Кто я? Во мне постепенно происходит процесс самопознания. Я понимаю, что во мне есть Божественное, которое растяжимо, как облако, но есть и ощущение своей перстности. Вступая в беспредельное, я отчетливее вижу свой грех , эгоизм, страсти, ничтожность, тленность. От этого происходят мои слезы, а также радость от осознания глубины самого себя и дыхания Бога. Я живу внутренней обновленной жизнью. Я осознаю свое духовное бытие и свою греховную сущность, которая, несмотря ни на что, любит Бога. Таким образом, открывая то, что было во мне, я говорю: «Что это? Кто это? О, да это же я сам!» Из этих скачков, сальто, восхищений, протяжений, из-за постоянного пребывания Бога со мной, я начинаю узнавать себя таким, каким меня создал Бог, а не сделал грех. Вот грех, то есть то, что сделал со мной сатана еще в раю. А вот то, что натворил я сам мерзостью моего хотения. И вот то, что создал Господь. Из этих вещей, совершенно отделенных друг от друга, состоит человек. Это мой друг – я сам, а вон тот – чужой. Это есть Божественное дыхание, которое раньше я не ощущал. Но я существую с того момента, как Господь вдохнул в меня жизнь. С тех пор Он – одно со мной, Он всегда со мной и составляет мое глубинное существо. Отныне я живу отличной от здешней жизнью, упоительной, манящей и чуждой земному. И пребываю в растерянности: что же теперь делать? Куда бежать? Как это стало занимать основное место в моей жизни? А чем более серьезные вещи происходят в моей жизни, тем сильнее испуг: а что же дальше? Как мне избежать смертельной угрозы, которой я сейчас подвергаюсь? Два человека стоят высоко, и один предостерегает другого: «Не упади!». Так и здесь. Я сознаю свое причащение Небесам. Мой дух соединяется с ними. Когда ты седлаешь лошадь, крутишь педали велосипеда или заводишь автомобиль, как ты можешь соединяться с Небесами, которые выше и глубже тебя? Понимаешь ли значение слов: Умалил еси его малым чем от ангел ( Пс. 8:6 )? Выше всего поставил Господь человека, но ниже, чем единственного Ангела во плоти – Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Содержание Предисловие редактора Глава 1. Богопознание Познание Бога в смирении Вечный брак Престол Божий Наставление о молитве Богословие и жизнь Глава 2. Богослужение Церковь – Тело Христово Литургия и жизнь Краткое изложение Божественной литургии Божественная литургия Приготовление к богослужению Христос во мне В храме Общение двух миров Глава 3. Богомыслие Жизнь Святой Горы и человеческое общество Молитва на Святой Горе вчера и сегодня Эпилог Монашеское житие: дом Бога и врата Небес     Предисловие редактора Перевод трудов архимандрита Эмилиана, почетного игумена монастыря Симонопетра на Афоне и духовного наставника женской обители в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Ормилии, можно сравнить с работой реставратора, расчищающего древнюю икону или стенопись. Вначале образ сокрыт от мастера. Но постепенно, шаг за шагом снимая темные слои живописи, художник видит Божественный лик Небесной красоты. Так, преодолевая слово за словом, мы складывали дивную мозаику из жемчужин духовного опыта старца. Размышления греческого игумена о сущности Православия позволили нам прикоснуться к таинству близости многих и многих людей, отделенных друг от друга языками, континентами и столетиями, но единых в Церкви. Переводить проповеди игумена Эмилиана было страшно и увлекательно. Страшно потому, что мы столкнулись с трудами не просто высокообразованного и наделенного даром красноречия богослова, но монаха и аскета, потом и кровью собственного подвига познавшего теологические доктрины. Его слова надежны и обладают особой простотой и глубиной, ибо передают не умозрительную теорию, но путь страданий человеческой души, устремленной к Богу. Поэтому у нас не раз возникало сомнение: а имеем ли мы ту меру понимания рассуждений архимандрита Эмилиана, чтобы с дерзновением перекладывать их на другой язык?! Увлекательно потому, что непредсказуемо. Начиная фразу, мы как бы ступали на тропу, ведущую к хорошо различимому вдали ориентиру, но идти приходилось нехожеными дорожками. Поэтому не хотелось отрываться, пока не ставилась последняя точка.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

2 . Этими словами Бог указывает на Самого Себя человеку и повелевает ему: 1) познавать и 2) почитать Себя , как истинного Бога. 3 . Познавать Бога мы должны следующим образом: а). Должно учиться Богопознанию, например, Закону Божию, как важнейшему из всех знаний: другие знания имеют значение только для жизни земной, а познание Бога и Его святой воли ведет к благополучию и в этой жизни, и особенно к вечному спасению в будущей ( Иер.9:23–24 ; Ин.17:3 ). б) Должно усердно слушать поучения о Боге и делах Его в церкви, как-то: чтение Евангелия, Апостола, проповедей, вникать в значение обрядов при Богослужении, так как все они напоминают о Боге и о делах Его, и вести благочестивые разговоры о том в доме. в) Должно читать или слушать книги, научающие Богопознанию, во-первых, Священное Писание, во-вторых, писания Святых отцов Церкви, и вообще духовно-нравственные книги. При всем этом должно стараться, чтобы познание о Боге было не одним только умственным знанием, но и проникало в наше сердце и выражалось в самой жизни нашей. 4 . Почитать Бога мы должны внутренним или духовным образом, и внешним или видимым. 5 . Ко внутреннему Богопочитанию относятся следующие главнейшие обязанности наши: а) Веровать в Бога всем сердцем, т. е. иметь уверенность в Его бытии, свойствах и действиях (сотворении мира, промышлении и искуплении) (См. „О первом члене Символа веры “). б) Всею душою надеяться на Бога и обращаться к Нему с молитвою . г) Всем сердцем любить Бога . 6 . Из обязанности веровать в Бога происходят следующие обязанности: а) Прославлять Бога . Пример – Ангелы, непрестанно славящие Бога, святые люди, проводившие большую часть жизни в Богомыслии и молитве. б) Повиноваться Богу , т. е. непрестанно быть готовыми делать то, что Он повелевает, и не роптать, когда Он не то делает, чего бы мы желали. Пример – Авраам, по повелению Божию, переселившийся с родины на чужую землю и бывший готовым принести в жертву сына своего Исаака; праведный Иов, принимавший с покорностью все, ниспосылаемые на него от Бога несчастия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Давайте постараемся научиться принципиально иной молитве. Давайте молиться о себе с осознанием того, кем мы являемся на самом деле, понимая, что в беззакониях зачаты ( Пс. 50:7 ) 199 , пресны, несведущи, ужасны, безобразны. Ты видишь, что я валяюсь в греховной утробе, в гнили, на дне Вселенной, а вовсе не в Царствии Небесном. Так вот об этом подлинном своем состоянии мне стоит молиться, чтобы Господь воскресил меня от греха во время литургии, чтобы я был вместе с Ним вознесен, принял в себя Святого Духа и остался со Христом навеки. Также я могу молиться и о народе Божием, о Церкви. Не будем забывать о том, что, приходя на богослужение, мы составляем единое Тело со всеми христианами, живыми и усопшими, со всей полнотой Божества и Тела Христова. Поэтому мне необходимо молиться о себе, ибо я – это и Церковь , и другие люди, живущие уже не порознь, но объединенные в одно Тело Христово ( Рим. 12:4–5 ; 1Кор. 12:12 ). О      людях следует молиться, не вдаваясь в подробности. Не возбраняется, если хотите, молиться о братии, к которой мы принадлежим и благодаря которой нам дается право участвовать в богослужебном собрании. Можно молиться и о людях вообще. Можно поминать их проблемы, но все они касаются нашей плотской жизни, а не реальной во Христе, в Его Теле. Поэтому самим лучше не вдаваться в эти запутанные дела, а оставить их для Бога. Ибо погружаясь в решение подобных проблем, я изгоняю Бога из своего сердца. «Давайте вверим Господу свои души» 200 – как свои собственные, так и чужие. Такого рода молитва есть уничижение своего «я» на новом уровне. Это состояние ожидания Бога, причастия Его любви, святости и славы. Возникает вопрос: если богослужебное собрание является общим делом и никого не оставляет в стороне, то как мы можем одновременно и участвовать в службе, и сосредоточенно молиться? Наши богослужения столь продолжительными кажутся нам вначале, что мы можем успеть все, или, по крайней мере, многое. Священники так или иначе вынуждены успевать. Читаем ли мы кафизмы Псалтири, или последование к Причащению, совершаем ли проскомидию или говорим: «Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения» 201 , мы молимся. Такое право нам предоставила сама Церковь . Богослужебное собрание взывает ко Господу одними словами, мы же, священники, предстоящие перед Господом, другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Мы часто не замечаем этих поражений и брани. Как же мы сами сможем одержать победу, пребывая во сне, просыпаясь и ничего не замечая? Поэтому Сам Господь по Своему промыслу продлевает присутствие Христа в истории посреди богослужебного собрания. Итак, ангелы не осознали опасности, но ее почувствовал архангел и стоит с мечом, взывая: «Станем добре». То же делает и наша Церковь во время богослужения. Но здесь «архангел» – тот, кто созывает собрание, Церковь ; по его повелению приходят и Господь, и святые, и живые, и усопшие; он есть глава служения. Без предстоятеля богослужебное собрание не состоится. Подлинный предстоятель – епископ. Где епископ, там и Церковь. Созвать Церковь может только епископ, который является образом Христа, или поставленный на епископское место – викарный епископ, игумен, архимандрит, проистамен 94 , иерей «с ведома и согласия епископа» 95 . Таким образом, разрешение епископа есть непременное условие для служения. Иначе я стану нелегальным священнослужителем, схизматиком, попавшим в ловушку сатаны. Благодать Божия снисходит туда, где соблюдены каноны. Следовательно, в женском монастыре огромное значение имеет присутствие геронтиссы как предстоятельницы служения и его исполнительницы 96 . Без нее богослужебное собрание было бы невозможно. Второе, на что мне бы хотелось обратить ваше внимание: мы постигаем богослужение, когда соединяемся с Лицами, которые его животворят или с празднуемым святым, или с совершаемым таинством. Из этого проистекает потребность в чтении святоотеческих сочинений о богослужении и, с особым тщанием, богослужебных книг – Октоиха, Постной и Цветной Триоди, Минеи, а также Житий святых, в которых повествуется о любимых нами угодниках Божиих, о святом, которого празднует Церковь сегодня, о Богородичных праздниках, один из которых мы отмечали вчера, о мученике, день памяти которого мы торжествуем завтра, пророка – послезавтра. Когда у меня есть кто-то, кого я люблю, то и все, что с ним связано, мне кажется любимым. Я все начинаю понимать и различать то, чего не замечал раньше. Вступая в связь с человеком, я соединяюсь с совокупностью людей и предметов.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

чудотворца. 56 Γρηγορου Θεολγου. Λγος 39, Εις τα για φτα 13, PG 36: 349 Α; Γρηγορου Παλαμ, Λγος 58, Εις την γννησιν Κυρου 5, " λληνες Πατρες της Εκκλησας, т. 2, с. 462. 57 Отец Эмилиан имеет в виду серию проповедей, произнесенных в храме святителя Николая в Трикале в 1970 и 1971 гг. 59 Первый тропарь третьей песни первого канона на утрене праздника Преображения Господня 6/19 августа: «Во всего Адама облекся, Христе, очерневшее изменив, просветил еси древле естество, и изменением зрака Твоего благосодеял еси», из Минеи. 60 Третья стихира на Хвалитех на утрене Святых отец Седьмого Вселенского Собора 11/24 октября, из Минеи. 61 Κυπριανο Καρχηδνος, Επιστολ 73. 21, PL3: 1123Β (=CSEL, т. III, 2, Wien 1871, с. 795, στιχ 3–4): “salus extra ecclesiam non est”. 67 W.Jaeger, Gregorii Nysseni Opera, De vita Moysis, t. VII. I, Leiden 1959, Γρηγορου Νσσης, Εις τον βον Μωυσως 2, с.96– 97 (далее – Γρηγορου Νσσης, Εις τον βον Μωυσως). 68 W.Jaeger, Gregorii Nysseni Opera ascetica, De virginitate, t. VII. I, Leiden, 1963, Γρηγορου Νσσης, Περι παρθενας 4, стих. 17–18 (далее- Γρηγορου Νσσης, Περ παρθενας). 69 Διαταγαι ’Αποστλων 2, 27, ΒΕΠΕΣ, т. 2, с. 35– 36, 39 и далее (далее – Διαταγαι ’Αποστλων); Ιγνατου ’Αντιχειας, Σμυρναοις 9, 1, ΒΕΠΕΣ, т. 2, с. 281, стих. 29–30. (далее – Ιγνατου ’Αντιχειας, Σμυρναοις). 70 Ιγνατου ’Αντιχειας, Σμυρναοις 8,315, стих. 8; ω. Δ. Ζιζολα, μητροπολτου Περγμου, ντης τς Εκκλησας ν τ θεα Ευχαριστα και τ πισκπφ κατ τος τρεις πρτους αινας. θηναι 1990. 71 Κυπριανο Καρχηδνος, Περ τς ντητος Καθολικς Εκκλησας, 6, PL 4: 503 A (=CSEL, т. III. 1. Wien 1868, σ. 214). 73 W. Jaeger, Gregorii Nysseni Opera, In ecclesiasten Homiliae, t. V, Leiden 1962, Γρηγορου Νσσης, Εκκλησιαστς 2, с. 299, стих. 3–9. 75 W. Jaeger, Gregorii Nysseni Opera, De Beatitubinibus, t. VII. II, Leiden 1992, Γρηγορου Νσσης, Εις τος μακαρισμος 8, стих. 11–14. 79 Νικολου Καβσιλα, Εις θεαν λειτουργαν 50, 22– 23, Φιλοκαλα τν Νηπτικν και ’Ασκητικν, " λληνες Πατρες τς Εκκλησας, т. 22, Θεσσαλονκη 1979, с. 2422–244. (далее – Νικολου Καβσιλα, Εις θεαν λειτουργαν).

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Мы стоим в церкви. Отсюда лучше всего можно разглядеть Небо. Но где же окно? И как его открыть? Оказывается, очень просто. Окно есть Божественная литургия, которую мы служим. Однако, когда речь идет о столь тонких духовных материях, нам надобно обратить свои души к Святому Духу и просить Его направить луч света во мрак нашей мысли и осветить ее, чтобы мы почувствовали, поверили, поняли и с пользой восприняли все то, что совершается, произносится и слышится на Божественной литургии. Вы с таким трудом приблизились к сокровенному. Так стойте прямо и держитесь стойко. Ваш труд не должен пропасть даром. Нужно призвать Святого Духа, и пускай ни одна мысль не останется нами не понятой. Мы не уйдем отсюда, пока наши сердца не поклонятся Богу, а мы сами не почувствуем, что наши души устремились к Небесам и увидели все, происходящее там. По окончании беседы вы поймете то, о чем говорил один святой нашей Церкви: «Теперь душа моя уязвлена, и не могу стерпеть Твоего пламени. Воспев Тебя, к Тебе я направляюсь» 142 . «Боже мой, – говорит святой Иоанн Лествичник , – я увидел Тебя, услышал и почувствовал рядом с собой. Ощутил, как Ты пронзаешь мое сердце Своими стрелами, обжигаешь мою душу, воспламеняешь огонь, который я не в силах стерпеть. Поэтому я пою Тебя и устремляюсь за Тобой. Ибо Ты – Тот, Кто научает истине». Итак, окном для нас служит Божественная литургия – нечто, столь хорошо нам знакомое, то, к чему мы привыкли с детских лет и чему нет подобного на земле. Как начинается литургия? «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Почему именно это возглашает иерей? Что он этим хочет сказать? Перед нами Христос открывает изумительное зрелище: некое Небесное видение предстает нашему взору. Перед нами Христос отверзает свое Царствие. Так, когда ты идешь в магазин и продавец показывает тебе ткань, ты ее трогаешь, берешь в руки, проверяешь на прочность, разглядываешь, любуешься ее красотой и затем говоришь: «Да, я ее покупаю». То же самое делает и Христос на литургии. Перед нашим взором Он распахивает врата Своего Царствия, чтобы мы могли его рассмотреть, ощутить, им насытиться и сказать: «Для своей жизни я выбираю это». Но такие ли чувства возникают в нашей душе?

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Мы увидели во время литургии, как отверзаются Небеса. Мы увидели блага Небесного Царства. Мы «даром» получили Святого Духа. Мы узнали, что Тот, Кого мы ищем, может оказаться в наших руках. Мы, грешники, можем получить Его в Церкви. Поэтому если мы приходим на литургию, чтобы принять Христа в себя мистически и незримо, то уходим домой в праздничном настроении, говоря: «Мы вверили Ему наши души и предали нашу жизнь». Так давайте доверим Христу, Которого только что лицезрели, наши души, и посвятим Ему свою жизнь, «воспламеним свои сердца огнем Его любви» 167 . Давайте зажжем наши сердца пламенем Его любви, огнем, который попаляет всякую душевное гниение, очищает нас и готовит к жизни в вечности. Приготовление к богослужению 168 Перед тем как отправиться в храм, необходимо возыметь желание подготовиться к богослужению душевно и духовно. Что бы ни произошло в нашей жизни, нам подобает оставаться кроткими и спокойными. Мы не можем сохранять ни толики осуждения в своей совести во время богослужения, ибо с дерзновением предстоим перед Богом и просим Его о том, чтобы увидеть Божественный свет – да узрим свет ( Пс. 35:10 ) 169 . Надлежащее приготовление вселяет в нас надежду на то, что мы услышим голос Бога, а следовательно, и Его вещание, которое войдет в глубины нашего сердца. Когда вы заходите в храм, то вполне осознаете, что идете говорить с Богом, и с того самого момента, как вы входите, вы реально стоите перед Ним. Поэтому все ваше стояние должно быть священоподобным. Избегайте разговоров и посторонних вмешательств. Конечно же, вы имеете право сказать что-то, напомнить, но предполагается, что вы преодолели состояние бренного человека, который раздваивается и расстраивается в то время, когда отвлекается, спрашивает что-то или отвечает. То есть разговаривать можно, но при условии, что наш ум и наше сердце при этом остаются с Богом. Следовательно, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему ( Пс. 5:8 ) – не пустые слова. Наш вход должен стать священным поклонением и неким живым и действенным предстоянием перед Богом. Сколь страшно возвысить свой голос! Но он не сможет достигнуть Небес, если мы будем как муравьи, которые не могут поднять рук и главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

И если ты однажды пережил во время литургии эту истину, почувствовал духовные Небеса, то тебе уже никогда не будет по-настоящему хорошо на земле. А тот, кто умеет довольствоваться нашей тленной жизнью здесь, в миру, тот не благонадежен для Царствия Божия ( Лк. 9:62 ). Стоя на литургии, ты делаешься чуждым для мира. Радуйся, ибо имя твое записано в Царствии Небесном. Желание возгорается в твоем сердце, и ты становишься гражданином Царствия Божия ( Фил. 3:20 ). Это трудно постичь человеку, но именно в этом заключается Божественное делание. Когда ученики Христа ушли, как мы читали в сегодняшнем Евангелии, радуясь тому, что Господь сотворил многие чудеса, несли благовестив, обращали души ко Христу, сокрушали демонов со словами: «И демоны нам послушны, Господи», что Он им на это ответил? Не радуйтесь всему этому, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах ( Лк. 10:20 ). Эту благодать трудно получить. Однако это то реальное благо, которое мы можем приобрести. О том, что такое литургия, сказано: «стань и ты избранным, и да будешь причислен к жителям Царствия Божия. Тоскуй более всех благ о Небесах, причастии к ангелам и людям, которые там радуются, славословя Бога». Третье, что мы получаем через литургию, – это освящение 120 . Только в святых людях обитает Бог и только с ними имеет общение. «Яко свят еси, Боже наш, и во святых почивавши» 121 . Поэтому мы непрестанно молим Его об освящении наших душ. Что же это такое и как происходит? Освящение – это наше отречение от мира и всего мирского. Святой – это тот, кто отошел от мира и посвятил себя Богу ( Ис. 52:11 ). Следовательно, на литургии мы отчуждаемся от мира и желаем всецело принадлежать Богу. Уже само такое добровольное желание нас освящает. Оно же помогает нам стяжать и другие добродетели, необходимые для освящения. Литургия – есть наш дар, наше повторяющееся приношение Богу, подтверждение договора, подписанного нами при Крещении и Миропомазании 122 . Приходя на литургию снова и снова, каждый из нас обещает: «Господи, я вновь отдаю себя Тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

да в нем узрим свет неприступный...», из Часослова. 170 Отпустительный тропарь после Трисвятого в конце утрени в период Великой Четыредесятницы, из Часослова. 173 Уставших (греч. τυπικρης) – монах, отвечающий за отправление службы в строгом соответствии с Уставом, то есть Типиконом; алтарник (греч. εκκλησιαστικς) – клирик, следящий за благолепием собора: чистотой, горением лампад и др. (прим. ред.). 176 Тропарь Великого Понедельника и Вторника, поющийся после Трисвятого в начале полунощницы, из Часослова (прим. ред.). 177 «Всенощное» греки называют «агрипния» (греч. αγρυπνα), что в переводе на русский обозначает бодрствование или бдение (прим. ред.). 178 Экзапостиларий, или светилен – краткое песнопение, поющееся после девятой песни канона на утрени, по содержанию повествующее о воссиявшем свете Христовом (прим. ред.). 179 Μ. Βασιλεου, " Ομιλα εις τν πεντηκοστν ψαλμν 2, PG 29: 464ВС; Επιστολ 207, 3, PG 32: 764Β. 180 Пение тропарей канона перемежается чтением седальна после третьей песни, кондака, икоса и синаксаря после шестой и светильна после девятой (прим. ред.). 182 Стихиры на Хвалитех – стихиры, припеваемые к стихам хвалитных псалмов: 148: 149: 150 (прим. ред.). 183 Священническая молитва главопреклонения – «Господи, Боже наш, приклонивый Небеса» читается после просительной ектении на вечерне и утрене, из Служебника (прим. ред.). 187 Евангельские, равно как и апостольские, чтения распределены по дням церковного года. Круг чтений начинается от Пасхи (прим. ред.). 188 Строки 118 псалма (стих 126), возглашаемые диаконом перед начальным возгласом Божественной литургии, из Служебника (прим. ред.). 193 Γρηγορου Παλαμ, Κεφλαια κατν πεντκοντα 75,78, Χρστου, т. 5, с. 77 (стих 31), стих. 14–24. 194 Ирмос девятой песни канона Космы Мариумского на утрене Рождества Христова 25 декабря (7 января), из Минеи. 197 Θεαι Λειτουργαι των ποστολικν Διαταγν, εχαι γιας ναφορς, Φουντολη, т. 13, с. 41–47. 201 Тропарь, читаемый священником на облачение в подризник перед служе­нием Литургии, из Служебника.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010