твое и честную Кровь» 146 . Ты, Христе мой, Своей державной и нестареемой десницей, преподай мне пречистое Твое Тело и честную Твою Кровь. Кто имеет духовное зрение, тот ощутит, что перед нами – Сам Христос. Как ты поступишь, если увидишь рядом с собой человека, которого любишь? Ты бросишься к нему. Литургия – есть движение, бросок, попытка прикоснуться ко Христу, ухватить Его за край хитона. Вы помните Марию Магдалину? Когда она поняла, что возле нее Сам Христос, то сказала Ему – «раввуни», учителю мой, и поспешила коснуться Его одежды, Его тела ( Ин. 20:16–17 ). Вы помните кровоточивую жену? Там, где толпы обступили Христа, она прошла и дотронулась до Него с верой и страхом ( Лк. 8:42–48 ). Помните Фому? Он вложил свои персты в раны Христа и воскричал: Господь мой и Бог мой ( Ин. 20:27–28 ). Это делаем и мы в час литургии. А после спрашиваем: «Где же Христос?» Да вот же Он! Перед нами, совсем рядом. Учитель здесь и зовет тебя ( Ин. 11:28 ), – сказала Марфа Марии, которая плакала о своем брате, умершем Лазаре. На литургии молится Сам Учитель Христос. Он каждого из нас призывает по имени. Глаза тех, кто это чувствует, сияют, а они сами живут радостью Христовой. Все исполняется ликованием. Все наполняется светом. Все славословит Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Что мы делали, мои дорогие, только что во время Малого входа? Перед Малым входом мы возсылали Богу молитву и просили Господа, чтобы Он нас сподобил вместе с ангелами сопровождать Святое Евангелие: «Владыко Господи... сотвори со входом Твоим входу святых ангелов быти». Это происходит на самом деле. Вход совершаем не мы. Его совершают ангелы, которых послал Бог. Поэтому ангелы и называются служебными духами ( Пс. 103:4 ; Евр. 1:14 ), ибо они приходят для того, чтобы служить нам, как прислуживают алтарники, которые держат перед собой выносные подсвечники или разжигают кадило. Это есть дело ангелов. Они готовят для нас все, чтобы в один прекрасный день трапеза нашего спасения была завершенной. Что же должно быть приготовлено? Иногда хозяйка делает обед быстро, а иногда долго. Так поступает и Господь Христос, Князь Неба и земли. Когда же быстро, а когда медленно он приготавливает трапезу нашего спасения? Он служит нам через ангелов. Ангелы предшествуют, открывают нам путь, и мы берем фимиам, чтобы воскурять его перед ангелами, потому, что они нам служили, а затем мы кадим и святым, и всему, что находится внутри храма. Вспомните: когда святой Спиридон произносил: «Мир всем», то ему отвечали ангелы: «И духови твоему» 217 . Святые отцы имели такие откровения и видения, которые не перестают случаться и до сего дня. А за спиной преподобного Сергия Радонежского в час Божественной литургии всегда стоял ангел. Один раз во время Евхаристии двое учеников святого увидели, что их не трое, но четверо. Стали вглядываться – четвертый исчез. Кто же это был? Увидев его впервые, они спросили: «Нас четверо. Как же это так?» – «Тише, – отвечал им Сергий, – я вам потом объясню. Это святой ангел, которого мне послал Господь. Он каждый раз приходит и мне прислуживает» 218 . Это величие нашей веры, которое раскрывает святой Иаков в своей литургии. Поэтому он начинает ее Малым входом. Войдя в храм святой Иаков сразу же говорил: «Мир всем», затем происходил Малый вход, после – Великий. На Великом входе иерей устремляет свой взор к Небесам, и Небеса спускаются на землю. Он управляет херувимами, серафимами, Святой Троицей. Поэтому Бог дает священнику полномочия Христа. Христос невидим, поэтому Его дело творит священник. И иерей в алтаре есть император, который управляет людьми, но прежде всего чинами святых и ангелов. Мы часто устаем, нам тяжело. А святые и ангелы никогда не говорят «нет» священнику Бога, и тем более на литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010