Но разве и без того не слышит нас Бог, разве Он не знает о всех наших нуждах? Конечно же слышит и знает! Он требует от нас молитвы, во-первых, для того, чтобы мы четко смогли осознать собственные желания, во-вторых, чтобы почувствовали свои беспомощность и потребность в Боге, и, в-третьих, с тем, чтобы научились просить у Бога. Если Он станет давать нам все желаемое немедленно, еще до того, как мы осознанно попросим, то с той же легкостью, с какой мы получили от Него просимое, его и потеряем. Если отец дает тебе миллионы, ты можешь легко выбросить их на ветер. Однако если ты сам прольешь пот, чтобы зарабатывать по пятьдесят драхм в день за свою работу, то поймешь, как экономить, и почувствуешь, чего стоят деньги. Ты не станешь необдуманно расточать их. Точно так и здесь. Чтобы мы не пускали на ветер благодеяния Бога, Он дает нам почувствовать Его через сильнейшее напряжение и исходящий из глубины души крик. Итак, во-первых, необходимо переживать молитву как борьбу. Во-вторых, как крик из глубины души, который, как мы уже сказали, у разных людей принимает разную форму. Однако когда мы пойдем вперед, то заметим, что вопль нашей души не доходит до Бога. Он должен измениться, стать безмолвием в пустыне молчания. Бог есть Бог усердствующих и молчащих; и это мы почувствуем тогда, когда возопим к Нему. Что бы ни говорили о молчании, мы не поймем его значения и смысла, если не пройдем по этим ступеням последовательно. Почему? Что такое безмолвие? Когда ты кричишь, то не слышишь другого; тебе надо замолчать, чтобы различить его голос; или когда вокруг тебя стоит гул, то в нем теряется звук твоего собственного голоса. Надо замолчать всем, замолчать тебе самому, чтобы услышать другого. Это ощущение и эту реальность мы переживаем во время обращения нашей души к Богу. Итак, молитва , идущая к Богу, есть некое «безмолвие в безмолвии», абсолютное и глубинное. Мне нужно учиться молитве в шуме, через которую я обрету совершенный покой. Каждому необходимо по мере возможности стремиться к абсолютному молчанию ради молитвы. Ведь даже пение птицы и журчание реки или родника, что течет неподалеку, дуновение ветра способно нарушить молитву и бывает громче слова, исходящего из твоих уст. Также нужно научиться и молиться в абсолютной тишине; а для этого великое значение имеет ночь! Итак, я стану молиться среди шума, но буду особо стремиться к молитве в тишине, чтобы иметь возможность разговаривать с Богом. Бог быстрее отвечает тем, кто хранит безмолвие в уединении.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Бог не остался на Небесах, Он дошел не только до земли. Но спустился даже и до ада. Здесь Его униженность дошла до своей глубочайшей точки: Бог оказался на дне ада и оттуда простер руку всем – и тем, кто, отрекшись от Него, стал приносить жертвы языческим богам, и тем, кто любил Его при жизни. Он дал им руку, две руки, дабы любой страждущий смог ухватиться, и вытащил их из ада. Теперь, возлюбленные мои, сменим направление. Раньше Господь спускался. Мы видели Его там внизу, в аду. Но после победы над лукавым человек вознесся на Небо, наша плоть вознеслась наверх, к Небесам. В Пятидесятницу мы приняли Святого Духа, Который с тех пор возводит нас к вершинам богословия. Как говорит святой Василий Великий : «До небывалых высот возвеличился человек благодаря смирению» 8 . Сходит и умаляется Господь, человек же невиданно возвеличивается, достигает даже и до Неба. Но только если имеет смирение. Конечно, Христос возвращается на Небо. Но Он постоянно шествует с нами рядом. Он оставил нам Духа святости. Он дал нам и Божественное Причастие, которое дарует нам Его Тело. Божественный Христос причащается человеческой плоти, а имеющий греховное естество человек во время Причащения устремляется к небывалым высотам. На земле Христос ходил в нашей с вами плоти. А Божественное Причащение – это Плоть и Кровь Христа. Поэтому и говорит Сын Божий, что кто унижает себя, тот возвысится ( Мф. 23:12 ). Что значит возвысится? Это значит – дойдет до познания Бога. Речь идет не просто о славе, не просто о нашем перемещении на Небо и не о том, что Бог вытащит нас из грязи греха, но подразумевается, что отныне Дух Святой имеет возможность открывать нашему сердцу Бога, только бы мы были смиренными и преклоняли головы наши перед Ним. Так что, возлюбленные мои, в смирении Бог умаляет Себя и возвеличивает человека. Смирением мы возносимся ко Господу, познавая Его и Его пути. Познание Смирение не есть нечто, обособленное от Божественной природы, но является Его личным качеством. Без смирения Бог не был бы Богом. Что Он сказал? Я есмь сущий ( Исх. 3:14 ). Вот в чем истина. Он есть Любовь. Если бы Он не был Любовью , то не был бы и Богом. Так и я, будучи богом, без смирения стану бесом. Непременным качеством каждого христианина должно стать смирение. Мне необходимо вжиться в него и всегда чувствовать, что я живу в Боге и в смирении.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Но так ли это в действительности? Или, может быть, это отношение ко Христу как бестелесному и невидимому вытекает из некоей духовной «зрительной» или душевной болезни? Есть люди, которые и на земле живут как будто в преисподней. Ибо нет более ужасного мучения, чем быть монахиней и воспринимать Христа невидимым и бестелесным. Подобное существование обречено на безысходность. Итак, Господь невидим? А разве тот критерий, что две личности связаны между собой, не объективен? Разве может быть критерием замкнутая, несчастная, самоистязающаяся душа, которая существует без Бога и заперта в своем собственном бреду? Разве невидим и бестелесен Христос? Сначала обсудим вопрос с теоретической точки зрения. Сказать, что Христос невидим, было бы ужасным невежеством и неверием и в Священное Писание, и в церковное Предание, и в Святых отцов, которые передали нам то, во что они верили и чем жили. Кто из них когда-либо говорил, что Бог невидим, особенно Христос? Все признают, что Божественная природа непостижима для человеческой слабости. Бог открывается через действие Божественных энергий. Он видим как Богочеловек, как Свет во множестве Своих проявлений. Как будто ты находишься в большой комнате, уставленной зеркалами, в которых видишь не одно, но множество своих отражений. Именно так тысячи раз и тысячью способами человек может увидеть Христа. Об этом засвидетельствовано и в Писании, и в Предании. Но сегодня нас занимает нечто иное. Ни о чем другом не говорят святые, кроме как о богопознании, видении Христа, и о своем стремлении к Нему. Вот те два великих дара, что посылает Христос Своим избранникам. Когда юноша обручается с девицей, то требует от нее двух вещей: чтобы она принадлежала только ему и всегда находилась рядом и чтобы была покорна его воле. Подобного требует и Христос от всякой, желающей стать монахиней. Любая женщина требует от своего мужа, чтобы он был рядом с ней и чтобы она могла постоянно его видеть, чтобы не был отделен от нее ни телом, ни душой, не принимал самоличных решений, чтобы принадлежал ей всецело и всегда оставался ее супругом, господином ее сердца. Она подала бы на развод, если бы ей приходилось постоянно покорять его.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

И теперь ты чувствуешь свою царственность, вспоминая о власти, тебе данной в раю, где ты нарекал имена всей твари ( Быт. 2:20 ). Ты соединяешься с Небесами, и они становятся твоими. Ты радуешься о них, постижимых и в то же время непостижимых. Небеса познаются, когда возвеличивает тебя Господь ради восстановления твоей царственной природы и поставления тебя над всем миром. Они не познаются, ибо еще не явны для мира нашей повседневности. Ты должен выйти за пределы этого мира, чтобы увидеть Небеса, загражденные плотью, лицом к лицу ( 1Кор. 13:12 ). Ты чувствуешь, как твой дух овладевает твоей жизнью, душой, всем твоим существом, соединяется со всем земным и неземным миром. Так и иной Дух, Которому ты сделался сопричастным теперь, владеет всем этим. Он животворит мир, и в Его присутствии ты теряешься или, скорее, находишь себя. Этот Дух я не могу осознать. Я причащаюсь Ему, радуюсь Ему, Он есть причина моего рождения. Но Он совершенно непостижим. И этого Духа я открываю, что весьма непросто. Дух открывает мне Сына, но я не в состоянии постичь откровения Святого Духа. Я открываю Его другим, но кто откроет Его для меня? Он постижим, ибо через Него я властвую. Непостижим, так как Он есть Дух, превознесенный выше всего в мире, дающий жизнь, существование, духовность. Ибо мир, в котором я сейчас нахожусь и которому я сопричастен, – это мир нерукотворных, но умозрительных вещей, раскрываемых в Духе Святом. Когда это случается в моей жизни, радости, в этой непостижимой постижимости, то я чувствую, как сам оказываюсь захвачен, очарован, понимаю, что не могу властвовать над собой. Теряюсь и каким-то образом оказываюсь окруженным бесконечностью. И хотя чувствовал движение моей царственности, то теперь чувствую движение моего ничтожества, но в то же время осознаю, что охвачен Богом. И как же после всего этого я могу сказать, что Бога нет? Как могу теперь сказать: «Мне до Тебя нет дела». Как я могу грешить, если уже испробовал бесконечность и понял всю свою греховность? Я мог бы умереть. Господь мог бы в какой-то момент сжать и выбросить меня, как худую траву. Однако Он меня спасает. Я мог бы убежать, но куда? Ведь где бы я ни был, я оказываюсь окруженным небесами и землей, сотворенными Богом: Аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще спиду во ад, тамо еси ( Пс.138:8 ). Я всецело «порабощен» Богом: Господь пленш еси плен ( Пс. 67:19 ). Теперь есть нечто, что я нашел, что мною обладает.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

5 Монахиня, пережившая нечто подобное, вынуждена вычеркнуть из своей памяти все лишнее и предать его забвению. Жизнь становится сладостной и разворачивается во временной и пространственной плоскостях. Это особое чувство. Душа, дух человека простирается в бесконечность. Что это значит? Отныне человек пребывает не в самом себе, но его дух уходит в бесконечное. А оно принадлежит не пространству и не времени, но Царствию Небесному. Оно неизменно и просто. Момент перехода отсюда туда зафиксировать невозможно, нельзя ощутить произошедших изменений. Это совершенно особенное ощущение, как если бы выйти из самого себя и очутиться на неизвестной земле. Нам знакомо лишь нечто изменяемое – гнев и радость, то есть то, что претерпевает развитие, но нам абсолютно неизвестно то, что не имеет конца и не простирается никуда, дальше своих беспредельных владений. В тех местах не существует никаких превращений, потому что там самодержавно правит Бог, природа Которого не подвержена изменениям. Итак, человек простирает себя в бесконечное. После восхищения я как бы расту вместе со своим рассудком, сердцем, духом, а главное, умом, этим правителем, что живет внутри меня. Расту и вхожу в беспредельное, как бы раскрываюсь на Небесах. Естественно, я уже не вспоминаю о субстанциях изменяемого мира: ни о датах, ни о привязанностях, ни о страстях – совершенно ни о чем. Преодолев пространство и время, я простираюсь в нечто совершенно иное. Когда начинаешь приобретать это ощущение протяженности бытия, то понимаешь и свою собственную безграничность. Как происходит этот мой переход, существование и здесь и там? Как, живя здесь и гуляя по зеленой травке, я ступаю по Небу? Как, сидя за столом и сочиняя эти строки, я одновременно оказываюсь в объятиях моего Христа? Все это – за пределами моего понимания. Я постигаю некий иной опыт, совершенно не похожий на то, каким я его себе раньше представлял. Я думал, что имею границы, теперь же начинаю понимать значение своей духовной ипостаси, могущей соединить меня с Богом и Богом же вдохновленной. Я начинаю видеть свое глубинное существо, которое, с одной стороны, греховное, а с другой, тянется к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

После мы вступаем в Великую Четыредесятницу. Первая ее неделя возводит наш взор к Небесам, полным ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин. 1:51 ), и с любовию восхваляющих Христа, служащих Ему и Его людям в Церкви. Величественное зрелище являют нам эти воскресные Евангелия! Реальностью и живым свидетельством для смиренных людей, ищущих Бога, стало то, что многие века тому назад символически прозрел патриарх Иаков: лествицу на Небеса и ангелов Господних, восходящих и нисходящих по ней ( Быт. 28:12 и далее), все то, о чем мечтали израильтяне. Осуществление пророчества горячо желали увидеть ангелы, цари, а открылось оно беднякам и тем, кто способен в смирении сказать Господу: «Господи, я преклоняю пред Тобой свои колена!» Вы видите – вся проблема в том, что мы, люди, не ведаем, Кто есть Бог , как Его познать и как в Нем жить. Кто же Он, наш Господь? Многие стараются отыскать ответ на этот вопрос! Поэтому наш сегодняшний разговор пойдет о том, как Сам Бог открывает Себя людям и как нам это Его откровение не пропустить. Многие люди принимают весьма простое решение. «Бога нет!» – говорят они и считают вопрос исчерпанным. Но ведь именно о таких сказано в Священном Писании : рече безумен в сердце своем – несть Бог ( Пс. 13:1 ). И это годами твердят те, место которым – в ногах у Господа, те, кому Господь дарует свет и жизнь, дает свободу утверждать о Его якобы несуществовании. Эти люди не отдают себе отчета в том, что, несмотря на свои слова, продолжают находиться возле Господа, ибо места, где бы не было Бога, во Вселенной нет. Мы же с вами верим в Господа и ежедневно беседуем о Боге. Каким мы Его себе представляем? Удивительным, Великим, Недоступным. Важно не просто представлять Бога, а стараться Его познать, как бы трудно для нас это не было. Мы беседуем о неприступном, недосягаемом, вечном, о Том единственном, Кто не есть то, чем является все остальное. Предмет нашего разговора столь серьезен, что вновь и вновь мы возвращаемся к этой теме. Итак, мы верим в Бога и беседуем о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Вы видите, что многократно и многообразно ( Евр. 1:1 ) Господь, сокрытый от человеческого взора, обнаруживал и не перестает обнаруживать Свое присутствие в нашем мире. Этим Он убеждает нас в том, что «есть Бог». Он скрывает от нас истинное величие Своего Божества, чтобы мы не погибли. Он являет Свою Божественную природу через нетварные энергии. Этими нерукотворными лучами Бог проходит повсюду. Я моментально реагирую на удар электрического тока, хоть и не вижу его. Также я ощущаю и незримое действие Божественных энергий, смиренное схождение Бога к людям, и долгое время храню Его осязание. Богу приходится прибегать к бесчисленным ухищрениям, ибо человеку невозможно созерцать Его таким, какой Он есть. Господь умаляет Свою славу, смягчает Свое сияние, чтобы мы с вами не ослепли. Он является в святых нашей Церкви и по сей день. И сейчас даже чаще, нежели раньше. И ныне живущие созерцают Бога лицом к лицу. Мы располагаем множеством свидетельств от людей, переживших клиническую смерть. Они не были готовы предстать перед Престолом Господа. За их смирение Господь возвратил их к жизни, их тела вновь обрели душу. Дух и тело человека неразделимы, поэтому душа, поднявшаяся ввысь, получила возможность общения с Богом напрямую, и в то же время чувствовала, что она привязана к тому, что неверующие называют «шкурой». Тело – храм Божий, оно подобно абажуру прикрывает Бога, и этим оберегает наши глаза. Как бы я мог жить с Богом, имея один лишь дух? Они видели Христа, и Он беседовал с ними, советовал, что им дальше делать. После возвращения к жизни они осознали церковные догматы Церкви лучше великих богословов. И это не зависело от их возраста, просто они увидели все то, о чем рассуждает богословская наука, воочию на Небе. И на основании личного опыта рассказывали, как их душа вознеслась горе, ввысь, а потом была отправлена обратно, ибо не имела готовности остаться там навсегда. Теперь Господь простирает к земле, к Церкви не только Свою руку, но и Небеса, спускается на землю, как говорится в семнадцатом псалме ( Пс. 17:10 ). Прочтите его, и увидите, как Господь умаляет ради нас Свое величие. В Ветхом Завете Бог простирает Свою руку людям ( Соф. 1:4 ). В Новом Завете Он наклоняет Небо и сходит Сам на землю. В семнадцатом псалме содержится предсказание о Церкви. Бог наклоняет Небо и спускается на землю. Псалмопевец рассказывает нам, что произошло. Давид своими глазами видел все это, ибо был пророком. Ноги Господа, говорит Давид, во время Его сошествия ступали по темным облакам, дабы люди снизу не могли различить Его. Он восседал на херувимской колеснице, движимой на крыльях ветра. Из этого мы понимаем, сколь быстро было шествие Бога. Господь унижает Себя перед теми, кто внизу, чтобы таким образом помочь им, униженным. Наверху – слава Божества, но здесь, на земле, нам требуется ее умаление.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

А мытарь, несмотря на то, что погряз в трясине греха, взывал к Богу: «Боже! Ты милостив! Будь милостив и ко мне, грешнику!» И тотчас же его измученное сердце, опороченное ужасом страстей и греха, уставшее и разочарованное, почувствовало в своей глубине, что оно прощено за одну эту краткую исповедь и смирение. Господь действительно оставил грехи мытарю. И тот, прощенный, то есть признанный Богом, вернулся в свой дом. Он жил во мраке, но смирение привело его в рай, одарило его присутствием и светом Божиим. В следующее воскресенье мы вспомним еще одну прекрасную притчу – притчу о блудном сыне, открывающую нам Бога с другой стороны. Здесь мы видим Господа в бедности, в боли, во грехе. Он «скатывается» вместе с грешником, чтобы спасти его. В притче о блудном сыне Господь показывает нам Себя правителем дома. Он не пугается, увидев, что сын покидает родной кров, позволяет ему уйти, понимая, что тот не желает дольше играть в доме роль младшего ребенка. Через это нашим душам открывается, как Небесный Отец, Зодчий, Творец и Правитель Церкви, принимает приходящих к Нему со словами покаяния: «Я выбрал Тебя, Боже». За это был облагодетельствован и вкусил откормленного теленка ( Лк. 15:23 ) блудный сын, один из таких, как мы, грешников. В третье воскресенье Господь снова собирает нас и приводит в Свое Царство. Мы видим Христа в Церкви перворожденных, внимаем откровению в иносказаниях о всеобщем воскресении и величии славы Господней, познаем Его любовь в общении с Ним. Это воскресенье – картина Второго Пришествия. Это образ Бога, восседающего на Небесном троне. Там, на Небесах, Он также, как и в жизни, судит по законам смирения, а не мирского правосудия. Это воскресенье дано нам как наставление о том, что Евангелие, смирение и любовь должны непременно войти в нашу жизнь. За ним следует последнее воскресенье перед Великим постом – сыропустное 4 . Воскресенье, когда все начинается сначала, и мы вспоминаем историю того, как пал человек и после этого был призван смиренным Господом в Царствие Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Значит, Адам – это крайнее унижение Бога. Ведь что такое Адам? Это Бог, который умалился, стал подобным нам, даровал людям Свою Божественность. Так делаю и я, чтобы не притеснять тебя, сжимаюсь, пытаясь занять поменьше места. Так поступает Господь, чтобы мы могли свободно с Ним разговаривать, а не видеть в Нем только полновластного Небесного Самодержца. Обратите внимание: Бог спустился на землю, вошел в меня и меня больше не оставил. И я стал одухотворенным святым ковчегом, освященным храмом. Нет более Божественного действия, чем создание человека, дорогие мои. Поэтому в Писании и сказано о том, что Господь создал нас по образу Своему ( Быт. 1:27 ). Теперь вы поняли, что значит «по образу и подобию». Каким бы ни был Господь, таким же, только умаленным, является и человек. И видя Бога, человек может сказать: «Вот я!», и показать на себя, ощутить свое единство со Христом. Поэтому как Ева следовала за Адамом , будучи плотью от плоти его, и как Адам следовал за ней и бежал за ней, как согрешили они вместе и как вместе покаялись, так и Бог живет с нами и страдает, ибо мы – один человек, один Бог. Мы – по милости Его, Он – по Своей природе. Эта нетварная энергия впервые запечатлела Божество на человеческом лике. После этого человек уже мог свободно обращаться к Богу, сам будучи Богом и получив жизнь от Бога Небесного. Таков Господь! Он не оставляет нас, когда мы грешим. Он любит нас и ради нас унижает Себя. Вот Он, забываемый нами, но не забывающий нас. Мы, жестокосердные, настолько эгоистичны, что не понимаем, что мы тоже Его часть. Итак, Бог не сотворил Адама чуждым Себе и отличным от Божества, но сделал его богоподобным. Ева была создана из ребра Адама. Неописуемый Господь нерукотворно запечатлел Себя, возведя на Небеса человека, свободного и самостоятельного, своего рода синтез видимого и невидимого материала. И стал человек Божественным образом Господа. Он воспринял Божественную власть, и нарек человек имена всем скотам и птицам ( Быт. 2: 20 ). Человек, облеченный в Божественную природу, стал творить дела Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Киновии не уничтожили предшествующие формы, остающиеся все еще в действии, даже на Святой Горе – такие, как каливы, келии, скиты, подворья и т.п. Тем не менее они оказались господствующими почти повсеместно и стали принимать, питать, утешать, заниматься просвещать, освящать и совершенствовать монахов, этих воинов благой битвы и граждан Небес, наших друзей и наставников, живущих с дерзновением. Общество составляет одну с ними семью, лучина которой не гаснет, но сияет. Мы с уверенностью можем сказать, что Святогорская община является самой большой из живущих «в пустыни», она вносит свой вклад в служение Вселенной и обладает неким зарядом жизни, благодати, Божественного богатства, действенной молитвы, с особым усердием «о спасении мира». Что трогательнее и проще жизни на Святой Горе? Она полна духовных сил, которые спасают монахов и приходящих. Монахи как облака летят ( Ис. 60:8 ) к не имеющему пределов горизонту. Благодаря рвению к познанию незримого, живого и всевидящего Бога ладан их сердец, благоухание их жертв, созерцание, потоки слез и библейские восклицания, славословия, похвалы складываются в сокровищницу вечности. На Святой Горе было успешно осуществлено соединение отшельнических традиций исихазма и общежительной традиции. Святой Афанасий Афонский , будучи подвижником и вкусив сладости пустыни, преуспел в таковом объединении 300 внутри огромной императорской киновии ради «спасения многих». Он воспринял цветущую студийскую традицию 301 , из которой сохранил: 1) необходимость влияния духовного отца (старца) на личность монаха; 2) принятие во внимание особенностей индивидуального пути монаха; 3) возможность подвижнических аскетических упражнений, ибо для всех времен остается верным то, что «велик труд подвига» 302 . В результате этого чудесного соединения святогорское монашество стало непрестанным собором, некоей жизнью в себе, где все люди достойны и развиваются как порознь члены ( 1Кор. 12:27 ) одной Плоти Христовой, как одно общение в любви и служении, усердии и молитве, что приносит радостное облегчение в исповедании помышлений и участии в богослужении. Все это дает покой человеку, который оказывается вознесенным благодаря искреннему и безоговорочному послушанию старцу. А соблюдение правил монашеской жизни подпитывает в человеке духовную силу и жажду стремления к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010