Церковь – Тело Христово 54 Представьте себе: царь, в порфире и короне, восседает на троне. Чуть ниже расположились придворные, с которыми он держит совет. Они обсуждают весьма важный вопрос. Их лица сосредоточенны. Глядя на царя, ты восхищаешься им и одновременно трепещешь. Вдруг в решающий момент царь стремительно поднимается с места – он видит, как в зал соборов заходит его маленький сын и идет ему навстречу, но по пути падает, ушибается и пускается в слезы. Царь, облаченный в царскую порфиру и увенчанный короной – ты только что видел его, содрогался и благоговел перед ним, – в порыве тревоги и заботы спускается по ступеням и бежит к ребенку, наклоняется, берет его на руки и прижимает к себе так сильно, как только может, чтобы избавить малыша от боли. Дитя, чувствуя родительскую ласку, перестает плакать. Вот прекрасный образ Бога Отца и Его любви и заботы, являемой Своим детям. Так и Господь увидел, что тот, кого Он сотворил Своими руками, тот, кого Он объявил царем всей твари, – человек, в одно мгновение скатился в трясину греха и покинул рай. Не мог дольше Христос, Слово Божие, взирать на падшего человека, поэтому Он оставил царский трон, оставил отеческие объятья и сошел на землю 55 . Бог, Божественная природа слилась с человеческой 56 : Бог и человек стали едины! Христос не просто объял человека, но уподобил его Себе, принял его в Себя Самого ( Рим. 11:17 и 23). Он не только объял человеческую природу, но соделал ее Своей. И с тех пор Господь носит плотской образ, стал плотоносцем! Бог стал человеком! И человек носит образ Бога, то есть стал Богом, Богоносцем! Так Христос хватает человеческую природу, природу падшего, греховного человека, и своим Вознесением возводит ее на Небеса. Бог и человек становятся одним Телом, одним древом, одним корнем. Веточка, привитая к дереву, становится с ним одним целым. То же самое происходит и с Телом Христовым. Каждый может быть привитым к древу, к корню, имя которому Христос, к Телу Христову, и стать с Ним одним. Это происходит во время Крещения: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся ( Гал. 3:27 ), поем мы в Церкви. При Крещении ты надеваешь на себя Божество, принимаешь Христа, соединяешься с Богом, становишься Богом! Следовательно, каждый крещеный человек становится одним Телом с Христом. Глава этого Тела – Христос ( Еф. 1:22–23 ). Значит и я, и ты, и все мы составляем единое Тело, единое общение, единую паству, которая зовется Церковью . В этом смысл сегодняшнего праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Глава 3. Богомыслие Призвание монаха есть путь за Спасителем, шествие за апостолами Жизнь Святой Горы и человеческое общество Предисловие В одной из монашеских книг говорится, что если инок осмелится рассуждать о вещах, которых он не пережил сам, то его начнут преследовать демоны мщения 238 . Однако я надеюсь, что сегодня этого не произойдет, потому что вы все своим присутствием, жаждой познания и любовью воспрепятствуете им преследовать меня словами: «Ты сказал о том, во что не верить или чего не понимаешь». В другой книге по этому поводу сказано то же самое, а именно: если кто-либо утолит духовными словесами жажду души и они не войдут в ее глубь, то с этого момента человек будет вечно испытывать жажду, но уже никогда не сможет ее утолить 239 . Он будет подобен тому, кто нарисовал картину, на которой изобразил себя пьющим воду. Своими словами он насытится, как водой, выпитой с живописного холста. Введение Я думаю, что Богу и Владычице Богородице приятно и угодно, когда говорят о Святой Горе. Но рассказчик должен быть ангелом или равным ангелу. Так как быть мне, раз уж я приглашен? Я ваш покорный слуга, и поэтому вынужден рассказывать о Святой Горе, о которой преславное глаголашася ( Пс. 86:3 ); ее возвышенности, низины, пещеры, почвы – все Господь для нас приспособил, мы все это использовали в качестве основания для обустройства монашеского жития, а Дева Мария коснулась каймою Своих духоносных одежд. Все там приукрашено вековыми подвигами, испещрено потоками слез, пропитано кровью преподобномучеников, обогащено честными мощами; все блистает от лучей Божественной колесницы, переносящей вверх и вниз Бога. Он благоволил избрать Афон местом Своего обитания, благословляя и воспитывая тысящи гобзующих ( Пс. 67:18 ) иноков. Никто не может сосчитать ни достижений, ни даже имен святогорских отцов, уже не говоря о том, чтобы запечатлеть ведомое одному лишь Богу описание их жизни, целью которой было – стяжать Царствие Божие. Несмотря на это, святогорская жизнь, столь таинственная и сокровенная в кладовых келий и сердец, в богослужебных собраниях, в то же время так близка каждому и открыта для всякого человека – будь он духовным лицом или бездомным бродягой, проходящим мимо. Ибо Святая Гора живет словно единое возлюбленное Богом творение в нежных объятиях мира, который привязан к Афону, оберегает его и время от времени подпитывает новыми монахами.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Глава 1. Богопознание Бог – это огонь Бог – это свет Который горит, но не обжигает и не исчезает, не превращается в пепел. Познание Бога в смирении 2 Очень важно, что мы говорим на эту тему именно сегодня, в первый день Триоди. В день знаменательный. В день, когда меняются, становятся другими декорации церковного года. Когда мы готовимся вступить в самый длинный и наиболее величественный его период – Великий пост . Действительно, Триодь открывает нам дверь, ведущую прямиком на Небеса. Радостная эта Триодь словно благодатный луг, где кормилец Сам Христос, и где Он Сам питает Своих духовных чад. Как поется в сегодняшней вечерней службе, Христос входит в жизнь Церкви с особой миссией: «притчами вводя вся Христос к жития исправлению» 3 . То есть притчами и иносказаниями Сам Господь ведет нас к исправлению. Как нам это понимать? Так, что необходимо определить свое место по отношению к Богу и Церкви, узнать Господа глубже, установить с Ним связь и не прервать ее. Будем ли мы с Богом или расстанемся с Ним? Думается мне, что никто не женится для расставаний, но тем не менее разлучаться приходится часто. Так же происходит и в этом случае. Утром мы выслушали притчу о мытаре и фарисее ( Лк. 18:10–14 ). Речь в ней идет о смирении. Я не буду сейчас пересказывать саму притчу, вы все ее знаете. Единственное, на что бы мне хотелось обратить ваше внимание, это то, что фарисей считал себя знатоком Бога. Он думал, что Господь его друг и что сам он друг Господа. И при этом не он покаялся в содеянных грехах, а мытарь. Фарисей полагал, что познал Бога, а на самом деле ничего подобного. Он заблуждался, ибо познать Господа не так просто. Следуя легким образцам Ветхого Завета, фарисей возомнил, что Бог обязан ему. Вероятно, он представлял себе Господа кассиром, который проверяет по своим записям, кому задолжал Он и кто Ему. Но это не так. «Благочестивый» фарисей под словами «я не таков, как прочие люди» подразумевал, что ему не нужен Бог , Который есть смирение. И, следовательно, не нуждаясь ни в каком смирении, он не чувствовал необходимости и в Господе Он пренебрег Богом и остался без Него. Он познал Закон, но никогда не задумывался о том, какова жизнь истинного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

составители М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская Приложение II. «В объятиях Отчих». Дневник инока 423 Уединенная, безмолвная, самоуглубленная, Богомысленная жизнь инока – ценна, обильна и отрадна многими минутами божественно-благодатного озарения, Богопознания и самопознания, составляющими все его счастье на земле и залог спасения и будущего богатства на Небе. Записыванием всего, что могло делаться достоянием бумаги из этих минут, составилась настоящая книга, из коей всякий да видит, как самые окаянные грешники, подобные мне, не отвергаются любовию Отца Небесного, не обманываются надеждою на милосердие нашего Спасителя, не лишаются благодатного утешения Духа Божия – Утешителя!.. Да подвигнут же, Господи, дивные милости Твои ко мне – беззаконных и нечестивых к вразумлению и исправлению, нерадивых к усердию, слабодушных к ревности, отчаянных к надежде, подвизающихся к терпению и приумножению подвига – всех Тобою спасаемых – к доброму и неуклонному шествию по пути спасения. 26 августа 1904 года. О внутренней жизни и Богообщении 77 Будем жить более внутреннею жизнью, и в сем самоуглублении откроем мир, несравненно более всего видимого и временного достойный нашего изучения, интереса, труда и забот: откроем душу, столько нуждающуюся в нашей непрестанной чистке и заботливом ограждении от угрожающих ей на каждом шагу опасностей, падений, искушений; откроем душу, заключающую неизсякаемые источники для духовной беседы с Богом, для приятия Его неизглаголанных сладких вещаний, рождающую из себя столько величайших утешений и умиления при размышлении о излитых на нее и изливаемых всегда благодеяний Божиих. 2189 Стучи Господу в двери твоего собственного сердца. Он там, за этими дверями, связанный твоим небрежением, косностью, леностью, нерадением. Услышав твой стук, твое пробуждение, встрепенется, и Он, сбросив оковы, коими ты Его заключил, разобьет и твои оковы, и изведет с Собою на свет и свободу истинной жизни. 2191 Есть отдых от трудов, есть отдых и вообще от жизни, от ее скорбей, тяжестей, монотонности, многозаботливости. Отдохни жить, когда чувствуешь, что тяжело жить. Брось все, поживи исключительно молитвой, Богомыслием, Богослужением, Богоугождением, и почувствуешь прилив новых сил – жить и терпеть. Странник не все идет, а нет-нет да и посидит, и потом опять идет и идет. Так и ты – регулируй жизнь умелым, здоровым, благовременным отдыхом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Содержание Предисловие редактора Глава 1. Богопознание Познание Бога в смирении Вечный брак Престол Божий Наставление о молитве Богословие и жизнь Глава 2. Богослужение Церковь – Тело Христово Литургия и жизнь Краткое изложение Божественной литургии Божественная литургия Приготовление к богослужению Христос во мне В храме Общение двух миров Глава 3. Богомыслие Жизнь Святой Горы и человеческое общество Молитва на Святой Горе вчера и сегодня Эпилог Монашеское житие: дом Бога и врата Небес     Предисловие редактора Перевод трудов архимандрита Эмилиана, почетного игумена монастыря Симонопетра на Афоне и духовного наставника женской обители в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Ормилии, можно сравнить с работой реставратора, расчищающего древнюю икону или стенопись. Вначале образ сокрыт от мастера. Но постепенно, шаг за шагом снимая темные слои живописи, художник видит Божественный лик Небесной красоты. Так, преодолевая слово за словом, мы складывали дивную мозаику из жемчужин духовного опыта старца. Размышления греческого игумена о сущности Православия позволили нам прикоснуться к таинству близости многих и многих людей, отделенных друг от друга языками, континентами и столетиями, но единых в Церкви. Переводить проповеди игумена Эмилиана было страшно и увлекательно. Страшно потому, что мы столкнулись с трудами не просто высокообразованного и наделенного даром красноречия богослова, но монаха и аскета, потом и кровью собственного подвига познавшего теологические доктрины. Его слова надежны и обладают особой простотой и глубиной, ибо передают не умозрительную теорию, но путь страданий человеческой души, устремленной к Богу. Поэтому у нас не раз возникало сомнение: а имеем ли мы ту меру понимания рассуждений архимандрита Эмилиана, чтобы с дерзновением перекладывать их на другой язык?! Увлекательно потому, что непредсказуемо. Начиная фразу, мы как бы ступали на тропу, ведущую к хорошо различимому вдали ориентиру, но идти приходилось нехожеными дорожками. Поэтому не хотелось отрываться, пока не ставилась последняя точка.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Александра Волкова в священнический сан Сегодня во время богослужения в московском храме Покрова Богородицы в Ясеневе Святейший Патриарх Кирилл рукоположил главу патриаршей пресс-службы диакона Александра Волкова в священнический сан. Как сообщает РИА «Новости», священник Александр Волков возглавил пресс-службу предстоятеля Русской Православной Церкви в 2012 году, сменив на этом посту протоиерея Владимира Вигилянского. С 2005 года он является штатным клириком храма святой мученицы Татьяны при Московском государственном университете имени Михаила Ломоносова. Священник Александр Волков. Дата рождения: 1982 г. С 1995 г. — алтарник храма св. мц. Татианы при МГУ, с 1999 г. — старший алтарник и ризничий храма. В 2001 г. управляющий делами Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий благословил на ношение подрясника. За годы алтарного служения в храме святой мученицы Татианы также исполнял различные приходские и общецерковные послушания, связанные с организацией и проведением миссионерских поездок прихода храма в Костромскую и Барнаульскую епархии, общецерковных мероприятий в стенах храма — Съездов православной молодежи, конференций Учебного комитета. С 2003 г. — внештатный сотрудник Учебного комитета Русской Православной Церкви в должности референта. В этой должности неоднократно посещал духовные учебные заведения Русской Православной Церкви в составе инспекционных групп во главе с протоиереем Максимом Козловым, заместителем председателя Учебного комитета. В июле 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II принимал участие во Всезарубежном съезде православной молодежи в Сан-Франциско (РПЦЗ) в составе официальной группы от Русской Православной Церкви. В 2004 г. окончил филологический факультет МГУ. За годы обучения на кафедре проходил летнюю практику в университетах Афин (2000 г.), Кипра (2001 г.), также неоднократно посещал пределы Греции и Кипра с паломническими и познавательными целями. В 2001-2002 гг. принимал участие в переводе с греческого языка творений архимандрита Эмилиана, игумена монастыря Симонопетра на Афоне, которые вышли отдельной книгой в издательстве храма св. мц. Татианы при МГУ (Архимандрит Эмилиан. Богопознание, Богослужение. Богомыслие. М. 2002).

http://pravmir.ru/glava-press-sluzhbyi-p...

Александр Волков, священник Дата рождения: 13 марта 1982 г. Дата хиротонии: 27 декабря 2015 г. День ангела: 12 сентября Страна: Россия Биография: Родился 13 марта 1982 г. в Москве. С 1995 г. — алтарник храма мц. Татианы при МГУ , с 1999 г. — старший алтарник и ризничий храма. В 2001 г. управляющий делами Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий благословил на ношение подрясника. За годы алтарного служения в храме мц. Татианы также исполнял различные приходские и общецерковные послушания, связанные с организацией и проведением миссионерских поездок прихода храма в Костромскую и Барнаульскую епархии, общецерковных мероприятий в стенах храма — Съездов православной молодежи, конференций Учебного комитета. С 2003 г. — внештатный сотрудник  Учебного комитета Русской Православной Церкви в должности референта. В этой должности неоднократно посещал духовные учебные заведения Русской Православной Церкви в составе инспекционных групп во главе с протоиереем Максимом Козловым , заместителем председателя Учебного комитета. В июле 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II принимал участие во Всезарубежном съезде православной молодежи в Сан-Франциско ( РПЦЗ ) в составе официальной группы от Русской Православной Церкви. В 2004 г. окончил филологический факультет МГУ. За годы обучения на кафедре проходил летнюю практику в университетах Афин (2000 г.), Кипра (2001 г.), также неоднократно посещал пределы Греции и Кипра с паломническими и познавательными целями. В 2001-2002 гг. принимал участие в переводе с греческого языка творений архимандрита Эмилиана, игумена монастыря Симонопетра на Афоне, которые вышли отдельной книгой в издательстве храма св. мц. Татианы при МГУ (Архимандрит Эмилиан. Богопознание, Богослужение. Богомыслие. М. 2002). В 2004 г. призван в ряды Вооруженных сил РФ. 18 октября 2005 г. епископом Дмитровским Александром  рукоположен в сан диакона и указом Святейшего Патриарха Алексия II зачислен в штат храма св. мц. Татианы при МГУ. В 2005-2009 гг. — сотрудник Пресс-службы Московской Патриархии, редактор раздела «Православная Москва».

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198463...

Как следствие этого возникает равноправие членов семьи. Все – общее, основания этому – свобода и добрая воля. Здесь нет ничего собственного. А то, что мое, – так оно все общее, все «твое». Здесь нет ни повелений, ни обязательств, ни каких- либо иных принуждений. Каждый осуществляет посильное приношение Богу. Все предстоят перед лицом Божиим, каждый со своей душой и собственной мерой. Этот, кажется, более склонен к созерцанию, а тот – к деятельности. Один в высшей степени благоговеен, другой более свободен. Вон того пришедший на Афон паломник, пожалуй, сочтет крайним, а он живет самым естественным для него образом. Посетитель сравнит его с «хулиганом», какие бывают в миру. Да, может быть. Однако он «хулиган» Божий, который ежедневно предстоит перед Ним. Кто может отказать ему в праве приметатися в дому Бога ( Пс. 83:11 )? Да, вероятно, он совершает плохие поступки, но с надеждою пребывает предстоящим пред Богом ( Лк. 1:19 ) денно и нощно. Жизнь каждого монаха и любой монашеской общины отличается и еще одной характерной чертой. Это – радость. Источником этой радости являются слезы монахов. Радость есть плод, принесенный молитвой, соприсутствием Бога. Изо дня в день является торжество монашеского содружества и личной жизни. Без каждодневной радости немыслима жизнь святогорца. На Афоне ты можешь лицезреть воплощение увещания царя-пророка: Радуйтеся, праведные, о Господе; правым подобает похвала. Вси языцы, восплещите руками, воскликнете Богу гласом радования ( Пс. 32:1; 46:2 ). Такие общественные связи святогорцев выражаются не только во взаимоотношениях между членами одной семьи или членами из других семей, монастырей, скитов, но в контактах с приходящими паломниками и людьми из мира в целом. Монах никогда не смотрит на другого как к чужого. Он не лишает его ни трапезы, ни церкви, ничего из того, чем можно поделиться. Это является одной из традиций монашества – ставить превыше всего гостя и своего ближнего. Чтобы ощутить это, послушайте некоторые наставления к отшельникам аввы Исайи , одного из величайших отцов-отшельников и аскетов, и вы увидите единство мысли Святой Горы, начиная с глубокой древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Когда была основана Церковь ? Прежде всех век 63 . Прежде чем были созданы звезды и солнце, до сотворения мира. Церковь существовала всегда, ибо она есть Тело Христово, а Христос вечен. Церковь существовала в выси на Небесах, но однажды, как прекрасно сказано в Апокалипсисе, спустилась с Небес и ступила на землю, подобно невесте, украшенной для мужа своего Христа ( Откр. 21:2 ). Когда это случилось? С Воплощением Слова произошло соединение человека с Богом. Церковь существовала и прежде, а теперь Сам Бог приходит и соединяется с человеком. Поэтому один их мужей апостольских говорит: «Церковь изо всех первая была основана... и ею мир искуплен» 64 . Ею Господь предуготовил спасение миру. Он сделал ее столь незыблемой, что даже если и все силы мрака обрушатся на нее, то не смогут причинить ей ни малейшего вреда ( Мф. 16:18 ). Когда-нибудь мир состарится. Все умрет. Звезды опадут подобно осенней листве. А Церковь не пострадает ничуть. Ее юность неподвластна тлению 65 . Она может обновляться благодатью Святого Духа, и когда все исчезнет, то на Небесах воссияет в венце Божества она одна и своим присутствием и славой наполнит Вселенную. Церковь соединяет Бога и человека. Она есть новый рай, сотворенный Богом. Мы утеряли земное, и Он даровал нам рай, который никогда не иссякнет, но продлится в веках. Почему Церковь называется по-гречески «Экклесиа»? Само это слово происходит от глагола «эккало» 66 , что значит «призывать», и Церковь действительно призывает всех своих чад, весь мир. Христос хочет ввести весь мир в райские обители, в Свою паству, в Свою Церковь . В Притчах рассказывается, как Премудрость, то есть Христос, послала своих слуг, и они взошли на высокую гору, чтобы возгласить на весь мир: Кто неразумен, обратитесь сюда!.. Идите, ешьте Мой хлеб, пейте вино, Мною растворенное ( Притч. 9:3–5 ). «Все, кто не имеет попечения о мире и не помышляет о заботах тщетного мира, все, кого считают глупцами из-за того, что храните в себе Божественное помышление, – все вы, приидите и возрадуйтесь, и разделите Мою трапезу, ешьте Мои хлеба и пейте Мое вино», – говорит Премудрость, то есть Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Хорошо, когда естественное знание, то, что у нас в крови, расширяется и подкрепляется богословским образованием и душеполезным чтением. Когда мы изучаем богословские книги, особенно же Священное Писание и Святых отцов, то проникаемся жизнью святых нашей Церкви. Образец их жития усиливает нашу веру, ибо мы узнаем, как Господь может войти в человека и за что может человека оставить. Вот подлинная богословская пища, необходимо только одно: чтобы человек имел готовность и смирение принять все. Иначе он окажется перед искушением высокомерно отвергнуть житийные повествования, сочтя их за вымысел агиографа. С другой стороны, если человек не занимается ничем, кроме чтения благочестивой литературы, то тем самым он ограничивает свои богословские возможности. Мы, люди, обычно эгоистичны и самодовольны. Себялюбие, затаившееся в глубине нашей души и сотворившее нам кумира в лице нашего «я», обрезает крылья богопознанию и мешает ему воспарить к Небесам. Наше познание Бога делается неполным, фрагментарным, погрязшим в страстях и попечениях. Итак, мы не имеем глубинного знания о Боге. Так кто же те, кто сумел всецело познать Господа? Кто нас научит верить в Бога? Кто осветит наш мрак, озарит ума и сердца? Кто даст ми криле яко голубине? И полещу, и почию? ( Пс. 54:7 ) – вопрошает сердце человеческое. Кто знает Бога настолько хорошо? Кто? Сам Господь. Единственный, Кто знает Бога, это Сам Бог . Отец знает о двух других Своих Ипостасях. Бог Отец открывает нам Сына, а Сын – Отца. Святой Дух животворит Христа в каждом из нас и являет людям их связь с Богом. О том, как Господь открывает Себя людям Древние и современные примитивные народы сохранили глубинное памятование о первобытном опыте богопознания. Было время, когда род человеческий состоял всего из двух людей – Адама и Евы (они-то и представляли собой все человечество). Эти первые люди знали Бога, гуляли с Ним по саду, и их человеческая природа запечатлела образ Бога на себе, впитала, как губка, Его черты. А так как человеческая природа едина (все люди – одной природы), то в каждом из нас сохраняются Божественные черты. Правда, язычники утеряли это библейское сознание и истолковали историю по-своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010