Следовательно, мы идем на литургию для того, чтобы принять Христа. Но прежде следует настроить себя и быть готовым дать Ему то, что Он попросит, отдать Ему себя. Если нечто нас сдерживает, то тогда мы уже не можем соединиться со Христом. В этот миг перед нами предстает закланный Христос. И мы должны почувствовать себя закланными за Него, быть готовыми, если понадобится, принести себя в жертву. В то время, когда Христос стоит перед нами, поется «Аллилуйя». Это песнопение исполняется дважды: на Малом входе, после апостольского чтения, и на Великом входе. Какой оно имеет смысл? «Аллилуия» – это приветствие, которое произносят на браке Господа. Для брака у нас есть особые пожелания и приветствия. «Живите до ста лет!» – желают новобрачным. «Аллилуия» – брачный гимн, приветствие на бракеХристовом, где Он обручается со своей невестой Церковью. Следовательно, литургия, с ее богоявлением и присутствием Христа есть прикосновение к некому мистическому браку с Господом. Брак зовется и радостью. Быть на литургии, по слову Христа, значит войти в радость Господа Твоего ( Мф. 25:23 ), прийти на брак Своего Христа. Или не хочешь? Если ты – против, то куда убежишь, чтобы спрятаться? Даже если в глубины морские ты удалишься или в высоты Небесные, то и там встретишь Его ( Пс. 138:7–10 ) 166 . Не лучше ли просто Ему довериться? Ведь Он всюду тебя отыщет. И ты увидишь, сколь великой будет твоя радость. А если отречешься, то это равносильно самоубийству. Священник после причащения народа поднимает Святую Чашу со словами: «Всегда, ныне и присно и во веки веков аминь», напоминая нам о Вознесении Христовом. Это момент, когда Христос обещает нам пребыть с нами до века то есть всегда ( Мф. 28:20 ; Лк. 24:50–51 ). Приняв Святого Духа и увидев тайны Царствия, мы уходим, окинув духовным взором его красоты. Следовательно, дорогие мои, литургия – это обручение со Христом, некое подобие брака. Мы оказываемся в Царствии Божием. Скоро мы снова разойдемся по домам, унеся с собой страдания, грехи, скорби. Это не так важно, ибо мы вернемся сюда, на литургию, и снова прикоснемся ко Христу, а Он снова осуществит наше обожение. И так, в постоянной борьбе, совершая непрерывное восхождение, впереди – священник, за ним – мы, достигнем Царствия Небесного. Но с таким ли намерением мы приходим на литургию? Живем ли достойно Царствия Небесного?

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Таким образом, христианин, отправляющийся на литургию, должен осознавать, что идет на встречу с Самим Христом, и иметь намерение с трепетом к Нему прикоснуться. Об этом говорит священномученик Мефодий Патарский : «Для Тебя, Жених мой, девствую и с горящими светильниками встречаю Тебя!» 147 Женише мой Христе, я соблюдаю свое целомудрие и чистоту и держу в руках зажженный светильник, чтобы принять Тебя! Вот так подобает собираться на Божественную литургию, которая есть пришествие Христа и Его Царствия. Теперь пойдем еще глубже. Зачем нужны входы? Только что те из вас, кто был на вечерне, видели священника, совершавшего выход и затем заходившего в алтарь. Завтра на литургии то же произойдет на Малом и Великом входах 148 . Молебная процессия, направляющаяся к алтарю, и есть литургия, Небесное шествие. Как крестный ход святому покровителю нашего города, когда мы носим по кварталу его икону, честную главу, идем с хоругвями на площадь, где пропеваем ему молитвы 149 , так и литургия – есть совершение крестного хода на Небо. «Я пришел на литургию» – это значит, что я реально, а не умозрительно ступил на путь, ведущий к Небесам. Вы, наверное, видели, как во время солнечного затмения на улицах стоят дети и взрослые с биноклями, сквозь которые стараются разглядеть солнце. Так и на литургии. Наш взгляд и сердце приковываются к Тому, Кто восседает на Небесном троне. Наша жизнь сосредоточена вокруг Христа. И лишь одно имеет для каждого истинное значение – это Царствие Небесное. Тогда давайте оставим семью, работу, детей и побежим на литургию? Нет, дорогие мои. Задумайтесь, сколь велики любовь и премудрость Бога. Все наши повседневные житейские попечения могут войти в Царствие Небесное, вернее, стать теми мостиками, что приведут нас туда. Во всем может найти выражение наша любовь к Богу. Доброе отношение к жене, заботу о детях, ежедневный, изнурительный труд, работу, борьбу, слезы, скорби, которые переживаешь втайне, – все это ты принесешь на воскресную литургию и оставишь в Царствии Небесном. Бог освятит тебя и даст силы прожить следующую неделю. Все наши дела имеют ценность перед Христом, но не стоит забывать, что целью и конечной остановкой для нас является Царствие Божие, и душа наша жаждет прежде всего Бога. Он – наш маяк. Небеса – наше отечество. И именно это мы имеем в виду, говоря «аминь»: «Да, Отче мой Небесный, я принимаю все, что Ты говоришь мне. Я положил начало своему шествию. Я вступил на тот путь, что приведет меня на Небо. И я не остановлюсь, пока не достигну того места, где живешь Ты».

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Некоторым людям после того, как их разбудишь, требуется полчаса, чтобы прийти в себя после сна. Такое допустимо лишь в случаях тяжелых телесных недугов. Либо же это выдает человека, погруженного во мрак, утомленного, непригодного, плотского, не имеющего никакого отношения к собеседованиям с Богом. Он может пребывать в глубоком сне, который одновременно должен быть легким, как говорится в одной из молитв малого повечерия: «и даруй нам Боже... сон легок». Глубокий и в то же время легкий сон не отягчает дух человека, который живет и летает на Небесах. Только тогда он может просыпаться в последний момент. В остальных случаях необходимо пытаться встать пораньше, потому что все плотские люди нуждаются в приготовлении к богослужению. Мы можем стремиться на полунощнице сосредоточить свои чувства и ум; что касается помышлений, то предполагается, что мы уже осуществили надлежащую борьбу против наших мятежных и бунтарских помышлений. Мятежные помыслы обозначают плотского человека. Наши помышления всегда должны быть устремлены к умным сферам, в противном случае они коснеют в инертности. Тогда наш ум – правитель, который может обращаться прямо к Богу. Когда приходит помысел, душа раздваивается. Итак, наше умное делание нам помогает и приготавливает к молитве. Продолжаем разбирать первую часть утрени, которая столь же как и полунощница молчалива, покаянна, чудесна. В сущности, это своего рода полунощница, приготовление к основной части утрени, ее вступление. Мы вновь чувствуем напряженный характер ожидания Бога во мраке, вплоть до того, пока не ворвется в него этот прекрасный прокимен: Бог Господь, и явися нам ( Пс. 117:27 ), который мы должны любить и глубоко переживать внутри своего сердца, когда он звучит, потому что это есть смысл утрени: «Бог Господь, и явися нам», и лицезрение Бога во свете. Мы завершаем утреню пением экзапостилариев, или светильное, смысл которых заключен в самом названии: посли свет Твой ( Пс. 42:3 ) 178 . Если и экзапостиларии приобрели вид похвалы святому, но все же глубочайший их смысл именно таков.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Бывает, однако, что литургия кажется нам чем-то трудным для усвоения или вообще непостижимым. Поэтому мне бы хотелось дать вам несколько простых и практических советов, по сути составляющих одно целое. Давайте постараемся понять и вместить вещи привычные и созданные для нас. Что я могу сделать для того, чтобы лучше прочувствовать Божественную литургию? Первое и основное условие – это подготовка, которая заключается в изучении евангельского чтения дня 187 . Не раз мне приходилось увещевать клириков и диаконов, чтобы они прочитывали Евангелие заранее и после проверять их. Они отвечали «да», но в большинстве случаев это означало «да, я посмотрел и заложил на нужной странице». Но говоря о том, что при подготовке к литургии необходимо изучить Евангелие, я имею в виду вовсе не это. Священник и диакон имеют абсолютную свободу в церкви, ибо и алтарь, и весь храм – их вотчина. Поэтому они могут позволить себе прийти на службу после шестопсалмия или даже после «время сотворити» 188 . Они раскрывают Евангелие перед Богом и, поставив Христа напротив себя, наспех проглядывают тот евангельский отрывок, который им придется читать на литургии. Христос здесь и зовет меня ( Мк. 10:49 ; Ин. 11:28 ), Он взывает ко мне, хочет со мною поговорить. Он – здесь, рядом со мной. Нельзя относиться к Евангелию как к некому уставному указанию, которое мы обязаны исполнять. Таким подходом мы заранее обрекаем богослужебное собрание на провал. Если я не разобрался в Евангелии, то это значит, что «литургия прошла мимо меня». Что такое Евангелие? Что такое Священное Писание? Это слово об откровении Бога. Мы знаем, что Господь являлся святым мужам, которые по вдохновению Святого Духа записали Им рассказанное ( 2Пет. 1:21 ). Это откровение Бога было запечатлено евангелистами, веками читалось за богослужением и таким образом передавалось от поколения к поколению. Каждое описанное евангелистами событие есть и событие моей собственной жизни, то есть в евангельском чтении Бог открывается лично для меня. Евангельский текст есть слово Откровения. Откровение – это не процесс чтения, но Христос, приходящий ко мне в эти мгновения, со мной говорящий. Он живой Человек, а не глухой и не деревянное изваяние. Как тонко подмечено в Псалтири и других книгах Священного Писания, идолы лишены ушей, уст и глаз ( Пс. 113:12–14; 134:15–17 ; Прем. Сол. 15:15)! Христос же имеет и уста, и уши, и глаза. Он слышит, видит и внимает нашим молитвам и отвечает на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Мы все время жалуемся на одно и тоже: мы не умеем молиться, мы ничего не понимаем на литургии, мы не извлекаем из нее никакой пользы для себя. Но как же можно молиться, понимать, получать пользу, когда голова переполнена всякой всячиной? Необходимо отложить свои умствования. Отпустить ум. Пусть сделается он легким и пустым, пускай бежит от тебя, летит. Закинь его, словно удочку в море, на нее непременно поймается рыбка. А ты обретешь Христа. Вместе с тем ты стараешься удержать свои мысли, потому что не вправе позволить им витать где вздумается, расцвечивать и гноить твой ум, захламлять простор души тем, что давит на нее и ее сковывает. Следовательно, помышление должно стать свободным и прочным для усиленной молитвы 204 . Мы сейчас не имеем в виду «умное делание», но молитву на богослужебном собрании. Даже если помышление и наполнено своим собственным содержанием, то пусть держится независимо от ума и не давит на него. Помышление подобно пауку, свившему паутину, который расставляет свои сети и ловит в них кого захочет. Пусть минуют его все проблемы, беспокойства, огорчения. Ведь наша радость означает решение проблем. Печаль есть следствие боли, выведшей меня из состояния равновесия, или испитой горечи. Ликование случается и от того, что нас услышали и полюбили, на нас обратили внимание, а вовсе не от присутствия Бога. Пусть наш ум станет независимым и доброй волей устремится к тому, чтобы вместить Бога, предстоящего и открываемого в евангельском слове. Именно Он становится моим сегодняшним Евангелием, наполняет мое сердце, принимаемые мною решения, мой разум и помышления. Теперь у меня есть свое собственное слово откровения. Мой мозг, то есть мое помышление, но не ум, сам приходит к осознанию ничтожности моей и славы Бога, Его святости и моей греховности, рассеянности, к постижению подвига святых Церкви, и так уловляет Христа. Эта независимость не мешает уму соединиться с Богом 205 . Это очень просто, ясно и в то же время естественно для человека. Мы так ведем себя ежедневно в обычной жизни, но никогда так не поступаем в духовной. В этом наша трагедия. Если мы только захотим, то поймем, как это легко. И кроме того, увидим, что обличение ума и помышления необходимо для начинающего. Когда кто-то ступает на богослужебное поприще, то учится этому постепенно, непринужденно. Когда ты впервые идешь куда-то, то тебе, чтобы дойти до своей комнаты, требуется провожатый, а в следующий раз твои ноги уже сами тебя приведут в нужное место, даже если ты увлечен разговором. Твой ум «истощается», «истощаются» и помышления или обращаются туда, где находится ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Вы помните слова проскомидии: «Приносим дары и жертвы духовныя»? Под этими словами подразумевается жертва Христа. Но, если хотите, когда мы приносим Богу в дар (а то, что ты отдал, уже больше твоим не является, оно для тебя отныне не существует) самих себя, то это ничто. Давайте приносить Богу дар, единственную жертву, жертву всесожжения, жертву совершенную, которой Он был бы доволен. Поэтому очень важно почувствовать Божественную литургию как вопль страдания, а не как крик, бранящий свое «я», из которого не проистекает никаких сущностных изменений. Об      этом точно говорит святой Николай Кавасила : «Давайте доверим Богу свои души». Давайте предадим Господу наши души, и пусть Он с ними делает то, что хочет. Мы возвращаем Богу душу, Им же нам данную, «предаем» Ему «свой живот». Мы отказываемся от всего, что нас интересует, имеет для нас значение, от того, что уже прожили, от того, как проживем и после этого «добровольно и без колебаний вступаем в беседу с Богом» 198 . Кавасила имеет в виду огонь Святых Таин. А «вступаем в беседу» – значит «добровольно и без колебаний» вступаем в общение, единение и так уподобляемся Христу. Насколько мы смогли отречься от себя, настолько мы наполнимся Божеством, и следовательно, получим гарантию, что Евхаристия не прошла мимо нас, но принесла свой плод, а мы отслужили совершенную, надежную и «настоящую» литургию. Существует очень простая вещь, которая нам поможет как при подготовке к литургии, так и во время службы. Это молитва. Но не та молитва, которая отвлекается на попечения, теснящиеся в нашем сердце, помышления, устремления, желания и аффекты, которые мы хотим сейчас высыпать перед Богом и услышать Его суждение. Мы только что отказались от всего этого и оставили на суд Божий наши заботы, так зачем же нам вновь их получить в том же виде! Вы сами знаете, что в большинстве случаев наша молитва есть выражение нашего эгоизма. Редко она бывает духовной! Она плотская и слабенькая! Надо бы молиться повнимательнее, ведь это в наших силах! Несмотря на это, наша молитва – это молитва самолюбования, пресыщенности, эгоизма, поиска своего потерянного «я».

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Поэтому во время литургии наши духовные очи должны быть непрестанно обращены к тому, что произносится и совершается. Таким образом, мысленно приобщаясь к жизни Христа таинственно, мы сможем вместить и реальное к ней причастие. Лучше всех других средств подготовки, «добрее... и Божественнее воздействует на душу» 130 сама Божественная литургия, и именно она делает нас достойными принятия Тела и Крови Христовых 131 . Четвертое благо, которое дарует нам Божественная литургия – это безграничная любовь к нашим ближним, к нашим братьям 132 . Апостольское чтение призывает: Приветствуйте друг друга лобызанием любви ( 1Петр. 5:14 ). Такое целование воздавали друг другу древние христиане. В наше время эта традиция уже вышла из употребления. Но можно хранить ее внутри себя, зорким сердцем обнимая друг друга. Приходить на литургию подобает со всей полнотой любви к другим людям и единения с ними; во время службы просить о приумножении этих добродетелей. Как человеку соединиться со Христом, если он разобщен с членами Его Тела? И наконец, Божественная литургия через приготовление, которое мы осуществляем внутри себя, укрепляет нашу веру. Имеющий сильную веру возлагает все свое упование, все печали и скорби на Бога 133 . Мы приходим на литургию не для того, чтобы попросить Его о чем-либо, и не затем, чтобы разрешить свои личные беды, но обрести Христа. Согласно апостольскому чтению, которое мы слышали сегодня, мы во всем полагаемся на Бога, все заботы возложивши на Него ( 1Петр. 5:7 ) 134 . В этом уповании мы похожи на того, кто бросается в море и пускается в путь по воле волн. Такой человек приобретает отвагу и «оправдания», получает свободу положиться во всем на Бога во время Божественной литургии. А когда мы полагаемся на Бога, то для нас делается реальной возможность обожения, ибо Он начинает жить в нас. Тогда уже Он Сам руководит нашей жизнью, упорядочивает ее внешние и в то же время духовные нестроения. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми ( 1Петр. 5:10 ). Сам Христос принимает на себя ответственность за нашу жизнь, Он дает нам силу, Он поддерживает нас, учит и совершенствует. Он все принимает на Себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Сегодня, мои дорогие, я совершаю большое дерзновение. Я попытаюсь говорить о том, что превосходит все мои силы. Однако я это сделаю из любви к тем, кто столько раз с горячими взорами внимательно выслушивал меня в этом священном месте. Тема нашей беседы – духовная жизнь. Та жизнь, которая вдохновляется, руководится, направляется, действует Святым Духом. Это шествие на Небеса. Человек, который ведет такую жизнь, хоть и по земле ступает, но в то же время восходит на Небо, торжествует на Небесах. Его колесница – крылья Святого Духа, а его цель, стремление, пульс, ежедневное попечение – Небеса. Как часто, живя в удовольствиях и размениваясь на мелочи, которые поглощают нас, мы забываем о Небе! Житейские попечения, словно магниты, притягивают сердце, и поэтому Небо нам кажется далеким и недостижимым. А если к тому же человек никогда не имел духовного опыта, не ощущал в нем потребности, не обращал свой взор и сердце горе, то опасность возрастает. Когда ты слышишь рассказ о каком-то человеке, то можешь почувствовать радость и стремление к нему. Однако если его не увидишь, то, вероятно, о нем позабудешь. А если увидишь, то скорее всего полюбишь его всем сердцем, прилепишься к нему и навсегда удержишь в своем помышлении. Так и с Небесами. Давайте на мгновение обратим свой взор к Небесам, вглядимся в их просторы, красоту, радость и величие! И тогда все труднее будет нашей душе позабыть о них. Что сделали израильтяне, когда хотели войти в Иерихон, куда так долго стремились? Они знали, что город огражден высокими и неудобовосходимыми стенами. Израильтяне послали разведчиков принести плоды от той земли. Посланные возвратились с огромными гроздьями винограда ( Числ. 13:1–25 ), что принесли из сокровищ ее, принесли из жемчужин ее, принесли из красот ее. Когда израильтяне увидели это, сердце их пленилось, и сказали они: «Мы победим врагов». И устремились они к стенам, и с Божией помощью сокрушили их, и ворвались в город ( Нав. 6:1–20 ). Вот если бы так и нам распахнуть окно в Небеса, полюбоваться на дивные неземные пейзажи и, если пожелаем, шагнуть вперед, войти внутрь и, увидев, какова жизнь там, сделать ее своей собственной.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Кто есть я, вступающий в славу и святость Бога? Никто. Насколько Он свят и совершенен, настолько я ничтожен. Ведь без Него я бы так и пребывал во мраке небытия ( Быт. 2:7 ; Иов. 42:6 ). Сегодня у меня есть место в жизни, потому что Господь взял меня на Себя. Как только Он прекратит освящать меня Своими лучами, я погасну. Следовательно, раз Бог как некая сущность присутствует и действует в моей жизни, значит и я должен стоять перед Ним. Моя сущность есть ничто, небытие. Поэтому на литургии я должен увидеть свою подлинную сущность и понять, чем она является в сравнении с Тем, перед Кем я предстою, Кто есть Тот Бог, Которого я разыскиваю. Итак, я должен постичь свое ничтожество. И, как вы сами понимаете, это не есть дело саморефлексии, самопорицания: «Господи, прости меня за то, в чем я провинился». Эти слова есть ничто. За ними неосознанно может стоять: «Господи, вообще-то я почти святой, но вот ошибся в том-то и том-то, прости меня, ведь я же святой». Если человек так говорит, то значит, он ничего не понял. Осознание своей ничтожности происходит вследствие познания Бога, Его святости, непостижимости Его величия. Входя во мрак неведения, понимая, что ты не знаешь Бога 196 и пребываешь в потемках, но видя Его славу и величие, ты начинаешь замечать свою собственную ничтожность. Это ощущение будет тем сильнее, чем чаще я уничижаю себя при подготовке к богослужению. Следовательно, я должен совершить приношение: очистить себя от всего, что я приписываю себе, считаю своим собственным, забывая, что все дано мне от Бога, что все является Его собственностью. А то, что я это получил, еще не значит, что оно стало моим. А если получил, то что хвалишься, как будто не получил? ( 1Кор. 4:7 ) На Страшном Суде я лишусь всего, данного мне Богом, и останусь обнаженным ( Евр. 4:13 ), пустым местом, болтливым зародышем, таким, каким меня родила мать, в этом виде я предстану перед Богом, пред страшной Ипостасью Бога 197 . А Он наклонится надо мной, покроет, придаст форму моему бесформенному эмбриону и сотворит Своим подобием. Мне необходимо осуществить это уничижение, принести свой пустой зародыш Богу и пробудить своего подлинного «я», стяжать дерзновение перед Богом, ибо искренность рождает дерзновение.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Когда мы осознаем, что все это есть мистическое делание 207 , которое совершается в нас через пришествие Святого Духа, то поймем, как легко ему научиться, поднять на крылах своего разума, сердца, совести и сделать своим. Если я это понял, пережил и уверовал, то немедленно познаю и все остальное. Вчера после обеда один из отцов посетил меня в келье, и мы договорились совершить ночную литургию. С этого момента я погрузился в атмосферу служения Божественной литургии, и ни во время бодрствования, ни когда уснул, из нее не выходил. После разговора с этим братом я повстречал некоторых из вас. Одного похвалил, другого побранил, третьего обличил, но при этом не нарушил сосредоточения своего сердца. Мой ум ни на мгновение не покидала мысль о предстоящей литургии, будто бы я уже был там и предстоял перед Богом. До 2.30 я писал. Около 4.30 прилег, но и во сне не прекращал подготовки к литургии. В 6.30 меня разбудили. Причем тот монах, что пришел за мной, не мог понять, проснулся я или нет, и стоял выжидательно. А я своими мыслями уже давно был в храме. Это трудно понять. Перед началом литургии нужен хотя бы час на подготовку. И тогда, после освящения Честных Даров, радость и ликование наполнят всю Вселенную. Это было такое чувство, что я понял, что совершил литургию, что стал Христом. Однако сила радости после литургии, как вы понимаете, не всегда одинакова. Она зависит от Божиего домостроения. Подготовка к литургии должна войти в наше ежедневное правило. После сегодняшней литургии необходимо жить ожиданием завтрашней и подготовкой к ней. Мы воспринимаем литургию как нечто обыденное, не понимая, что промысел Божий уникален и не повторяется из раза в раз. Жаль его потерять! Необходимо осознать то, о чем дивно сказано у Кавасилы: «Господь даром дает нам дары» 208 . То, о чем мы говорим с вами, не есть дело нашего собственного подвига. Задумайтесь, ведь есть люди, которые приходят с желанием увидеть Бога, которые достигли некоей сосредоточенности ума, а в результате им ничего не удается. Ибо они возомнили, что собственными усилиями могут всего добиться, но «Господь дает нам дары даром и безыскусно». Что значит безыскусно? Искусство здесь бессильно. Действенна благодать. Все, что ты приобретаешь в Церкви, все, чем ты наполняешься, – это благодать святости и Божественной славы, нерукотворных Божественных энергий. Все даруется нам Божественной благодатью. А раз оказывается, что все так просто, то задам вам вопрос: так почему же мы не торопимся стяжать эту великую благодать от Бога, которая уготована ежедневно для нас?

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010