Мы все более принимаем на себя ипостась святого, который соединился с Богом и стал Божественным, стал Богом и человеком; он стал тем, о чем предсказывал пророк: «Когда придет Дух Святой и поселится в нас, и потому станем мы сыновьями и дочерьми Его». Тогда Он будет изливать в нас реки, как говорит пророк: Реки станут изливаться из него ( Иоил. 3:2–18 ; Иез. 36:27–28 ). Тогда начнет взывать в нас Дух Святой, станет молиться и жить в нас. Это час, это, скорее, даже мгновение, о котором нам поведало истину пророчество Божие: Аз рех: бози есте ( Пс. 81:6 ). Потому Он назвал нас богами. Потому-то мы и кричим и молимся, чтобы быть в состоянии стать поистине богами, чего от нас хочет Господь. Отцы мои! Немногое сказали мы сегодня о молитве – по какому пути она движется и куда. Вы знаете, для чего нас собрал здесь Господь? Для того, чтобы мы стали святыми. Тогда скажите: если мы достигнем чего угодно, но только не этого, то каков, по-вашему, результат? Монастырь наш будет одним из юридических лиц, а вовсе не священной обителью, местом воспитания душ, домом обитания Бога и лоном Святой Троицы. А мы сами так и останемся жалкими существами. Будем грести и кружится на одном месте, никогда не достигнем цели и не станем такими, какими нас задумал Господь, будучи связанными плотскими оковами, тянущими нас вниз. Потому скажите, какую прибыль мы получили, если этого не обрели? Я полагаю, что никакой! Так давайте вести борьбу с собой, со страстями ради упражнения, бдения и поста. Давайте жаждать Бога, узнавать свою душу, упражнять ее, дабы окрылилась она, и удостоил нас Господь, пожалел и открыл нам двери милосердия. Давайте делать то, что в наших силах, дабы достигнуть цели: давайте подвизаться в сражении, в борьбе с Богом, как сказали мы в начале нашей беседы. Эта борьба и для меня и для вас. Если бы я был богат, то были бы богаты и вы. Я же беден, поэтому бедны и вы. Так давайте все вместе сделаем эту попытку. Я возвращаюсь к тому, с чего начал. Будет насмешкой над собой, над Богом и над всем миром, если мы даже и не попытаемся научиться молитве! Потому я прошу вас, чада мои, отныне и впредь чаще собираться на подобные встречи. Тогда мы станем бороться ради Бога, станем молиться, воздерживаться, ликовать о Боге подобно плотским сердцам, увидевшим своего возлюбленного.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Хорошо, когда естественное знание, то, что у нас в крови, расширяется и подкрепляется богословским образованием и душеполезным чтением. Когда мы изучаем богословские книги, особенно же Священное Писание и Святых отцов, то проникаемся жизнью святых нашей Церкви. Образец их жития усиливает нашу веру, ибо мы узнаем, как Господь может войти в человека и за что может человека оставить. Вот подлинная богословская пища, необходимо только одно: чтобы человек имел готовность и смирение принять все. Иначе он окажется перед искушением высокомерно отвергнуть житийные повествования, сочтя их за вымысел агиографа. С другой стороны, если человек не занимается ничем, кроме чтения благочестивой литературы, то тем самым он ограничивает свои богословские возможности. Мы, люди, обычно эгоистичны и самодовольны. Себялюбие, затаившееся в глубине нашей души и сотворившее нам кумира в лице нашего «я», обрезает крылья богопознанию и мешает ему воспарить к Небесам. Наше познание Бога делается неполным, фрагментарным, погрязшим в страстях и попечениях. Итак, мы не имеем глубинного знания о Боге. Так кто же те, кто сумел всецело познать Господа? Кто нас научит верить в Бога? Кто осветит наш мрак, озарит ума и сердца? Кто даст ми криле яко голубине? И полещу, и почию? ( Пс. 54:7 ) – вопрошает сердце человеческое. Кто знает Бога настолько хорошо? Кто? Сам Господь. Единственный, Кто знает Бога, это Сам Бог . Отец знает о двух других Своих Ипостасях. Бог Отец открывает нам Сына, а Сын – Отца. Святой Дух животворит Христа в каждом из нас и являет людям их связь с Богом. О том, как Господь открывает Себя людям Древние и современные примитивные народы сохранили глубинное памятование о первобытном опыте богопознания. Было время, когда род человеческий состоял всего из двух людей – Адама и Евы (они-то и представляли собой все человечество). Эти первые люди знали Бога, гуляли с Ним по саду, и их человеческая природа запечатлела образ Бога на себе, впитала, как губка, Его черты. А так как человеческая природа едина (все люди – одной природы), то в каждом из нас сохраняются Божественные черты. Правда, язычники утеряли это библейское сознание и истолковали историю по-своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Сколь прекрасны рассуждения Святых отцов! Да, ты станешь богословом, но не ради своей собственной жизни, ибо ты – часть Церкви. Церковь – слава Бога. Ради славы Божией, славы Церкви ты изучаешь богословие. Теперь обратимся к самим себе. Богословы ли мы? Как богословы мы обязательно должны непрестанно вопрошать себя: «Что я пережил? Что понял? Что постиг? Что имею?» Каждый из нас является богословом. Ведь мы ежедневно молимся словами: тайная премудрости Твоея явил ми еси ( Пс. 50:8 ). Значит, выявление неясного и скрытого Бога – мое собственное богословие. Но, ощущая свою греховность и недостоинство, мы добавляем: Окропиши мя иссопом, и очищуся ( Пс. 50:9 ). Ты сделал меня богословом. Мне же остается, слезами очищая свое сердце, стать богословом в еще большей мере и достигнуть своего Фавора. Если мы богословы, то нам необходимо ежедневно чувствовать свою полную несостоятельность, неспособность, но в то же время и благодарить Бога за дарование нам богословия. Давайте вспомним то, о чем мы уже говорили ранее. Вот слова преподобного Иоанна Лествичника : «Воздержимся, братья, от всего остального и запишемся в богословы» 49 . Воздержимся, удалимся от всего, ибо наше главное занятие – богословие. Давайте посвятим себя главному, запишемся в монахи, в богословы. Нас сотворил Господь. Он обручил нас богословию, и со своей стороны мы должны облачиться в брачные одежды и возыметь готовность постоянно видеть Бога-Жениха. Интересно, получится ли у нас это? Давайте вернемся к Серафиму Саровскому . Вы помните, как один ученик спросил у него: «Как же распознать, стяжали мы Духа Божия или нет? Святой Серафим, возложив руки свои на плечи ученика, отвечал: «Да вот, Ваше Боголюбие, мы оба теперь с Вами в полноте духа Божия. Что же Вы мне убогому Серафиму в глаза не глядите?» – А тот: «Не могу, потому что из них молнии рассыпаются, и затмевают мой взор, и я не могу смотреть на Вас, батюшка отец Серафим, потому что Вы светлее солнца». Ученик оказался в лучах Божественного сияния нерукотворного света Духа Святого, охватившего их обоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Нам становится понятно, что тот сонм, о котором сказано выше, есть сама Церковь , содержащая в себе Бога. Они неотделимы друг от друга. Следовательно, в церковной жизни участвуют и Христос, и Отец, и Святой Дух, все в Себе заключающий, и маленький бог – человек-богослов. Он должен участвовать в жизни Церкви, в церковном опыте, идти по церковному пути. Возлюбленные мои, поиски Бога и того, что связано с Ним, – вот истинное богословие, ибо оно раскрывает Его через творения и связи с Церковью , миром. Итак, изучение, логика, благоразумная деятельность человека могут сделать его богословом. Если мы обратимся к Святым отцам, то от них услышим вопрос, известный нам с детских лет: «А ты хочешь стать богословом?» Хочешь быть достойным Божества? Но чтобы стать богословом, ты должен стать достойным богословия, взрастить его в себе, обрести способность богословствовать. Прекрасно сказал Григорий Богослов : «Я прошел через Заповеди» 39 . То есть я соблюдал Заповеди Бога. Значит богословие – это не только логическое умствование, но и путь, тропа к Богу, это освященная совместная жизнь с Богом, для которой характерна особая чистота желаний и чувств. По слову Святых отцов: «Богословие – дело очистившихся». Вспомните сказанное Григорием Богословом – и, прошу, не забывайте и далее – «Богослов не каждый, но только очистившийся» 40 . Итак, не все могут быть богословами, а очищенные, ибо они узрят Бога: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф 5:8 ). Узрят – значит обретут, постигнут, причастятся, станут с Богом единой плотью. «Узрят» – этим словом нам открывается просвещающая деятельность Бога. То есть сохранять и святить себя означает стать причастным Святому Духу. Он – свет от света. Так и я становлюсь светом через принятие света. Этот свет, исходящий от Духа Святого, растекающийся и наполняющий мое существо. Этот свет – мое «я»; свет, делающий меня собой; свет, совершенствующий все; это Бог, вечно пребывающий с людьми. Богослов должен обращаться к Духу Святому, дабы стать богословом от Бога. Должен Ему довериться, Его просить, перед Ним преклоняться, Его ожидать, чтобы связь с Господом и хождение перед Ним не прекращались.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Григорий Богослов говорит: «через учение мы выйдем из всякой грязи и смятения», тогда Бог сможет разговаривать с нами. «Человеку необходимо изучать и познавать Бога» 46 . Следовательно, это толкование на слова, произнесенные Псалмопевцем Давидом, очень просто: занимайся только богословием! Когда ты пристально вглядываешься, то ничего не видишь. Поэтому и будучи богословом, невозможно интересоваться многими вещами, а именно «грязью и смутами», тем, что отвергает Церковь , что приводит в смятение сердце, ибо в штормовом море не разглядишь ничего – вокруг тебя должны воцариться спокойствие и тишина. А чтобы мы осознали это, я бы хотел на минуточку задержать ваше внимание на словах святого Григория, вторящего апостолу Павлу. «Что со мной? Ища Господа, я побежал и взошел на гору, и рассек облако. А когда взглянул, то увидел лишь спину Господа» 47 . Помните слова апостола Павла: Бедный я человек! Ищу, борюсь и что в результате? ( Рим. 7:24 ). «Что со мной? Бедный я, – говорит Григорий Богослов . – Я бежал, чтобы схватить Бога, вошел в облако, рассек его, вошел в него, все обошел в поисках Бога. Но увидел лишь Его спину» (библейский сюжет о Моисее). Это значит, что ни один богослов не может познать Бога в Его сущности, но лишь в образах, в том, что человеческий ум может увидеть и понять, чем может наслаждаться и вмещать. Бог является людям через откровения. Но наше знание о творящем Боге, о Божественной сущности ограничено. Значение ограниченности выражено словом «спина». Человеку всю жизнь приходится усердствовать, чтобы однажды встретиться с Богом лицом к лицу. Как старался Моисей! Он просил у Бога увидеть Его, и Бог обещал ему, но показал Себя только сзади ( Исх. 33:20–23 ). Когда же Моисей лицезрел Бога в полном явлении Его Божества? Спустя много веков, во время Преображения на горе Фаворской ( Лк. 4:30–31 ). Давайте во что бы то ни стало помнить о том, что и мы, подобно Моисею, не будем восходить на Синай и не иметь насыщения. Но настанет день, когда мы поднимемся на Фавор нашего сердца и увидим Бога Таким, как Он есть ( 1Ин. 3:2 ). Все наши попытки будут сопряжены с трудом и напряжением, радостным и приятным общением с Богом. Благодаря этим спокойным, тихим и ежедневным беседам с Господом я смогу подготовить себя к обретению богословия «ради славы Евангелия», как сказал один из отцов Церкви – святой Диадох 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Александра Волкова в священнический сан Сегодня во время богослужения в московском храме Покрова Богородицы в Ясеневе Святейший Патриарх Кирилл рукоположил главу патриаршей пресс-службы диакона Александра Волкова в священнический сан. Как сообщает РИА «Новости», священник Александр Волков возглавил пресс-службу предстоятеля Русской Православной Церкви в 2012 году, сменив на этом посту протоиерея Владимира Вигилянского. С 2005 года он является штатным клириком храма святой мученицы Татьяны при Московском государственном университете имени Михаила Ломоносова. Священник Александр Волков. Дата рождения: 1982 г. С 1995 г. — алтарник храма св. мц. Татианы при МГУ, с 1999 г. — старший алтарник и ризничий храма. В 2001 г. управляющий делами Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий благословил на ношение подрясника. За годы алтарного служения в храме святой мученицы Татианы также исполнял различные приходские и общецерковные послушания, связанные с организацией и проведением миссионерских поездок прихода храма в Костромскую и Барнаульскую епархии, общецерковных мероприятий в стенах храма — Съездов православной молодежи, конференций Учебного комитета. С 2003 г. — внештатный сотрудник Учебного комитета Русской Православной Церкви в должности референта. В этой должности неоднократно посещал духовные учебные заведения Русской Православной Церкви в составе инспекционных групп во главе с протоиереем Максимом Козловым, заместителем председателя Учебного комитета. В июле 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II принимал участие во Всезарубежном съезде православной молодежи в Сан-Франциско (РПЦЗ) в составе официальной группы от Русской Православной Церкви. В 2004 г. окончил филологический факультет МГУ. За годы обучения на кафедре проходил летнюю практику в университетах Афин (2000 г.), Кипра (2001 г.), также неоднократно посещал пределы Греции и Кипра с паломническими и познавательными целями. В 2001-2002 гг. принимал участие в переводе с греческого языка творений архимандрита Эмилиана, игумена монастыря Симонопетра на Афоне, которые вышли отдельной книгой в издательстве храма св. мц. Татианы при МГУ (Архимандрит Эмилиан. Богопознание, Богослужение. Богомыслие. М. 2002).

http://pravmir.ru/glava-press-sluzhbyi-p...

Александр Волков, священник Дата рождения: 13 марта 1982 г. Дата хиротонии: 27 декабря 2015 г. День ангела: 12 сентября Страна: Россия Биография: Родился 13 марта 1982 г. в Москве. С 1995 г. — алтарник храма мц. Татианы при МГУ , с 1999 г. — старший алтарник и ризничий храма. В 2001 г. управляющий делами Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий благословил на ношение подрясника. За годы алтарного служения в храме мц. Татианы также исполнял различные приходские и общецерковные послушания, связанные с организацией и проведением миссионерских поездок прихода храма в Костромскую и Барнаульскую епархии, общецерковных мероприятий в стенах храма — Съездов православной молодежи, конференций Учебного комитета. С 2003 г. — внештатный сотрудник  Учебного комитета Русской Православной Церкви в должности референта. В этой должности неоднократно посещал духовные учебные заведения Русской Православной Церкви в составе инспекционных групп во главе с протоиереем Максимом Козловым , заместителем председателя Учебного комитета. В июле 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II принимал участие во Всезарубежном съезде православной молодежи в Сан-Франциско ( РПЦЗ ) в составе официальной группы от Русской Православной Церкви. В 2004 г. окончил филологический факультет МГУ. За годы обучения на кафедре проходил летнюю практику в университетах Афин (2000 г.), Кипра (2001 г.), также неоднократно посещал пределы Греции и Кипра с паломническими и познавательными целями. В 2001-2002 гг. принимал участие в переводе с греческого языка творений архимандрита Эмилиана, игумена монастыря Симонопетра на Афоне, которые вышли отдельной книгой в издательстве храма св. мц. Татианы при МГУ (Архимандрит Эмилиан. Богопознание, Богослужение. Богомыслие. М. 2002). В 2004 г. призван в ряды Вооруженных сил РФ. 18 октября 2005 г. епископом Дмитровским Александром  рукоположен в сан диакона и указом Святейшего Патриарха Алексия II зачислен в штат храма св. мц. Татианы при МГУ. В 2005-2009 гг. — сотрудник Пресс-службы Московской Патриархии, редактор раздела «Православная Москва».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245662...

Наше богослужение, наша литургия существуют как высшее проявление нашей молитвы и отправная точка к продолжению молитвы. Только тот, кто молится и держит имя Иисуса на устах перед тем, как пойти в церковь , может сказать, что он полноценно участвует в литургии, что он все понимает. А для этого мне необходимо встать пораньше на час, два, три и поклониться Богу, помолиться Ему, преклонить колена, исследовать и распахнуть свое сердце, высказать свои желания, взлететь к Небесам, произнести слова Иисусовой молитвы. После я отправлюсь в храм и достигну высшей точки моей молитвы. Затем я вернусь к себе в келию и продолжу молитвенное общение со Христом, непрестанно повторяя Его имя. Понимаете ли вы, что литургия есть переживание Бога в нас самих, победа Христа, определенность в жизни. Как говорится в Ветхом Завете, всесильное Твое слово, сказанное в ночи, содержащей все ( Притч. 18:14–15 ), внезапно. И подобно оно всаднику, спустившемуся с неба и упавшему на врагов, и победившему всех. Или царю, который наносит удары своей саблей направо и налево, сокрушает главы врагов, все падают замертво к его ногам, и выходит победителем на своих колесницах ( Пс. 109:5–7 ). То же происходит и на Божественной литургии. Это победа Христа в наших душах и в Церкви, и в обществе, во времени и пространстве. Следовательно, что же такое Божественная литургия? Это умное и истиннейшее именование Бога. И вышел Он как победоносный и чтобы победить ( Откр. 6:2 ). Мужайтесь! ( Ин. 16:33 ). Живите с вдохновением победителя! Девица, не задыхайся! Сердце, бьющееся в твоей молодости, не беспокойся, одержишь ли ты верх или будешь побеждено. Ты уже победил! Потому что победил Христос! Победа – Бога. Наша глава, Христос, одержал верх. Врагам нанесено сокрушительное поражение. Не следует сомневаться юноше, который приходит ко Христу, в том, одержит он победу или нет. Господь – победитель. И пусть он насладится победой над смертью и оставит славу Начальнику жизни ( Деян. 3:15 ). Христос вышел как победоносный и чтобы победить ( Откр. 6:2 ), говорит Иоанн Богослов. «Победоносный». Вышел, как победитель на войне. Он одержал верх над язычниками, мраком, отчаянием, бесами всем. Но также сказано: «Чтобы победить», то есть чтобы продолжить свои победы. Это значит, что существует один образ победы – Божественная литургия. Ты продолжишь шествие на своих колесницах ( Пс. 67:18–19 ), завоевание наших душ, наших страданий, страстей и мрака. Поэтому Божественная литургия значит то, на что ты надеешься, то, что приближает Бога, то, чем возможно насладиться на Небесах, – все это ты имеешь здесь неподверженным перстности.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Известно, что почти всегда в святогорских богослужениях участвуют миряне. Да и в былые времена Святая Гора никогда не была местом исключительно монашеским. До сих пор на Святой Горе живут миряне – нищие, недужные, трудящиеся, стремящиеся к покою и радости. Святогорское богослужение, которое никогда не прекращается, делает жизнь святогорцев непрерывным общением, совместной многоагничной жертвой и приношением за всю человеческую жизнь и обнаруживает не только единое общество людей и святых, но также и единство всей твари, которая совокупно стенает и мучается ( Рим. 8:22 ), обновляется и вместе с Богом воскресает. Пророческое житие Итак, если мирянин впервые приблизится к повседневной жизни святогорцев, то будет удивлен, видя, что между собой они говорят о видениях, снах, пророчествах, чудесах как о самых обычных вещах. Например, они станут рассказывать о чудесных исцелениях, говорящих змеях, ангелах, святых (или бесах) как о принимающих реальное участие в житейских событиях, находясь поблизости с монахами. Вы сразу почувствуете, что за этими, часто простыми или даже простецкими разговорами, стоит некое переживание, влекущая невидимая сила, нечто совершенно иное; некая сокровенная сущность, которая составляет жизнь таинства. Мирской человек с трудом принимает это. Но святогорцы обладают чувством этих реальностей, существующих как бы невидимо. Вкушение Небесного вожделенного опыта, в высшей степени присуще обитателям Святой Горы. Монах живет, видя насквозь и предвидя невидимое. У него сердце пророка. И святогорская жизнь неразрывно связана с даром пророчества. Она выходит и разносится в сегодняшнем мире, приносящем жертвы и поклоняющемся им, как пронзительный пророческий крик. Пророки в древнем Израиле – и, конечно же, в новом – были окнами собрания, открытыми в запредельное и надвременное. Через них могли смотреть и слышать все люди, составлявшие верный народ Божий. Молитвы и утешения пророков оживотворяли умершие души верных, их блестящие пророческие вещания приводили всех в дрожь. Путь пророка в народном сознании был путем Бога. Свидетельство пророка в действительности не было возвещением о грядущем, но сообщением о здешнем мире, оно было раскрытием присутствия Бога, откровением, что «се, здесь Христос», Который входит в нашу жизнь, напоминая о Своих правах на нее и о наших правах на Его жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Исихазм (греч. ησυχα – покой, отрешенность), или священное безмолвие – монашеская практика «умного делания», то есть чтения Иисусовой молитвы, сведения о которой мы имеем с первых веков существования монашества. Законченное учение сформулировано в творениях святого Григория Синаита , святителя Григория Паламы и их современников (прим. ред.). 290 Даниил (Димитриадис), старец афонского скита Катунаки (1846–1920), автор аскетических сочинений, иконописец (прим. ред.). 291 Каллиник (1853–1930), старец, подвизавшийся на Катунаках и 45 лет не выходивший из затвора (прим. ред.). 294 Софроний (Сахаров) , архимандрит (1896–1993) – ученик святого Силуана Афонского, автор его жизнеописания, основатель православаного монастыря в Эссексе (Англия), где похоронен и почитается как старец (прим. ред.). 295 Иаков (Цаликис), старец с осторова Эвбея (1920–1991), подвизался в монастыре святого Давида (прим. ред.). 296 Коливады – движение за литургическое возрождение на Афоне во второй половине XVIII века. Свое название получило оттого, что его приверженцы отказывались совершать заупокойную службу над коливом в воскресные дни. Лидеры движения коливадов – Макарий Коринфский, Никодим Святогорец , Афанасий Паросский – причислены Элладской Православной Церковью к лику святых (прим. ред.). 297 ω. Χρυσοστμου, Συγκρσεις μονχου και βασιλως, PG 47:389; Σεραπωνος Θμοεως, Επιστολ προς μονζοντας II, PG 40. 936D-937A. 298 Π. Παναγιωτκου, Σνταγμα το Εκκλησιαστικο Δικαου, т. Δ». Τ Δκαιον των Μοναχν, θναι 1957, с. 16. 300 J. Noret, Vitae duae antiquae sancti Athanasii Athonitae, CCSG, t. 9, Turnhout-Leuven, 1982, Βος το οσου Αθανασου το ν θφ Α, 123, с. 58, стих. 15– 23. 301 Имеется в виду традиция знаменитого общежительного Студийского мо­настыря в Константинополе, доминировавшая в устроении монашеского общежития и регламентировавшая богослужение в обителях Византийской империи в вв. Уже в X в. студийская традиция была принесена на Афон (прим. ред ). 305 Исихастские споры – богословская и церковно-каноническая полемика XIV столетия, порожденная выступлениями против древней монашеской практики умной молитвы воспитанников западного схоластического богословия Варлаама Калабрийского, Акиндина и их единомышленников. На Соборе 1341 года учение исихастов было объявлено несомненно отражающим церковное понимание молитвенного делания и библейского богословия (прим. ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010