В первую же седмицу Великого поста песни канона 6, 7, 8, 9 глаголются прежде в пяток (Тип. пол. пятка 1 седм. Вел. поста). В субботу первой Недели Великого поста в песнях Триоди предлагается новое подтверждение того, что пост угоден Богу, и что постящиеся находятся под особым Божиим покровительством. В эту субботу Церковь совершает благодарственное празднование св. великомученику Феодору Тирону. Она воспоминает, как отступник император Юлиан, зная, что христиане в первую седмицу Великой Четыредесятницы соблюдают строгий пост, приказал окропить кровью идоложертвенной всё, что продается на торжищах, чтобы ядущие купленное там осквернились. Но св. Феодор Тирон, явись из другого мира, спас от осквернения христиан; он уведомил епископа Евдоксия о тайном намерении богоотступника и посоветовал в эту первую седмицу Великого поста употребить на трапезе коливо. Служба св. Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни 939 . И после вечерни и затем преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве, полагается петь молебный канон св. Феодору, «предложше коливо», и в конце молебна читать молитву на благословение колива (Тип. посл. субб. 1-й седм. Велик. поста) ([kλυbα) (см. кутия). Молитва находится в Служебнике, в чине освящения колива в праздники. Первая седмица Великого поста называется Феодоровой Неделй. Неделя (воскресение), следующая за субботой, называется первой Неделей Великого поста. Таким образом, воскресные дни 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста следуют за седмичными днями, а не так, как в прочие седмицы в году, в которые начинаются седмицы воскресным днем 940 . В первую Неделю (воскресение) Великого поста совершается торжество восстановления почитания святых икон 941 при царице Феодоре, а вместе с тем воспоминается то дивное действие, какое оказали императору Феофилу, гонителю св. икон, но пред смертью раскаявшемуся, общественное покаяние, молитва и пост. Быв совершены по нем в первую седмицу Великого поста, они даровали ему от Господа прощение грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Это преобразовательное (типологическое) истолкование отразилось в христианской гимнографии (воспоминание ветхозаветных патриархов в службах Господским и Богородичным праздникам) и иконографии. К праотцам относятся также праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Богородицы, и праведный Иосиф, обручник Богородицы. Почитание ветхозаветных праотцев засвидетельствовано в христианской церкви по крайней мере со второй половины IV в., оно, видимо, восходит к практике иудеохристианских общин первых веков христианства и в своих истоках связывается прежде всего с иерусалимской церковью. Перед Рождеством Христовым установлено особое празднование ветхозаветным святымнеделя праотцев и отцов (первоначально, по некоторым свидетельствам, в этот день праздновалась память лишь Авраама, Исаака и Иакова). Ветхозаветные святые поминаются в чине литургии в ходатайственной молитве перед причастием: “Да обрящем милость и благодать со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими праотцы, отцы, патриархи, пророки…” (Литургия Василия Великого). Такое поминовение засвидетельствовано уже в тайноводственных словах св. Кирилла Иерусалимского (ум. 386 г.), который писал: “Затем поминаем преждепочивших Патриархов, Пророков, Апостолов, Мучеников, чтобы Господь принял эту жертву по их молитвам и их предстательству”. Преподобномученик Преподобномученик (гр. οσιομαρτυς), мученик, принадлежащий к числу монашествующих. Так же как священномученики (см.), не составляют особого лика святых, но входят в разряд мучеников. Поскольку монашество развивается после окончания гонений, когда христианство становится господствующей религией Римской империи, в древнейшие времена преподобномучеников не встречается (хотя это наименование и дается по традиции некоторым мученикам, пострадавшим в ранний период, например, Пансофию, пострадавшему при Декии после 27 лет пустынножительства). С распространением монашества появляются и преподобномученики – как в Византии (например, монахи, пострадавшие от гонений императоров-иконоборцев), так и в Персии и в других странах.

http://azbyka.ru/svyatost-kratkij-slovar...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Человек по сердцу Божию 09.01.2021 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Неделя по Рождестве Христовом Слово в Неделю по Рождестве Христовом В неделю по Рождестве Христовом Церковь совершает память святых праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. Остановимся на образе одного из них, чтобы увидеть, что их избрание Богом и именование Богоотцами совершается не только потому, что они самые близкие по плоти в роде человеческом к родившемуся Богомладенцу. Некоторые не понимают несравненное величие этого единственного человека, который был мнимым супругом Пречистой Девы, и умаляют его до того, кто обеспечивал только материальную сторону жизни своей семьи. Как если бы его роль в Святом Семействе была чисто внешней — в исполнении того, что не имеет существенного значения, не затрагивает его личность, не требует высоких добродетелей. К счастью для нас, Евангелие от Матфея сохранило поразительно живые слова о его бесконечном, огненном испытании, в глубину которого мы пытаемся проникнуть, размышляя о неповторимой чуткости этого человека, оказавшегося перед самой скорбной для него тайной. Человека, который не открывал уст, пытаясь найти ее разгадку. Когда Пречистая Дева начала носить в Своем чреве начатки новой жизни — с точки зрения законнической, в этом положении было что-то катастрофическое. Но святой праведный Иосиф — простой человек, он ищет Бога в простоте, и Бог заботится о том, чтобы направить его стопы «на путь мирен». Он посылает Своих ангелов наставить его. Все небо бдит над его жизнью. Святой праведный Иосиф — человек, не связанный земным. Он идет и приходит туда, куда Бог ведет его. Всюду, куда Бог зовет его, он находит свой дом и свою родину, его сердце не удерживает ничто на земле. Подобало, чтобы он был удостоен к принятию в своем доме Воплощенного Бога. Святой праведный Иосиф знает, что значит радоваться о Боге, и обладать Им в мире своего сердца, страшась, чтобы слава мира сего не отвлекла от Него. Потому он сподобляется быть окруженным благодатью Христовой в своей сокровенной жизни.

http://moral.ru/po_serdzu/

Вифлееме, ныне веселися, град быв новаго Давида,/и Сионе, возвещай Церквей старейшинство, общее веселие, всех Царя,/и того угодники ныне восприемши. Богородичен: Ангельстии собори Тя, Богородительнице, славят,/и человеческий род Тя непрестанно песньми почитает,/Ты бо Божественным Рождеством земныя с Небесными совокупила еси./Темже Тя почитаем. Светилен воскресен. Слава, святых. Подобен: Со ученики: Со Иаковом воспоим, славным Богобратом, Давида Богоотца,/Иосифа же Божественнаго, Богородицы обручника:/Христову Божественному Рождеству послужиша во граде Вифлееме боголепно,/со Ангелы, волхвы же и пастырьми тому песнь поюще,/яко Богу и Владыце. И ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны 4 и праздника 4, 4-го гласа, с припевы праздника. Слава, глас 8: Кровь, и огнь, и курение дыма,/чудеса на земли, яже провиде Иоиль:/кровь – воплощение, огнь – Божество,/курение же дыма – Дух Святый, нашедый на Деву/и мир облагоухавший./Велие таинство Твоего вочеловечения,/Господи, слава Тебе. И ныне: Преблагословенна еси, Богородице Дево: Славословие великое. Тропарь воскресен и отпуст. Стихира Евангельская, час 1-й, и конечный отпуст. На часех тропарь воскресен. Слава, праздника. И ныне, Богородичен. И святых тропарь, пременяюще, глаголем. По Отче наш: кондак праздника и святых, пременяюще, глаголем. На Литургии: Блаженны гласа на 4, и праздника на 4, и святых песнь 6-я на 4. По входе тропарь воскресен, и праздника, и святых. Слава, кондак святых. И ныне, праздника. Прокимен гласа и святых, глас 4: Дивен Бог во святых Своих,/Бог Израилев. Стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. Апостол к Галатом, зачало 200. Аллилуия, глас 4: Помяни, Господи, Давида, и всю кротость его. Евангелие от Матфея, зачало 4. Причастен: Хвалите Господа: Другий: Радуйтеся: Указ о Апостолех и о Евангелиях, яже бывает суббота и Неделя по Рождестве Христове, и другая суббота и неделя, пред Богоявлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На велицей вечерни по кафизме, на Господи, воззвах: стихиры воскресны 3, и праздника 4, и святых 3, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Богоотца вси восхвалим: Слава, глас 6: Память совершаем: И ныне, Богородичен гласа. Вход. Прокимен дне. На литии стихиры праздника, поемыя на самый праздник. Слава, и ныне, праздника. На стиховне стихиры Октоиха по алфавиту. Слава, глас 6: Священных память: И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь праздника: Рождество Твое, Христе Боже наш: дважды, и святых единожды, глас 2: Благовествуй, Иосифе: и чтение. А идеже несть всенощнаго, на повечерии по Достойне и по трисвятом кондак Богоотцев. Слава, и ныне, праздника. На утрени, на Бог Господь: тропарь воскресен дважды. Слава, святых. И ныне, праздника. По обычных кафизмах седальны воскресны, с Богородичны их и чтение во Евангелии толковом от Матфея, Неделя по Рождестве Христове. По непорочных тропари их. Ипакои гласа. И чтение во Евангелии толковом, неделя ряд. Степенна и прокимен гласа. Всякое дыхание: Евангелие воскресное, и Воскресение Христово: По 50-м псалме стихира воскресна. Канон воскресен со ирмосом на 4, и Богородицы на 2, и праздника на 4, и Богоотцев на 4. (Аще же в 26 день, и поем канон воскресен со ирмосом на 4, и праздника оба канона на 6, и Богоотцев на 4.) Катавасия праздника: Христос раждается: По 3-й песни кондак и икос праздника и седален святых, глас 3. Подобен: Дева днесь: Иосифа праведнаго: Слава, глас тойже: Дева роди Творца: И ныне: Лик пророческий: и чтение. По 6-й песни кондак святых, глас 3. Подобен: Дева днесь: Веселия днесь Давид исполняется: и икос, и чтем Пролог. На 9-й песни поем: Честнейшую: Светилен воскресен. Слава, святых, Подобен: Со ученики: Со Иаковом воспоем: И ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны 4, и праздника самогласны 4, глас 4: Веселитеся, праведнии: с припевы их. Слава, святых, глас 8:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия Господа Бога молим. Лик: Господи, помилуй, трижды. Диакон: Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия. Священник: Мир всем. Людие: И духови твоему. И абие: От (имярек) святаго Евангелия чтение. Лик: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Диакон: Вонмем. И глаголет священник утреннее Евангелие, аще случится неделя. Таже: Воскресение Христово: И 50-й псалом. Слава: Молитвами Апостолов: и прочее. По целовании же Евангелия, глаголет диакон: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мip Твой милостию и щедротами, возвыси рог христиан православных и низпосли на ны милости Твоя богатыя, молитвами всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста, предстательствы честных Небесных Сил безплотных, честнаго, славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостол, иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей, Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго, чудотворца, святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги, иже во святых отец наших всея России чудотворцев, Михаила, Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Филарета, Иннокентия и Тихона, святых, славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, святых и праведных богоотец Иоакима и Анны и святаго (имярек, егоже есть храм и егоже есть день), и всех святых. Молим Тя, многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас. Лик: Господи, помилуй, 12. Таже глаголет священник возгласно: Милостию и щедротами и человеколюбием единороднаго Твоего Сына, с Нимже благословен еси, со пресвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Е. Кустовский Неделя пятая Святых Постов. Инии типицы предаша пети в сию неделю последование преподобныя матере нашея Марии Египетския На велицей вечерни, поставим стихов 10, и поем стихиры Осмогласника: Воскресны 3, и Анатолиевы 3. И Триоди подобны 3, глас 6. Подобен: Всю отложивше: Стих: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния,/да уповает Израиль на Господа. Тебе убо возбраняше честных взирания,/скверн прежде привлеченное сквернение;/твое же чувство, и твоя богомудрая содеянных совесть,/к лучшим тебе обращение содеяша./На икону бо воззревши благословенныя Богоотроковицы,/всех покаявшися прегрешений своих, всехвальная, прежних,//в дерзновении Честному Древу поклонилася еси. Стих: Яко у Господа милость и многое у Него избавление/и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. Паки таяжде стихира. Стих: Хвалите Господа вси языцы/похвалите Его вси людие. Местом поклонившися радостно святым,/добродетели напутное спасительнейшее,/оттуду прияла еси,/и зело потекла еси доброе шествие;/и струю прешедши Иорданскую,/в жилище Предтечево усердно вселилася еси,/и страстей свирепство жительством омрачила еси,/истончавающи в дерзновении,/приснопамятная мати,//плотская свойства. Стих: Яко утвердися милость Его на нас/и истина Господня пребывает во век. В пустыню вселившися,/Твоих страстей образы от души отъяла еси,/боговиднейшее изображение в души написавши,/добродетелей виды;/и толико просияла еси,/яко и водами легко преходити, блаженная,/и от земли взиматися в твоих к Богу молениих;/и ныне в дерзновении всеславная Марие,/Христу предстоящи,//молися о душах наших. Слава, глас 4: Очудотвори, Христе, Креста Твоего сила,/яко и яже прежде блудница,/постническим подвигом подвизася;/отнюдуже и немощное отвергши,/доблественно сопротивоста на диавола./Темже и почесть победы носящи,//молится о душах наших. И ныне, догматик гласа. Вход. Свете тихий:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И ныне, глас тойже: Днесь невидимое Естество/человеком от Девы совокупляется;/ днесь безмерное Существо в Вифлееме пеленами обвивается;/ днесь Бог звездою волхвы в поклонение приводит,/провозвещая Свое тридневное погребение,/яко в злате, и смирне, и ливане./Емуже поем:/воплотивыйся от Девы, Христе Боже,/спаси души наша. На благословении хлебов тропарь, глас 4: Рождество Твое, Христе Боже наш,/возсия мирови свет разума,/в нем бо звездам служащии/звездою учахуся/Тебе кланятися, Солнцу Правды,/и Тебе ведети с высоты востока./Господи, слава Тебе. (2) И святых, глас 2, единожды: Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса, Богоотцу:/Деву видел еси рождшую,/с пастыри славословил еси,/с волхвы поклонился еси,/Ангелом весть прием./Моли Христа Бога спасти души наша. А идеже несть всенощнаго бдения, на повечерии по трисвятом кондак Богоотцев. Слава, и ныне, праздника. На утрени На Бог Господь: тропарь воскресен дважды. Слава, святых, глас 2: Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса, Богоотцу:/Деву видел еси рождшую,/с пастыри славословил еси,/с волхвы поклонился еси,/Ангелом весть прием./Моли Христа Бога спасти души наша. И ныне, тропарь праздника, глас 4: Рождество Твое, Христе Боже наш,/возсия мирови свет разума,/в нем бо звездам служащии/звездою учахуся/Тебе кланятися, Солнцу Правды,/и Тебе ведети с высоты востока./Господи, слава Тебе. По кафизмах, седальны воскресны, с Богородичны их. И чтение во Евангелии толковом от Матфея, Неделя по Рождестве Христове; или слово Григория Нисскаго о Святей Троице и о Аврааме, на две части. И поем непорочны, и тропари их. Ипакои гласа. Степенна и прокимен гласа. Евангелие воскресное. Воскресение Христово видевше: По 50-м псалме стихира воскресна. Канон воскресен со ирмосом на 4, и Богородице на 2, и праздника на 4. И канон св. Иосифу Обручнику, глас 1, егоже акростих: «Христова тя пою деснаго предстоятеля. Иосиф». Песнь 1

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Подобает ведати, аще по Рождестве Христове Неделя сия случится в 26-й, и в 27-й, и в 28-й, и в 29-й, и в 30-й день: В субботу на малой вечерни стихиры воскресны, и Богородицы по обычаю. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ По обычном псалме поем кафизму 1-ю всю. На Господи, воззвах: стихиры воскресны 3, и праздника 4, поемыя на самый праздник, и святых 3, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Богоотца вси восхвалим, Давида царя,/из него бо пройде жезл – Дева./И из Нея возсия цвет – Христос,/и Адама со Евою от тли воззва,/яко Благоутробен. Пророческая проречения виде в старости/яве Иосиф Обручник,/проявленно исполняемая,/обручение воистинну странное,/откровение Ангелы прием,/Богу слава, – вопиющих,–/на землю мир низпославшему. Брата Божия вси восхвалим,/яко святителя суща,/мучением же паки просиявша доблественне./Егоже молитвами, Иисусе Боже наш,/в вертепе и в пеленах повивыйся,/спаси вся, поющия Тя. Слава, глас 6: Память совершаем Давида и Иакова благочестивых,/царя пророка и апостола, перваго епископа:/тех бо ученьми лести избавльшеся,/Христа славословим, от Девы возсиявшаго и воплощшагося,/еже спасти души наша. И ныне, Богородичен гласа. Вход. Прокимен дне. На литии стихиры праздника, поемыя на самый праздник. Слава, и ныне: Волсви персидстии: На стиховне стихиры воскресны. Слава, глас 6: Священных память, и царей держава,/и веселие бысть Рождество Твое,/и в нем, хвалящеся, глаголем:/Отче наш, Иже еси на Небесех,/да святится имя Твое, Человеколюбче. И ныне, глас тойже: Днесь невидимое Естество/человеком от Девы совокупляется;/ днесь безмерное существо в Вифлееме пеленами обвивается;/ днесь Бог звездою волхвы в поклонение приводит,/провозвещая Свое тридневное погребение,/яко в злате, и смирне, и ливане./Емуже поем:/воплотивыйся от Девы, Христе Боже,/спаси души наша. На благословении хлебов тропарь: Рождество Твое: Дважды. И святых, глас 2, единожды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса, Богоотцу:/Деву видел еси рождшую,/с пастыри славословил еси,/с волхвы поклонился еси,/Ангелом весть прием./Моли Христа Бога спасти души наша. А идеже несть всенощнаго бдения, на повечерии по Трисвятом кондак Богоотцев. Слава, и ныне, праздника. НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь воскресен, дважды. Слава, святых. И ныне, праздника. По кафизмах, седальны воскресны, с Богородичны их. И чтение во Евангелии толковом от Матфея, Неделя по Рождестве Христове; или слово Григория Нисскаго о Святей Троице и о Аврааме, на две части. И поем непорочны, и тропари их. Ипакои гласа. Степенна и прокимен гласа. Евангелие воскресное. Воскресение Христово видевше: По 50-м псалме стихира воскресна. Канон воскресен со ирмосом на 4, и Богородице на 2, и праздника на 4, и настоящий канон на 4, глас 4. Творение Космы монаха. Песнь 1 Ирмос: Воспою Тебе, Господи Боже мой,/яко извел еси люди из работы египетския,/покрыл же еси колесницы фараоновы и силу. Елицы рождественная сотворяем Воплощшагося нас ради,/радостию воспоим Иакова Богобрата и Давида Богоотца. Слава в Вышних, лицы Ангельстии в Вифлееме Иосифу предсташа, глаголюще,/с нимиже Благоизволившаго воплотитися воспоим. Давиде Богоотче, с гусльми,/от корене Иессеова воплощшася Господа,/Иакова праведнаго привлек, воспой. Воспою Тебе, Господи Боже мой,/яко родился еси из Матере Девы Святыя/и Сию показал еси надежду душ наших. Катавасия: Христос раждается: Песнь 3 Ирмос: Утверждение на Тя надеющихся, Христе Боже,/в вере Православней Твоей утверди нас,/яко Человеколюбец. Рождшагося плотию от Девы без семене Христа Бога со Ангелы вси воспоем,/слава в Вышних Богу, взывающе. Всепразднственный нас ради Истощившагося, вернии, праздник/с Давидом же и Иаковом песньми по достоянию почтим. Яко жениху от чертога, из матерних ложесн/Давид рече Господу изыти,/Егоже ныне со Иаковом воспоем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010